Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
proektnyy_metod_v_rabote_logopeda_ili_korrektsionnoe_sotvorchestvo.docx121.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

– координировать весь процесс творческой деятельности;

– помогать детям в поиске источников информации;

– самому быть источником информации;

– поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида :

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму с труктуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

  • паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта .

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Елена Татаркина
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой.

В начале учебного года я планирую, какие проекты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) я смогу реализовать, какие темы могут заинтересовать детей и какие коррекционные задачи я смогу решить.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, я ненавязчиво направляю, координирую работу детей:

– помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказываю, какие материалы можно использовать;

– планирую обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяю, кого из взрослых (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) можно привлечь к осуществлению проекта;

– координирую весь процесс творческой деятельности;

– помогаю детям в поиске источников информации;

– поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с детьми с общим недоразвитием речи при участии родителей и педагогов ДОУ созданы проекты: «Что такое осень?», «Весна-красна!», «Как растет наш огород!», «Мы – писатели».

Выполняя работу над проектами «Что такое осень?», «Весна-красна!» дети собирали информацию о времени года, подкрепляя ее зарисовками и надписями, разучивали стихи, подбирали определенные приметы, пословицы, отмечали особенности поведения животных, птиц, насекомых. Итогом работы стал альбом ребенка с его надписями, рисунками, картинками и выступление перед сверстниками. Рассказ, основанный на смоделированной ребенком схеме и порядке рассказывания, становится опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребенка социумом. По нашим наблюдениям, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы.

Итогом проекта «Как растет наш огород!» стали самостоятельно выращенные лук, укроп, рассада помидоров и огурцов. У детей возник вопрос «Откуда берется зелень среди зимы?». Я направила детей на исследовательскую работу, и мы решили вырастить огород на подоконнике в группе. Все необходимое для огорода – землю, торф, дренаж, горшки для рассады нам помогли приобрести родители. Дети сами выкладывали дренаж, торф, землю высаживали семена, поливали, рыхлили землю. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек дошкольников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

У дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи. Дошкольники называли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепили названия растений, растущих в огороде, расширили словарь глаголами (наливать, переливать, поливать, доливать, рыхлить, сажать и т. д., научились планировать свою деятельность, решать проблемные задачи, делать выводы. Например, где поставить горшки с землей, почему, как часто надо поливать, из каких материалов смастерить макет огорода и т. д. Дети учились отстаивать свое мнение, выслушивать сверстника, договариваться, обращаться с интересующими вопросами к взрослым.

Дети защищали свой проект на региональном Фестивале исследовательских работ дошкольников «Я узнаю мир».

Итогом проекта «Мы – писатели» стали детские сочинения. Детям предоставлялась возможность реализовать свои фантазии и соединить их со своими знаниями и умениями, приобретенными в процессе решения проблемных ситуаций. К юбилейной дате основания нашего города администрация объявила конкурс детских сочинений «Город будущего», в котором приняли участие наши воспитанники. Двое из них, Даша и Вениамин стали победителями и заняли третье и второе место соответственно.

Взаимодействие с родителями и педагогами

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок (особенно, ребенок с общим недоразвитием речи) еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в коррекционно-развивающем процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители служат источниками информации, оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. При реализации проектов «Что такое осень?», «Весна-красна!» родители подбирали стихи, загадки, картинки, выбирали вместе с детьми тот материал, который им больше нравился, составляли тематический альбом, делали заметки со слов ребенка. Принимали непосредственное участие в создании презентации к защите проекта «Как растет наш огород!».

Таким образом, можно сделать вывод при реализации проектов родители становятся не просто реальными помощниками, а полноценными участниками проектной деятельности.

Тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, специалистом по ИЗО помогает наиболее рационально решить поставленные задачи в процессе реализации проектов.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Я реализовала педагогический проект «Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи», в котором систематизировала работу по развитию речи с использованием фольклорного материала. Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Нетрадиционные формы работы над русской народной сказкой делает усвоение материала увлекательным, необычным для ребенка. Детей начинают интересовать непонятные слова, которые они ранее не замечали. Догадываются, что они обозначают, учатся рассуждать, вести беседу. Дети, которые чаще отмалчиваются, принимают чужое мнение, активно включаются в деятельность. Они принимают участие в драматизации сказок, организованных викторинах, придумывании загадок.

Данный проект мне помог повысить личностный потенциал, дал возможность участия в региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в 2010г., 2014г., Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2009г., во Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного образования» в 2013г.

Таким образом, можно сделать выводы:

проектная деятельность решает не только задачи развития речи, формирования коммуникативной компетенции, но учит детей планировать свою деятельность, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

• в процессе реализации проектов родители принимают позицию сотрудничества и становятся активными участниками образовательного процесса.

Поделка с использованием крупы «Бабочка» Бурлаченко Соня 6 лет. МАОУ “Начальная школа – детский сад №6” г. Уссурийска. Крупа – это удивительный материал для различных поделок. В.

Проектная деятельность в логопедической группе Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы детей с ОНР Роговенко Татьяна Александровна, учитель – логопед.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок».

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Творческий проект «Волшебный мир сказок»

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу.

Цель: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности.

• развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность;

• использовать современные технологии в логопедической работе;

• использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

• включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;

• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы).

2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта).

3. Результативный этап. (Продукт проекта: изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов).

Направления проектной деятельности:

Работа по развитию речи

– обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

– развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;

– закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности;

– развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

– совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

– формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.

Театрально – игровая деятельность:

– обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

– совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

– развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

– развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;

– совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

– воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.

Творческая деятельность

– пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка», «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».

– совместное творчество детей и родителей: составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;

– презентация детьми книжек-самоделок;

– инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом». Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем»;

– рисование иллюстраций к мультфильмам: «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;

Работа с родителями

– знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.

– конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад»;

– выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом», «Яблоко»;

– презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;

– распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.

Участие воспитателей группы в проекте

– знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Разные колеса»;

– просмотр мультфильмов «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;

– рисование иллюстраций к мультфильмам.

– внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;

– повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;

– раскрытие творческого потенциала дошкольников;

– речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

– позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников»

«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво­бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

По роду деятельности проекты могут быть:

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ­ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо­образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на­чать уже во второй половине года в младшей группе для де­тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат­рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи­тель-логопед начинают формирование первых предпо­сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты слу­жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по­мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак­тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту­пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу­ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при­ветствуется также привлечение других специалистов (психоло­га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от­чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Использование проектного метода в работе логопеда

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 944 раза

Библиографическое описание:

Котова Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9080/ (дата обращения: 28.02.2020).

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы может проектный метод.

Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности?

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным

Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда, работающего в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д.

Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся — парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 урока, одну неделю.

Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Например, при проектировании работы над связным высказыванием по теме «Осень», необходимо сначала разложить речевой материал на отдельные блоки: неживая природа, растения, животные, человек; и затем на последнем занятии соединить все полученные речевые знания, умения и навыки соединить в одно целое.

1 класс «Составить предложение»

2 класс «Составление описательного рассказа по картине»

3 класс «Итоговая беседа об осени».

4 класс «Рассказ об осени с последующей записью»

Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических или предметных недель, таких как, например: недели русского языка, недели начальных классов, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Новому году и т. д.

В 2015–2016 учебном году запланировано мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» по закреплению правильного употребления лексико-грамматических категорий с учащимися 1–4 классов. При выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности.

Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Проект «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной — неделя.

  1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
  2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
  3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
  4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  6. Прививать любовь к родному языку.
  7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Внеклассное мероприятие внутришкольное для 1–4 классов

Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

 расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 совершенствовать звуковую сторону речи;

 развить способность к словотворчеству;

 формировать личностные качества ребенка;

 развитие коммуникативных навыков;

 добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

  1. Николаева О. В., Дьяковская М. А. Создание детско-родительских проектов в начальной школе.// Логопед.2011. -№ 3. –с.81 -94. 3.
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: Аркти, 2009..
  3. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, Издание третье, М: «Просвещение», 1986.

Похожие статьи

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, нарушение речи, работа, восточная мудрость.

Проект по организации коррекционной работы на основе.

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность. Взаимодействие учителялогопеда и семьи в образовании детей.

Проектная деятельность как одна из форм построения.

Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителялогопеда.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений. Биоэнергопластика. Кинезиология.

Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Устранение речевых недостатков — кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности.

Панно многофункционально и удобно: учительлогопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю.

Проектно-исследовательский метод как средство.

А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении.

Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы.

Проектный метод в логопедической работе.

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект, детский сад.

Журнал Педагог

Автор: Шичкова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №222” комбинированного вида
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект “Использование ИКТ в логопедической работе”
Дата публикации: 23.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида Индустриального района г. Барнаула
Проект

в логопедической работе»

Автор
: Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед г. Барнаул, 2016 г.

Оглавление
Аннотация 3 Актуальность темы проекта 4 Цели и задачи проекта 5 Возможные риски и пути их преодоления 5 Этапы и механизм реализации проекта 7 Образ конечного результата, критерии его оценки 8 Ресурсное обеспечение 9 Перспективы проекта 9 Приложение

Аннотация
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возмож- ности для развития образовательного процесса. В логопедической работе можно широко использовать компьютерные игры, презентации Power Point. Широкое ис- пользование возможностей сети Интернет позволяет значительно облегчить ком- муникативную часть процесса обучения (логопед – родители) за счет применения виртуальных дневников и проведения онлайн-консультаций. Кроме того, всем специалистам открыты пути для получения профессионального образования (по- вышения профессиональной квалификации) путем дистанционного обучения (ве- бинары, дистанционные курсы профессиональной подготовки и т.п.). Использование ИКТ – это, конечно же, непрерывное получение новых зна- ний, демонстрация и подача нового материала с применением игровых моментов. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, память, восприятие и воображение. А главное – у них повышается интерес к логопедиче- ским занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает детям с синдромом де – фицита внимания и гиперактивности. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний спе- циалиста и ребенка, продвигает их в общем развитии. Создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и специалиста, как и для более успешного взаимодействия педагога и родителей. Данный проект направлен на внедрение информационно-компьютерных тех- нологий в коррекционно-педагогическую работу. Он помогает обеспечить доступ- ность логопедической помощи в период развития и формирования речи дошколь- ников в условиях группы компенсирующей направленности. Поэтому проект адаптирован для коррекционной работы с детьми 6-7 лет, посещающих речевую группу в ОНР III уровня в МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида г. Барнаула. Проект носит открытый характер. Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа: I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.) II этап – организационно-проектировочный (ноябрь 2016 – январь 2017 г.) III этап – практический (по май 2017 г.) IV этап – аналитический (май 2017 г.)

Актуальность темы проекта
Образование, представляя собой одно из основных средств развития лично- сти человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвер- гаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее вре- мя. Непрекращающийся технический прогресс, глобализация общественных от- ношений, доступность информации требуют и нового подхода к образовательной деятельности. Поэтому тема использования информационно-компьютерных тех- нологий в процессе образовании (и коррекционной деятельности в частности) яв – ляется очень
актуальной в настоящее время.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Однако стоит различать новации и инновации. Новация – это именно сред- ство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход си- стемы из одного состояния в другое. Т.е. в рамках нашего проекта будет происхо- дить
актуальное в настоящее время
внедрение и освоение в коррекционно- образовательном процессе современных компьютерных технологий. За время ра- боты проекта будет создана система коррекции детей с использованием ИКТ, включающая в том числе как новые средства взаимодействия логопед-родители, так и новые средства профессиональной подготовки специалиста. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организа- ции: – дистанционное проф. обучение ( повышение квалификации); – консультации для родителей; – индивидуальные беседы; – использование презентаций и компьютерных логопедических игр на инди- видуальных логопедических занятиях; – участие в вебинарах, посвященных речевым проблемам; – участие в дистанционных профессиональных конкурсах.
Новизна проекта
состоит в осуществлении особого, высокотехнологичного подхода к коррекции и развитию речи ребенка, а так же в разработке и примене- нии новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую груп- пу.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:
внедрение ИКТ в коррекционный процесс МБДОУ.
Задачи:
1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использо – ванием ИКТ. 2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно орга- низованной деятельности с детьми. 3. Применение новых форм сотрудничества с родителями.
Ценность проекта
– Создание высокотехнологических условий для оказания своевременной коррекционной логопедической помощи и изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ. – Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда. – Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого разви- тия.
Срок реализации проекта
: сентябрь 2016 – май 2017 года (промежуточ- ный).
Участники проекта:
воспитанники подготовительной речевой группы с ОНР III уровня, учитель-логопед, родители.
Возможные риски

и пути их преодоления
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмот – рели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы)

внешней среды
– семьи и дети продолжат получать высококвалифицированную помощь учи- теля-логопеда (отсутствуют структурные изменения коррекционной работы); – интернет-ресурсы дают возможность легко подобрать дидактическое сопро- вождение образовательной услуги; – возможность изучения опыта других образовательных учреждений (напри- мер, общеобразовательных школ, где система онлайн-контакта с родителями уже достаточно широко развита); – конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать фи- нансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.

Факторы, представляющие угрозы для осуществления проекта
– низкая компетентность родителей в вопросах применения ИКТ; – недостаточное материально-техническое обеспечение в семье.
Сильные стороны ДОУ
– у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми с применением компьютерной техники на индивидуальных занятиях; – техническое оснащение ДОУ позволяет осуществлять доступ в сеть Интер- нет; – функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспе – чить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям в рамках проекта.
Слабые стороны ДОУ
Слабых сторон ДОУ в рамках данного проекта не обнаружено.
Определение возможной стратегии

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых

возможностей:
– Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначив проблемы и приоритетные направления их преодоления. – Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласив их к сотрудничеству. – Провести опрос родителей подготовительной речевой группы детей с ОНР III уровня МБДОУ «Детский сад №222» с целью получения информации об уров – не готовности семей к использованию ИКТ в коррекционном процессе.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
– Разработать краткое методическое пособие по использованию ИКТ в до- машних занятиях с детьми (отдельно по использованию интернет-ресурсов, отдельно по выполнению домашних заданий). – Предусмотреть дублирование домашних онлайн-заданий классическими ва- риантами (бумажными копиями) для нейтрализации угрозы слабого матери- ально-технического оснащения семьи (отсутствие компьютера, отсутствие доступа в сеть Интернет и т.п.).

Этапы и механизм реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.)
1. Обследование, составление информационного банка детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении. 2. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ре- бенка. 3. Разработка плана работы по проекту с учетом п.2.
II этап – организационно-проектировочный

(ноябрь 2016 – январь 2017 г.)
1. Проведение родительского собрания с презентацией проекта 2. Анкетирование родителей по вопросу компетентности в использовании ИКТ. 3. Создание и подбор флеш-игр для использования в индивидуальной кор- рекционной работе (см. Приложение) 4. Создание страницы проекта в сети Интернет (либо отдельного ресурса, либо в форме группы одной из социальных сетей) для контактирования с родите- лями. 5. Разработка кратких методических пособий для родителей. 6. Консультирование родителей по способу участия в проекте.
III этап – практический (по май 2017 г.)
1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием ИКТ. 2. Консультирование родителей с применение онлайн-технологий. 3. Проведение открытых логопедических занятий для педагогов МБДОУ с це- лью популяризации проекта.
IV этап – аналитический
1. Анализ результатов выполнения проекта. 2. Анкетирование – опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг.
В течение года
1. Участие в дистанционных педагогических конкурсах. 2. Участие учителя-логопеда в вебинарах логопедической тематики. 3. Обучение учителя-логопеда на дистанционных курсах профессиональной подготовки в Московском социально-гуманитарном институте (1080 часов, с 16.06.2016 по 16.03. 2017 г.)

Образ конечного результата,

критерии его оценки

Результат проекта
– модель организации коррекционно-развивающей ра- боты с детьми 6-7 лет в условиях речевой группы с ОНР III уровня с использовани- ем информационно-компьютерных технологий.
Ожидаемые результаты проекта

Качественные
– Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровожде- нии (механизм оценки – количественный анализ); – Наличие апробированной схемы логопедической работы с использованием ИКТ. – Создание банка компьютерных дидактических материалов. – Обогащенная предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда. – Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей). – Расширение информационного поля о деятельности ДОУ. – Повышение квалификации учителя-логопеда (механизм оценки – докумен- ты об образовании).
Количественные
– Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставле- ния равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу. – Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет. Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. – Высокая и регулярная посещаемость ребенком коррекционных занятий в связи с высокой заинтересованностью. – Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему до- школьному возрасту.
Эффективность проекта мы будем оценивать
– По увеличению спроса на посещение логопедической группы: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента. – По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые:
учитель-логопед (1 ставка)
Информационные:
кабинет логопеда оснащен большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интер- нет, функционирует сайт ДОУ.
Временные:
проект рассчитан на 1 учебный год, считаем, что данного вре- мени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально-технические
: в ДОУ: – кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование; – методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различ- ным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Автор проекта: – осуществляет общее руководство; – отслеживает выполнение плана реализации проекта; – анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги; – анализирует результаты выполнения проекта; – оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту; – создает условия осуществления образовательного процесса; – поддерживает информационное наполнение онлайн-ресурсов; – организует работу по проведению мероприятий с детьми; – формирует банк компьютерных дидактических материалов; – анализирует результаты диагностики детей; – координирует взаимосвязь между участниками проекта; – консультирует других участников проекта.
Перспективы проекта
Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта позволяет реализо- вать современный подход к уровню дошкольного образования. Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом коррекционной логопеди- ческой группы (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть ис- пользован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработа- ны содержательные аспекты применения информационно-компьютерных техно- логий при предоставлении логопедических услуг детям.

Читайте также:  Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы с ОНР - Весёлая поездка звуковичков
Ссылка на основную публикацию