Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Проектная деятельность учителя-логопеда в условиях ДОУ.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, благодаря развитию и доступности цифровых технологий, становится возможным реализация собственных детских проектов по созданию мультипликационных фильмов. Главное в такой проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_mulstudiya_2017.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учителя-логопеда в условиях ДОУ.

Дубанова Александра Ивановна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»

Последние несколько лет происходит глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации и постоянной модернизации устройств. Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. А ведь каждый педагог знает, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку. Об этом говорится и в ФГОС ДО, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей.

В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, благодаря развитию и доступности цифровых технологий, становится возможным реализация собственных детских проектов по созданию мультипликационных фильмов. Главное в такой проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей.

Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. В рамках занятий в мультстудии дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественно-творческих работ, познакомятся с компьютером и документ-камерой, а также приобретут первые навыки профессии мультипликатора. А самое главное – дети приобретут ценный опыт взаимодействия и сотворчества в коллективе сверстников и взрослых.

Учитывая вышесказанное, на базе нашего ДОУ мы решили организовать мультстудию и реализовать творческий проект «Маша и медведь».

Информация о проекте.

Вид проекта – информационно-творческий.

Продолжительность проекта – долгосрочный

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, педагог по изобразительной деятельности, воспитанники логопедической группы №12 «Пчелка» и родители (законные представители).

Проект является средством интеграции всех образовательных областей в ДОУ, а также соединяет инновационную и традиционную технику изобразительного и декоративно-прикладного творчества и технологию создания анимационного мультфильма.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный.

Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический.

Создание продукта (мультфильма).

Этапы создания мультфильма:

1. Поиск замысла будущего фильма.

2. Написание сценария.

3. Разработка и изготовление персонажей.

4. Анимация фильма.

5. Звуковое оформление фильма.

6. Монтаж фильма.

7. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ.

Третий этап – заключительный

Презентация авторских мультфильмов в ДОУ, участие в районных мероприятиях и представление мультфильмов, обобщение опыта работы на районных методических объединениях.

Проект в стадии реализации

Цель: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоциональной и творчески активной личности ребёнка в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма).

1. Познакомить детей с технологией создания мультипликационного фильма;

2. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;

3. Поощрять речевую активность и обогащать словарный запас дошкольников;

4. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов;

5. Развивать детское экспериментирование, поощряя действия к преобразованию объектов;

6. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма;

7. Воспитывать чувство коллективизма;

8. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результату; воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

9. Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.

1. Создание условий для индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе детского сада.

2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса, развитие инновационной деятельности в ДОУ.

3. Предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей в ДОУ.

4. Участие в различных районных мероприятиях:

В 2017 году мультфильм «Курочка ряба» получил диплом второй степени в районном конкурсе «Современные технологии в моей логопедической практике» в номинации «Нетрадиционные технологии».

5. Освоение детьми технологий создания мультипликационного фильма в детском саду, развитие интереса детей к мультипликации.

6. Повышение творческой активности педагогов, детей и их родителей.

Социальная значимость проекта:

Создание детьми хорошего мультфильма- это лишь один из множества значимых результатов проекта. Не менее важны неугасающий интерес детей к мультипликации, литературе, изобразительному искусству, их стремление творить, играть, общаться, создавать что-то своими руками, красиво и правильно говорить, придумывать собственную историю. Наш опыт показывает, что при наличии таких результатов все остальные эффекты проекта- обучающие, развивающие, воспитательные – обязательно состоятся!

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

– Показ мультфильмов для воспитанников ДОУ и их родителей.

– Мастер-класс для педагогов по использованию различных техник декоративно-прикладного искусства для создания анимационных фильмов в работе с детьми дошкольного возраста.

– Проведение познавательного досуга для воспитанников ДОУ «Тайна создания мультфильма» .

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Проектный метод в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
metod_proekta_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение потенциальных возможностей полноценного развития речи детей через проектную деятельность.

Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

высшей квалификационной категории

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения этих проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей , музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности, возможности сотрудничества, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда – решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом, я выработала определенную последовательность:

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я:

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями;

5)обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта.

Реализацию проектов осуществляю через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Третий этап – презентация проекта.

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача, которую решаю на данном этапе это: создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе:

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг);

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы)

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

Интересной в моей практике оказалась работа над проектом «Логопедические тропинки». Это долгосрочный проект, рассчитанный на весь год обучения ребенка. Он состоит из мини проектов, которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценно развитой речи. Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики. Задача мини проекта «Послушный ветерок» – развитие правильного речевого дыхания. Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки». Мини проект «Трудные звуки» направлен на усвоение правильного звукопроизношения. С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок

«прошел» осознанно, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида, творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект “Я помню! Я горжусь” – теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия.

Для проекта была выбрана знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс.

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу.

Реализация проектной деятельности по различным темамОсновными задачами проектной деятельности являются:[[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10407899","attributes":<"alt":"","class":"medi.

Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в.

Проектный метод в работе учителя-логопеда в ДОУ .

Использование технологии проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ.

Использование технологии проектной деятельности

в работе учителя-логопеда ДОУ.

МБДОУ детский сад комбинированного

вида №9 г. Мценск, учитель-логопед

Сегодняшний дошкольник – совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые – продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать «уставшими от рождения». Что делать? Как исправить ситуацию?

Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше означенного, сделаны выводы о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе учителя-логопеда – решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Основой коррекционно – образовательного процесса в группе для детей с нарушением речи являются программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с ОНР», «Подготовка к школе детей с ОНР» (на которых базируется применяемый проектный метод). Апробация данного метода в течение трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.

При разработке конкретного проекта принимала во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами – это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому поэтапно учимся вместе (учитель-логопед, воспитанники и воспитатели группы, другие педагоги и родители) выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогает нашим воспитанникам успешно строить свой собственный жизненный мир.

На начальном этапе коррекционно-развивающего обучения, когда ребёнок не может проявить самостоятельность в выборе, обозначении проблемы и способов её решения, обосновывает закономерность активной роли взрослого в проекте. К старшему дошкольному возрасту, роль взрослого видоизменяется, уступая место самоудовлетворению разнообразных интересов каждого дошкольника, реализации его потребностей в активной совместной интеллектуальной или продуктивной деятельности, его самореализации и творческому самовыражению. Взрослея и развиваясь, стремясь к самопознанию, дети становятся более самостоятельными, способными выслушать и воспринять сказанное, осмыслить и проанализировать, сдержать собственные импульсивные побуждения, проконтролировать себя и других самостоятельно и объективно. Дошкольники старшего возраста уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху. Доминантная роль учителя – логопеда становится слабее, педагог включается в сотрудничество с детьми по реализации идей воспитанников, поскольку ориентирование идёт на применение и приобретение новых знаний, умений и навыков, нового жизненного опыта детьми через самореализацию и саморазвитие. Данный подход в вопросе применения проектного метода в нашей работе основывается на идее, что ребёнок – саморазвивающаяся система при создании оптимальных условий для его саморазвития и самосовершенствования.

При разработке рабочей программы группы для детей с нарушениями речи учитывается лексико – тематическое планирование, и изучение некоторых лексических тем заменяется краткосрочными проектами.

В ходе прохождения темы у детей значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. На каждую изучаемую тему составляется проектная «паутинка», в которой выделяются центры развития: центр Математики, центр Развития речи, центр Книги, центр Игры, центр Искусства, центр Движения и центр Грамотейки. В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и учитель – логопед организовывают непосредственную образовательную деятельность в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Работа по методу проекта собирает очень благодатный и многообразный материал. Так как у детей с ОНР слабая речевая память, зачастую отсутствует чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов, у многих детей не сформирована связная речь. Для того, чтобы решать данные проблемы да и многие другие, нами были разработаны проекты по темам: («Витамины растут на грядках», «Витамины растут на деревьях», «Мир насекомых», «Перелётные птицы», «За грибами в лес пойдём», «Домашние питомцы», «Дикие животные наших лесов», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Пусть заметно нас едва, мы – отдельные слова». В этих проектах родители являются активными помощниками и советчиками своим детям. Такая работа имеет большое значение для выполнения основной цели работы в группе для детей с нарушениями речи – формирование и развитие всех компонентов речи.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.

Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.

В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:

• обрели навыки исследовательской деятельности;

• проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

• активно включаются в процесс познания;

• владеют коммуникационными и коммуникативными навыками;

• проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектно – исследовательской деятельности;

• владеют различными способами решения поставленных задач;

• активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

• установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;

• с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Использование проектного метода также положительно повлияло на усвоение программного материала. Результаты обследования речевого развития показали, что из 17 детей с низким уровнем 0%, с уровнем ниже среднего 0%, со средним уровнем 0%, с уровнем выше среднего 62% (11 человек, с высоким уровнем 38% (6 человек). У выпускников нашего ДОУ, посещавших группу с нарушениями речи:

– достаточно сформированы тонкая и общая моторика;

– обогащена, уточнена и активизирована лексика;

– дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

– развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Анализируя уровень развития речи детей группы с нарушениями речи, учитывая сроки предоставления воспитанникам коррекционно-развивающей помощи и степень позитивных изменений в речевом развитии, можно оценить речевое развитие по следующим критериям:

– при полном соответствии речи ребенка и его интеллектуальной деятельности, возрастным показателям нормы – речевое развитие определялось как «речевая норма»;

– речевое развитие определялось как «без значительных улучшений», если по истечении периода коррекционно-развивающих мероприятий логопедическое заключение осталось на прежнем уровне, но произошли позитивные изменения в рамках имеющейся ситуации развития (показатели мониторинга);

– при отсутствии любых позитивных изменений предусмотрен критерий – «отсутствие положительной динамики».

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности, и вся деятельность педагогического коллектива в группе для детей с нарушением речи строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-исследовательской деятельности коллектива.

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Использование проектного метода в работе логопеда

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 944 раза

Библиографическое описание:

Котова Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9080/ (дата обращения: 28.02.2020).

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы может проектный метод.

Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Например, при проектировании работы над связным высказыванием по теме «Осень», необходимо сначала разложить речевой материал на отдельные блоки: неживая природа, растения, животные, человек; и затем на последнем занятии соединить все полученные речевые знания, умения и навыки соединить в одно целое.

1 класс «Составить предложение»

2 класс «Составление описательного рассказа по картине»

3 класс «Итоговая беседа об осени».

4 класс «Рассказ об осени с последующей записью»

Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

В 2015–2016 учебном году запланировано мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» по закреплению правильного употребления лексико-грамматических категорий с учащимися 1–4 классов. При выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности.

Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Проект «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной — неделя.

  1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
  2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
  3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
  4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  6. Прививать любовь к родному языку.
  7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

 расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 совершенствовать звуковую сторону речи;

 развить способность к словотворчеству;

 формировать личностные качества ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

  1. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94. 3.
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009..
  3. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, Издание третье, М: «Просвещение», 1986.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителялогопеда и семьи в образовании детей.

Проектная деятельность как одна из форм построения.

Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителялогопеда.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

Панно многофункционально и удобно: учительлогопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Проектно-исследовательский метод как средство.

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

Проектный метод в логопедической работе.

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Статья “Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)”

Чагина Светлана Викторовна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу.
Цель: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности.
Задачи:
• развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность;
• использовать современные технологии в логопедической работе;
• использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
• включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Этапы реализации:
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта) .
3. Результативный этап. (Продукт проекта: изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом) .
Направления проектной деятельности:
Работа по развитию речи
– обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
– развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
– закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности;
– развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
– совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
– формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально – игровая деятельность:
– обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
– совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
– развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
– развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
– совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
– воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
– пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка», «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
– совместное творчество детей и родителей: составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
– презентация детьми книжек-самоделок;
– инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом». Участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом.
– рисование иллюстраций к мультфильмам: «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
– озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
– знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
– конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад»;
– выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом», «Яблоко»;
– презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
– распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
– знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Разные колеса»;
– просмотр мультфильмов «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
– рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты:
– внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;
– повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
– автоматизация исправленных звуков в связной речи;
– раскрытие творческого потенциала дошкольников;
– речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
– позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников» – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.

Читайте также:  Абилитация младенцев
Ссылка на основную публикацию