Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Наталья Трифонова
Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации.У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работепозволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым,так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности,приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьмис различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Составила Учитель – логопед: Кулагина И. А. Особое значение игра.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Мультимедиа технологии в работе учителя- логопеда ДОУ. Мультимедиа технологии являются одним из популярных и перспективных направлений.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородска школа №8»

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Автор: Венецкова Ксения Николаевна

Педагогический стаж: 8 лет

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. …………………………………………………………….стр 4

Список литературы……………………………………. стр 8

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение специального образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в современном мире и самореализации в различных видах профессиональной.

В настоящее время все силы сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать доступную образовательную среду для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

И одним из приоритетных направлений модернизации в образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств цифровых технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с

детьми с ОВЗ.

Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT-технологии столь востребованными.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике и используется как дополнительный инструмент в работе педагога.

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;

— обеспечение психологического комфорта на занятиях;

— развитие высших психических функций;

— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование личностных качеств ребёнка;

— повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.

На логопедических занятиях мною используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

В качестве готовых продуктов я использую такие цифровые ресурсы, как мерсибо ( mersibo . ru ), где помимо тестов и тренажеров для обучающихся, здесь можно участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале, углубленные мастер-классы для логопедов; логозавр ( logozavr.ru ), теремок (teremoc.ru) – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций. Так же в своей работе использую интернет урок ( interneturok . ru ) для реализации дистанционного обучения для ребенка с индивидуальной программой развития. На этом сайте можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам.

К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: составленные с помощью программы Microsoft Office игры, пособия и игры-презентации Power Point; веб-сайты; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Читайте также:  Конспект НОД в подготовительной группе по теме Весна

Одно из последних разработанных мной пособий является «Персональная книга для чтения» для обучающегося по индивидуальной программе развития. Это пособие разрабатывалось для летнего чтения и письма обучающегося. Т.к. книга персональная она именная с фото обучающегося и его родных, благодаря этому и доступным заданиям ребенку интересно было заниматься по ней. В книге содержатся задания для чтения, задания по развитию фонематического восприятия и задания для письма.

Так же на занятиях использую мультимедийные игры-презентации – это одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс, которые очень эффективны в индивидуальной работе. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Мультимедиа – богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления.

Для связи с родителями и распространения собственного опыта мною был разработан персональный сайт ( nsportal.ru/venetskova-kseniya-nikolaevna ), на котором можно увидеть подробную информацию о моей работе, дидактический материал, фотоотчет работы.

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

4. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

Статья: ” Современные образовательные технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ”
статья по логопедии

Представлены технологии, актуальные в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_ns_portala.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Современные образовательные технологии в логопедической работе

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю-логопеду необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В течение нескольких лет осуществляется домашнее визитирование к детям с инвалидностью. Так как дети со сложными множественными дефектами (преимущественно с ДЦП), то возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для тетей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе:

– различные виды массажа;

– различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

– артикуляционная, мимическая гимнастика;

– гимнастика для глаз;

– упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

– упражнения на релаксацию;

– упражнения на профилактику нарушений осанки;

Использование оздоровительных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.

На каждом занятии используются игровые технологии . Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов – от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми с ОВЗ. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления – классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.

В работе используются различные программы:
Мicrosoft Word. – работа с документами;
Мicrosoft Роint – работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint – презентации к занятиям, рекомендации родителям;
Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.

При осуществлении домашнего визитирования к детям-инвалидам ИКТ используются по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:

Для детей разного возраста подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик в виде презентаций в программе Мicrosoft Роwег Роint. Дети школьного возраста могут без помощи взрослых выполнять предложенные комплексы упражнений.

-словарный запас, кругозор:

Школьники обучаются поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации. Работа с текстовой, аудио и видеоинформацией расширяет кругозор, словарный запас детей.

Дети совместно с родителями составляют рассказы на заданную тему: «Как я провел выходные дни», «Наша поездка», «Как я отдыхал на море», «Поход в кино», «Посещение выставки» и др. Рассказы записываются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве.

Дети с увлечением выполняют в программе Мicrosoft Word упражнения, которые развивают речь и логическое мышление:

«Ассоциации»: Наступила ночь – ночь холодная – холодная рука – рука помощи – помощи нет – нет ветра ….

«Цепочки предложений»: На улице выпал снег. – Снег дворник чистит лопатой. – Лопатой дедушка копает землю. – Землю…

«Придумай продолжение»: На севере холод – холодная зима – зимний вечер – вечерняя прогулка – прогулочная коляска – …

При работе с текстами тренируется скорость, правильность чтения, улучшается понимание читаемого.

При работе на клавиатуре компьютера формируется и тренируется навык набора слов, предложений, текстов.

При коррекции дисграфий на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям предлагаются выполнять некоторые упражнения из методических пособий Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н. и др. в программе Мicrosoft Word.

– мелкая моторика, зрительно-моторные координации:

Работа с клавиатурой, «мышью», сенсорной панелью планшета положительно сказывается на развитии моторики рук и пальцев рук детей с ДЦП.

Дети знакомятся с программой Мicrosoft Раint, работа в которой помогает развивать графо-моторные навыки (дети учатся создавать рисунки к электронным рассказам).

Детям подросткового возраста с проблемами общения, находящихся на индивидуальном обучении и ограниченных в социальных контактах, оказывается помощь в нахождении друзей по переписке в социальных сетях, и проводится обучение навыкам ведения переписки.

Много лет применяются на практике инновационные технологии Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В., Смирновой Л.Н., Новиковой-Иванцовой Т.Н. и других авторов.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Харламова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.

Целью моей работы стало – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.

Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:

Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.

I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Выбор технологий.

На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т.А. Фотековой “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена “зона ближайшего развития” обучающихся.

Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития обучающихся,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи (устной и письменной),

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому)

Весь процесс предполагал использование методов и приёмов:

-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)

-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)

-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

-Практических (практические задания, тренинги)

-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.

Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.

Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий):

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.

Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.

Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;

5. Соответствие коррекционной цели занятия;

6. Учёт принципа смены видов деятельности;

7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик” «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: “Рисуем шнурочками”, “Волшебные узоры”, «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево”, «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;

Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», “Звуковая тропинка”, «Читаха-черепаха»

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», “Цветик-семицветик”

Метод проектов.

Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»

Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий: творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии: “Поймай игрушку-назови звук”, “Что в ладошке?”, “Рыболов” «Посчитай рыбок»

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.

Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.

Творческая терапия, приёмы работы: выполнение поделок и аппликаций: “Деревья”, “Снегири”, “Рябиновая ветка”, “Варежка”, “Весенний кораблик”, “Пластилиновые буквы”

Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за

период с 2016-2019 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы

обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в

коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.

В конце 2019-2020 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:1-4 классы. -М.: ВАКО, 2007.

5.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М.: Издательство РОСТ,2011.

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2016-2017 год.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня

60 %

30 %

37 %

34 %

(80 % и выше -норма)

Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2017-2018 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

75 %

50 %

70 %

38 %

(Норма 80 % и выше)

Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2018-2019 году.

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Связная речь

Средний показатель уровня успешности.

89 %

80 %

75 %

65 %

(Норма 80 % и выше)

Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.

(период с 2016-2019 учебные года)

Компоненты речи

Сенсомоторный уровень

Лексико-грамматический строй речи

Словарь и словообразование

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Игровые технологии для развития дыхания .

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях

Артикуляционная гимнастика поможет овладеть правильным звукопроизношением, подготовить орган к постановке звуков.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Использование элементов Cу-Джок терапии и приемов самомассажа.

Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.

Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.

Метод наглядного моделирования

Среди детей с ОВЗ встречаются неговорящие дети.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования , в состав которого входит метод пиктограмм. «Я говорю» упражнения с пиктограммами Баряевой. Логиновой Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • облегчить общение. улучшить всестороннее развитие ребёнка. активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление) позволяет интегрировать детей в широкий социум
  • облегчить общение.
  • улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)
  • позволяет интегрировать детей в широкий социум

Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у детей с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы песочной терапии

Ребята с удовольствием выполняют задания в песке.

Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производят соответствующие движения пальчиками в песке

  • Способствуют расширению словарного запаса.
  • Помогают освоить навыки звуко – буквенного анализа.
  • Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
  • Способствуют развитию связной речи , лексико – грамматических категорий.
  • Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике

по звукопроизношению стать более интересной,

увлекательной, более продуктивной

  • Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
  • Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Аннотация: Дети приходят в младшую диагностическую группу на год. Диагнозы детей, поступающих в группу, постоянно меняются и усложняются.

Статья:

Цель: коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий в работе учителя-логопеда.

1) изучить методы и приёмы инновационных технологий;

2) внедрить методы и приёмы инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс;

3) выявить, какие методы и приёмы инновационных технологий имеют большую эффективность помощи детям с определёнными диагнозами

Дети приходят в младшую диагностическую группу на год. Диагнозы детей, поступающих в группу, постоянно меняются и усложняются. В сжатые сроки педагоги должны приложить усилия для того, чтобы максимально способствовать созданию условий для вызывания речи, коррекции психоречевого развития, социализации ребёнка. Использование классических методов и приёмов в коррекции психического и речевого развития порой не приносит ожидаемых результатов. В связи с этим педагоги постоянно находятся в поиске новых методов и приёмов коррекции нарушений развития.

Пути решения проблемы мы нашли в подборе эффективных методов и приёмов инновационных технологий, гармоничном, грамотном сочетании и использовании данных технологий как дополнительного и эффективного средства коррекционно-образовательного процесса.

Организация работы в младшей диагностической группе имеет свою специфику. Группа скомплектована на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Чем младше ребенок, тем сложнее поставить точный диагноз (какое нарушение первично, поэтому в диагностическую группу направляются дети, нуждающиеся в уточнении диагноза.

Мониторинг развития детей проводится 3 раза в год (первичный, промежуточный (здесь проходит отслеживание эффективности коррекционных мероприятий, итоговый. Если ребёнок испытывает трудности при усвоении адаптированной основной образовательной программы, организовывается консилиум для направления на ПМПК. ПМПК определяет дальнейший образовательный маршрут.

Большое количество детей имеют, наряду с основными (моторная алалия, сенсомоторная алалия, РАС, ЗПР, ДЦП,сопутствующие нарушения: ММД, неврозоподобные состояния, перинатальные поражения ЦНС, синдром двигательных нарушений, соматические заболевания. В таблице также представлены методы и приёмы использования инновационных технологий и на формирование каких качеств они направлены.

При работе с детьми РАС используем метод визуальных опор. Визуальная опора (поддержка) — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, предметы.

Визуальная поддержка для детей с РАС облегчает коммуникацию ребенка с людьми, помогает ребёнку понять, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной ситуации, т. е. способствует благополучной социализации.

Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска «Сначала-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать содержание доски «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.

Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.

Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.

Разные виды визуальной поддержки облегчают коммуникацию ребенка с РАС, помогают позитивно справляться с различными повседневными ситуациями, способствуют социализации.

Также мы используем метод биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это синхронная работа рук и органов артикуляции.Биоэнергопластика включает в себя 3 понятия: «био»-человек, «энергия»-сила, «пластика»-движение.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой не только активизирует движения артикуляционного аппарата, но и развивает внимание, мышление, чувство ритма, пальцевую моторику.

Фонетическая ритмика с биоэнергопластикой органично входит в работу по формированию звукопроизношения и играет существенную роль в коррекции речи детей. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которая свойственна детям с ОВЗ (особенно для детей с нарушением слуха).

Эта система достаточно эфффективна как в работе с безречевыми детьми, так и в формировании фонетически правильной речи. В результате у детей нормализуется речевое дыхания и связанная с ним слитность речи, формируется умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы, происходит правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, различение и воспроизведение различных ритмов.

Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. В процессе использования в коррекционно- образовательном процессе компьютерной технологии у детей формируется и развивается длительный ротовой выдох, нормализуется просодическая сторона речи, развивается фонематический слух, улучшается чёткость произношения звуков, развиваются коммуникативные навыки детей.

Психогимнастика-это курс специальных занятий (упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика опосредованно способствует речевому развитию ребенка, помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять, помогает формировать коммуникативные навыки, способствует развитию эмоциональной лексики детей, психических функций (внимания, памяти, воображения, нормализации мышечного тонуса.

Камешки Марблс — это потомки глиняных камешков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Камешки Марблс используютсяна логопедических занятиях как средство развития мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами: формирование и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов, для формирования слоговой структуры слова, для формирования пространственных отношений, для закрепления знаний цветов. Игры способствуют повышению речевой активности детей младшей диагностической группы и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Игры с песком используем для вызывания звукоподражаний, пополнения словарного запаса, формирования пространственных представлений, разговорной формы общения и построения фразы, для развития ротового выдоха, при проведении артикуляционной гимнастики (одновременное движение языка и рисование на песке линий). В процессе работы с песком у детей также повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.

Одним из эффективных приемов обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворного воздействия на весь организм в целом является использование Су-джок-терапии. Элементы Су-джок-терапии используем не только для развития мелкой моторики, но и для вызывания звукоподражаний, договаривания слов, фразы, для формирования грамматического строя речи путём катания шарика. Происходит соотнесения действия и проговаривания, что развивает межполушарное взаимодействие.

В логопедическую работу с ребёнком включаются родители как равноправные участники образовательного процесса. Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей ежемесячно проводятся семинары-практикумы, мастер-классы по овладению родителями практическими способами работы с детьми по преодолению недостатков речевого развития. Работа ведётся в различных современных формах. Родители принимают участие в групповых проектах, в театрализованных представлениях.

Грамотное использование методов и приёмов инновационных технологий даёт положительные результаты в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ. Дети овладевают активной речью, включаются в общение, обращаются с вопросами, начинают проявлять активный интерес к окружающему миру. К концу года дети смело выступают на открытых мероприятиях для педагогов и родителей. Результатом сложной работы является драматизация сказки, которая проводится на итоговом родительском собрании.

Таким образом, использование методов и приёмов вышеобозначенных инновационных технологий в работе учителя-логопеда в младшей диагностической группе с детьми ОВЗ существенно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса за счёт включения дополнительных возможностей и способствует оптимизации логопедической работы.

Сценарий развлечения к 23 февраля «Папа – гордость моя!»

Сценарий развлечения «Папа – гордость моя!» в старшей логопедической группе

За долгие годы в детском саду в нашей группе сложились определенные традиции — это праздник печеной картошки, туристические походы, проводы зимы и встреча весны, трудовые десанты совместно с родителями и т.д.

23 февраля наша страна будет отмечать замечательный праздник — «День Защитника Отечества».

В нашей группе этот праздник отмечается с большим размахом. Дети вместе с воспитателями сочиняют стихи про пап, изготовляют поделки из разного материала, оформляют выставки: «Дембельский альбом», «Ах, какие наши папы», «Мы будущие солдаты» и др.

Самыми яркими и запоминающимися в нашей группе — это праздники для наших пап. Это спортивно-игровые праздники, например «Зов Джунглей», спортивно-музыкальные — «Рыцарский Турнир», физкультурно-развлекательные «Полицейская Академия» и др.

Предлагаю сценарий спортивно-игрового праздника «Папа-гордость моя».

Задачи: Способствовать психологическому сближение детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувство взаимопомощи.

Оформление: На центральной стене зала плакат «Папа — Гордость Моя»

Ход праздника:

Звучит песня «Папа может всё, что угодно»

Ведущая: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех мужчин с Днём Защитника Отечества». Защитники есть в каждой семье — дедушки, старшие братья и конечно наши дорогие папы. Давайте, их по приветствуем, пожелаем здоровья, успехов и гордости за своих детей, которые вас очень любят. Поздравляем наших мальчиков, которые когда вырастут- станут сильными, отважными мужчинами.

«Делу время – час — забаве.

Команда первая на право!

Рядом — вторая становись.

Сегодня соревнуются две команды: «Богатыри» и «Крепыши» (команды состоят из пап- сыновей, пап- дочек).

Прежде, чем начать, наше соревнование предоставляем слово компетентному жюри. (слово жюри)

Каждой команде по очереди, задаются вопросы на смекалку, на сообразительность.

За правильный ответ жюри оценивает по одному баллу.

(Ведущая зачитывает разные ситуации с начало для детей, а потом для взрослых.)

Ведущая: молодцы, Хорошо справились с первым заданием, а сейчас я предлагаю детям поиграть в лихих наездников, а наши папа будет резвыми лошадками.

Конкурс «Лихие наездники»

(команды выстраиваются в две колонны, папы встают на четвереньки, дети садятся на пап «верхом», держась руками и ногами. Дойти до ориентира — обратно бегом)

Ведущая: Дорогие наши папы, мы знаем, как хорошо вы управляете молотком и другими инструментами. А сейчас мы посмотрим, как вы справляетесь с иголкой и ниткой.

Конкурс «Умелые руки»

Каждая команда, за одну минуту должна пришить как можно больше пуговиц на кусок ткани. За каждую пришитую пуговицу присуждается один балл.

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Продолжаем замечательный наш путь.

Ждёт забава – не дождётся храбрецов,

Вызываем добровольцев – молодцов.

Проверим, умеют ли наши будущие солдаты попадать в цель, а папы им будут помогать.

Конкурс «Забросай врага снарядами»

Игроки встают в две шеренги. Напротив — стоят корзины, в руках у игроков – мячи. Необходимо, за определённое время, как можно больше закинуть мячей в корзину соперника. За каждый попавший в корзину мяч, команда получает один балл.

В сражениях бывают потери, много раненых людей. Проверим, умеют ли наши папы оказать первую помощь пострадавшим.

(Напротив каждой команды находится «раненый». Участники команд, по очереди, подбегают до раненого – бинтуют ему ногу, второй участник — руку, и т.д. После уносят «раненого» с поля боя.)

Ведущая: Бывают в жизни такие случаи, когда нужно срочно эвакуировать (отнести, увезти в безопасное место) людей. Например, при пожаре, наводнение, взрыве и т.д. В этих случаях мы вызываем службу спасения. Сейчас наши папы будут спасателями. А спасать наши папы будут своих детей.

(на полу, в разных концах зала, лежат два обруча, в одном из них находятся дети. Папы располагаются между обручами. По команде Ведущей папы по очереди передают из рук в руки, детей. Чья команда быстрее эвакуирует людей в безопасное место.)

Ведущая: Как бы мы не любили наших пап, но мамочки гораздо чаще приходят в детский сад – приводят детей и забирают домой. И поэтому следующий конкурс называется:

«Одень меня, папа»

(На скамейке лежит одежда детей – колготы, кофты, носки шапки, куртки. Какая команда быстрее и правильно оденет своих детей.)

– Сейчас мы немного попрыгаем. Предлагаю нашим папам на некоторое время превратиться в кенгуру, а наши детки – в маленьких детёнышей, которые находятся в сумке у кенгуру.

(Команды выстраиваются в две колонны, дети находятся у пап у на груди, обхватив шею руками, а туловище ногами. Папы, придерживая малышей руками, прыгают на обеих ногах до ориентира, обратно возвращаются бегом)

Ведущая: Наша конкурсная программа подходит к концу, каждая команда показала себя сильными, ловкими, умными. Осталось последнее задание – самое вкусное и приятное.

Конкурс: «Приходите в гости к нам»

Из набора продуктов, которые находятся на столах, каждая команда готовит угощение для всех гостей.

Ведущая: Вот и настал торжественный момент для подведения итогов. Все очень волнуются и это понятно, ведь стать победителем всегда приятно.

Вручение призов, подарков, медалей.

Ведущая: Еще раз мы поздравляем наших пап и мальчиков с наступающим праздником. Желаем Вам чистого и мирного небо над головой.

Праздник заканчивается общим, весёлым танцем «Разноцветная игра».

Крит Лариса Юрьевна,
воспитатель логопедической группы,
НДОУ «Детский сад №139» ОАО «РЖД»,
г. Пермь

Ссылка на основную публикацию