Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

В инклюзивное обучение включаются дети с разными нарушениями психофизического развития: с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и комплексными нарушениями развития. Эти дети характеризуются рядом общих и специфических особенностей и имеют особые образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены посредством создания для них специальных условий воспитания и обучения. Это особые дети, не такие, как все, нуждающиеся в совершенно иных условиях, чем нормально развивающиеся сверстники.

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможность успешной социальной адаптации (см. параграф 3.3).

Обучение и воспитание детей с ООП органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с их саморазвитием, и реализуются в специальных образовательных условиях. Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями являются следующие:

  • • раннее предоставление специальной коррекционно-развивающей помощи;
  • • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапом;
  • • создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях образовательной организации, так и вне ее;
  • • учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции (в том числе и технических);
  • • постоянное участие в образовательном процессе педагогов-со- провождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя- дефектолога, социального педагога, тьютора);
  • • наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ
  • (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
  • • предоставление психолого-педагогических,медицинских и социальных услуг.

Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Федерального Закона «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) указаны: условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации, адаптированной основной образовательной программы, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Согласно ФГОС обучающихся с ООИ в образовательном процессе должны участвовать руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся. При необходимости в учебном процессе для обучающихся с ООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ООП могут принимать участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

Финансово-экономическое обеспечение образования детей с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Материально-технические условия должно соответствовать особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Предусмотрена материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования и родителей (законных представителей) таких детей.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования (см. параграф 3.4).

Включение ребенка с ООП в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для их создания является соответствующая примерная адаптированная образовательная программа (АОП).

Кадровые условия. Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.

Для образовательной организации необходимы такие специалисты, как учитель-дефектолог соответствующего направления подготовки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), учитель-логопед, педагог-психолог (со специальностью или специализацией по специальной психологии), социальный педагог. Наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю подготовки они должны пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию в области инклюзивного образования.

В штатном расписании следует предусмотреть должность тьютора и (или) ассистента (помощника) предпочтительно со специальным образованием (в соответствующей области специальной педагогики). Тьютор должен иметь среднее или высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по программе подготовки тьюторов установленного образца. Ассистент (помощник) должен иметь образование не ниже среднего общего с прохождением соответствующей программы подготовки.

В системе инклюзивного образования детей с ООП важную роль играет сетевое взаимодействие: со специальными (коррекционными) школами тех видов, которые соответствуют типу нарушения детей с ООП, включенных в совместное обучение, — с ПМС-центрами, ресурсными центрами на базе СКОУ факультетами тех высших учебных заведений, на основе договорных отношений подготавливающих специалистов соответствующего профиля (учителей-дефек- тологов, логопедов, специальных психологов, социальных работников, тьюторов). Школа также может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, привлекая специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с детьми для удовлетворения их ООП.

Такой подход создает возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения постоянной методической поддержки и оперативных консультаций по вопросам воспитания и обучения, использования инновационного опыта других организаций, проведения мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций по сетевой форме организации учебного и коррекционно-развивающего процесса.

Взаимодействие специалистов должно осуществляться на всех этапах образования детей с ООП: в процессе психолого-педагогического изучения, при разработке специальной индивидуальной образовательной программы, при ее реализации и корректировке.

Материально-технические условия, реализуемые в образовательной организации, должны соответствовать особым образовательным потребностям детей и быть ориентированы на всех участников процесса обучения.

Для детей с ООП крайне важен беспрепятственный доступ ко всем объектам инфраструктуры школы, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования организации, с расписанием занятий, информацией об оперативных событиях и ближайших планах и т.д.;

Каждый ребенок с учетом медицинских показаний должен быть обеспечен техническими средствами обучения, отвечающим особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Крайне необходима специальная организация рабочего пространства ребенка с ООП. Важен выбор парты и партнера, оснащение класса мультимедийной аппаратурой. В большинстве случаев рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с созданием достаточного пространства для передвижения. Помощь в размещении конкретного ребенка в классе может оказать специальный педагог соответствующего профиля (тифло-, сурдо- и др.). Его рабочее место должно быть хорошо освещено; на парте предусмотрено размещение специальной конструкции, планшетной доски.

При включении детей с ООП в общеобразовательную организацию требуется, как мы уже отмечали, обязательное оснащение класса мультимедийной аппаратурой (доской, проектором, компьютером с колонками и выходом в Интернет, средствами для хранения и переноса информации, принтером, сканером) и телевизором.

Должны быть предусмотрены условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wifi, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым ребенком с ООП максимально возможных для него результатов обучения.

Занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учи- телем-логопедом и другими специалистами проводятся в образовательной организации в отдельных специально оборудованных кабинетах. Кроме этого целесообразно иметь специальную комнату релаксации — место для отдыха, уединения, а также игровые и сенсорные комнаты.

АООП составляется на основе заключения ПМПК, которое должно содержать результаты мультидисциплинарного обследования учащегося с ООП. В нем представлены объективные данные о его физическом развитии, развитии психомоторики, когнитивном развитии, социальном и эмоциональном развитии, речевых и коммуникативных возможностях, навыках пространственной ориентировки, уровне развития школьных навыков и умений, наличии сформированных компенсаторных механизмов, детальные сведения о семье ребенка. По каждой позиции должно быть дано не только описание, но и сформулирован прогноз, указаны компенсаторные возможности и ограничения. На основе проведенной диагностики ПМПК формулирует рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы (АОП) и реализации индивидуальной программы реабилитации учащегося с ООП. В рекомендациях должны быть указаны:

  • а) характер и объем потребностей в поддержке в учебном процессе; в АОП должны быть сформулированы общие для всех учащихся или, исходя из реальных возможностей конкретного учащегося с ООП сниженные конечные цели обучения. В частности, отражены ответы на вопросы: должны ли быть заменены или адаптированы те или иные учебные предметы или их части? Какие коррекционные и коррекционно-развивающие модули должны быть включены в адаптированную учебную программу? Какова потребность ребенка в АОП?
  • б) направления работы по социально-эмоциональному развитию учащегося —воспитание уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, навыков социальной коммуникации;
  • в) комплекс психолого-педагогических мер по включению в детский коллектив и по адаптации в нем.

АОП, составленная на основе рекомендаций ПМПК, предусматривает корректировку как самого учебного процесса (его сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ООП. В ней должен быть указан комплекс мероприятий по медико- психолого-социально-педагогическому сопровождению ребенка.

Изучение, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Аннотация: Данный доклад содержит проблему инклюзивного образования в настоящее время. Рассматриваются все плюсы и минусы инклюзивного образования.

Статья:

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Ситуация с инклюзивным образованием в СССР: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования “Ковчег” (№1321).

Сейчас в России:

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта “Образование” 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект “Подари свет”. В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.

В Ставропольском крае проживает 15 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, 26 % из которых составляют дети с инвалидностью.

В целях раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им коррекционной помощи в крае создано 28 психолого-медико-педагогических комиссий, которые ежегодно обследуют около 13 тыс. детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Развивается сеть восстановительно-лечебных учреждений для детей-инвалидов (более 250 специализированных детских садов и интернатов, в том числе санаторного типа, 461 компенсирующая группа, 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, 395 коррекционных классов

В настоящее время более 3-х тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе с нормально развивающимися детьми в классах и группах детских садов. Школа N 21 Ставрополя признана лучшей инклюзивной школой России.

Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Психолого-медико-педагогическая комиссия комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) – оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, позднооослепшие); нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями речи; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.

Формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Смешанная дошкольная группа – это группа, в которой одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети (две трети) и дети с отклонениями в развитии (не более одной трети). При этом всего в ней должно быть 12–15 человек, а педагогом смешанной группы обязательно должен являться учитель-дефектолог. В смешанных группах создаются специальные условия для ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции значительного числа детей с нарушениями в развитии. Кроме того, в смешанных группах могут получить необходимую специальную педагогическую поддержку дети, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но испытывающие стойкие трудности в обучении в силу других причин.

Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2–3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.

Читайте также:  Родители и логопед - партнеры

Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру – наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС – центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Формы инклюзивного образования школьников

Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных учреждениях с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, создавших специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Диагностические классы открываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с целью определения образовательного маршрута учащегося, определения особенностей его психолого-педагогического сопровождения и выработки рекомендации родителям о возможных перспективах дальнейшего обучения ребенка. В диагностический класс принимаются дети 6,5-8 лет, имеющие особенности развития, не прошедшие ранее организованного дошкольного обучения или посещавшие дошкольные учреждения разного вида. Зачисление в диагностический класс осуществляется с согласия родителей и по рекомендации ПМПК, комплектующей инклюзивные образовательные учреждения.

Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Формы инклюзивного образования в системе профессионального образования

Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется на всех уровнях профессиональной подготовки: в процессе начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды, значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.

Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).

Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).

Совместное обучение по образовательным программам, в которых принимают участие наряду с обычными студентами лица с ограниченными возможностями в целях интерактивных встреч и приобретения навыков взаимодействия (интеграция).

Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением ПМПК.

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В процессе инклюзивного обучения нужно:

применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения- применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;

применять способы поэтапного усвоения нового материала-уделять больше времени чтению художественной литературы, давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;

предоставлять учащимся большую свободу выбора-внедрять принципы демократических отношений в школе, уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося, использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;

исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся-оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми, привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;

опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами и группами решает следующие задачи:

создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного обучения;

организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Плюсы инклюзивного образования.

Что дает инклюзивное образование?

Новый социальный подход к инвалидности

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

Личностное развитие и социальные навыки

Развитие самостоятельности и самоопределения

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Минусы инклюзивного образования.
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

Денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов.

В идеале такая команда состоит из:

Специалистов по охране и гигиене труда

Ассистента педагога (сопровождающего)

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва

Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. – М., 2003

Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. – М., 2003

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 23.06.2015

Статья просмотрена: 2489 раз

Библиографическое описание:

Паршутина, С. В. Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8404/ (дата обращения: 07.01.2021).

Методическая деятельность образовательного учреждения — это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. В настоящее время многие методисты работают по проблеме изучения положительного опыта инклюзивной практики педагогов общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется изучению методик и технологий инклюзивного образования. Чтобы поддержать педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми с ограниченными возможностями здоровья, методическая служба ставит перед собой ряд задач:

– оказывать методическую помощь педагогам по сопровождению образовательно-воспитательного процесса;

– знакомить педагогов с новой методической литературой, программами, методиками и технологиями, помогать приобретать новые знания, квалификацию как самостоятельно, так и в условиях организованного обучения, вырабатывать профессиональную позицию на основе передовых достижений педагогической науки и практики;

– создавать условия для профессионального роста (готовности к инновациям, индивидуальному стилю деятельности и авторству, обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта).

Большое внимание уделяется разработке и реализации программы инклюзивного обучения. В программе отображается актуальность, ставятся определённые цели и задачи, намечается план занятий, мероприятий, способствующих включению детей с ограниченными возможностями здоровья в активную совместную деятельность. Программа деятельности учреждения или в частности педагога представляет собой целую стратегию, направленную на создание инклюзивной культуры, разработку инклюзивной политики «всегда вместе», развитие инклюзивной практики, системный подход, создание адаптивной среды, комплекса мероприятий с использованием различного игрового, спортивного, реабилитационного оборудования и тренажёров, мониторинг опыта инклюзивного образования и его анализ. Любая программа должна опираться на имеющиеся возможности учреждения, ресурсы, кадровый потенциал, материально-технической обеспечение, на позитивный настрой всех участников данного проекта. В учреждениях дополнительного образования имеются большие возможности к реализации разнообразных проектов для комплексного решения проблем в области инклюзивного обучения, активно используются разнообразные формы коррекционно-оздоровительной работы, игровые технологии. Система дополнительного образования детей наиболее подходит для реализации инклюзивного образования, так как:

– в большинстве учреждений дополнительного образования нет жёстких рамок в выборе и реализации технологий, методик, программ;

– создана хорошо подготовленная развивающая оздоровительная среда;

– не так критичны различия в когнитивном развитии детей с нормативным и отклоняющимся развитием;

– для детей с разными стартовыми возможностями успешно используются игровые подходы, которые способствуют развитию;

– дети младшего возраста (а их как правило большинство) хорошо копируют толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья;

– большая часть мероприятий (воспитательных, досуговых) позволяет воспитывать в детях положительные качества личности, милосердие, терпимость, доброжелательность.

В нашем Доме детского творчества реализуется несколько программ инклюзивного образования «Стирая грани» (оздоровительная работа), «Дети разные важны» (духовно-нравственное воспитание), разнообразные досуговые программы. Для воспитанников создаются специальные условия для совместной деятельности, оформляются кабинеты для занятий, общения, коррекционной работы, приобретается специальное оборудование, тренажёры. Для детей и родителей проводятся традиционные досуговые и воспитательные мероприятия, уроки настроения, доброты, милосердия, воспитательные беседы по темам: «Давайте жить дружно», «Почта доверия», «Сможем вместе», «Поговорим о толерантности» и т. д. К сотрудничеству приглашаются педагоги-психологи, социальные и медицинские работники, сотрудники учреждений культуры. Кроме того, активно реализуется программа деятельности отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на социальную адаптацию детей с особыми потребностями, предоставление возможности освоить профессиональные навыки разнообразных видов деятельности, расширить свой кругозор, удовлетворить познавательную активность. Учреждение дополнительного образования может более полноценно предоставить спектр педагогических услуг в решении проблемы инклюзивного творческого общения, по сравнению с общеобразовательной школой. Есть возможность оформить учебные кабинеты «по-домашнему», создать комфортные условия, в которых дети чувствуют себя уютно, расположены к общению, доверительному отношению. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и развитию.

На сегодняшний день предъявляются определённые требования к профессиональной компетенции педагогов, осуществляющих образовательно-воспитательную деятельность с детьми в рамках инклюзивного обучения. Педагоги должны комплексно и творчески подходить к данной проблеме, решать профессиональные задачи, эффективно применять действенные методики, технологии, анализировать положительный опыт, корректировать программу в соответствии с проблематикой. Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности призвана методическая служба образовательного учреждения. С этой целью проводятся обучающие семинары, методические объединения, мастер-классы, практические занятия по изучению положительного опыта педагогов Российской Федерации, педагогов «старожилов» учреждения, педагогов-наставников образовательных школ, зарубежный опыт коллег. Педагогический коллектив Дома детского творчества постоянно ведёт поиск оптимальных условий, средств и выбора технологий, направленных на достижение целей и задач инклюзивного обучения детей с особыми потребностями. За многие годы работы, педагогический коллектив, выработал для себя определённую стратегию, традиции, которые имеют положительный успех в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми без особенностей развития. Инклюзивное обучение носит универсальный характер. Дети занимаются в группах, индивидуально, дистанционно, обучаются на дому, а также на базе учреждения. Формы и методики организации обучения зависят от особенностей контингента детей, индивидуальных возможностей, творческих способностей, интересов, запросов и потребностей всех участников образовательного процесса. Основная задача инклюзивного образования заключается в предоставлении возможности детям с ограниченными возможностями здоровья быть вовлечёнными в общий образовательно-воспитательный процесс, что позволяет воспитанникам получить образование, определённые знания и навыки, стать равноправным членом общества. Учитывается и социальный заказ родителей, которые являются первыми помощниками педагогов. Совместными усилиями создаются определённые условия для развития личности ребёнка, а также необходимая адаптивная среда в учреждении, укрепляется материально-техническая база, применяются интерактивные технологии, которые позволяют усовершенствовать контакт детей со сверстниками и со взрослыми. Наиболее эффективными технологиями инклюзивного образования в Доме детского творчества г.Тулы являются: игровые, оздоровительные, досуговые. Использование арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и других нетрадиционных методик. Данные технологии являются сопутствующими к основному образовательному процессу. Методики преподавания учитывают специфику детского контингента, особое внимание уделяется детям с особенностями развития. Все силы педагогов направлены на достижение цели — помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя уверенным, полноценным членом общества, нужным человеком, помочь преодолеть трудности, укрепить свою самооценку, поверить в свои способности, настроиться позитивно в жизни.

Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализуется в рамках программы педагогов. Особое внимание уделяется выполнению и реализации дополнительных образовательных программ, отслеживанию результативности обучения, формированию знаний, умений, навыков, творческому портфолио воспитанников, мотивации их к сотрудничеству, участию в различных конкурсах и проектах. Анализируя программы по направленности, можно отметить, что приоритетными являются художественно-эстетические (65 %) и социально-педагогические (15 %). Это связано с социальным заказом и педагогическими возможностями учреждения. Отслеживание результативности образовательных программ входит в общую систему мониторинга учреждения. Диагностика результативности выполнения образовательных программ проходит в несколько этапов: в начале учебного год — входной контроль (определение начальных знаний, уровень творческого потенциала), в середине учебного года — рубежный контроль (в форме тестов, контрольно-проверочных заданий) на степень освоения ребёнком знаний, умений, навыков, в конце учебного года- итоговый контроль. В процессе совместной деятельности с учащимися, педагоги уделяют большое внимание коррекционно-развивающей работе. Занятия включат различные упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием специального оздоровительного и реабилитационного оборудования, упражнение на развитие интеллектуальных способностей, воображения и творчества.

Читайте также:  Паспорт кабинета логопедии

Методическая работа не только предполагает анализ и обобщение современных форм и методов образовательного и воспитательного процесса, внедрение передового опыта в практическую деятельность, обучение и знакомство с наиболее эффективными методиками, технологиями, но и заключается в практической деятельности по оснащению, оформлению, пополнению методической базы дидактическими материалами, сборниками, творческими рефератами, тематическими выставками, методическими разработками и рекомендациями. Большое внимание уделяется выпуску методической продукции — сборников методических рекомендаций. Довольно активно востребован опыт педагогов по темам:

«Помощь ребенку с нарушениями развития»;

«Методика обучения детей-инвалидов на дому»;

«Обучение детей с ДЦП»;

«Как сделать уверенным своего ребенка»;

«Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии»

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривают специальную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребёнка, успешность его обучения и воспитания, оказание помощи в решении проблем социализации и адаптации в коллективе со здоровыми сверстниками. Поэтому для успешного сотрудничества необходимо учитывать профессиональную поддержку психологической службы, специалистов (логопедов, дефектологов, медицинских работников). Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможность посещать образовательные учреждения, должны быть предложены другие варианты обучения (обучение на дому, дистанционное обучение). В Доме детского творчества данное обучение пользуется спросом. Это помогает детям более быстро освоить материал, получить дополнительные консультации для самостоятельной деятельности, «догнать» по уровню знаний своих сверстников. В этом направлении помогают и индивидуальные занятия, которые предусматривает любая образовательная программа. Разноплановые действия педагогов, методистов, сопровождающих образовательно-воспитательный процесс, направлены на реализацию основных принципов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: — учёт индивидуальных возможностей воспитанников при составлении индивидуального учебно-тематического плана дополнительной образовательной программы;

– социальная адаптация и реабилитация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и вне его;

– психолого-педагогическая поддержка детей с проблемами в развитии;

– содействие педагогов в процессе социализации личности ребёнка с ОВЗ;

– оформление творческого портфолио воспитанника;

– повышение профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного обучения;

– создание адаптивной оздоровительной среды;

– формирование позитивного настроя всех партнёров — участников инклюзивного образования;

– пополнение методического «банка» положительного педагогического опыта, анализ работы, проблем, определение путей преодоления трудностей к достижению общей цели;

– ориентация воспитательного пространства учреждения на развитие и формирование толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Таким образом, учитывая основные принципы инклюзивного образования, педагогический коллектив старается, чтобы Дом творчества стал Домом здоровья и радости.

1. Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. /С. В. Алёхина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. Психологическая наука и образование.-2011.-1.С.83–92.Библиогр.с91-ISSN 1814–2052.

2. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья /Б. Н. Бубеева-(Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник БГУ. — 2010. — Вып. 1. -С. 221–225. — Библиогр.: с. 225 (10 назв.). — ISSN 1994–0866

Похожие статьи

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе.

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными.

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Технологии инклюзивного образования как средства для.

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для. Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с.

Применение интерактивных технологий в инклюзивном.

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика. Инклюзивное образование – проблемы и.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Инклюзивное образование в условиях современной.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

ИНКЛЮЗИВНОЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностямине исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения [4]

Одной из важных вех инклюзивного образования является создание пер­вого кэмп­хилл­ского со­об­ще­ст­ва австрийским вра­чом-пси­хи­ат­ром К. Кё­ни­гом (1902–66) в 1940 близ Абер­ди­на (Шот­лан­дия) [5] . Кэмпхиллская педагогика основана на прин­ци­пах ан­тро­по­со­фии Р. Штей­не­ра. Кэмп­хилл­ские шко­лы, использующие наработки Вальдорфской педагогики, ста­вят це­лью вос­пи­та­ние де­тей в со­от­вет­ст­вии с их по­тен­ци­аль­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. К.Кё­ниг утверждал, что жизнь вме­сте с «ин­ва­ли­ди­зи­ро­ван­ны­ми» людь­ми полезна «нор­маль­ным» лю­дям, по­могает им развивать коммуникативные навыки и пре­одо­левать эго­изм. Он считал «тре­мя боль­ши­ми ошиб­ка­ми» со­вре­мен­но­сти аг­но­сти­цизм, дар­ви­нов­ское по­ня­тие «ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра» и пси­хо­ло­гическая тео­рия из­ме­ряе­мо­го ин­тел­лек­та. [6]

В июне 1994 года принята Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.), согласно которой:

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [10] :

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В федеральном законе «Об образовании» [11] зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция.

Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.

Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.

ИНТЕГРАЦИЯ

Под интеграцией понимается включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования.

Интегрированное обучение понимается двояко:

1) как совместное обучение детей-инвалидов и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде;

2) как педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения.

Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие интеграцию:

· роль обучения (содержание, коррекционное направление, профессиональная подготовка);

· роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей

· организация активного участия во всех сферах жизнедеятельности

На протяжении многих десятилетий разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество:

· формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами

· создается система трудового обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся с отклонениями в развитии

· научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы

· разрабатывается система коммуникации детей-инвалидов и общества

· апробируется система диагностического изучения детей с проблемами и оказание им психологической помощи

В конце 20 века произошли изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно-воспитательную работу с детьми-инвалидами с конца 19 века и до конца 20века, внедряется концепция «человеческого достоинства» детей с ограниченными возможностями, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.

Значительно число лиц с особенностями развития, достигающих высокого уровня интеграции – полной интеграции. Эти люди активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной и художественной деятельности.

Основная масса лиц с особенностями в развитии достигает уровня частичной интеграции, участвуют в некоторых сферах жизнедеятельности, сохраняя тесные связи со своим сообществом.

К сожалению, много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях.

Организационные формы интегрированного обучения:

  • обучение в обычных классах общеобразовательной школы
  • обучение в специальных классах общеобразовательной школы
  • обучение в коррекционном учреждении и перевод в общеобразовательную школу
  • полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Выделяют следующие модели интеграции:

  • постоянная полная,
  • пос­тоянная неполная,
  • постоянная частичная,
  • временная частичная и
  • эпизодическая.

Постоянная полная интеграция пред­полагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах. Данная модель может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

Постоянная неполная интег­рация может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интегра­ция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического разви­тия, но не имеющим сочетанных наруше­ний. Смыслом такой интег­рации является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми.

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.

При временной и частичной ин­теграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от до­стигнутого уровня развития объединяют­ся со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции явля­ется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Времен­ная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрирован­ного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы [4].

«Эпизодическая», ориентированная на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по сов­местному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального вза­имодействия детей с выраженными нару­шениями развития со сверстниками, пре­одоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.

Значительно число лиц с особенностями развития, достигающих высокого уровня интеграции – полной интеграции. Эти люди активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной и художественной деятельности.

Основная масса лиц с особенностями в развитии достигает уровня частичной интеграции, участвуют в некоторых сферах жизнедеятельности, сохраняя тесные связи со своим сообществом.

К сожалению, много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 8761 ;

Проект по развитию речи в подготовительной группе «Мои любимые стихи»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении через произведения детских писателей.

Задачи:

– расширять знания о творчестве поэтов России, познакомить с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского, М. Пляцковского;

– формировать у детей устойчивы интерес к чтению;

– развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

– развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;

– воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;

-. воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи в подготовительной группе «Мои любимые стихи»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»

Проект по развитию речи в подготовительной группе

Тема «Мои любимые стихи»

Паньшина Н.Н., 1 к.к.

Белоусова А.Д., 1 к.к

Верхняя Пышма, 2019

Цель: формирование интереса и потребности в чтении через произведения детских писателей.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Откуда хлеб пришел? для детей старшей логопедической группы

– расширять знания о творчестве поэтов России, познакомить с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского, М. Пляцковского;

– формировать у детей устойчивы интерес к чтению;

– развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

– развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;

– воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;

-. воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Актуальность:

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Данный проект даёт возможность глубже познакомиться с творчеством детских писателей, таких как Александр Пушкин и Самуил Маршак.

Многие родители прекрасно знают, что учить стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. В детском возрасте заучивание наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. И самое главное –стихи позволяют развивать память у детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Вид проекта: среднесрочный (март –апрель 2019 года)

Ожидаемые результаты:

– глубже познакомились с творчеством поэтов России, познакомились с творчеством А.С. Пушкина, А. Усачева, Э. Успенского;

– умеют понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание, способны сопереживать героям произведений;

– стараются выразительно рассказывать стихи, улучшилась память;

– любят слушать книги, бережно относятся к книге.

Этапы проекта:

– определение темы проекта

– подбор литературы, пособий, материала

Тема: По сказкам А.С. Пушкина

Беседы: «Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине», «Рассматривание портрета А.С. Пушкина», «Няня маленького Саши», «Откуда брались сказки»

Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Идет волшебница-зима», отрывок из произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Игры-инсценировки: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце».

Д/и «Вспомни сказку», «Угадай из какой сказки персонаж»

Заучивание «У лукоморья дуб зеленый», «Уж небо осенью дышало».

Продуктивная деятельность: лепка «По сказкам Пушкина», рисование «У Лукоморья».

Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Слушание музыка: «Бой с коршуном» П.И. Чайковский, «Во саду ли в огороде» русская народная.

Выставка книг и оформление книжного уголка «По сказкам Пушкина»

Взаимодействие с родителями: выставка «По сказкам Пушкина», консультация «Как правильно учить стихи»

1. Беседы: «Что такое доброта» «Любишь ли ты книги?», «Что ты знаешь о кукольном театре?»

2. Чтение: «Приключения Котобоя», «Приключения маленького человечка», «Когда сова ложится спать?», «Баллада о конфете», «История про два воздушных шарика»

3. Просмотр мультфильмов по произведениям А. Усачева, прослушивание в аудиозаписи радиопередач «Веселая радиоквампания» и «Летающий диван».

4. Продуктивная деятельность: аппликация «Кораблик» (по мотивам «Путешествия Котобоя»)

5. Дидактические игры: «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй недостающего».

6. Сюжетно-ролевые игры: «Мы пригласили гостей», «Библиотека».

7. Консультация для родителей: «Какие книги нужно читать детям».

2. Э. Успенский

1. Беседы: Знакомство с биографией Э.Н. Успенского, музей Чебурашки Э.Н. Успенского в Москве, «Любимая книга Э. Успенского»

2. Чтение: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья»

3. Рисование по прочитанным произведениям Э.Н. Успенского

4. Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

5. Знакомство с песнями из мультфильмов Э.Н. Успенского

6. Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Библиотека»

7. Консультация для родителей: «Если ребенок не хочет и не любит читать»

1. Творческая выставка «По мотивам сказок А.С. Пушкина»

2. Выставка рисунков «У Лукоморья», аппликаций «Кораблик», рисунков «Любимый герой из произведений Э. Успенского»

3. Участие в конкурсе чтецов в ДОУ.

4. Участие в конкурсе чтецов на портале «Читающая страна».

ПРОЕКТ Тема: «Наши любимые стихи» Автор проекта: Комкина Л.С., воспитатель, I кв.кат, ГБОУ Школа 118 СП «дошкольное отделение», г. Москва, ЮЗАО.

    Алёна Архипова 4 лет назад Просмотров:

1 ПРОЕКТ Тема: «Наши любимые стихи» Группа: разновозрастная (5-7 лет). «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка», Г. Белинский Автор проекта: Комкина Л.С., воспитатель, I кв.кат, ГБОУ Школа 118 СП «дошкольное отделение», г. Москва, ЮЗАО. Актуальность проекта: Многие родители прекрасно знают, что учить стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. В детском возрасте заучивание наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. И самое главное стихи позволяют развивать память у детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку. Особенностью нашей группы является то, что группу посещают дети, для которых русский язык не является родным (сербы,хорваты, боснийцы и др.). В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Что как не знакомство с культурой в частности с литературой, поэзией других народов может способствовать развитию толерантности у детей?! У нас появилась возможность познакомить детей со стихами на других языках. Дети с родителями выучили любимые стихи на своём родном языке (сербском, хорватском, боснийском, лакском, украинском и татарских языках). Дошкольное детство это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение

2 воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Вид проекта : по доминирующему методу: по числу участников: по времени проведения: творческий; групповой; средней продолжительности. Целью: привитие умения выразительно читать стихи наизусть раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении. Задачи: – формировать интерес к художественной литературе и развивать поэтический слух; – знакомить детей со стихами русских и зарубежных поэтов; -воспитывать толерантность у дошкольников; -развивать интонационную выразительность речи; – формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и помнить выученное; -развивать у дошкольников память, внимание, мышление, речь. Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта: художественная литература (К. Чуковский «Английские песенки», С.Есенин «Береза», стихи Д.Хармса, Ю.Мориц, Б. Заходер «Кискино горе», А.С.Пушкин отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «Зимний вечер», отрывки из сказок)и др., презентация Power Point, ноутбук, проектор, экран, CD-проигрыватель, аудио записи стихов. Основные этапы реализации проекта 1. Организационный – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта; – подбор наглядно-дидактического материала; -подбор литературного материала ;

3 -организация развивающей среды в группе; – ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; – консультации со специалистами ДО; 2 Практический -чтение и обсуждение художественной литературы, беседа с детьми «Я люблю стихи»; – прослушивание стихотворений в исполнение известных артистов; – рассмотрение иллюстраций к стихотворениям и беседы по их содержанию; – мелодикломация; – работа с родителями (анкетирование, разработка рекомендаций для родителей); – любимые детские стихи родителей (рисунки к стихам), совместная работа; 3. Заключительный – литературный досуг с родителями «Литературная гостиная» – создание книги «Наши любимые стихи» -выставка книг; – аудиозаписи стихотворений; Развивающая среда проекта – презентация с иллюстрациями художников к стихотворениям ; Работа с родителями – анкетирование; – составление памятки для родителей; -участие родителей в досуге «Литературная гостиная» Результат проекта: – досуг совместно с родителями «Литературная гостиная» – создание альбома детских рисунков «Моё любимое стихотворение»; – родители были заинтересованы темой, получили новую и полную информацию (рекомендации) по заучиванию стихов с детьми;

4 Список использованной литературы: Анкета для родителей Уважаемые родители, подчеркните или напишите ответы на следующие вопросы: 1.Как часто вы учите стихи дома: часто редко никогда 2. С кем из взрослых ребенок чаще заучивает стихи: мама папа бабушка дедушка 3.Нравится ли вашему ребенку заучивать стихи: да нет 4.Знаете ли вы основные принципы и приёмы заучивания стихотворения, нужна ли вам педагогическая консультация по данному вопросу и в какой форме (информационные стенды, индивидуальные консультации, тематическое родительское собрание)? 5.Что мешает вашему ребенку быстро запомнить стих: отсутствие интереса невнимательность слабая память 6. Сколько раз вы повторяете стихотворение при заучивании : более

5 Рекомендации для родителей В детском саду часто дети учат стихи на занятиях, к праздникам, по заданию логопеда. Заучивание требует активной работы ума. Традиционно считается, что для заучивания нужна в первую очередь память. Разумеется, если ребенок быстро выучил, то это показатель силы его памяти. Однако, стихи – это материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений: -образец выразительного чтения, -пример выразительного чтения ребенка, – оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. Начиная заучивания стихов с ребенком: – выразительно прочитайте ребёнку стихотворение; – объяснить ребенку непонятные слова; – попросить ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении; – предложить ребенку нарисовать то, о чем говориться в стихотворении (если ребенку нужна ваша помощь – помогите); – обсудите с ребенком все нюансы рисунка: цвет, формы, размеры, контуры и т.д.; – начните учить стихотворение; – стихотворение следует повторять до тех пор, пока ребенок не сможет рассказать его без подсказки (если повторилось менее 10 раз очень хорошо!)

Проект в ДОУ «Любимые стихи» (краткосрочный)

Оксана Маликова
Проект в ДОУ «Любимые стихи» (краткосрочный)

Методическая разработка: Проект в ДОУ «Любимые стихи» (краткосрочный)

Тип: практико – ориентированный

– Слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми.

– Монотонное чтение стихов детьми.

– Неумение детей «прочувствовать» стихи.

– Неумение и нежелание родителей заучивать стихи с детьми.

– Недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям.

– Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение выразительно заучивать стихи.

– Научить детей выразительно читать стихи.

– Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.

– Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться своим опытом.

Выполнение проекта:

– В начале и в конце проекта воспитателем был проведен диагностический опрос родителей по теме «Интересно ли с Вами вашему ребенку заучивать стихи.

Решение поставленных задач с родителями:

• Организована картотека для родителей «Стихи для заучивания и чтения».

• Организована выставка поэтических произведений и малых форм фольклора.

• Наглядная информация по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Музыка и стихи», «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».

• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам.

• Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам А. С. Пушкина о зиме.

• Приглашение родителей на детские праздники, развлечения, литературный вечер.

• Консультация-практикум «Способы заучивания стихов»,

• Практическое занятие – обмен опытом.

Решение поставленных задач с детьми:

– Индивидуальная работа с детьми по заучиванию стихов и выразительному чтению стихов.

– Введение стихов в игровые действия детей.

– Использование приема драматизации.

– Пение колыбельных песен перед сном.

– Использование мнемотаблиц для заучивания стихов и потешек.

– Образовательная ситуация – рисуем стихотворение.

– Развлечение «Музыка и поэзия две неразлучные подруги».

– Использование воспитателем стихов на прогулке.

Литературный вечер поэзии.

– Прочитай выразительно любимое стихотворение.

– Я прочитаю стихотворение, а ты изобрази, что ты представил.

– Что ты чувствуешь, когда читаешь это стихотворение?

– Какое стихотворение ты прочитаешь, посмотрев на картину?

– Какие слова понравились тебе в этом стихотворении, почему?

Участие детей в конкурсе чтецов в детском саду.

Из анкетирования родителей следует отметить, что практически все родители познакомились с картотекой «Стихи для заучивания и чтения».

80% родителей считают интересным мероприятием выставку рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам А. С. Пушкина о зиме.

Все 100% родителей отмечают новую интересную информацию «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники», пользу проведенной консультации-практикума «Способы заучивания стихов».

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

Дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы. Большинство детей выразительно читают стихи наизусть, понимают смысл стихов. Ребенок может назвать свои любимые стихи и объяснить, чем ему нравится это стихотворение. В конкурсе чтецов, организованном в детском саду,участвовали три дошкольника подготовительной группы: два ребенка поделили первое место, один ребенок занял второе место.

Фотоотчёт «Конкурс чтецов «Наши любимые стихи Самуила Яковлевича Маршака» 3 ноября, в рамках Недели игры и игрушки в нашем дошкольном структурном подразделении прошёл конкурс чтецов “Наши любимые стихи Самуила.

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» .

Фотоотчет «Любимые стихи Агнии Барто» Цель. Формировать интерес к произведениям А. Л. Барто. Задачи. Расширять и закреплять знания детей о творчестве А. Л. Барто. Развивать способность.

Краткосрочный проект «Мой город» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Мой город» 2. Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы «Звёздочки», родители. 3. Тип.

Краткосрочный проект «Птицы на кормушке» Задача проекта:• воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам; • желание узнавать новые факты их жизни, заботиться.

Краткосрочный проект «Теремок» Паспорт тематического проекта Тема Педагогический проект по сказке «Теремок» Проблема Детям мало читают сказок, предпочитают чтению просмотр.

Краткосрочный проект «Транспорт» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41»Краткосрочный проект “Транспорт” Воспитатель:Гончарова.

Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Карелина Елена (подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель.

Проект «Наши любимые игрушки» Проект «Наши любимые игрушки» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н.

Ссылка на основную публикацию