Итоговая НОД в старшей логопедической группе В гостях у Совы-Говорушки

Портал педагога

Автор: Кочкина Алла Асхатовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 210
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: итоговая НОД в старшей логопедической группе детей с ОНР
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«Расколдуем гномов».

ЦЕЛИ НОД:
 Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».  Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
 Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;  Совершенствование грамматического строя речи;  Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;  Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
 Совершенствование навыков и умений работать со схемой;  Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
 Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)  Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
:  Наглядный (пособия, картинки);  Словесный (совместная речевая деятельность);  Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);  Практический (выполнение заданий, упражнений).
Орг. момент:
– Ребята, сегодня я получила письмо от Белоснежки. Злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит нас помочь ей. Одна она не справится с чарами злой ведьмы. Поможем расколдовать гномов? (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
Задание 1.(Первый гном.)

– Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не хватает у солнца?( Не хватает лучей.) – Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. (На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.) – Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) -Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
– Этот гном лесной чудак! Он все делает не так! – Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем второго гномика. Высоко – низко холодно – … ленивый – … Далеко – … весело – …. открыть – … Чистый – … много – …. прилетел – … (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 3. (Третий гном)

Этот гном немного жадный! Но, уж очень он забавный! Его любимые слова: Мой, мои, моё, моя!
Д/и
«Чей? Чья? Чьи?» (лужа, проталина, туча, ветка, ручей, жук, стрекоза..) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод! Он ведет веселый счет! Всё, что видит, он считает. Ничего не пропускает!
Д/и
«Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же, что и в задании №3. (Отвечают 2 – 3 ребенка). – А еще этот гном умеет считать слоги в словах. А вы умеете?
Д/и
«Рассели птиц на полянки». (1 слог – полянка с одним одуванчиком, 2 слога – полянка с двумя одуванчиками…) грач скворец соловей
лебедь кукушка

аист журавль – А какие птицы прилетели на полянки? (Перелетные птицы.) – А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние) – Молодцы! Еще одного гнома расколдовали! (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка.
«Кукушка» К нам кукушка в огород Прилетела и поет! Ты глаза не открывай, Кто позвал тебя, узнай!
Задание 5. (Пятый гном.)
У него своя игра – Ищет родственные слова! – А к какому слову будем подбирать слова-родственники, отгадайте! Зимой лежал, Весной побежал! (Снег) – А как снег смог побежать? (ответы детей) ( На столе картинки: снег – снежок, снегопад, снеговик, снегоход, снегирь, Снегурочка; вода – водопад, водолаз, водяной, подводная лодка, подводник. У доски работают два ребенка. Надо правильно подобрать слова-родственники к слову
снег
и к слову
вода.
) Самостоятельно выбирают нужные картинки из общего количества. Затем все вместе проверяем. -Какие ты подобрал слова-родственники. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
-Чтобы расколдовать этого гнома, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ .(
Д
омино –
о
бруч –
м
ак.) Д – О – М Здесь можно быстро закрепить: Дом из кирпича – кирпичный, Дом из дерева – …. Дом из глины – …
Дом из соломы – … Дом из камня – … Дом из шоколада – … Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по очереди.) -Сколько всего звуков? -Сколько гласных звуков? – Сколько слогов? – Назовите гласный звук? – Назовите твердые согласные? – Назовите звонкие согласные? -Вспомните, как называется дом (жилище) медведя? – Берлога. – Берлога чья? – Медвежья берлога. – Логово чьё? – Волчье логово. – Дупло чьё? – Беличье дупло. – Нора чья? – Лисья нора. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Физминутка
«У оленя дом большой..» (музыкальная)
Задание 7. (Седьмой гном.)
– Ребята, а вы заметили, что все наши задания так или иначе связаны с одним временем года. Вы догадались, о каком времени года я говорю? ( О весне.) – Правильно! Проталины, лужи, подснежники, перелетные птицы…Это все весенние приметы. – Какие весенние приметы, вы знаете? ( Ответы детей.) – Составить рассказ о весне по схеме. (Рассказы 2 – 3 детей.) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.) Итог: – Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада и приготовила для вас подарки и угощение. Спасибо!

«Дикие животные» НОД для детей старшей группы с ОНР

Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ детский сад № 101/4 «Березка» города Тюмени

Первая квалификационная категория

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР п

о лексической теме «Дикие животные»

Цель организованной образовательной деятельности:

активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
  • Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  • Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.

Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми об животном мире леса
  • Беседы на тему «Как вести себя в лесу».

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.

Ход организованной образовательной деятельности:

В лес отправимся гулять (Маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)

На носочки дружно встали (встают на носки)

В зимний лес все прибежали.(руки в разные стороны)

1.Организационный момент. Приветствие.Дети стоят кругом. Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают загадки. После загаданных загадок – какие животные еще спрятались в лесу?

*У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка – это . (рысь).

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки. (Еж)

*Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?(заяц)

*Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.(медведь)

-Как назвать одним словом всех этих животных? (дикие)

-Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).

-Как можно назвать их по другому? (звери).

2. «Кто как голос подает» по схеме.В лесу зверей много. И все они по-своему подают голос.

Волк – воетМедведь – ревет, рычит

Лиса – тявкает.Кабан – хрюкает.

Еж – фыркает Белка – цокает.

Лось ревет, стонет.Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.

3. Сейчас сядет тот, кто назоветкак называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….

– семья ежа (ежиная)-семья лисы (лисья)

-семья медведя (медвежья)-семья волка (волчья)

-семья барсука (барсучья)-семья зайца (заячья)

-семья лося (лосиная)-семья рыси (рысья)

-семья белки (беличья)-семья кабана (кабанья)

-семья оленя (оленья)-семья бобра (бобриная)

4. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. «Назовите членов звериного семейства»(по схеме). Папа-мама-детеныш.Например:

-медведь-медведица- медвежонок -волк- волчица-волчонок

-барсук –барсучиха-барсучонок-заяц –зайчиха-зайчонок

-олень –оленуха-олененок-бобр –бобриха-бобренок

У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.

***А когда ежонок вырастит кем он будет (ежом, ежихой) и т.д.

5.«Опиши животное по схеме».Давайте рассмотри какие части тела есть у животного, какого окраса его шерсть и чем он питается.

1.У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса хищное животное.

2. У медведя большое туловище, голова, маленькие округлые ушки, четыре мощные лапы с острыми когтями и короткий хвостик. Медведь коричнего (бурого) цвета. Медведь всеядное животное.

3. У оленя крупное туловище, голова, морда, ветвистые рога, короткий хвост и ноги с копытами. Тело оленя покрыто светло-коричневой короткой шерстью. Олень травоядное животное.

6.Вы ребятки не зевайте, а части тела ласково называйте «Назови ласково» (в кругу с мячом)

Рыжая голова – рыженькая головка, острые зубы – остренькие зубки,

короткий хвост-коротенький хвостик черные глаза – черненькие глазки

колючая спина –колюченькая спинкаморда – мордочка

мягкая шерть – мягонькая шерстка длинные уши-длиненькие ушки

когти – коготочки усы – усики.

7.Логопед приглашает детей на ковер.

Поработали, ребятки,А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь,Все в зверюшек превратитесь.
Сколько здесь пришло зверей!Не узнать моих детей!

8. Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы. Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.

(Я – бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата).

Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята

Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата

Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата

Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата

Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата

Я поросенок и я поросенок – вместе мы поросята.

9. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте

Как животных нам назвать?руки разводят в стороны

С людьми они не знаются, хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знаетскладывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке

Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные.изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,

растопырив на них пальцы.

10. Пальчиковая гимнастика «В лесу».

-Что в лесу опять стряслось? Растопыренные руки-«рога» над головой,приподнять брови.

Удивился старый лось

-Это дерево упало – Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.

Дров бобру на зиму мало! Рубим дрова

Головой качает рысь: указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать головой

-Ну-ка, звери, берегись! Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.

11 Ребята к нам пришло письмо. Смотрите здесь для вас задание. Разгадайте слово по первых звукам картинок.«Назови жилье животных».

хлеб – арбуз – танк – кот – ананас – (ХАТКА).

Кто знает что такое ХАТКА?

Лиса живет в норе.А кто еще живет в норе?(Барсук живет в норе.Ежик живет в норке.)

Белка живет в дупле.Медведь живет в берлоге.

Волк живет в логове.Заяц под кустом.

Лосиха живет под деревом.

12.«Составь рассказ» по плану.

Белка это дикое животное. Она живет в лесу. Белка по размерам маленькая.

У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост.У белки детёныши бельчата. Белка живет с бельчатами в дупле.

Она любит есть орехи и грибы.

13. Ребята, а теперь я вам предлагаю стать писателем и придумать свою загадку по схеме про лесного жителя.

1)Лапа, хвост, мышка. (У этого животного мощные лапы с острыми когтями, длинный хвост, питается мелкими животными).

2) Рога, копыта, трава.(У этого животного мощные рога, есть копыта, ест траву)

3) Цвет, как подает голос, где живет?(Это животное рыжее, тявкает, живет в норе)

12. «Пересказ» рассказа «Лиса-охотница».

13. Итог образовательной деятельности.

Интернет – ресурсы по теме:

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004717

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Зимующие птицы”

  • познание старших дошкольников (2)
  • развитие речи у старших дошкольников (2)
  • интегрированные занятия (1)
  • Художественно – эстетическое развитие дошкольников (1)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Зимующие птицы”

Конспект ООД в форме занятия в старшей группе.

Образовательная область: «Развитие речи»

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель: Захарова С.А.

  • образовательные: активизировать знания по теме «Зимующие птицы»; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании сложных прилагательных, приставочных глаголов, в согласовании числительных и существительных, в образовании существительных в родительном падеже множественного и единственного числа; существительных в уменьшительно-ласкательной форме; в спряжении глаголов будущего времени)
  • развивающие: расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти; развивать двигательную активность детей и мелкую моторику; логическое мышление; познавательную активность и интерес к окружающему миру природы;
  • воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в природе.

Методы и приёмы:

  • практические: дидактические игры: «Какой птицы не стало?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Я, ты, он, она», «Любознательный снегирь», «Сосчитай птиц», «Кого много на кормушке?», физические упражнения.
  • наглядные: слайдовая презентация «Зимующие птицы»; картинки зимующих птиц, набор карточек синиц, снегирей и воробьев (по 10 штук); картина зимнего дерева и фигурка снегиря (по кол-ву детей).
  • словесные: беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворения.
Читайте также:  Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Словарная работа: кормушка, активизировать в словаре детей названия зимующих птиц, частей тела птиц.

Предварительная работа: беседы по темам «Птицы», «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах рассматривание иллюстраций зимующих птиц, птиц на кормушках.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы»; картинки птиц: дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона; набор карточек синиц, снегирей и воробьев (по 10 штук), картинка зимнего дерева и фигурки снегиря (по количеству детей + 1 воспитателю), раскраски с зимующими птицами, мяч.

Ход занятия.

  1. I. Организационный момент. Психогимнастика.

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Как встречают гостей? (дети здороваются).

А сейчас все встанем в круг.

Шире круг. Больше круг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

  1. II. Основная часть.
  2. Введение в тему. Загадки.

Воспитатель: – Улыбнулись, и у нас стало хорошее настроение. А я хочу вас спросить. Дети, вы умеете отгадывать загадки? Давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки, которые я подготовила для вас. Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно. (Дети садятся на стулья на ковре, воспитатель загадывает загадки. По мере называния птиц, воспитатель выставляет на доску соответствующую картинку).

  • Раздается громкий стук.
    Среди веток тук да тук.
    Чистишь дерево, приятель?
    Тук да тук ответил . (Дятел)
  • Черная шапочка
    и полоска шарфика
    у желтогрудой птички
    по имени . (Синичка)
  • Выпал снег, метут метели,
    а к нам гости прилетели,
    на рябину посмотри –
    там расселись. (Снегири)
  • В серой шубке перьевой,
    и в морозы он герой,
    назови его скорей.
  • Непоседа пестрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока.)
  • Всю ночь летает
    Мышей добывает,
    А станет светло
    Спать летит в дупло. (Сова)
  • Окраской сероватая
    повадкой – вороватая,
    крикунья хрипловатая,
    известная персона.
    Кто она? (Ворона)
  1. Беседа с детьми.

Воспитатель: – Молодцы! Отгадали все загадки.

Скажите, какие это птицы? (Зимующие)

– Почему их так называют? (Они остаются с нами на зиму)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии? (о зимующих птицах)

– Зимующих птиц много. А как их можно отличить? (По внешнему виду. Дети дают описание птиц на картинках: у снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья; у синичек грудки желтые, а головки и крылья черные и т.д.)

  1. «Составь слово»:(воспитатель предлагает закончить предложение)
  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
  1. «Назови ласково»: игра с мячом. (Дети встают в полукруг, отвечает тот ребенок в уменьшительно-ласкательной форме, кому воспитатель бросил мяч)
  • Сова – совушка;
  • Синица – синичка;
  • Воробей – воробушек;
  • Голубь – голубка;
  • Птица – птичка;
  • Крыло – крылышко;
  • Перо – перышко;
  • Клюв – клювик;
  • Хвост – хвостик;
  • Шея – шейка;
  • Кормушка – кормушечка;
  1. «Какой птицы не стало?»

Воспитатель: Птицы прилетают, улетают, и за ними надо внимательно наблюдать. Вот сейчас мы и проверим, кто же самый внимательный из вас. Предлагаю поиграть в игру «Какой птицы не стало?» (презентация «Зимующие птицы» слайды № 1 – 6)

  • Слайды № 1 (фотографии птиц: снегирь, синица, сорока, ворона, воробей);
  • Слайд № 2 (не стало – синицы);
  • Слайд № 3 (не стало – вороны);
  • Слайд № 4 (не стало – снегиря);
  • Слайд № 5 (не стало – сороки);
  • Слайд № 6 (не стало – воробья).
  1. Гимнастика для глаз: – Давайте проследим за полетом воробья одними глазами, не поворачивая головы, и заодно сделаем гимнастику для глаз. Итак:

Воробей полетел вверх (дети поднимают глаза вверх)
Воробей улетел вправо (смотрят вправо)
Воробей улетел влево (смотрят влево)
И спрятался на полу (смотрят на пол)

  1. «Четвертый лишний» (презентация «Зимующие птицы» слайды № 7 – 12). (Дети должны выбрать из 4 птиц лишнюю и объяснить свой выбор)
  • Слайды № 7-8 (журавль, синица, воробей, голубь);
  • Слайды № 9-10 (снегирь, свиристель, ворона, утка);
  • Слайды № 11-12 (дятел, скворец, сова, поползень).

(Все «лишние» птицы были перелетными, на зиму с нами не остаются)

  1. Беседа с детьми.

Воспитатель: – Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в

теплые края? (Они могут найти себе корм);

А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами,

– А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает);

– А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать);

– Что для этого нужно сделать? (Кормушку).

  1. «Я, ты, он, она» (проспрягать глаголы в будущем времени.)

Я повешу кормушку… Я покормлю птиц.

  1. Чтение стихотворения. (Воспитатель предлагает послушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая»)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много. (На кормушке много… синиц, снегирей, ворон, воробьев, голубей, сорок).

  1. Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту)

На кормушку сели,

  1. «Посчитай птиц» (детисидят на ковре полукругом)

Воспитатель: На кормушку прилетело много птиц! Давайте посчитаем, сколько прилетело синиц? (воробьев, снегирей)

(1 синица, 2 синицы, 3 синицы, 4 синицы, 5 синиц…10 синиц)

  1. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело – мы расскажем:

2 синицы, воробей,

6 щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек? Да!

  1. Физкультминутка. (Дети выполняют движения по тексту)

Вдруг вспорхнули птицы

И дальше полетели.

И за парты сели.

  1. «Доскажи словечко» (дети сидят за партами).

Воспитатель: – Чтобы не замерзнуть зимой, птицам приходиться много летать. Давайте поможем снегирю согреться! Положите перед собой картинку зимнего дерева и возьмите в руки фигурку снегиря. Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами.

– Сидел снегирь на земле. Вдруг он с земли – взлетел.

На ветку дерева – сел.

С ветки на ветку – …перелетел.

Что-то испугался и – …улетел.

Ш. Рефлексия.

Воспитатель: Снегирь улетел, а в благодарность под моим деревом оставил вам подарок – раскраски с изображением зимующих птиц.

– Но давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии?

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Краткая аннотация: Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии :

  • недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;
  • дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;
  • недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;
  • недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

«Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста»

Нарушение письма является серьезной социальной проблемой. Как показывает практика, нарушение письменной речи у детей носят стойкий характер, без коррекционных мер не исчезают и могут стать причиной школьной неуспеваемости.

Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируется в старшем возрасте, а возникающие отставания требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи — процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств. Такие исследователи как Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев и др. отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно – обычно они взаимосвязаны.

По данным А.Д. Корнева обследование более одной тысячи учащихся I – III классов Санкт-Петербурга выявило дислексию у 4,8%. При безвыборном обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дислексия была обнаружена у 10% детей (включая легкие её формы), а дисграфию – у 21%.

По данным С.Ф. Иваненко, одна треть детей из общего числа с нарушениями речи имеют нарушения чтения и письма.

В европейских странах отмечают 10% детей с нарушениями чтения и письма. В Германии, по данным Р. Беккер, нарушения чтения встречается у 3% детей начальных классов и у 22% детей в речевых школах.

Это дает нам представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной помощи.

С позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи, в котором письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи.

В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (ее составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью.

Недостатки устной речи по преимущественной выраженности соответственно рассматриваются как фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, нарушение голосообразования и недостатки мелодико-интонационных и темпоритмических средств.

По мнению исследователей, несформированность устной речи и особенности невербальной психической сферы, характерные для дошкольников с ОНР и ФФН, вызывают затруднения на разных этапах овладения письменной речью.

Актуальность и сложность данной проблемы ставят нас перед необходимостью всестороннего подхода к ее изучению, поиска наиболее эффективных мер по устранению и предупреждению нарушения письменной речи.

Как известно, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой ряда участков мозговой коры, каждая из которой имеет свою функцию.

Концептуальный подход к проблеме этиологии специфических нарушений письма, как и других, нервно-психических расстройств, за последнюю четверть века изменился, стал глубже и сложнее.

Коррекция нарушений речи наиболее успешна при раннем ее начале.

Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих сторон.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам.

Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз(после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.

При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при усвоении второго языка.

Вторичная профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведению комплекса предупредительных мер.

Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

1 .Формирование функционального базиса чтения.

а) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой:

– стимуляция осознания звуковой стороны речи (непрерывный речевой поток можно членить на слова, слоги, звуки);

– стимуляция слухового внимания;

– совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений.

б) развитие зрительно-пространсвенного восприятия и наглядно-образного мышления

– планомерный и последовательный анализ изображений и конструкций;

– совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями;

– развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;

– формирование навыков схематичного изображения пространственных отношений (облегчат усвоение фонематического, морфологического, грамматического анализа);

в) формирование изобразительно-графических способностей;

г) развитие сукцессивных способностей ребенка
– последовательность действий и планирование (вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация);

– последовательность в пространстве;

– последовательность во времени;

– последовательность в речи;

д) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно письмом. У этих детей оба эти навыка обычно взаимодезорганизуют друг друга.

В связи с этим целесообразно детей начинать обучению чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму позже, в школе. 1 год в д/с — формирование функционального базиса чтения, 2 год обучения -знакомство с буквами — должен сформироваться стабильный навык слогового чтения.Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, — это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
  • Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
  • Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
  • Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Читайте также:  Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом «веселый» (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] — [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук.

Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.

Можно использовать следующие виды заданий:

1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные. Такой контроль потребуется и от родителей до полного исчезновения ошибок во всех видах работ.

Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР»

Елена Семыкина
Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной.

Если у ребенка к моменту поступления поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Первичная профилактика дисграфий:

Её основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушенийчтения рекомендуется следующее: 1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дисграфией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом.

3. Своевременное выявление группы риска,к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

На уроках педагогидолжны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям:

• Развитие слухового и фонематического восприятия.

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

• Развитие мелкой моторики рук,

• Ориентировка в пространстве,

Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Рекомендуем использовать игры:

Развитие слухового и фонематического восприятия.

1. Игра «Назови звуки, которые слышишь». Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

2. Игра «Путешествие». Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду,дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды – эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы – этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т. д.)

3. Игра «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

4. Игра «Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось.Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.

5. Игра «Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (капуста – арбуз – шарик – автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – каша.

6. Игра «Посмотри и запомни». Предлагаем посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь – логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

7. Игра «Я назову слова, а вы покажите символы». Называем слова, а дети подумают,с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра – [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч – [О] ; индюк, икра, иголки – [И]

8. Игра «Волшебный кубик». Показываем кубик и спрашиваем, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети.Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Предлагаем бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т. д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т. д.

Развитие мелкой моторики рук.

1. Игра «Самолеты за облаками». Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Педагог дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое – светлое (самолет виден хорошо).

– вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

2. Игра «Тир». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше – в центр.

3. Игра «Узнай, кто я?». Игра развивает амплитуду движения, точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто – то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

4. Игра «Вниз по реке». Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

– дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

– самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Ориентировка в пространстве.

1. Игра «Покажи»

Цель: закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры: среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальнейшем игра усложняется тем, всем игрокам, кроме ведущего завязывают глаза.

2. Игра «Давай дружить»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека.

(Дети встают парами напротив друг друга. Воспитатель дает задание- поздоровайтесь с другом правой рукой, погладьте друг руга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

3. Игра «Что изменилось»

Цель:упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и т. д.

Ход: называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка. Можно провести игру наоборот. Петрушка просит переставить игрушки, а вызванный им ребенок выполняет задание. Другие дети оценивают правильность выполнения.

4. Игра «Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Ход: рассказываем ребёнку: «Представь, что ты – художник, а я- твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребёнок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

5. Игра «Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивать воображение.

Ход: ребёнку предоставляется игровое поле, состоящие из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задаёт направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, 2 вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребёнок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка ив соответствии с цветом придумывает место нахождения его героя. (например: клетка голубого цвета может означать, что герой прибыл на море, зелёного – на лесной полянке, жёлтого – на песчаном пляже и т. д.).

6. Игра «Назови соседей»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Ход: используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить :

-что изображено справа от него,

-что нарисовано под ним,

-что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

7. Игра «Геометрический диктант»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Ход: перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг- в центре листа, и т. д. После выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Используйте на занятиях так же речевые игры:

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее»слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

«Лишнее»слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

«Лишнее»слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Читайте также:  Материал для родителей по лексической теме Дикие животные

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно обучаться в школе, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста». В помощь педагогам-психологам «Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения дошкольников» – В. В. Балашова, – педагог – психолог ДОУ ЦРР № 7. Асоциальное.

Консультация для педагогов и родителей «Профилактика дорожно-транспортных происшествий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Детский сад №224» Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии» Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное.

Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста» Консультация для родителей. Первичная социализация ребенка раннего возраста. Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Формирование устной и письменной речи детей 5–7 лет с нарушениями ОДА с помощью логопедического тренажёра Дэльфа-142.1 Стратегия реализация проекта Наименование проекта: использование современных компьютерных технологий на логопедических занятиях «Логопедический.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или.

Мастер-класс для педагогов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Конспект Мастер-класс (для педагогов ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Будьте добрыми,.

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Подготовила учитель-дефектолог Шеванюк А.Г.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Стойкие ошибки на письме нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением. Однако в основе лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные причины : несформированность психических и фонематических процессов, лексико- грамматической стороны речи и др.

Поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма, следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дислексий и дисграфий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у мл. шк.

Проблема нарушений чтения и письма- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследований Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины(55,5 %) детей ст. дошк. всаозраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по языку.

Учитель- дефектолог, работая в детском саду, должен уделять особое внимание пропедевтике дисграфий. Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Коррекция дислексии и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дисграфий

Она заключается в следующем:

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

1. Основные задачи коррекционного обучения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого “кулак — ребро — ладонь”), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву “написали” на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9. Расширение “поля зрения” ребенка.

10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводятся разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. Игра “Электронная муха”.

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится “электронная муха” — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась “муха”. В данном примере это — правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов:

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 — вниз, 1 — вправо, 4 — вверх, 2 — вправо, 1 — вверх, 3 — влево.

Если нет ошибок, то получается буква “Г”, которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

3. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре “Буква сломалась”.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Нарушение письменной и устной речи

Нарушение письменной и устной речи(«дисграфия» и «дислексия»)

Дисграфия — «писать, изображать» — это сложность (или неспособность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Дислексия — нарушение чтения. Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Для обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений употребляются термины “аграфия” и “алексия”.
Алексия и аграфия — полная неспособность читать и писать.
Письменная и устная речь дисграфика и дислексика отличается от письма и чтения его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.
Некоторые педагоги считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме и чтении, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так: в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма .
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация – в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

В чтении характерны следующие ошибки:

  • неправильное прочтение букв (замены, смешения);
  • недочитывание концов слов;
  • неправильные ударения;
  • пропуски слова, строки;
  • недостаточное или даже искаженное понимание читаемого.

Иногда ошибки письменной речи повторяют ошибки устной речи (неправильное звукопроизношение, искажение слов, устные аграмматизмы), иногда же устная речь оказывается правильной или же значительно более правильной, чем письменная.
И в чтении и в письме может проявляться трудность слежения за строкой, что ведет к потере строки, недописыванию, недочитыванию слова, строчки, к соскальзыванию с одной строки на другую.
К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Уважаемые родители и педагоги!

Дисграфия и дислексия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети с дисграфией и дислексией, нуждаются в специальной дефектологической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.

Ссылка на основную публикацию