Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Артюшина Надежда Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя «Общеобразовательная школа-интернат №1».
Предназначена для учителей –логопедов, учителей дефектологов, психологов, воспитателей коррекционных общеобразовательных учреждений. Основные принципы, цели и задачи применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя –логопеда коррекционной школы.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда коррекционной школы».

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

На сегодняшний день в школе VIII вида особо остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной коррекционной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе-интернате, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, введения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Понятие «здоровье» имеет множество определений.

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Отсюда следует, что физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Здоровье психическое это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Таким образом, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни.

Здоровье социальное мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Здоровье нравственное это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

В условиях комплексной информатизации современного учебного процесса для педагогов определены функции, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся:

  • обязательное использование данных медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках и логопедических занятиях;
  • внедрение в учебный процесс гигиенических требований и рекомендаций, предусмотренных санитарными нормами и правилами, касающихся применения современных информационных технологий, с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках и логопедических занятиях.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Образовательные задачи направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, методическим умениям и навыкам.

2. Воспитательные задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия.

3. Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний.

4. Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий.

При проведении логопедических занятий учитываются следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

На логопедических занятиях наиболее приемлемы следующие средства методы и приемы здоровьесберегающих технологий:

  • средствадвигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы танцевальных и гимнастических упражнений);
  • методы:игра, соревнование, метод индивидуальных заданий;

В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов преподавания. Методы целесообразно менять в среднем через 13 мин. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

  • приёмы:компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях используются следующие виды гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика способствует:

  • чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
  • снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале, как оргмомент)
  • формированию навыков самоконтроля.

2. Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей.

3. Пальчиковая гимнастика.

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность;
  • Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи детям с различными нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование именно активных методов и приёмов обучения, в основе которых уже заложено здоровьесбережение, является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приёмы обучения:

4. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

5. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

с целью проверки знаний учащихся. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание быстрее и лучше других.

6. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

7. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

8. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

9. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.

Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

10. Зрительная гимнастика используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

11. Использование офтальмотренажёров-презентаций, отдельной презентации и фрагментов презентации в процессе логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиенич. нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО на логопедическом занятии ограничено. Не допустимо использование ТСО более 10 мин единовременно , а общее время использования не должно превышать более 15 мин. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

12. Использование картинного материала:

для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

13. Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На логопедических занятиях наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

«Дерево чувств» – ещё один цветовой прием. Учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Считается, что перегрузка учащихся на уроке, или на логопедическом занятии, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс формирования знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Правильная организация обучения на логопедических занятиях даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у учащихся, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Работа учителя-логопеда должна помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Дидактическое пособие «Логопедические перчатки»

Дидактическое пособие «Логопедические перчатки» и конспект индивидуального занятия на тему «Звуки Л-Лʼ».

Процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно. Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки». Они позволяют совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слога.

«Логопедические перчатки»

С каждым годом на дошкольном логопункте всё больше становится детей с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно.

Для оптимального использования времени на индивидуальных занятиях, я использую так называемые «Логопедические перчатки».

Они позволяют мне совместить пальчиковую гимнастику и процесс автоматизации звука в слогах. На обычные перчатки на каждый пальчик текстильной лентой-липучкой наклеены буквы: на указательный – А, на средний – О, на безымянный – У, на мизинец – Ы. На большом пальце буквы меняются в зависимости от изучаемого звука.

Так же использую большой палец без буквы просто со смешной рожицей, когда ребёнок ещё не знает согласных букв или идёт автоматизация звука в стечении согласных. На изображении согласных букв синяя и зелёная шапочки, обозначающие твёрдый или мягкий звуки.

Данное пособие помогает мне не только сэкономить время занятия за счёт совмещения пальчиковой гимнастики с проговариванием слогов, но и сделать его интересным и весёлым для ребёнка.

Пальчиковая гимнастика с использованием «Логопедических перчаток» на примере автоматизации твёрдого звука Р в прямых и обратных слогах

Упражнение 1. «Пальчики здороваются».

Соединяем поочерёдно каждый палец с большим пальцем правой руки: ра-ро-ру-ры, затем левой руки: ра-ро-ру-ры, затем обе руки вместе: ра-ро-ру-ры. То же с закрытыми слогами: ар-ор-ур-ыр.

Упражнение 2. «Ручки здороваются».

Соединяем руки запястьями, теперь пальцы правой руки касаются большого пальца левой руки и наоборот: ра-ро-ру-ры.

Упражнение можно усложнить, меняя слоги местами: ро-ры-ра-ру.

Упражнение 3. «Играем на пианино».

Руки запястьями упираются на стол, на большие пальцы крепим буквы Э: ра-ро-ру-ры-рэ. Поочерёдно, обеими руками вместе, по заданию логопеда.

Букву Р наклеиваю на середину ладони.

Упражнение 4. «Ромашка закрывается».

Теперь пальчики поочерёдно «кланяются»: ар-ор-ур-ыр-эр.

Упражнение 5. «Ромашка открывается».

Пальчики поочерёдно «встают» с ладошки: ра-ро-ру-ры-рэ.

Варьирую слогами и руками по мере усвоения ребёнком упражнений. Для развития фонематического слуха, развития внимания и координации движений, чередую слоги: ра-ра-ро, ру-ры-ры и т.д.

Предлагаю вашему вниманию разработанное мною индивидуальное занятие с использованием «Логопедических перчаток».

Конспект индивидуального занятия

Тема « Звуки Л-Лʼ»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л-Лʼ.

– автоматизировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

– дифференцировать звуки Л-Лʼ в словах и предложениях;

– развивать использование грамматических категорий (использование уменьшительно-ласкательных суффиксов);

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звуков в словах;

– расширять и активизировать словарь.

– развивать фонематический слух;

– развивать логическое мышление;

– развивать мелкую моторику (учить соотносить речь с движениями пальцев).

– формировать дружеское отношение к окружающим.

  • «Логопедические перчатки» с буквами Л на больших пальцах: на правой руке буква Л в синей шапочке, на левой – в зелёной, на левом мизинце буква И, стеклянный кубик, меховая подушечка, картинки со звуками Л-Лʼ в названиях, две бумажные куклы, одежда для них голубого и зелёного цвета, маркеры зелёный и синий.

Ход занятия

Логопед: Здравствуй! Сегодня у нас в гостях две подружки: Лола и Лиля. Они собрались в магазин и приглашают тебя с собой.

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай их научим нашим упражнениям для язычка:

Накажи непослушный язычок.

2. Пальчиковая гимнастика, совмещённая с автоматизацией звуков в слогах.

А сейчас споём песенки. Лола любит петь песни с твёрдым звуком Л, а Лиля с мягким Лʼ (надеваем перчатки, у правой руки кукла Лола, у левой – Лиля):

Поёт Лола (работаем правой рукой): ла-ло-лу-лы, теперь Лиля (работаем левойрукой): ля-лё-лю-ли.

Лола поёт громко: ла-ла-ло, Лиля тихо: ля-ля-лё (И так несколько вариантов).

Куклы поют по очереди: ла-ла-ля, лё-ло-ло, лу-ли-ля и т.д.

«Играем на пианино».

(На больших пальцах меняем буквы Л на Э)

У Лолы стеклянный камешек, по нему стучим поочерёдно пальчиками и повторяем слоги с твёрдым звуком Л,

У Лили меховая подушечка, по ней стучим и повторяем слоги с мягким звуком Лʼ.

Ребёнок выполняет несколько предложенных логопедом вариантов.

Ла-ло-лэ, ло-ло-лы, ля-ле-ле и т.д.

Затем чередуем слоги с твердым и мягким согласными звуками: ла-ле-ле, ля-ло-лу и т.д.

3. Подели картинки между куклами

Смотри, кто-то растерял картинки, назови, что на них изображено. Подели картинки между куклами: Лоле отдай картинки с твёрдым звуком Л, а Лиле с мягким звуком Лʼ.

Правильно, а теперь давай нарисуем наверху на картинках кружочки по месту звука в слове: вначале, в середине, в конце. Не забудь: твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным. (Ребёнок выполняет).

4. Наши куклы пришли в магазин

Наши куклы пришли в магазин. Давай купим Лоле одежду голубого цвета, а Лиле – зелёного.

(Ребёнок выбирает одежду и проговаривает предложения)

Лола купила голубое платье. Лиля купила зелёное платье.

Лола купила голубые туфли. Лиля купила зелёные туфли.

Лола купила голубые гольфы. Лиля купила зелёные гольфы.

Лола купила голубой бант. Лиля купила зелёный бант.

Смотри, какие красивые девочки у нас получились.

5. Давай назовём ласково все предметы одежды и обуви у них.

У Лолочки голубенькое платьице. У Лилечки зелёненькое платьице. И т.д.

6. Давай подумаем, что еще из одежды и обуви можно купить?

Молодец! Ты хорошо поработал, Лола и Лиля говорят тебе: Большое спасибо!

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

  • Главная
  • О себе
  • Занятия
  • Дистанционно
  • Отзывы
  • Контакты
Техника безопасности на логопедических занятиях

‘, CAPTION, ‘логопед’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);” onmouseout=”return nd();” > логопедом должны принести ребёнку ожидаемую пользу, они не должны принести вреда здоровью. Об этом специалист должен позаботиться прежде всего. Кроме известных, хочется остановиться также на тех моментах, которые ещё не были рассмотрены на профессиональных сайтах.

1. Массаж голыми руками либо в перчатках?

Логопедический массаж начинается с массажа лица. Проводить его нужно руками, вымытыми с мылом и обработанными специальным дезинфицирующим раствором. Массаж лица проводится с применением детского массажного масла или же без него. Когда массаж требует помещения рук в полость рта, необходимо применить одноразовые перчатки либо напальчники. Сейчас можно приобрести перчатки специально для детского логопедического массажа, они неопудренные.

2. Стерильные массажные и постановочные зонды.

Логопедические зонды для массажа и постановки звуков должны быть обработаны в стерилизаторе перед началом рабочего дня, а потом протираться этиловым спиртом. Тем не менее, многие родители беспокоятся, достаточно ли стерильный инструмент. Несмотря на то, что я считаю такую чрезмерную обеспокоенность необоснованной (в заведениях общепита ложки и вилки не протираются спиртом, и это соответствует санитарно-гигиеническим требованиям), всё же лучше предложить родителям приобрести индивидуальный набор зондов для их ребёнка.

3. Ароматерапия на логопедических занятиях.

Во время проведения релаксаций на занятиях с заикающимися иногда полезно применить аромалампу с эфирными маслами (лавандовое, ромашковое и др.). Масло лимона хорошо зарекомендовало себя в работе с детками, имеющими дефицит внимания. Однако, нужно иметь ввиду, что на эфирные масла у ребёнка может быть аллергическая реакция, иногда очень серьёзная, требующая срочной медицинской помощи. Поэтому, если Вы решили использовать на своих занятиях ароматерапию, обязательно выясните у родителей ребёнка, не аллергик ли он.

4. Гимнастика для шеи.

Физкультминутка через 10 мин после начала занятия—обычное дело для детей и педагога. А логопед, работающий с дизартриками, проводит моторную разминку и в начале урока. Разминаясь, необходимо помнить такую важную деталь. Никогда не предлагайте детям запрокидывать голову назад! Среди наших учеников могут быть дети с нестабильностью в шейном отделе позвоночника. Такое упражнение для них может закончиться потерей сознания.

5. Применение электростимуляторов.

При работе с электромиостимулятором или с электронейростимулятором уточните у родителей ученика, нет ли у него судорожной готовности по результатам исследования головного мозга. Данные электроприборы могут спровоцировать судороги. Пусть невролог, который ведёт ребёнка, даст добро на использование этих электроприборов в логопедической коррекции.

6. Безопасные игрушки.

Детские игрушки, которые используются логопедом на занятии, должны быть сертифицированными, чтобы вы могли быть уверены в их экологичности, безопасности. Я для себя сделала выбор в пользу эксклюзивных экологичных игрушек из натурального дерева, выполненных мастером по моему заказу без применения лако-красочных материалов.

7. Пособия для развития силы выдоха.

В каждом логопедическом кабинете, конечно же, есть пособия для развития дыхания. Это, как правило, свистки и детские духовые музыкальные инструменты, а также надувные игрушки и воздушные шарики. Что касается музыкальных инструментов, то они требуют обработки дезинфицирующим раствором (та часть, которая берётся в рот).

О воздушных шариках разговор отдельный. Дело в том, что надувание воздушных шаров—это упражнение, которое на протяжении многих лет использовалось не только в логопедической, но, большей частью, в лор-практике. Отоларингологи по сей день активно назначают детям надувать воздушные шары при некоторых болезнях. Как удалось нам выяснить недавно, это может принести больше вреда, чем пользы. Об опасности, которую представляет надувание воздушных шаров ртом, мы попросили рассказать сотрудника студии IDEA (оформление помещений воздушными шарами) Владимира Рязанова.

«Воздушный шарик сам по себе не предназначен для надувания его ртом. Мы используем компрессоры для этих целей, а в домашних условиях вполне можно воспользоваться насосом, стоит он недорого. В инструкции по использованию воздушных шариков написано, что их разрешается давать детям от восьми лет. Подразумевается. Что дети после восьми лет догадаются надуть его насосом, а младшие будут тянуть в рот. К примеру, те воздушные шары, которые продаются на харьковском рынке «Барабашово» нельзя давать даже в руки детям. Эти шары состоят из искусственного латекса, окрашены и покрыты токсичными химическими соединениями. Они не имеют сертификата качества и могут представлять угрозу здоровью ребёнка. Существуют и хорошие, сертифицированные шары из натурального латекса. Однако, как те, так и другие, покрываются (для хранения) веществами, которые при попадании в рот вредят здоровью. Если возникла необходимость надуть качественный шарик ртом, то его нужно тщательно помыть »

О компании

Наш магазин Логопед-Ленд создан коллективом российских логопедов в 2009 году и находится в г. Москве .
Мы- “Серьезный” магазин и продаем товары только со своего склада, которые есть у нас в наличии.
Все товары,которые Вы увидите в нашем магазине – есть у нас на складе.

Если Вы представитель школы и детского сада, у нас существует возможность оплаты заказа после его фактического получения или частичной предоплаты.


В нашем магазине мы предложим и покажем Вам такое логопедическое оборудование,о котором Вы даже не догадывались,что оно существует.
Мы можем помочь оснастить Ваш логопедический кабинет самым совершенным и передовым оборудованием в мире для развития речи.

Главной задачей нашего магазина: мы считаем ознакомление российских коллег логопедов с новинками мирового оборудования по развитию и исправлению речи.

На основе своего опыта-мы знаем, как бывает трудно найти необходимые материалы и пособия для логопедического кабинета.Мы предлагаем Вам самое передовое логопедическое оборудование, позволяющее значительно ускорить процесс исправления и коррекции речи.

  • Внимание! Товар с нашего магазина высылается без предоплаты , по заявке с сайта,телефону или e-mail, с указанием точного почтового адреса, ФИО и телефонов получателя.
  • После получения нами заявки менеджер связывается с Вами,чтобы уточнить детали заявки.
  • Оплата, при получении заказа в почтовом отделении Вашего города наложенным платежом .
  • Мы можем отследить каждую посылку до момента вручения адресату.
  • После отправки Вашего заказа,по запросу покупателя, на электронную почту высылается трек код посылки,для отслеживания ее через интернет.
  • Без контактных телефонов -заказ не высылается!
  • Заказы менее 1000 руб временно не высылаются.Спасибо за понимание!
  • Если у Вас не получается оформить заказ,напишите нам на электронную почту или пришлите СМС на наш номер 8-926-121-22-54 мы перезвоним Вам и примем заказ устно,либо напишите Ваш заказ в свободной форме на наш электронный адрес logo37@mail.ru (он указан в “шапке” сайта вместе с телефонами)
  • Заказы принимаются и обрабатываются без выходных.

Мы постоянно следим за мировыми новинками в оборудовании по исправлению и коррекции речи, и стараемся их оперативно представлять в нашем магазине,а так же информировать о них логопедов России.
В интернет-магазине мы представили все самое лучшее и передовое в мировой практике оборудование для развития и исправления речи не только российских, но и мировых брендов.

Наш магазин магазин предлагает следующие товары для логопедов,дефектологов,психологов и родителей детей

Книги по логопедии : Книги,учебники,домашние логопедические тетради для занятий,конспекты,авторские работы ведущих логопедов,дефектологов и психологов.

Развивающие игры и игрушки : Игры на развитие мелкой моторики, фонематического слуха,игрушки на развитие ощущений,игры на внимание,игры на сравнение предметов и т.д.

Товары для логопедического массажа :массажные логопедические зонды,массажные мячи,массажеры су-джок, электрические массажеры полости рты и лица Z-Vibe (США),массажные столы.Товары гигиены лица,рук и полости рта.

Логопедические зонды : Постановочные зонды, массажные зонды, импортные постановочные зонды .

Оборудование для логопедического кабинета ; Столы, полки, логопедические зеркала, освещение, магнитные доски и т.д.

Оборудование для логопедических занятий : Логопедические зонды,пальчиковый театр,развитие речевого дыхания,развитие фонематического слуха,развитие внимания,развитие ощущений,детские спирометры.

Гигиена логопедических занятий -находится на первом месте у логопедов.
В нашем магазине вы найдете Стерилизаторы логопедических зондов,оборудования,одноразовые ротовые шпатели,одноразовые перчатки,одноразовые салфетки и многое другое для гигиены процесса исправления речи.

Будем рады Вас видеть в нашем магазине!

Набор для проведения логопедических занятий «Логопед Про»

  • описание
  • дополнительные характеристики

Набор содержит необходимые материалы для проведения логопедических занятий с детьми. Он подойдет для начинающих и опытных специалистов. Главное преимущество комплекта заключается в том, что содержимое компактно хранится в удобном мобильном стеллаже.

Особенности:

  • Набор позволяет прорабатывать разные проблемы с речью, использовать комплексный подход.
  • Материала хватит на работу с несколькими детьми одновременно.
  • Все элементы соответствуют строгим стандартам. Их можно использовать в государственных учебных и медицинских учреждениях.

В комплекте:

  • Мобильная тумба с тремя глубокими выдвижными ящиками.
  • Комплект методических рекомендаций и инструкций.
  • Материалы для практической работы.

Модуль 1 Развитие мелкой моторики

Комплект представляет собой подборку развивающих игрушек, которые стимулируют ребенка совершать мелкие действия руками. Их можно использовать для детей с раннего возраста. Постепенно ребятам предлагаются более сложные варианты. Перебирая небольшие по размеру детали, малыш сможет стимулировать через пальцы участок мозга, отвечающий за речь. Используется исключительно качественные материалы: дерево, текстиль.

Состав:

  • Бусины разных цветов, форм, величины.
  • Три разные пирамидки.
  • Три шнуровки.
  • Три лабиринта.
  • Три рамки-вкладыша.

Модуль 2 Речевое дыхание

Комплектация предусматривает возможность работы в небольших группах. Разнообразные свистки и духовые инструменты развивают умение распределять дыхание, расширяют легкие. Речевое дыхание необычайно важно в формировании звуков. В игровой форме ребенок сможет улучшить дыхательный аппарат, и произносимые звуки будут получаться более четко, внятно. Все инструменты можно протирать влажной губкой. Они сделаны из нетоксичных материалов.

Состав:

  • Свисток-дудочка – 6 шт.
  • Шар-пищалка – 6 шт.
  • Губная гармошка – 6 шт.
  • Свисток-язычок – 6 шт.
  • Свистки – 6 шт.
  • Эхо-микрофон.

Модуль 3 Логопедический массаж

Универсальные инструменты используются логопедом для массажа речевого аппарата, а также упражнений. В результате физиологического воздействия формируется правильное положение губ, зубов, языка, что приводит к положительным результатам.

Состав:

  • Массажные зонды – 8 шт.
  • Шпатели – 3 шт.
  • Соски для постановки звуков – 6 шт.
  • Логопедические зонды – 6 шт.
  • Массажер «Балансировочная кочка».
  • Массажер для лица.
  • Массажер для кистей рук.
  • Прищепки для массажа.
  • Зеркало.
  • Стерильные перчатки.
  • Игрушка демонстрационная.
  • Дидактический материал
  • Комплект логопедических игр на DVD-диске.

В методических рекомендациях представлен большой перечень упражнений для индивидуальных и групповых занятий с детьми по каждому модулю.

Примеры упражнений:

  • Вышивка. (упражнение способствует физическому развитию кистей и пальцев рук, улучшает координацию движений). Задача – провести веревочки через отверстия на рамках-вкладышах, составляя узор.
  • Поезд. (упражнение способствует развитию пространственного и логического мышления, учит следовать образцу). Педагог нанизывает на веревочку бусины разной формы в определенной последовательности. Задача ребенка – повторить заданный фигурный ряд.
  • Угадайка. (упражнение поможет в закреплении понятий формы, размера и цвета). Фигуры помещаются в мешочек или пакетик. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур, определить ее размер, описать форму и назвать деталь. После этого достать деталь из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.

Характеристики:

  • Цвет: Красный, желтый, синий, зелёный, коричневый, натуральный
  • Материал: Массив натурального дерева (береза)
  • Размеры в собранном виде (Д х Ш х В), см: 36х45х70
  • Размеры в упаковке (Д х Ш х В), см: 42х51х76
  • Объем, м3: 0.17
  • Вес, кг: 27
  • Кол-во деталей: более 150
  • Возраст ребенка: от 3 до 7 лет

Набор содержит необходимые материалы для проведения логопедических занятий с детьми. Он подойдет для начинающих и опытных специалистов. Главное преимущество комплекта заключается в том, что содержимое компактно хранится в удобном мобильном стеллаже.

Особенности:

  • Набор позволяет прорабатывать разные проблемы с речью, использовать комплексный подход.
  • Материала хватит на работу с несколькими детьми одновременно.
  • Все элементы соответствуют строгим стандартам. Их можно использовать в государственных учебных и медицинских учреждениях.

В комплекте:

  • Мобильная тумба с тремя глубокими выдвижными ящиками.
  • Комплект методических рекомендаций и инструкций.
  • Материалы для практической работы.

Модуль 1 Развитие мелкой моторики

Комплект представляет собой подборку развивающих игрушек, которые стимулируют ребенка совершать мелкие действия руками. Их можно использовать для детей с раннего возраста. Постепенно ребятам предлагаются более сложные варианты. Перебирая небольшие по размеру детали, малыш сможет стимулировать через пальцы участок мозга, отвечающий за речь. Используется исключительно качественные материалы: дерево, текстиль.

Состав:

  • Бусины разных цветов, форм, величины.
  • Три разные пирамидки.
  • Три шнуровки.
  • Три лабиринта.
  • Три рамки-вкладыша.

Модуль 2 Речевое дыхание

Комплектация предусматривает возможность работы в небольших группах. Разнообразные свистки и духовые инструменты развивают умение распределять дыхание, расширяют легкие. Речевое дыхание необычайно важно в формировании звуков. В игровой форме ребенок сможет улучшить дыхательный аппарат, и произносимые звуки будут получаться более четко, внятно. Все инструменты можно протирать влажной губкой. Они сделаны из нетоксичных материалов.

Состав:

  • Свисток-дудочка – 6 шт.
  • Шар-пищалка – 6 шт.
  • Губная гармошка – 6 шт.
  • Свисток-язычок – 6 шт.
  • Свистки – 6 шт.
  • Эхо-микрофон.

Модуль 3 Логопедический массаж

Универсальные инструменты используются логопедом для массажа речевого аппарата, а также упражнений. В результате физиологического воздействия формируется правильное положение губ, зубов, языка, что приводит к положительным результатам.

Состав:

  • Массажные зонды – 8 шт.
  • Шпатели – 3 шт.
  • Соски для постановки звуков – 6 шт.
  • Логопедические зонды – 6 шт.
  • Массажер «Балансировочная кочка».
  • Массажер для лица.
  • Массажер для кистей рук.
  • Прищепки для массажа.
  • Зеркало.
  • Стерильные перчатки.
  • Игрушка демонстрационная.
  • Дидактический материал
  • Комплект логопедических игр на DVD-диске.

В методических рекомендациях представлен большой перечень упражнений для индивидуальных и групповых занятий с детьми по каждому модулю.

Примеры упражнений:

  • Вышивка. (упражнение способствует физическому развитию кистей и пальцев рук, улучшает координацию движений). Задача – провести веревочки через отверстия на рамках-вкладышах, составляя узор.
  • Поезд. (упражнение способствует развитию пространственного и логического мышления, учит следовать образцу). Педагог нанизывает на веревочку бусины разной формы в определенной последовательности. Задача ребенка – повторить заданный фигурный ряд.
  • Угадайка. (упражнение поможет в закреплении понятий формы, размера и цвета). Фигуры помещаются в мешочек или пакетик. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур, определить ее размер, описать форму и назвать деталь. После этого достать деталь из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.

Характеристики:

  • Цвет: Красный, желтый, синий, зелёный, коричневый, натуральный
  • Материал: Массив натурального дерева (береза)
  • Размеры в собранном виде (Д х Ш х В), см: 36х45х70
  • Размеры в упаковке (Д х Ш х В), см: 42х51х76
  • Объем, м3: 0.17
  • Вес, кг: 27
  • Кол-во деталей: более 150
  • Возраст ребенка: от 3 до 7 лет

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

«Котенок кусается»(прищепки бельевые). Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно).

«Забавные узелки»(веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4 – 8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи.

«Травка» (используется пороговый коврик). Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.

Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.

«В зоопарке»(решетка для раковины, подставка под горячее). Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно – то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.

«Волшебный горох, фасоль». Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одна за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

«Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу).

«Зубные щетки». Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.

«Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.

«Ёжики». Упражнения с мячиками для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».

«Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог.

«Бигуди». Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»). Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3 – 5 минут.

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь. Можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться.

Л.С. ТИМЕРБАЕВА,
учитель-логопед ДОУ «Теремок» с. Архангельское Архангельского района

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Цыганок И.Ю.,учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 156” г.Краснодара.

Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.
Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и
совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями,
тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии
мелкой моторики не нашли должного изучения.

Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного
материала является эффективным способом развития следующих функций :

коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие
отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);

тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с
перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);

пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку
речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое
мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной
нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у
детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с
мелкими предметами.)

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных
материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики
рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют
дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и
познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их
происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного
материала для людей, устанавливать причинно – следственные связи.
Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют
выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного
организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым
использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные
основы хорошего здоровья, гармоничного развития.

Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была
поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового
игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные
материалы.

Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 – 5 лет) у детей происходит
ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать
приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях
(например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с
предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем
видам деятельности, которые требуют более координированной работы
мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и
запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся
поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате,
держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для
работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип –
помогать в развитии мелкой моторики рук.

Методика проведения игротренинга:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно
связанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение
слов, точность выполняемых движений с предметами).

Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в
процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход
обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно
выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая
предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее
в соответствии с детскими интересами.

Определив основное направление в работе, в группе была создана такая
пространственно – предметная среда, которая расширяла мир детей,
стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь
способствовали развитию мелкой моторики и координации движений
пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по
развитию мелкой моторики.

«Уголок развития мелкой моторики. Фото 1.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
«Уголок развития мелкой моторики. Фото 2.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:

*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами,
пуговицами;

и ндивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой

*дыхательные тренажеры;
*шнурки с узелками;
*эспандеры;
*решетки для раковин;

*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;
*разные по величине бусины;
*материал для нанизывания;

*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
*бусы, четки;

* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с
углублением;

* грецкие орехи и каштаны;
*многогранные карандаши.

Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.

«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 1.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 2.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира, повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Читайте также:  Презентация - Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи
Ссылка на основную публикацию