Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Наталья Головлёва
Использование сенсорных игр для развития речи детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых –дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

Игры с крупой, макаронами и фасолью.

Игры с крупами и макаронами имеют большое значение для формирования тактильных ощущений, развития мелкой моторики, сенсорных эталонов (цвет, размер, форма).

Вариантов игр с крупами множество, главное правильно подготовить необходимые материалы.

Что понадобится для игр?

Большая емкость (бокс для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры);

Несколько емкостей поменьше;

Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа);

Бобовые (горох, фасоль);

Макароны (чем разнообразнее – тем лучше);

Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью);

Ситечко для просеивания;

Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов;

Набор мерных ложечек.

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно также попросить ребенка взять любую краску на пальчик и провести несколько линий на бумаге. Затем опустить палец в стаканчик с чистой водой.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект.

Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями.

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами.

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом. Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д.

Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Приготовьте ёмкости разной формы с холодной водой. Затем добавьте гуашь, или акварельные краски. Поставьте в морозильную камеру. Приготовьте разноцветный лед, добавив в каждую ёмкость воду и краску разного цвета; рисуйте красками на большом куске льда, с разных сторон.

Можно выточить с помощью скобы, или ножа из кусков льда фигурки животных, людей, птиц. Затем раскрасить их цветными красками.

Игры со звуками.

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.

Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т. п. Играть можно несколькими способами.

Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани, можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.

А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т. п.

Описание: игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3 до 6 лет.

В мешочек сложены различные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, колесо, зубная щетка и др., из разных материалов и самой разнообразной формы. Ребенку завязывают глаза, и на ощупь определить предметы и назвать их.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь.

Консультация для родителей «Использование сенсорных игр для развития речи детей младшего возраста» Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые,.

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ Мастер – класс участника второго Образовательного муниципального форума работников образования «Новые образовательные результаты – основа.

Использование игр-головоломок для разностороннего развития дошкольников Актуальность: Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования – это разностороннее развитие личности дошкольника,.

Педагогический проект по созданию сенсорных игр для развития тактильных ощущений детей на прогулочной площадке «Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Проект «Волшебница вода» использование игр с водой для познавательного развития детей старшего возраста. Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов – психологов, педагогов, медиков, логопедов – сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны – это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других – важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия – это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные. [1]

Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. [3]

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. [4]

Коррекционно-развивающая работа у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;
  • формирование и развитие активного и пассивного словаря;
  • формирование артикуляционных навыков;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • работа над звуко-слоговой структурой слов;
  • формирование навыков грамматического оформления высказывания;
  • формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

  • совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

  • Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики;
  • Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
  • На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
  • На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности. [2]

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

– Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

– Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

– Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

Развитие тактильного восприятия:

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных.

Развитие тактильно-двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Читайте также:  Цветы и насекомые - конспект логопедического занятия

Шишки сосновые и ольховые – для массажа кистей рук.

Мячи – гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом – для улучшения кровообращения.

Прищепки – для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра – для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Набор “Веселые бусинки” – для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы – для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – “Разрезные картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015

Портал педагога

Автор: Алексеева Светлана Викторовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Радуга” отделение детский сад №5
Населённый пункт: город Остров, Псковской области
Наименование материала: научно–практическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Дата публикации: 24.01.2019
Раздел: дошкольное образование

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания

дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по

содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили

изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из

дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные

ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи (ОНР)

я использую игры, игровые упражнения, которые повышают умственную

психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Использование игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра,

являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее

Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая

настоящий момент, т.к. процент детей с нарушениями речи возрастает с

Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской

продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и

деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу

различных педагогических игр.

творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования

познавательного интереса и творческого мышления.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так

как игра является ведущей деятельностью в этот период.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются познавательной направленностью.

выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким

основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

– воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

– в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– репродуктивные, продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет

игровая среда:

– различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные;

– комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с

различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;

практической деятельности и др.);

– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить

оптимальные решения и др.);

сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация

к условиям среды и др.).

Игры на развитие речевого слуха:

Игра “Слова могут звучать быстро и медленно.

Слова могут звучать громко и тихо”.

различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, упражнять

в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха:

звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в

слове; дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям

игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в

которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Как подчеркивает Э.П. Костина (1977), особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1). Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2). Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Анализ работ методистов, З.М. Богуславской, А.Н. Усовой, Д.Б. Эльконина, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого.

Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач – показатель эффективности игры.

Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом состоит ее своеобразие.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

– Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

– Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

Читайте также:  Оборудование логопедического кабинета

– Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

– Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

– Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило. Эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других – внимания, в – третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» Л.С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимым для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и преставления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Приемы и методы руководства дидактическими играми

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность.

Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей, но и других.

Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.

Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте, дети!», и научные исследования в этой области.

Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка и воля.

Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр

    Полина Вожжинская 3 лет назад Просмотров:

1 К концу обучения в подготовительной к школе группе детского сада дети на выпускных занятиях и по итогам комиссии ЦдиК на выходе, по итогам диагностики на уровень умственного, физического, речевого и психического развития показывают высокий уровень осведомленности не только об окружающем мире (многие дети к выпуску уже умеют бегло читать), но и знают наиболее ошибкоопасные места русского языка. Дети, поступившие в логопедическую группу с диагнозом «тяжелое нарушение речи» и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучаются в общеобразовательных школах, а многие поступают в лицей, в классы с программой повышенного уровня сложности. Развитие речи и обучение грамоте детей в дошкольном учреждении призвано обеспечить качественную подготовку детей к обучению в школе. Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, синтезируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма ребенок буквально «выпрямляется» на глазах, у него появляется самоуважение, подкрепленное положительными эмоциями взрослых (логопеда, воспитателей, родителей) по поводу его успехов, уверенность в своих силах, резко возрастает познавательная активность, все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне. Список литературы 1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб., Изд-во «Детство-пресс». Изд-во «Творческий центр Сфера». М., с. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. СПб.: ТЦ «Сфера», Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр 145 Э. А. Каверова Наиболее распространенным речевым нарушением, по исследованиям ЮНЕСКО, в последние годы является общее недоразвитие речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи, по мнению Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и других исследователей следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех

2 компонентов речевой системы нарушено (как звуковой, так и смысловой стороны речи), при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. В исследованиях Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой отмечается, что ОНР возникает при алалии, афазии, а также может отмечаться при ринолалии и дизартрии, когда одновременно диагностируется недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи. Как отмечают Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др., причинами к возникновению ОНР могут послужить: слабость акустико-гностических процессов, органические поражения или недоразвитие каких-либо отделов ЦНС (центральной нервной системы). Причины, также могут носить социальный характер: двуязычие или многоязычие в семьях; воспитание ребенка в условиях, где имеются глухие члены семьи; частые заболевания ребенка, его физическая ослабленность. При данном речевом нарушении многими авторами отмечаются: аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, дефекты фонемообразования, позднее появление речи, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя, бедность и не активизированность словарного запаса. Речь у дошкольников с ОНР, выражается в разной степени, что зависит от уровня, это характеризуется лепетная речь, ее отсутствие, или же развернутая речь с некоторыми элементами лексико-грамматического, фонетикофонематического недоразвития. Для таких дошкольников характерны нарушения общей моторной неловкости, недостаточной сформированности двигательных умений и навыков, снижения внимания, восприятия, концентрации. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР рассматривается в исследованиях: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. По их мнению, развитие звукопроизношения не соответствует возрастным показателям, у детей с ОНР проявляется недостаточность мыслительных операций, низкий уровень организации семантических полей, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Система коррекционной работы по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР может строиться с опорой на: интеллектуальные, развивающие, игровые, инновационные методы и средства. Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра ведущий вид деятельности дошкольников (А.Н. Леонтьев). Поэтому в логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения зави- 146

3 сит от эффективности использования дидактических игр во всех видах деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо использовать обучающие дидактические игры. Исследования: О.С. Орловой, М.Л. Скуратовской и других, свидетельствуют о необходимости использования индивидуально-дифференцированного подхода при использовании дидактических игр в коррекции звукопроизношения. На наш взгляд, игровые приемы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука. На подготовительном этапе, формируем артикуляционный аппарат к поставке звуков. Для этого используем дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики и правильного дыхания. Для развития артикуляционных движений используются игровые упражнения Л.Л. Бетц, Н.В. Нищевой, Т.Б. Филичевой, С.П. Цукановой, Г.В. Чиркиной, и др., направленные на: развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Эффективными являются артикуляционные игры: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и другие. По мнению Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, Е.Н. Правдиной-Винарской, М.Б. Эйдиновой, и др., мелкая моторика включает упражнения на: улучшение мышечного тонуса, быстроты, силы, плавности и точности движений. Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР эффективны: «Дождик», «Делай как я», «Дорога из прищепок», «Веселые ладошки» и др. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Е.А. Дьякова, А.Н. Стрельникова предлагают вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание, с использованием игр: «Кошка», «Насос», «Большой маятник», «Задуй свечу» и др. Второй этап постановочный, включает классические способы постановки звуков, но при использовании игровых заданий. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают использовать 3 способа постановки звуков. Первый способ включает подражание правильному звуку. Ребенок воспринимает артикуляционные фонемы, пользуясь при этом зрением, слухом, мышечными ощущениями и сознательно пытается воспроизвести правильные движения органов артикуляции. 147

Читайте также:  Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы компенсирующей направленности

4 Мы использовали игровые приемы: «Насосом накачиваем колесо (с-сс)», «Дует холодный ветер», «Сдувается шарик» и др. Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи шпателя или зонда. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Эффективные игры при этом способе являются: «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужалочка», «Моторчик» и др. Третий способ смешанный. На данном этапе, для воспроизведения требуемой артикуляции с помощью словесных пояснений и путем подражания механически воздействуем на речевые органы, чтобы помочь более точно и полно воспроизвести требуемую артикуляцию. Можно использовать игровые приемы: И.В. Баскакиной, М.И. Лынской «Шипелочка», «Свистелочка», «Заведем моторчик», «Индюк» и др. На этапе автоматизации вводятся включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяем изолированно поставленный согласный с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы). На данном этапе реализовываются игровые приемы представленные: Н.В. Нищевой, Л.А. Комаровой, О.В. Егоровой и других «Жук-пожарник», «Варежка», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Один-много» и др. На этапе дифференциации последовательно различаем смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях по твердости и мягкости: «наоборот», «сигнальщики», «эхо» и др.; по звонкости и глухости: «Загрузим в грузовик картинки», «Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак» и др.; ударности и безударности слогов: «Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?», «Прочитайте слова с ударением на первом слоге» и другие. Поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР. Для дошкольников с ОНР можно использовать игры для развития артикуляции: «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье» и др.; для развития правильного дыхания: «Снежинки летят», «Подул ветерок» и др.; для развития мелкой моторики дидактические игры: «Бусы», «Пальчиковый сухой бассейн», «Шнуровки» и др.; для автоматизации звуков: «Улитка», «Что делает Мила?», «Половинки» и др.; по дифференциации звуков: «Лесные цветы», «На лесной полянке» и др. Игровые упражнения, представленные всеми авторами, многофункциональны, их можно дополнять, изменять, комбинировать, 148

5 систематизировать и классифицировать в зависимости от нарушенного звука. Таким образом, на наш взгляд, использование дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и повышению результативности логопедической работы. Классификация задержек речевого развития различного генеза 149 И. Б. Карелина От года к году число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. За последние 20 лет нами было обследовано ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31 % имели нормальное речевое развитие и 63 % различные речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а также 6 % детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость. Тщательно изучив анамнез этих детей, мы пришли к выводу, что уже на ранних этапах речевого дезонтогенеза можно определить характер речевого нарушения у детей раннего возраста и тип ЗРР. В классической отечественной логопедии задержка речевого развития определяется как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка» (Л.С. Волкова и др.). В настоящее время термин «задержка речевого развития» используется более широко и включает в себя различные нарушения речевого онтогенеза. Поэтому, проанализировав анамнез обследованных детей, мы пришли к выводу, что задержки речевого развития могут быть не только функциональными, но и органическими. Отсюда следует более широкое определение понятия «задержка речевого развития» и необходимость классификации задержек речевого развития в зависимости от структуры нарушения. По нашему мнению, категория «задержка речевого развития» определяется как нарушение речевого онтогенеза у детей от 1,5 до 3 лет, обусловленное органическими или функциональными причинами. Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические. К функциональным задержкам речевого развития подойдёт их классическое определение, данное Л.С. Волковой. Они могут быть вызваны неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию речи или соматической недостаточностью, не связанной со значительным поражением центральной

Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

Аннотация: В статье изложен опыт работы по использованию театральной деятельности в логопедической группе с ОНР.

Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям.

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем:

  1. в первую очередь – это нарушение общения,
  2. во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным
поведением.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В своей работе основной целью мы ставим:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи у Ребёнка в целом и отдельных её компонентов.
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Лого ритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.

Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Разные виды театров, используемые в работе

В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.

Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Театр смешариков»,«Настольный театр».

Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.

Театрально-игровая деятельность на занятии

Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя:

  • Работа по звукопроизношению
  • Развитие лексико-грамматических категорий речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие творческих способностей у детей

Театрально-игровая деятельность в режимные моменты

  • Разыгрывание сценок
  • Разыгрывание диалогов
  • Проговаривание потешек, стишков, чистоговорок
  • Заучивание ролей и показ спектаклей
  • Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя

Развитие звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Используем театр «Киндер игрушек» для отработки поставленных звуков. Передвигая по игровому полю игрушки, дети разыгрывают мини-сценки. «В Стране сказочных фигур», «По дорожке вместе с тигром», «Жужжим, шипим, стрекочем».

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие лексико-грамматических категорий речи мы отрабатываем на занятиях с элементами игр — драматизаций. Используя пособие Н.А.Гурьевой, по блочным темам разработаны занятия по сказкам «Пых», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Работу по данному направлению представляю на примере белорусской сказки «Пых».

Работа по сказке «Пых»:

  1. Предварительное чтение сказки с воспитателями
  2. Обсуждение на занятиях
  3. Игра-драматизация на занятие
  4. Отработка лексико — грамматических категорий речи на занятие
  5. Логического мышления на занятие

В ходе отработки темы «Дикие животные» поставлены кукольные спектакли «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «В гостях у Степашки» и используются отрывки сценки на занятие и в свободное время детьми.

Пальчиковый театр

В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

В своей работе мы используем пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Разыгрываем наши мини – пьесы в режиме работы группы.

Театр вязаных игрушек Особенно детям нашей группы нравится разыгрывать представления из театра вязаных игрушек. Вязаные игрушки мягкие, красивые, приятные на ощупь привлекают внимание детей.

Работа по данной деятельности включает:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Работа над дикцией
  • Игры-монологи
  • Стишки, чистоговорки.
  • Составление творческих диалогов между сказочными героями
  • Кукольные представления

Поставлены мини-спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».

Конусный театр «Колобок»

Конусный театр «Колобок» изготовлен руками детей группы и поэтому особенно нравится детям рассказывать данную сказку при помощи конусных фигурок.

В работе над сказками мы используем разные виды театров, что позволяет детям поддерживать интерес к рассказыванию русских — народных сказок.

Плоскостные театры используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности детьми. Работа над сказкой «Теремок» включает в себя:

  • Рассказывание сказки по цыпочке
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям
  • Игры драматизации
  • Показ плоскостного театра
  • Отработка лексико-грамматических категорий речи на занятиях «Посчитаем животных», «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».

Очень важно для детей логопедической группы почувствовать себя артистами.

В ролях дети раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной. Артистами нашей группы были поставлены и показаны для детей младших групп следующие спектакли «Лесная аптека», «Красная шапочка на новый лад», «Репка». Дети с удовольствием играли данные сказки для детей младших групп. После показа сказок наши дети рассказывали стихи о лекарственных растениях. Наши спектакли носят, и обучающий компонент знакомим детей детского сада с лекарственными растениями, с повадками диких животных, с работой на огороде. Кроме этого формируется нравственный компонент взаимовыручки в трудных обстоятельствах, умение прислушиваться к другим и поступать правильно в сложных ситуациях.

Элементы драматизации мы активно применяем и на занятиях по обучению грамоте. По обучению грамоте были проведены следующие занятия:

  1. «В гостях у Мальвины и Буратино»,
  2. «Научим Незнайку различать буквы».

На данных занятиях дети закрепили символы букв. Научили Буратино выкладывать схему слов из звуков и букв. Правильно научили Буратино составлять предложения и выговаривать чисто говорки, развили музыкально — ритмические движения, поучаствовали в конкурсе «Узнай по движению героя».

Развитие творческих способностей у детей

Развитию творческих способностей детей нашей группы способствует проведение праздников «Правильной речи», «День смеха», «День сказочных персонажей».

На этих праздниках каждый из детей группы может перевоплотиться в сказочного героя, движениями показывать его манеру говорить, двигаться как он.

Соревновательный момент этих мероприятий способствует концентрации внимания детей. Более правильным ответам. Интерес поддерживается на протяжении всего мероприятия. Речь детей становится более чистой и выразительной. Дети стараются следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

  • Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой.

У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

  1. Н.А.Гурьева «Игры-занятия с детьми»
  2. В.А. Лапковская Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду»
  3. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
  4. И.Г.Выгодская Е.Л Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуаци
Ссылка на основную публикацию