Йотированные гласные – план-конспект занятия

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать навыки языкового анализа и синтеза;

-учить делать выводы, слушать и понимать других;

-развивать память, внимание и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
yotirovannye_glasnye_v_nachale_slova.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

– В начале слова (приведите примеры слов)

– После гласной буквы (приведите примеры слов)

– После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

  1. Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
  1. Разбор гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
– О каких буквах говорили?
– В каких случаях они образуют два звука?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах.

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа.

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему “Посуда”.

Конспект фронтального занятий в подготовительной группе.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по теме” Гласные звуки. Слог”.

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла.

Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

Тема: «Йотированные гласные»

Цель: систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами.

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов, элементы букв, модели домов с буквами Е,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов; построение букв.

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

– Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

– А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

– А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

Разделитесь на две команды: Команда И-краткая, команда гласных.

– Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

– Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными? (ответы детей)

– Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

-Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки».

Аналогично с другими йотированными буквами

Вывод: Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

– Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом».

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод: С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я)

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

– Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Конспект занятия «Похищение буквы В» Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Похищение буквы В».

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» Цели занятия: Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их.

Конспект занятия «Где живут буквы». Тема : Итоговое занятие. Задачи : Обучающие : Закрепить графический образ букв. Закреплять умение выделять последовательность звуков в.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: “Гласные и согласные звуки”. Игра в слова. Сказка “Куроч ка-Ряба”. цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; “Гласные и согласные звуки”. Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: “Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка “Курочка – Ряба”. цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.

Йотированные гласные – план-конспект занятия

Конспект логопедического занятия

Тема: Йотированные гласные.

Цели: 1. Дать понятие об образовании йотированных гласных.

2. Дать понятие о смягчении согласных посредством гласных второго ряда.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Совершенствование умения составлять предложения с данными словами для получения

карточки гласных букв;

картинка с изображением папы-медведя и сына Мишутки;

индивидуальные картинки с изображениями этих зверей;

текст стихов с иллюстрацией гласных звуков («девочки» Аля, Оля, Уля, Эля, Ира) и звука [ й ];

фотографии с изображением артикуляции гласных и звука [ й ];

материал к рассказу «Котенок».

Какое сегодня число?

Какой идет месяц?

А какой день недели?

Кто готов сегодня на занятие внимательно слушать и хорошо работать?

Перед детьми на партах лежат гласные буквы: А И Ы Э У О. По артикуляции логопеда узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Сравнение с рядом гласных на доске: А О У Э Ы.

– Кто справился с заданием?

– Кто умеет хорошо узнавать звуки по положению губ и языка?

3. – Что вы знаете об этих буквах?

– Для чего они служат?

– Кому помогают эти гласные: папе-медведю или Мишутке?

– Кто прочитает эти гласные за папу-медведя его голосом?

4. – Какая буква осталась на парте? (И)

– Что вы о ней знаете?

– По внешнему виду, на какую букву она похожа? (на Й)

– А что вы о ней знаете?

Стихи с иллюстрацией

И глядит украдкой

На сестрицу краткою:

Ей понравился берет,

У нее такого нет…

5. О том, какая история приключилась со всеми этими буквами и что из этого получилось, мы узнаем сегодня на занятие.

Жили – были две сестрички: И и Й. Они были очень похожи. Одна из них решила купить себе берет. Она купила красивый беретик, переоделась и стала очень гордой. Звала она себя теперь кратко: [ Й] и не хотела ни с кем дружить. Но так жить ей стало скучно и плохо, решила она подружиться с кем – нибудь. Вышла гулять, смотрит, стоит красивая девочка и поет [А].

– [ Й]. Давай дружить и петь вместе. Я буду первой, а ты за мной:

Логопед соединяет карточки со звуковыми изображениями: [ Й] [А].

Записывает на доске ниже первого ряда

Далее логопед рассказывает о том, как [ Й] подружилась с девочкой Олей, которая звонко пела свою песенку [ О]; с Улей (удивленная песенка [У], с Элей (красивая песенка [Э]).

В результате рассказа логопеда на доске будет запись:

Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.

Так и получилось два ряда гласных букв. Они очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают.

Интересная история о буквах?

О чем эта история?

Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке?

6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.

Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:

Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.

В итоге работы на партах получается два ряда гласных:

Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?

7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.

Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.

– Что вы можете о них сказать?

– Чьи это звуки? (Мишуткины)

Чтение гласных Мишуткиным голосом.

Чтение гласных I ряда голосом папы-медведя.

Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:

А О У Э Ы МА-МЯ

М

Как звучит согласный в словах папы-медведя?

Как звучит согласный в слогах Мишутки?

Квадратом, какого цвета они обозначаются?

8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.

9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).

СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ

ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА

А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:

11. Работа над составлением связного текста

Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.

Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.

Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).

В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.

Как можно назвать наш рассказ?

Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.

12. Подведение итогов занятия

Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)

Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.

Конспект урока по русскому языку “Йотированные буквы”

Дать понятие о двойственности йотированных букв

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку “Йотированные буквы”»

дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

продолжить формировать навык транскрибирования;

ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

Проверка домашнего задания.

– Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

– Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

– Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)

– Сколько всего гласных букв?(10)

– Сколько всего гласных звуков? (6)

– Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

– Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков – 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

– А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?

Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:

Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).

III. Объяснение нового материала.

Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.

5. Орфоэпическая работа.

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому “яи(ш)ница”!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

-Возьмём одно из предложенных – вкусная яичница!

Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический)

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложении дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске .

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

Записываем следующий столбик:

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

Записываем следующий столбик:

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается – 4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Таблица “Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я”

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.

слайды с изображениями животных

-Но у этих букв есть ещё одна роль-

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

-Можно ещё привести примеры.

Вывод: какая роль у этих букв?

Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

Какая основная мысль текста.

К какому стилю речи можно отнести этот текст?

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Тест по теме «Фонетика».

I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

II. Какие из указанных букв названы неверно:

1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

Какие из данных слов отступают от данного правила:

брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.

1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) в..юга
2) руж..ё
3) под..езд
4) кар..ера

2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..явление
2) комп..ютер
3) бур..ян
4) солов..иная трель

3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) вороб..и
2) пред..юбилейный
3) мурав..ед
4) п..еса

4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..скакать
2) в..ётся по стене
3) об..езжать вокруг
4) пол..ёт цветы

1. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) в..юга
2) руж..ё
3) под..езд
4) кар..ера

2. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..явление
2) комп..ютер
3) бур..ян
4) солов..иная трель

3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) вороб..и
2) пред..юбилейный
3) мурав..ед
4) п..еса

4. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) об..скакать
2) в..ётся по стене
3) об..езжать вокруг
4) пол..ёт цвет

5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) ател..е
2) поют солов..и
3) плат..е
4) с..ёмки фильма

6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) птич..и голоса
2) пред..явить пропуск
3) бул..он
4) прем..ера

7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) бар..ер
2) без..аварийный
3) медвеж..я услуга
4) об..ект

8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) обез..яна
2) счаст..е
3) крутой под..ём
4) дерев..я

5. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) ател..е
2) поют солов..и
3) плат..е
4) с..ёмки фильма

6. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) птич..и голоса
2) пред..явить пропуск
3) бул..он
4) прем..ера

7. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) бар..ер
2) без..аварийный
3) медвеж..я услуга
4) об..ект

8. Укажите слово, в котором пишется Ъ.

1) обез..яна
2) счаст..е
3) крутой под..ём
4) дерев..я

Урок “Письмо слов с йотированными гласными”

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, “Стол-помощник”, карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

  1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).

– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

– Как они называются? (йотированными);

– Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

1. Какая буква не является йотированной?

1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

Самооценка учащихся: оцените свою работу, закрасив на полях каплю (с работой справились легко – закрасьте полностью, были сомнения – часть, большие затруднения и ошибки – не закрашивайте). Оценивается правильность работы.

Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

– Какая буква нас сегодня встречает?

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными.

Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка маляр боярышник столяр

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

Проверка: прочитать слова 1 столбика, 2 столбика и обосновать свой выбор.

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

Яр – крутой обрывистый берег.

– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

V. Словарная работа.

– Мы движемся дальше. В нашем классе 4 экипажа. Сомкните свои ряды, и далее будем работать экипажами. Помните, успешность работы команды во многом зависит от сплоченности, взаимопонимания её членов.

– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

– Какое это слово?

– Напишите транскрипцию на общем листе.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

– Попробуем записать это слово( 1 ученик у доски)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

VI. Работа в группах.

Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

    • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса:

ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове:

3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч’й’у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май’ак] к утру шторм стих.

ночью ветер маяк

[й’ул’а] и [й’аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

  1. Кто пошёл к морю?
  2. Где Юля нашла рачка?
  3. Как он оказался на берегу?
  4. Что сделала девочка?

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

– Какие слова нельзя перенести?
– Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

– Что такое “шторм”?

– Что такое “штиль”?

Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

Йотированные гласные – план-конспект занятия

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

– учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

– развивать фонематический слух;

– учить соотносить гласные звуки с буквами;

– учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

– расширять словарный запас;

– развивать внимание, память, мышление.

Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.

2. Сообщение темы и целей занятия:

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?

– На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и II ряда, чтобы не путать их на письме.

3. Сказка об образовании йотированных гласных: «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки – А, О. У, Э. Был у них друг – согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.

Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я – Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.

– Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?

– Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?

– Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:

О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.

(На доске написаны гласные буквы)

– Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?

– Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?

– Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.

– Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:

НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.

7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:

– Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).

8. Составление узоров из геометрических фигур:

– У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

– Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).

– Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.

– Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.

– Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны – не путайте парные гласные!

Утюг , Аня, сливы, вилы, поле, маяк , поёт , заяц, липы , руки, салют, космос, полёт , лапы, крыша, поэт, овёс , мухи.

– Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?

– Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед ,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

и в ладоши хлопаем вот так.

(Тоже самое только с левой рукой).

– Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.

11. Работа с паронимами:

– Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:

– Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II ?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Читайте также:  Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия
Ссылка на основную публикацию