К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
статья по логопедии на тему

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.

В данное время у меня обучается 4 ребенка с диагнозом ЗПР, имеющие общее недоразвитие речи. Работа с ними осуществляю по трем направлениям:

1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)

2. Коррекция нарушений лексико –грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.

3. Коррекция нарушения письма и чтения.

Особенности работы с учащимися, имеющими речевые отклонения

Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять

единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого
  • материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
  • учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к обучающимся с учетом

возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной
  • деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
  • придание обучению воспитывающего характера;
  • всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют

повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению

учебного материала данными детьми. Для своевременного предупреждения,

выявления нарушений письма периодически необходимо проводить анализ

письменных работ детей и обращать внимание учителя на ошибки,

обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

Цели работы при ЗПР

Цели коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития:

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  • Повышение уровня их умственного развития.
  • Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма). Развитие различных видов мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

В начале учебного года проводится логопедическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности речевых нарушений. Затем разрабатывается календарно-тематическое планирование и рабочая программа с учетом возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей. Эти занятия направлены на развитие устной и письменной речи. На занятиях работаем над обогащением у ребят активного словарного запаса, над грамматическим строем речи (формируем умения конструировать распространенные предложения), а также устраняем дисграфические (специфические ошибки на письме) и дислексические (специфические ошибки при чтении).

Одна из главных задач — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, я должна создать платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Поэтому, на занятиях с детьми использую нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия – дидактические игры, маски, речевые игры, ролики, наглядные учебные пособия, специальную литературу, логоритмические упражнения.

Взаимодействие логопеда с педагогами

Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, необходима

тесная связь логопеда с учителями начальных классов. Все вместе должны

стремимся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда— устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний необходимо проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информировать учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости (в течение учебного года). Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществлять нужно совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально –групповые занятия с детьми.

Взаимодействие логопеда с родителями

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чѐтко организованная система взаимодействия. Дети — логопаты нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений логопедического сопровождения является работа с родителями, самая эффективная формой работы – индивидуальная. Выступления на родительских собраниях в школе на темы: Роль семьи в преодолении дефектов речи; Взаимосвязь работы семьи и логопеда; Поговори со мною, мама! И т.п. Консультирование педагогов по теме: «Специфические ошибки на письме и работа по их преодолению»

Таким образом , взаимодействуя с учителями, специалистами школы и

родителями осуществляется логопедическое сопровождение детей,

обучающихся по общеобразовательной программе с учетом адаптированной

программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Е. А.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности»

основной жизненный опыт человека закладывается в период до трех, пяти лет. К условиям развития толерантности мы относим: наличие преемственности между данными ступенями образования; демократический стиль общения с детьми; реализацию технологий, обеспечивающих ребенку активную позицию на разных ступенях образования; право на свободу выбора деятельности по интересам; учет природных особенностей детей; их любознательности и подвижности; отслеживание уровня развития толерантности по развитию эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуальной сферы, физического и психического здоровья дошкольника и ученика.

Непрерывность образования растущего человека – гарантия преемственности и эффективности накопления навыков взаимодействия ребенка со сверстниками в разных условиях пребывания его в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Это обеспечивает детям возможность для развития новых способов мышления, деятельности, а так же умения контактировать друг с другом в условиях решения разнообразных учебных и игровых задач.

Результаты свидетельствуют – дети в нашем опыте становятся доброжелательными, спокойными, с высоким чувством собственного достоинства. Анализ показывает, что сформированные качества личности ребенка находят свое дальнейшее развитие в последующей взрослой жизни человека.

Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности

«Детский сад комбинированного вида» – дошкольное образовательное учреждение, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании1.

Сопровождение детей с задержкой психического развития – это структурированный, динамический процесс, комплексная деятельность специалистов, работающих с ребёнком (учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель, врач, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, и др.) при совместной работе с родителями, и координировании всей деятельности представителем администрации дошкольного образовательного учреждения. Структурой сопровождения решаются задачи:

1 www.krao.ru/files/fck/. /prim polozhenie det skii sad kombinir.doc

систематическое отслеживание медицинского, психологического, педагогического статуса ребенка в динамике его комплексного развития; систематическая психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, групповых и индивидуальных занятий, психокоррекции, псиxoлoгичecкoй и медицинской поддержки; консультативная помощь родителям детей с ЗПР; отслеживание социокультурного и психологического развития ребёнка с ЗПР в школе.

Сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида должно являться неотъемлемой частью коррекционно – образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Это можно объяснить следующими причинами: особенностями психического развития детей – дошкольников с ЗПР; отсутствием у родителей детей с ЗПР возможности дополнительного развития своих детей в условиях сельской местности, недостатком квалифицированного педагогического персонала; удалённостью села от города, где родители не могут себе позволить систематически отвозить детей в ближайший город; чрезмерной занятостью родителей детей с ЗПР, они не могут уделять должного внимания своим детям; недостаточностью в медицинских учреждениях в селе медработников, поэтому прослеживается недостаточное медицинское сопровождение детей; неспособностью родителей детей с ЗПР в сельской местности адекватно оценить уровень развития своего ребенка, поэтому, достаточно часто мнение родителей о своих детях преувеличены, не соответствуют действительности.

Детский сад комбинированного вида для сельских детей является единственной развивающей средой, в которой они пребывают. Поэтому комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида в сельской местности является необходимым условием их обучения, воспитания, развития и коррекции.

Разработкой теории и практики комплексного сопровождения детей с ЗПР занимались Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Н. Н. Яковлева, И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, У. В. Ульенкова и др.

Целью нашего исследования является выявление особенностей психического и речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР для формирования у них недостающих знаний, умений и навыков; коррекции речи в процессе комплексного сопровождения.

Наш эксперимент проходил на базе сельского МДОУ «Детский сад № 25 комбинированного вида», в д. Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области. Для проведения эксперимента, была отобрана группа испытуемых, в которую вошли дети старшей группы.

При рассмотрении личных дел воспитанников, мы обнаружили задержку психического развития и речевые нарушения. У 55,5 % детей обнаружились соматические заболевания.

Логопедическое обследование детей заключалось в проверке качества знаний, умений и навыков по основным разделам программы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: М., Просвещение, 2009) и у детей проверялись знания в соответствии с программными требованиями на конец учебного года средней группы. Материал был отобран с учётом основных требований по каждому разделу программы:

Звукопроизношение: проверялось произношение всех групп звуков.

Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха: повторение слогов с оппозиционными звуками, выделение на слух ударного гласного звука в начале слова, дифференциация смешиваемых в произношении звуков, выделение заданного звука на фоне слова по картинкам и на слух.

Воспроизведение слоговой структуры слова: звуконаполняемость, воспроизведение предложений.

Состояние грамматического строя речи: словоизменение (преобразование имён существительных им. падежа ед. числа во множественное число, согласование имён числительных 2 и 5 с именами существительными), словообразование (образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употребление предлогов).

Лексический строй речи: знание обобщающих слов, домашних и диких животных и их детёнышей, профессий, транспорта, времён года, дней недели, слов с противоположным значением.

Понимание речи: выполнение двух – трёх поручений в заданной последовательности, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание соотношения между членами предложения по сюжетным картинкам, понимание сложноподчинённых предложений.

Связная речь: беседа, рассказ по картинке, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, составление рассказа – описания предмета.

Проверка знаний, умений и навыков детей с ЗПР проводилась учителем – логопедом, индивидуально с каждым ребёнком.

Анализируя данные, мы выявили как каждый ребёнок произносит звуки, и усваивает программный материал, какие потенциальные возможности имеются у каждого ребёнка.

В процессе анализа экспериментальных данных нами были выделены уровни сформированности ЗУНов: высокий, средний, низкий. Высокий уровень нами считался в тех случаях, когда ребёнок полностью справлялся с предъявляемыми заданиями и выговаривал все звуки правильно. Средний уровень мы считали, когда ребёнок не мог выговаривать 1-2 группы звуков и справлялся с заданием с помощью взрослого, понимая основное содержание вопроса. Низкий уровень нами засчитывался, когда ребёнок даже с помощью взрослого испытывал затруднения в задаваемом вопросе, не мог выговорить от 3-х групп звуков.

Анализируя данные логопедического обследования, мы обнаружили, что высокий уровень развития речевой деятельности не имеет ни один испытуемый ребёнок, и можем сделать подробные выводы по основным разделам программы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009).

Звукопроизношение. Средний уровень показали 44,4 % детей, высокий – 55,5 % детей.

Фонематическое восприятие. Состояние фонематического слуха. Не смогли выделить на слух ударный гласный звук в начале слова, а также, испытывали большие трудности в дифференциации смешиваемых в произношении звуков по 88,8 % детей, 55,5 % детей не смогли повторить слоги с оппозиционными звуками. Все дети не смогли выделить заданный звук на фоне слова.

Воспроизведение слоговой структуры слова. Самым сложным в этом виде речевой деятельности оказалось воспроизведение предложений. С этим заданием не справились 88,8 % детей. 77,7 %

– не смогли воспроизвести нужную звуконаполняемость слов со сложной слоговой структурой.

Гоамматический строй речи. По 88,8 % исследуемых детей не смогли справиться с заданиями словообразования и словоизменения.

Лексический строй речи. Самым сложным в этой части эксперимента для детей оказалось называние домашних и диких животных, а также называние времён года и дней недели. С этим заданием не справились все 100 % детей. 88,8 % не смогли назвать слова – антонимы. 33,3 % не смогли обобщить слова.

Связная речь. С оставлением рассказа по серии сюжетных картинок и пересказом не смогли справиться все 100 % испытуемых, 88,8 % детей не составили рассказа по сюжетной картинке, и 77,7 %

– не смогли составить рассказ – описание предмета.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в приобретении знаний, умений и навыков во всех компо-

нентах речевой деятельности, предусмотренных программой (Фи-личева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009).

Кроме этого, по каждому разделу программы присутствует большой процент детей не справившихся с заданием: 100 % детей не выделили заданный звук на фоне слова. 88,8 % не справились с заданиями требующих словоизменения и словообразования, а также на воспроизвели предложения со сложной слоговой структурой. Не знают домашних и диких животных, их детёнышей, а также, времён года и дней недели 100 % детей. Этот факт мы можем объяснить недостаточностью знаний и представлений детей об окружающем мире, что доказывает необходимость более серьёзной работы со стороны воспитателей. Не умеют пересказывать несложные тексты, и не могут составить рассказ по серии сюжетных картинок 100 % детей. Большинство испытуемых не увидели логической последовательности между сюжетными картинками, что требует более углублённой работы со стороны педагога-психолога в данном ДОУ. 88,8 % детей не смогли составить рассказ по картинке. Работа воспитателя на занятиях по развитию связной речи находится на низком уровне.

Таким образом, из исследования, мы видим, что дети, посещающие логопедическую группу имеют комплекс речевых нарушений, и это усугубляется педагогической запущенностью, возникающей вследствие халатного отношения к своим должностным обязанностям со стороны воспитателей и незаинтересованности родителей.

Наше практическое исследование показало, что уровень знаний, умений и навыков детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в соответствии с программой (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009) демонстрирует низкий уровень речевого развития, что требует более эффективной коррекционно – развивающей, комплексной работы с данным контингентом детей.

Л. М. Шипицына предложила следующую коррекционнологопедическую работу с детьми с ОНР в логике сопровождения.

Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуществляют физиотерапевтическое лечение, ДФК, оказывают психотерапевтическую помощь.

Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приёмы коррек-

ционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями.

Поскольку мы (Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. -СПб., 2005) говорим о детях с нарушениями речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение, состоящее из:

1. Работы по развитию понимания речи.

2. Создания мотивации для развития речевых коммуникаций.

3. Формирования пространственных представлений и сенсомоторных навыков.

4. Коррекции неправильного звукопроизношения.

5. Развития фонематического восприятия, фонематического восприятия, синтеза и представлений.

6. Уточнения и расширения словарного запас.

7. Усвоения грамматических категорий.

8. Развития психических функций.

9. Воспитания эмоционально – волевой сферы.

10. Подготовка к обучению в школе.

11. Проведения логопедической работы по коррекции конкретных речевых нарушений при осложнённых формах общего недоразвития речи. Коррекционно-логопедическая работа в группе осуществляется под контролем логопеда.

Содержание логопедической работы строится с учётом программы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкретном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объём материала, который предлагается в очень интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие», и др., на первых тапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому, рекомендуется использовать:

• «Программу для детей с общим недоразвитием речи» – авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

• «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» – автор Н. В. Нищева.

• Программу «Аккорд» для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт – Петербурга.

• Парциальные программы; технологии.

Учитывая диагноз – ОНР разной степени, планирование составляется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системы в целом, то есть, в каждое занятие включается, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фонетико-фонематической стороны, и лексикограмматического строя, и связной речи. Коррекционно-

логопедическое воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яркой выразительной наглядности.

План работы логопеда и воспитателей составляется на основе диагностики. В зависимости от уровня речевого развития определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы (Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р.

В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб., 2005).

В логике логопедического сопровождения считаем нужным выделить следующие направления работы: коррекция нарушенного звукопроизношения, развитие фонематического анализа и синтеза, восприятия, коррекция нарушений звукослоговой структуры слов, развитие грамматического строя речи, развитие лексического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, развитие связной речи, обучение грамоте.

Учитывая, что наше исследование проводилось в условиях детского сада в сельской местности, мы определили специфические дополнения к предложенному Л.М. Шипицыной логопедическому сопровождению: систематизированные и качественные занятия детей со штатным психологом, создание на базе детского сада дополнительных занятий (кружковых, секционных, и т. п.), направленных на развитие психических процессов, и речевых нарушений, требующих коррекции, привлечение в сельскую местность молодых специалистов (как педагогов, так и медиков), создание семинаров (лекториев) для родителей в удобное для них время, чётко отлаженная взаимосвязь логопеда с воспитателями логопедических групп и специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями.

Детский сад комбинированного вида для сельских детей является единственной развивающей средой, в которой они пребывают. Поэтому логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида в сельской местности является необходимым условием их обучения, воспитания, развития и коррекции.

И. Б. Гладкова, Н. В. Иванова

Использование потенциала мемориального зала М. А. Ульянова в формировании социокультурного пространства местного сообщества

Работа по краеведению, сохранению историко-культурного наследия, воспитанию подрастающего поколения на примере извест-

“Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)”

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение детей с ЗПР »

Сопровождение детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.

Характерные особенности детей ЗПР:

– Недостаточность произвольной памяти.

– Отставание в развитии мышления.

– Бедный словарный запас слов.

– Низкий навык самоконтроля.

– Незрелость эмоционально-волевой сферы.

– Ограниченный запас общих сведений и представлений.

– Слабая техника чтения.

– Трудности в счёте и решении задач по математике.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Что значит сопровождать?
Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение
определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)
– психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координированно
Задачи:
– Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР
– Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР
– Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
– Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации – создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).

Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:

характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

данные о состоянии здоровья ребенка;

данные об уровне физического развития ребенка;

показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

показатели эффективности дополнительного образования.

Основные принципы сопровождения:

– безусловное принятие каждой личности;

– признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

– создание условий для саморазвития, личностного роста.

В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

Организация коррекционно-развивающего обучения;

Консультирование детей, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

●Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

– выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

– выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

– организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

– разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

– мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

– методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

– организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

– организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

– просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)

– индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

– организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК

-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу – психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт – терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.

Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

индивидуальное сопровождение детей;

системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

выявление проблем в ходе массовой диагностики;

обращение родителей за консультациями;

обращения педагогов, администрации;

обращение специалистов других социальных служб.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступление утомляемости;

3. активизация познавательной деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

отрицательное отношение к учёбе;

не усвоение учебной программы:

Просмотр содержимого презентации
«ПрезентацияИнклюзивное образование»

Характерные особенности детей ЗПР

  • Повышенная истощаемость.
  • Неустойчивое внимание.
  • Своеобразное поведение.
  • Недостаточность произвольной памяти.
  • Отставание в развитии мышления.
  • Дефекты звукопроизношения.
  • Бедный словарный запас слов.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.
  • Слабая техника чтения.
  • Трудности в счёте и решении задач по математике .

Что значит сопровождать? Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР) психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно Цель сопровождения : создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития). Задачи: – Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР – Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР – Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении – Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР – Отслеживание динамики развития детей с ЗПР

Схема деятельности службы сопровождения

– безусловное принятие каждой личности;

– признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

– создание условий для саморазвития, личностного роста.

развитие и психологическая коррекция;

организационно – методическая деятельность.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

  • Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
  • Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и “умения учиться”, развитие творческих способностей.

  • Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
  • Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости

Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступление утомляемости;

3. активизация познавательной деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

  • отрицательное отношение к учёбе;
  • не усвоение учебной программы:
  • пропуски уроков;
  • психозы;
  • агрессивное состояние;

20-30% детей не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы

Около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

истощаемость психических функций;

отставание в развитии психомоторных функций;

низкая интеллектуальная продуктивность;

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

низкая прочность запоминания;

неумение применять дополнительные средства запоминания;

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

инертность мыслительной деятельности;

длительный период приема и переработки информации;

нарушения пространственной ориентировки;

стремление избегать трудности;

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

    способность пользоваться оказанной помощью;

способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

способность понимать условие простой задачи;

способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

интерес театральному и изобразительному искусству;

стремление к творческому самовыражению;

любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

ЗадачиМетодыСодержание работы
Развить диалогическую речьСвободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх
Сформировать речевую инициативу и самостоятельностьИгра «Зоологический музей»
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа«Игровой диалог»Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведенияИгра «Телефонный разговор»Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Мой университет

Мой университет

Мой университет

Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки

Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации

курс повышения квалификации “Логопедическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития в соответствии с требованиями ФГОС”

  • Объём курса: 36 академ. часов
  • Продолжительность: 2 недели
  • Вы можете досрочно закончить обучение
  • 1475.00 ₽
  • 1328.00₽

ЗадачиМетодСодержание
Развить мелкую моторикуУпражнение «Катание карандаша»Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями
Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторикуПопросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.
Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппаратУпражнения «Прыжки»
Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий, и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.

О курсе:

По данным статистики с каждым годом отмечается значительный рост числа детей с ОВЗ, особенно это касается обучающихся с ЗПР. С 1 сентября 2016 года вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который включает Программу коррекционной работы. Обязательным условием ее реализации является систематическое специальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, которое предполагает работу учителя-логопеда. Логопедическое сопровождение обучающихся с ЗПР предусматривает реализацию основных направлений деятельности учителя-логопеда: диагностику, профилактику, коррекцию устной и письменной речи обучающихся и обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Предлагаемая программа курса повышения квалификации, будет способствовать формированию у педагогов необходимых компетенций, направленных на решение вышеперечисленных направлений и обеспечение создания необходимых условий для получения качественного образования детьми с ЗПР и для детей с нормальным интеллектом, имеющих речевые проблемы.

Для кого предназначен курс: учителя-дефектологи, учителя-логопеды общеобразовательных школ, коррекционных школ.

Цели курса: формирование компетенций слушателей целевой группы в области организации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющих ЗПР, обучающихся в образовательных организациях .

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – Удостовение о повышении квалификации АНО ДПО “Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки “Мой университет” с указанием объема курса – 36 часов.

Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой “Записаться на курс”)
2. Нажать на кнопку “Записаться на курс” и зарегистрировать “Личный кабинет”
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел “Анкетные данные” в “личном кабинете” (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела “Анкетные данные” Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс). Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела “Анкетные данные”, пожалуйста, напишите на электронный адрес obuchenie@moi-uni.ru

И это ещё не всё!

После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:

Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 24.12.2014

Статья просмотрена: 899 раз

Библиографическое описание:

Кривомлина О. В., Царевская Е. В. Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6979/ (дата обращения: 28.02.2020).

Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

Работая в детском саду в группе компенсирующей направленности, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми с ЗПР в условиях разновозрастной группы:

– проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи;

– проблема организации коррекционной работы с детьми разного возраста;

– проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР.

– проблема интеграции детей с особенностями в развитии в группы нормально развивающихся сверстников;

– специфика логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы.

Проанализировав существующие подходы к диагностике и коррекции нарушенного развития, мы разработали систему организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях разновозрастной группы.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

В связи с этим перед коллективом и мной встала необходимость организации работы по раннему выявлению и профилактике речевых и психологических нарушений у детей массовых групп. В нашем учреждении создан медико-педагогический консилиум, состоящий из специалистов разной направленности (учителя-логопеды, педагог-психолог, медицинские работники, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, методисты по коррекционно-образовательной работе). В работу консилиума входит выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии; совместное планирование коррекционно- воспитательной работы; проведение профилактических и коррекционных мероприятий. Ежегодно (в декабре, январе) проводится плановое обследование детей массовых групп, внеплановые обследования вновь поступивших детей, по просьбам родителей и рекомендациям педагогов могут проводиться в течение учебного года.

Организация коррекционно-воспитательной работы в разновозрастной группе.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся — организация коррекционной работы с детьми разного возраста. Так как, в нашу группу поступают дети от 3,5 до 6 лет, мы не можем не учитывать этот фактор при планировании коррекционно-образовательного процесса. Работа в группе cтроится с учётом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей. После проведения углубленной диагностики формируются подгруппы (по уровню актуального развития детей) с подвижным составом. Есть дети, которые выносятся на индивидуальную работу в силу особенностей их психофизиологического и речевого развития. Для них составляются индивидуальные планы сопровожден6ия, и постепенно ребёнок вовлекается в групповую деятельность (сначала, как зритель, далее, как активный участник).

Конечно, работа в разновозрастной группе требует от педагогов повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. Однако нельзя не отметить, что в такой ситуации есть и плюсы: возможность для ребёнка последовательно и гармонично переживать свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир; возможность меняться и примерять новые роли; преимущества развития игровой деятельности в разновозрастном коллективе.

При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речевого и психического развития детей.

Реализация комплексного подхода в нашем учреждении строится по следующим направлениям:

– Диагностика (совместное выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии);

– Разработка комплексного плана коррекционно-развивающей работы, направленной на всестороннее развитие детей, коррекцию недостатков развития, предупреждение возникновения вторичных нарушений;

– Коррекция нарушений в развитии детей;

– Предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательных программ;

– Работа с родителями (консультирование, совместные мероприятия, открытые занятия, семинары-практикумы, информационные газеты), педагогами (консультирование, проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий), специалистами (совместные мероприятия, ведение журналов взаимосвязи).

Работая в тесной взаимосвязи, мы добиваемся положительных результатов в обучении воспитании детей с ЗПР.

Интеграция детей с ЗПР на последнем году обучения и воспитания в массовые группы.

В нашем учреждении опробована и налажена система работы по интеграции дошкольников с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения.

Поступая в группу компенсирующей направленности на 2 и 3 года, дети получают квалифицированную помощь команды специалистов, работающих над всестороннем развитием каждого ребёнка, не только исправляя имеющиеся недостатки в развитии, но и помогая раскрывать потенциал малышей.

Работая таким образом, мы получаем хорошие результаты. И перед нами становится вопрос о возможности интеграции детей в группы нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения в дошкольном учреждении.

Для успешной реализации процесса интеграции особенных детей в массовые группы, необходимо соблюдать следующие условия:

– Дифференциальная психодиагностика каждого ребенка (решение принимается совместно с психолого-медико-педагогической комиссией).

– Система сопровождения детей. Отправляя ребёнка в массовую группу, специалисты готовят рекомендации для воспитателей по проведению индивидуальной работы, по закреплению и развитию полученных умений и навыков. При необходимости продолжается логопедическое и психологическое сопровождение детей.

– Подготовка окружения к процессам интеграции и инклюзивного обучения детей с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов массовых и специальных (коррекционных) учреждений и программ повышения родительской компетентности.

– Поддержке педагогов, которые работают в группах инклюзивного обучения. Здесь психолог помогает преодолеть страх, тревожность, связанные с поиском правильных подходов во взаимодействии с учениками с особыми образовательными потребностями.

Преимущества инклюзивного образования: это — создание благоприятных условий для их успешной социализации и индивидуализации, где эти процессы понимаются в более широком смысле. Основой такой индивидуализации является возможность вести каждого конкретного ребенка в направлении образовательного стандарта своим путем, не снижая в целом уровня образования. Такой принцип изменяет не содержание, а методы и пути обучения.

Специфика работы логопеда с детьми ЗПР

Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Поэтому работа логопеда не может быть ограничена только развитием основных компонентов речевой системы. При разработке воспитательно-образовательного плана мы учитываем не только возрастные, но психофизиологические особенности наших детей.

Свою работу по преодолению системного недоразвития речи детей я строю по направлениям:

– развитие лексико-грамматического строя речи,

– развитие фонематических процессов,

– развитие связной речи

– развитие просодических компонентов речи.

Подгрупповые занятия организованы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи и по формированию фонематического восприятия и развитию речи. На индивидуальных занятиях проводится работа по коррекции недостатков произношения, по развитию мелкой моторики, речевого дыхания, устранению недостатков различных компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, связная речь, просодическая сторона речи и др.)

Нетрадиционные методы в работе с детьми с ЗПР

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Поэтому, на занятиях с детьми наряду с традиционными логопедическими играми и упражнениями, использую нетрадиционные формы и методы работы: арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, оригами, звукотерапия, цветотерапия, песочная терапия.

Похожие статьи

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу необходимо начинать на ранних стадиях выявления проблем в развитии малыша.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Алалия. Основные направления и содержание.

Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних.

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и.

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе.

Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов.

В свою очередь, речевые нарушения отрицательно влияют в той или иной степени на психическое развитие ребёнка.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Читайте также:  Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда
Ссылка на основную публикацию