Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
статья по логопедии

Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_2.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Составила логопеда ПНДДС Петрова И.П.

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

Психоневрологический дневной стационар — это структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина». Деятельность логопедов в нём регулируется:

– Приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 “О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций”

– Положением о логопеде

-Положением об организации работы ПНДДС

-Нормами работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации

Основные задачи ПНДДС

– Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и реабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.

– Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания и др.

Порядок госпитализации и пребывания в отделении

-Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с согласия законного представителя несовершеннолетнего) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. В стационар поступают дети по направлению врачей-психиатров районных диспансеров.

– После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.

-Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами.

– Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.

– Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно – врачом совместно с логопедом и психологом.

Длительность пребывания ребенка в стационаре зависит от цели госпитализации психического состояния ребенка, степени его адаптации. Стационар оказывает диагностическую, лечебную, психокоррекционную и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста от 4 до 7 лет, имеющим психоневрологическую патологию и тяжелое речевое нарушение, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.

В комплекс мер по реабилитации включаются ежедневно 2 – 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациентов). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, массаж, занятия с воспитателем и др.

ПНДДС рассчитан на 60 коек. Дети разделены по возрастному принципу на 4 группы. Режим работы максимально приближен к режиму детских дошкольных учреждений, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и выписке в дошкольное учреждение.

Дети поступают с различными тяжелыми речевыми диагнозами – моторная алалия, сенсорная алалия, системное нарушение речи, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания плюс у всех имеется психоневрологическая патология.

Заболевание откладывает серьезный отпечаток на поведение наших пациентов. Некоторые из них гиперактивны, расторможены, “летают под потолком”, могут за пару минут разобрать кабинет. Другие- вялые, заторможенные, с трудом запоминают что-либо им нужно по несколько раз объяснять, то что ребенок из массового сада усвоит с первого раза. Поэтому логопеды работают в тесном контакте с врачами психиатрами и психологом. Благодаря такому комплексному подходу мы можем всесторонне и более точно оценить состояние маленького пациента и эффективно ему помочь. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим поражением мозга. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Без лечебной корректировки поведения не будет продуктивности на занятиях.

При поступлении ребенка в стационар проводится обследование по времени – 2 недели. Но бывают такие случаи, когда обследование затягивается до месяца. Например, из диспансера ребенок поступает с умственной отсталостью) САША, МАША, ГРИША-мы с психологом обследуем и выясняем, что это диагноз совсем не УО, а сенсорная алалия. И вот эти дети условно Саша Маша на данный момент учатся в речевой школе на одни 5, поступили в музыкальную школу, а Гриша в художественную.

Дети с тяжелым диагнозом – это конечно моторная алалия. Многочисленные исследования, касающиеся моторной алалии, свидетельствуют о том, что у детей сданным речевым расстройством имеются отклонения в психическом развитии. Так, у них отмечаются особенности некоторых психических функций – конкретность мышления, снижение вербальной памяти. Действительно, речь играет огромную роль в формировании психических процессов. И конечно, у детей с таким тяжелым речевым нарушением, как алалия, вторично страдает система вербального интеллекта. Поэтому очень важно провести дифференциальную диагностику алалии от сходных состояний- отличить от нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью. От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшая жизнь ребенка. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы образовательных учреждений. Проводя первичное обследование, мы определяем структуру и степень выраженности речевого дефекта на фоне психического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии. К каждому ребенку применяем индивидуальную дифференцированную форму обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения и психического состояния, использую элементы методик: Коненковой И.Д. “Обследование речи дошкольника с ЗПР; Нищевой Н.В “Методика обследования ребенка с ОНР”. и др. Вышеперечисленные методики в чистом виде не используются, в силу тяжести психического состояния ребенка, поэтому адаптируются. Цели и задачи обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития.

В зависимости от результатов диагностики, принимается решение о необходимости логопедических индивидуальных занятий.

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

– При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, и др.) – 1,5 посещения в час.

При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) – 4 посещения в час.

При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи – 6 – 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 – 10 посещений в 1 час.

Логопеды работают в тесном контакте с родителями.

Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в ПНДДС заводится амбулаторная карта установленного образца. Логопед, проведя обследование речи ребенка делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз, периодические записи в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2.Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические и консультативные занятия в ПНДДС, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца.

3.Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Все данные свидетельствуют о том, что, хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у .

Учить детей делить слова на слоги.

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми.

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения .

В процессе собрания родители получат ответ на вопросы: Компетенция логопеда, Когда стоит обращаться к логопеду, Что значит группа компенсирующей направленности.

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н.

статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар).

Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ипатова Марина Вадимовна

в статье рассматривается процесс организации работы по логопедической коррекции детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: этапы, инструментарий, образовательная часть

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ипатова Марина Вадимовна

Текст научной работы на тему «Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Ипатова М.В.

Ипатова Марина Вадимовна /Ipatova Marina Wadimovna – логопед, ГБУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается процесс организации работы по логопедической коррекции детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: этапы, инструментарий, образовательная часть.

Ключевые слова: речевые нарушения, логопедическая работа, диагностико-прогностическое слежение, коррекционно-развивающее направление логопедической работы, коррекционно-развивающее обучение.

Целью логопедического воздействия в условиях СРЦ является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В нашей работе используются:

– «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной);

– «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина);

– Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).

Коррекционно-образовательный процесс организован с учетом психофизического состояния детей (повышенная утомляемость, низкая работоспособность).

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:

– диагностика уровня сформированное™ разных сторон речи;

– выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи;

– углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности;

– изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития;

– выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

– констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;

– адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик;

– составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы;

– логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Основные направления коррекционной работы:

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребенком, имеющим нарушение речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей.

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма).

I раздел. Диагностика

представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и предусматривает использование:

– методики обследования внимания, памяти, мышления;

– методики логопедического обследования;

– наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи;

– речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2 – 3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной

зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.

ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого заключения. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Ее использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации — ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях социального консилиума, которые проводятся каждые 3 месяца.

Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью внесения коррективов в индивидуальный коррекционный маршрут. Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих консилиумов.

II раздел. Коррекция

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на мини-подгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой — группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные и б) подгрупповые занятия. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФНР.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

III раздел. Консультирование

Включает в себя:

– работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;

– работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально- и личностно-значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991. – 44 с.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. — М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального

детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.

особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра
статья по логопедии на тему

особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_logopedicheskoy_raboty_v_usloviyah_sotsialno.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Джанкабулова Дианна Кайржановна

Логопед ГКУ РС(Я)

центр для несовершеннолетних», г.Якутск

Специфика нашего учреждения состоит в круглосуточном пребывании детей. Пребывание это краткосрочное: в среднем 2-5 мес. Поэтому стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени, с учетом того, что большинство поступающих детей имеют сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы.

Поступающие к нам дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок.

Целью логопедического воздействия в условиях социально-реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:

– Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.

– Диагностика уровня речевого развития.

– Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.

– Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

– Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.

– Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

– Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:

«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.

Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях РСРЦН и предусматривает использование:

  • Методики обследования внимания, памяти, мышления.
  • Методики логопедического обследования.
  • Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
  • Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Первичную диагностику состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на первичную диагностику, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, психического состояния, соматического здоровья.

Первичная диагностика представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. По результатам обследования выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальный план работы. Результаты обследования зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии.

Следующая диагностика проводится через 1-2 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов индивидуальный план работы.

На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

  • Подготовительный этап , цель которого:

– создание установки на коррекционную работу,

– повышение учебной мотивации,

– развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

– формирование фонематических процессов.

Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:

– постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;

– работа по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,

– формирование и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания.

– развитие мелкой моторики.

– предупреждение и коррекция дисграфии.

– привитие навыков коммуникативного общения.

Консультативная работа включает в себя:

  • работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
  • работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.
  1. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007 – 123 с.
  2. Под ред. В.С.Кукушина— М.: ИКЦ. Логопедия в школе: Практический опыт., – Ростов н/д, 2004 – 73 с.
  3. Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации – Самара: Изд-во МИР, 2009г.
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.

Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предос.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия в работе воспитателя,способствующий преодолению психологических и социальных проблем.

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности каждого человека.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з.

Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей

Биличенко И.А.,

логопед МУ СРЦН «Берег надежды»,

С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, которые зачастую являются причиной школьных неудач у учащихся. На страницах специальной печати, в т.ч. и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани ХХ и ХХI веков, – децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Таких детей становится всё больше, нарушения всё чаще носят системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность.

Я работаю логопедом в СРЦН «Берег надежды», который предназначен для обслуживания несовершеннолетних от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные, беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетние из малообеспеченных семей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

В уютном, приспособленном для поставленных целей «доме» каждого ребенка принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую, медицинскую и педагогическую помощь, проводятся беседы, консультации, направленные на разрешение трудной жизненной ситуации, нормализации социальной обстановки в семье.

Дети, с которыми я работаю, имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. С каждым годом дети все «тяжелее», их проблемы все труднее: на начальных этапах обучения они с трудом овладевают письмом и чтением, а в дальнейшем плохо усваивают грамматику родного языка и программу гуманитарных предметов. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок. Однако большой опыт работы с детьми, имеющих «трудности в обучении» и желание помочь ребенку позволяют мне найти подход к каждому воспитаннику.

Я работаю по программе «Учись учиться», которая направлена на преодоление общего недоразвития речи (устной) у детей дошкольного возраста, а также на восстановление и укрепление навыков учебной деятельности у учащихся 1-х – 4-х классов с трудностями в обучении (в усвоении программного материала по письму, русскому языку и чтению).

Целью логопедического воздействия в условиях СРЦН является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.

В процессе логопедического воздействия решаю следующие задачи:

  • Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
  • Диагностика уровня сформированности разных сторон речи.
  • Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
  • Изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития.
  • Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
  • Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
  • Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.
  • Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
  • Логопедическое сопровождение детей, находящихся в Центре.

Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:

«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.

I. ДИАГНОСТИКА

Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях СРЦ и предусматривает использование:

  • Методики обследования внимания, памяти, мышления.
  • Методики логопедического обследования.
  • Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
  • Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

Проблема современной и объективной диагностики ВПФ и речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов того или иного нарушения, а с позиции практики её решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

  • Первичнуюдиагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 2-3 дня с момента поступления его в Центр. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.

ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации – ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии, которые проводятся каждые 3 месяца.

  • Следующая диагностика проводится через 3 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов в ИПР.

На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, например: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).

Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих ПМПК.

Предложенная система комплексного, всестороннего динамического обследования позволяет получить наиболее полное и адекватное представление о состоянии речи ребенка, правильно оценить структуру дефекта, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных – коррекционно-развивающих мероприятий, позволяющих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.

II. КОРРЕКЦИЯ

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на миниподгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой – группы в целом. Логопедическая коррекция в условиях СРЦ осуществляется через: а) индивидуальные, и б) подгрупповые занятия.

При коррекции речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную функциональную многоуровневую систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и развитии речевого процесса. Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

  • Подготовительный этап, цель которого:
    • создание установки на коррекционную работу,
    • повышение чувства уверенности,
    • повышение учебной мотивации,
    • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
    • формирование фонематических процессов,
    • формирование самоконтроля;
    • Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:
      • постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
      • работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
      • формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
      • развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
      • привитие навыков коммуникативного общения,
      • взаимодействия друг с другом.
      • параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.

Организация логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется по следующим направлениям:

  • Взаимосвязь работы по коррекции с развитием познавательных процессов;
  • Взаимосвязь логопедической работы с программой по русскому языку и чтению. Работа по коррекции речи проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;
  • Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на

любом этапе проводится над речевой системой в целом: фонетико-фонематической, лексической и грамматической;

  • Использование наглядности, компьютерных технологий с целью

активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям;

  • Включение в каждое занятие игровых упражнения с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей;
  • Максимальное использование при коррекции дефектов речи у детей различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

Например, организуя коррекционную логопедическую деятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, логопед подбирает упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Например, при коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный коврик», складывание разрезных картинок, пазлов, работа с кубиками Кооса. При развитии сукцессивных процессов – игры на рядоговрение, выполнение многошаговых инструкций типа «Найди ключ», «Игрушки на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На развитие пространственных координаций – проводятся игры-тесты типа «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хэда; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки.

Логопед подбирает игры для развития мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам), установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т.д.

III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Консультативная работа включает в себя:

  • работу с педагогами Центра. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
  • работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

За период работы с 2007г. по 2011г.(1кв.) была оказана социально-педагогическая реабилитация (логопедическая помощь) – 182 воспитанникам: из них со значительным улучшением -53 воспитанника, с улучшением – 96.

Коррекционные занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении занятий. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включения всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:

а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

б) в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;

в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

д) даются задания на словотворчество детей;

е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте для воспитанников СЦР дошкольного возраста, а для учащихся, имеющих трудности в усвоении программного материала по русскому языку, чтению проводятся занятия по коррекции различных форм диграфии и повышения техники чтения.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют:

  • развитию всех компонентов речи;
  • формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию творческих способностей детей;
  • воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!

Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007
  2. Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С.Кукушина– М.: ИКЦ, Ростов н/Д, 2004

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Специфика логопедической работы в Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья”

Статья

Автор: Надежкина Эльвира Дамировна, логопед, ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья ГО г.Уфа РБ, Уфа

Специфика логопедической работы в Реабилитационном центре

для детей с ограниченными возможностями здоровья
Надежкина Эльвира Дамировна логопед ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья ГО г.Уфа РБ С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, которые имеют различные проблемы в развитии, а явления последних лет ведут к росту детской инвалидности. На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему недостаточной сформированности речевых средств (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь). Я работаю логопедом в ГБУ Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья Городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В Реабилитационном центре проводится медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация, которая направлена на устранение или компенсацию утраченных функций организма вследствие заболевания детей в возрасте от рождения до 18 лет с дальнейшей социализацией и интеграцией в общество. В центре функционируют шесть отделений: отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделение медико- социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение и Демское отделение медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи. Реабилитационный центр принимает детей-инвалидов с различными заболеваниями согласно МСЭК, ИПР.
В уютном, приспособленном для поставленных целей «центре» каждого ребенка принимают с заботой и любовью, оказывают профессиональную психологическую, медицинскую и педагогическую помощь, проводятся беседы, консультации. Дети, с которыми мы работаем, имеют самый широкий спектр отклонений: последствия органического поражения центральной нервной системы, детский церебральный паралич, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, генетическими заболеваниями, психическими заболеваниями (аутизм, умственные отклонения), с патологией органов зрения, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. Целью логопедического воздействия в условиях Реабилитационного центра является обеспечение специализированной диагностико- консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду. На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению. В связи с тем, что дети, посещающие центр реабилитации различны по возрасту (от рождения до восемнадцати лет), по комплексу нарушений и по интеллектуальному развитию, то для каждого ребенка составляется индивидуальный план реабилитации, в котором описаны методы и приемы работы, используемые на занятии.
С первых дней пребывания ребенка в центре социальной реабилитации в работу включаются занятия с родителями. В работе с родителями логопеду нужно сформировать правильное отношение к развитию речи ребенка и создать условия, при которых общение будет полноценным. Практический многолетний опыт работы в Центре выявил то, что родители нередко самопроизвольно отстраняются не только от работы по исправлению речевых дефектов у детей, но и вообще от общения с ними. Многие родители недооценивают важность оказания логопедической помощи в Центре, а тем более в семье. При организации выполнения домашнего задания приходится консультировать родителей по каждому отдельному пункту. В начале совместной деятельности лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. Особый интерес для родителей и детей представляют совместные родительские собрания, когда одновременно присутствуют и дети, и родители. Цель их помочь родителям объективно оценивать состояние речи ребенка и обеспечить их знаниями и умениями, необходимыми для развития его правильной речи. Посещая такие собрания, родители приобретают необходимые знания и умения, осознают, что коррекционная работа – сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, педагога. Работа с семьей, по нашему мнению, играет решающее значение в коррекционной работе, поскольку становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.
Логопед в Реабилитационном центре работает в тесном контакте с психологом, дефектологом, педиатром, массажистом и инструктором ЛФК, так как в работе с данной категорией детей особо важен комплексный подход и взаимодействие специалистов в коррекционной работе. В заключении хочу сказать, что логопедическая работа с детьми с множественными, двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг, оказываемых в социально-реабилитационном учреждении. И главная цель этой работы – формирование навыков коммуникации. За 12 лет существования центра здесь с гордостью говорят о маленьких, но очень значимых успехах. Кто-то из ребят научился сидеть, кто-то теперь сам кушает, малыши играют, общаются и радуются жизни. То, что для нас кажется таким привычным – для этих детей и их родителей является настоящей победой, одержанной благодаря совместным усилиям сотрудников центра реабилитации.

Читайте также:  Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию