Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии на тему

Рассмотрены современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_tehnologii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Глушкова С.В., учитель-логопед

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

– обеспечить достижение определённых задач,

– повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

– гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ

Галина Малышева
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ

Использование современных образовательных технологий в работе учителя логопеда в ДОУ

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:

Образовательные

технологии и методики Цель использования

технологий и методик Описание внедрения

в педагогическую деятельность Результаты использования

технологии.

1. Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

2. Зрительная гимнастика. Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации. Использование упражнений после

напряженной 10минутной работы. Профилактика миопии.

3. Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства. Является одним из этапов работы

в нод. Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

4. Мимическая гимнастика. Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию. Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции. Более четкая мимическая картина.

5. Динамические паузы в сочетании с

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Повышенная работоспособность,

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6. Гимнастика для пальчиков. Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятиесинкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия,

мозайка, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками. Прямопропорциональная зависимость

развития мелкой моторики и речи.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. Игры и этюды на нод. Развитие эмоциональной сферы,

8. Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики. Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Сказки по лексическим темам на нод. Улучшение произносительных навыков.

9. Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры. Стимулирование и активизация

мышечного тонуса. Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы. Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности. Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения. Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. Тематическое планирование. Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технология развивающего обучения. Развитие личности и её способностей. Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевыхрасстройств. Усвоение программы на различных

планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение,

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Наше учреждение имеет опыт работы по использованию технологии проектной деятельности.За последние годы в ДОУ были реализованы проекты: «Шестиногие друзья малыши», «Морские обитатели Охотского района», «Мы здоровье сбережем», «Животные крайнего севера», «Осень в Охотске» .Совместная проектная деятельность она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Таким образом, технологияпроектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

– расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

– совершенствовать звуковую сторону речи;

– развить способность к словотворчеству;

– формировать личностные качества ребенка;

– развить коммуникативные навыки;

– добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

На протяжении года в своей работея реализовала следующий проект:

«Скоро в школу мы пойдём»

Применение современных образовательных технологий в практике логопеда ДОО Применение современных образовательных технологий в логопедической практике СП «Детский сад «Сказка» Презентация для педагогов ДОО В.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок» муниципального района Хворостянский Самарской области

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:

1. Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

2. Технологии развития артикуляционной моторики:

· артикуляционная гимнастика – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

· артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

3. Технологии развития мелкой моторики:

· кинезиологические упражнения необходимы для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения.

· пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон. Используются массажные мячики, массажные шарики Су-джок, игры с прищепками, игры со счетными палочками, пальчиковые дорожки, игры с камушками и галькой.

4. Технология развития фонематического слуха.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер, поэтому развитию фонемати­ческого слуха уделяется большое внимание.

5. Технология коррекции звукопроизношения.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики.

6. Технологии развития речевого дыхания и голоса

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуля­ция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно.

7. Технология развития интонационной стороны речи.

Усвоение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения проводится последовательно — сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи. Работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно.

8. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи.

В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо – ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.

9. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточ­ный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования сло­варя.

· традиционный лексико-грамматический подход (, );

· инсценирование, на лексико-грамматических занятиях этот метод хорошо себя зарекомендовал.

· метод ассоциативных связей или «Образ слов».

· типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);

· методы дивергентного речевого развития. Дивергентное речевое развитие — это развитие ре­чевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

· методы креативного речевого развития, креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка.

10. Технологии развития связной речи:

· традиционный подход (, ). Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся пра­вильно отражать их в речи.

· сказкотерапия, сказки помогают воспитанию глубинных чувств и эмоциональной отзывчивости у детей. В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление диалога и освоение произвольного построения монолога.

11. Технологии моделирования: наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

12. Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.

13. Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

· зрительная гимнастика благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.

14. Компьютерные технологии в коррекции речи:

· использование мультимедийных средств коррекции и развития;

Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них.

Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного образования, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

1. Белая деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера, 2004.

2. , Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Учитель, 2008;

3. Никишина -класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: Планета,2013;

4. Новикова представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2010;

5. , Лысогорская система ДОУ- Волгоград: Учитель, 2009.

Педразвитие

Автор: Мельникова Ольга Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Баргузинский детский сад “Соболенок” общеразвивающего вида
Населённый пункт: республика Бурятия Баргузинский район с.Баргузин
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 27.01.2019
Раздел: дошкольное образование

педагогических технологий в

Ольга Мельникова

Использование инновационных педагогических

технологий в работе учителя-логопеда

В любой педагогической системе «Педагогическая

технология» — понятие, взаимодействующее с

дидактической задачей. И если дидактическая задача

выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая

технология — пути и средства их достижения.

Современная логопедическая практика имеет в своём

арсенале технологии, направленные на своевременную

диагностику и максимально возможную коррекцию речевых

К ним относятся хорошо известные специалистам

технологии: логопедического обследования, коррекции

звукопроизношения, формирования речевого дыхания при

различных нарушениях произносительной стороны речи,

развития интонационной стороны речи, коррекция темпо-

ритмической стороны речи, развития лексико-

грамматической стороны речи, логопедического массажа.

Актуальность: Находясь на границе соприкосновения

педагогики, психологии и медицины логопедия также

использует в своей практике, адаптируя к своим

потребностям, наиболее эффективные, не традиционные

для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как

самостоятельные, они становятся частью традиционных,

проверенных временем технологий. Помогая

оптимизировать работу логопеда, внося новые способы

взаимодействия педагога и ребёнка, для создания

благоприятного эмоционального фона, способствуют

включению в работу сохранных и активизации нарушенных

Применительно к педагогическому процессу, инновация

означает введение нового в цели, содержание, методы и

формы образования, организацию совместной

деятельности педагога и ребенка. Основным критерием

«инновационности» технологии является повышение

эффективности образовательного процесса за счет

применения данной технологии.

Активно использую в своей работе следующие

инновационные здоровье сберегающие технологии:

• Развитие межполушарного взаимодействия

(использование кинезиологических упражнений)

• Технология «Сочетание речи с кодированными

движениями пальцев рук»

• Технология моделирования и проигрывания сказок

– цель этих технологий не только оптимизация процесса

коррекции речи, но и обеспечение оздоровления детей.

1. Развитие межполушарного взаимодействия

(использование кинезиологических упражнений).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через

определенные двигательные упражнения. Существует уже

2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими

упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из согласованной

деятельности двух его полушарий, тесно связанных между

собой системой нервных волокон. Благодаря

межполушарным взаимодействиям осуществляется

передача информации из одного полушария в другое,

обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при

помощи комплекса специальных кинезиологических

упражнений. Для мозга ребенка любое движение

отзывается образованием каскада нейронных связей между

полушариями, отделами мозга. Повышается

стрессоустойчивость, улучшается мыслительная

деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Облегчается процесс обучения чтению и письму. По

последним данным неврологов для успешного обучения

важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу,

Для результативности коррекционно-развивающей

работы необходимо учитывать определенные условия:

• занятия проводятся утром;

• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Комплекс кинезиологических упражнений провожу на

ежедневных утренних пятиминутках. Дети очень хорошо

принимают данные упражнения и с удовольствием их

2. Следующая технология о которой я хотела рассказать –

«Сочетание речи с кодированными движениями пальцев

рук». «Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках их пальцев.» (В. А. Сухомлинский.) Ученые,

изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда,

получившем название «гомункулюса (человечка)

Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в

коре больших полушарий головного мозга. Большие

размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой

зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких

движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на

В одном из домов ребенка были проведены наблюдения

за детьми первых недель жизни. У группы шестинедельных

младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из

этих детей пассивно тренировали правую руку, у других –

левую. Через месяц тренировки высокочастотные ритмы

стали отмечаться в области двигательных проекций, а через

два месяца – и в будущей речевой зоне, в полушарии,

противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо

говорят о том, что речевые области формируются под

влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Убедительны также факты, полученные при обучении

звуковой речи глухих детей. Одних из этих детей с раннего

возраста учат общаться с помощью крупных жестов,

выполняемых всей рукой, других обучают так называемой

дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами

изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда

глухие дети приходят в школу и начинается обучение

звуковой речи, оказывается, что те из них, которые

«разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с

огромным трудом – оно требует многих и многих месяцев;

те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами,

легче овладевают звуковой речью. Педагоги активно

используют в практике развитие мелкой моторики-

пальчиковые игры, гимнастика и т. д. Почему меня

заинтересовала данная инновационная технология? Все

чаще у детей нарушается не только звукопроизношение, но

и слоговая структура слова. Данная технология сочетает и

развитие мелкой моторики и работу по устранению

нарушений слоговой структуры слова (которая зачастую

очень трудна в коррекции). Известно, что гласные звуки

несут слогообразующую функцию. Проговаривание слов по

слогам в сочетании с движениями пальцев рук,

символизирующих движения губ при произнесении гласных

звуков, позволяет корректировать слоговую структуру

слова, развивать голос, слуховое и зрительное восприятие

и память. По данной методике при произнесении гласных

звуков с опорой на зрительный контроль облегчается

проговаривание слов по слогам, т. к. ребёнку легче

припомнить каждый последующий слог в слове.

3. Следующая технология на которой хотела

остановиться –«Моделирование и проигрывание сказок»

(автор Ткаченко Т. А.) Цель- формирование вербальных

средств коммуникации, мотивации речевого общения.

Способствует возникновению мотивации речевого общения,

формированию первичных произносительных навыков,

пополнению и активизации словаря, появлению фразы в

речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. Данная

технология особенно эффективна при работе с детьми

имеющими речевой негативизм, заикающимися и

неговорящими детьми. Так же она имеет элементы

пальчикой гимнастики, т. к. могут присутствовать элементы

пальчикового или теневого театра.

4. Здоровьесберегающие технологии активно включают в

себя различные виды массажа. Новыми в работе логопеда

• суджок-терапия – обладает высокой эффективностью и

безопасностью. На кистях располагаются система

высокоактивных точек соответствия всем органам и

участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное

лечебное и профилактическое действие. Неправильное

применение никогда не наносит человеку вред – оно просто

неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами,

орехами, специальными массажерами.

• аурикулотерапия – массаж ушных раковин. Ушная

раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе

разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с

центральными и вегетативными отделами нервной системы

и внутренними органами.

• гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание,

перекладывание в теплой воде различных предметов,

например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок

Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения

(сочетание речь с движением)

5. Помимо здоровьесберегающих технологий особого

внимания заслуживает технология – «Дидактический

синквейн». Данная педагогическая технология служит для

развития лексико-грамматической стороны речи, так как

именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи значительно

отличается от речи нормально развивающихся сверстников,

их словарного запаса, как в количественном, так и в

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что

даже после пройденного курса коррекции и развития речи у

детей с хорошими диагностическими показателями,

имеются трудности связанные со скоростью актуализации

имеющихся знаний и собственного речевого высказывания,

им требуется больше времени на обдумывание и

формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия

для его активизации и актуализации собственного

высказывания. Эта технология не требует особых условий

для использования и органично вписывающаяся в работу

по развитию лексико–грамматических категорий у

Синквейн с французского языка переводится как «пять

строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление

дидактического синквейна является формой свободного

творчества, требующей от автора умения находить в

информационном материале наиболее существенные

элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Актуальность и целесообразность использования

дидактического синквейна в логопедической практике

объясняется тем, что:

– Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК,

использование синквейна не нарушает общепринятую

систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает

её логическую завершенность.

– Способствует обогащению и актуализации словаря,

уточняет содержание понятий.

– Является диагностическим инструментом, даёт

возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком

– Носит характер комплексного воздействия, не только

развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти,

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное,

отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие

действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов,

показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие

сущность темы (это может быть одно слово).

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

Данную технологию можно использовать вариативно как

на занятиях, так и подключать родителей.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников —

игровая, необходимо организовывать коррекционный

процесс таким образом, чтобы ребенок ощущал интерес,

новизну, элемент игры и творчества. Использование новых

технологий в сочетании с традиционными дают хороший

результат, наряду с коррекционными задачами вносят

разнообразие, создают благоприятный эмоциональный

фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных функций, что помогает достигать

хороших результатов коррекции речевых нарушений.

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Хохлова Эллона Гергиевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №3

Формулировка “инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

На базе школы оборудован логотерапевтический кабинет БОС-биологической обратной связи. Работа кабинета началась с ноября 2007 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики и занятий по коррекции речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учащимися школы. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия по коррекции заикания.

Метод БОС позволяет пациенту видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формируем диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённы равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы.

Практика использования метода показала, что после 12-15 сеансов у детей значительно улучшаются физиологические показатели: увеличивается показатель ДАС, число дыхательных движений приближается к норме. Устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Наблюдается положительная динамика со стороны речевого развития. Речь пациентов стала более чёткой, плавной, свободной, снизилась речевая неуверенность, страх речи.

Преимущества программы в том, что все результаты обследования, показатели проведённых сеансов автоматически заносятся в индивидуальную карточку пациента, где хранятся в виде графиков, таблиц, звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены и распечатаны.

Метод БОС используется в комплексе с традиционными коррекционными методиками (широко используются релаксационные упражнения).

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Какие же ещё существуют компьютеризированные разработки, помогающие логопеду в работе?

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе “ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

просодические компоненты речи;

лексико-грамматических строй речи.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С большим удовольствием логопеды работают с такими программами “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

Такие компьютеризированные разработки являются вспомогательными в логопедии и сурдопедагогике. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

Логопедическое сопровождение

Федеральный уровень

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования

Муниципальный уровень

Приказ Управления образования администрации города Белгорода от 05.08.2020 года №64 «Об утверждении составов и графиков работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Белгорода»

Приказ Управления образования администрации города Белгорода от 04.09.2020 года №862 «Об организации деятельности территориальной психолого-медико- педагогической комиссии и психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений г. Белгорода»

Организационно-методическая документация учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
  1. график работы учителя-логопеда
  2. циклограмма деятельности учителя-логопеда
  3. годовой план организационно-методической работы
  4. журнал первичного обследования речи детей
  5. список детей группы / приказ ДОУ о зачислении воспитанников на логопункт
  6. списки детей по подгруппам
  7. список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия
  8. речевые карты на каждого ребёнка
  9. рабочая программа перспективные и календарно-тематические планы индивидуальной, подгрупповой и фронтальной коррекционно-развивающей деятельности
  10. журнал учета посещаемости логопедических занятий
  11. индивидуальные тетради детей
  12. журнал консультаций с родителями и педагогическими работниками ДОУ
  13. тетрадь занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда
  14. журнал движения детей
  15. отчет о проделанной работе за прошедший учебный год
  16. паспорт логопедического кабинета
Организационно-методическая документация учителя-логопеда общеобразовательной организации
  • приказ об организации логопедической помощи;
  • цифровой отчёт;
  • циклограмма работы учителя-логопеда;
  • график проведения логопедических занятий;
  • годовой план работы учителя-логопеда;
  • рабочие программы, планы индивидуальной работы;
  • журнал учета посещаемости логопедических занятий;
  • индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь;
  • паспорт помещения для логопедических занятий;
  • отчетная документация по результатам логопедической работы:
    • аналитический отчёт о проделанной работе (текст + цифровой отчёт).

План проведения практико-ориентированного семинара для молодых специалистов учителей-логопедов ОУ г. Белгорода

Тема: «Коррекция заикания у обучающихся с особыми образовательными потребностями».

Цель: Развитие профессиональной компетентности молодого специалиста в коррекции заикания у обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  1. Рассмотреть систему коррекционно-развивающей работы по коррекции заикания в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся.

2.Оказать методическую помощь молодым специалистам по организации коррекционной работы с обучающимися с заиканием, в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ.

  1. 3.Транслировать опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ №20 над темпом и ритмом на уроках чтения.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 25 декабря 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

-текстовое выступление в формате word.

учителя — логопеды МБДОУ детский сад комбинированного вида

МБОУ «Гимназия № 2»

учитель-логопед МБОУ СОШ №43

учителя-логопеды МБОУ СОШ №43

План проведения

практико-ориентированного семинара для молодых специалистов

учителей-логопедов ДОО г.Белгорода

Тема: «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Речевая карта. Составление и заполнение.
Обзор диагностического материала и способы проведения диагностики
».

Цель: Развитие профессиональной компетентности молодого специалиста в организации и проведении диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в составлении и заполнении речевой карты учителя-логопеда в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.

Задачи:

1.Рассмотреть вопросы по организации и проведению диагностики речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи учителем-логопедом ДОУ в группе компенсирующей направленности и на логопедическом пункте в соответствии с ФГОС ДО.

2.Оказать методическую помощь молодым специалистам в составлении и заполнении речевой карты учителем-логопедом ДОУ в группе компенсирующей направленности и на логопедическом пункте в соответствии с ФГОС ДО.

3.Рассмотреть вопрос по формированию диагностического материала и способам проведения диагностики.

4.Транслировать опыт работы учителей-логопедов МБДОУ № 44, 46, 13,45.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 23 декабря 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

-текстовое выступление в формате word.

практико-ориентированного семинара учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций города Белгорода

Тема семинара: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с обучающимися с ТМНР»

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных учреждений по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе

Задачи:

1.Рассмотреть нормативно-правовую документацию, регламентирующую санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ.

2.Транслировать практический опыт работы учителей-логопедов по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (дефектолога)

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 30 декабря 2020 года.

Практические материалы, прикреплённые на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

— текстовые выступления в формате word.

Семинар-практикум учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Белгорода

«Организация коррекционно-образовательной работы в условиях домашнего обучения с применением дистанционных технологий»

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов/дефектологов дошкольных образовательных учреждений по организации дистанционного обучения.

Задачи:

  1. Рассмотреть вопрос по организации и проведению дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ в период самоизоляции.
  2. Транслировать опыт работы учителей-логопедов МБДОУ

д/с № 15,47,67,74 по организация коррекционно-образовательной работы в условиях домашнего обучения с применением дистанционных технологий.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 15 декабря 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

-текстовое выступление в формате word.

руководитель МО учителей-логопедов ДОУ г. Белгорода,

учитель-логопед МАДОУ №74,

Сапунова Т.В., воспитатель

Зюбанова И.Н.

План проведения практико-ориентированного семинара для молодых специалистов учителей-логопедов ОУ г. Белгорода

Тема: «Нормативно-правовая, организационно-методическая документация учителя-логопеда ОУ в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО».

Цель: Развитие профессиональной компетентности молодого специалиста в ведении организационно-методической документации учителя-логопеда в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

  1. Рассмотреть нормативно-правовую и организационную документацию учителя-логопеда (дефектолога), регламентирующую коррекционно-развивающую деятельность в условиях образовательного учреждения.

2.Оказать методическую помощь молодым специалистам по организации коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях реализации ФГОС НОО.

  1. Рассмотреть вопрос об особенностях проведения обследования уровня развития устной и письменной речи младших школьников.
  2. Транслировать опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ №20 с детьми с ОВЗ.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 23 ноября 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

-текстовое выступление в формате word.

План проведения практико-ориентированного семинара учителей-логопедов и учителей-дефектологов общеобразовательных организаций города Белгорода.

Тема семинара: «Организация коррекционно-образовательной работы в условиях домашнего обучения с применением дистанционных технологий»

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов и учителей-дефектологов общеобразовательных учреждений по организации коррекционно-образовательной работы в условиях дистанционного обучения

Задачи:

1.Рассмотреть нормативно-правовую и организационную документацию учителя-логопеда (дефектолога), регламентирующую коррекционно-развивающую деятельность в условиях дистанционного обучения.

2.Транслировать практический опыт работы учителей-логопедов МБОУ «СОШ №18», МАОУ «Центр образования №1» по использованию современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (дефектолога) в дистанционной форме.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 30 октября 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

-текстовое выступление в формате word.

заместитель руководителя ТПМПК/3 г. Белгорода

План проведения практико-ориентированного семинара для молодых специалистов учителей-логопедов ДОО г.Белгорода

Тема: «Особенности ведения организационно-методической документации учителя-логопеда в соответствии с современными требованиями дошкольного образования. Дистанционное консультирование как форма взаимодействия с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи».

Цель: Развитие профессиональной компетентности молодого специалиста в ведении организационно-методической документации учителя-логопеда в соответствии с современными требованиями дошкольного образования.

Задачи:

  1. Рассмотреть вопросы по ведению организационно-методической документации учителя-логопеда ДОУ в группе компенсирующей направленности и на логопедическом пункте в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Оказать методическую помощь молодым специалистам по организации коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
  3. Рассмотреть вопрос по организации и проведению дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ впериод самоизоляции.
  4. Транслировать опыт работы учителей-логопедов МБДОУ № 1, 46, 85, 59, 45.

Форма проведения: практико-ориентированный семинар (дистанционно).

Дата размещения видеоматериалов на информационном портале управления образования: до 30 октября 2020 года.

Практические материалы, прикрепленные на информационном портале, доступные для скачивания и просмотра:

Социальный образовательный проект логопедического направления «Книга — лучший друг»

Светлана Назарова
Социальный образовательный проект логопедического направления «Книга — лучший друг»

Участники проекта:

– дети старшей группы №6 компенсирующей направленности

учитель-логопед Назарова СВ

социальные партнеры: библиотекарь Городской библиотеки

Тип проекта: познавательный, творческий, фронтальный.

Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

– Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей, педагогов, социальных партнеров.

– Реализация проекта может быть осуществлена в рамках совместной деятельности.

Актуальность проекта:

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Цель проекта: Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи проекта:

– расширять представления о книгах, об изготовлении книг и профессиях людей;

– формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;

– воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;

– поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;

– развивать память, внимание, коммуникативные навыки;

– расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;

– использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме;

– привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

Повышение уровня развития речи детей.

Активное участие родителей в жизни детского сада.

Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник)

Самостоятельная деятельность детей

Методы проекта

Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах.

Чтение рассказов, сказок, загадок, стихов, скороговорок, чистоговорок.

Заучивание стихов и загадок. Выразительное чтение.

Беседы с детьми.

Экскурсия в библиотеку.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала.

Подбор дидактического и методического оснащения проекта

Принятие решения: осуществление проекта «Книга – лучший друг».

Подбор художественной литературы

Сюжетно ролевые игры, дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстраций в книгах

Совместная деятельность педагогов и детей:

Чтение художественной литературы, сказок.

Составление рассказов «Моя любимая книжка»

Ремонт книг.

Просмотр видеоролика о книгах, мультфильма.

Изготовление книжек – малышек

Взаимодействие с семьей:

Посещение выставок детского творчества в детском саду.

Консультация «Книга – это важно, «Влияние проектной деятельности на обогащение речи детей»

Буклет «Что такое проектная деятельность

Организация и участие в проведении экскурсии в библиотеку.

Изготовление книжек- малышек

Этапы реализации проекта

1 этап «Проблемная ситуация»

Что такое книги? Откуда берутся? Зачем они нам нужны книги?

Использование модели трех вопросов:

Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.

2. Что хочу узнать?

Откуда берутся, как появляются книги

Кто, где и как изготавливает книги, из чего сделаны книги

Где хранятся книги, где можно взять книгу

Зачем нам нужны книги

3. С помощью чего можно узнать?

Спросить у взрослых (родителей и педагогов)

Сходить с взрослыми в библиотеку

Найти информацию в интернете

Узнать из книг, журналов, фотографий, фильмов

2 этап Реализация деятельности детей в рамках проекта

Реализация проекта через:

Непосредственно образовательную деятельность.

Совместную деятельность педагогов и детей в режимных моментах.

Совместную деятельность педагогов с родителями.

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Совместную деятельность детей и родителей.

Самостоятельную деятельность детей.

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром: «Книга – лучший друг»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о книгах. Обогащение словаря по данной лексической теме. Развитие связной речи. Формировать понятие «книга лучший друг». Воспитывать интерес к книгам разного жанра и бережное отношение.

Просмотр видео ролика: «Как рождаются книжки»

Цель: познакомить детей с типографией, как изготавливаются книги.

Конструирование «Герои любимых книг».

Лепка/рисование: «Узнай сказку».

Аппликация «Герои моих книжек».

2. Рассматривание разных книг разных видов и жанров.

3.Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги», «Правила работы с книгой», чтение познавательной литературы о книгах – история возникновения, процесс их изготовления.

4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»

5. Экскурсия в библиотеку

Цель: расширение знаний детей о книгах, где хранятся, где можно выбрать нужную книгу, как взять книгу в библиотеке; закрепить знания о бережном отношении с книгой, знакомство с профессией библиотекарь.

6 Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»Цель: воспитывать бережное отношение и любовь к книгам

7.Игры тренинги: «Как взять книгу в библиотеке, «Если дома нет нужной книги? Где взять?», «Если книга изорвалась

8 Выставка: по творчеству Н Носова

9.Выставка: «Мамины и папины книжки»

10.Ручной труд: «Книжкина больница»

11 Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».

12 Пополнение книжного уголка новыми книгами

13. Чтение художественной литературы

3 этап Презентация материалов проекта

1.Выставка поделок из пластилина: «Моя любимая сказка»

2 Выставка рисунков: «Сказочный город»

3 Изготовление совместно с взрослыми «Книжек – малышек»,

презентация своей книги.

Итоги проекта «Книга – лучший друг».

К окончанию проекта «Книга – лучший друг»дети старшей группы узнали:

– о разнообразии книг, жанрах произведений;

– узнали историю происхождения и изготовления книг;

– о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

– правила общения с книгой.

У детей обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме. Закрепили умение сочинения рассказов из собственного опыта. Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривают энциклопедии, книги изготовленные сверстниками.

Детский проект «Книга — наш лучший друг» Проблема для взрослых: В настоящее время наблюдается утрата интереса детей к книгам. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

Книга — лучший друг 01.09.2016. Книга – верный, Книга – первый, Книга – лучший друг ребят. Под таким девизом в нашем детском саду прошли первые занятия в новом.

ООД по развитию речи для детей второй младшей группы «Книга — наш лучший друг». Цели и задачи: закрепление знаний детей о книгах; уточнение знаний детей о предназначении книг; развитие познавательных процессов; развитие.

Проект «Книга — лучший друг» ПРОЕКТ «КНИГА — ЛУЧШИЙ ДРУГ» Корнеева Елена викторовна, воспитатель МБДОУ д/с «Журавушка» п. Нарва Познавательно-творческий проект с детьми.

Проект «Книга-лучший друг» Проект «Книга – лучший друг» Вид проекта: групповой, комплексный, творческий. Форма: поисково – познавательная деятельность. Участники проекта:.

Проект «Книга — наш лучший друг» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный (3 недели).21.03.2016г. – 08.04.2016г. Участники.

Проект «Книга — самый лучший друг, это знают все вокруг» Проект «Книга самый лучший друг – это знают все вокруг Проблема: снижение интереса детей с общением детской книги. Актуальность: современные.

Проектная деятельность в старшей группе «Пчёлки» на тему: «Книга — лучший друг» В моей группе детки очень разные. Одни очень активные, другие не очень, в прочем как везде. Работая хоть и не так долго, но достаточно,.

Родительское собрание «Книга — лучший друг» Родительское собрание на тему : «Книга – лучший друг». Подготовила воспитатель Второй младшей группы : Родина Евгения Витальевна. Цель:.

Сценарий развлечения «Книга — лучший друг» с использованием ИКТ Сценарий развлечения «Книга – лучший друг» Выполнила: воспитатель Михеева Татьяна Константиновна. Дети под музыку входят в зал и садятся.

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия (Страна Мыльяндия)
Ссылка на основную публикацию