Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

2)Интегрированное (инклюзивное) воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в дошкольных обр.Учреждений.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

-Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-Каждый человек способен чувствовать и думать;

-Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-Все люди нуждаются друг в друге;

-Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем -в том, что не могут;

-Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Причины необходимости инклюзивного образования:

• Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

• Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;

• Анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

Движение «Образование для всех», поддержанное ЮНЕСКО, возникло в 1990 году на Международной конференции «Образование для всех» (Джомтьен, Таиланд).

Для России многие задачи движения «Образование для всех» не характерны – в частности, в России принимаются все необходимые меры в области политики обеспечения воспитания и образования

детей в возрасте до трех лет, а также являются общедоступными программы воспитания и образования детей младшего возраста вне зависимости от уровня доходов семьи. Вопросы грамотности взрослого населения и гендерного паритета также не являются актуальными для нашей страны. Однако наиболее актуальной задачей является повышение качества образования.Новый международный проект «Московское образование: от младенчества до школы» является результатом тесного взаимодействия Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО. Среди прочего, этот проект предполагает расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, предлагая широкий спектр образовательных услуг и программ, в самом широком понимании социального развития детей, на основе принципа равных возможностей. Декларация этого принципа на самом высоком уровне является отражением общемировой тенденции к сплочению и стремлению к взаимопониманию.

Основными задачами проекта являются:

1) Обеспечение доступности всего комплекса воспитания и образования детей младшего возраста с уделением особого внимания группам населения с различным социальным статусом и с учетом их языковых потребностей.

2) Обеспечение высокого качества комплексных услуг в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, охватывающих основные потребности детей младшего возраста, включая дошкольное образование, социально-психологическое сопровождение, охрану здоровья и питание.

3) Обеспечение благосостояния и всестороннего развития детей в возрасте от 0 до 6 лет.

За рубежом, в странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников. Как уже указывалось, во многих европейских государствах (Бельгии, Великобритании, Италии, Германии и др.) психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Методы и формы интеграции в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны не только в различных странах, но даже в разных дошкольных учреждениях одной страны. В России в последние годы утвердился организационно-финансовый принцип обеспечения деятельности учреждений образования. При этом движение финансовых средств осуществляется вслед за поступившим в учреждение ребенком, поэтому образовательные услуги могут предоставляться в соответствии с количеством детей в учреждении, а не распределяются по детским садам, согласно их штатному расписанию или видовому своеобразию. Следовательно, где бы ни воспитывался и ни обучался ребенок с особенностями психофизического развития, в учреждениях любых типов и видов ему должна оказываться специальная комплексная психолого-медико-педагогическая помощь, а его родители могут ходатайствовать о создании для него необходимых условий воспитания и обучения.

В соответствии с действующим законодательством право выбора учреждения образования остается за родителями ребенка. Если родители настаивают, то ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть принят в общеобразовательный детский сад по месту жительства (при отсутствии медицинских противопоказаний к пребыванию в детском коллективе). Это касается лишь так называемых массовых дошкольных учреждений. Но родителям должно быть разъяснено, что это вариант спонтанной («вынужденной») интеграции, и при отсутствии в учреждении квалифицированных учителей-дефектологов данное положение может ухудшить состояние ребенка. Кроме того, в массовом детском саду очень редко удается создать специальные условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ. Отсутствие в ДОУ специалистов, сопровождающих детей, включенных в группу нормально развивающихся сверстников, затрудняет и оказание методической помощи педагогам, работающим в этих группах.

Если же родители хотят, чтобы их ребенок с проблемами в развитии посещал дошкольное учреждение компенсирующего, комбинированного или интегрированного вида, то для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии района (округа), города (области) и письменное заявление родителей о приеме ребенка в детский сад.

Наиболее адекватные условия для интегрированного обучения – в комбинированных образовательных учреждениях, т. е. учреждениях, в которых есть как обычные, так и специальные дошкольные группы. Они создаются для детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и т. д., особенно если поблизости нет детских садов для детей этих категорий.

Смешанные группы в дошкольных учреждениях комбинированного вида могут быть открыты на основании рекомендаций Министерства образования РФ (см. письмо от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03). Смешанная дошкольная группа – это группа, в которой одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети (две трети) и дети с определенным отклонением в развитии (не более одной трети). При этом всего в ней должно быть 12–15 человек, а педагогом смешанной группы обязательно должен являться учитель-дефекто-лог. Нужно отметить, что принципиальная позиция отечественных ученых и практиков заключается в том, что в такой группе могут одновременно обучаться и воспитываться с нормально развивающимися малышами дети только одной нозологической группы (с ЗПР или с нарушением интеллекта), либо с нарушением слуха, либо с нарушением зрения.

Интегрированное обучение организуется:

1) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательной организации (учреждения) дошкольного, общего, начального профессионального образования;

2) посредством функционирования класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (учреждении) для лиц, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья;

3) посредством совместного обучения (воспитания) в дошкольном образовательном учреждении, осуществляющем коррекцию отклонений в развитии, специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии лиц с различными видами отклонений в развитии (в том числе, с сочетанием различных отклонений в развитии)

Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Современное российское общество характеризуется быстро меняющимися инновационными процессами, происходящими в различных сферах жизнедеятельности – социальной, политической, экономической, трудовой, и поэтому человек нашего времени должен быть активным, целеустремлённым, динамичным, быстрым. Это в определённой степени относится и к человеку с ограниченными возможностями здоровья, который в последние двадцать – тридцать лет в Российской Федерации стал рассматриваться в терминах модели независимого образа жизни как независимый и самостоятельный субъект различных сфер человеческой жизнедеятельности. Для формирования субъектной позиции у человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в интегрированной (инклюзивной) воспитательной среде.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года) под инклюзивным образованием понимают «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

В зарубежных исследованиях инклюзивное образование трактуется, во-первых, как «обучение детей со специальными образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками в естественной окружающей среде» [5] на основе полной интеграции в общий учебный процесс до момента достижения целей обучения [6]; во-вторых, как «включение всех учеников соответствующего возраста в коллектив безотносительно учета их интеллектуальных, физических, сенсорных различий с равными правами для освоения культурных ценностей общества в общеобразовательном классе» [4]; в-третьих, важным при организации инклюзивного образования признается изменение школьной культуры (увеличение числа учащихся с различиями, активизация их участия в различных видах деятельности, усиление фактора общения) [7]; в-четвертых, в рамках инклюзии выделяют физическую интеграцию (совместное пребывание в одной классной комнате здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); социальную интеграцию (взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками и взрослыми); учебную интеграцию (совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе учета их особенностей) [8].

В российских исследованиях делается акцент на рассмотрении инклюзивного образования как формы реализации социальной инклюзии и создании специальных равноценных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе [2, 3].

С нашей точки зрения, можно дать следующее определение понятию «инклюзивное образование» – это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития.

Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания.

Инклюзивное воспитание характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности.

Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, относятся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные – это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля». Восприятие и содержание каждой из вышеперечисленных ценностей специфично у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, что объясняется накоплением своеобразного и различного предшествующего социального опыта.

Для человека с ограниченными возможностями здоровья ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни; осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Для здоровых детей и подростков ценность «Я» связана с осознанием границы между «Я» и «не Я», восприятием собственного отличия, уникальности и неповторимости. Следовательно, формирование ценности «Я» в инклюзивной воспитательной среде требует согласования различных точек восприятия данной ценности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников на основе демонстрации различия, многовариантности, неповторимости и уникальности человека.

У любого человека формирование ценности «Здоровье» связано с осознанием наличного состояния здоровья и возможности его сохранения на ближайшую и дальнюю перспективу. Важно отметить, что детский и подростковый возраст, с одной стороны, является самым восприимчивым для любой новой информации, с другой стороны, это возраст, в котором не задумываются о проблемах вообще и о проблемах со здоровьем в частности. Этим фактом можно объяснить различие в восприятии и оценке значимости ценности «Здоровье» у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и у их здоровых сверстников: большинство молодых людей без нарушений развития рассматривают здоровье как противоположность болезни, как состояние полного счастья и благополучия, как отсутствие вредных привычек, как жизнь без стрессов и потрясений. Во всех работах этих респондентов объединяющим началом является дихотомический выбор между положительными и отрицательными характеристиками здоровья и болезни. Для детей и подростков с нарушениями развития здоровье, прежде всего, «то, чего у них недостаёт», «то, к чему они хотели бы стремиться», «то, без чего жизнь потеряла краски». Состояние болезни как отсутствие здоровья детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья оценивается эмоционально окрашено, в оценках преобладают нейтральные или отрицательные мотивы. Если сравнивать отношение человека к потере здоровья, то молодые люди, не имеющие нарушений развития, появление хронических или неизлечимых болезней определяют как обычную (стандартную) ситуацию; в то же самое время люди с отклонениями в состоянии здоровья наличие болезней или появление новых оценивают как катастрофичную ситуацию, требующую немедленного разрешения. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ценность «Здоровье» является абсолютной ценностью и в иерархии ценностей занимает первое место. Представленная выше информация характеризует отношение к ценности «Здоровье» детей и подростков, воспитывающихся раздельно: так, в планы воспитательной работы классных руководителей общеобразовательных школ входят мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, в основном это лекции и беседы о негативном влиянии вредных привычек; в специальных (коррекционных) школах и социально-реабилитационных центрах формированию ценности «Здоровье» посвящены занятия по социально-бытовой ориентировке, лечебная физическая культура, проводится специализированная, адаптированная к потребностям и возможностям детей и подростков с физическими и психическими нарушениями воспитательная работа, целью которой является формирование положительного отношения к здоровью, а также практических умений и навыков по сохранению и восстановлению здоровья. По нашим собственным наблюдениям, в инклюзивной группе происходит переоценка ценности «Здоровье» как здоровыми детьми и подростками, так и детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья; это проявляется в следующем: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья, т.к. начинают понимать, что:

Читайте также:  Конспект итогового занятия по автоматизации звука (Р)

1) возможности здорового человека выше;

2) ощущение здорового тела приятнее;

3) при более высоком уровне здоровья круг общения и контактность расширяются.

Дети и подростки без нарушений в состоянии здоровья при взаимодействии с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья начинают лучше понимать их проблемы и особенности, бережнее относиться к своему здоровью, ценить тот уровень здоровья, который был им дан природой.

Ценность «Отечество» воспринимается детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их здоровыми сверстниками. Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всего молодого поколения. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья – познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Говоря о культурных и исторических ценностях нашей страны, необходимо заметить, что они должны быть максимально приближены к человеку с ограниченными возможностями здоровья (выездные выставки), доступны и понятны для него (простая речь, соответствующие возможностям знаковые системы) и т.д. Для формирования ценности «Отечество» в инклюзивной воспитательной среде на базе экспериментальных площадок мы осуществляли проект «Открывая музейные тайны», суть которого заключалась в знакомстве детей и подростков с экспозициями различных музеев города Ульяновска и Ульяновской области; создании экспонатов и экспозиций для традиционных музеев и «собственных домашних коллекций». Кроме того, для знакомства с Родиной можно использовать телепрограммы и радиопрограммы, Интернет-ресурсы, специальные виртуальные путеводители и гиды, которые расширят кругозор людей с ограниченными возможностями здоровья и позволят им узнать свою родную страну лучше. Телемосты между разными городами тоже могут являться средством формирования ценности «Отечество». В ходе проведения эксперимента здоровые дети и подростки обратили внимание на недоступность большинства музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья; так появилась идея картирования музеев по признаку доступности или недоступности для людей с различными видами нарушений развития и идея создания благоприятных условий для повышения доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста.

Формирование ценности «Земля» у человека связано с осознанием Земли как планетарного (планета, на которой мы живём; наш дом) и природного феномена (часть природы, образующая твердый покров, основу для жизни растения и животных). В инклюзивной воспитательной среде дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники осваивают ценность «Земля» на основе приближенности и значимости её для человека, для жизни и трудовой деятельности.

Инклюзивная воспитательная среда имеет также значение для целенаправленного формирования поведенческих установок, связанных с отношением к взаимодействию и восприятию друг другом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья на основе равноценных партнерских отношений в различных сферах человеческой деятельности – спорте, игре, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности. Нами была выявлена закономерность, согласно которой, чем раньше в возрастном онтогенезе начинается взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками, тем менее заметны (нивелированы) отрицательные и нейтральные поведенческие и эмоциональные реакции и тем более становятся заметными положительные поведенческие и эмоциональные реакции. По нашему мнению, это является отражением привыкания (адаптации) людей друг к другу, ценностного отношения к человеку вне зависимости от его возраста, пола, индивидуально-личностных характеристик.

В инклюзивной воспитательной среде быстрее и эффективнее формируются нравственные нормы и правила жизнедеятельности, как у здоровых детей и подростков, так и у их сверстников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. срабатывают такие механизмы социализации, как механизм подражания и идентификации (т.е. при формировании нравственных норм и правил жизнедеятельности принцип «Делай как я!» является ведущим).

Следовательно, инклюзивное воспитание в современных российских условиях является формой целенаправленной совместной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, направленной на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереотипов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №12-36- 01274а2 «Инклюзивное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Рецензенты:

Шубович М.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Захарова Л.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г.Ульяновск.

Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ

Ольга Армеева
Инклюзия в образовании — комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

О. В. Армеева – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Радость»

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает включенность. Инклюзивное, или интегративное, образование дает возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же или близкие сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, то есть учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

Модели интеграции могут быть различными: 1) комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1–2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

2) частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1–2 человека;

3) временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников;

4) полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1–2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения, либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Наш детский сад «Радость» села Верховажье – комбинированного вида. В детском саду есть одна группа раннего возраста, четыре группы дошкольного возраста и компенсирующая (логопедическая) группа для детей с речевыми нарушениями. С детьми с ОВЗ работают следующие специалисты: учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Немаловажным мы считаем психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся детей, вовлеченных в инклюзивное образование.

Логопедическая группа формируется из детей старшего дошкольного возраста, имеющих разный уровень развития, индивидуальную структуру нарушений, а также различные социальные условия их воспитания, сроком на один или два года обучения. Речевое развитие для нашей группы является приоритетным. Образовательный процесс осуществляется на базе государственной «Программы воспитания и обучения детей» под редакцией М. А. Васильевой. Коррекционную работу мы строим на основе программ Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим нарушением речи», методических рекомендаций и разработок по обучению дошкольников с особыми образовательными потребностями, рекомендованных Министерством образования.

Обеспечить коррекционную направленность дошкольного образования – значит дополнить и обогатить общеразвивающие программы теми методами и приемами, которые обеспечат более естественное вхождение проблемного ребенка в окружающий мир. В силу специфики нашей группы вся работа строится с учетом речевых нарушений и, как следствие, упором на коррекционную работу. Реализуемые программы строятся на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. В программах соблюдается светский характер образования.

Основные направления деятельности группы: – охрана жизни и укрепление здоровья детей; – коррекция отклонений речевого развития детей; – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка; – приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; – подготовка детей к школе; – взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

В основу организации работы при осуществлении индивидуального подхода к детям заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою работу с учетом медицинских показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня развития и темпа развития, склонностей и интересов. «Каждый ребенок имеет право на свое развитие» – эта идея стала девизом работы педагогов нашей группы. Поскольку понятно, что чем раньше ребенок начнет получать квалифицированную помощь, тем больших успехов можно достичь. И пусть некоторые дети (дети с ограниченными возможностями) никогда не станут как все, мы прилагаем все усилия, стараемся сделать все от нас зависящее для каждого нашего воспитанника. Мы всегда стремимся организовать содержательную жизнь своим детям, используя для этого современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы в работе потому, что внедрение новых форм дошкольного образования, введение современных технологий в педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в соответствии с современными требованиями. При выборе форм работы с ребенком мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, специальных подходов в обучении, воспитании и реабилитации. Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки детей к вхождение в школьный коллектив. Особое внимание необходимо уделять детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Специфика работы нашей группы – разновозрастный состав детей. Пребывание в одной группе детей разного возраста требует выработки особого стиля взаимоотношений – сочетания требовательности к старшим и снисходительности к малышам, «поисковой активности» в общении со старшими детьми и доходчивости в общении с малышами, то есть отношения строятся по образцу большой семьи, являющейся как бы продолжением семьи ребенка. В разновозрастной группе статус ребенка постоянно изменяется: от малыша («за ним нужно ухаживать», «ему нужно помогать») – к старшему («подготовишка» – он все умеет, всегда придет на помощь). Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предполагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетенции, придает уверенность в своих силах, способствует осознанию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в коррекционной работе детского сада было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги положительно оценили коррекционную деятельность ДОУ; однако воспитатели ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что воспитатели делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога. Изучив эту проблему, мы поняли, что нужно менять традиционный подход к коррекционной работе детского сада с семьей. По интересам родителей и волнующим нас вопросам используются разнообразные формы работы: консультации, беседы, семинары, практикумы, родительские собрания. Опыт показывает, что работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики. Занятия предусматривают участие воспитателей, учителей, медиков, психологов, логопедов, инструктора по физической культуре; совместную работу с детьми, проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений. Взаимодействие с семьей – одна из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения, и мы постоянно ищем новые методы и формы сотрудничества. Именно поэтому у нас была открыта «Школа дошкольных наук» для родителей. Задачи работы «Школы дошкольных наук» следующие: 1) обучить родителей методам игрового взаимодействия с детьми; 2) помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; 3) подобрать индивидуальные техники формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; 4) поддержать инициативы родителей. Мы считаем, что сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка и говорит о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Индивидуальная педагогическая и психологическая работа с родителями органично вливается в процесс обучения и воспитания их ребенка, переориентирует взрослых с позиции наблюдателя на позицию активного участника процесса. Важным критерием эффективности педагогического процесса является удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей, общественности. Удовлетворенность воспитанников, чаще всего ими неосознаваемая, не может определяться через анкетирование, тесты или другие методы исследования, но она проявляется через желание детей посещать детский сад, состояние комфортности, возможность реализовать себя в творческой деятельности. Дети привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие как взаимодействие равных партнеров. В соответствии с ФГТ содержание образовательной деятельности группы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, что позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к школе. Как показывают результаты работы по оказанию коррекционно-воспитательной помощи, уровень освоения детьми образовательных программ из года в год имеет стабильную положительную динамику: выпускники логопедической группы имеют оптимальные показатели по подготовке к школе, стабильно хорошую мотивационную и социальную готовность, что обеспечивает безболезненный переход к школе и благоприятный прогноз дальнейшего обучения. Таким образом, образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Читайте также:  ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Гендерный подход в образовании Доклад на тему «Гендерный подход в образовании» Как представляют его авторы Лыкова, Касаткина и Пеганова в своем пособии «Играют мальчики»,.

Инклюзия Инклюзивное образование, на основе Конвенция ООН о защите прав инвалидов, которая состоялась в 2007году, все более активно занимает ведущие.

Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста «Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста» Жданова Ольга Иосифовна КГКП Детский сад «Алтын бесік» ГУ «Отдел.

Комплексный инновационный проект по развитию инициативы детей 1. Введение Новые принципы современного дошкольного образования, заданные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Опыт работы «Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей с учетом здоровьесберегающих технологий» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» Проблема: Невысокий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания дошкольников Цель: расширить знания.

Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС ДО» Автор: Л. А. Толстик учитель-логопед.

Как организовать инклюзивное образование в обычной школе

В современном мире растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По Закону «Об образовании в РФ» они могут обучаться в любой школе по месту жительства.

Однако не всегда образовательная организация может предоставить адекватные условия, и в этом случае целесообразно прибегнуть к сетевому взаимодействию, чтобы привлечь ресурсы и услуги специалистов других учреждений на договорной основе. О том, как это лучше сделать, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области, модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки Центра образования «Школа здоровья № 1679» (Москва) Елена Дробышева.

– Ваша школа имеет опыт сетевого взаимодействия с разными организациями. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– В нашей школе из 719 учащихся 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 56 имеют статус инвалида.

Это ребята разных нозологических групп: с нарушениями интеллекта, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития и сочетанными нарушениями (в том числе тяжелые множественные нарушения развития). Поэтому мы по праву считаем себя инклюзивной школой. Два года назад мы начали выстраивать модель межсетевого взаимодействия, стали осуществлять совместную деятельность с разными учреждениями на договорной основе, причем не только нашего муниципального района, но и организациями и учреждениями Саратовского и других регионов. Сейчас в нашу сеть входят разные организации всех уровней образования – от дошкольных учреждений до политехникума, а также региональная общественная организация инвалидов города Саратова «Ты не один», Центр образования «Школа здоровья № 1679» (Москва), лицей № 1 имени К. С. Отарова города Тырныауза Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.

– С какой целью выстраивается такое взаимодействие? Какую функцию выполняет каждая организация в сети?

– Учреждение, вступившее на путь межсетевого взаимодействия, должно проанализировать, для каких целей нужен данный вид сотрудничества, каких результатов вы хотите достичь, какие проблемы решить, каких специалистов привлечь на договорной основе. Приведу конкретные примеры.

В вашем учреждении не созданы условия для аттестации детей с легкой степенью умственной отсталости. Для них предусмотрен экзамен по профессионально-трудовому обучению, практическая часть которого проходит в мастерских. Если в вашем учреждении нет оборудованных мастерских, вы можете заключить договор с другой организацией, где такие мастерские есть. В таком случае обучающиеся могут посещать практические занятия в этом учреждении и там же проходить процедуру аттестации. Например, наша школа заключила договор с политехникумом и коррекционной школой для решения этой задачи.

Благодаря планам совместной работы в рамках межсетевого взаимодействия мы оказываем консультативную, методическую помощь педагогам, получаем рекомендации медицинских работников, врачей-специалистов, проводим совместные праздники, посещаем внеклассные мероприятия в других учреждениях.

– Сегодня в школу приходят дети с самыми разными заболеваниями. Как сетевое взаимодействие помогает организовать для них помощь?

– Если в вашем учреждении обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, то им нужен постоянный контроль врача-психиатра, слабовидящим детям – консультации офтальмолога, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ортопеда. Такую разнообразную медицинскую помощь реально обеспечить только на договорной основе с поликлиникой или другим близлежащим медицинским учреждением, и тогда специалист регулярно наблюдает таких детей. Целесообразно заключить договор со специалистами центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо центрами практической психологии с целью получения консультативной помощи или приглашения специалистов на заседания консилиума в своем учреждении. Также в числе ваших партнеров могут оказаться общественные организации и благотворительные фонды, коррекционные школы, учреждения дополнительного образования, среднего профессионального образования, молодежные центры. Если необходимого специалиста нет в вашем городе или районе и территориальный доступ затруднен, то вы можете получить онлайн-консультацию по запросу. Сейчас такая форма дистанционного сотрудничества очень распространена.

– Как финансируется работа специалистов и организаций в рамках сетевого взаимодействия?

– Труд привлекаемого из сторонней организации специалиста оплачивается либо из фонда стимулирующих выплат, либо по договору совместного найма, либо осуществляется на безвозмездной основе по договоренности сторон. В данном случае все решают руководители образовательных организаций на местах.

– Если предположить, что все необходимые специалисты есть в штате учреждения, то как в данном случае выстраивается работа по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?

– В данном случае важно организовать командную работу: команда специалистов составляет «дорожную карту» мероприятий на предстоящий учебный год. А потом все эти планы координируются на совместных заседаниях. Важно отслеживать динамику развития конкретного ребенка с ОВЗ, тщательно вести документацию сопровождения. С этой целью командой специалистов нашего учреждения были разработаны кейсы коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ, где отражены все данные ребенка, собраны ксерокопии необходимых документов: протокола психолого-медико-педагогической комиссии, заключения медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при наличии инвалидности), а также результаты обследования специалистов психолого-педагогического сопровождения, результаты внутренних мониторингов и т. п.

– Какую нормативно-правовую базу должны иметь учреждения, вступившие на путь инклюзии? Какие условия должны быть созданы?

– Во-первых, такое учреждение должно иметь лицензию на осуществление инклюзивной практики.

Во-вторых, руководители и педагоги образовательной организации должны уметь изучать протокол, который получает ребенок после прохождения процедуры психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальную программу реабилитации и абилитации, которая выдается каждому ребенку-инвалиду после прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). В этих документах прописаны все необходимые медицинские мероприятия или психолого-педагогическое сопровождение для ребенка и специальные условия для его обучения.

Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть архитектурную доступность учреждения, так называемый безбарьерный доступ. В данном случае подразумевается либо отсутствие ступенек при входе в школу, либо пандус. Если в учреждении нет лифтов, то тогда следует построить расписание таким образом, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигался только по первому этажу либо перемещался с этажа на этаж с помощью специальных подъемников.

В-третьих, Закон № 273 «Об образовании в РФ», СанПиН, федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с интеллектуальными нарушениями – нормативные документы, на которые нужно опираться.

В-четвертых, подзаконные акты. Это приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

– Как должны разрабатываться программы для обучения таких детей?

– Структура адаптированной программы одна и та же, а содержание всегда разное и зависит от нозологической группы (заболевание, отклонение в развитии), к которой относится конкретный ребенок.

При написании адаптированной программы лучше прибегнуть к услугам узких специалистов, собрать рабочую группу. Примерные программы, существующие на страницах Интернета, не всегда содержат достоверную информацию.

Кроме того, не нужно забывать о немаловажном нормативном документе – приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» тем учреждениям, которые имеют право на предоставление данной услуги.

– Одной из главных проблем инклюзивного образования является неготовность педагогов к принятию и обучению детей с ОВЗ.

– Прежде всего, учителям необходимо посетить психологический тренинг, который настроит на работу с такими детьми, пройти курсы повышения квалификации: если нет такой возможности в своем регионе, то такую услугу можно получить дистанционно .

На платформе сайта «Преемственность в образовании» в форме вебинаров можно посмотреть работу с каждой категорией детей: слепыми, глухими, ЗПР и т. д. Здесь обсуждаются не только теоретические основы, но и конкретные практические приемы работы, взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ.

Нельзя забывать и о том, что своевременно получить знания в той или иной области и консультацию грамотного специалиста крайне важно для успешной работы в области инклюзивного образования.

– Родители здоровых детей зачастую выступают против инклюзивного образования. Как перевоспитать взрослых людей с черствым сердцем и стереотипным мышлением?

– Для родителей, так же как для детей и педагогов, надо проводить уроки доброты, общешкольные мероприятия с участием детей с ОВЗ, психологические тренинги.

Данные анкетирования, проведенного в рамках работы творческой группы, показывают, что дети по-разному воспринимают своих сверстников с тем или иным ограничением здоровья. Например, проще всего им общаться с ребятами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (с ними готовы общаться около 64% школьников). С детьми, имеющими нарушения речи, слуха и зрения, изъявляют желание общаться 57,7% их здоровых сверстников. Еще меньше сверстники воспринимают ребят с умственной отсталостью (51,1%).

Следовательно, педагогам и психологам есть над чем работать.

Не менее важной задачей школы, вставшей на путь инклюзивного образования, является работа с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Мамы таких детей, как правило, уже разочарованы по причине своих неудачных попыток получить своевременную квалифицированную помощь для своего ребенка и зачастую впадают в крайности. Они окружают ребенка гиперопекой или предъявляют к нему повышенные требования, иногда и вовсе изолируют его от окружающего мира. Это может быть как благополучная, так и неблагополучная семья, стоящая на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно раннее выявление детей с ОВЗ. В некоторых регионах проводят мониторинги детей от рождения до 18 лет с целью выявления разных групп нарушений. Чем раньше начинается коррекционная помощь, тем лучше результаты будут в дальнейшем.

Читайте также:  Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха

При правильной организации инклюзивной практики выигрывают все: здоровые дети, дети с ОВЗ, педагоги. При неправильном подходе все перечисленные категории только теряют.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образованияобусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательнаяинклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенкаи его семьи. Новый – инклюзивный – подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6]. В национальной образовательной инициативе«Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»[4].

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С. Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как «педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта» [2, 120].

Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.

«Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей» [5, 100]. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей. Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей. Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи. Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. «С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» [5, 98]. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:

«Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе» [3].

«Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом» [1, 85]. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства. Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута, тогда эта работа будет наиболее продуктивной. Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Конечно, современная Россия делает только первые шаги по организации полноценного инклюзивного образования. Определенного «рывка» в этом отношении следует ожидать в самое ближайшее время. Сегодня постепенно начинает входить в школьный возраст поколение детей, родившихся во второй половине нулевых, когда в стране начался бум рождаемости, и уже сегодня государство ставит достаточно амбициозные задачи по строительству новых школ и реконструкции действующих, готовых принять на обучение резко увеличившееся количество школьников. Можно с уверенностью предположить, что новые школы будут готовы принимать на обучение детей с самыми разными образовательными потребностями. Для них будет создана безбарьерная среда, кабинеты логопедии, зоны отдыха и лечебной физкультуры. Но к этому моменту должно быть готово и педагогическое сообщество, поэтому «задача подготовки педагогов, готовых работать в инклюзивной среде, является сегодня одной из первоочередных» [1, 90].

Библиографический список

Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. – 2011.- № 1. – С. 83-92.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология – [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991.

Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

Национальная образовательнаяинициатива«Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old.mon.gov.ru (дата обращения: 01.11.2014).

Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития: [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 93-105.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Вестник образования. – 2013. – №5-6. – С. 3-192.

Педагогическая деятельность учителя условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная разработка была подготовлена для методического семинара в рамках конкурса “Педагог года”.

Содержимое разработки

(Слайд 1)Добрый день уважаемые коллеги ! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем рассказывать, какую тему выбрать? Мне не пришлось долго думать над темой, так как мой педагогический опыт был предопределен сразу же при поступлении на работу в школу. Мне доверили класс, где обучаются дети с ОВЗ (т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья) Когда я услышала такие непонятные для меня на тот момент термины как инклюзивное образование, ОВЗ, честно сказать я испугалась. Но спустя короткий промежуток времени я поняла, что я на пути осознания чего- то нового, и, возможно, данное направление станет основной линией моего самообразования. (СЛАЙД 2)

Тема выступления: педагогическая деятельность учителя в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Актуальность темы (СЛАЙД 3)заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей.

Предмет исследования (СЛАЙД 4): организация инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Объект исследования (СЛАЙД 5) готовность участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования.

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. (СЛАЙД 6)

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом. Так вот на своем примере в моем классе обучаются ученик с дцп (детским церебральным параличом), ученица с тугоухостью и с коррекцией зрения. Исходя из этого ставлю перед собою следующие задачи (СЛАЙД 7):

1.Создать единую образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности

2. развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками

3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего направлений деятельности

4. освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом

5. формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями

6. успешная социализация обучающихся

7. охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей

Как же проходит образовательный процесс в условиях включения инклюзивного образования? (СЛАЙД)Проработав год на принципах инклюзивного образования я выделила для себя следующее: принимать учеников с ОВЗ “как любых других детей в классе”, включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи ,вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, проектные исследования

Как же реагируют родители здоровых детей на детей с ОВЗ? Изначально, некоторая часть родителей высказывала опасение, что присутствие таких детей будет во время урока привлекать большее внимание учителя, тем самым может задерживать развитие их ребенка. Однако, на опыте мы увидели следующее, что у учащихся с ОВЗ успеваемость ничуть не хуже.

Хочется сказать и про эмоциональную среду в классе. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Бывает, что здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей с ОВЗ в их присутствии. В результате у детей формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание. Что же я вижу на деле? Так вот в классе нет такой проблемы неприятия коллективом детей с ОВЗ, более того, мне кажется, что дети даже не замечают, что с некоторыми сверстниками что-то не так.

В моем педагогическом опыте по инклюзивному образованию мне помогает школьный логопед и психолог. (СЛАЙД)В школе на достаточно высоком уровне находится и оборудование значимых объектов техническими средствами: например, во время урока я использую микрофон, и колонку, с помощью которого звук слышится громче в любой точке класса. Так же имеется сенсорная комната для релаксации детей.(СЛАЙД)

Инклю­зивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Однако, все таки не хватает систему специальной под­готовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей – специалистов инклюзивного обучения. внедрения инклюзивного образования необходима специальная подготовка учителей и школы. Возможно в настоящий момент, образовательные организации нашего города не совсем готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Ссылка на основную публикацию