Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Статья “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА”
статья по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_rogova_remezkova_iif_2012.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДИЗАРТРИКАМИ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

Наш детский сад является дошкольным учреждением компенсирующего вида, который посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Более 50% воспитанников ДОУ по заключению невролога имеют стертую форму дизартрии.

Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные проявления стертой дизартрии:

– расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)

– нарушение голосообразования, темпа и ритма речи

– гиперкинезы и повышенная саливация.

– нарушения общей и мелкой моторики.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи т.к. у них нарушены все компоненты речи.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимы периодические консультации невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Имея большой опыт работы с детьми со стертой дизартрией, мы хотим поделиться им с коллегами. Нами разработана система коррекционного воздействия с использованием развивающих логопедических технологий, позволяющая повысить эффективность проводимой работы и способствующая максимальному исправлению речи наших воспитанников.

Коррекционная работа с детьми – дизартриками условно делится на 3 этапа.

Продолжительность каждого этапа индивидуальна для каждого ребенка и зависит от степени тяжести проявления дефекта.

1 этап – подготовительный.

– формирование психической активности ребенка

– подготовка речевого аппарата к постановке звуков

– подбор медикаментозных средств

– развитие мелкой моторики пальцев рук

Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу»

Беседы о речи с детьми в процессе проведения режимных моментов. Педагогическое просвещение родителей. Подбор специальной литературы.

а) Зондовый массаж (по Новиковой Н.П.)

б) Точечный массаж

а) Для развития подвижности губ и щек.

б) Для развития подвижности мышц языка.

в) Для нижней челюсти.

г) Для мышц глотки и мягкого неба.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса с использованием дыхательных упражнений:

а) без речевого сопровождения

б) с речевым сопровождением из разных исходных положений

– Игры с различными мелкими предметами (с пуговицами, счетными палочками, крупой, бусами)

Гидрогимнастика (прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов)

Назначаются неврологом при индивидуальном осмотре детей.

2 этап – основной.

– развитие фонематического слуха

– постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков

– формирование лексико-грамматических средств языка

– формирование слоговой структуры слова.

– Развитие навыка узнавания и дифференциации фонем на слух (узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции, выделение заданного звука из ряда других, определение последовательности звуков в ряду, подбор слов на заданный звук)

– Формирование фонематического восприятия

(определение наличия и позиции звука в слове, анализ обратных и прямых слогов)

– Развитие навыка распознавания неречевых звуков (звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? – Где звучит? – Как звучит?)

а) по подражанию

б) с механической помощью

Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию лексико-грамматических средств языка.

Создание картотеки для родителей, позволяющей закреплять дома знания, полученные детьми в ДОУ.

Разработка совместно с воспитателем перспективного планирования коррекционной работы по закреплению изученного материала

Проведение наблюдений, целевых прогулок и экскурсий, игр на классификацию предметов, их обобщение, выделение четвертого лишнего предмета из определенной группы.

– Серия игровых упражнений по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:

а) определение длины звучания языковой единицы, демонстрация символа.

б) произнесение гласных звуков, слогов, слов разной длины в соответствии с предложенным символом.

в) подбор слова к предъявленному символу (длинный флажок – длинное слово, короткий флажок – короткое слово)

– Упражнения, направленные на совершенствование возможностей восприятия и воспроизведения последовательности звуков, слогов, слов.

– Игровые упражнения, направленные на совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры:

б) в составе минимального контекста (классификация по А.К. Марковой)

– Работа по формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

а) практическое осознание схемы собственного тела.

б) освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом.

– Развитие моторных функций пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий:

а) воспроизведение заданной последовательности общих движений

б) вербальное обозначение последовательности выполненных движений.

3 этап – заключительный.

– овладение звуко-буквенным анализом слов и подготовка детей к обучению грамоте.

– формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.

– формирование связной диалогической и монологической речи.

– работа над интонационной выразительностью речи.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу слогов и слов.

– Игры и упражнения на формирование зрительного восприятия и развитие пространственного гнозиса.

— Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по обучению грамоте.

– Формирование графических навыков и умения ориентироваться на листе бумаги.

Отраженное проговаривание и заучивание:

а) слов, словосочетаний и предложений

б) рифмовок и стихотворений

Чтение и печатание слов сложной слоговой структуры.

– Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию связной речи:

а) работа по составлению предложений разной синтаксической структуры.

б) обучение ведению подготовленного диалога

в) обучение пересказу

г) составление описательных рассказов.

д) составление сюжетных рассказов по картине, серии картин

е) составление творческих рассказов

– Формирование ориентировочной основы действия по узнаванию образцов связной речи:

а) сопоставление рассказа и набора слов из него.

б) сопоставление рассказа и десемантизированного предложения, где названия предметов заменены местоимениями.

в) сопоставление рассказа и бессмысленного набора предложений

г) сопоставление рассказа и деформированного текста

– Игры на восстановление порядка серии сюжетных картинок

– Игры на воображение

– Проговаривание предложений различной интонационной выразительности (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

– Заучивание и чтение стихотворных текстов.

– Анализ и оценка различных ситуаций и поступков.

– Различные виды театра.

– Просмотр мультипликационных и художественных фильмов-сказок.

– Чтение произведений художественной литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В.М. Акименко Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону «Феникс» 2011 г.
  2. Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. Москва «Астрель» 2008 г.
  3. Т.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Москва «Парадигма» 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми ОВЗ.

В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению.

В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками.

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти.

В статье рассказывается об особенностях работы с детьми, страдающими дизартрией.

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

Ж.М. Покидаева

Z. M. Pokidaeva

ЭФФЕКТИНОВСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

EFFEKTIVNOSTI USE OF HEALTH TECHNOLOGIES IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS

Аннотация. В статье изложен материал об использовании эффективных приемов в коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Abstract. The article describes the material on the use of effective methods of correction of sound pronunciation in children with pseudobulbar dysarthria.

Современная коррекционная педагогика решает такие проблемы как:

  • сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;
  • нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
  • коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
  • успешная социализация детей с нарушением речи [1].

Основной контингент детей логопедических групп составляют дети с псевдобульбарной дизартрией. Дизартия (речедвигательное расстройство) – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпоритмической стороны речи и интонации.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, но при этом общая моторика может быть выше нормы. Для преодоления трудностей, связанных с вышесказанными нарушениями, в коррекционной работе успешно применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий [4].

Одним из методов данного направления выступает кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

В логопедической работе могут быть использованы следующие упражнения [3]:

1. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно.

Вот – ладошка, вот – кулак!

Все быстрее делай так.

2. «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

Еще одним эффективным методом, направленным на улучшение психокоррекционной работы является применение биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановки звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заикание).

Может быть использован комплекс упражнений «Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу», с красочными иллюстрациями. Данное направление хорошо представлено в пособии О.И. Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков» [1,2].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Список литературы

  1. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Литера. – 2013. – 96 с.
  2. Крупенчук, О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков [Текст] / О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера. – 2013. – 32с.
  3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно – методическое пособие: В 2ч. Ч.2. [Текст] / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера. – 2013. – 128 с.
  4. Шевцова Т.И., Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи [Текст]. / Т.И. Шевцова, Н.А. Хоменко. – Логопед. – 2008. – №3. – С. 40-45.

Теги: дизартия, кинезиология, биоэнергопластика, dysarthia, kinesiology, bioenergetica

Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Автор: Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Порохова Эльвира Геннадьевна,

МКДОУ д/с «Рябинка» город Тайшет

Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье – бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно – ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития;

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Предлагаю остановиться на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

1. Артикуляционная гимнастика – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. При которой процесс работы над звуком затягивается и автоматизации идет дольше, чем у детей с простым нарушением речи, либо звук вообще не может автоматизироваться в речи.

Продемонстрирую некоторые способы (пробы) определения степени нарушения речевой моторики. Для этого прошу вас выполнить вместе со мной следующее:

  1. Вытянули язык вперед «стрелочкой», «иголочкой», так чтобы он не соприкасался с нижней губой, не дрожал, не отклонялся в сторону (у ребенка отмечаем, нет ли признаков рвотного рефлекса, посинения кончика языка);
  2. Держим высунутый язык перед собой, и одновременно следить глазами за пальцем, двигающимся влево-вправо (следим, нет ли отклонения языка вслед за движением глаз и пальца);
  3. Поднимаем при широко открытом рте язык кверху и удерживаем его так несколько секунд. Следим за количеством слюны под языком. Если она быстро накапливается, это свидетельствует о неврологическом нарушении, ребенку следует рекомендовать обратиться к неврологу с подозрением на стертую форму дизартрии.

2. Фонетическая ритмика – обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С – насосы, накачиваем шину. Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

3. Дыхательная гимнастика – закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

  • «Аист» – стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
  • «Комарик» – сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
  • «Жук» – сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку»,

«Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки»

4. Игровой массаж и самомассаж БАТ

Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

Расположение БАТ на голове:

  • точка на лбу между бровями;
  • точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние);
  • точки на ушной раковине – Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).
  1. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  2. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
  3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
  4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(Несильно потянуть вверх)

Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять.

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии.

Применяю 2 предмета:

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

Вторая группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов.

1. Зрительные тренажеры

Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц .

Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого ) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

Изготовила 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

Хочу дать совет, как в домашних условиях можно посоветовать родителям использовать свето – цветотерапию. В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения – накинуть на светильник шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещения, а создает мягкий лечебный свет.

2. Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика

Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем!

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).

Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

Для подготовки к восприятию текста (к чтению) использую в работе следующие упражнения:

  • Мельница – перекрестные движения ладоней к коленям
  • Движение глаз по знаку бесконечности – демонстрируется карточка перед глазами детей
  • Зевание со звуком
  • Подышать животиком
  • Музыкотерапия и тонирование

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

  • «Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
  • «И-И-И» – действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Рекомендую в качестве физминуток включать для прослушивания музыку со звуками скрипки или фортепиано, которые действуют успокаивающее. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей.

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
  • формируются двигательные умения и навыки
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
  • уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

  • Развивашки (5)
  • Картотеки (8)
  • Районные методические объединения учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп. (6)
  • Логопедический массаж (1)
  • Пособие на развитие мелкой моторики (4)
  • Пособия на развитие речевого дыхания (0)
  • Конспекты НОД (8)
  • Предметно – развивающая среда (1)
  • Интегрированные игры (6)
  • Взаимодействие с педагогами ДОУ (2)
  • Шахматы (1)
  • Работа с родителями (5)
  • Развлечения (17)

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать деток к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

Тема моего доклада выбрана не случайно, так как, работая с детьми среднего возраста, я обратила внимание на то, что дети, приходя из дома в детский сад на мой вопрос, чем вы занимались в выходные дни, в большинстве случаев отвечали, что играли в компьютер, или смотрели телевизор. Но ни для кого не секрет, что в век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье.

Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается основа «фундамента» физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем всего организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие нашего общества.

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Так что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуруздоровья.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых трудностей, но и личности каждого ребенка в целом. К каждому воспитаннику дошкольного образования необходим индивидуальный подход.

В своей логопедической деятельности использую разные методы и средства коррекционно—развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только речевого, но и общего развития ребенка в целом.

Принципы здоровьесберегающих технологий.

– принцип сознательности и активности;

– принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности и индивидуальности;

– принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

– принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

– принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

  1. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

На своих занятиях уделяю особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым решая несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Хотя, первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

-укрепление глазных мышц,

– общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любаягимнастика для глаз проводится стоя.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.

  1. Су – джок терапия.

Су – джок терапия – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

На своих занятиях использую Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.

  1. Массаж и самомассаж.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

– массаж и самомассаж лицевых мышц;

– массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

– массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

  1. Логоритмика.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-снятие фактора тревожности;

-стимуляция двигательных функций;

-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-растормаживание речевой функции;

-развитие чувства ритма, темпа, времени;

-развитие мыслительных способностей и фантазии;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-нормализация просодической стороны речи.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

-дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

-брадилалии и тахилалии.

Логоритмика в частности, есть движение соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

  1. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

  1. Песочная терапия.

Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком.

По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок: развивает мелкую моторику; открывает широкий простор для проявления фантазии; помогают регулировать механизмы мышления. Занятия песочной терапией помогают: лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения; научиться отвечать за свои поступки и действия; полагаться на собственные силы; развивать самооценку; преодолевать последствия психологических травм.

Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

– корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

В последнее десятилетие большое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в обучении детей. Известно, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Дошкольный период является важным в формировании физического и психического здоровья. В этот период происходит интенсивное развитие внутренних органов и становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер. Ребенок утверждается как личность.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Эти технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технология сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
  • коррекционная технология ( артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, «Су-Джок» терапия)

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием) и поэтому внедрение таких технологий очень актуально. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Выбор тех или иных здоровьесберегающих технологий будет связан с особенностями развития детей с речевыми недостатками. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов , кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Такой массаж является частью комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Массаж особенно показан детям с расстройствами речи, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции традиционными педагогическими методам. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудам.

В моей практике широкое применение нашел логопедический вибромассажер «Z-VIBE”. Принцип его работы основан на воздействии на язык, губы, подбородок, внутреннюю и наружную поверхность щек колебаниями высокой частоты. В следствии этих колебаний происходит расслабление органов артикуляции и лицевых мышц, или же массажер приводит мышцы в тонус – в зависимости от используемых насадок.

Использование в практике зондового логопедического массажа также даёт положительные результаты. У детей нормализуется мышечный тонус органов артикуляционного аппарата, движения губ, языка становятся более точные и координированные, стимулируются речевые зоны коры головного мозга. Работа по постановке звуков проходит легче и быстрее.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика позволяет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а качество их выполнения. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Использование логопедических игрушек при проведении артикуляционной гимнастики позволяют наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звуков. У детей это также повышает мотивацию и интерес к логопедическим занятиям, позволяет снять психоэмоциональное напряжение.

Дыхательная гимнастика залог правильной и красивой речи ребенка. Она способствует формированию правильного речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Использование разнообразных дыхательных тренажёров, игр и игрушек по развитию речевого дыхания позволяет сделать занятия с детьми более увлекательными и интересными.

Су – джок терапия – это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в стимулировании активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (су-джок шарики, массажные колечки, другие массажёры).

Данная методика способствует укреплению мышц пальцев рук, нормализует мышечный тонус, стимулирует тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.

Использование данных методик в логопедической практике очень актуально и позволяет оптимизировать и повысить эффективность коррекционной работы наряду с укреплением и сохранением здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Аннотация:

Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий:

  • противоречие между возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработкой научных основ проблемы здоровьесбережения;
  • противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
  • высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того, чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией: «Хочу учиться!». Этого можно достичь лишь при сохранении и укреплении здоровья воспитанников дошкольных учреждениях.

Именно поэтому я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровье сберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Понятие «здоровьесберегающие технологии».

На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют различные мнения, различные понятия, определяющие содержание здоровьесберегающих технологий. Но когда ты впервые слышишь сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • формирование орального праксиса;
  • совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
  • повышение резервов дыхательной системы;
  • профилактика нарушения зрения;
  • создание благоприятного эмоционального фона.

При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  2. систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  3. оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  4. последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  5. комплексного воздействия на все анализаторы;
  6. совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

игровой стретчинг, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.

  • Коррекционные технологии:

арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.

Организация коррекционно – развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:

  • ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
  • накопление практического материала;
  • составление годового планирования;
  • организация НОД с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями (консультации, практикумы, беседы);
  • внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
  • выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
  • выступление с анализом достижений детей на психолого – медико — педагогическом консилиуме ДОУ.

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в процессе проведения НОД.

Рассмотрим методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю в коррекционной работе на разных этапах НОД. Первый этап НОД – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Одним из следующих этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике».

  • Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:
  • «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Использование дидактических кукол;
  • Адаптированные сказки с движениями;
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На основном этапе НОД применяю:

  • упражнения дыхательной гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения.
  • упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса: — пальчиковые игры согласно темам занятий;
  • планирование графических диктантов по темам;
  • обводка шаблонов и штриховка согласно лексическим темам;
  • игры с тренажёрами;
  • игры с камушками; — рисуем по крупе;
  • упражнение «Чудо — бусы»; — игры с прищепками, катушками;
  • точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Целесообразно включенные в НОД игры, игровые упражнения придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные силы ребёнка. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

В своей работе широко использую песочную терапию и семянотерапию. Развивая сенсорные эталоны, в процессе песочной терапии я решаю типично речевые задачи: развиваю фонематический слух, автоматизирую поставленные звуки, активизирую словарь, формирую связную речь и грамматические категории, а также мелкую моторикую.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включаю физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.

Использую кинезиологический комплекс упражнений. Такие упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. На заключительном этапе НОД подводятся итоги. Обязательное условие — нужно помнить: ребёнка ценят, а не оценивают! В заключительном «аккорде» НОД должна звучать положительная оценка и уверенность в том, что завтра получится ещё лучше.

Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Данные приёмы использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на детей: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
  7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Елена Савченко
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развиватьпсихические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Скворечник»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

– практический: рисование картин о весне.

– приём «радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию занятие по развитию речи на тему: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, – нам шепчут цветы,

Доброе утро, – журчат ручейки,

Доброе утро, – шумят тополя,

Доброе утро, – родная земля.

Доброе утро, – солнцу и птицам,

Доброе утро, – улыбчивым лицам!

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.

Хотите узнать, что в нём написано?

Маша Казакова прочитай нам, пожалуйста.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.

Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?

– Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

– Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.

– А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, посмотрите, видео оператор Елена Валерьевна нам поможет, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

– Что же такое «весна»? (Это время года).

-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей?

(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

– Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

(А на проталинках появляются первые цветы.)

– Как называются первые цветы? (первоцветы)

Сейчас мы и узнаем,как хорошо вы знаете первоцветы:

Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?

1.Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

-Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.

(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный,словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.» (ландыш).

5 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный (нарцисс)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел (Одуванчик)

2. Пальчиковая игра «Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

А теперь поиграем со словом ВЕСНА.

3. Игра «Добавь словечко»

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

4. Игра «Какая, какое?»

Весна (какая) – ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,

Облака (какие) – лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) – голубое, облачное, серое…

ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее, гости присоединяйтесь к нам.

5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».

Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:

Встаньте в круг.

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

6. А сейчас Блиц опрос.

– Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос – ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

– Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

7 «Составь предложение»

– А сейчас давайте придумаем предложения о весне,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной с юга прилетают птицы.

Веснойприлетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Давайте вспомним перелётных птиц

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

– А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, для своих друзей – пингвинов из Антарктиды.

В этом нам помогут наша помощница-таблица.

Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Каждая карточка – это новое предложение.

Весна – прекрасное время года! Весной набухают почки. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы – подснежники. Капает капель, на реках трескается лёд. Тает снег, появляются проталины. Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга. Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.

Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

– Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)

Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?

А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?

Они всё это увидят из нашего видео и очень много узнают о весне.

Спасибо, огромное, ребята и гости нашего занятия, а я хочу угостить вас сладкими призами.

Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-r-mnemotablicy_hcu03.pptx | 7362,89 Кб

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине…» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Удивительное путешествие. Составление рассказа о транспорте по макету» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Удивительное путешествие» для детей старшей речевой группы с использованием.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу». Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: – учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи и чтению калмыцкой народной сказки «Плюх пришел» с опорой на мнемотаблицу КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ПЛЮХ ПРИШЕЛ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ. (СТАРШАЯ ГРУППА) Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи «На лесной полянке». Составление рассказа-описания по предметным картинкам Цель: обучать детей составлению рассказа – описания по предметным картинкам. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развивать память, внимание,.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Тема занятия: «Составление рассказа по картине «Ежи» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи: – образовательные: учить.

Конспект занятия по развитию речи «Весна». Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану Тема: Весна Цель: уточнить и расширить знания о весне, её признаках. Задачи: 1. уточнить названия весенних месяцев 2. уточнить характерные.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Конспект занятия в старшей группе по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Дикие животные» СП ДО ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова д/сад № 16 п. г. т. Новосемейкино Самарская обл. Конспект занятия в старшей группе по составлению описательного.

Читайте также:  Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи
Ссылка на основную публикацию