Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Разделы: Логопедия

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
  • Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Развитие общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

    Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.

    Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

    Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Су-Джок терапия.

    Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

    С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

    Массаж и самомассаж.

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

    • массаж и самомассаж лица;
    • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    • плантарный массаж (массаж стоп);
    • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
    • массаж языка.

    Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

    Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

    Показания для массажа:

    • Дислалии;
    • Различных видах дизартрии;
    • Алалии
    • Неврозоподобном заикании;
    • Послеоперационном периоде при ринолалии;
    • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

    Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

    Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

    Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

    Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

    Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

    2. Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

    www.Logopedy.ru

    Присоединяйтесь к нам:

    • Разместить материалы на сайте
    • Литература
      • Газетные публикации
      • Статьи по логопедии
      • Журналы
      • Нормативные документы
    • Наглядные материалы
      • Серии картинок
      • Видео
      • Презентации
      • Схемы / таблицы
      • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
    • Рабочие материалы
      • Программы / планирования
      • Конспекты / игры / сценарии
      • Речевые карты
      • Штриховки
      • Методики диагностики и коррекции
      • Из опыта работы

    Зонды постановочные

    Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

    Степанова Ирина Геннадьевна
    Учитель-логопед ГДОУ №93
    г. Санкт- Петербурга

    Ссылка: скачать
    Сертификат: не выдан

    Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

    Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

    Задачи стоящие перед логопедом:

    1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

    2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

    3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

    4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

    5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

    На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

    Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

    – насыщение организма кислородом

    – улучшение обменных процессов

    – нормализация психо-эмоционального состояния

    Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

    Гимнастика для глаз

    Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

    -развивают концентрацию внимания

    -обеспечивают межполушарное взаимодействие

    -развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

    Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи ? развитию оптико-пространственных представлений.

    Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

    Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

    На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

    При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

    Логопедическая ритмика.

    Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

    Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

    Самомассаж. Су-Джок терапия. Ауриколо терапия.

    В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

    По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

    Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

    Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность.

    Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

    Читайте также:  Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

    Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

    Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)

    Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

    -развитие специализации полушарий головного мозга;

    -синхронизация полушарий головного мозга;

    -развитие мышления, памяти, внимания;

    -развитие способности к произвольному контролю;

    -снятие психо-эмоционального напряжения;

    Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

    У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

    Т.О. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

    Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
    консультация по логопедии

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    isp-nie_zdor.sber_._tehnologiy.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование здоровьесберегающих технологий

    на логопедических занятиях

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья задачу не решить.

    Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

    Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

    Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

    – технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);

    – коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);

    – технологии обучения здоровому образу жизни ( игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

    В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты , которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

    В логопедической работе не обойтись без артикуляционной гимнастики.

    Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляции.

    Кроме «Сказки о весёлом язычке» делаем артикуляционную зарядку,

    сопровождая её сказкой «Весёлая прогулка» или детскими стишками:

    Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
    Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

    Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
    Потянули – перестали. И нисколько не устали!

    Подражаю я слону –
    Губы хоботом тяну.
    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    Упражнения могут выполняться с опорой на компьютерные презентации, где дети видят то или иное упражнение в занимательной форме (например, язычок в образе котика, который выполняет то или иное действие).

    Развитие общей моторики

    Комплексы физминуток подобраны согласно лексико-грамматической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия).

    Развитие мелкой моторики

    Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры с прищепками, различные задания с “волшебным мешочком”, су-джок-терапия, кинезиологические приёмы. Подробнее остановлюсь на двух последних приёмах работы.

    В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно зарекомендовал себя метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

    Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

    Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

    • Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.

    • Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

    • Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

    Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: “Колечко”, “Кулак-ребро-ладонь”, “Лягушка”, “Ухо-нос”, “Замок”. А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

    1) «Кулак-ребро-ладонь» – три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

    А теперь их на бочок

    И зажали в кулачок.

    2) «Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

    3) «Лягушки» – Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

    Две весёлые лягушки ловко прыгают подружки,

    Ни минутки не сидят только брызги вверх летят.

    4) «Колечки» – соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

    Пальчики соединяем и кольцо мы получаем: 1/2 1/3 1/4 1/5

    Поздоровались пальцы опять 1/5 1/4 1/3 ½ Закрепили кольца-слова!

    Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

    Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Проводим игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Дети обучаются приемам мышечного расслабления, которое чередуется с напряжением. Примером могут быть игра «Маски», «Семь гномов» , «Овощи –толстячки и худышки» и др. Это способствует созданию благоприятного психологического климата на занятиях. Во время психофизической гимнастики дети изображают разные характеры, различное настроение, изображают различных сказочных героев, стремятся показать их характеры и настроение. Это способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения. При мимических упражнениях у них улучшается работа лицевых мышц. Работая над психоэмоциональной сферой школьников, на занятиях хорошо использовать способствующую расслаблению музыку: шум моря, леса, ветра, дождя, пение птиц и другие звуки природы.

    Также обучаю детей различным видам самомассажа.

    Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Кстати, в Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

    Самомассаж ушных раковин

    Как известно, здесь находится множество биологически активных точек, через которые улучшается работа органов и систем всего организма.

    Используется мягкое поглаживание лба, щёк, подбородка либо более энергичное их разминание и похлопывание.

    Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

    «Взгляд влево вверх»,

    «Горизонтальная восьмерка, (одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком).

    «Глаз – путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

    «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы). При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

    Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

    Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

    . Дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Для его развития детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

    « Хомячок » . Пошмыгать носом (рот закрыт).

    « Собачке жарко » . Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

    « Шарик » . Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

    «Ныряльщик»: сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей

    В результате использования здоровьесберегающих технологий :

    – повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

    – корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

    – формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма,

    – снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

    -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

    Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

    Выступление на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

    Выступление на тему:

    «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста».

    В рамках проведения городской тематической недели « Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности».

    Подготовила: учитель-логопед Н.В. Онищенко

    Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

    Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по данной теме.

    Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, и часто болеющий.

    Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

    В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, элементы Су – Джок терапии, дыхательную гимнастику, дыхательные тренинги на тренажёре БОС.

    Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

    – улучшение памяти, внимания, мышления;

    – повышение способности к произвольному контролю;

    – улучшение общего эмоционального состояния;

    – повышается работоспособность, уверенность в себе;

    – стимулируются двигательные функции;

    – улучшаются пространственные представления;

    – развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

    – стимулируется речевая функция;

    – улучшается соматическое состояние.

    Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

    – улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

    – улучшить подвижность артикуляционных органов;

    – укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

    – уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

    Комплекс упражнений для детей 5 -7 лет

    Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз.

    Блок упражнений для развития мышц губ:

    «Улыбочка», «Хоботок»,«Бегемотик», «Заборчик», «Улыбка» и «Заборчик», «Блинчик», «Сердитая киска», «Качели», «Змейка», «Чистим зубки, «Парус», «Маляр», «Часики», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Дятел», «Замесили тесто».

    Для подъязычной связки языка:

    «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

    Упражнения для мышц щек:

    «Шарики», «Сытый хомячок», «Голодный хомячок».

    Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    Дети с 5 до 6 лет:
    • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
    • сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
    • составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
    Дети 6 – 7 лет:
    • Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
    • Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
    • Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
    При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

    Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

    Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

    Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.

    Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

    способствует формированию правильного речевого дыхания;

    является отличной профилактикой заболеваний органов дыхания;

    укрепляет иммунитет ребенка;

    развивает дыхательную систему;

    служит отличной профилактикой ОРВИ.

    Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца , и осторожно при бронхиальной астме!

    Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз .

    Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

    – успокаивает нервную систему ребёнка;

    – помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;

    – облегчает глазам нагрузку, снимает усталость, даёт им отдохнуть;

    – помогает замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма.

    В старших группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Комплексы становятся все более сложными.

    Разминка подготавливает и «разогревает» мышцы зрительного аппарата. Как правило, это движения открытыми и закрытыми глазами вверх-вниз, в стороны, зажмуривание и частое моргание.

    Учим смотреть вдаль сквозь решетку из движущихся растопыренных пальцев.

    Предлагаем сравнить два рисунка и найти в них отличия.

    Используем всевозможные тренажеры. Чаще всего, это картинка с замысловатыми траекториями, которые нужно «пройти» глазками.

    Используем современные мультимедийные средства, которые предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, и задают дополнительный темп движениям.

    С успехом в своей работе использую элементы самассажа . Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

    – помогает нормализовать работу внутренних органов;

    – служит профилактикой простудных заболеваний;

    – благоприятствует психоэмоциональной устойчивости;

    – повышает функциональную деятельность головного мозга;

    Самомассаж для детей 5-7 лет должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.

    Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су – Джок терапия :

    обогащают знания ребенка о собственном теле;

    развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук;

    опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга;

    способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

    В своих занятиях я использую её элементы.

    В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

    Элементы Су-Джок терапии можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

    Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет развитие дыхания по методу БОС . У детей отмечается:

    – снижается заболеваемости гриппом и ОРВИ в осенне-зимний период в 3-4 раза;

    – формируется основа правильной и красивой речи;

    – происходит оздоровление организма;

    – существенно повышается эффективность усвоения детьми учебного материала;

    – улучшается внимание и память.

    Существенное влияние на организм и его работоспособность оказывают Динамические паузы или физкультминутки. Благодаря им:

    – усиливается обмен веществ в организме;

    – развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;

    – дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

    Произношение вслух стихотворных и песенных форм способствует развитию у воспитанников речевого аппарата, мышления, памяти.

    Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

    В результате проделанной работы мы пришли к выводу , что в ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий :

    1) снижается уровень заболеваемости детей;

    2) повышается уровень психологической комфортности;

    3) повышается эффективность образовательного процесса .

    Исходя из этого, могу предположить, что опыт нашей работы эффективен , и может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и успешно использоваться ими в своей деятельности.

    Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

    Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

    Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

    Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

      обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

    Добрый день, ребята. Вы пришли на наше занятие после уроков и конечно устали. Сейчас мы с вами выполним ряд специальных упражнений для того чтобы расслабиться и восстановить работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Займите свои места.

    1. Игра на понимание пространственных наречий “Команды”

    (Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

    Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

    Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

    2. «Путешествие по телу»

    А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь – погладьте и помассируйте!

    Есть на пальцах наших ногти,
    на руках – запястья, локти,
    Темя, шея, плечи, грудь
    И животик не забудь!
    Бёдра, пятки, двое стоп,
    Голень и голеностоп.
    Есть колени и спина,
    Но она всего одна!
    Есть у нас на голове
    уха два и мочки две.
    Брови, скулы и виски,
    И глаза, что так близки.
    Щёки, нос и две ноздри,
    Губы, зубы – посмотри!
    Подбородок под губой
    Вот что знаем мы с тобой!

    3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

    Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

    Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» . – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

    «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия – голубой цвет).

    Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

    4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

    Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

    5. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

    Цель: расслабление мышц шеи.

    а) Логопед – «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    Любопытная Варвара
    Смотрит влево …
    Смотрит вправо.
    А потом опять вперед —
    Тут немного отдохнет.
    Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

    Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

    б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    А Варвара смотрит вверх!
    Выше всех, все дальше вверх!
    Возвращается обратно —
    Расслабление приятно!
    Шея не напряжена
    И рас-слаб-ле-на».

    в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

    А теперь посмотрим вниз —
    Мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно —
    Расслабление приятно!
    Шея не напряжена
    И рас-слаб-ле-на».

    6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

    Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

    Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

    Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
    А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
    Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
    (губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

    Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

    Свои губы, прямо к ушкам,
    растяну я, как лягушка
    потяну – перестану, и нисколько не устану!
    Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

    А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

    Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
    Губы чуть приоткрываются….
    Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

    А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) – (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

    С языком случилось что-то: он толкает зубы!
    Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
    Он на место возвращается
    И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

    Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем – расслабляем)

    Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
    Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
    Язык на место возвращается
    И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

    7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

    Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

    8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

    – в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) – там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

    9. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

    1)«Кулак-ребро-ладонь» – четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

    Ладошки вверх,
    Ладошки вниз,
    А теперь их на бочок
    И зажали в кулачок.

    2)«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

    3)«Лягушки» – Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

    Две весёлые лягушки
    Ни минутки не сидят
    Ловко прыгают подружки,
    Только брызги вверх летят.

    4)«Лезгинка» – левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

    Кисть мы в кулачок сжимаем,
    А другую разжимаем
    А потом их поменяем
    И лезгинку начинаем.

    5) «Колечки» – соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

    Пальчики соединяем
    И кольцо мы получаем:
    1/2 1/3 1/4 1/5
    Поздоровались пальцы опять!
    1/5 1/4 1/3 1/2
    Закрепили кольца-слова!

    Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям.

    Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

    На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.

    1. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

    2. Дыхательная гимнастика – упражнение «Очищающее дыхание» – стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы, в упражнении используются

    3. Элементы ароматерапии – ингаляция через аромалампу аромамасел бергамота и мандарина – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект),

    4. Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (облако) – успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, бессоннице – оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию). Кроме того, на облаке была выполнена

    5. зрительная гимнастика – которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

    6. Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата в сочетании

    7. с артикуляционной гимнастикой.

    8. Использовалась музыка – элементы музыкотерапии.

    9. Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.

    10. Игра «Отыщи букву, определи крупу» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

    11. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

    Спасибо за внимание! Всем желаем здоровья, успехов и творчества!

    Примечание: информация была взята мною с сайта logoped. ru, отредактирована и применена для проведения открытого мероприятия с воспитанниками Реабилитационного центра. Упражнения могут быть использованы как в комплексе, так и по отдельности на логопедических занятиях.

    Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

    Мария Артемова
    Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

    Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся.

    Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

    В последнее время наблюдается негативная тенденция, связанная с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. По данным современных валеологических исследований, за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20% детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья.

    Обучающиеся с системными речевыми нарушениями – это, нередко, соматически ослабленные, часто болеющие дети. Вместе с тем, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только нарушениями в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, но и особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, неумение вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, повышенная истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Наряду с данными отклонениями, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственно-временной ориентировки.

    Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи у дошкольников являются актуальной проблемой для учителей-логопедов. Однако коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ, прежде всего по русскому языку и чтению. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения, среди которых необходимо выделить здоровьесберегающие.

    Каждое коррекционно-развивающее занятие должно быть построено с учетом психических нарушений в развитии детей, их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий. На логопедических занятиях могут быть использованы различные приемы здоровьесбережения. Прежде всего необходимо насытить занятие разнообразными по содержанию и форме видами деятельности, соблюдать их оптимальную продолжительность и смену. Важно также придерживаться принципа здоровьесберегающей педагогики – принципа наглядности, обязывающего строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Разнообразие видов работы, применение современных средств наглядности (в том числе информационно-коммуникационных) способствует поддержанию интереса к работе, устойчивого внимания, сохранению высокой работоспособности, что позволяет не только повысить эффективность коррекции, но и сохранить здоровье обучающихся.

    Особое внимание на занятии следует уделять организации рациональной двигательной активности: проведению дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, физкультминуток.

    Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Для детей-логопатов характерна недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

    На логопедических занятиях также возможно использование некоторых видов самомассажа: ушных раковин, лица, кистей рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные движения.

    Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на занятиях полезно проведение гимнастики для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение.

    У детей с речевыми недостатками отмечаются также нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. Поэтому важным этапом логопедического занятия является артикуляционная гимнастика, основное назначение которой развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

    Удовлетворить двигательную потребность детей и обеспечить их эмоциональную разгрузку позволяет применение психологических средств и методов, включающих психогимнастику, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций. Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. Динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

    Соблюдая принципы здоровьесбережения на логопедических занятиях, нельзя забывать о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Для создания положительного эмоционального фона применяется музыка и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных). В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Использование на занятии сюжетно-ролевой игры, игровых приемов создает атмосферу эмоционального комфорта, что положительно сказывается на сохранении у детей умственной работоспособности и в целом на их психофизическом состоянии.

    Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Применение здоровьесбережения позволяет предотвратить переутомление, снижение работоспособности, удовлетворить двигательную активность детей, что способствует сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

    Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии» 1. Логоритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,.

    Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

    Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

    Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

    Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально – наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.

    Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка».Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный.

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Продолжение Продолжение. http://www.maam.ru/users/gtsaeo Я часто применяю игровой показ песни, отхожу от традиционного варианта пения, когда дети вынуждены.

    Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

    Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях логопеда с дошкольниками, имеющих речевую патологию Коррекционная работа на занятиях логопеда направлена не только на предупреждение и устранение недостатков речи, но и на развитие процессов.

    Читайте также:  Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи
    Ссылка на основную публикацию