Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Наталья Трифонова
Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьми с различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Читайте также:  Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Составила Учитель – логопед: Кулагина И. А. Особое значение игра.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Мультимедиа технологии в работе учителя- логопеда ДОУ. Мультимедиа технологии являются одним из популярных и перспективных направлений.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Статья: ” Современные образовательные технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ”
статья по логопедии

Представлены технологии, актуальные в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_ns_portala.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Современные образовательные технологии в логопедической работе

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю-логопеду необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В течение нескольких лет осуществляется домашнее визитирование к детям с инвалидностью. Так как дети со сложными множественными дефектами (преимущественно с ДЦП), то возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для тетей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе:

– различные виды массажа;

– различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;

– артикуляционная, мимическая гимнастика;

– гимнастика для глаз;

– упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

– упражнения на релаксацию;

– упражнения на профилактику нарушений осанки;

Использование оздоровительных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.

На каждом занятии используются игровые технологии . Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов – от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми с ОВЗ. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.

Технология «Портфолио» применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).

Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления – классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.

В работе используются различные программы:
Мicrosoft Word. – работа с документами;
Мicrosoft Роint – работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint – презентации к занятиям, рекомендации родителям;
Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.

При осуществлении домашнего визитирования к детям-инвалидам ИКТ используются по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:

Для детей разного возраста подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик в виде презентаций в программе Мicrosoft Роwег Роint. Дети школьного возраста могут без помощи взрослых выполнять предложенные комплексы упражнений.

-словарный запас, кругозор:

Школьники обучаются поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации. Работа с текстовой, аудио и видеоинформацией расширяет кругозор, словарный запас детей.

Дети совместно с родителями составляют рассказы на заданную тему: «Как я провел выходные дни», «Наша поездка», «Как я отдыхал на море», «Поход в кино», «Посещение выставки» и др. Рассказы записываются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве.

Дети с увлечением выполняют в программе Мicrosoft Word упражнения, которые развивают речь и логическое мышление:

«Ассоциации»: Наступила ночь – ночь холодная – холодная рука – рука помощи – помощи нет – нет ветра ….

«Цепочки предложений»: На улице выпал снег. – Снег дворник чистит лопатой. – Лопатой дедушка копает землю. – Землю…

«Придумай продолжение»: На севере холод – холодная зима – зимний вечер – вечерняя прогулка – прогулочная коляска – …

При работе с текстами тренируется скорость, правильность чтения, улучшается понимание читаемого.

При работе на клавиатуре компьютера формируется и тренируется навык набора слов, предложений, текстов.

При коррекции дисграфий на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям предлагаются выполнять некоторые упражнения из методических пособий Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н. и др. в программе Мicrosoft Word.

– мелкая моторика, зрительно-моторные координации:

Работа с клавиатурой, «мышью», сенсорной панелью планшета положительно сказывается на развитии моторики рук и пальцев рук детей с ДЦП.

Дети знакомятся с программой Мicrosoft Раint, работа в которой помогает развивать графо-моторные навыки (дети учатся создавать рисунки к электронным рассказам).

Детям подросткового возраста с проблемами общения, находящихся на индивидуальном обучении и ограниченных в социальных контактах, оказывается помощь в нахождении друзей по переписке в социальных сетях, и проводится обучение навыкам ведения переписки.

Много лет применяются на практике инновационные технологии Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В., Смирновой Л.Н., Новиковой-Иванцовой Т.Н. и других авторов.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

У большинства детей отмечается:

– недостаточный уровень познавательной активности,

-выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Игровые технологии для развития дыхания .

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях

Артикуляционная гимнастика поможет овладеть правильным звукопроизношением, подготовить орган к постановке звуков.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Использование элементов Cу-Джок терапии и приемов самомассажа.

Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.

Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.

Метод наглядного моделирования

Среди детей с ОВЗ встречаются неговорящие дети.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования , в состав которого входит метод пиктограмм. «Я говорю» упражнения с пиктограммами Баряевой. Логиновой Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает:

  • облегчить общение. улучшить всестороннее развитие ребёнка. активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление) позволяет интегрировать детей в широкий социум
  • облегчить общение.
  • улучшить всестороннее развитие ребёнка.
  • активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)
  • позволяет интегрировать детей в широкий социум

Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у детей с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы песочной терапии

Ребята с удовольствием выполняют задания в песке.

Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производят соответствующие движения пальчиками в песке

  • Способствуют расширению словарного запаса.
  • Помогают освоить навыки звуко – буквенного анализа.
  • Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
  • Способствуют развитию связной речи , лексико – грамматических категорий.
  • Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике

по звукопроизношению стать более интересной,

увлекательной, более продуктивной

  • Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
  • Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
  • Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Логопедические комплексы для детей с ОВЗ

Образование и воспитание детей является одним из приоритетных направлений современной образовательной системы. Министерство здравоохранения совместно с соответствующими ведомствами и подразделениями стремится к тому, чтобы логопедическая программа включала в себя не только традиционную, но и современную методику с использованием компьютерных технологий.

За рубежом для обучения детей с ограниченными возможностями повсеместно используются информационно-коммуникационные средства. Внедрение информационных технологий повышает эффективность коррекционного обучения. Сочетание дидактических методов обучения с игровыми возможностями содействует усилению мотивации у детей и большей заинтересованности в проводимых занятиях. В условиях игры дети дошкольного возраста легче усваивают какую-либо информацию, при этом не чувствуют усталости и утомляемости.

Особенности работы логопеда с детьми с ОВЗ

За последние годы наблюдается рост детей с проблемами здоровья. Современная медицина позволяет рождать недоношенных детей, младенцев с тяжелыми патологиями и различными нарушениями органов и систем. В связи с этим перед родителями и воспитателями встает непростая задача – сформировать полноценную и гармоничную личность несмотря на имеющиеся отклонения.

Дети с ограниченными возможностями, представляют собой группу малышей и подростков, которые имеют какие-либо психические или физические отклонения. Это препятствует полноценной и нормальной социальной адаптации. Все они нуждаются в специальном коррекционном обучении с использованием современных технологий. При этом специализированные средства и устройства должны подбираться в зависимости от характера нарушений и возможных имеющихся дефектов.

В настоящий момент количество малышей и подростков с нарушениями развития речи стремительно растет. Как следует из общих положений закона об образовании, детям с ОВЗ должны быть созданы надлежащие условия для получения качественного обучения без какой-либо дискриминации. Ведущее назначение инклюзивного образования – это обеспечение доступа к образовательной системе для всех обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.

Основные задачи коррекционно-логопедической работы в ДОУ

Совершенствование устных и письменных речевых навыков у учащихся.

Своевременное предотвращение возможных проблем в освоении общеобразовательных программ.

Предоставление специальных логопедических знаний педагогам, родителям и законным представителям.

Важную роль в развитии речи дошкольников с ОВЗ играет диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка. Специалисту необходимо выявить корень проблемы, в связи с этим главная задача логопеда-учителя – определить первичное нарушение. Среди основных проблем выделяют детский аутизм, интеллектуальные отклонения, умственная отсталость и детский церебральный паралич. Логопедические мероприятия должны выстраиваться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психоневрологического состояния и степени поражения артикуляционной системы.

Ведущие направления по формированию речи у детей

Обогащение словарного запаса. Развитие словаря является базовой основой улучшения речевых навыков у детей. Малыши легко усваивают слова, которые необходимы для их жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Современные интерактивные комплексы, например «Вундеркинд», позволяют в игровой форме улучшить речевые навыки.

Формирование звуковой культуры речи. Важную роль в устранении проблем артикуляционного аппарата играет развитие речевого слуха. Сегодня существуют различные средства и устройства для обучения правильного произношения. Среди них можно выделить интерактивный комплекс с коррекционно-логопедической направленностью MAG. Специализированное устройство помогает улучшить фонематический слух и звукопроизношение.

Развитие связной речи. Разговорный стиль общения особенно необходим при социальной адаптации. Ребенок должен уметь понимать обращенную к нему речь, поддерживать контакт и пользоваться всевозможными языковыми средствами общения. В этом случае большим подспорьем для преподавателя могут стать интерактивные устройства «Шхуна» и «Замок», которые помогают скорректировать возможные дефекты речи в игровой форме.

Эффективность коррекционного речевого формирования личности у детей с ОВЗ напрямую зависит от использования современных методик обучения. Логопедическое сопровождение с использованием интерактивных средств позволяет оказать ребенку всестороннюю помощь в освоении общеобразовательных программ и улучшении коммуникативных навыков.

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях комбинированной группы

Голунова Оксана Олеговна, учитель-логопед, МБДОУ ПГО “ДОУ № 43 общеразвивающего вида”, Полевской

МБДОУ Полевского городского округа “Детский сад № 43 общеразвивающего вида” представляет логопедический проект “Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья”.

Автором-составителем проекта является учитель-логопед ВКК Голунова Оксана Олеговна. В проекте представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию инновационныхтехнологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

Проект включает в себя краткое изложение теоретических основ используемых технологий, диагностический блок и сборники практических упражнений. Проект может быть интересен учителям-логопедам, воспитателям, родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тип проекта: по доминирующему методу: практико-ориентированный проект. По числу участников: групповой. По времени проведения: долгосрочный.

Участники проекта: обучающиеся старшей и подготовительной к школе групп, имеющие заключение ТПМПК ГБУ СО ЦППМСП “Ладо” и рекомендации по обучению и воспитанию по общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель проекта: создать условия для коррекции речевых нарушений через использование инновационных технологий на логопедических занятиях.

  • мотивировать детей, воспитателей и родителей к совместной деятельности по вопросам коррекции речевых нарушений у детей;
  • развивать объем понимания речи и звуко-произносительных возможностей, расширять употребление и понимание лексико-грамматических средств языка, частей речи, значение новых слов и т.д.;
  • прививать желание ребенка общаться, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
  • развивать мыслительные процессы ребенка: обобщающие понятия, пространственные отношения и т.д.;
  • развивать умения выполнять необходимые по возрасту графо-моторные пробы.

Проблема: В виду трудных и однообразных логокоррекционных упражнений дети часто пассивны на занятиях, им требуется постоянная стимуляция, мотивация, смена видов деятельности. Использование инновационных форм в работе учителя-логопеда может помочь детям заниматься коррекцией речи с большим интересом и добиться хороших результатов.

Краткое описание инновационных технологий и методов в работе учителя-логопеда. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие.

Технологии также являются новым способом взаимодействия педагога и ребёнка. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Для грамотного использования инновационных технологий в работе в целом, в данном проекте в частности, учитель-логопед повысила свою квалификацию по таким направлениям, как:

  • “Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОО”, 2016 г.
  • “Зондовый массаж. Нетрадиционные методы логопедической коррекции речевых нарушений различной степени сложности”, 2017 г.
  • “Арт-терапия для детей с нарушениями речи”, 2018 г.

Логопедический проект “Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья” реализуется в течение 2019-20 учебного года, во время специально организованной логокоррекционной деятельности.

Для реализации проекта учителем-логопедом разработано 6 приложений, которые содержат в себе методическое и практическое содержание:

Кроме вышеперечисленных технологий, учитель-логопед продолжает поиск новых технологий так, например, 3-D ручка помогает нам с детьми еще одним способом закрепить букву изучаемого звука, которую потом можно читать, обводить, уносить домой и приносить снова. Или конструктор “Лего”. Это изобретение помогает нам много раз строить и разбирать буквы, схемы слогов и слов, играть ими и, даже участвовать в конкурсах.

Инновационные технологии воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Альманах педагога

Автор: Грубий Любовь Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) пос. Серебряный Бор, Нерюнгринский район
Наименование материала: коррекционно-логопедические технологии
Тема: “Использование современных коррекционно-логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ”
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: начальное образование

Грубий Любовь Олеговна,

Республика Саха (Якутия)

пос. Серебрянный Бор, Нерюнгринского района.

Использование современных коррекционно-логопедических технологий в

работе с детьми с ОВЗ

Технологии логопедического обследования.

коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе

выявления у него не сформированности или нарушений в речевой сфере.

выявление объема речевых навыков;

сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического

активности и других видов психической деятельности;

анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны

речи, лексического запаса и грамматического строя;

определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование провожу в несколько этапов:

изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал

для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);

изучение речевого и психического уровня развития ребенка;

анализ полученных результатов.

выявления исходных параметров развития детей;

промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для

отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;

определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Технологии коррекции звукопроизношения.

деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой

индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

уточнение произношения звуков;

постановка и закрепление отсутствующих звуков;

развитие фонематического восприятия;

преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой

закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения

точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в

ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях

произносительной стороны речи.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на

соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с

помощью специальных коррекционных физических упражнений

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и

активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к.

бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет

овладение учащимися правильной речью.

Технологии развития связной речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей

ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить

развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной

речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение

полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной

речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и

последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном

Читайте также:  Логопедический досуг по теме Транспорт
Ссылка на основную публикацию