Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии на тему

Рассмотрены современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_tehnologii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Глушкова С.В., учитель-логопед

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

– обеспечить достижение определённых задач,

– повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

– гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

иСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА доу

Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями.

Современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для развития детей дошкольного возраста. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Одной из инновационных форм, применяемых в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ), является использование информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ). Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Очень важно заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать речь своего ребенка. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер и требует поиска новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

В настоящее время особый интерес как у педагогов, так и у родителей вызывают инновационные формы общения, построенные по типу телевизионных и развлекательных программ, игр, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов, игротек для родителей с использованием ИКТ.

Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушения речи.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта [3, c. 46].

Компьютерная презентация – это не статичная наглядность, а особый способ организации детской деятельности, активизирующий все каналы восприятия, стимулирующий детскую активность и любознательность. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движение, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка [2, с.58].

Компьютер, как средство хранения и воспроизведения огромного количества информации, значительно облегчает педагогам подбор наглядного материала. Фактически «экран» заменяет картины, иллюстрации, рисунки, которые традиционно использовались в практике при знакомстве детей с новым материалом или для закрепления уже знакомого. Яркость и красочность визуальных образов помогает поддержанию интереса детей, способствует лучшему усвоению программных знаний.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, приобретаются – «присваиваются» знания и опыт.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, «знаковая функция сознания», умение строить план действий, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. При работе с компьютерной мышкой у детей развивается мелкая мускулатура рук и пальцев, координация движений и ориентировка на плоскости, отрабатывается сенсомоторная координация, что имеет особую актуальность для детей с нарушениями речи, так как нарушение оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и их несформированность считается характерным для детей с нарушением речи.

Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов, а также развивают самостоятельность и навык самоконтроля. В свою очередь использование ИКТ при организации семинаров-практикумов и игротек для родителей: ставят родителей в активную позицию; повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами; проясняют родительские ожидания и представления.

Предлагаем семинар-практикум для родителей с использованием ИКТ, тема которого: «Трудный звук – ты наш друг!». Участниками семинара были: учителя-логопеды, родители и дети старшего дошкольного возраста. Основной целью семинара являлось привлечение родителей к активному сотрудничеству, помощь им в уяснении своей роли в процессе речевого развития детей. А также дать знания родителям в области логопедии, используя нетрадиционную форму взаимодействия: семинар-практикум с применением мультимедиа ресурсов.

В ходе семинара родителям было предложено посмотреть видеоролик «Вместе с логопедом», в котором представлены игры и занятия с детьми и некоторые формы взаимодействия с семьей. Только последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников, в связи с этим в теоретической части родителям была представлена презентация «Формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов», раскрывающая нормы речевого развития, причины и основные нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, а также этапы работы по данным компонентам речи.

В практической части с применением мультимедиа ресурсов была проведена артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» и даны рекомендации по ее выполнению в домашних условиях. В процессе гимнастики были отработаны следующие артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Горка», «Чашечка», «Парус», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Комарик».

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Поэтому в фонематическую игротеку были включены следующие игры: «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит?», «Угадай звук?», «Поймай звук», «Доскажи словечко». Игротека со звуком «Р» включала игры на закрепление правильного произношения звука: изолированно (предлагалось порычать вместе со львенком; показать, как рычит тигр); в слогах (выполняли упражнение «Пальчики здороваются» и следили глазками за движением мяча, произнося соответствующие слоги); в словах (отгадывали загадки, путешествовали по лабиринту, подбирали слова-предметы); в чистоговорках и стихах (рассказывали стихи по мнемодорожкам).

Хочется отметить, что родители проявляют большой интерес к проведению семинаров-практикумов и игротек с использованием ИКТ. В отзывах о семинарах и игротеках родители отмечают, что такие мероприятия интересны и полезны, а также приносят большую пользу в речевом развитии детей. Многим хочется, чтобы таких семинаров было больше.

Таким образом, использование инновационных технологий в практике работы учителя-логопеда ДОУ – яркая, полезная и увлекательная форма сотрудничества и укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами ДОУ в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2011. – 109 с.
  2. Богомолова, М.В. ИКТ в дошкольном образовании: творческий поиск педагогов. [Текст] / М.В. Богомолова // Современное дошкольное образование (теория и практика). – – № 1 – С. 58-59

Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. [Текст] / Е.П.. Вренева // Логопед. – 2010. – № 5 – С. 46-52

Современные технологии учителя- логопеда

автор: Горшкова Надежда Николаевна

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-детский сад № 185» г.Чебоксары

Современные технологии учителя- логопеда

«Современные педагогические технологии

в работе учителя-логопеда ДОУ»

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

№ппОбразовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

1.Технологии логопедичес-кого обследования определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфереметодики: И.А. Смирновой,

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

2. Здоровьесберегающие технологии
Технологии формирования речевого дыханияАктивизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.Упражнения для дыхания на индивидуально,

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Зрительная гимнастикаСнимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.
РелаксацияРегулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение.Является одним из этапов работы
Мимическая гимнастикаСпособствует коммуникации,

эмоциональному развитию

Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.
Гимнастика для пальчиков .Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.Крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки

Психогимнас-тика .Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды
Биоэнергоплас-тикаАктивизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребёнка комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для

язычка.

Сказкотера-пия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики.

Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики.
Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры .

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на занятии,

как один из этапов работы.

3.Технология проблемного обученияУсвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности.Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка.

4.Технологии коррекции звукопроизно-шенияуточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкцийметодики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
5.Технология концентри-рованного обучения.Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.
6.Технологии дифференци-рованного обученияобучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.
7.Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкцийна каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи
8.Технологии развития связной речи. учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения заданияметодики

Г. В. Чиркиной

9.Игровые технологии Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.
10.Информационные компьютерные технологииПоложительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Использование современных образовательных технологий и методик — залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ

Светлана Артюхова
К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ

Решая одну из главных задач, которую ставит перед педагогами ФГОС: создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, учителя-логопеды нашего ДОО в своей практической деятельности активно используют современные образовательные технологии:

Образовательная технология – последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

В нашем ДОУ мы применяем следующие технологии:

«Здоровьесберегающие технологии»,

«Информационно – коммуникационные технологии»,

«Технология наглядного моделирования».

Здоровьесберегающие технологии.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса. Такое направление выбрано не случайно, так как с каждым годом увеличивается число поступивших детей с ОНР, у которых идёт сочетание стойкого речевого дефекта и различных отклонений в физическом развитии: 2014-2016 – 8 из 15 детей; 2016-2018- 15 из 15 детей. В связи с этим в последние годы среди учителей – логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Использование здоровьесберегающих технологоий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающего сопровождения с детьми с ОНР. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологоии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции детей с ОНР и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

В своей практической деятельности применяюся следующие здоровьесберегающие технологии:

Комплекс упражнений по развитию просодики.

Используемые в логопедической работе здоровьесберегающие технологии позволяют решить ряд задач:

– сформировать правильное звукопроизношение путём развития артикуляционной моторики;

– выработать правильное речевое дыхание;

– улучшить координацию движений пальцев рук;

– развить интонационную выразительность голоса;

научить выражать свои чувства и эмоции;

– совершенствовать пластику движений.

Мы их используем как в индивидуальной работе с детьми, так и активно применяем во время фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности.

Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, позволяет оформить ее в виде культурно-значимого продукта, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

В логопедической группе детского сада мы используем краткосрочные проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам: “Осень” планируются проекты: “Кладовая природы”; по теме “Игрушки»” – проект: “Моя любимая игрушка»”; по теме “Профессии” – проект: “Профессия моей мамы (папы)”; по теме “Мамин день” – проект: “Портрет моей мамы”.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников детей с ОНР, учителя-логопеды координируют и направляют работу детей:

1. Помогают выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

2. Подсказывают, какие предметы и принадлежности можно использовать;

3. Планируют, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;

4. Определяют, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта;

5. Определяют, какую помощь в реализации проекта могут оказать родители.

Совместно с педагогическим коллективом группы нами разработаны следующие проекты:

2014г. «Моя любимая игрушка», «Портрет моей мамы».

2015г. «Я и моя семья».

2016г. «Москва-столица нашей Родины», «Летим на северный полюс».

2017г. «Я и моё тело», «Мои любимые сказки».

2018г. «Покормите птиц зимой», «По улицам родного города».

Презентации проектов проходили на педсоветах и мастер – классах нашего МАОУ для педагогов и родителей.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, эффективно решает задачи формирования систематизации знаний, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям, развития творческой самостоятельной личности и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Технология наглядного моделирования.

Технология наглядного моделирования используется по всем направлениям коррекционной деятельности и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Вся работа по формированию навыков наглядного моделирования состоит из трех этапов, и происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников и их родителей.

Этапы формирования навыков наглядного моделирования:

1. Подготовительный – это знакомство с графическим способом представления информации.

2. Основной – это развитие умения дешифровки моделей.

3. Заключительный – это формирования навыка самостоятельного моделирования.

Так при коррекции звукопроизношения используются модели артикуляции звуков, являющиеся действенным приемом исправления нарушений звукопроизношения. Они отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.

*подобрать слова на заданную модель артикуляции;

*выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

*составить слог на заданную модель артикуляции;

придумать слово со слогом, написанным при помощи

*определить место заданного звука в слове

(начало, середина, конец слова, обозначив его

*добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

*составить слова из моделей артикуляции звуков.

После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем дополнительные задания:

*выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;

*при произнесении слогов (слов, состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;

*подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;

*выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.

Формирование лексико-грамматических средств языка включает в себя:

*развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

*подготовку к овладению диалогической формой общения;

*практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

*усвоение притяжательных местоимений мой-моя

в сочетании с существительными мужского и женского рода;

*умение изменить форму глагола;

*овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям.

Особое внимание обращаем на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образует нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Следующим направлением коррекционной работы является формирование связной речи.

Опираясь на методики отечественных логопедов, исходя из программ для речевых групп, сложности речевой патологии, особенностей детей, собственного подхода к коррекционному процессу, учителями – логопедами нашего ДОО была разработана рабочая программа «Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода наглядного моделирования».

Проведение итоговой психолого-педагогической и логопедической диагностики и сравнение имеющихся достижений в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования, позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

За последние три года (2015–2018 гг.) группы для детей с ОНР закончили 44 ребенка: с чистой речью – 80%, со значительным улучшением – 18%, без значительных улучшений – 2% (ребенок с врожденной патологией). Наметилась тенденция увеличения количества выпускников, продолжающих обучение в гимназиях, лицеях, классах углубленного изучения определенных предметов:

• 60% выпускников коррекционных групп поступили в средние общеобразовательные школы;

• 38% – в гимназии и лицеи;

• 2% – в коррекционные классы.

Таким образом, использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности учителей – логопедов, обеспечивает дошкольникам с ОНР дальнейшее успешное обучение в школе, способствует их полноценному участию в жизни общества, их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1. Акименко В. М Развивающие технологии в логопедии/ В. М. Акименко. – М.: Феникс, 2011. – 111 с.

2. Волковская Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи / Т. Н. Волковская // Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2011. – 144 с.

3. Волковская Т. Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: [Монография] / Т. Н. Волковская. – М.: Издательство «Образование», 2009. – 272 с.

4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М: Дрова, 2009.

5. Основы логопедической работы с детьми: учебн. Пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд. ,испр. – М.: АРКТИ, 2009. – 240 с.

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ – технологий в образовательном процессе. Существует.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Опыт работы по использованию современных образовательных технологий в ДОУ Использование современных образовательных технологий. С введением ФГОС ДО школьная модель обучения навсегда ушла в прошлое, и на смену старым.

Организация взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по вопросу развития речи детей В исправлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и.

Отчет об использовании современных образовательных технологий согласно ФГОС до в воспитательно-образовательном процессе Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности дошкольника. Свою основную цель мы видим в обеспечении.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе. Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;.

Программа «Продетей» в практике работы учителя-логопеда К практике применения методики игрового обучения твердым и мягким навыкам в феврале 2018 года присоединилась подготовительная логопедическая.

Читайте также:  Конспект НОД - Звук и буква Ё
Ссылка на основную публикацию