Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie.lashina_o.s.docx897.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лашина Ольга Сергеевна,

Учитель-логопед Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения,

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»,

Ромодановский муниципальный район

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие» . Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Работая с детьми, с речевыми нарушениями, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры – драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность для развития речи ребенка, ее выразительности. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский) .

Таким образом, можно выделить з адачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи

* Совершенствование познавательных процессов.

* Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

* Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.

* Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

* Овладение импровизационными умениями.

* Закрепление, активизация и обогащение словаря.

*Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

*Воспитание звуковой культуры речи.

* Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.

* Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.

*Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию

*Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм

Основные направления работы с детьми.

Чистоговорки и скороговорки

Упражнения на воображение

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Упражнения на имитацию движений

Упражнения на активизацию словарного запаса

Упражнения на интонационную выразительность

Упражнения на формирование разговорной речи

Упражнения на отбивание ритма

Упражнения на речевое дыхание

Игры со словами и без слов

Подвижные игры с героями

Инсценирование сказок, потешек, стихов

Показ театрализованных представлений

Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка

*театрализованные игры – этюды;

*речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

*игры в кукольный театр;

*занятия по сценической речи;

*инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

*обогащение зрительного театрального опыта;

изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО. Разработана программа театрального кружка.

Созданы картотеки игр и упражнений: «Игры по развитию речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры», картотека мнемотаблиц. Созданы презентации «Виды театров», «Мир театра».

  1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия.

— для инсценирования русских народных сказок.

— для разыгрывания коротких диалогов

Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки

2. Конусный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

3. Театр Би–ба-бо” хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

6. детей “Сценический театр”. Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая продуктивная деятельность ребенка – это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако, для правильного планир.

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Е.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность .

Консультация для воспитателей “Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития”.

Теарт – зто волшебная страна, в которой ребенок радуется играя, в игре он познает мир. Раскрыть дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое вол.

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной.

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 911 раз

Библиографическое описание:

Дьяконова Е. Б., Касьянова А. В., Марченко Т. Ю., Шевченко С. В., Горина Ю. А. Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2778/ (дата обращения: 28.02.2020).

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников.

В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В театрально — игровой деятельности у детей расширяется игровой опыт, развивается связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры, направленные на выражение основных эмоций, на развитие воображения, памяти и внимания.

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основаны на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии, а личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Можно выделить следующие специфические принципы театрализованной деятельности:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальнейшей цели.
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

– театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

– детского и взрослого искусств;

– театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

– ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

– специально организованной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

– ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

– побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

– самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию:

– психофизических способностей (мимики, пантомимики);

– психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

– речи (монолог, диалог);

– творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

– амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и умению общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Такие игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Ребенок, в своей жизни совершает любые действия естественно и оправданно. Он не задумывается над тем, как например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Маленькие спектакли (этюды) развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. Этюды — это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Этюды и упражнения, используемые в театральной деятельности разнообразны:

– этюды, направленные на развитие внимания, фантазии;

– этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение основных эмоций;

– этюды, направленные, на развитие памяти;

– упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

– упражнения на развитие выразительноймимики;

– отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Разыгрывая этюды по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У ребенка с задержкой речевого развития наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.

Речевые игры и упражнения, используемые в тетрализованных постановках, направленны на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом).

Поскольку у дошкольников еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, заниматься с ними специальной профессиональной подготовкой невозможно. Необходимо объяснять детям, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного героя, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. В дальнейшем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001
  4. Сизова О. Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Похожие статьи

Игровые этюды как средство формирования. | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра, голосовой аппарат, коммуникативная сфера. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития речи.

К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала

Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006. Чистякова М. И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение, 1990.

Театральная деятельность как средство развития творческих.

Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы.

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через.

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Театрализованные игры как средство активизации речевой.

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, речь, ролевая игра, роль. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка. В процессе данной деятельности, дети при помощи взрослого.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Театрализованная игра как эффективное средство социальной.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с ОНР

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Конопацкая Лидия Леонидовна, город Норильск, МБДОУ № 3 «Детский сад «Солнышко», e-mail: *****@***ru

Цель статьи – повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию театрализованной деятельности. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.

Основные ключевые понятия и слова: общее недоразвитие речи, артикуляция, коррекция, мимика, жесты, голос, интонационная выразительность, речевой выдох, модуляция голоса, связная речь.

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б.Филичева, Р. Е.Левина, Р. И.Лалаева, Л. Ф.Спирова, В. А.Ковшиков, В. В.Ковалев и др.).

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Как отмечают Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, у детей с ОНР трудности общения связаны с задержкой формирования коммуникативной и обобщающей функцией речи, Л. Г.Соловьева считает, что особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют полноценному общению, выражающемуся в снижении потребности в нем, несформированности коммуникативных навыков, особенностями поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Особенности развития связной речи, ее механизмы раскрываются в трудах Л. С.Выготского, утверждающего: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.

У детей с ОНР уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.

Опыт работы в речевой группе убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.

Элементы театрализации включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.

Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Здесь мы не только отрабатываем правильное речевое дыхание, но и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука. Для коррекции конкретных нарушений мною подбирается определенный комплекс упражнений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Затем использую уже знакомые артикуляционные сказки, или сочиняю свои таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи. Комплексы артикуляционных и дыхательных упражнений в виде занимательных историй и сказок вызывают у детей интерес к органам артикуляции, активизируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом). Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям. Обыгрывание какого-либо персонажа вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно. Дошколята отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, они с удовольствием бегут на занятия.

Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки), удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

В нашей группе основной контингент детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи с дизартрическим симптомокомплексом. Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Интонационная сторона речи у детей с дизартрическим симптомокомплексом часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Это позволило определить основные задачи логопедического воздействия: развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур; формирование эмоциональной лексики. Эти задачи решаем на протяжении всех занятий. Большое внимание уделяем развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Все упражнения выполняются в игровой форме, с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (игровые упражнения «Хомячок» – пошмыгать носом при закрытом рте; «Собачке жарко»). Далее ведется работа над развитием длительного выдоха (игровые упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Футбол» и т. д.). Игровые упражнения с использованием театральных средств развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков. Так постепенно дети переходят к диафрагмальному дыханию – дыханию животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, укрепляет здоровье, улучшает внимание, мышление. Превращение монотонных упражнений в увлекательные театрализованные игры пробуждает в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонационную выразительность. Для этого использую комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, мимики, жестов, выражающих: радость (Браво! Вот это да! Ура!); горе, печаль, ужас, досаду (Ах! Ох!); удивление (Ух, ты! Да? Ба!);страх (Ой-ой! Ух!).

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, «би-ба-бо», шапочки и т. д. А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей. Закрепляем умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности на материале стихотворных текстов, сказок, коротких рассказов, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять.

На фронтальных занятиях использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышает умственную и эмоциональную активность, развивает диалогическую речь, пополнять словарь, совершенствует умение составлять описательные рассказы, а также способствует нравственно-этическому воспитанию. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки, маски-шапочки. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети совместно с воспитателями изготавливают различные поделки по всем лексическим темам. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Тем интереснее их обыгрывать. Уже один вид «своего произведения» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Данные игры используются на занятиях при составлении описательных рассказов, рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. Использование элементов театрализации на логопедических занятиях помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

Особое внимание хочу обратить на использование такой формы работы, как театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый театр, так как дети с ОНР чаще имеют ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определенного звука. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах, например: ша-ша-ша, шо-шо-шо. Вместе с куклой можно преодолевать любые препятствия, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т. д.

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили короткие инсценировки, то позже уже разыгрывали целые музыкальные сказки.

Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Фиксация ребенка на речевом дефекте часто порождает неуверенность в себе, собственных силах. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность научиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью и робостью. Работа над ролью позволяет детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного высказывания: отбирать лексический материал, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Для драматизаций используем такие сказки, в которых много персонажей, чтобы задействовать в постановке каждого ребенка речевой группы: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Волк и семеро козлят». При создании спектакля большое значение уделяется музыкальному оформлению. Музыка в сочетании с движением и речью помогает более точно создать образ того или иного сказочного персонажа.

Немаловажное значение в успешной работе имеет тесный контакт логопеда с родителями. Когда логопед и родители предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь будет эффективной. Родители активно участвуют в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций. Это как нельзя лучше сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. И, несомненно, самыми благодарными зрителями детских выступлений являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Благодаря увлекательности, эмоциональности, образности театрализованных постановок ребенок сочувствует героям, сопереживает с ними, учится выражать свое отношение к добру и злу и тем самым формирует выразительную речь. Выступление перед аудиторией взрослых и детей, признание и поддержка зрителей повышают самооценку ребенка, помогают поверить в собственные силы, развивают самостоятельность и уверенность в себе.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. №12.

В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Б., П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001

С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.

В. Театр для малышей. М., 1960.

В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

Практическое пособие. М., 2004.

И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.

Б., В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса. Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения.
В ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента используется перчаточная кукла лягушка Квакушка. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.
Учитывая склонность дошкольников к подражанию и игре, была изготовлена дидактическая кукла Кваки, которая используется на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова Кваки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.
Кваки также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: “Подари подарки”, “Собери яблоки”, “Помоги Маше” и др.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
– Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
– Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким – Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша – Коротышка, указательный пальчик – Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.

Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.)
– Здравствуй, солнце красное!
(Поднимается большой палец.)
– Здравствуй, небо ясное!
(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
– становление координации общих движений;
– развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
– воспитание чувства ритма и темпа;
– формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
– развитие физиологического и речевого дыхания;
– активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
– воспитание умения работать сообща.

Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например:
«Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

Игры-имитации постепенно усложняются:
– Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
– Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
– Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
– Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
– Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
– Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
– Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
– формирует знания об окружающем мире;
– активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
– развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
– совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
– развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.

Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Творчество делает жизнь ребенка

богаче, полнее, радостнее.

Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения — одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Овладение выразительными средствами общения бывают: вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, синонимов, антонимов и пр.)

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрирует его действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

«Высший результат» в театральной деятельности – участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В логопедических группах нашего учреждения обучаются дети с речевыми проблемами. Для определения начального уровня речевого развития используются следующие методы:

  • метод вопросно – ответных форм (диалог);
  • метод пиктограммы;
  • метод эмпатии;
  • пересказ;
  • поиск рифмы;
  • игровые методы (доскажи словечко и др.).

С помощью них выявляется начальный уровень будущего воспитанника нашего дошкольного учреждения. Как правило, общий уровень развития детей, приходящих в логопедические группы невысок. В работе с воспитанниками большое внимание уделяем театрализовано – игровой деятельности, коррекции их речевых и коммуникативных навыков.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность , что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводим в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаем родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем мы продолжим начатую работу по данной тематике т.к. она чрезвычайно актуальна.

Читайте также:  Конспект занятия Мой город - Конспект НОД Мы очень любим город свой
Ссылка на основную публикацию