Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения

Рубрика: Медицина

Дата публикации: 02.10.2015 2015-10-02

Статья просмотрена: 3077 раз

Библиографическое описание:

Брагина, Е. Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / Е. Л. Брагина, В. А. Куташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22303/ (дата обращения: 07.01.2021).

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста. До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств. Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5]. При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.

В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].

Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики. На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы. В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью. Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.

В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.

Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р. Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

1) первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.

2) второй блок мозга блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации. Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.

3) третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.

При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.

Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов. Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».

Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».

При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д. Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п. Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п. При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п. При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.

При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.

В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.

Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК. Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента. Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.

Поражение нервной системы при COVID-19

Опубликовано вт, 08/12/2020 – 18:05

Классификация неврологических расстройств при ковиде

Неврологические расстройства при COVID-19 можно обсудить в трех разделах: (1) неврологические особенности вирусной инфекции, (2) постинфекционные неврологические осложнения, (3) инфекции у пациентов с неврологическими сопутствующими заболеваниями. Другой вопрос, который заслуживает упоминания, – это меры предосторожности в плане заражения и лечения коронавирусной инфекции , которые следует предпринимать для особой группы неврологических больных пациентов, которым требуются иммунодепрессанты. Последняя группа в основном состоит из рассеянного склероза, миастении и аутоиммунного энцефалита.

Головная боль

Головная боль может быть симптомом вирусной инфекции и обычно остается связанной с подъемом температуры. Исследования сообщили о частоте головной боли в пределах от 6 до 13% при COVID-19 . Однако , уже высказывались опасения, является ли этот конкретный симптом проявлением вирусного менингита или, если уж на то пошло, энцефалита, который впоследствии может проявиться в форме сонливости и судорог.. Японские врачи поделились своим недавним опытом работы с молодым пациентом мужского пола без каких-либо контактов или путешествий, у которого были признаки менингита до того, как у него была диагностирована инфекция SARS-CoV-2. Проблема становится более реальной при рассмотрении отчета об обнаружении вируса в спинномозговой жидкости пациента с COVID-19. В другом сообщении описывается возникновение острой геморрагической некротической энцефалопатии у пациентов с COVID-19. Неврологу необходимо обратить внимание и проанализировать даже такой простой симптом, как головная боль, в известном случае COVID-19, особенно если головная боль непропорциональна повышению температуры и связана с некоторыми другими особенностями, такими как рвота и изменение чувствительности.

Нарушение мозгового кровообращения

Первоначальное ретроспективное исследование серии случаев в Ухане (Китай) , показало, что 5,7% случаев неврологического поражения при ковиде могут быть связаны с острым церебро- васкулярным нарушением. Примечательно, что в четырех случаях был ишемический инсульт, а кровоизлияние в мозг было обнаружено у одного пациента, который позже скончался. У большинства пациентов был острый ишемический инсульт , в то время как геморрагический инсульт и тромбоз венозного синуса головного мозга также были обнаружены. Следовательно, тромботические осложнения были выявлены гораздо чаще, чем кровоизлияния. Это наблюдение может быть связано с открытием того, что пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями с большей вероятностью имели усиленный воспалительный ответ, что отражалось в уровнях С-реактивного белка (СРБ) и D-димера. Можно полагать, что вирусная инфекция сменилась “воспалительным штормом”, который в конечном итоге привел к ускоренному тромбозу. Термин «ускоренный тромбоз» кажется здесь более предпочтительным , если рассматривать его в контексте другого открытия в этом конкретном ретроспективном исследовании. Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями были не только значительно старше, чем пациенты без сердечно-сосудистых заболеваний, но и имели более высокую вероятность наличия ранее существовавших сосудистых факторов риска. Это наблюдение особенно актуально для некоторых стран , например , Индии , поскольку факторы риска сосудистых заболеваний здесь являются обычным явлением среди населения, впрочем , как и частота инсультов. Более того, любая вирусная инфекция у пациента, перенесшего инсульт, не только задерживает выздоровление, но и может фактически усугубить неврологический дефицит, который иногда связывают с геморрагической трансформацией. Смертность действительно выше у пациентов с инсультом при COVID-19, при этом 38% указали на худший прогноз в этой группе пациентов. Это раскрывает двустороннюю связь между COVID-19 и инсультом, о которой невролог должен помнить, консультируя пациентов в этих сложных обстоятельствах.

Проблема усложняется, если рассматривать лечение пациента с ишемическим инсультом на фоне коронавирусной инфекции. Применение антиагрегантов и антикоагулянтов здесь требует осторожности, потому что известно, что вирус вызывает выраженное поражение дыхательных путей, а, по мнению некоторых авторов, поражение нервной системы может частично отвечать за нарушение дыхания.

Помрачение сознания

На сегодняшний день нарушение сознания зарегистрировано у 7,5% госпитализированных пациентов с COVID-19. У пациентов с тяжелым течением ковида чаще наблюдается нарушение сознания. Может быть несколько основных причин, по которым у пациента может быть измененное сознание , в том числе вирусный энцефалит, метаболические нарушения, инфекционно-токсическая энцефалопатия, судороги с постиктальной спутанностью сознания и инсульт (либо поражение стратегической зоны, либо большое поражение с отеком. ) В недавнем письме (опубликованном в Neurology Today Online) итальянских неврологов (адресованном их американским коллегам) упоминается важность распознавания плохо определенных неврологических симптомов как в подтвержденных, так и в предполагаемых случаях COVID-19. Среди этих симптомов помрачение сознания действительно привлек внимание неврологов в основном потому, что оно задерживает диагностические процедуры, поскольку вирус широко известен как респираторный патоген. Учитывая динамику передачи инфекции, эта информация чрезвычайно важна, поскольку медицинские работники в отделении неотложной помощи могут получить непреднамеренное заражение при работе с пациентами с измененным сознанием.

В последовательной серии пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом (ARDS), связанных с COVID-19 (n = 58), о которых сообщалось из Франции, измененное сознание, в том числе возбуждение и спутанность сознания, было зарегистрировано более чем в двух третях случаев. Кроме того, 67% пациентов, включенных в это исследование, имели выраженные корково-спинальные симптомы. В этом контексте телефонный разговор с врачом, отвечающим за инфекционную больницу в Калькутте (Индия), показывает, что головная боль является более генерализованным симптомом как у старых, так и у молодых пациентов, в то время как делирий – частое проявление среди пожилых людей. В настоящее время больница обслуживает более 60 подтвержденных случаев COVID-19, а около 250 предполагаемых случаев находятся в изоляции.

Атаксия

В исследовании в Ухане атаксия была обнаружена только у одного пациента, хотя подробное описание или анатомическая основа этого конкретного симптома не была доступна в этой статье. В одном из центров лечения ковида недавно столкнулись с 72-летним мужчиной с острым началом мозжечковой атаксии с последующей энцефалопатией, у которого наконец была диагностирована пневмония, вызванная SARS-CoV-2. Примечательно, что у этого пациента неврологические расстройства на несколько дней опережали респираторные нарушения.

Судорожный припадок

Связь судорожный приступа и COVID-19 может быть многогранной. В одном из ранних отчетов указывалось на очень низкую частоту (0,5%) судорожного припадка при ковиде. Однако по мере того, как число зараженных людей по всему миру начинает расти, ожидается, что эта проблема станет существенной. Во-первых, приступ может быть проявлением вирусной инвазии в ЦНС. Во-вторых, известно, что эта коронавирусная инфекция вызывает смертельную пневмонию, которая сменяется тяжелой гипоксемией, что может привести к травме мозга и судорогам. Нарушения обмена веществ и септическая энцефалопатия – это некоторые из других проблем, о которых необходимо позаботиться во время лечения пациента с судорогами. Последние причины относятся к так называемой группе «острых симптоматических припадков». В-третьих, эпилептические пациенты с COVID-19 могут быть склонными к повышенной частоте и тяжести приступов, особенно из-за снижения порогового значения, которое остается связанным с подъемом температуры.

Судороги предположительно усложняют клиническую ситуацию из-за повреждения скелетных мышц, которое уже является хорошо известным проявлением болезни. Тот факт, что неврологические осложнения чаще встречаются у тяжелобольных пациентов, а также факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний являются прогностическими факторами тяжести, потенциал лекарственного взаимодействия некоторых противоэпилептических препаратов заслуживает внимания в таких клинических ситуациях. Таким образом, с точки зрения невролога, судорожный приступ у пациента с COVID-19 будет иметь важные последствия как с диагностической, так и с терапевтической точки зрения.

Поражение мышц, печени и почек

Уже были отмечены симптомы повреждения скелетных мышц, часто связанные с поражением печени и почек. В литературе сообщалась , что частота при ковиде здесь составляет 10,7%, и, как и другие неврологические особенности, эта клиническая картина также связана с тяжелой формой болезни. Можно предположить, что пациенты с ранее существовавшей почечной или печеночной недостаточностью будут очень уязвимы в плане развития признаков полиорганной недостаточности на фоне повреждения скелетных мышц. Мышечные ферменты, включая креатинкиназу и лактатдегидрогеназу, значительно повышены у пациентов с симптомами ковида – наблюдение, которое подтверждает повреждение мышечной мембраны. Однако точный механизм повреждения мышц не установлен. Возможные варианты включают вирусную инвазию в мышцы через тропизм рецептора ACE-2 и иммуноопосредованное повреждение мышечных волокон. Потребуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить механизмы, лежащие в основе повреждения скелетных мышц при COVID-19.

Читайте также:  Конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте: Звуки (Х), (Х')

Потеря обоняния и вкуса

В литературе сообщалось, что гипогевзия, как и гипосмия, являются довольно постоянными симптомами инфекции SARS-CoV-2. Все они классифицируются как проявления поражения периферических нервов, в то время как другим отмеченным признаком является невралгия. Однако стоит отметить, что обонятельный нерв считается частью ЦНС, и гипосмия может быть скорее отражением поражения обонятельной луковицы, чем периферической невропатии. Точно так же гипоплазия, если она вызвана оптической невропатией, может отражать проявление ЦНС, потому что зрительный нерв, согласно классическому учению, является продолжением мозга.

Постинфекционные осложнения

Поскольку все больше пациентов выздоравливают от инфекции SARS-CoV-2, крайне важно, чтобы со временем постинфекционные осложнения привлекли внимание врачей, в частности , неврологов и психиатров. Демиелинизация ЦНС была зарегистрирована не раз после коронавирусной инфекции. Можно предположить , что что начальные симптомы осложнения могли быть слишком слабыми, чтобы их можно было легко обнаружить (поскольку лихорадка присутствует менее чем в половине случаев даже на начальной стадии).

В одном сообщении из Китая описывается случай острого миелита с возможным поражением шейного отдела спинного мозга, о чем свидетельствуют клинические признаки у пациента с инфекцией SARS-CoV-2 . Лимфоцитопения, сопровождающаяся повышенным уровнем маркеров воспаления (СРБ и прокальцитонин), была зарегистрирована в этих случаях лечащими врачами. Мысль о том, что SARS-CoV-2 может вызывать пара- / постинфекционные осложнения, влияющие на нейроаксис на разных уровнях, кажется реалистичной, и предположительно у пациентов с “воспалительным штормом” будет больше шансов иметь эти осложнения. Кроме того, поскольку около 10% госпитализированных пациентов нуждаются в помощи в палатах интенсивной терапии, неврологический мониторинг также должен быть направлен на выявление начала так называемых «критических заболеваний нейромиопатии».

Неврологические расстройства до ковида и после

Можно ожидать, что пациенты с ограниченной подвижностью и пациенты, получающие иммуносупрессивную терапию, будут более восприимчивы к коронавирусной инфекции. В прессе уже обсуждались проблемы, с которыми столкнутся пациенты с деменцией в этот период социального дистанцирования и домашней изоляции. Очевидно, проблема будет острее для тех больных, которые зависят от других в повседневной жизни. Ситуация будет аналогичной для пациентов с выраженными двигательными проблемами. Предполагается, что из-за их ограниченной мобильности социальное дистанцирование скажется на них хуже. Снижение подвижности и деменция также могут предрасполагать пациента к вирусной инфекции, причем , ассоциация здесь становится двусторонней.

В современной неврологии широко используются иммунодепрессанты для борьбы с некоторыми заболеваниями ЦНС и ПНС. Прототипом среди этих заболеваний является рассеянный склероз, требующий длительной иммуносупрессии. Данные по COVID-19 показывают, что пожилые люди, а также люди с нарушенной иммунной регуляцией с большей вероятностью не только заразятся инфекцией, но и значительно ухудшат свое состояние , как в плане уже имеющегося неврологического расстройства , так общего состояния. Поэтому, как и в онкологическом отделении, пациенты неврологического отделения, которые принимали циклические иммунодепрессанты, нуждаются во внимании. При работе с такими случаями следует проявлять соответствующую осторожность как со стороны невролога, так и со стороны родственников пациента. В недавней статье на эту тему говорится , что преимущества продолжения иммунотерапии у пациентов с рассеянным склерозом и связанными с ним расстройствами могут перевешивать риски отмены лекарств при опасениях заражения COVID-19. В частности, это связано с тем, что большинство инфекций, как и среди населения в целом, считаются умеренными и самоограничивающимися.

Реабилитация больных, перенесших ковид

С ростом числа выздоравливающих от инфекции SARS-CoV-2 проблема реабилитации должна стать важной задачей . Общение с неврологами, работающими в этой области , показывает, что есть первые доказательства необходимости реабилитации, включая неврологические аспекты, у клинически выздоровевших пациентов. Можно предположить, что психосоциальные последствия длительного социального дистанцирования и домашней изоляции потребуют адекватных мер психологической реабилитации, поскольку пандемия не ослабевает в своей выраженности. Мои собственные наблдения говорят о том, что после ковида болезнь Альцгеймера начинает проявлять себя в более молодом возрасте , а следовательно ее профилактика также становится важной аздачей нейропсихиатра.

Острый респираторный синдром

С момента начала вспышки SARS-CoV-2, если есть одно легочное проявление, получившее максимальное внимание, то это острый респираторный исндром . Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что значительный процент людей, переживших это состояние , может страдать от долговременных когнитивных нарушений ( памяти, внимани яи мышления). Было замечено, что несколько факторов, включая механическую вентиляцию легких, вызывают снижение высших функций мозга. Было замечено, что несколько факторов, включая механическую вентиляцию легких, вызывают снижение высших функций мозга. после острого респираторного синдрома. Острое повреждение гематоэнцефалического барьера считается здесь основным механизмом когнитивных нарушений. Эффект от такой травмы может быть усилен, если имеется ранее существовавшее когнитивное нарушение, которое соответствует хроническому повреждению гематоэнцефалического барьера. С другой стороны, у пациентов с черепно-мозговой травмой развивается нейрогенный отек легких. Таким образом, предполагается, что так называемая ось мозг-легкие работает в обоих направлениях.

Приведенные выше наблюдения особенно актуальны в настоящих обстоятельствах, учитывая необходимость искусственной вентиляции легких у большинства серьезно пострадавших пациентов с COVID-19. Поскольку пандемия продолжает разворачиваться, число людей, прекращающих искусственную вентиляцию легких, возрастет, и будут учитываться долгосрочные когнитивные нарушения. Можно ожидать, что мы не только станем свидетелями снижения когнитивных способностей, продолжающегося в течение нескольких месяцев в этой группе пациентов, но также некоторые из них могут прогрессировать до преждевременного начала деменции.

От реанимации до реабилитации

Краткий отчет об отпуске я обязательно представлю в ближайшее время (в письменном виде и, при необходимости, в трех экземплярах), но сейчас расскажу только об одной поездке и о том, где и как работают логопеды.

Большинство логопедов работают не в детских садах и поликлиниках, а в стационарах, медицинских и научно-практических центрах, специализация которых на речевой патологии может быть различной: от преодоления речевых расстройств как основного профиля деятельности (например, «Центр патологии речи и нейрореабилитации») до той же работы как части общего лечебного процесса.

Сегодня – про второй вариант работы.

Мы с вами приехали в городскую клиническую больницу, которая обслуживает москвичей совершенно бесплатно и находится в обычном жилом районе.

Логопеды работают только в тех отделениях, где лечатся пациенты, чьи заболевания сопровождаются нарушениями речи – в неврологических отделениях. Логопедическая работа начинается с первых суток пребывания в стационаре, а не тогда, когда пациент вышел из острого состояния.

После черепно-мозговой травмы или острого нарушения мозгового кровообращения восстановлением речи необходимо начинать заниматься сразу. Вопреки распространенному мнению, согласно которому логопед работает только в своем кабинете, первая помощь оказывается уже в палате интенсивной терапии и блоке нейрореанимации.

Обратите внимание на объявление, висящее над лампой в реанимации.

А еще обратите внимание на очень удобный способ дезинфекции рук.

Основной этап восстановительного лечения осуществляется либо у постели больного (если пациент лежачий), либо в логопедическом кабинете. Логопедическая помощь оказывается всем, включая инкурабельных, то есть неизлечимых, больных. Помните, я писала, что в задачи логопеда входит и преодоление дисфагии (расстройства акта глотания)? Существует несколько методик лечения дисфагии, но всегда – это очень трудоемкий процесс.

Большое значение имеет консультативная работа с родственниками. Зачастую она носит психотерапевтический характер.

Большая часть работы логопеда проводится в отдельном кабинете. Если при общении с другими врачами пациент может «отмолчаться», отвечая кивком головы или жестом, то в кабинете логопеда его речевые проблемы обнаруживаются во всей полноте, психологически травмирующей пациента. Речевая несостоятельность и ее преодоление становится «большим секретом для маленькой компании», состоящей из пациента и логопеда.

Чтобы не ставить человека в неловкое положение, предлагая сложные виды работы, и чтобы восстановить речь, согласуясь с этапами ее естественного становления, логопед старается начинать работу с доступных пациенту видов речевой деятельности. Болезнь отбрасывает взрослого человека назад, и поэтому начинать восстановление речи приходится, используя картинки.

По той же причине логопеды стараются как можно реже применять «страшные» медицинские приспособления, которых достаточно в арсенале любого специалиста. Никто не любит физических вмешательств, и все люди испытывают если не страх, то дискомфорт при совершении с ними медицинских манипуляций. Быть «нестрашным» важно не только при работе с детьми, но и при оказании помощи взрослым пациентам.

Чтобы ускорить восстановление речевой функции, в работу включается работа по восстановлению двигательных навыков. Такие панели нередко делают сами логопеды, а точнее – их мужья.

Даже на завершающем этапе нейрореабилитации логопедическая работа не прекращается. Все действия, включая бытовые, оречевляются.

Конечно, восстановление речевой деятельности, распавшейся вследствие мозговой катастрофы, требует времени, превышающего срок пребывания в стационаре, но конечный успех во многом зависит от логопедической помощи, оказанной сразу после травмы или инсульта.

Вот так, например, работают логопеды в одной из городских больниц.

Правила организации деятельности неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения медицинской организации (далее – Отделение).

2. Отделение является структурным подразделением медицинской организации (далее – медицинская организация), имеющей следующие круглосуточно функционирующие подразделения:

отделение лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии;

отделение функциональной и ультразвуковой диагностики;

отделение клинической лабораторной диагностики;

операционная для проведения экстренных операций больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (далее – больные с ОНМК).

3. Штатная численность Отделения утверждается руководителем медицинской организации с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному настоящим приказом.

4. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в которой создано Отделение.

5. На должность заведующего Отделением назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности “неврология”, прошедший повышение квалификации по вопросам интенсивной терапии и реанимации, новым технологиям диагностики, лечения и профилактики острых нарушений мозгового кровообращения.

6. Отделение осуществляет следующие функции:

а) оказание специализированной медицинской помощи больным с ОНМК в стационарных условиях, включающей:

клиническую оценку состояния больного с ОНМК;

оценку состояния и мониторинг жизненно важных функций больного с ОНМК, включая функции головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, ультразвуковыми и электрофизиологическими методами;

интенсивную терапию и реанимацию в условиях палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии, включающую коррекцию нарушений жизненно важных функций (дыхательной, сердечно-сосудистой);

проведение комплексной терапии больному с ОНМК, направленной на восстановление нарушенных функций, в том числе кинезотерапию, бытовую реабилитацию, физиотерапию, медико-психологическую, педагогическую (включая логопедическую), медико-социальную помощь;

составление алгоритма и проведение мероприятий по предупреждению развития повторного острого нарушения мозгового кровообращения, в том числе с использованием автоматизированных систем;

б) освоение и внедрение в клиническую практику современных методов диагностики и лечения острых нарушений мозгового кровообращения и предотвращения развития осложнений;

в) разработку и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностической работы в Отделении и снижение больничной летальности от острых нарушений мозгового кровообращения;

г) консультирование медицинских работников медицинской организации по вопросам неотложной медицинской помощи и экстренной диагностики при неотложных состояниях и заболеваниях нервной системы и органов кровообращения;

д) проведение работы с больными и их родственниками по предупреждению и коррекции модифицируемых факторов риска сосудистых заболеваний, формированию и ведению здорового образа жизни;

е) иные функции, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

7. Отделение для обеспечения своей деятельности может по согласованию с руководителем медицинской организации использовать возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в структуре которой оно создано.

8. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:

палату (блок) реанимации и интенсивной терапии (составляющую не менее 20% коечного фонда Отделения);

палаты ранней реабилитации;

палаты для больных, передвигающихся с помощью инвалидных колясок;

кабинет заведующего отделением;

кабинет старшей медицинской сестры;

9. В Отделении рекомендуется предусматривать:

помещение (пост) медицинской сестры;

кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий;

зал для занятий на тренажерах;

кабинет ультразвуковых исследований;

кабинет групповой условно-рефлекторной терапии;

помещение дневного пребывания больных (холл);

комнату личной гигиены медицинских и иных работников;

душевую для больных, передвигающихся с помощью инвалидных колясок;

туалет при палате; туалет для больных, в том числе для передвигающихся с помощью инвалидных колясок; туалет для медицинских и иных работников;

помещение для уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов;

помещение для сортировки и временного хранения грязного белья;

помещение для мытья и стерилизации суден, мытья и сушки клеенок;

комнату для временного хранения аппаратуры и оборудования.

10. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному настоящим приказом.

11. Отделение создается при наличии в медицинской организации оборудования в соответствии со стандартом дополнительного оснащения медицинской организации, в структуре которой создано неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, предусмотренным приложением N 4 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному настоящим приказом.

12. По решению руководителя медицинской организации палата (блок) реанимации и интенсивной терапии для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения может являться самостоятельным структурным подразделением медицинской организации.

В случае организации палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения в качестве самостоятельного структурного подразделения медицинской организации дополнительно предусматриваются кабинет заведующего отделением; кабинет старшей медицинской сестры; комната сестры-хозяйки; кабинет врачей; комната для временного хранения медицинской аппаратуры и оборудования.

На должность заведующего палатой (блоком) реанимации и интенсивной терапии для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности “неврология” или “анестезиология-реанимация”, прошедший повышение квалификации по вопросам интенсивной терапии и реанимации, новых технологий диагностики, лечения и профилактики острых нарушений мозгового кровообращения.

Штатная численность палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения утверждается руководителем медицинской организации с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному настоящим приказом.

13. При наличии клинических признаков диагноза смерти головного мозга в палате (блоке) реанимации и интенсивной терапии Отделения больному с ОНМК проводятся мероприятия по подтверждению в установленном порядке диагноза смерти головного мозга человека. При установлении диагноза смерти головного мозга человека осуществляется информирование руководителя медицинской организации, а в случае его отсутствия – ответственного дежурного врача, в целях решения вопроса о возможности использования органов и (или) тканей умершего для трансплантации, с последующим извещением указанными лицами соответствующей медицинской организации, осуществляющей изъятие, хранение и транспортировку органов и (или) тканей человека для трансплантации.

Конспект ОУД “Наши помощники – органы чувств”

Содержимое публикации

ГККП Ясли сад №7 «Куаныш» г.Темиртау

Конспект ОУД

для детей старшего дошкольного возраста

«Наши помощники – органы чувств»

«Наши помощники – органы чувств»

Цель : формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.

Задачи : Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

Оборудование: иллюстрация человека, фломастеры, схема « Органы чувств » , повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся : апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов : сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка» , в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.

Читайте также:  Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

Беседы из серии «Знакомимся со своим телом» , образовательная ситуация «Зачем человеку нос» , игра «Дорисуй картинку» , чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?» , отгадывание загадок на данную тему.

Круг радости «Здравствуй, день!»

– Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте».

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)

-Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)

Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.

(Показывает рисунки людей)

Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Дети : Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.

Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.

Воспитатель : А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?

Дети : Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать.

В : Давайте поможем им вернуть органы чувств? Вы согласны?

Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!

Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!

Садятся на стулья возле первой лаборатории.

В : Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?

Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.

В : Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.

Вот мы с вами в первой лаборатории.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)

– Как назвать по – научному? ( орган зрения )

Опыт №1 : Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза.

Закройте глаза. (Показываю куклу)

-Что я сделала? (незнаем)

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю куклу)

Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.

Вывод : Глаза умеют видеть.

– Как называется фигура? (Круг, квадрат)

Вывод : Глаза умеют определять форму. – Какого цвета круг? Квадрат?

Вывод : Глаза умеют определять цвет.

– Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?

Вывод : Глаза умеют определять расстояние от предмета.

– Что крупнее : яблоко или апельсин?

Вывод : Глаза могут определять размер.

Подведём итог : глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.

– А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей )

Как надо беречь свои глаза?

Беречь от попадания предметов, грязи.

Не тереть грязными руками.

Сидеть за столом правильно.

Долго и близко не смотреть телевизор.

Не играть долго в компьютер, планшет

Гимнастика для глаз.

Голова не поворачивается, движутся только глаза

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем!

Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.

В : Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.

В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?

Сейчас мы с вами это узнаем.

Опыт № 2. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия : сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.

Вывод : Наши уши могут слышать и различать звуки.

В : С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

Дети : Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.

В : Как вы думаете, уши – это важный орган? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей ) .

Ушки-подружки всё слышать хотят.

Ушки-подружки просят ребят:

Мой нас почаще, с водою сдружись.

Ушки-подружки мыть не ленись!

Правила : носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем,

Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)

Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.

После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.

В :давайте назовем еще один орган чувств? Нос. Как назвать по – научному? ( орган обоняния ) . Обоняние – способность человека чувствовать запахи.

Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)

Папа задал мне вопрос:
– Для чего нам нужен нос ?
Я нашёл ответов разных –
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос – чтоб ночью посопеть.
Нос – Илюшке утереть.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос
И задрал от счастья нос.

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите) . Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.

Опыт № 3 : «Определение предметов и продуктов по запаху» . Дети располагаются вокруг стола.

– Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.

(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки.

Вывод : Орган обоняния помогает нам различать запахи.

В : Какой же орган был прав: глаза или нос?

Правила : не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат) . А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.

После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.

В : Отгадайте загадку :

А не проглотишь. (Язык)

– Как назвать по – научному? ( орган вкуса )

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.

В : Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха ) . Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком) .

Ребята, что нужно сделать?

Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах

Вывод : орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.

Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок . И ещё разок.
А потом вприсядку, а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова – по порядку.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами р аз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами р аз, два, три!

Воспитатель читает стихотворение

Что за чудо – чудеса! Раз-рука и два – рука

Вот ладошка левая, Вот ладошка правая,

И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья!

Ребята, для чего нужны нам руки?

Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Опыт №6. «Волшебная шкатулочка» .

Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.

Выполнение эксперимента : Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .

После опыта дети дорисовывают человеку « ладошки » .

В : Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила: держать руки в чистоте.) .

В : Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос : Какой орган важнее?

Дети : Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.

Сюрпризный момент: появляется Художник.

Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит

Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами .

Конспект комплексного занятия “Наши помощники- органы чувств”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»

Конспект открытого комплексного занятия. Образовательная область “Познание” в старшей группе

«Наши помощники- органы чувств»

Воспитатель: Полякова Ольга Павловна

  1. Познакомить детей органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
  2. Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.
  3. Развивать исследовательские навыки и умения.
  4. Продолжать учить детей различать понятия «часть тела», «орган чувств» , «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
  5. Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Беседа «Знакомимся со своим телом», отгадывание загадок.

Плакат «Строение человеческого тела», макеты или иллюстрации органов, ватные палочки чистые и пропитанные чесноком и духами по количеству детей, баночки с соленой и сладкой водой, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма, кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка, платок, колокольчик, зубочистки с кусочками хлеба, поднос, зубные щетки.

– Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?(Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!

– Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное , ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим?(плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит?(голова, туловище, руки и ноги)

-А как вы думаете, для чего нам нужна голова?(Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем,дышим,говорим, называются органами чувств. Скажем вместе : «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.

-Как вы думаете, что у нас внутри головы?(мозг). А зачем он нужен?(с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают , вы узнаете, отгадав загадку.

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

-Правильно, глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать,что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)

– А еще нужно делать зарядку для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.

2. Часто-часто поморгайте глазами.

3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

– А что еще нужно для глаз? (Витамины)

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

– Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)

– А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему?(ответы детей)

– Проведем еще один эксперимент.(За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)

-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим?(Игра «Жмурки» с колокольчиком)

– Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

– А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху- вниз мы их пощиплем,

-А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?(чтобы дышать, различать запахи)

-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)

-Что вы почувствовали?(запах чеснока и духов)

-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете?(не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему ?(примеры детей)

-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

(Переходим в следующую лабораторию)

-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа?(Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)

-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать?(Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды)

Читайте также:  Презентация для логопеда Ребусы: Составь слово по первым буквам

-Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы- это зубы, а остатки пищи- кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами). Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа- налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи!

– Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки- наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

– А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?

-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь-доска с иллюстрациями)

-Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Я вам желаю всегда быть здоровыми! Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат.(Дети рисуют акварелью или карандашами- на выбор. Подвожу анализ работ, выставляю работы детей на доску-выставку)

Органы чувств

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Технологическая карта изучения темы

“Органы чувств”

“Органы чувств”

формирование понятия «органы чувств»

-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

– показать роль и специфику разных органов чувств;

– способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

– развивать устную речь;

– обогащать словарный запас;

– воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

– проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

– определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

– использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

– строить монологическую речь в устной форме

-слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

– названия органов чувств;

– признаки органов чувств

– определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

– различать группы органов чувств;

– ставить опыты с помощью учителя;

– формулировать результат опыта;

– устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Основные понятия

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика

-дополнительные

Окружающий мир. 1класс.). Учебник 1 часть. «Начальная школа xxi века»

– два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);

– заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»;

– карточки с изображениями и названиями органов чувств;

– для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, 4 стаканчика с жидкостью разного вкуса, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;

– 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;

– еженедельник (для самооценки);

– план работы группы

– С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003

Условные обозначения

Формы работы

Этапы урока

Формирование УУД

Организационный момент

II . Актуализация знаний

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»

-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)

-Что-то не так? (У девочки нет лица)

-Чего не хватает? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей)

На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.

Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом?

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Формулирование темы и целей урока

– Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

– Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

. Открытие детьми нового знания

IV. Первичное закрепление

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Работа со словарём.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

1. Исследование органа зрения.

Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

-Что мы можем благодаря глазам?
-Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Работа в группах.

-Каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.

Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам.

– Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).

Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать)

-После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой – изображением глаз.

-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

Физминутка для глаз

2. Исследование органа слуха.

Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)

– Проверим, хороший ли у вас слух. Я буду издавать разные звуки, а вы будете определять, что это за звук. ( Колокольчик, музыка , ветер, шум моря, пение птиц.)

– Что же умеют наши уши? ( слышать звуки )

– А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Какие звуки вы услышали? (Человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир.)

Игра “Узнай по голосу”.

– Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал.

– Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой – изображением ушей.

Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

3. Исследование органа обоняния.

– Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Оборудование : 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) кофе.

Проведение опыта : каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.

На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой – изображением носа.

Подумайте, какие должны быть правила ухода за носом? Надо беречь нос?

4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Оборудование : по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта : ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой – изображением рта с высунутым язычком.

Подумайте, какие должны быть правила ухода за полостью рта и языком?

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

5. Исследование органа осязания

-Кожа- орган осязания.

Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).

– Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)

Игра “Волшебный мешочек”.

– Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

– Что “рассказали” тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.)

Задание 2. (рассматривание кожи)

– Какого цвета наша кожа?

– Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

– Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

– Что ещё можно узнать с помощью кожи?

– Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа.

– Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)

– Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Физминутка
(Массаж точек на коже.)

Общий вывод.

-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?

-Проверим, верный ли вывод мы сделали, отгадывая загадки и переместив картинки к названию органа чувств.

Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают. (
Уши )

Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

– использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

– строить монологическую речь в устной форме.

-слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

V. Итог урока

Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

-Назовите их. (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

-А теперь, если мы правильно выполним задание, то девочка нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

Поднимите кружочек, соответствующий тому, как вы работали: красный – я работал в полную силу, у меня всё получилось!; синий – я могу работать лучше, у меня не всё получалось.

-Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.

Приложение 1 Сценка

Автор : Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 910 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.

Глаза : Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос : Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.

Ссылка на основную публикацию