Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами возможно при изменении формы и организации образовательной непосредственно-образовательной деятельности на комплексно-игровую.

Сюжетно-тематическая организация НОД более целесообразна в ходе активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психо-физическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей, что способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, развивает фантазию.

Организационно-сюжетная основа НОД разнообразна. Детям очень нравятся:

– путешествия по разным хорошо известным им сказкам («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок» и др.);
– походы в сказочный лес, где дети могут превращаться в лесных зверей, стать ожившими деревьями и цветами, повстречаться с Лесовичком, Кикиморой, Бабой Ягой;
– путешествия на различных видах транспорта, в том числе и сказочном.

Главный итог, ради которого осуществляются все эти перемещения, — в игровой форме познакомиться и усвоить материал, направленный на совершенствование связной, лексико-грамматической или произносительной стороны речи.

Формируя основы культуры личности дошкольника, необходимо прививать детям понятия добра и зла, учить их отличать прекрасное от безобразного, побуждать в них стремление к положительным поступкам и высказываниям.

Для воспитания коммуникативной культуры в ходе НОД используется:

– разыгрывание различных сценок с использованием кукол. Этот приём способствует снятию психического напряжения у детей, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект – куклу. Например, используя игрушечных зверей или куклы бибабо, дети разыгрывают сценки из жизни семьи: приветствуют друг друга, интересуются состоянием здоровья, поздравляют с праздниками и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.

– разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается перевоплотиться в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Колобка, Карлсона), поприветствовать присутствующих, поговорить с ними о погоде, о жизни в детском саду, обо всём новом и интересном.

– проведение игр с импровизацией диалогов. Например, придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками или масками; сочинить диалог героев по телефону; придумать письмо одного героя другому.

Организация игр с предметами быта:

– выбрать и рассмотреть любой предмет, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился, какие у него характер и настроение;

– сочинить небольшую историю о данном предмете, о его жизни или путешествии;

– придумать беседу между заданными предметами (например, ластик и прищепка беседуют о погоде).

Включение пантомимики помогает ребёнку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Всё это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребёнка.

Необходимо отметить, что использование театрализации в ходе коррекционно-развивающих НОД, помогает дошкольникам с речевыми нарушениями самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на грамотную и чистую речь, чем в немалой степени способствует автоматизации уже поставленных звуков. Качество речи улучшается и в ходе работы над темпо-ритмической, интонационной и мимической выразительностью.

В ходе подготовки и участия в театрализованных зарисовках у дошкольников расширяется и активизируется словарь. А заучивание реплик каждого действующего лица способствует формированию и закреплению грамматических моделей родного языка, развитию памяти и воображения.

Стужук Юлия Олеговна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 38″, г.Балашиха

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Лариса Самодаева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя – логопеды.

Форма проведения: мастер – класс.

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Ход мастер – класса:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе.

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности: Слайд 3

1.Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2.Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 4

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций”

Эмоции – это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов: грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст,дети имитируют движения по тексту:

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

– Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Развивать пальчиковую моторику.

– Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

«Рисуем бусами»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации)

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап – инсценировки, драматизации Слайд 6

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• Способствует самопознанию и самовыражению личности;

• Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

Театра загадок

2.4. Виды театров, используемые в работе. Слайд 7

Пальчиковый театр

• Способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

• Развивают творческие способности;

• Содействуют эстетическому воспитанию;

• Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• Сопровождать движения пальцев речью;

• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

• И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• Помогает справиться с переживаниями, страхами;

• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность Слайд 8

• Развивает двигательную активность;

• Расширяет знания об окружающем мире;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Влияет на речевую активность ребенка;

• Закладываются основы нравственного воспитания;

• Является основой для развития творческих способностей;

• Прививает устойчивый интерес к литературе;

• Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

2.5. Практическая деятельность (изготовление слона). Слайд 9

Логопеды выполняют задание, используя схему)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку).

Читайте также:  Конспект 'Дифференциация звуков (з)-(з’) - (c)-(c’) и букв з-с'

3.1. Рефлексия «Маска» Слайд 10

– Всем участникам и гостям нашего мастер-класса:

“Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.

Театрально-игровая деятельность как средство эмоционального стимулирования в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Опыт работы педагога объединения дополнительного образования.

Содержимое разработки

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Новосельская Татьяна Николаевна

муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №128» г.Снежинск

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Инновационные процессы, происходящие сегодня, привели общество к переосмыслению своего отношения к детям-инвалидам. В систему специального образования до недавнего времени были включены только дети с легкой умственной отсталостью, а дети с умеренной и тяжелой степенью долгое время считались «необучаемыми». С целью удовлетворения требований родителей по реализации права детей на образование, возникла необходимость разработки подходов помощи таким детям.

В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми со сложной структурой дефекта в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованных видов деятельности.

Многолетние исследования учёных (О. П. Гаврилушкина, И.М.Бгажнокова, Е. А. Екжанова, А. А. Катаева, Н. Г. Морозова, Л. П. Носкова, Е. А. Стребелева и др.) доказали, что развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит только в ходе целенаправленного коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Вне специально организованного процесса обучения и воспитания не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения, потому что таким детям свойственна эмоциональная скованность, моторная неловкость, мимическая невыразительность, речевое недоразвитие. Деятельность в школьном возрасте у них также формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Поэтому формирование всех видов деятельности происходит не только во время обучающего процесса, но и на специальных подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях, и на занятиях объединения дополнительного образования, а затем переносится в свободную деятельность детей.

Являясь педагогом дополнительного образования, я поставила перед собой цель: создание условий для максимально возможной интеграции детей со сложной структурой дефекта в образовательное пространство школы средствами системы коррекционно-развивающего воздействия и эмоционального стимулирования через театрализованную деятельность.

Для реализации поставленной цели я сформулировала следующие направления в работе:

Проанализировать основные подходы к обучению и воспитанию детей со сложной структурой дефекта;

Актуализировать медицинские и психолого-педагогические данные;

Изучить особенности динамики развития, адаптации и социализации детей;

Описать систему коррекционно-развивающей работы;

Оценить эффективность функционирования данной системы с позиций оценки динамики развития воспитанников.

Ожидаемые результаты: положительная динамика в психофизическом развитии детей со сложной структурой дефекта, включение их в социальное пространство школы, а затем в социум.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

Свою работу с детьми начала с сентября 2009-2010 учебного года. Это были дети из специальных классов от 7 до 16 лет. Перед тем, как приступить к созданию рабочей программы, я ознакомилась с имеющейся документацией детей, которые будут заниматься в моей группе, их медицинскими заключениями и структурой дефекта.

Все дети имеют сложную структуру дефекта, то есть сочетание основного диагноза с серьезными сопутствующими заболеваниями.

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Контингент детей по структуре дефекта неоднороден, и это стало для меня особой трудностью в планировании и составлении рабочей программы. Исходя из цели, поставила следующие задачи для обеспечения положительной динамики в психофизическом развитии детей со сложной структурой дефекта, включения их в социальное пространство школы, а затем в социум:

Создать необходимые условия для пробуждения интереса к театрально-игровой деятельности;

Учить называть предметы театрально-игрового оборудования, закреплять в практической деятельности названия этих предметов и их предназначение;

Обогащать словарь, формировать умения строить предложения в вопросо – ответной форме с последующим развитием объяснительной речи, добиваясь правильного и четкого произношения слов через театрализацию ситуаций и сюжетов;

Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;

Развивать мелкую и крупную моторику через приемы кукловождения;

Развивать память, внимание, восприятие, координацию движений;

Формировать умения концентрировать внимание на игрушках, куклах, театральном реквизите, поддерживать стремления играть с музыкальными инструментами, импровизировать на шумовых инструментах;

Поощрять желание участвовать в театральных импровизациях;

Воспитывать у детей интерес и бережное отношения к игрушкам, театрально-игровому оборудованию, уважительные и добрые отношения друг к другу.

Для реализации поставленных задач мною была разработана рабочая программа объединения дополнительного образования «Пестрый колпачок».

Содержание деятельности объединения дополнительного образования «Пестрый колпачок»

Можно утверждать, что учеба – это труд, основанный на воле, дисциплине и чувстве долга и не стоит приучать ребенка только к развлечениям, все это так, но что делать, если у школьников еще не сформировалось чувство долга и как этого добиться, когда рядом столько увлекательных игрушек. А особенно это актуально для детей со сложной структурой дефекта. Как заставить читать, считать, как обучать и воспитывать таких детей? Призывом “надо учиться!” Нет! Противопоставить игре, можно только игру! Обучающую, развивающую, корригирующую, воспитывающую! Ведь детям интересно пока они играют, и это я взяла за основу в своей работе.

В развитии личности ребенка наиболее важна игровая деятельность – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные игры. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации младших школьников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Поэтому в своей работе много времени уделяю именно коллективным формам драматизации и театрализованной игре на наших занятиях: игры «Весёлые обезьянки», «Летает – не летает», «Автобус», «Что мы делали, не скажем».

Что касается самой речи, то проблема не только в нарушенном звукопроизношении, а в механизмах восприятия, понимания, продуцирование речи. Поэтому я включаю в занятия различные комплексы артикуляционной гимнастики, дыхательные упражнения, тренирую темп, ритм, интонацию, силу голоса, мелодику речевых высказываний, логическое ударение необходимые в данной роли.

В систему коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта включаю игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют не только речевые навыки, но способствуют развитию психических процессов, повышают внимание, память, мышление, воображение и эмоциональную активность обучающихся: «Узнай героя», «Превращение предмета», «Самолеты и бабочки», «След в след», «Угадай, что я делаю».

Введение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.

С помощью театрализованных игр я корригирую типичные для этой категории детей эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка, развивая навыки общения со сверстниками. Использую для этого следующие игры: «Если бы ты был зайчиком», «Смелый капитан», «Котята – шалунишки», «Угадай эмоцию».

Умение педагога войти в игровую ситуацию помогает решить задачу взаимопонимания между взрослыми и детьми. Работа в группе для детей с тяжелыми нарушениями поставлена так, чтобы занятия представляли собой синтез методов.

При выборе методов я учитывала: цели, задачи обучения; содержание формируемых знаний на данном этапе; возрастные и индивидуальные особенности детей; наличие необходимых дидактических средств; личное отношение к тем или иным методам; конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения под редакцией Бгажноковой И.М. в разделе «Игра и игрокоррекция», индивидуальными возможностями каждого ребенка. Я в своей работе добиваюсь того, чтобы каждая тема рабочей программы проходила все этапы коррекционно-развивающей работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, почувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, преодолевать коммуникативную дезадаптацию.

Комфортная внутришкольная среда – это внутреннее пространство школы, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье обучающихся, способствующих их оптимальной включённости в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт ребёнка позволяет максимально сохранить его психофизическое здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Правильно организованное коррекционно-развивающее пространство способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению окружающего мира и мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями детей знакомлю в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок учу понимать настроение и внутреннее состояние героев. Обращаю внимание на воспитательную сторону содержания, стараюсь развивать рефлексию, выясняя в процессе обсуждения их отношение к ситуации. С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.

Обучающиеся могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать с кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая им, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивают чувства ребёнка, его представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Особое внимание хотелось бы обратить на наличие зеркал в игровой комнате. Учитывая особенности развития детей со сложной структурой дефекта, необходимо обращать их внимание на то, как они выглядят, стимулировать их интерес к изменениям собственного внешнего вида при примерке маски или костюма в процессе театрализованной деятельности. Дети должны учиться мимически изображать простейшие эмоции и уметь их узнавать, наблюдая друг за другом.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помочь ребёнку открыть черты прекрасного в окружающем мире, приобщить его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

И совсем не обязательно иметь для этого большую сцену, изысканные декорации, обилие костюмов. Пусть для начала это будет классная комната, придуманные и нарисованные совместно с детьми декорации, элементы нескольких костюмов различных персонажей. Главное здесь – совместное желание сыграть сказку, сначала для себя, а затем для зрителей.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Необходимо отметить, что коррекционно-развивающая работа ведется в тесном контакте с учителями, со специалистами школы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).

Все вместе мы осуществляем важную и нужную работу по компенсации имеющихся проблем у обучающихся со сложной структурой дефекта.

Работа не замыкается только рамками моей группы. Мы выступаем на различных праздниках, родительских собраниях, клубах выходного дня, новогодних вечерах в нашей школе.

Я с уверенность могу сказать, что ожидаемые результаты положительной динамики в психофизическом развитии детей со сложной структурой дефекта очевидны, дети с неподдельной радостью участвуют во всех школьных мероприятиях и групповых праздниках. Надо видеть лица родителей их слезы и слова благодарности, чтобы понять необходимость и важность этих занятий, которые помогают их детям включиться в социальное пространство школы, стать участниками всех общешкольных мероприятий.

Читайте также:  Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы

Полученные данные по мониторингу карт индивидуального сопровождения развития ребенка для обучающихся со сложной структурой дефекта (Таблица 1. Мониторинг динамики развития обучающихся по итогам 2015-2016 учебного года (на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка), позволяют сделать следующие выводы:

самая высокая динамика наблюдается в формировании психомоторного развития (11,4%), восприятия (9%), неплохие показатели для данного контингента обучающихся; также заметны в формировании и развитии эмоционально-волевой сферы (7,9%) и речи (8,7%);

низкий процент в формировании и развитии памяти (5,45%) и мышления (5,65%) обусловлен психофизическими особенностями контингента обучающихся со сложной структурой дефекта.

Таблица 1. Мониторинг динамики развития обучающихся по итогам 2015-2016 учебного года (на основе карт индивидуального сопровождения развития ребенка)

Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Консультации по обучению:

Запись на собеседование:

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

  • Об институте
    • Главная
    • Сведения об образовательной организации
    • Дополнительное образование
    • Информация обучающимся
      • Лицензия
      • Порядок поступления и обучения
      • Перенос обучения
      • Продление обучения
      • Досрочное завершение обучения
      • Итоговая аттестация
      • Технические требования
      • Документы об образовании
    • Организационно-правовые документы
      • Нормативно-правовые акты
      • Локальные акты
    • Профессорско-преподавательский состав
    • Отзывы
    • Структура института
    • Свидетельство о регистрации института
    • Реквизиты института
    • Часто задаваемые вопросы
    • Обратная связь
    • Контакты
    • Вакансии
  • Повышение квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • Профессиональное обучение
  • Конференции и конкурсы
    • Структура центра
    • Монографии
    • Конкурсы и Фестивали
    • Конференции (публикация статьи)
    • Сборники
    • Архив очных конференций
    • Статьи
    • План заочных НПМ
  • Выездное обучение
  • Очные курсы и очные конференции
    • Повышение квалификации
    • Семинары-практикумы и очные конференции
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Тренинги
    • Публичные лекции
    • Вебинары
  • Новости
    • Анонсы
    • События
  • Вебинары
  • Непрерывное медицинское образование (баллы НМО)
  • Аудит
  • Самые популярные курсы
  • Профессиональная переподготовка
  • Обучение рабочим профессиям
  • Центр профильного образования
  • Здравоохранение
  • Курсы для профессорско-преподавательского состава ВО
  • Среднее профессиональное образование
  • Общее образование
  • Дошкольное образование
  • Дополнительное образование
  • Психологическое образование
  • Физическая культура и спорт
  • Социальная работа
  • Специальное (дефектологическое) образование
  • Юридическое образование
  • Экономика и управление
  • Судебная экспертиза
  • Английский язык
  • Педагогическое образование
  • Делопроизводство и архивоведение
  • Психология спорта
  • Управление образовательными организациями
  • Кадровое делопроизводство
  • Инклюзивное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аблёзгова Светлана Александровна.

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 10», Белгородская область, г. Валуйки, учитель-логопед.

По мнению Б.М. Теплова «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет речевое развитие ….».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

Развивая речь детей в театрализованной игре, нами ставятся следующие задачи:

  • развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
  • развитие звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
  • формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
  • развитие связной речи [1, с. 85].

На наш взгляд, театрализованные игры позволяют:

  • развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;
  • выработать умение управлять своими органами артикуляции;
  • формировать навык правильного речевого дыхания;
  • улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
  • тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;
  • повышать работоспособность, речевую активность.

Основные требования, предъявляемые к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей [2, с. 35].

Театрализованные игры могут быть включены в перечисленные режимные моменты:

  • Театрализованные игры в НОД.

Во время занятия педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по звукопроизношению, по грамоте с помощью театрализованных игр дети учатся правильному произношению звуков.

  • Использование театрализованных игр в свободной совместной деятельности во время прогулки. Например, при изучении лексической темы «Осень» используются в работе такие театрализованные игры как: «Осенние листочки», «Ветерок», «Дождь», «Солнышко и дождик» и др. В этих играх дети изображают как кружатся осенние листочки, как они шуршат, как качаются под ветром деревья, как люди прячутся от непогоды, т.е. через эти игры дети учатся правильно дышать, развивается фонематический слух, мимика, идет согласование речи и движения, воспитывается любовь к прекрасному, к природе и т.д.. [3, с. 55].
  • Использование театрализованных игр в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Детям даётся возможность пользоваться в самостоятельной деятельности пальчиковым театром, где импровизируют на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

Выход на сцену – это уже ответственность. Поэтому необходимо заранее заучивать текст, роли, позы, жесты. Главное – это понимание смысла сказки. Умело, поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации.

Театрализованная игра – это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда маленькие дети начинают принимать участие в создании спектаклей. По итогам результатов диагностики уровня речевого развития можно сделать следующие выводы: происходит уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем развития речи (словарный запас, звуковая культура речи, связная речь, выразительность речи).

Таким образом, театрализованная игра является эффективным средством в речевом развитии ребёнка-дошкольника и позволяет достигнуть значимых результатов в активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие в ней доставляет детям радость и вызывает активный интерес к спектаклям.

  1. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» / Пособие для работников дошкольных учреждений. М., 2003 – 128с.
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» М., 2003 –77 с.
  3. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников [текст] / О.С. Ушакова. М. ИПТ, 2001. 95 с.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Консультация для педагогов на педагогическом совете № 2 “Театрализованная деятельность детей как средство преодаления речевых нарушений”

  • Технологии (3)
  • Проекты (1)
  • Сценарии (2)
  • Консультации (3)
  • Логопедия (5)
  • Публикация в различных сборниках методических материалов (2)

Консультация для педагогов на педагогическом совете № 2 “Театрализованная деятельность детей как средство преодаления речевых нарушений”

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение детей дошкольного возраста к театру связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …». В. А. Сухомлинский.

Большое влияние на развитие детей оказывает театрально-игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Из этой основной цели вытекают следующие задачи:

  • развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
  • развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
  • обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
  • развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • развитие эстетических способностей.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра – драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

– Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности – участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Читайте также:  Конспект НОД: Зимующие птицы

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений

Статья:

Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки развития речи дошкольника;
  3. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  4. опора на сохранное звено;
  5. учет закономерностей нормального хода речевого развития;
  6. учет ведущей деятельности;
  7. поэтапность;
  8. учет индивидуальных особенностей;
  9. взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Характеристика речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
  • Метод дидактических игр

Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы

В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.

Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.

Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.

Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Развитие артикуляторной моторики

Развитие слухового восприятия и внимания

2. Постановка звука

Развитие слухового восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие речевой артикуляторной моторики

Работа по непосредственной постановке звука

3. Автоматизация звука

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)

Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)

4. Дифференциация звуков речи

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях

Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи

Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:

  1. октябрь – январь (32 занятия);
  2. февраль – май (29 занятий).

Всего в год – 61 час. Из них:

  • расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
  • развитие связной речи – 9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Методы:

1. Установки-общения («Задай вопрос другу о его настроении»).

  1. Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, вспомни, видел ли ты это раньше»).
  2. Сравнение («Сравни, чем отличается твое настроение и настроение друга»).
  3. Знаково— символические методы, которые позволяют (знаки-средства эмоций: рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты).
  4. Мимические маски.
  5. Пантомимические этюды («Я удивился» «Я обрадовался» «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне взгрустнулось»).
  6. Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку эмоциональных проявлений у дошкольников «Для чего человеку нужны эмоции, «Кто из сказочных героев проявлял такие эмоции».
  7. Игровые методы
  • «Изобрази без предмета»;
  • «Сурдоперевод» (кто-то читает стихотворение, а кто-то, изображая диктора мимикой и жестами, переводит его);
  • «Театральные режиссеры» (Детям за 15-20 мин. предлагается поставить спектакль по тексту из 4 строчек);
  • «Кинооператор» (создать фильм по сказке по законам немого кино).
  1. Разные виды кукольного театра:
    • Театр верховых кукол (куклы над ширмой)
    • Театр марионеток
    • Театр теней
    • Театр кукол Бибабо
    • Перчаточные (варежковые, пальчиковые, носковые, ложковые) куклы
    • Настольный театр
    • Театр картинок

Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Можно выделить 6 направлений:

  1. Театрализованнаяя игра включает в себя игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, игры, развивающие внимание, память и наблюдательность. При проведении этих игр необходимо создавать весёлую, непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей. Допустимо использование этих игр и в работе воспитателя.
    2. Культура и техника речи включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, чёткой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребёнка к коррекционным занятиям. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластикой и театральными играми.
    3. Ритмопластика включает комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма. У детей с речевыми нарушениями наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабление движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.
    4. Основы театральной культуры обеспечивают условия для овладения элементарными знаниями и понятиями профессиональной терминологии театрального искусства. В игре дети знакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.
    5. Работа над спектаклем включает знакомство со сказкой, её содержанием, беседу, обсуждение, игры по сказке, даёт представление о необходимости выполнять определённые упражнения для коррекции речи. У всех спектаклей есть специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные речевые испытания.

На основании результатов обследования звукопроизношения, слоговой структуры сложных слов, связной речи и просодической стороны речи (сила голоса, его тембр и выразительность) детей – логопатов в сентябре 2011 г. и мае 2012 г. составлен сравнительный анализ среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками, который представлен в гистограмме № 1:

Анализ данных, представленных в гистограмме № 1, показывает значительное улучшение звукопроизношения и слоговой структуры слова, просодической стороны речи, высокие результаты по связной речи детей после коррекционного обучения. Речь детей стала более выразительной и эмоциональной. В процессе коррекционной работы используемые методы и приемы помогают улучшить речь дошкольников, а значит, включение театрализованной деятельности в работу по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста является целесообразным и эффективным. Таким образом, театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи и выступает хорошим мотивом на исправление речевых дефектов у детей. Всё это помогает развитию речи дошкольников в ненавязчивой форме.

3. Библиография

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. – № 1. – с. 12-17.

4. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. – № 3. – с. 34-37

5. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. – № 4. – с. 46-75

6. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. – № 5. – с. 111-116

7. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2008. – № 7. – с. 76-81

8. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. – № 6. – с. 84-93

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

10. Муллаярова Г., Гафурова Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2002. – №3. – С.32-35.

11. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. – №4. – С.43-46.

12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

13. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. – № 1. – с. 4-10

14. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. – № 5. – с. 92-95

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

16. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. – №8. – С.54-57.

Ссылка на основную публикацию