Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Аннотация: материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь:

  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
  • Построить краткий или развёрнутый ответ.

Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • связную речь,
  • мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса.

Игры на образование родственных слов:

“Снежная картинка” (рис.1)

  • Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.

  • Если слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Если слово длинное – снегопад.
  • Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Если слово – цветок – подснежник.
  • Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Если слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Если слово, когда листья падают – листопад.
  • Если слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи.

Мнемосхемы для знакомства падежей. (Рис.2)

Именительный падеж – Что это? – (?)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

3.​ Для формирования фонетической стороны речи:

Звуковые символы. (Рис.3)

Схема характеристики звука. (Рис.4)

Автоматизация звуков. (Рис.5)

4.​ Для развития связной речи:

Схемы предлогов. (Рис.6)

Описательные рассказы по лексическим темам. (Рис.7)

Обучение пересказу. (Рис.8)

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок. (Рис.9)

Самостоятельное составление мнемосхем. (Рис.10)

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень .

Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Амирова Василя Раисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ ДСКВ «Югорка»,
г. Покачи, Тюменской обл., ХМАО

Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Дети с ОНР испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

В работе с детьми с ОНР мы уже на протяжении нескольких лет используем приемы мнемотехники, которые очень эффективны в развитии связной речи. Но не менее эффективны эти приемы в коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Первой важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса нами используются следующие игры:

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх)

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Для формирования словообразования нами используются следующие игры:

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое(маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Дерево родственных слов» (применяется на более поздних этапах обучения, в подготовительной к школе группе)

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Второй, не менее важной задачей коррекционного обучения детей с ОНР является формирование словоизменения, которое закрепляется сначала в словосочетаниях, затем – в предложениях, далее – в связной речи. Мы используем в своей работе следующие игры:

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа

Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д. (Рисунок8)

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам

Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения

Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Игра «Какой по цвету?»

Цель: согласование прилагательных с существительными

Содержание: На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто.

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
проект по логопедии по теме

Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Читайте также:  Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

Скачать:

ВложениеРазмер
samostoyatelnaya_rabota_no_4.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приходько Лидия Александровна,

учитель-логопед, г. Ногинск

«Использование приемов мнемотехники в коррекционной

работе с детьми с ОНР»

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” .

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, можно использовать в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями , Глухов В.П. – блоками-квадратами , Большева Т.В. – коллажем , Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа .

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

– это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка —зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением -расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом.

Например: Даётся слово – “девочка”, его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — ,волк — ,медведь — .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

  • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия детям следует помогать вопросами: “А что ты знаешь об этом?” или “Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?” В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В.Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е.Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

  • Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
  • В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
  • Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
  • После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
  • Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

  1. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
  2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
  3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
  4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. – 2006 (июль—август).
  5. Малетина Н . Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 – №6.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., 2009.
  8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990-№10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и у.

Консультация для воспитателей.

В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко.

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи).

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохран.

Использование приемов мнемотехники при обучении связной речи детей с ОНР

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Все это послужило поводом использовать приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

  • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
  • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
  • развитие грамматического строя речи.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Речь дошкольником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

В своей работе использую мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словобразовани и словоизменения:

Д/игра « Измени слово» — изменение слова по падежам.

Что это? (машина). Нет чего? ( машины ). Иду к чему? ( к машине). Вижу что? (машину). Любуюсь чем? (машиной).Думаю о чем? ( о машине ).

Д/игра « Что приготовим?» — образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе.

Тыквенная каша. Клубничный компот. Смородиновое варенье.

Д/игра « Где спрятался?» — употребление предлогов.

В столе. Под столом. На столе. Над столом. У стола. Около стола.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению школе.

Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

  • пересказывать;
  • составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин;
  • составлять описательный рассказ;
  • составлять творческий рассказ.

В своей коррекционной практике широко применяю серию мнемоквадратов «Опиши животное», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.

Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме предлагаю детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

  • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Вот он хлебушек душистый,вот он круглый,золотистый.
В каждый дом,на каждый столон пожаловал, пришёл.
В нём здоровье,сила наша.В нём чудесное тепло.
Сколько рукего растило,охраняло, берегло!

Из пескапирогспечём.
В гостимамупозовём!
Пригласими вас, друзья.Только есть
пирог нельзя!

Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов И.В. Баскакиной, М.И.Лынской «Логопедические игры». Используя эти мнемотаблицы, решаются сразу две задачи: автоматизация

Девица хотела напиться водицы.
Водица была в колодце.
Из колодца достал водицу добрый молодец.
Молодец подал водицу девице.
Девица молодца поцеловала.

Таким образом в результате применения мнемотехники:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Зайцева
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста!

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной и отличительной чертой современного общества

является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

-Характерные особенности детей с общим недоразвитием речи.

• нарушения лексического и грамматического компонентов речи,

• бедная диалогическая речь,

• Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

• Построить краткий или развёрнутый ответ,

трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

• Как следствие – неполноценное речевое общение.

-Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

-Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, четкими, насыщенными деталями.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет

Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.

Мы запоминали (и сейчас пользуемся) цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». А заучивание падежей через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Повторюсь,что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. –является наглядность.

В качестве второго вспомогательного фактора выделим

создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский.

-Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

• наращивания словарного запаса.

• обучения составлению различных рассказов.

• пересказов художественных произведений.

• отгадывания и загадывания головоломок и загадок.

• улучшения разговорных навыков.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью

Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

Мнемотехникатакже помогает развивать:

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• мелкую моторику рук.

Мнемотаблица

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемызаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Работастроится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов- понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

потом переходим к мнемодорожкам- это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, и позже к мнемотаблицам- самая сложная структура – Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные,так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Принцип работы с мнемотаблицей

• Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов

• Преобразование символов в образы.

• Пересказ при помощи символов.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т. е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы (алгоритмы) одевания,умывания,и т. д.

Составление описательного рассказа,это наиболее трудный вид в монологической речи.

Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице можно изображать практически всё и применять в разных видах обучения.

• Образование родственных слов

• Обогащение речи второстепенными членами предложения

• Составление предложений с использованием предлогов.

• Автоматизация звуков и многое другое.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными

Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства (классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции.

Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие — плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н. с., несформированностью динамических стереотипов

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.

Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. Использование мнемотаблиц «Осень», «Зима», «Весна» знакомит с характерными особенностями времен года, через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся: цветовые, буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре-мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в является подготовительным этапом при формировании процесса связной речи.

Существуют факторы облегчающие процесс становления связной речи.

-Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

-В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель использования мнемотаблиц, прежде всего развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,, коллажей и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. »Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи
  2. Предметно — схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей)
  3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).

Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры)

Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя)

Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет)

Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)

  • Установление связей между предметами на картинке (если лони объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно)
  • Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка (незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы)
  • Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности (перечисление объектов вслух-увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность)

Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  • Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Очень интересно составлять загадки-описания. Вначале дети учатся отгадывать, о чем (ком) идет речь в таблице, после- загадывают сам
  • Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
  • Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах — с помощью, в старших – дети делают самостоятельно.

Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
  4. найти лишнюю картинку;
  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
  7. игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  2. раскрывать существенное в объекте;
  3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Использование мнемотехники в логопедической работе

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Косило, Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе / Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4563/ (дата обращения: 07.01.2021).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело.

Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53].

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;

– собственно, сам процесс запоминания;

– запоминание последовательности информации;

– закрепление информации в мозге.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2].

Мнемотаблицы используются для:

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

– при составлении рассказа;

– при заучивании стихотворения;

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

  1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102–115
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
  3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52–53.
  4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — № 10
  5. https://mydocx.ru/11–27374.html

Похожие статьи

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника.

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей.

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении.

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи.

Использование методов мнемотехники в обучении детей. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших.

Использование мнемотехники в развитии речи | Статья в журнале.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным. Ему пяти словам – он будет долго и напрасно. Мучиться, но свяжите двадцать таких слов. С картинками, он усвоит их на лету. К. Д. Ушинский.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное.

Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К. Д. Ушинский.

Характеристика мнемотехники как метода развития мышления.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского

Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника? Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц.

Ссылка на основную публикацию