Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Рубрика: 7. Дефектология

Статья просмотрена: 1913 раз

Библиографическое описание:

Мазаева Е. Г. Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 132-135. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3711/ (дата обращения: 28.02.2020).

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. [3,с.3]

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся. [6,с.125]

По мнению И. М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга. [7,с.107]

Большое познавательное значение деятельности руки открыл И. П. Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. [4,с.201]

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искажённую информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. [6,с.125]

В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или шероховатость, упругость и т. д. [1,с.70]

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. [6,с.125]

Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же как и у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания. [ 2 ,с. 17 ]

Общая особенность таких детей — нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. [3 , c .9 ]

Для многих детей самым сложным предметом в школе является русский язык. Это связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребёнка. Полноценная устная речь невозможна без богатого словарного запаса и правильного понимания значения слов. Ребёнок с хорошо развитой речью не испытывает трудностей в освоении грамматики родного языка. Начинать развивать и обогащать речь ребёнка в школе уже поздно. В процессе общения активно пополняется словарный запас ребёнка в возрасте 4–6 лет. Именно это служит залогом успешного обучения в школе. [5.с.3]

Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. [3.с.10] Сложности возникают у детей в подборе качественных и относительных прилагательных, слов-синонимов и слов-антонимов.

Одним из эффективных приёмов для решения данных проблем у детей 5–7 лет с нарушениями зрения является использование тактильных дощечек. В работе психолога с помощью таких дощечек дети учатся чувствовать и передавать настроение, погоду, эмоциональные переживания. Мы же решили использовать тактильные дощечки для развития словаря, связной речи и осязания. Были изготовлены дощечки 6 на 10 см. с разной поверхностью. Данный размер позволяет ребёнку обследовать поверхность дощечки всей ладонью, а не только подушечками пальцев. Используются дощечки с разной тактильной поверхностью (наждачная бумага, мех, бархат, замша, вельвет, контактная лента и т. д.) Количество дощечек с однотипной поверхностью должно быть не менее трёх у каждого ребёнка. Работа с детьми проводится в подгруппе от 4 до 6 человек. Мы выделили три этапа в работе с тактильными дощечками.

Знакомство с пособием. Введение в активный словарь качественных прилагательных. Формирование умения группировать дощечки по признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Сравнение дощечек между собой. Обучение приёмам обследования. Нахождение дощечки по описанию.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

—На что или кого похожа данная дощечка?

— C равните колючую и пушистую дощечки.

—Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, или до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Обучение выкладыванию дощечек слева направо по ходу рассказа. Введение новых дощечек с разной поверхностью. Расширение словаря относительных и качественных прилагательных, слов-антонимов (колючий-мягкий, лохматый-лысый и т. д.). Соотнесение поверхности дощечек с определённым предметом, животным.

Детям демонстрируют картинку, на которой изображены валенки.

—Шерстяные (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Колючие (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Детям демонстрируют картинку, на которой изображена собака.

—Лохматая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какие зубы у собаки?

—Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какой нос у собаки?

—Гладкий (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание собаки.

Введение новых дощечек с похожей поверхностью для расширения словаря синонимов (пушистый-лохматый, гладкий-ровный). Пересказывание рассказов с опорой на тактильные дощечки использую зрительный анализатор и без него (с закрытыми глазами) используя только тактильные ощущения.

На данном этапе детям предлагаются рассказы, для дальнейшего пересказа с опорой на тактильные дощечки, используя зрение или с закрытыми глазами (используя тканевые очки). Дети отвечают на вопросы, которые задаёт логопед к подчёркнутым словам.

У Вики много обуви. В кожаных сапожках Вика ходит гулять на улицу. В гладких новых туфельках Вика танцует. В джинсовых кедах Вика занимается спортом. А дома Вика ходит в тёплых меховых тапочках.

«Ёжик в гостях у зайчика»

Однажды колючий ёжик решил пойти в гости к пушистому зайчику. Он надел шерстяные валенки и вышел на улицу. С начало он пошёл по гладкой дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда ежик пришёл к зайчику они стали пить чай, накрывшись клетчатым одеялом.

Как-то раз Павлик собрался на прогулку. Он надел фланелевую рубашку, новые вельветовые брюки и пошёл гулять. Во дворе лежала лохматая собака. Она грызла гладкую кость. Павлик взял сухую ветку и стал дразнить собаку. Собака оскалила острые зубы и схватила Павлика за брюки. Брюки порвались. Павлик заплакал и пошёл домой. Мама сказала: «Сам виноват. Нельзя дразнить собак».

—Какая собака лежала во дворе?

—Как ещё по-другому можно назвать лохматую собаку?

Если дети выкладывают дощечки закрытыми глазами, то подчеркнутые слова логопед повторяет два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать дощечки.

Рассказы и сказки, используемые логопедом, соответствуют тематическому планированию МБУ в коррекционных группах, а также в рассказах учитываются образовательные области «Безопасность», «Здоровье» и т. д.

Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000

Корнилова И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация/ И. Г. Корнилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Лапп Е. А. развитие связной речи детей 5–7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты.- М.:ТЦ Сфера,2006.

Павлов И. П. Полное собрание соч.2-е изд М.;Л.,1951.

Парамонова Программа развития и обучения дошкольника. Узнаю новые слова. Для детей 4–6 лет.-СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС образование», 2003.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под.ред. Л. И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Сеченов И. М. Осязание как чувство, соответствующее зрению/ Избр. философ. и психолог. произвед. М.: Госполитиздат, 1947.

Похожие статьи

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

обучающая дощечка, слово, ребенок, картинка, звук, дощечка, буква, вариант заданий, звуковой анализ слов, мелкая моторика, деревянный планшет, нарушение функций, пособие, развитие.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе.

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов при.

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более

Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь.

«Про собаку» (С. Антонюк). У него четыре лапы, Черный нос и хвост лохматый

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие

При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]).

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями.

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ.

Читайте также:  Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Развитие невербальных средств коммуникации как составная.

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей должна осуществляться силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Логопедические занятия должны дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

 выбор адекватного фона;

 выбор оптимального цвета;

 постоянное использование указки для уточнения;

 ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

 педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

 объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

 непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

 обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

 развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

 развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

 стимуляция зрительно-познавательной активности;

 включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

 развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений, экскурсий получают «живые» впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте, включающая следующие задачи:

 развитие интереса к занятиям;

 уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;

 исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;

 укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;

 развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

 координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.

Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».

Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Анжелика Хайретдинова
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Нарушение зрения отрицательно сказывается на:

-нервно-психическом статусе детей;

– двигательной активности и

– ориентировке в пространстве;

-развитии познавательной деятельности;

– общем речевом развитии.

Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:

-не понимают смысловую сторону слова;

-используют слова, усвоенные на чисто

-накапливают в речи слова без конкретного

-Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что проблемы со звукопроизношением

встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормой.

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы.

Логопедическая работа по развитию речи

детей с нарушением зрения

опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи.

Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован

Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

«Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с фонетико-фонематическим

недоразвитием (старшая группа)»

Программа Г. А. Каше «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с фонетико-

фонематическим недоразвитием (подготовительная

Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

«Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального

Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения:

-Использование стимульного материала в

зависимости от зрительной патологии ребенка.

-Учет зрительной нагрузки,включение в занятия

гимнастики для глаз.

-Переключение со зрительного восприятия на

тактильное и слуховое.

-Размещение детей на занятии с учетом

-Индивидуализация подхода к коррекции речи у

детей с нарушением зрения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:

-Иллюстративный материал максимально

реальный и четкий

-Для наглядных пособий использовать

красный, оранжевый и желтый цвета

-Нельзя использовать картины с блестящей

-Картины вешать на уровне глаз

-При фронтальной демонстрации картин

детям можно выходить к доске для лучшего

-Для раздаточного материала лучше

использовать силуэтные рисунки

-Раздаточный материал при сходящемся

косоглазии (направление взора вверх и

вдаль, высокой близорукости, нистагме

располагать на подставке,

-при расходящемся косоглазии (направление

взора вниз и вблизи) наглядный материал

лучше положить на стол.

-Если ребенку врач назначает окклюдор, то ребенок стоит у доски со стороны открытого глаза (наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа.

Наклейка на правом глазу, ребенок стоит от доски слева).

-Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

Острота зрения – Размер пособий

Посадка детей за столы:

1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые

2. При светобоязни нужно посадить ребенка так,

чтобы не было прямого раздражающего попадании

3. При сходящем косоглазии место ребенка на

занятиях в центре.

4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка

Читайте также:  Игра 'Что? Где? Когда?' по теме 'Большое путешествие в мир космонавтики'

необходимо посадить лучше видящим глазом к

5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии

должна быть горизонтальной, а при сходящемся –

вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной

6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей

поверхности должно быть не менее 30 см.

7. Темп занятий должен быть снижен.

8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.

Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения.

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее.

Использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения, дидактических игр Использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения, дидактических игр. При работе с детьми, имеющими нарушения зрения,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учёта индивидуальных особенностей развития личности ребёнка. В.

Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования. [/u][/b]Одним из актуальных направлений развития системы образования.

Специфика работы учителя-логопеда (из опыта работы) Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования (слайд 1) (слайд 2) Инклюзивное образование в России все активнее.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Часто в специальные (коррекционные) учреждения III и IV видов поступают дети, имеющие помимо основного дефекта — зрения, недостатки речевого развития (ФН, ФФН, ОНР). Осуществлять коррекцию дефектов речи у этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей. Кроме того, в процесс логопедической работы необходимо включать упражнения, способствующие компенсации зрительной недостаточности.

Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем-логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) и уровня развития зрительного восприятия.

Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера:

Острота зренияРазмер пособий
0,4 и выше2 см
0,2-0,32—3 см
0,05-0,13-4 см
0,01-0,044-5 см

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, логопед должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светло и темной стороной, а также подставь для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.

Зрение отличается от других органов чувств тем, что зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сен сорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Такую же трехуровневую систему зрительного включения необходимо представлять и в логопедической работе при предъявлении детям с нарушениями зрения пособий.

Логопеду важно знать, что все средства должны быть направлены на приобретение ребенком умений и навыков, необходимых ему для осуществления ориентировки в окружающем мире, и формировать их надо на позитивном интересе к окружающему миру. Логопедические занятия должны строиться на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть «здесь и сейчас», с использованием методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом.

Необходимо стремиться развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Это очень важно для становления здорового психического состояния детей, поэтому в работе по коррекции и развитию речи дошкольников с нарушениями зрения логопедом должны использоваться элементы психогимнастики и мимических разминок у зеркала. В процессе коррекционной работы следует обеспечить развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.

Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода. В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти.

Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира ученые связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур. Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей.

Например, в решении задач обобщения и классификации можно использовать различного назначения перфокарты: «На что похоже?» (предмет, его форма), «Чем отличается?» (форма предмета, его цвет) и т.д. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира. Следует учить детей отвечать на вопросы: Что это? Как называется? На какую геометрическую фигуру похож?

При монокулярном характере зрения у детей с амблиопией и косоглазием отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, особенно того, где необходима зрительная ориентировка.

Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций. Учеными была обнаружена взаимосвязь нарушений локализации и фиксации с трудностями нахождения объекта в ряду множеств. Эти трудности обусловлены двоением, наслоением одного объекта на другой при направленном взоре ребенка на картинный (предметный) ряд. Следствием в нарушении глазодвигательных функций являются трудности в предметно-практических действиях.

В этих случаях логопед должен использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: «Какой по счету?», «Назови все желтые предметы», «Перечисли только овощи» и т.д.

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в логопедической работе в разделе предложно-падежного управления при использовании предлогов. Ведь только при точном понимании и использовании ребенком в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к) и таких понятий, как «выше — ниже», «дальше — ближе», «слева — справа», «близко — далеко», можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.

Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией и косоглазием очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве.

Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

Web wide crawl with initial seedlist and crawler configuration from March 2011. This uses the new HQ software for distributed crawling by Kenji Nagahashi.

What’s in the data set:

Crawl start date: 09 March, 2011
Crawl end date: 23 December, 2011
Number of captures: 2,713,676,341
Number of unique URLs: 2,273,840,159
Number of hosts: 29,032,069

The seed list for this crawl was a list of Alexa’s top 1 million web sites, retrieved close to the crawl start date. We used Heritrix (3.1.1-SNAPSHOT) crawler software and respected robots.txt directives. The scope of the crawl was not limited except for a few manually excluded sites.

However this was a somewhat experimental crawl for us, as we were using newly minted software to feed URLs to the crawlers, and we know there were some operational issues with it. For example, in many cases we may not have crawled all of the embedded and linked objects in a page since the URLs for these resources were added into queues that quickly grew bigger than the intended size of the crawl (and therefore we never got to them). We also included repeated crawls of some Argentinian government sites, so looking at results by country will be somewhat skewed.

We have made many changes to how we do these wide crawls since this particular example, but we wanted to make the data available “warts and all” for people to experiment with. We have also done some further analysis of the content.

If you would like access to this set of crawl data, please contact us at info at archive dot org and let us know who you are and what you’re hoping to do with it. We may not be able to say “yes” to all requests, since we’re just figuring out whether this is a good idea, but everyone will be considered.

ЛОГОПЕДИЯ ПО ПЯТНИЦАМ

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей должна осуществляться силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Логопедические занятия должны дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Читайте также:  Как говорим мы – так говорят наши дети

Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

· выбор адекватного фона;

· выбор оптимального цвета;

· постоянное использование указки для уточнения;

· ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

· педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

· объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

· непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

· обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

· развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

· развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

· стимуляция зрительно-познавательной активности;

· включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

· развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений, экскурсий получают «живые» впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте, включающая следующие задачи:

· развитие интереса к занятиям;

· уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;

· исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;

· укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;

· развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

· координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.

Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».

Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

Н.В. Жолудева, Н.Б. Цепина //Дошкольная логопедическая служба. – М.: ТЦ Сфера, 2006

Использование офтальмологических технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения.

На ранних этапах формирования зрительного анализатора важно понимание единых задач по восстановлению нарушенных функций в каждый период лечения. Достижения в области физиологии зрения, создали новое направление в лечении косоглазия и амблиопии на всех трёх этапах консервативного лечения с применением высоких технологий. Одной из эффективных технологий являются интерактивные компьютерные программы «Цветок», «Кодинг» и другие, которые применяются для увеличения скорости локализации объектов у дошкольников 5–7 лет с нарушением бинокулярного зрения.

Для того чтобы работа была успешной, необходимо знать, на каком этапе лечения находится каждый ребёнок.

1 этап. Плеоптическое лечение — направлено на повышение остроты зрения.
2 этап. Ортоптическое лечение — направлено на устранение косоглазия.
3 этап. Диплоптическое лечение — направлено на выработку у детей бинокулярного (стереоскопического) зрения.

Для лечения в плеоптический период используются специальные медицинские аппараты, среди которых локализатор-корректор, макулотестер, «Иллюзион», специальные компьютерные программы и другие. Для того чтобы был успех лечения у детей надо нам, педагогам, их подготовить. Например: педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на локализаторе-корректоре.

Цель занятий: учить фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали. Развивать зрительное внимание, запоминание. Учить правильно держать стержень аппарата, не допускать ошибок в программе лечения.

Задание: Педагог раздаёт детям материал в зависимости от остроты зрения. Объясняет им, что они должны, например, нанизывать бусы на леску, последовательно четыре цвета, а с гиперметропией нанизывать бисер двух цветов чёрного и белого.

Очень интересны задания на обводку рассматривания картинок через освещённый экран.
Упражнение «Выложи из злаков узор». Детям предлагается рассортировать на две тарелочки крашеный в два цвета рис или косточки двух фруктов. Дети могут выложить узор из злаков на подушечке зелёного цвета.

Упражнение «Рисование по клеткам». Можно предложить детям зарисовать в тетради в клетку одну строчку домиков, флажков, ёлочек. Такой вид работы разрешается детям с остротой зрения не ниже 0,4. В целях подготовки руки к письму дети рисуют фломастерами и закрашивают карандашами. Необходимо через 5-8 минут проводить зрительную гимнастику по снятию утомляемости у ребёнка.

Повышению остроты зрения способствуют сильные контрасты при формировании представлений о цвете. Составление орнамента: чёрные объекты на белом фоне, жёлтые на синем и т.п. Такие упражнения способствуют тренировке зрительных функций.

Для активизации зрения детей очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек (фонариков, лазерной указки, машинок с световыми сигналами, волшебный карандаш и так далее). «Проследи за огоньками (слева направо, справа налево)», «Найди огонек красного цвета» и так далее.

Систематически упражнять амблиопичный глаз в выделении формы, величины, цвета предметов и их изображений; т.е. заставлять его интенсивно работать, это будет способствовать повышению остроты зрения.

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4. Угол косоглазия при этом может быть любым, наиболее приемлемым является угол 10–15 градусов. Используются медицинские аппараты: синоптофор, монобиноскоп и др.

Педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на синоптофоре.

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счётными операциями, узнавать предмет в разных модальностях.

Упражнение «Посади цыпленка в яйцо». Педагог предлагает соединить эти пары в один образ и научить ребенка пользоваться словами: ближе, дальше, выше, ниже, правая и левая сторона.

Упражнение «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком». Педагог предлагает соединить две картинки с изображением недостающих деталей чайника (кошечки, ёлочки, ракеты, звёздочки и т.д.).

Упражнение «Узнай на «зашумлённых» рисунках кто попался в сеть». Назвать все предметы, изображённые контуром. Зрительный гнозис — из нескольких слившихся контуров обвести фломастером один. Подбобрать к силуэтному изображению цветную пару. Подобрать пару, например: «два изображения животных в разных позах, и рассказать чем эти изображения отличаются».

Упражнение «Накладывание изображений одно на другое». Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения фруктов. Ребёнку дают вырезанные из цветной или чёрной бумаги такие же изображения. Дети должны точно наложить их на нарисованные изображения. Очень полезно в этот период лечения использовать все настольно-печатные и развивающие игры, основанные на принципе заполнения отверстий, прорезей, игры по типу «пазл».

Необходимо проводить игры и упражнения, развивающие глазодвигательные функции у детей. «Прокати мяч в воротики», «Проследи за движением флажка, ленты, фонарика, цветка», «Набрось кольцо».

На III этапе лечения — в период выработки у детей бинокулярного (стереоскопического) зрения очень полезно упражнять детей в рассматривании сюжетных рисунков с 2-х и 3-х плановой перспективой; учить детей определять, что ближе, что дальше. Для развития стереоскопического зрения используются: бинокли, калейдоскопы и специальные картинки со стереоизображением.

Результаты аппаратного лечения по восстановлению у детей бинокулярного зрения хорошо закрепляются в настольно-печатных играх: футбол, хоккей, бильярд, колпачки, а также в играх с конструктором и строительным материалом, в которых детей учат анализировать формы и величины деталей, их пространственное расположение, степень их удалённости от себя, расстояние между ними.

Таким образом, в заключение хочется сказать: для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты, а педагоги повышают эффективность занятий, используя пособия на основе офтальмологических технологий. Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечение на специальных медицинских аппаратах. Коррекционно-педагогические упражнения сокращают сроки лечения, повышают уровень зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, развивают зрительно-моторную координацию, вырабатывают навыки быстрого произвольного переключения внимания, что является основой готовности ребенка к школе и их выздоровление. Залогом этого является совместная работа педагогов с медиками.

Татьяна Чичигина, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ Школа №1236, ДО №1446

Ссылка на основную публикацию