Использование сенсорных коробок в работе логопеда

“Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда”
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя – логопеда»,

из опыта работы учителя-логопеда МКДОУ «Детский сад № 37 «Теремок» Т.А.Мельниковой.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату.

В МКДОУ в практике логопедической работы, оборудование “сенсорной комнаты” используется недавно. Над проектом «Маленький рай» работали четыре человека : педагог- психолог О.М.Кудрявцева, старший воспитатель А.П.Николаенко, учитель-логопед Т.А.Мельникова и воспитатель В.М.Ионычева.

Цель: преодоление побочных явлений, возникающих у детей с ОВЗ в процессе лечения глазного заболевания, выраженных в повышенном психоэмоциональном напряжении, быстрой утомляемости, неустойчивости психических процессов, посредством специально подготовленной релаксационной среды в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Актуальность проекта обусловлена:

запросом родителей на своевременное и эффективное лечение глазного заболевания, на получение хороших образовательных результатов и своевременную коррекцию психического развития детей с ОВЗ с 2-х до 7-ми лет;

запросом педагогов детского сада компенсирующего вида на создание дополнительных условий для преодоления зрительного и эмоционального напряжения у детей после аппаратного лечения и различных корригирующих мероприятий;

запросом школьного сообщества ( Краевого государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Железногорской санаторно-лесной школы, выпускники детского сада переходят в класс охраны зрения по типу «группа-класс») в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, что обеспечивается связью и согласованностью компонентов образовательного процесса (целями, задачами, содержанием, методами), максимально ранним решением задач лечения и коррекции (коррекция зрительного восприятия, речевого развития, эмоционально-волевой сферы), сформированностью психологической и физической готовности дошкольника с ОВЗ к школьному обучению;

заинтересованностью медицинской службы Клинической больницы – 51 Федерального медико-биологического Агентства России (детской поликлиники) в максимальном оздоровлении и эффективном лечении глазной патологии в возможно короткие сроки, с целью максимального охвата детей с нарушениями зрения, стоящих в городской очереди, специализированными образовательными и медицинскими услугами.

Дополнительные эффекты, планируемые получить в ходе реализации проекта:

  • повышение уровня развития мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
  • развитие речи;
  • повышение уровня развития зрительного внимания.

Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, т.к. это ежедневный кропотливый труд.

Дети часто занимаются, потому что “так надо”.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка.

Уже на первые занятия в СК показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, графомоторных навыков. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед “Зеркальным панно».

Игровые модули: “Сенсорная дорожка”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей. Проходя на каждой «кочке» через болото мы можем выполнять самые разные упражнения на согласование числ с сущ, с глаголом , прилагательным.

Развитие зрительно-моторной координации, способствует игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Для совершенствованию обоняния и вкусовых ощущений используем набор ароматических масел и аромолампу. Особенно актуально данное оборудование при изучении таких тем как: “Цветы садовые и полевые”, “Деревья”, “Продукты питания” и т.д. Все это дает возможность не только расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.

Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: “ пузырьковая колонна”, “фиброоптическое волокно”. Дети всегда с увлечением играют в игры: “Куда плывут рыбки”, “Расскажи что делают”, “Сосчитай рыбок” и т.д.

Использование СК позволяет разнообразить логопедические занятия. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с нарушением речи имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаю, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что дети познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка . Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Чем полезна сенсорная коробка

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
  • Расширяет словарный запас и даёт возможность использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Развивают связную речь, диалогическую, грамматические категории речи.
  • Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
  • Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Чем наполнить коробку:

Коробочки в нашем кабинете имеют различные наполнители:

  • разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, крупная соль, всевозможные макароны;

  • фасоль, горох песок, галька; аква грунт (для игры “Подводный мир”, “На берегу океана”);

  • природные материалы: шишки, мох, листья, шиповник, камни, ракушки. (для игр “Ферма”, “Деревня”).

  • нарезанная бумага, ватные шарики, искусственный снег; (для игр “Космическое путешествие”, “На севере”).

Используем различные “инструменты” в сенсорных коробках:

  • лопатки, ложки, совки, половник, шумовку; пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
  • форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья
  • щипцы, пинцет; игрушечные грабли, лейку;
  • игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Главный критерий при использовании сенсорной коробки в логопедической работе с детьми – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.

Таким образом, использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях логопеда возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
  2. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.

Синицына К.А. Учитель – логопед

​​​​​​​

​​​​​​​

Использование сенсорных коробок в работе по развитию речи с детьми с ТНР

Евгения Романова
Использование сенсорных коробок в работе по развитию речи с детьми с ТНР

В настоящее время в логопедической работе с детьми, имеющими ТНР, используются не только традиционные технологии работы.

В последнее время широкое распространение в работе по развитию речи у детей с ТНР получили так называемые “сенсорные коробки“.

Использование сенсорных коробок относится к сенсорно-интегративному направлению логопедической работы. Теорию сенсорной интеграции разработала западный психолог, специалист по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория разработана на основе системного подхода к функционированию мозга и позволяет понять связь обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.

Преимущества использования сенсорных коробок в логопедической работе:

– через игру с сенсорной коробкой ребенок задействует тактильную чувствительность;

сенсорная коробка предполагает использование мелких игрушек и других составных элементов и манипуляции с ними положительно сказываются на развитии мелкой моторики;

– возможность изготовить сенсорную коробку на любую тему, позволяет провести работу над лексической стороной речи (развитие активного и пассивного словаря);

– происходит отработка грамматических категорий во время игры с сенсорной коробкой. Можно организовать игры на словоизменение, словообразование, согласование слов и т. д. ;

сенсорные коробки позволяют проводить игры направленные на развитие связной речи. В коробке легко развернуть любой сюжет с использованием персонажей коробки. Если персонаж один, то ребенок может взять на себя роль этого персонажа, и тогда будет происходить отработка монологической речи. В паре с педагогом или другим ребенком будем отрабатывать диалогическую речь.

Сенсорные коробки можно использовать как в индивидуальной работу с детьми, так и с группой детей. Данные игры позволяют поддерживать интерес детей к занятиям по развитию речи.

Примеры игр с сенсорными коробками:

1. Сенсорная коробка по теме “Огород. Овощи”.

Для изготовления использовалось: кинетический песок, муляжи овощей большого размера, муляжи овощей маленького размера, игрушки.

1) “Расскажи какой?”

Цель: согласование имен прилагательных с именами существительными.

Расскажи какой перец, огурец, чеснок. (большой, маленький, красный, зеленый, вытянутый, сочный, горький и т. д.);

Расскажи какая тыква, картошка, морковка. (большая, маленькая, оранжевая, вытянутая, круглая и т. д)

2) “Назови ласково”

Цель: образование имен существительных с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

перец – перчик и. т. д.

2. Сенсорная коробка по теме “Осень”

Для изготовления использовалось: основа коробки – пшено, природные материалы – листья, ветки, веточка рябины с ягодами, шишки камешки марблс, игрушки.

Цель: согласование числительных с именами существительными.

“Посчитай сколько шишек на лесной полянке” – “Одна шишка, две шишки, три шишки. пять шишек” и т. д. ;

2) “Чем питается зверек?”

Цель: составление простого распространенного предложения.

В лесу живет медведь. Чем питается медведь?

В лесу живет белка. Чем питается белка?

В лесу живет бобр. Чем питается бобр? и. т. д.

3. Сенсорная коробка по теме “Домашние животные и птицы”

Для изготовления использовалось: коврик “травка”, кинетический песок, озеро – фетр, игрушки домашних животных и птиц, фасоль.

Цель: употребление предлогов.

Где кошка? – кошка сидит НА крыше;

Откуда выходит собака? – собака выходит ИЗ дома;

Где плавает утка? – утка плавает В озере. и. т. д.

2) “Накорми животное”

Цель: употребление имен существительных в дательном падеже ед. ч.

Кому дадим корм?

корове;

4. Сенсорная коробка по теме “Животные севера”.

Для изготовления использовалось: “искусственный снег” (крахмал + вода, пластилин синего цвета – океан, камешки марблс, игрушки животных.

1) “Мама и детеныш”.

Цель: обогащение словарного запаса.

У белой медведицы детеныш – белый медвежонок;

У тюленя детеныш – тюлененок;

У пингвина птенец – пингвиненок.

Использование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Автор: Паршина Татьяна Алексеевна

Организация: МБУ детский сад №23 «Волжские капельки»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. Умственное, физическое, речевое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Именно этот возраст, наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, о его восприятии и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов.

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны – это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов – длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них, еще дошкольником.

У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому, необходимо уделять как можно больше внимания сенсорному развитию ребенка.

При работе с детьми, с общим недоразвитием речи применяются особые коррекционно – развивающие педагогические инновационные технологии, которые позволяют добиться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе дошкольников.

Поэтому мы с логопедом решили создать в своей группе уголок сенсорного развития, чтобы помочь детям с ОНР освоить сенсорные эталоны. Для этого изготовили сенсорные коробки по количеству детей. В них ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать и экспериментировать. С помощью сенсорной коробки нашим детям легче получать наглядную информацию, делать сравнения, анализировать, формулировать и высказывать свои суждения.

Сенсорная коробка – это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная или деревянная коробка, глубокая миска, пластиковые контейнеры, столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, надувные песочницы.

Эти коробки должны решать две комплексные задачи:

1) Активизация различных функций центральной нервной системы;

Сенсорные коробки способствуют:

  • развитию мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов;
  • развитию психических процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев;
  • умению сравнивать, анализировать;
  • развитию связной речи и расширению словарного запаса;
  • получению детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

При выборе наполнителя мы ориентировались в первую очередь на возраст детей и тематику коробок.

Материал – наполнитель можно брать разный:

  • природный материал: песок, земля, глина, трава/сено, листья, камешки, перья;
  • крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка;
  • бобовые: фасоль, горох, чечевица;
  • макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе;
  • жидкости: вода, лед, снег, мыльный раствор;
  • водяной грунт, гидрогель;
  • кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин;
  • текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы;
  • поролон, губка, вата, ватные диски.
  • фигурки животных, насекомых, рыб и людей;
  • растения, фрукты, грибы;
  • игрушки от киндер-сюрпризов;
  • камни, ракушки, шишки, орехи;
  • кубики, кольца, шарики, крышечки;
  • маленькие коробочки, детали конструктора (Lego), прищепки;
  • буквы и цифры;
  • лопатки, ложки, грабли;
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки;
  • груша для воды, сито, воронка, мельница и др.

Игры и упражнения с сенсорными коробками мы используем как на развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, коробки готовим заранее по тематике занятий или наблюдений, таким способом мы развиваем мелкую моторику, параллельно изучаем с ребенком пространственные и временные понятия, знакомим со свойствами предметов, закрепляем цвета, буквы, цифры и т.д.

Использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда загадочной, интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

  1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 144с.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

    Маргарита Олешева 3 лет назад Просмотров:

1 ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» Учитель-логопед первой квалификационной категории Уфимцева Ю.О. ГБОУ Школа 400 ДО г. Москва, ВАО

2 МЕТОД СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНОЙ ЛОГОТЕРАПИИ ПОДХОДИТ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ИЛИ ПЕДАГОГИ НАБЛЮДАЮТ В ЕГО РАЗВИТИИ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ: Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм немотивированное нежелание говорить, при наличии возможности к речи; Нарушение целенаправленности и концентрации внимания; Недостаточность зрительного и слухового восприятия; Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы; Нарушения слоговой структуры слов; Трудности усвоения лексическо-грамматической стороны речи; Особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции; Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

3 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ПРОВОДИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи; формирование и развитие активного и пассивного словаря; формирование артикуляционных навыков; развитие физиологического и речевого дыхания; работа над звукослоговой структурой слов; формирование навыков грамматического оформления высказывания; формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания. Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений: совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики; развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия; развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы; совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

4 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАПАДНЫЕ ДЕФЕКТОЛОГИ, ФИЗИОЛОГИ, ЛОГОПЕДЫ И ПСИХОЛОГИ СВЯЗЫВАЮТ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ С СЕНСОРНЫМ РАЗВИТИЕМ: Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка. Отечественный логопед Лынская М.И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии. В 2013 году мы начали использовать элементы сенсорной стимуляции на интегрированных занятиях учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР). Видя положительную динамику в речевом развитии воспитанников группы, сенсорные стимулы стали применяться и в индивидуальной работе с безречевыми детьми. Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.

5 СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕБЁНКА, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННЫЙ ФОН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА: Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики; Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название. На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.

6 ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСНАЩЕН РАЗЛИЧНЫМ СТИМУЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ, НАПРАВЛЕННЫМ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ: Тактильное восприятие; Зрительное восприятие; Слуховое восприятие; Обонятельное восприятие; Вкусовое восприятие.

7 ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: тактильное панно из разнообразных материалов (кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги, поролона, дерева и т.п.); шарики пенопласта; стенды с различными видами застёжек, пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; вибрирующие игрушки; массажные коврики для ног; массажные мячики; контейнеры с песком и различными крупами, декоративными камешками и т.д.;

8 ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: полупрозрачные ткани различных цветов и оттенков; разноцветные ленты; калейдоскопы, лупы; зеркальные и цветные шары; зеркала; стеклянные мольберты; фонарики и разноцветные лампы; наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам

9 СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: музыкальный центр с набором дисков с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями; музыкальные инструменты; звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

10 ОБОНЯТЕЛЬНОЕ И ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: флакончики с запахами; пакетики со специями; мешочки с ароматными травами; натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы); ароматические масла, палочки корицы и т.п.

11 В КАБИНЕТЕ ОФОРМЛЕНЫ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ С РАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: Сенсорные коробки используются логопедом на индивидуальных занятиях с неговорящими детьми для вызывания звукоподражаний, слов и фраз. Дети с большим интересом достают из коробки что-то, погружают в неё руки, различные предметы и т.п.

12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНО- ИНТЕГРАТИВНОЙ ЛОГОТЕРАПИИ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР, позволяет им социализироваться. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.

13 «ПРИМЕНЕНИЕ ДОСТУПНЫХ СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

14 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЙ РЕЧИ, РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ

15 ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ

16 РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

17 РАБОТА НАД ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВ

18 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

19 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОТ ПРОСТОЙ ФРАЗЫ ДО РАЗВЁРНУТОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

20 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ: Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка; Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребёнка: яркая помада, крупные серьги, яркий шарф, необычные бусы и т.д.; Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов; Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия; Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением; Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.

21 ЛИТЕРАТУРА: Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. М.: Центр лечебной педагогики, Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорноинтегративной логотерапии. Конспекты занятий. М.: ЛОГОМАГ, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использование сенсорных коробок в ДОУ

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д. Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации. И здесь у руководителей и педагогов дошкольной организации возникает вопрос: «Откуда взять материальные средства?». Но практика работы детских садов в России показывает, что не всегда то, что куплено за деньги (очень большие деньги), оказывает развивающее влияние на наших детей, а зачастую даже и наоборот. И если оглянуться хотя бы на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что многие дидактические пособия и игры были сделаны руками воспитателей, а не куплены в магазине.

В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка». Так что же такое сенсорная коробка, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста, – рассмотрим более подробно.

Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована в домашних условиях. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно сам песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В нашей стране в дошкольных организациях педагогическая деятельность устроена так, что многие воспитатели каждый год работают с детьми разного возраста, преимущественно с трех до семи лет, поэтому, на мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

В своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста я использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего и младшего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

В работе с детьми 3–7 лет я создаю сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть организую так, чтобы дети смогли организовать сюжетно-ролевые игры. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками.

Наполнителем сенсорных коробок может служить, например галька (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»), соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли (можно купить в зоомагазине, а можно изготовить самим из пластиковых бутылок, причем привлечь к этому самих детей). Также можно подготовить небольшую ширму с красочными изображениями жизни морских обитателей.

Для игр «Ферма», «Конный завод», «Деревня», «Зоопарк» можно использовать крупы (фасоль и др.), подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, подбираются фигурки животных, людей, также можно использовать мелкий конструктор типа «Лего» или детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки из-под йогурта и т.д.).

Для сюжетной игры «Космическое путешествие» дно сенсорное коробки я покрываю засохшей монтажной пеной, покрашенной в серый или коричневый цвет, с любой стороны ставлю небольшой фланелеграф, к которому дети крепят созданные ими макеты ракет, планет или фигурки космонавтов. Также для игры выкладываю много мелких игрушек на космическую тематику, которые можно найти в многочисленных кондитерских изделиях с сюрпризами для детей, представленные на полках наших магазинов.

Кроме того, игры, конечно же, можно и нужно разделять по гендерному принципу. Например, любимые всеми мальчиками игры с машинами и на военную тематику. Наполнителем коробок в данном случае служат макароны и крупы.

Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Читайте также:  Фрукты- фронтальное логопедическое занятие
Ссылка на основную публикацию