Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Статья “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА”
статья по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_rogova_remezkova_iif_2012.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

Наш детский сад является дошкольным учреждением компенсирующего вида, который посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Более 50% воспитанников ДОУ по заключению невролога имеют стертую форму дизартрии.

Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные проявления стертой дизартрии:

– расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)

– нарушение голосообразования, темпа и ритма речи

– гиперкинезы и повышенная саливация.

– нарушения общей и мелкой моторики.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи т.к. у них нарушены все компоненты речи.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимы периодические консультации невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Имея большой опыт работы с детьми со стертой дизартрией, мы хотим поделиться им с коллегами. Нами разработана система коррекционного воздействия с использованием развивающих логопедических технологий, позволяющая повысить эффективность проводимой работы и способствующая максимальному исправлению речи наших воспитанников.

Коррекционная работа с детьми – дизартриками условно делится на 3 этапа.

Продолжительность каждого этапа индивидуальна для каждого ребенка и зависит от степени тяжести проявления дефекта.

1 этап – подготовительный.

– формирование психической активности ребенка

– подготовка речевого аппарата к постановке звуков

– подбор медикаментозных средств

– развитие мелкой моторики пальцев рук

  1. Формирование психической активности детей

Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу»

Беседы о речи с детьми в процессе проведения режимных моментов. Педагогическое просвещение родителей. Подбор специальной литературы.

  1. Подготовка речевого аппарата к постановке звуков

а) Зондовый массаж (по Новиковой Н.П.)

б) Точечный массаж

а) Для развития подвижности губ и щек.

б) Для развития подвижности мышц языка.

в) Для нижней челюсти.

г) Для мышц глотки и мягкого неба.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса с использованием дыхательных упражнений:

а) без речевого сопровождения

б) с речевым сопровождением из разных исходных положений

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

– Игры с различными мелкими предметами (с пуговицами, счетными палочками, крупой, бусами)

Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов)

  1. Подбор медикаментозных средств

Назначаются неврологом при индивидуальном осмотре детей.

2 этап – основной.

– развитие фонематического слуха

– постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

– формирование лексико-грамматических средств языка

– формирование слоговой структуры слова.

  1. Развитие фонематического слуха

– Развитие навыка узнавания и дифференциации фонем на слух (узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции, выделение заданного звука из ряда других, определение последовательности звуков в ряду, подбор слов на заданный звук)

– Формирование фонематического восприятия

(определение наличия и позиции звука в слове, анализ обратных и прямых слогов)

– Развитие навыка распознавания неречевых звуков (звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? – Где звучит? – Как звучит?)

  1. Постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

а) по подражанию

б) с механической помощью

  1. Формирование лексико-грамматических средств языка

Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию лексико-грамматических средств языка.

Создание картотеки для родителей, позволяющей закреплять дома знания, полученные детьми в ДОУ.

Разработка совместно с воспитателем перспективного планирования коррекционной работы по закреплению изученного материала

Проведение наблюдений, целевых прогулок и экскурсий, игр на классификацию предметов, их обобщение, выделение четвертого лишнего предмета из определенной группы.

  1. Формирование слоговой структуры слова.

– Серия игровых упражнений по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:

а) определение длины звучания языковой единицы, демонстрация символа.

б) произнесение гласных звуков, слогов, слов разной длины в соответствии с предложенным символом.

в) подбор слова к предъявленному символу (длинный флажок – длинное слово, короткий флажок – короткое слово)

– Упражнения, направленные на совершенствование возможностей восприятия и воспроизведения последовательности звуков, слогов, слов.

– Игровые упражнения, направленные на совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры:

б) в составе минимального контекста (классификация по А.К. Марковой)

– Работа по формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

а) практическое осознание схемы собственного тела.

б) освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом.

– Развитие моторных функций пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий:

а) воспроизведение заданной последовательности общих движений

б) вербальное обозначение последовательности выполненных движений.

3 этап – заключительный.

– овладение звуко-буквенным анализом слов и подготовка детей к обучению грамоте.

– формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

– формирование связной диалогической и монологической речи.

– работа над интонационной выразительностью речи.

  1. Овладение звуко-буквенным анализом слов и подготовка детей к обучению грамоте.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу слогов и слов.

– Игры и упражнения на формирование зрительного восприятия и развитие пространственного гнозиса.

— Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по обучению грамоте.

– Формирование графических навыков и умения ориентироваться на листе бумаги.

  1. Формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

Отраженное проговаривание и заучивание:

а) слов, словосочетаний и предложений

б) рифмовок и стихотворений

Чтение и печатание слов сложной слоговой структуры.

  1. Формирование связной диалогической и монологической речи.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию связной речи:

а) работа по составлению предложений разной синтаксической структуры.

б) обучение ведению подготовленного диалога

в) обучение пересказу

г) составление описательных рассказов.

д) составление сюжетных рассказов по картине, серии картин

е) составление творческих рассказов

– Формирование ориентировочной основы действия по узнаванию образцов связной речи:

а) сопоставление рассказа и набора слов из него.

б) сопоставление рассказа и десемантизированного предложения, где названия предметов заменены местоимениями.

в) сопоставление рассказа и бессмысленного набора предложений

г) сопоставление рассказа и деформированного текста

– Игры на восстановление порядка серии сюжетных картинок

– Игры на воображение

  1. Работа над интонационной выразительностью речи.

– Проговаривание предложений различной интонационной выразительности (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

– Заучивание и чтение стихотворных текстов.

– Анализ и оценка различных ситуаций и поступков.

– Различные виды театра.

– Просмотр мультипликационных и художественных фильмов-сказок.

– Чтение произведений художественной литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В.М. Акименко Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону «Феникс» 2011 г.
  2. Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Москва «Астрель» 2008 г.
  3. Т.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Москва «Парадигма» 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р.

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми ОВЗ.

В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению.

В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками.

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Багаджиян Валентина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

учителя-логопеда ДОУ»

Я, Багаджиян Валентина Акоповна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка» участвовала в областном конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» в 2015 году.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели меня к необходимости разработки и реализации проекта: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда”.

Тема проекта – использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ.

Цель проекта – создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

– Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

– Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

– Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание

для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение “по единицам, а не по элементам”, принцип целостности.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочекили аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

11. Комплексная система закаливания детей.

Все мои занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровье сберегающих технологий

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

1. В оргмомент занятий включаются релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения

2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяется такой метод как биоэнергопластика.

3. В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох. Применяется витофон гласных звуков – звуковой массаж и восточная гимнастика «Шесть целительных звуков»

4. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны: пальчиковые игры с мелкими предметами;пальчиковые игры со скороговорками; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т. д. пальчиковый театр;театр теней;рисование на песке;суд-жок – терапия;прищепочный массаж.

5. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:снять усталость и напряжение;внести эмоциональный заряд;совершенствовать общую моторику;вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Оздоровительно– гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Физминутки проводятся с использованием аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железновых.

6. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз, используя тренажер Базарнова и комплекс упражнений Аветисовой и Утехина.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины в сопровождении стихов.

8. Даются задания на словотворчество, на фонематическое представление.

9. Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

– чтение диалогов по ролям

– обыгрывание различных ситуаций.

10. Проводятся игры на звуковой анализ и синтез слов.

12. Используются элементы сказкотерапии, литотерапии, хромотерапии, песочной терапии.

13. Используется алфавит телодвижений. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву.

Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.

16. Инновационные компьютерные технологии, широко применяются в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Благодаря компьютерным программам «Игры дляТигры», «Баба-яга учится читать» в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Таким образом, реализация проекта позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

С уважением, Багаджиян Валентина Акоповна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка», села Чалтырь, Мясниковского района.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают.

Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции.

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда «Манкотерапия» Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи, ставят перед педагогом задачи совершенствования дидактических.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда Жесткова В. Ф., МОУ детский сад № 90, г. Волгоград. Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО “Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1”- “Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ТМБ ДОУ «ЦРР – детский сад «Белоснежка» Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда Учитель – логопед Лукошкова С. В.

Портал образования

Автор: Барсукова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №108”
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми
Дата публикации: 01.02.2020
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий

в коррекционной работе с детьми

учителя-логопеда Барсуковой Е.Л.

МБДОУ №108 г.Новокузнецка

В структуре речевых дефектов у детей, дизартрия является наиболее

объясняется часто сочетанным нарушением с ОНР и недоразвитием высших

психических функций, которые затрудняют коррекционную работу с детьми.

Другая сложность заключается в длительном процессе автоматизации звуков.

Сам процесс, состоящий из ряда этапов длительный, однообразный и по сути

монотонный, по своей коррекционно-методической структуре, т.к. состоит из

систематических логопедических тренингов: многократным проговариванием

слоговых цепочек, слов, фраз. И при отсутствии поддержания достаточного

интереса этот процесс будет скучным для ребенка, что значительно снижает

повышению продуктивности процесса обучения.

К таким приемам можно отнести, прежде всего,

(автор методики Р.Бушлякова).

пальцев рук, пространственную координацию. Приемы биоэнергопластики я

использую на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке и

«ПСИХОГИМНАСТИКИ». (автор М.Чистякова).

Психогимнастика – это оригинальная методика упражнений на релаксацию,

адекватного группового поведения, безусловного (ситуационного) принятия

роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка. «Психогимнастика»

представляет этюды, а также игры, направленные как на формирование у

различные эмоциональные состояния, т.к. у детей с ОНР нередко выражены

занятия, используется как динамическая пауза для снятия эмоционального

статического напряжения. Чаще этот прием я использую на фонетических

занятиях, а также выборочно на лексико-грамматических.

На птичьем дворе! (для детей 5-7 лет)

Детям предлагают изобразить с помощью мимики и жестов испуганных

цыплят, которые потеряли свою маму и с волнением оглядываются и ищут ее.

Представьте, что каждый из вас важный индюк и каждый считает себя самым

главным на птичьем дворе. Изобразите, как он гордо и важно ходит, высоко

2 дерева: тоненькая молодая березка, на которую налетел

сильный ветер и она гнется своими тонкими веточками из стороны в сторону,

вот-вот сломается. А теперь старый, мощный, сильный дуб, который не

боится сильного ветра, лишь чуть-чуть поскрипывает, покачивая старыми

Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на

произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки»

— как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» – бегать,

раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

на слово «ёлка»-дети стоят, руки в стороны, как веточки у ёлки;

на слово «сосулька» – руки над головой, ладони прикасаются

на слово «снеговик» -руки на поясе,

на слово «лыжи» скользящие движения руками перед собой.

Повтори движение!: (для детей 5-6 лет)

Цель игры: стимулировать внимание, зрительную память, моторику.

Педагог в быстром темпе показывает различные движение: дотрагивается до

плеча, вытягивает руки вперед, одну руку на пояс, другую в сторону и т.д.

дети должны точно повторить эти движения.

Следующий прием в работе с дизартриками –

направленную на формирование фонетического оформления речи на основе

психомоторных, речевых) и ритмической способности.

направлениями работы по нейропсихологической коррекции:

правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня

формирование навыков с выраженной интонационной насыщенностью

высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции,

темпа и ритма речи;

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи

между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц,

характеристика этих движений.

детьми руками показываем как бы утрированное изображение контуров губ

на гласные звук А – большой круг; на звук О – овал;, на звук У – руки

вытягиваются вперед, на И – в стороны.)

подгрупповых занятиях при постановке звуков и автоматизации.

осуществляется с помощью

техника Мнемоника = мнемоническое запоминание;

использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью

информации. Запоминание осуществляется по визуальному припоминанию

увиденных ранее сигнальных, опорных картинок.

которые я использую на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков.

В небе гром, гроза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Во дворе – трава,

На траве – дрова.

Трава – во дворе.

Элементы «СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ» (автор метода Пак Чжэ Ву)

Эта методика направлена на акупунктурное воздействие на кисти и стопы в

определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями

внутренних органов, мышц, позвоночника. Система оздоровления организма

разработана южно-корейским профессором Пак Чже Ву . Данная методика

помогает восстанавливать нормальный биорезаонансный потенциал в точках

и связанных с ними частях организма.

В работе с детьми используют элементы этой системы оздоровления,

ни в диагностических, ни в лечебных целях, а для укрепления мышечного

потенциала. Т.О. развиваются мелкомоторные, артикуляционные, речевые и

массажные резиновые шипованные мячики

пластмассовые игольчатые шарики

пружинные колечки для массажа пальцев

Кинезиологические упражнения (основатель метода Д.Гудхарт)

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на

р е л а кс а ц и ю

Р а с т я ж к и нормализуют

(неконтролируемая мышечная вялость).

развивают самоконтроль и произвольность.

повышают энергетизацию организма.

ПРИМЕРЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна,

пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова,

затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения

превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево» . Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать

голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое

постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на

ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело

и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая

колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена.

Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по другой ноге.

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми

движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз

вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание

«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на

стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево

приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем

передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

Таким образом, развивая координацию движений, моторику ребенка,

создаются предпосылки для полноценного функционального становления

многих психических процессов, развития интеллектуальных и речевых

функций, через комплексы специальных игр и упражнений.

Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Автор: Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Порохова Эльвира Геннадьевна,

МКДОУ д/с «Рябинка» город Тайшет

Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно – ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития;

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Предлагаю остановиться на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

1. Артикуляционная гимнастика – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. При которой процесс работы над звуком затягивается и автоматизации идет дольше, чем у детей с простым нарушением речи, либо звук вообще не может автоматизироваться в речи.

Продемонстрирую некоторые способы (пробы) определения степени нарушения речевой моторики. Для этого прошу вас выполнить вместе со мной следующее:

  1. Вытянули язык вперед «стрелочкой», «иголочкой», так чтобы он не соприкасался с нижней губой, не дрожал, не отклонялся в сторону (у ребенка отмечаем, нет ли признаков рвотного рефлекса, посинения кончика языка);
  2. Держим высунутый язык перед собой, и одновременно следить глазами за пальцем, двигающимся влево-вправо (следим, нет ли отклонения языка вслед за движением глаз и пальца);
  3. Поднимаем при широко открытом рте язык кверху и удерживаем его так несколько секунд. Следим за количеством слюны под языком. Если она быстро накапливается, это свидетельствует о неврологическом нарушении, ребенку следует рекомендовать обратиться к неврологу с подозрением на стертую форму дизартрии.

2. Фонетическая ритмика – обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

3. Дыхательная гимнастика – закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

  • «Аист» – стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
  • «Комарик» – сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
  • «Жук» – сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку»,

«Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки»

4. Игровой массаж и самомассаж БАТ

Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

Расположение БАТ на голове:

  • точка на лбу между бровями;
  • точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние);
  • точки на ушной раковине – Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).
  1. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  2. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
  3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
  4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(Несильно потянуть вверх)

Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять.

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии.

Применяю 2 предмета:

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

Вторая группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов.

1. Зрительные тренажеры

Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц .

Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого ) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

Изготовила 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

Хочу дать совет, как в домашних условиях можно посоветовать родителям использовать свето – цветотерапию. В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения – накинуть на светильник шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещения, а создает мягкий лечебный свет.

2. Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика

Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем!

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).

Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

Для подготовки к восприятию текста (к чтению) использую в работе следующие упражнения:

  • Мельница – перекрестные движения ладоней к коленям
  • Движение глаз по знаку бесконечности – демонстрируется карточка перед глазами детей
  • Зевание со звуком
  • Подышать животиком
  • Музыкотерапия и тонирование

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

  • «Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
  • «И-И-И» – действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
  • формируются двигательные умения и навыки
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
  • уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %.

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

  • Журнал
    • Главная
    • Свежий номер
    • Архив номеров
    • Разделы
    • Авторы
  • О журнале
    • Новости
    • Миссия
    • Автору
    • Документы

ЭФФЕКТИНОВСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Ж.М. Покидаева

Z. M. Pokidaeva

ЭФФЕКТИНОВСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

EFFEKTIVNOSTI USE OF HEALTH TECHNOLOGIES IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS

Аннотация. В статье изложен материал об использовании эффективных приемов в коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Abstract. The article describes the material on the use of effective methods of correction of sound pronunciation in children with pseudobulbar dysarthria.

Современная коррекционная педагогика решает такие проблемы как:

  • сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;
  • нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
  • коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
  • успешная социализация детей с нарушением речи [1].

Основной контингент детей логопедических групп составляют дети с псевдобульбарной дизартрией. Дизартия (речедвигательное расстройство) – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпоритмической стороны речи и интонации.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, но при этом общая моторика может быть выше нормы. Для преодоления трудностей, связанных с вышесказанными нарушениями, в коррекционной работе успешно применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий [4].

Одним из методов данного направления выступает кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

В логопедической работе могут быть использованы следующие упражнения [3]:

1. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно.

Вот – ладошка, вот – кулак!

Все быстрее делай так.

2. «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

Еще одним эффективным методом, направленным на улучшение психокоррекционной работы является применение биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановки звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заикание).

Может быть использован комплекс упражнений «Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу», с красочными иллюстрациями. Данное направление хорошо представлено в пособии О.И. Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков» [1,2].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Список литературы

  1. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Литера. – 2013. – 96 с.
  2. Крупенчук, О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков [Текст] / О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера. – 2013. – 32с.
  3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно – методическое пособие: В 2ч. Ч.2. [Текст] / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера. – 2013. – 128 с.
  4. Шевцова Т.И., Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи [Текст]. / Т.И. Шевцова, Н.А. Хоменко. – Логопед. – 2008. – №3. – С. 40-45.

Теги: дизартия, кинезиология, биоэнергопластика, dysarthia, kinesiology, bioenergetica

Для педагога

Автор: Перетягина Татьяна Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида №162 “Рекорд”
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи
Дата публикации: 01.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжёлыми

нарушениями речи.
Перетягина Татьяна Николаевна учитель – логопед высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад №162 «Рекорд» В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребёнка активно взаимодействовать с логопедом в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам- требованиям взрослого. Ещё Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребёнок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребёнка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков. На наш взгляд, использование в логопедии методов работы, заимствованных из медицины, психологии и психотерапии, решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показывает, что эти технологии преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка и активное формирование здорового образа жизни. Как показывает практика, дети с нарушениями речи имеют целый ряд хронических заболеваний или предрасположенность к ним. Чаще всего проблемы связаны с органами дыхания и опорно-двигательного аппарата. Роль учителя-логопеда ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения нетрадиционных логопедических технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям. Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях мы используем следующие технологии: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:  Динамические паузы  Релаксация  Пальчиковая гимнастика  Су-Джок технология  Фитотехнология  Фитбол
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:  Мимический массаж и самомассаж  Пальчиковый самомассаж  Арикулярный массаж 3. Коррекционные технологии:  Дыхательная гимнастика  Речедвигательная ритмика  Музыкотехнология  Психогимнастика М.А.Чистяковой Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Музыку в коррекционно – логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:  на занятиях логоритмикой;  на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;  на индивидуальных занятиях для детей со спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата. Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия. Вокал включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание. Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также ч е р е з выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами в связи с лексической темой. Практика показывает, что использование музыки способствует:  улучшению общего эмоционального состояния детей;  улучшению исполнения каче ства движений ( р а з в и в а ю т с я выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);  коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;  стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;  нормализации просодической стороны речи, дыхания. В индивидуальной работе с детьми под контролем врача – невропотолога мы применяли метод фитотерапии. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. На практике высокую эффективность показало полоскание рта и горла детьми с дизартрией настоями определённых трав с разной температурой непосредственно перед артикуляционным массажем, что способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, закаливанию, профилактике простудных заболеваний. Одним из эффективных приёмов, обе спечивающих р а з в и т и е
познавательной, эмоционально-волевой сфер, общее оздоровление организма ребёнка, является Су-Джок технология. В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук. В своей логопедической работе с детьми с дизартрией мы используем как шарики «ёжики» для ладоней, так и колечки «ёжики» для пальцев рук с целью:  нормализовать мышечный тонус;  опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга;  автоматизировать поставленные звуки через потешки, которые проговаривает ребёнок, прокатывая шарик между ладонями, через проговаривание чистоговорок во время одевания колечка на пальцы;  отработать ритмико – слоговой рисунок слова с помощью колечка «ёжика». Массаж является одним из основных методов при коррекции дизартрии. При систематическом массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Это оказывает тонизирующее влияние на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов. Мимический массаж и самомассаж мы используем как организационный момент в начале всех видов занятий или как часть динамической паузы. Для пальчикового массажа детям предлагаются различные предметы: массажные мячики, цилиндры, щётки и т.п. Арикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем органам и системам организма детей, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Работая над дыханием, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях, используем фитбол, который способствует укреплению мышц тела, формированию правильной осанки, а также элементы гимнастики А.Н. Стрельниковой. Обучая детей дыхательной гимнастике, мы не только формируем правильное речевое дыхание, но и способствуем профилактике и лечению заболеваний лор – органов. Речедвигательная ритмика как система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением позволяет развивать у дошкольников общую моторику, функции органов дыхания, артикуляционную и мимическую мускулатуру. Данная технология представляет собой тесную связь движений и произношения звуков речи, выполняемые параллельно. В качестве эксперимента мы изучили мотивацию к логопедическим занятиям детей с дизарт рией в зависимо сти от и с п о л ь з о в а н и я здоровьесберегающих технологий. С детьми первой группы работа над коррекцией речи велась традиционным способом. С детьми второй группы логопедическая работа велась с использованием нетрадиционных методов логопедии. Результаты диагностики представлены на диаграмме.
Диаграмма 1. Результаты эффективности использования здоровьесберегающих технологий для формирования мотивации к занятиям по коррекции речи у детей с дизартрией. 1 экспериментальная группа. 2 экспериментальная группа. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, используемая нами на практике имеет оздоровительную направленность, сочетая коррекционно – логопедические задачи с задачами по сохранению и восстановлению здоровья у детей с нарушением речи и повышает их мотивацию к логопедическим занятиям.

Читайте также:  Создание рукописной книги с детьми с ЗПР
Ссылка на основную публикацию