Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Статья:

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения,уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

• арт-терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

– это комплекс движений,позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

• развивают мозолистое тело,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи,которые решаю на занятиях:

• Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику,необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Современные технологии в работе учителя-логопеда

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука (Л)

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • различные виды логопедического массажа,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

М. П. Черкашина, учитель-логопед

с. Белый Яр, МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

Республика Хакасия, Алтайский район

Речь − бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение… Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих [1].

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе [2].

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка [2]. Проведённая нами диагностика показывает, что у большинства из них отмечается недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи.

Из вышесказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование проблемно-поисковых методов. Проблемные речевые ситуации мы моделируем в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием; в проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ, в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает). Дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь [4].

Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения [4].

Например, при изучении лексической темы «В гостях у осени» определяем «проблемное поле» − «Что такое осень?» Предлагаем рассмотреть сюжетную картину «Осенний день» серия «Времена года» автор О.И. Соловьёва. Организовываем целенаправленное рассматривание сюжетной картины. С этой целью выстраиваем вопросы по её содержанию: «Когда это бывает?», «Что такое осень?», «Как вы представляете себе золотую осень?», «Почему так называют этот период осени?».

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности учителя-логопеда и детей. Стараемся увлечь воспитанников в совместный умственный поиск, оказывая им помощь в форме разъяснений, вопросов.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой; вопросами, которые побуждают детей, на основе ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Благодаря сравнению, ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым [4]. Вопросы для сравнения подбираются так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом − сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями: «Какое время суток изображено на картине?», «Как догадались?», «Что бывает только осенью?» Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Мышление детей активизируется вопросами, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Как изменились наряды деревьев, если бы стоял морозный зимний день?»

Можно иногда и ошибиться − пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забываем о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия [5]. В итоге при помощи разыгрывания сюжета картины дети составляют рассказ. Предлагаем выполнить творческое задание для детей и их родителей по теме «Осень» − собрать гербарий. Таким образом, овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Центральным звеном языкового развития является формирование функции осознания языка и речи в доступных ребёнку формах [5].

Вся работа, направленная на развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать, а следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности. При использовании проблемно-поисковых методов появляется возможность обеспечить содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным областям: обучение родному языку и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Читайте также:  Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Библиографический список

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб.: Союз, 2004.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В.И. Селиверстова. М.: Академический проект, 2004.

Технологии проблемного обучения в практике логопеда доу

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Технологии проблемного обучения КМО Заволжского района г. Костромы Проблемное обучение— организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обученияПроблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.Быть доступным для обучающихсяДолжны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:1.Высокая самостоятельность детей; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка
Суть проблемного обучения в детском саду (в практике учителя-логопеда)Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями

Примеры ситуационных задач на развитие грамматических категорий1. Как лучше назвать электроприбор для уборки: уборщик, чистильщик, уборщица, пылесос (и почему).2. Как называется гриб, который растет в березовом лесу: березовый, березовик, подберезовик. Какое слово подходитбольше и почему?3. Почему блюдо называется «сырник», если готовится не из сыра.4. Из двух предложений на доске выберите то, которое написано правильно. Корабль поплыл пореке. Корабль по плыл пореке. Корабль поплыл по реке.5. Мама попросила купить в магазине продукты, а дочка забыла, что именно. Она помнит только, что мама просила купитьсамое свежее …, самые спелые …, самый мягкий … . 6. Медведь приготовил на зиму варенье для Маши из фруктов, овощей, грибов, ягод. Как называется варенье, которое будетесть Маша.7. Бабушка попросила внука собрать в огороде круглые и зеленые, длинные и зеленые, спелый и зеленый. Что принес внук?8. Прочитайте слова на доске, выберите то, которое не подходит к остальным: гусь, гусыня, гусеница, гусятник, гусята,гусиный, гусятница, гуськом.
Примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте1. Логопед показывает незнакомую букву и предлагает воспитанникам назвать слово, начинающееся с этой буквы.-Почему не смогли выполнить задание?2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово, которое начинается со знакомой буквы, но в середине (в конце) слова есть незнакомая буква.- Вы смогли выполнить задание? – В чем затруднение?3.1. Логопед показывает воспитанникам таблички с заглавной и строчной буквой «ы».- Какой буквы не бывает? Почему?3.2. Логопед показывает детям таблички, на которых разные буквы (заглавная и строчная), а буква «ы» только строчная.- Почему не заглавной буквы «ы»?4. Логопед предлагает воспитанникам назвать картинки ( гусь, дятел, бабочка и др.) и просит записать эти слова.-Как записать слова, если мы не знаем букв и не умеем писать? 5. Логопед предлагает посмотреть на схемы предложений и сосчитать, сколько предложений составлено._______ ________ ________ _______ _________ ________- Какой возникает вопрос? 6.1. Логопед просит детей прочитать слово и подобрать картинку к этому слову (кружки, стрелки, замок)-Почему вы выбрали две разных картинки к одному слову?-Как можно понять, к какому слову картинка? 6.2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово КРУЖКИ и нарисовать предмет, который обозначает это слово.-Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово?6.3. Логопед предлагает прочитать предложения: На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.- Какие слова схожи по написанию? Чем они различаются?-Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение? 7. Логопед предлагает детям схемы имён мультипликационных героев: Нюша, Лосяш (на доске две абсолютно одинаковые схемы) – Как же, не умея записывать буквы, можно различить схемы слов Нюша и Лосяш?8. Слова «кот» и «мяу» давно дружили между собой. Но однажды приятели решили посчитать, сколько в них слогов, и в результате поссорились. Что их огорчило? Как их помирить?9. На доске записаны слова: Шарик, шарик. Логопед предлагает подумать, почему одно и тоже слово написано по-разному (с заглавной и строчной буквы)? От чего зависит выбор буквы? 10. Логопед предлагает детям найти предложения.Воробышки по прыгают ищут зернышки дорожке.Старый воробей зорко во все стороны.Воробьи весело чирикают.- Какие знания необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?- Что такое предложение, какими признаками оно обладает? Примеры ситуационных задач на развитие связной речи1.Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2.Бабушка села на маршрутку, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? 3.В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?4.Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.5.В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти? 6.Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)7.Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.8.Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?9.Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?10.Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

Спасибо за внимание! Будем рады, если материал из памятки по проблемным ситуациям вы будете использовать в своей практике.

  • tehnologii_problemnogo_obucheniya_v_praktike_logopeda_dou
    Размер файла: 90 kB Загрузок: 6

Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время досуг ребенка уже на раннем его развитии, зачастую, оснащен компьютерными играми. Слова Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить как вчера, мы украдем у детей завтра» призывают педагогов идти в ногу со временем. Таким образом, информатизация современного общества открывает новые возможности использования информационных технологий в педагогической практике. Такие технологии связаны с применением компьютеров, поэтому педагог должен не только обладать знаниями в этой области, но и уметь их применить.

Внедрение компьютерных технологий открывает широкие возможности повышения качества коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Такие технологии используются в моей практике учителя-логопеда. Это позволяет ускорить и облегчить работу с документацией, представляя ее в электронном виде, повысить эффективность взаимодействия педагога с родителями, с коллегами, а также обогатить и обновить воспитательный процесс.

Родители – главные помощники в коррекции речевого развития ребенка. Представляя информацию в форме мультимедийных представлений, а также аудио и видеозаписей, передавая ее через электронные носители, она становится доступней.

В работе с детьми применение компьютерных технологий требует предварительной подготовки. Учитывая «Требования к организации компьютерного обучения дошкольников» С. Л. Новоселовой, экран необходимо поместить на уровне глаз ребенка. Для детей 5-6 лет на работу с компьютером можно уделить лишь по 10 минут, занимаясь с ребенком 3 раза в неделю, с 6-7 лет разрешается увеличить время до 15 минут. Через каждые 1,5-2 минуты необходимо переводить взгляд ребенка от монитора. [1] Мы должны не только научить ребенка, но и сохранить его здоровье.

Придерживаясь этих правил, педагог также должен помнить о том, что компьютер может лишь дополнять, а не заменять его.

Использовать компьютерные технологии можно как на любых логопедических занятиях (развитие произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи), так и на любых его этапах.

Работая с подгруппой или группой детей, необходимо использовать мультимедийный экран или интерактивную доску, на индивидуальных занятиях – монитор компьютера.

На подготовительном этапе работы можно использовать аудиозаписи как для узнавания речевых и неречевых звуков, так и для развития фонематического слуха.

При автоматизации и дифференциации звуков – игровые задания. Материал должен быть представлен ярко и опираться на разные каналы восприятия. После выполнения задания, для активизации внимания и поддержания положительного эмоционального настроя, необходимо поощрить детей за правильные ответы, например, сказочный персонаж хлопает в ладоши.

Использовать компьютерные технологии можно и на любой части занятия: на вводной – для активизации внимания, на основной – для лучшего усвоения материала, на заключительной – для подведения итогов.

При обследовании речевого развития детей, также мною используются компьютерные технологии. Полученные данные заносятся в таблицы, проводится мониторинг работы, отслеживается динамика.

Информационные технологии применяются в моей практике более двух лет. За это время показатели диагностических данных значительно увеличились. У детей наблюдается интерес к обучению, увеличилась работоспособность, а также скорость запоминания информации, возросла мотивация общения, желание вступать в диалог. Ребенок заинтересован, спрашивает, подтверждает свою мысль, что и побуждает к действию.

Появилась также возможность подготовить материалы для сайта дошкольного учреждения, получать много новой информации через интернет-сайты и делится своим опытом работы на расстоянии. В дальнейшем планирую, используя информационные технологии, находить что-то новое и вносить в свою педагогическую практику, ведь это очень удобно, интересно и эффективно.

Новоселова Л. С. Требования к организации компьютерного обучения дошкольников. Методическое пособие.

Подъязычная уздечка – влияние на произносительную часть речи

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Статья:

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины. Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу.

У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

Короткая подъязычная уздечка:

• может вызывать затруднение движений языка, т. к. не дает ему возможности высоко подниматься.

• может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

• может быть и причиной нарушения дикции

• в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

o Оперативное вмешательство

o Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать.

Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки.

Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста.

Самым маленьким можно посоветовать такие упражнения:

«Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце.

• Можно тянуться языком за ложечкой.

«Дотянись языком до подбородка».

«Дотянись языком до носа».

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Читайте также:  Конспекты занятий для обучения дошкольников русскому языку

Так качаются качели.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме, а можно – к маме на колени.

Детям постарше, наряду с предыдущими,можно давать такие упражнения:

Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

«Маляр» Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” – ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)

Красить комнаты пора.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем

Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами, многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.

Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.

Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Подрезание подъязычной уздечки у ребенка

Многие люди слышали о такой операции, как подрезание уздечки под языком у детей, но не все понимают, зачем и когда это необходимо. Проблема с несовершенством строения подъязычной уздечки может проявиться в разном возрасте, и родители действительно должны проявлять к этому должное внимание. Несмотря на то что эта часть тела кажется совсем незначительной, она связана с процессом приема пищи и воспроизведением речи. Ее аномалия косвенно может повлиять на жизненно важные явления в организме.

Суть проблемы

Фото: так выглядит нормальная уздечка во рту у ребенка

Язык прикрепляется к основанию рта своей корневой частью. Между языком и нижним краем рта находится маленькая складка кожи – уздечка. В норме она должна быть такой длины, чтобы человек без труда мог шевелить языком, слегка высовывать его за пределы губ, прикасаться к передней поверхности зубов, произносить звуки.

Укороченная уздечка языка сильно ограничивает его подвижность, речевые возможности и способность к нормальному питанию, особенно у детей. Такие же проблемы возникают при неправильном ее прикреплении, когда она находится в непосредственной близости к кончику языка.

Фото: так выглядит неправильно расположенная уздечка

В период грудного вскармливания малыш неспособен нормально сосать грудь, так как язык ограничен в движениях. Из-за этого дети проявляют сильное беспокойство, плачут, недобирают вес.

  • Недостаток питания может оказать негативное воздействие на любую развивающуюся систему организма, проявляются болезни желудка.
  • У малыша с короткой уздечкой образуется неправильный прикус, из-за чего возникают заболевания зубов, происходит их смещение.
  • После прорезывания зубов, при попытке высунуть кончик языка, малыш будет травмировать ее о нижние резцы.
  • У старших детей короткая подъязычная уздечка усложняет формирование звуков: им трудно выговаривать слова, процесс обучения речи затягивается.
  • Изменяется механизм дыхания: малыш привыкает дышать ртом.Симптомы патологии
  • Уздечка у новорожденных в норме имеет длину около 8 мм и более, а у пятилетних детей увеличивается до 17. Но произвести измерения в домашних условиях мамам удается далеко не всегда, особенно если малыш очень активный. И понять, правильно ли все расположено в ротовой полости, под силу только специалистам.

    Определить, есть ли у ребенка короткая уздечка, можно по некоторым внешним признакам:

    • У грудничков из-за низкой способности сосать молоко проявляется громкое чмоканье, цоканье.
    • Малыш неправильно прикладывается к груди, не охватывает ртом ареолу, поэтому часто прикусывает сосок, который потом воспаляется.
    • Грудничок нервничает, выгибается, сучит ручками и ножками при кормлении, часто бросает и прикладывается к груди вновь. Не набирает вес или даже теряет его.
    • Кончик языка в связи с укорочением перегородки может быть раздвоен. Как выглядит раздвоенный язык ребенка при короткой уздечке, смотрите на фото справа.
    • У старших деток заметны речевые дефекты, голос гнусавый и тихий.
    • Выделение слюны повышается.
    • Возможны приступы апноэ.
    • Из-за недостаточной обработки пищи бывают проблемы с пищеварением.

    Если родители заподозрили проблему, нужно обратиться к педиатру или стоматологу. Но во многих случаях дефект устанавливается неонатологом в роддоме.

    Причины дефекта

    Короткая уздечка языка у новорожденного – врожденная аномалия, закладывающаяся в первые месяцы развития плода, когда происходит образование всех органов. Для ее появления существует несколько причин:

    • Наличие наследственной предрасположенности: если у родителей была такая особенность, она может наследоваться.
    • Чем старше будущая мать, тем вероятнее появление у ее ребенка укороченной уздечки из-за повышения риска развития аномалий.
    • Дефект может развиться, если женщина при беременности перенесла инфекцию или страдает от хронических болезней.
    • Сильный ранний токсикоз способен привести к нехватке питательных веществ, из-за чего органы плода формируются неправильно.
    • Воздействие любых тератогенных факторов: радиации, токсических веществ, тяжелых для организма лекарственных препаратов, алкоголя, табака и наркотиков.
    • Несчастные случаи с получением травм беременной.

    Некоторые из этих причин не зависят от действий будущих родителей, особенно генетическая предрасположенность. Остальные факторы риска следует избегать: беременная не должна работать на вредном производстве, пить, курить, заниматься самолечением, подвергать себя риску падений при занятиях спортом.

    Способы решения проблемы

    На данный момент существует несколько способов коррекции:

    • Подрезание уздечки у детей скальпелем.
    • Подрезание уздечки под языком лазером.
    • Растягивание посредством упражнений.
    • Удаление дефекта с помощью массажа.

    Хирургические вмешательства могут выполняться по-разному, основные способы – это:

    • Френулопластика – удаление лоскута из ткани дефектной перемычки, который подшивается к образовавшейся ране для повышения подвижности языка. Необходим местный наркоз, но поврежденная слизистая оболочка заживает очень быстро. Используется для детей дошкольного возраста.
    • Френулотомия: длина уздечки условно делится на три части, между нижней и средней долями выполняется разрез, края слизистой оболочки ушиваются. Этот метод подходит для грудничка.
    • Френулэктомия – такие же манипуляции, но уздечку зажимают инструментами. Метод подходит для пятилетних детей.

    В более современных клиниках выполняется подрезка с помощью лазера. Рассечение проводится после обработки анестетиком: гелем, спреем. Для пациентов такая подрезка менее травматична, повреждение кровеносных сосудов минимально – лазер одновременно надрезает слизистую оболочку и вызывает спайку затронутых капилляров.

    Регенерация тканей после лазерной подрезки проходит в течение нескольких дней, к привычному образу жизни можно вернуться через час после процедуры. Но сколько нужно оставаться в клинике, решает доктор. Осложнения встречаются реже, чем после устранения дефекта скальпелем.

    Оптимальный возраст для операции

    Стоит ли проводить манипуляции с уздечкой под языком и в каком возрасте лучше ее подрезать – такие решения зависят от того, когда обнаружили аномалию, каковы индивидуальные особенности. Если в роддоме неонатолог определяет, что у младенца дефектная подъязычная уздечка, лучше делать подрезание сразу.

    Малыш еще не так подвижен, чтобы помешать процедуре, а сама перепонка маленькая, тонкая и не содержит кровеносных сосудов. Благодаря этим факторам для проведения манипуляций будет достаточно местной анестезии, а успокоить кроху можно, приложив после операции к груди.

    Подрезание уздечки языка у детей в возрасте после 6 месяцев связано с некоторыми сложностями. Малыш становится подвижным, и родители не могут дисциплинировать его уговорами. Из-за неосторожных движений хирургическое вмешательство может произойти некорректно, вот почему операцию откладывают до пятилетнего возраста.

    В этот период дети разговаривают, доктор может определить, есть ли дефекты речи, мешает ли ребенку уздечка под языком, нужно ли подрезать или можно растянуть ее гимнастикой.

    Если у младенца рассечение уздечки языка не выполнили, а через много лет у него появились дефекты речи, развились проблемы с дыханием и пищеварением, значит, нужно выполнить ее обрезание во взрослом возрасте. Но чем человек старше, тем плотнее у него становится перепонка, она обрастает капиллярами и нервными окончаниями – вот почему рассекать ее намного больнее, чем в случае с грудничком. Для выполнения разреза нужна анестезия.

    Обследования перед операцией и противопоказания

    Любые хирургические действия в полости рта – риск для организма. Чтобы не допустить осложнений после операции, надо обязательно пройти предварительные обследования, которые назначает врач. Наиболее значимы анализы крови, мочи, определение коагуляции крови и флюорография.

    Противопоказаниями для френулопластики являются инфекции горла, ротовой полости, воспалительные процессы в любой части тела, так как в надрез слизистой оболочки могут попасть патогенные микроорганизмы. Вот зачем проводят обязательное обследование перед вмешательством. Нельзя оперировать пациентов с онкологическими болезнями, пониженной свертываемостью крови.

    Послеоперационный период

    Слизистая оболочка во рту восстанавливается быстро. Но обрезание уздечки может вызвать осложнения:

    • Образование твердого рубца в месте, где выполнялся надрез.
    • Развитие воспалительного процесса из-за попадания инфекции.
    • Повышение температуры. Проявляется как признак развития инфекционного процесса или своеобразная реакция на проведение операции.

    Грудничок может реагировать на осложнения постоянным беспокойством, отказом от пищи. Дети трех лет и старше сами могут рассказать, что их беспокоит. При любых дискомфортных ощущениях надо обращаться к врачу, только специалист правильно оценит состояние малыша и назначит лучшее лечение.

    Во избежание осложнений нужно следить за чистотой ротовой полости. Пятилетние малыши уже чистят зубы и могут ополаскивать рот водой. В течение нескольких дней после того как удалили дефект, нельзя жевать твердую пищу и много разговаривать, сколько именно следует соблюдать ограничения, нужно спросить у врача. После контрольного осмотра лечащий доктор порекомендует специальные упражнения для развития эластичности уздечки.

    Коррекция с помощью гимнастики для языка

    Определить, стоит ли делать операцию на короткой уздечке языка у ребенка или лучше убрать дефект с помощью упражнений, способен только врач. Поэтому даже если родители не настроены на хирургическое вмешательство, им все равно необходимо идти к педиатру, стоматологу для консультации и проведения операции или корректного индивидуального подбора упражнений.

    Возможность проведения гимнастических занятий появляется, когда малыш уже может повторять какие-то заданные действия. Но существуют простые упражнения даже для новорожденных: им дают облизывать ложечку из серебра, капают молочко на верхнюю губу, отчего они пытаются ее облизать, чуть в более старшем возрасте мажут варенье.

    Когда малыш в силах понять просьбы мамы повторить те или иные действия, можно заняться более сложной гимнастикой:

    • Закрыть рот и ощупать боковые стенки языка, небо и нижнюю часть рта.
    • Открыть рот и дотягиваться как можно дальше до внешней поверхности губ.
    • Щелкать языком.
    • Положить язычок на нижнюю губу и удержать в таком положение на 10 секунд.
    • Высунуть язык как можно дальше и задержать на 10 секунд. Можно и грудничка в игровой форме попросить показать, какой у него длинный язычок.

    Разрыв уздечки

    У некоторых детей при неудачном падении случается разрыв уздечки языка. Такую травму можно получить из-за тесного контакта перегородки с нижними зубами. Если ребенок рассек уздечку, у него может начаться кровотечение и отек в ротовой полости, малышу становится больно жевать, разговаривать.

    Нельзя полагаться на самолечение, сразу стоит обратиться к врачу. Иногда приходится зашивать образовавшуюся рану из-за опасности обильного кровотечения.

    Нельзя недооценивать важность такой части тела, как уздечка. Существует много способов удлинить небольшую перегородку, чтобы освободить язык для свободной речи и приема пищи. Перед тем как предпринять определенные меры, нужно обязательно консультироваться со специалистом и сделать предоперационные анализы, если необходимо подрезать уздечку.

    Если аномалия вызывает нарушения работы органов, значит, френулопластика необходима, и ее лучше провести в том возрасте, который посоветует доктор. Игнорирование такой проблемы означает подвергание ребенка риску частых заболеваний органов дыхания и пищеварения, проблеме в произношении звуков.

    Видео: короткая уздечка языка

    Ссылка на основную публикацию