Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.

Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей.

Создание сказочной истории, применение компьютерной игры “Игры для Тигры” создают положительную мотивацию ребенка к занятию,

позволяют повысить эффективность коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazka_o_sone_i_zoe._zvuki_s-z.docx419.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Сказка о Соне и Зое». Звуки [с – з].

Цели : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с] и [з] в речи детей, совершенствование речевого общения в игровых ситуациях.

  1. Продолжать совершенствовать умение произносить изолированно [с] и [з].

2) Продолжать учить выделять на слух звуки [с] и [з] из ряда звуков.

3) Закрепить различение звуков [с] и [з] в словах, предложениях, связной речи.

4) Закрепить зрительный образ букв С и З.

Оборудование: логопедические модули – два бегемота, рисунки девочек Сони и Зои для закрепления фонетических характеристик изучаемых звуков вне занятия. Символы звуков [с] и [з], сигнальные карточки для обозначения звуков. Магнитофон, аудиозаписи голосов зверей и птиц, мелодий для сопровождения артикуляционной гимнастики. Диск Т.С. Овчинниковой. Логопедические распевки. Санкт-Петербург, Каро , 2006. Песенка «Соня – соня» музыка О. Насонова, слова М. Лепилиной. Мультимедийная установка. Игры для Тигры. Компьютерная игра для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Лизуновой Л.Р. Блок «Фонетика», игра «Поезд».

Звучит фонограмма колыбельной песенки.

Логопед здоровается с детьми и предлагает им отправиться в сказочную страну.

Учитель – логопед . В одной семье росли две сестренки: Соня и Зоя. Говорили они не очень хорошо. Не все знакомые понимали, что девочки хотят сказать. Однажды, когда Соня и Зоя уснули, игрушки в их комнате ожили. Они собрались в кружок и стали обсуждать, как помочь хозяйкам научиться произносить все звуки правильно.

– А вы что бы посоветовали, ребята? Что нужно делать Соне и Зое?

Дети . – Выполнять упражнения для языка, губ, дыхательную гимнастику.

Учитель – логопед. – Давайте вспомним эти упражнения.

Артикуляционные упражнения. «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Горка», «Киска сердится».

Дыхательное упражнение: «Золотой ключик» (« Посвисти в пузырек»).

2. Сравнительная характеристика звуков [с] – [з].

Учитель – логопед – Собака пообещала научить девочек, как правильно произносить звук [с].

К доске выходит ребёнок, одевает на руку куклу – модуль и демонстрирует артикуляционный уклад звука [с], комментируя свои действия. Другой дошкольник с логопедическим модулем – бегемотом на руке показывает, как нужно произносить звук [з].

Далее дети дают характеристику изучаемым звукам, опираясь на схему Ванюхиной Г.

Логопед. Подведем итог, чем же похожи звуки

3. Дифференциация [с] – [з] на слух и в произношении.

Символы звуков, предложенные Ткаченко Т.А. – насосы, для обозначения [с], комары – для обозначения звука [з]. Все символы согласных звуков синего цвета.

Логопед – Дети, услышав звук [с], поднимите синий насос: [ с, з, т, с, ц]

Логопед . – Сейчас поднимайте карточку, где нарисован комар, когда услышите звук [з]: [з, с, ц, т’, ч, ц, з].

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед : – Вероника, запомни и повтори слоги: са-са-за.

Аня, запомни и повтори слоги: са-за-са.

Маша, повтори за мной: аса-аса-аза.

Игра «Наоборот». Дети стоят возле своих стульчиков, ловят мяч, брошенный логопедом, и после ответа садятся на место.

Са – са – са – са (за – за – за – за).

Дифференциация звуков [с] и [з] в словах.

Игра «Подарим цветы Соне и Зое».

Учитель – логопед . – А еще для того, чтобы красиво говорить, нужно уметь различать звуки в словах.

Давайте сядем, я продолжу свою сказочную историю.

– В коробке с игрушками лежали необычные цветы, в серединках которых нарисованы картинки. Как вы думаете, какие из них нужно поставить в вазу с изображением насоса, а какие в вазу с изображением комара?

1 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с насосом, потому что в слове коса есть звук [с].

2 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с комаром, потому что в слове коза есть звук [з].

Учитель – логопед . Утром, когда девочки проснулись, они увидели на магнитной доске вазы с цветами и игрушки, которые тихо сидели на полках. Очень удивились сестренки и пошли к маме, чтобы рассказать ей новость. В соседней комнате они встретили маму и незнакомую женщину, которая оказалась логопедом, и пришла к ним в гости, чтобы научить девочек правильно произносить все звуки.

После занятий с логопедом сестрёнки стали правильно произносить свои имена, много других слов, в которых присутствуют свистящие звуки, и уже не боялись знакомиться с новыми людьми. Всей семьёй они отправились в Парк аттракционов.

Так закончилась сказка, которую я сочинила для вас.

Она вам понравилась?

А сейчас отдохнем.

Игра “Ловим комаров” – снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.

5. Звуковой анализ слов.

Учитель – логопед. – Ребята, вам нужно еще уметь выкладывать звуковую дорожку, обозначать звонкость звуков, твердость и мягкость. Составьте звуковые схемы слов: косы и козы.

Дети выполняют задание и сравнивают результат своей работы с образцом на доске.

Учитель – логопед. – Вы отлично справились с этим упражнением.

6. Закрепление образа буквы.

Игровые упражнения « Большой секрет» и «Зоркий глаз».

– Посмотрите, на столе лежит письмо, написанное Соней и Зоей.

Учитель – логопед раздает детям карточки с игровыми упражнениями, где нужно обвести буквы С по контуру, а затем «письма» с несколькими буквами и объясняет задание: «узнать» и обвести в кружок буквы З.

7. Окончание занятия .

Учитель – логопед предлагает вспомнить задания, которые выполнялись в ходе непосредственной образовательной деятельности, оценивает их работу.

В завершении, выдаёт каждому дошкольнику карточку с контурным изображением двух девочек, и просит нарисовать колокольчик или перечеркнутый колокольчик на футболках героев занятия, а затем аккуратно раскрасить их одежду. Оговаривается заранее цвет костюмов. В ходе обсуждения дети вспоминают характеристику пройденных звуков.

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР в старшей логопедической группе по теме: “Звук К”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР в старшей логопедической группе по теме: “Звук К”

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_zvuk_k.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Четкое произнесение звука К.

  1. Звуковой анализ, составление схемы 3-х звукового слова.
  2. Развитие внимания и памяти, мышления
  3. Подбор признаков к предмету.
  4. Составление предложений по схеме.

Оборудование: Предметные картинки: кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, кофта, туфли, майка, губка, панамы, будильник, мальчик, маяк, бублик, ботинок, холодильник, котенок. Схемы слов, схемы для составления предложений, рассказов – описаний. Наборы для составления схем, карточки для звукового анализа.

1. Кто правильно назовет фигуру и какого она цвета, тот получает конверт с сюрпризом и присаживается на свое место, конверт кладет на край стола до конца занятия не открывать. (В конверте блокнотики)

2. Отгадывание звука К после проговаривания слов:

Мальчик, маяк, бублик, ботинок, холодильник.

Произнесение звука К логопедом, детьми (хором, индивидуально), наблюдение за звучанием и артикуляцией, характеристика звука К: согласный, глухой, твердый (Выберите звуковичка к звуку К и домик, в котором живет звуковичок)

3.Воспроизведение слоговых рядов игра «Эхо»

4.Игра: «Поймай звук». Выделение звука К в – звуковом ряду, в слогах, в словах:

-ком, дом, сок, танк, сад, куст.

5.Определение звука К по предметным картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) отбор картинок на звук К в конце слова (чем похожи слова? Какая схема подходит к этим словам?)

в) отбор картинок на звук К в начале слова чем похожи слова? Какая схема подходит к этим словам?)

г) Выставляется 2 картинки(майка, бублик) – выяснение к какай картинке подходит последняя схема

К этим картинкам добавить еще1-у(кофта) и определить лишнюю, объяснить выбор.

6.Гимнастика для глаз: «Поздороваемся с точкой» Физминутка: «Игра с Су-Джоком». Дети выполняют движения с Су-Джоком по тексту).

Я мячом круги катаю,

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

А теперь последний трюк мяч летает между рук.

7.Игра «Ступеньки» — деление слов на слоги (лишнее слово разделить на слоги и определить в каком домике живет).

8.К нам в гости пришел кот Кузя.

– Посмотрите на него и скажите какой кот?(красивый, добрый, ласковый, пушистый, шустрый, ловкий, проворный)

– Барсик хочет с вами поиграть «Куда спрятался кот?» – отрабатываем предлоги.

– составление предложений детьми про кота по схеме предмет+ действие: например – Кот спит; предмет+ действие + предмет: например – Кот пьет молоко.

– Составление рассказа-описания по схеме про кота.

9. Итог. С каким звуком мы сегодня познакомились?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции.

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звуки З и Зь”. В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.

Знакомство детей со звуком и буквой С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных.

“Звук “Ш”. Школьные принадлежности”. Логопедическое занятие в старшей группе. Занятие включает в себя лексико-грамматическую сторону речи, развитие фонематического слуха. Игры и задания в игровой форм.

Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.

Конспект по формированию фонематических процессов у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Многолетняя практика работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показала, что применение комплексно-тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приемами является наиболее эффективным направлением в коррекционной работе. Разнообразие подходов к разработке занятий определяется построением сюжета: это может быть занятие-игра, занятие-спектакль, занятие-сказка, занятие-путешествие и т. д. Таким образом, занятие по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинено единой теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагаю вашему вниманию одно их таких занятий.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ОНР

Коррекционно – образовательные цели:

– познакомить детей со звуками [т, т’];
– учить различать звуки [т-т’] в словах;
– закреплять умение определять позицию звука в слове и находить слова с заданной позицией звука;
– учить звуковому анализу и синтезу на примере слова «Топ»;
– закреплять умение правильно употреблять существительные в Предложном падеже с предлогом «на»;
– закреплять умение правильно образовывать прилагательные от существительных;
– развивать диалогическую речь;
– активизировать словарный запас;

Коррекционно – развивающие цели:

– развивать фонематический слух;
– развивать познавательный интерес;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать мелкую и крупную моторику;

Коррекционно – воспитательные цели:

– формировать коммуникативные навыки;
– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Оборудование: игрушки: медведи-3шт., тигр, кот, утка, петух, мартышка; таблица «Туча»; предметные картинки: самолет, троллейбус, трамвай, такси, вертолет, картофель, гранат, капуста, тыква; «звуковые машины»; звуковые символы: синие и зеленые квадраты, красные круги; плоские фигурки грибов: белые и желтые.

1. Организационный момент

Учитель-логопед: (слышится стук)
-Тук, тук, тук! А кто же там? (Появляются два игрушечных медведя)
Медвежата: Том и Тям!

Том – упитанный толстяк, очень милый и добряк!
Тям же – славный малышок, очень мягенький пушок!
Неуклюжие топтыжки! Рады мы вас видеть, мишки!
Дети (хором):
– Рады мы вас видеть, мишки!

2. Знакомство со звуками [т, т’]. Характеристика звуков по акустическим и артикуляторным признакам.

Учитель-логопед:
– Назовите первый звук в слове Том?
– Назовите первый звук в слове Тям?
– Сегодня мы подружимся с этими звуками: [т, т’]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам). Произнесите его и почувствуйте, как прорывается наружу воздушная струя. Попробуем спеть звук [т] (не поется). «Потяните ниточку» (не тянется). Положите ладошку на горлышко и произнесите звук. Горлышко двигается? (не двигается) Вы догадались, какой это звук? (согласный, твердый, глухой). В каком замке будет «жить» звук [т]? (в синем). Каким квадратиком обозначим его? (синим). А каким квадратиком обозначим звук [т’]? (зеленым квадратиком) Почему? (потому что звук [т’] – согласный, глухой, мягкий). В каком замке он будет «жить»? (в зеленом)

Ой-ой-ой, что происходит?
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода,
Спрячемся получше
От дырявой …тучи (появляется плоскостная таблица «Туча»)

– На небе появилась вот такая большая синяя туча! Из нее идет дождь. А после дождя в лесу быстро растут…(грибы)

3. Развитие фонематического слуха, различение звуков [т-т’].

Игра «Сигнал» (у детей на столах фигурки белых и желтых грибов, логопед называет слова со звуками [т] и [т’], дети поднимают соответственно белый или желтый гриб).

4. Нахождение картинок с заданной позицией звуков [т, т’] в этих словах.

Учитель-логопед:
– Ребята, а наша туча не простая, она волшебная! (переворачивает тучу, на ней картинки со звуками [т, т’]). Давайте назовем все картинки.

– Назовите общий звук? (звук [т]) Почему он так называется: общий? (потому что он слышится в каждом из этих слов).
– Найдите предметы, в названии которых звук [т] в начале, середине, конце слова (то же со звуком [т’]).

5. Звуковой анализ слова «Топ»

Учитель-логопед:
-Медвежата любят играть со звуками, и вам предлагают поиграть. «Ловите» звуки: [т, о, п] (дети выкладывают слово «Топ» на «звуковых машинах»). Какое слово получилось? Сколько звуков в этом слове? Какой второй звук? Первый? Третий? Назовите все звуки по порядку.

«Топ», – так зовут друга наших мишек. И сейчас мы вместе с Томом и Тямом отправимся к нему в гости. Давайте возьмем с собой и наших друзей (выставляются игрушки).

6. Определение позиции звуков [т, т’] в словах.

Учитель-логопед:
– Кого мы возьмем с собой? (Тигра, кота, петуха, утку, мартышку = игрушки)

– Определите, где слышится звук [т], [т’] в этих словах (дети выкладывают символами место звука на «звуковых машинках»).

7. Произношение звуков [т, т’] в словах , употребление существительных в Предложном падеже с предлогом «на».

Учитель-логопед:
– А на чем можно добраться до Топа (показывает предметные картинки: вертолет, автобус, такси, трамвай, троллейбус, самолет).
Дети:
– На самолете, на троллейбусе, на трамвае, на такси, на автобусе, на вертолете.

Учитель-логопед:
– А мы с вами полетим на большой серебряной птице, под названием… самолет.

8. Динамическая пауза «Самолет»

Поиграем в самолет? – хлопают в ладоши
Ты пилот, и я пилот! – дети разбиваются на пары и хлопают в ладоши друг с другом
И в заоблачную высь – поднимают руки вверх
На самолете поднялись – поднимаются на носочки
Повезем с собой подарки: – выполняют полуприсяды
Мяч, – округляют ладошки и соединяют их, образуя шар
конфеты, – имитируют руками заворачивание конфет в разные стороны
зонтик яркий! – поднимают руки вверх, образуя полукруг
Вот встречает самолет – хлопают в ладоши
Наш знакомый мишка Топ! (игрушка мишка) – ритмичные притопы, на
слове «Топ» сильно топают ногой.

9. Произношение звуков [т, т’] в предложениях, образование прилагательных от существительных.

Мишка (игрушка):
– Здравствуйте, гости дорогие! Рад вас видеть! Я приготовил для вас угощение…, да вот название этих блюд забыл, подскажите, пожалуйста.

Пюре из картофеля (какое?). (Пюре из картофеля картофельное).
Салат из капусты? (Салат из капусты капустный).
Каша из тыквы? (Каша из тыквы тыквенная).
Сок из граната? (Сок из граната гранатовый).
Мишка:
– Спасибо, ребята.

10. Произношение звуков [т, т’] в связной речи.

Учитель-логопед:
– Ой-ой-ой, дети, неожиданно начался дождь, да не обычный, а конфетный!

– Скажите, а это хорошо или плохо? Почему?
Дети: (примерные варианты ответов)
– Хорошо, потому что будет много конфет и всем хватит.
– Хорошо, потому что не придется их покупать.
– Плохо, потому что они твердые и могут нас ранить.
– Плохо, потому что много сладкого есть нельзя.

11. Итог занятия

Учитель-логопед:
– Ну что ж, ребята, давайте возьмем наших друзей, и пригласим их на нашу встречу с волшебной кисточкой (дети рассаживают игрушки и готовятся к следующему занятию с воспитателем).

Портал педагога

Автор: Кочкина Алла Асхатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 210
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: итоговая НОД в старшей логопедической группе детей с ОНР
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ЦЕЛИ НОД:
 Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».  Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
 Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;  Совершенствование грамматического строя речи;  Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;  Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
 Совершенствование навыков и умений работать со схемой;  Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
 Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)  Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
:  Наглядный (пособия, картинки);  Словесный (совместная речевая деятельность);  Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);  Практический (выполнение заданий, упражнений).
Орг. момент:
– Ребята, сегодня я получила письмо от Белоснежки. Злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит нас помочь ей. Одна она не справится с чарами злой ведьмы. Поможем расколдовать гномов? (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
Задание 1.(Первый гном.)

– Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не хватает у солнца?( Не хватает лучей.) – Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. (На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.) – Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) -Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
– Этот гном лесной чудак! Он все делает не так! – Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем второго гномика. Высоко – низко холодно – … ленивый – … Далеко – … весело – …. открыть – … Чистый – … много – …. прилетел – … (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 3. (Третий гном)

Этот гном немного жадный! Но, уж очень он забавный! Его любимые слова: Мой, мои, моё, моя!
Д/и
«Чей? Чья? Чьи?» (лужа, проталина, туча, ветка, ручей, жук, стрекоза..) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод! Он ведет веселый счет! Всё, что видит, он считает. Ничего не пропускает!
Д/и
«Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же, что и в задании №3. (Отвечают 2 – 3 ребенка). – А еще этот гном умеет считать слоги в словах. А вы умеете?
Д/и
«Рассели птиц на полянки». (1 слог – полянка с одним одуванчиком, 2 слога – полянка с двумя одуванчиками…) грач скворец соловей
лебедь кукушка

аист журавль – А какие птицы прилетели на полянки? (Перелетные птицы.) – А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние) – Молодцы! Еще одного гнома расколдовали! (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка.
«Кукушка» К нам кукушка в огород Прилетела и поет! Ты глаза не открывай, Кто позвал тебя, узнай!
Задание 5. (Пятый гном.)
У него своя игра – Ищет родственные слова! – А к какому слову будем подбирать слова-родственники, отгадайте! Зимой лежал, Весной побежал! (Снег) – А как снег смог побежать? (ответы детей) ( На столе картинки: снег – снежок, снегопад, снеговик, снегоход, снегирь, Снегурочка; вода – водопад, водолаз, водяной, подводная лодка, подводник. У доски работают два ребенка. Надо правильно подобрать слова-родственники к слову
снег
и к слову
вода.
) Самостоятельно выбирают нужные картинки из общего количества. Затем все вместе проверяем. -Какие ты подобрал слова-родственники. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
-Чтобы расколдовать этого гнома, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ .(
Д
омино –
о
бруч –
м
ак.) Д – О – М Здесь можно быстро закрепить: Дом из кирпича – кирпичный, Дом из дерева – …. Дом из глины – …
Дом из соломы – … Дом из камня – … Дом из шоколада – … Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по очереди.) -Сколько всего звуков? -Сколько гласных звуков? – Сколько слогов? – Назовите гласный звук? – Назовите твердые согласные? – Назовите звонкие согласные? -Вспомните, как называется дом (жилище) медведя? – Берлога. – Берлога чья? – Медвежья берлога. – Логово чьё? – Волчье логово. – Дупло чьё? – Беличье дупло. – Нора чья? – Лисья нора. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка
«У оленя дом большой..» (музыкальная)
Задание 7. (Седьмой гном.)
– Ребята, а вы заметили, что все наши задания так или иначе связаны с одним временем года. Вы догадались, о каком времени года я говорю? ( О весне.) – Правильно! Проталины, лужи, подснежники, перелетные птицы…Это все весенние приметы. – Какие весенние приметы, вы знаете? ( Ответы детей.) – Составить рассказ о весне по схеме. (Рассказы 2 – 3 детей.) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) Итог: – Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада и приготовила для вас подарки и угощение. Спасибо!

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Наталья Джейлани
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Тема занятия «Гласные звуки А, О, У, И, Ы».

– коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

– коррекционно-развивающие: закреплять понятия «гласный звук», «звук»;

– закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

– выделять звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

– развивать фонематические процессы;

-развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

– коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», «Трафарет», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия :

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он – поделиться медком!

– Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

– Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра «Лепесток». На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

– Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

– В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.

О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

-Упражнение на дыхание: – И. П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? – третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру «Живые звуки».

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

«Игра живые звуки» (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

– Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза «Пчелки».

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение «Зоркий глаз»определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь….

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка – труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы «В гости к Белочке» Программное содержание: Закрепить знания о таблице (строка, столбцы, свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №6 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематических представлений «Путешествие по Мультикам» Занятие познавательное, сюжетно-игровое. Дети замотивированы на помощь своим любимым героям из мультфильмов. Перемещаясь по разным мультикам,.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР Тема: Звук [М] Цель: формировать фонематические представления детей на речевом материале со звуком [М]. Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе «Играем со звуками» Конспект занятия на тему: Играем со звуками Цель: закрепление знаний о пройденных звуках. Задачи: коррекционно – образовательные: – развивать.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений «Звуки [А], [У]» Коррекционно-образовательные цели. Развитие фонематических представлений. Закрепление умения правильно произносить звуки А, У, выделять.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект занятия по математике в старшей группе ДОУ Выполнила: воспитатель Потапова А. Л. Елец,2014 год. Закрепляющее и развивающее занятие.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ЗПР Цель:Формировать знания об образовании числа пять. Задачи:Образовательная 1. Закреплять умение считать до пяти 2. Продолжать учить сравнивать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Осень» Задачи: 1. Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. 2. Ознакомить с цифрами 2 и 5. 3. Учить.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: – Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). – Давайте закроем глазки,.

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III-го склонения

Разделы: Логопедия

Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.

На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п.

Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Традиционно в логопедии термином “фонематический слух” обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия. Однако не всегда на практике уделяется должное внимание развитию фонематических процессов в целом и фонематического восприятия в частности.

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Традиционно коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает интенсивное развитие импрессивной стороны речи и состоит из взаимосвязанных блоков: семантического, синтаксического и фонологического. За развитие фонематического восприятия, овладения звукопроизношением и слоговой структурой слова отвечает фонологический блок.

Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия представляет собой два взаимосвязанных этапа – подготовительный и основной.

A. Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха.

1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:

  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы. );
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно);
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

  • дифференциация по тембру;
  • дифференциация по силе голоса;
  • дифференциация по интонации;
  • дифференциация по высоте.

Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

B. Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  1. дифференциация слов, близких по звуковому составу;
  2. дифференциация слогов;
  3. дифференциация фонем;
  4. развитие элементарного звукового анализа.

Рассмотрим содержание методики обучения на каждом этапе.

A. Подготовительный этап.

1. Развитие восприятия неречевых звуков.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действию.

После этого учим различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному, например: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать. Учим различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух-трех инструментов, развиваем слухо-зрительное восприятие. Обучение различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания проводится с использованием специальных игр на протяжении не только подготовительного периода, но и всего обучения в ходе физкультминуток, игровых пауз.

2. Развитие речевого слуха.

В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.

B. Основной этап.

В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность.

1. Различение близких по звуковому составу слов.

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Дидактическая игра “Лишнее слово”.

Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

  • канава, канава, какао, канава;
  • утенок, котенок, утенок, утенок;
  • ком, ком, кот, ком;

Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • каток, моток, дом, поток и т. д.

Дидактическая игра “Мое слово”.

Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесенное педагогом:

  • картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка);
  • картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук);
  • картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)

2. Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру занятий и проводится в игровой форме.

Дидактическая игра “Телефон”.

Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: су–су–со, па–па–са и т. д., состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

3. Дифференциация звуков.

Работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Данная работа начинается обязательно с дифференциации гласных звуков. Как показано в исследованиях Н.Х. Швачкина, различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков . Это подготавливает к последующему этапу обучения – обучению грамоте.

Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака, переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении.

Символы гласных звуков изображались красным цветом, что подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.

С целью расширения объема зрительной памяти используются следующие виды заданий:

1. Запоминание и воспроизведение последовательности символов.

2. Запоминание последовательности символов и нахождение “поломки” в заданной последовательности. В ходе игры, для повышения мотивации, используется сказочный персонаж. Он все время прячет от детей карточку-символ из заданной последовательности символов. Задача детей – угадать, какая карточка выбыла из предложенной последовательности символов.

3. Запоминание и воспроизведение порядка расположения символов в заданной последовательности.

Работа по дифференциации согласных проводится аналогично дифференциации гласных. Используются разнообразные упражнения.

“Угадай, кто (что) это был(о)”.

Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

“Различай и повторяй”.

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

4. Развитие элементарного звукового анализа.

Задачей этого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  • Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  • Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). Дидактическая игра “Цепочка слов” .

После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР могут приблизиться по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей. Формирование фонетико-фонематической системы необходимо проводить комплексно, опираясь на системы языковых ориентировок. В процессе коррекционно-логопедической работы уделять внимание развитию двигательной, коммуникативной, интеллектуальной, ритмической и символической способностей и перенос их по аналогии на языковой материал.

Применение предложенных игровых приемов позволит детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. – М. Педагогика. 1991. – 480 с.
  2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая. – М., 1974.
  3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФ ПРЕСС”, 2003. – 160 с.
  4. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала “Логопед”).
  5. Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. – М., 1978.
  6. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды /Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224с.
  7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2007. – 224 с.
  8. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. – 246 с.
  9. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., Просвещение,1991. – 128 с.: ил.
  10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]. – М.: 1993.

Читайте также:  Конспект занятия 'Звуки и буквы Ш-Ж'
Ссылка на основную публикацию