Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букаева Татьяна Ивановна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букаева Татьяна Ивановна

Didactive cinquain in a speech development of senior preschool children with general speech underdevelopment

The modern logopedics is always searching for the ways to perfect and optimize children’ studying and development process with different ages and different educational conditions, which are specific for the children with special educational needs. The speech therapist’s work experience is described in this article, which is about the relevance and practicability of usage of didactive cinquain in a logopedic practice for the senior preschool children with general speech underdevelopment and it’s explained with the fact that a new technology provides more opportunities in speech development.

Текст научной работы на тему «Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

Ключевые слова: синквейн, логопедическая практика.

Didactive cinquain in a speech development of senior preschool children with general speech underdevelopment

The modern logopedics is always searching for the ways to perfect and optimize children’ studying and development process with different ages and different educational conditions, which are specific for the children with special educational needs. The speech therapist’s work experience is described in this article, which is about the relevance and practicability of usage of didactive cinquain in a logopedic practice for the senior preschool children with general speech underdevelopment and it’s explained with the fact that a new technology provides more opportunities in speech development.

| Keywords: cinquain, logopedic practice.

Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает: – оптимизировать работу учителя-логопеда;

– гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

– не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

– способствует обогащению и актуализации словаря;

– уточняет содержание понятий;

– является диагностическим инструментом;

– даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит

и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2) вторая строка – два слова, прилагательные;

3) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г. Поронайска под-Interactive science | 9 • 2016 25

тверждает данные. У детей низкий уровень сформи-рованности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».

Цель дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Использование дидактического синквейна позволяет в непосредственно образовательной деятельности с детьми решить следующие задачи:

– расширять и актуализировать словарный запас;

– развивать лексико-грамматические категории;

– обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;

– облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;

– согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инно-вационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей «Т.Б. Фи-личевой и Г.В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Зуровень и служит средством оптимизации учебного процесса.

Дидактический синквейн используем в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем

в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными.

Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Коллеги, применяющие данную технологию в кор-рекционной работе, становятся свидетелями оригинальных стихотворений, рассказов по картинкам, созданные детьми, которые нередко становятся «изюминкой» непосредственно образовательной деятельности.

Использование технологии дидактического синквейна
статья на тему

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Описывается технология синквейна, как правильно его составлять

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_tehnologii_didakticheskogo_sinkveyna.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна

в работе учителя – логопеда

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

В современном мире очень важна красивая речь, от этого зависит успех в учебе, карьерный рост, социальный статус.

В наше время родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Общение сейчас заменяется компьютерами, телевидением и др. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Нарушения речи у детей могут наблюдаться в затруднении составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Дети долго вспоминают названия слов, плохо ориентируются в названии частей предметов, а ребенок с речевой патологией практически не может построить монолог или рассказ-описание по серии сюжетных картин.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.

Для учителя-логопеда наиболее сложная задача коррекционного обучения – это развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания, грамматически правильного, с четким произношением.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является технология дидактического синквейна. Это современная педагогическая технология.

Что же значит это необычное слово? «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. По структуре синквейн напоминает ёлочку . Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

При работе над синквейном перед педагогом стоят задачи: научить детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение.

Правила составления синквейна таковы:

Первая строка – одно слово, обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идет речь.

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.

Пятая строка – одно слово- существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
При обучении составления синквейна уточняется и расширяется словарь. Материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению. Дети знакомятся с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Совершенствуются навыки использования в речи синонимов и антонимов. Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы. Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное ребенку, начать с простых вещей.

Используя слова из синквейна можно придумать рассказ.

3.Прыгает, скачет, заготавливает.

4.Белка живет в дупле.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Рекомендации при составлении синквейна с дошкольниками:

  • При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.
  • Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.

Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Составляя синквейн, дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

– Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

– Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

– Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

– Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, фронтальных занятиях, так и на занятиях с подгруппой. Дети, умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

– коррекция и совершенствование готового синквейна;

– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Результаты обследования детей показывают, что использование дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи. Составление синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи»

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Содержимое разработки

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Что такое «Синквейн».

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:


• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

1-ая строчка «Кто? Что?» – существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3-я строчка «Что делает?» – три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

Упражнение «Подбери схему к слову»

Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

4-ая строчка синквейна – четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Основной этап. Составление синквейнов.

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

По прослушанному рассказу или сказке;

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Для родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

Создается копилка – образцов детских синквейнов.

Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами «Синквейн о синквейне»

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

— Самостоятельная работа педагогов.

— Обсуждение полученных результатов.

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 2328 раз

Библиографическое описание:

Снеговская Т. А., Генералова О. М., Корнеева М. П., Никитина О. П. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/ (дата обращения: 28.02.2020).

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе дошкольного образования, выяснилось, что количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в пересказывании текста, разучивании стихов, загадок, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, что приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. От грамотно поставленной и эмоциоанльно насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Именно во время проведенная коррекционная работа приносит положительные результаты.

Учитывая принятый ФГОС ДО, мы выстраиваем коррекционную работу по образовательной деятельности таким образом, чтобы ребёнок являлся творцом, инициатором. Именно дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.

«Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. ㅤ

Схема составления «синквейна» следующая:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету.

  1. ㅤЯблоко.
  2. ㅤЗеленое, ㅤсладкое.
  3. ㅤРастет, ㅤспеет, ㅤналивается.
  4. Я ем ㅤяблоко.
  5. ㅤФрукт.

На начальном этапе обучения детей по составлению «синквейна» была проведена следующая работа:

  1. Ознакомление с понятиями «неживой» и «живой предмет», «слова, обозначающие предмет», «слова, обозначающие действие предмета» и «слова, обозначающие признак предмета».
  2. Проводились дидактические игры и упражнения:

— «Какой? Какая? Какое?» (груша какая. желтая, спелая, вкусная, душистая);

— «Кто, что делает?»(лист…летит, кружиться, падает);

— «Угадай предмет по описанию?» (оно круглое, красное, спелое, сладкое…);

— «Назови части целого» (дерево … корни, ствол, ветки, листья);

— «Расположи картинки и составь мини-рассказ»;

— «Загадай загадку» (она фиолетовая, сладкая, висит на дереве, очень полезная…).

После трудоемкой предварительной работы мы предложили детям несколько схем составления «синквейнов»:

  1. Карточки с фишками (геометрическими фигурами)

Серый прямоугольник — неживой (неодушевленный) предмет,

зелёный прямоугольник — живой (одушевленный) предмет.

Два жёлтых квадрата — прилагательные

Три красных треугольника — глаголы

Грустный и весёлый смайлики — предложение, показывающаее отношение автора к предмету

Знак вопроса — слово-обобщение

Работа по составлению «синквейна» первоначально велась индивидуально, поскольку дети испытывали трудности, а затем по подгруппам. В процессе, когда дети полностью освоили технологию, мы решили детям предложить графически изображать «синквейны», что способствовало проявлению еще большего интереса со стороны детей.

Например, дети рисуют земляничку. Затем перечисляют признаки, отвечая на вопрос «Какая она?» (Красная, сладкая, сочная, вкусная, полезная, съедобная, ароматная, любимая, душистая). Выбираем только два слова.

Затем дети отвечают на вопрос: «Что делает земляничка?» (Растёт, цветёт, прячется, радует, краснеет, пахнет, падает). Выбираем три слова.

— «Что можно сказать о земляничке, составьте предложение (фразу)?»

(«Мама вырастила ягоды», «В земляничке много витаминов»). Выбираем одну фразу.

— «О чём думаете, глядя на рисунок или представляя земляничку — скажите одним словом» (Ягода).

С целью обобщения и закрепления знаний по каждой лексической теме была составлена картотека «синквейнов–загадок»: на карточке с «синквейном» пропущен один из этапов, задача ребенка обобщить уже известные сведения о предмете и восстановить потерянный этап.

Дидактический «синквейн» можно использовать:

‒Для закрепления изученной лексической темы.

‒ 2. Тонкая, кудрявая.

‒ 3. Растет, зеленеет, цветет.

‒ 4. Ягоды рябины любят снегири.

‒Для придумывания рассказа, используя слова из «синквейна».

  1. Белка.
  2. Пушистая, рыжая.
  3. Прыгает, скачет, заготавливает.
  4. Белка живет в дупле.
  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

‒Для сравнения разных характеристик предмета.

Осень

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Осень

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Осень.

Украшает, провожает, печалит.

Осенью природа ложится спать.

Осень.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Осень

Наступает, раскрашивает, грустит.

Мне нравится золотая осень!

В ходе работы по данному направлению мы совместно с детьми придумали «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и «синквейн» состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

К работе с дидактическим «синквейном» активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»). Результатом совместной работы с родителями стала «Книга синквейнов» по лексической теме «Осень, осень, в гости просим…»

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии «синквейна» сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Похожие статьи

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

«При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

Ребенку предлагается найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву (например «А»). Ребенок должен двигаться строго по строчке.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Схемы для составления описательных рассказов на темы: «Дикие животные» «Игрушки». На этом этапе метод наглядного моделирования способствует

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, схема

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

‒ по сезонам (с примерами). для осениосенняя.

Основные термины (генерируются автоматически): брюки, одежда, платье, ребенок, мама, игра, грамматический строй, родительный падеж, общее недоразвитие речи, целостное восприятие предмета.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи.

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного.

Ключевые слова: глагольный словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, технология, программа.

Придумай к словуслово-действие, «Что делает предмет

Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Синквейн как средство развития семантики речи дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден в более позднем возрасте.

К сожалению, в данное время отмечается тенденция роста речевых патологий, самым распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Изучая проблему общего недоразвития речи, ряд авторов (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечают, что у детей с ОНР наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

Рассматривая слово, как одну из основных единиц языка и имеющую сложное строение, авторы выделяют следующие составные его части: предметная отнесенность, или денотативное значение, сигнификативное значение (раскрывающее существенные признаки явления действительности), коннотативный компонент (связанный, соотносящийся по значению). Слова связаны друг с другом смысловыми связями, организуют семантические поля и по мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей. В процессе развития ребенка значение слова развивается в двух аспектах — смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова представляет собой изменение отнесенности слова к предмету, к системе категорий, включающих данный предмет. Системное развитие значения слова связано с изменением системы психических процессов, которая стоит за данным словом. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Формирование понятийного обобщения проходит несколько этапов и развивается от конкретных, чувственных образов к абстрактному, обобщенному.

Особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи имеет следующие закономерности:

  • Ограниченность пассивного словаря;
  • Сложность актуализации конкретного лексического минимума показывает ограниченность объема словаря дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой. Дети с нарушениями речи не знают названий некоторых предметов, не связанных с их деятельностью, обозначающих сходные предметы, части целого, признаки высоты, толщины, ширины, не знают глаголов, обозначающих похожие действия.
  • Отсутствие в лексиконе многих общеупотребительных слов, что объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. При назывании картинок дети допускают ошибки по внешнему сходству предметов ( кроссовки – сапоги), сходству по назначению предметов (кастрюля – ведро).
  • Бедность словаря глаголов и прилагательных, замены их на основе сближения ситуативной семантики слов.
  • У дошкольников с недоразвитием речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что говорит о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов.
  • Дети с ОНР употребляют только один из синонимов. Их ответы однообразны, типичны. Вместо слов-синонимов дети используют слова-объяснения (веселый – это когда смеется); при употреблении слов-антонимов часто повторяют исходное слово с частицей “не” (узкий — не узкий).

Таким образом, характер данных ошибок указывает на недостаточность сформированности синтагматических связей, несформированность семантической организации речи в целом у детей с ОНР.

Для оптимизации коррекционной работы в логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой. Одним из таких способов является составление синквейна, успешно применяемый автором еще в работе с дошкольниками с недоразвитием интеллекта. Работая с дошкольниками с сохранным интеллектом, имеющими ОНР, последние два года так же практикую применение синквейна. В работе с данной категорией детей составление синквейна проходит наиболее продуктивно, поскольку сохранный интеллект позволяет критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слово синквейн в переводе с французского языка – “стихотворение из пяти строк”. История возникновения синквейна сравнительно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса А. Крэпси, опираясь на японские стихи – хоку (хайку) – маленькие стихи, состоящие из трёх строк без рифмы.

С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно.

Существуют два основных правила составления синквейнов: первое правило составления классических синквейнов заключается в строгом подсчете слогов в каждой из пяти строк, второе правило основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление синквейна по второму правилу является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить наиболее существенное, присущее тому или иному объекту, делать выводы и кратко их формулировать.

При составлении синквейна следует придерживаться следующих правил:

Первая строка – это тема конкретного синквейна, обычно это название явления или предмета, о котором идет речь. Чаще всего – одно слово, иногда небольшое словосочетание “Поздняя осень”. Чаще это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы: “Кто?” или “Что?”

  • Вторая строка – два слова, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: “Какой?”, “Какая?” и т.п.
  • Третья строка – три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного явления или объекта; это глаголы или деепричастия, отвечающие на вопрос: “Что делает?”
  • Четвертая строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из четырех слов.
  • Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд), содержит в себе одно слово или словосочетание. Обычно это существительное, отвечает на вопрос: “Кто?”, “ Что?”

Составление синквейна наиболее уместно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда у детей уже сформированы определенные знания и умения, дети должны иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть обобщением, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения, знать понятия “слова-предметы”, “слова-признаки”, “слова-действия”.

Изучая данные понятия, дети соотносят их с общепринятыми графическими схемами, что в дальнейшем поможет при составлении синквейнов.

При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:

  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  • Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, формированию структуры значения слова;
  • С помощью синквейна происходит развитие лексической системности и семантических полей;
  • Происходит формирование парадигматических и синтагматических связей слов, т.е. синквейн способствует успешному преодолению нарушений лексической системности, свойственных детям с общим недоразвитием речи.

Технология составления синквейна ценна еще и тем, что носит характер комплексного воздействия, она не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления, что актуально в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР.

Осень.
Золотая, дождливая.
Осыпается, льет, моросит.
Скоро будет голый сад.
Грусть.

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Просмотр содержимого документа
««Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»»

Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14» города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи»

Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, слово-ассоциация, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки»:«Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:

• Какой? – Что бывает таким же?

• Что делает? – Что (кто) делает так же?

• На что похоже? – Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:

Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

Учит определять грамматическую основу предложений.

Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

– гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

– способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

– является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

– носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна. Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн – достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка(например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна. Лексическая тема «Игрушки»

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Читайте также:  Логопедический праздник по итогам учебного года для учащихся 1-4 классов
Ссылка на основную публикацию