Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР в подготовительной к школе группе

Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин)[2].

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк»[1]. Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией)[1].

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа:

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения[3].

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету [3].

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.
  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

– Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

– Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

– Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

– Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия [4].

– Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

– Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

– Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

– Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

– Я начну, а вы продолжите:

– Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

– Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

– Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

– Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

– Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

– Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

– Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

– Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

– И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

– Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

– Молодцы! Хорошие получились рассказы.

– Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Татьяна Пьянкова
Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Непременным условием для всестороннего развития ребнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.

Существуют правила составления синквейна:

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя).

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку.

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.

4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки»: «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работыс детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:

• Какой? – Что бывает таким же?

• Что делает? – Что (кто) делает так же?

• На что похоже? – Чем отличается?

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и «читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы,обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна. Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн – достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна. Лексическая тема «Женский день – 8 марта»

3. Любит, заботится, трудится.

4. Я люблю свою мамочку!

5. Ласка. Дети. Забота.

Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе дает положительные результаты в формировании и развитии устной и письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. Дети учатся интонационно правильно, выразительно, эмоционально читать под музыку свое «произведение». А самое главное – эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех – детей и взрослых

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста «Использование пальчиковых гимнастик в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней коррекционной группе «Составление сказки «Грибок–теремок» Программное содержание: 1. Познание: Совершенствовать у детей способность обобщать, учить группировать предметы по месту произрастания (в.

О некоторых приемах образовательной кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических.

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи: Задачи: -целенаправленно обогащать словарь детей; -развитие.

Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР» Вид проекта: Краткосрочный, тип – творческий. Актуальность: Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо.

Урок-обобщение по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Состав слова» Цель. Обучающая: выработать умение отличать части слова. Обозначать их графически. Коррекционная: корригировать фонематический слух через.

Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида Цели. Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных.

Урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы VIIIвида. Тема. Изменение существительных по падежам. Цели: Обучающие:отрабатывать навыки постановки вопроса к существительному (для определения падежа, закреплять знание падежей и падежных.

Занятие по развитию речи в коррекционной подготовительной группе. Тема: Рассказывание по картине «Спячка ежа» Программное содержание: Систематизировать знания детей о подготовке диких животных к зиме. Учить правильно, понимать содержание картины,.

Синквейн как средство развития семантики речи дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден в более позднем возрасте.

К сожалению, в данное время отмечается тенденция роста речевых патологий, самым распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Изучая проблему общего недоразвития речи, ряд авторов (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечают, что у детей с ОНР наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

Рассматривая слово, как одну из основных единиц языка и имеющую сложное строение, авторы выделяют следующие составные его части: предметная отнесенность, или денотативное значение, сигнификативное значение (раскрывающее существенные признаки явления действительности), коннотативный компонент (связанный, соотносящийся по значению). Слова связаны друг с другом смысловыми связями, организуют семантические поля и по мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей. В процессе развития ребенка значение слова развивается в двух аспектах — смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова представляет собой изменение отнесенности слова к предмету, к системе категорий, включающих данный предмет. Системное развитие значения слова связано с изменением системы психических процессов, которая стоит за данным словом. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Формирование понятийного обобщения проходит несколько этапов и развивается от конкретных, чувственных образов к абстрактному, обобщенному.

Особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи имеет следующие закономерности:

  • Ограниченность пассивного словаря;
  • Сложность актуализации конкретного лексического минимума показывает ограниченность объема словаря дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой. Дети с нарушениями речи не знают названий некоторых предметов, не связанных с их деятельностью, обозначающих сходные предметы, части целого, признаки высоты, толщины, ширины, не знают глаголов, обозначающих похожие действия.
  • Отсутствие в лексиконе многих общеупотребительных слов, что объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. При назывании картинок дети допускают ошибки по внешнему сходству предметов ( кроссовки – сапоги), сходству по назначению предметов (кастрюля – ведро).
  • Бедность словаря глаголов и прилагательных, замены их на основе сближения ситуативной семантики слов.
  • У дошкольников с недоразвитием речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что говорит о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов.
  • Дети с ОНР употребляют только один из синонимов. Их ответы однообразны, типичны. Вместо слов-синонимов дети используют слова-объяснения (веселый – это когда смеется); при употреблении слов-антонимов часто повторяют исходное слово с частицей “не” (узкий — не узкий).

Таким образом, характер данных ошибок указывает на недостаточность сформированности синтагматических связей, несформированность семантической организации речи в целом у детей с ОНР.

Для оптимизации коррекционной работы в логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой. Одним из таких способов является составление синквейна, успешно применяемый автором еще в работе с дошкольниками с недоразвитием интеллекта. Работая с дошкольниками с сохранным интеллектом, имеющими ОНР, последние два года так же практикую применение синквейна. В работе с данной категорией детей составление синквейна проходит наиболее продуктивно, поскольку сохранный интеллект позволяет критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слово синквейн в переводе с французского языка – “стихотворение из пяти строк”. История возникновения синквейна сравнительно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса А. Крэпси, опираясь на японские стихи – хоку (хайку) – маленькие стихи, состоящие из трёх строк без рифмы.

С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно.

Существуют два основных правила составления синквейнов: первое правило составления классических синквейнов заключается в строгом подсчете слогов в каждой из пяти строк, второе правило основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление синквейна по второму правилу является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить наиболее существенное, присущее тому или иному объекту, делать выводы и кратко их формулировать.

При составлении синквейна следует придерживаться следующих правил:

Первая строка – это тема конкретного синквейна, обычно это название явления или предмета, о котором идет речь. Чаще всего – одно слово, иногда небольшое словосочетание “Поздняя осень”. Чаще это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы: “Кто?” или “Что?”

  • Вторая строка – два слова, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: “Какой?”, “Какая?” и т.п.
  • Третья строка – три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного явления или объекта; это глаголы или деепричастия, отвечающие на вопрос: “Что делает?”
  • Четвертая строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из четырех слов.
  • Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд), содержит в себе одно слово или словосочетание. Обычно это существительное, отвечает на вопрос: “Кто?”, “ Что?”

Составление синквейна наиболее уместно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда у детей уже сформированы определенные знания и умения, дети должны иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть обобщением, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения, знать понятия “слова-предметы”, “слова-признаки”, “слова-действия”.

Изучая данные понятия, дети соотносят их с общепринятыми графическими схемами, что в дальнейшем поможет при составлении синквейнов.

При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:

  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  • Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, формированию структуры значения слова;
  • С помощью синквейна происходит развитие лексической системности и семантических полей;
  • Происходит формирование парадигматических и синтагматических связей слов, т.е. синквейн способствует успешному преодолению нарушений лексической системности, свойственных детям с общим недоразвитием речи.

Технология составления синквейна ценна еще и тем, что носит характер комплексного воздействия, она не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления, что актуально в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР.

Пример синквейна:

Осень.
Золотая, дождливая.
Осыпается, льет, моросит.
Скоро будет голый сад.
Грусть.

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskiy_sinkveyn.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Детский сад № 91 г. Казань, Татарстан

В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда произошла переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широком развертывании инновационных процессов в системе образования.

«Инновационные технологии» предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие воспитателю в работе. Это может быть внедрение в практику работы воспитателю здоровьесберегающих, оздоровительных, информационно-коммуникационных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, технологии сотрудничества и групповых форм проведения мероприятий, технологии педагогических мастерских, проектных, исследовательских и др. методов в обучении.

Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

«Синквейн» в переводе с французского языка означает «пять строк». Составление дидактического синквейна требует от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейна в логопедической практике способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию высших психических функций. Чтобы правильно составить синквейн дошкольник должен иметь достаточный словарный запас в рамках темы, уметь классифицировать предметы по признакам, различать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие, научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свои мысли в виде предложений.

Правила составления дидактического синквейна:

– первая строка – одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

– вторая строка – два слова-признака;

– третья строка – три слова-действия, описывающих действия в рамках темы;

– четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

– пятая строка – слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

  1. Груша.
  2. Большая, сочная.
  3. Жевать, чистить, мыть.
  4. Груша очень вкусная.
  5. Витамины.

Использование технологии синквейна в работе воспитателя

позволяет детям, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствовать способность к обобщению, расширять и уточнять словарный запас.

Предварительную работу по обучению синквейну можно разделить на несколько этапов:

1. Дифференциация предметов по признаку «живой» – «неживой» предмет.

2. Подбор слов-действий к предметам, изображённым на картинке.

3. Подбор слов-предметов и слов-действий к картинке, не объединяя их в предложение.

3. Называние предмета, по словам – признакам.

4. Нахождение слов, подходящих к графическому изображению.

5. Составление простого предложения (слово-предмет + слово-действие).

6. Составление распространённого предложения (слово-признак + слово-предмет + слово-действие, и.т.д.).

Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребёнок не владеет навыками письма, то можно предложить нарисовать предмет и составить синквейн вместе с родителями дома. Используя готовый синквейн можно составить рассказ о предмете, или не называя первой строки на основе существующих строк, определить тему синквейна. Очень полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, развивает способность к анализу, требует от его составителя реализации всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Скачет, прячется, боится

Играет, спит, ест

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР. Словарный запас у детей увеличивается, речь становиться богаче , ярче дети перестают бояться высказывать свои мысли в слух.

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.

4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 208с.

5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной.

В статье представлено описание новой развивающей технологии в логопедической работе со старшими дошкольниками.

В презентации рассказывается об использовании дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками.

В презентации представлено использование дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками.

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи»

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Содержимое разработки

Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Что такое «Синквейн».

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

Этапы работы.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:


• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

1-ая строчка «Кто? Что?» – существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» – три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

Упражнение «Подбери схему к слову»

Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна – четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

По прослушанному рассказу или сказке;

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Для родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

Создается копилка – образцов детских синквейнов.

Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами «Синквейн о синквейне»

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

— Самостоятельная работа педагогов.

— Обсуждение полученных результатов.

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Альманах педагога

Автор: Капустина Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 145
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи старших дошкольников с ОНР”
Дата публикации: 29.08.2019
Раздел: дошкольное образование

Использование технологии дидактического синквейна для развития

связной речи старших дошкольников с ОНР».

ГБДОУ детский сад № 145

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске новых эффективных

технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда. Находясь на границе

соприкосновения педагогики, лингвистики, психологии и медицины, логопедия

использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не

традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся

сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарный запас: дети используют в активной речи общеизвестные, часто

употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений

слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно

употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в

несовершенстве поиска номинативных единиц. Трудности согласования слов в

словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать

окончания слов. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после

пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими

показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся

знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на

обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного

запаса, должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и

актуализации собственного высказывания. И

здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует

особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию

лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

«Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк». Дидактический синквейн

основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества,

требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее

существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности

очень востребованы в современной жизни. В настоящее время технология составления

синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для

рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство,

способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и

резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащихся. Так

как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в

логопедической практике объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности;

– гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,

использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую

патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

– способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

– является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень

усвоения ребёнком пройденного материала;

– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует

развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

3.Едет, обгоняет, тормозит.

4.Я люблю кататься.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит, льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того, чтобы правильно составить синквейн

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

• понятиями: слово – предмет, слово-действие, слово-признак;

• научиться правильно понимать и задавать вопросы;

• согласовывать слова в предложении;

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

полностью согласуется с развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 2-

3 уровня речевого развития и служит средством оптимизации коррекционного процесса.

дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в

подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению,

усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли,

Зачем моему ребёнку логопед

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

Статья:

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Ссылка на основную публикацию