Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет мы используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом.

Например: Даётся слово – “девочка”, его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:

домик — , волк — , медведь — .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

    подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия детям следует помогать вопросами: “А что ты знаешь об этом?” или “Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?” В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

    учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.

  • В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
  • Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
  • После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
  • Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.
  • Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.

  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Активизировать словарный запас.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
  • Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

    – наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
    – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

    – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

    1. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
    2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
    3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
    4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
    5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
    6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
    7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
    8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990— №10.

    Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

    Вихрова Светлана
    Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

    он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

    На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

    Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развёрнутого высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

    Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств, является моделирование. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

    Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

    Существуют различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, приёмы мнемотехники. Мне бы хотелось остановиться на приёме мнемотехники.

    Актуальность выбранной темы:

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

    • Применения мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

    Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

    Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

    • помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

    • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

    • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

    • снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

    • развивать мелкую моторику у детей.

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в своей работе я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

    Прием мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • составление рассказов по картине и серии картин;

    Также при заучивании стихов, отгадывании и загадывании загадок.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

    Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

    Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    В процессе обучения связной описательной речи приёмы мнемотехники служат средством планирования высказывания.

    Этапы использования мнемотаблиц:

    Этап №1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    Этап №2 Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    Этап №3 Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы, .е происходит отработка метода запоминания

    Этап №4 Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

    Этап №5 – Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    Этапы работы со схемой-моделью:

    • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

    • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

    • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

    Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых; при пересказе сказок, например: сказка «Маша и медведь». Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

    3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

    4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

    5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

    6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    Учить детей дошкольного возраста с ОНР составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными, последовательными.

    Следующая мнемотаблица служит опорой для составления описательного рассказа по теме: «Спорт». Эта тема является актуальной в системе коррекционной работы с дошкольниками С ОНР, так как знания о спорте позволяют значительно обогатить и активизировать словарный запас, сформировать грамматические категории, связные высказывания, расширить кругозор ребёнка, способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, происходит и воспитание звуковой культуры речи. Всё это необходимо для подготовки ребёнка к школе.

    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    – лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

    • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

    • раскрывать существенное в объекте;

    • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

    Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, приёмы мнемотехники. Которые помогают нам задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствуют мышление и речь, делают высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживают интерес детей к активной речевой деятельности.

    С помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаётся достичь следующих результатов:

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Поэтому обучение детей с ОНР умению рассказывать или пересказывать, используя приёмы мнемотехники, являются эффективным средством подготовки их к школе.

    Список использованной литературы:

    • Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

    • Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

    • Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! М., 2007.

    • Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

    • Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

    • Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

    Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

    Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

    Конспект занятия «Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми» Кинетический песок – это очень современный и уникальный материал, предназначенный для детских игр. Впервые кинетический песок появился в.

    Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет Подготовили: Учитель–логопед: Маркова Ольга Владимировна Учитель–дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна “Театр – это волшебный край,.

    Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР Особенности психологического и речевого развития детей с ОНР 1. Нарушения лексического и грамматического компонентов речи. 2. Недостаточная.

    Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР» “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

    Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

    Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

    Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

    Использование приемов мнемотехники при обучении связной речи детей с ОНР

    Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

    Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

    Все это послужило поводом использовать приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

    • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
    • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
    • развитие грамматического строя речи.

    В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

    Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

    Речь дошкольником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

    В своей работе использую мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словобразовани и словоизменения:

    Д/игра « Измени слово» — изменение слова по падежам.

    Что это? (машина). Нет чего? ( машины ). Иду к чему? ( к машине). Вижу что? (машину). Любуюсь чем? (машиной).Думаю о чем? ( о машине ).

    Д/игра « Что приготовим?» — образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе.

    Тыквенная каша. Клубничный компот. Смородиновое варенье.

    Д/игра « Где спрятался?» — употребление предлогов.

    В столе. Под столом. На столе. Над столом. У стола. Около стола.

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению школе.

    Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

    • пересказывать;
    • составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин;
    • составлять описательный рассказ;
    • составлять творческий рассказ.

    В своей коррекционной практике широко применяю серию мнемоквадратов «Опиши животное», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.

    Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме предлагаю детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

    Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

    Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

    Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

    Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

    • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
    • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

    После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

    Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

    Вот он хлебушек душистый,вот он круглый,золотистый.
    В каждый дом,на каждый столон пожаловал, пришёл.
    В нём здоровье,сила наша.В нём чудесное тепло.
    Сколько рукего растило,охраняло, берегло!

    Из пескапирогспечём.
    В гостимамупозовём!
    Пригласими вас, друзья.Только есть
    пирог нельзя!

    Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов И.В. Баскакиной, М.И.Лынской «Логопедические игры». Используя эти мнемотаблицы, решаются сразу две задачи: автоматизация

    Девица хотела напиться водицы.
    Водица была в колодце.
    Из колодца достал водицу добрый молодец.
    Молодец подал водицу девице.
    Девица молодца поцеловала.

    Таким образом в результате применения мнемотехники:

    • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
    • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
    • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
    • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников

    Мошкина Анна Юрьевна
    учитель — логопед
    г. Ярославль

    Использование мнемотехники в логопедической работе

    Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

    Дата публикации: 06.11.2019

    Статья просмотрена: 90 раз

    Библиографическое описание:

    Косило Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №9. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/141/4563/ (дата обращения: 28.02.2020).

    К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

    В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников — очень сложное дело.

    Педагогам приходится быть в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.

    Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь — это результат применения мнемотехники. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:А (аз) Б (буки) В (веди) — я буквы знаю;Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро;Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — произноси слово твердо [3.c.52–53].

    Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

    А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.

    Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

    Методика мнемотехники помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления,зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

    Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

    Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

    Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

    – кодирование элементов информации в зрительные образы;

    – собственно, сам процесс запоминания;

    – запоминание последовательности информации;

    – закрепление информации в мозге.

    Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. [2]

    Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [2].

    Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение [2].

    Мнемотаблицы используются для:

    – обогащения словарного запаса;

    – при обучении составлению рассказов;

    – при пересказах художественной литературы;

    – при отгадывании и загадывании загадок;

    – при заучивании стихотворений.

    Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

    Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

    – при составлении рассказа;

    – при заучивании стихотворения;

    В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

    1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102–115
    2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.C.
    3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52–53.
    4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — № 10
    5. https://mydocx.ru/11–27374.html

    Похожие статьи

    Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника.

    В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

    Использование методов мнемотехники в обучении детей.

    Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом.

    Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

    Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении.

    Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи.

    Использование методов мнемотехники в обучении детей. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память.

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных.

    Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для

    Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших.

    Использование мнемотехники в развитии речи | Статья в журнале.

    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным. Ему пяти словам – он будет долго и напрасно. Мучиться, но свяжите двадцать таких слов. С картинками, он усвоит их на лету. К. Д. Ушинский.

    Формирование связной речи с помощью мнемотехники

    Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное.

    Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми

    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К. Д. Ушинский.

    Характеристика мнемотехники как метода развития мышления.

    Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского

    Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в.

    Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

    Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице. Что дает мнемотехника? Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц.

    Портал образования

    Автор: Громова Елена Вячеславовна
    Должность: Учитель – логопед
    Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 284
    Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
    Наименование материала: методические рекомендации
    Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
    Дата публикации: 10.04.2019
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 284 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

    В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

    С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Громова Елена Вячеславовна

    Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР

    Технология обучения мнемотехнике

    Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

    он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

    и он усвоит их на лету».

    Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, необходимо

    использовать приемы мнемотехники (наглядного моделирования) в коррекционно-

    с воспитанниками группы.

    запоминание, система контроля навыка запоминания, позволило мне прогнозировать

    белее эффективные результаты в коррекции речи воспитанников речевой группы.

    определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для

    восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

    запоминания на основе наглядного моделирования, которое называют по-разному:

    сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-

    коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

    изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Метод мнемотехники помогает ребенку зрительно представить абстрактные

    понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

    Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

    целью является развитие ребенка;

    содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и

    дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике

    3 . Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего

    анализатора, зрительного контроля.

    – материал интересен воспитанникам;

    – наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;

    – имеет ситуацию успеха;

    – вызывает положительные эмоции.

    Особенность методики – применение не только изображения предметов, но и

    рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный

    запас. Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на

    начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В

    планы и условные обозначения;

    контрастные рамки; и др.

    Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли

    находили точные, образные слова.

    Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

    пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

    строятся от простого к сложному. Для начала детей

    которую занесена определённая информация.

    В мнемодорожках можно использовать символическое

    работы над предложением.

    И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблицы, это схема, в которую

    основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и

    составляет педагог, родители, потом к этому процессу подключают и ребенка, таким

    образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию,

    визуализацию образов ребенком.

    Занятие с использование таблиц состоит из нескольких этапов:

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

    2. Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в

    3. Пересказ с опорой на символы, то есть происходит отработка метода

    Мнемотаблицы могут быть:

    Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь.

    предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).

    Мнемотаблица к сказке «Колобок».

    М н е м о т а б л и ц а

    Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся

    Методы мнемотехники были использованы в работе над всеми видами речевого

    высказывания в связной речи: пересказ, составление рассказов по картине и серии

    картин, описательный рассказ, творческий рассказ, заучивание стихотворений.

    В формировании и коррекции связной речи воспитанников используются

    Татьяны Александровны – предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. –

    Николаевны – схемой составления рассказа.

    помогают воспитанникам самостоятельно определять главные свойства и признаки

    насколько ребёнок освоил принцип замещения. Для того чтобы понять основную

    последовательность и связность текста, удержать его в памяти, нужно познакомить

    с мнемодорожкой. Поняв

    воспитанники легко осваивают обучающие мнемотаблицы. В данной работе можно

    Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных рассказов,

    пересказе текстов, рассказывании по серии сюжетных картин и по сюжетной

    Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи

    у детей с общим недоразвитием речи была очевидна, так как в процессе активно

    (наглядность и план высказывания).

    Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители

    к а ч е с т в е н н ы х

    х а р а к т е р и с т и к

    • принадлежность к родовидовому понятию (называют предмет или объект);

    •величина, цвет, форма (признаки);

    •составляющие детали (составляющие части);

    •качество поверхности (свойства);

    • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

    • как он используется (какую пользу приносит)?

    • за что нравится (не нравится)?

    предметов, животных, растений, человека и др.

    основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

    фрагментарного рассказывания(с подготовительной группы). Ребёнок, постепенно

    открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте,

    объединял их в один сюжет.

    Эта работа состоит из 3-х этапов:

    – выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    – определение взаимосвязи между ними;

    – объединение фрагментов в единый сюжет.

    При составлении рассказов дети упускают диалоги героев, слова-признаки,

    внимание воспитанников именно на это. Диалоги обозначить стрелкой с вопросом

    характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова –

    персонажей, обозначить либо знаком вопроса, или,

    если необходимо передать настроение героя – использовать пиктограммы – эмоции.

    Методика обучение пересказу классическая: чтение рассказа, рассматривание

    установкой на пересказ. Закодировать в мнемотаблицу можно любой рассказ. В

    начале обучения с помощью логопеда (требуются наводящие вопросы), затем дети

    смогут самостоятельно, с опорой на мнемотаблицу, составить пересказ. Дети видят

    всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении

    предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итогом

    такой работы, когда дети поймут смысл перекодировки символов, знаков, схем и

    могут использовать их в речи будут красиво составленные связные пересказы.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

    магистрант, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, Ставропольский Государственный Медицинский Университет,

    EFFICIENCY OF THE USE OF MECHANICAL EQUIPMENT DURING CORRECTION OF VERBAL DISORDERS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH ONR

    Shiolashvili Victoria Valentinovna

    Master Student, Faculty of Humanities and Biomedical Education, Stavropol State Medical University, Stavropol

    Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость использования мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи для эффективности коррекции речевых нарушений у дошкольников.

    Abstract. This article discusses the need to use mnemonics in speech therapy work with children with a general underdevelopment of speech for the effectiveness of the correction of speech disorders in preschool children.

    Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадраты, мнемодорожка, мнемотаблица.

    Keywords: mnemonics, mnemo squares, mimic path, mnemo table.

    В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать различные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, а именно, использование различных видов мнемотехники. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Широкое использование мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.В. Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.Т. Александровна – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа [7].

    Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к пополнению словарного запаса и формированию связной речи.

    Особенности развития связной речи изучались такими учеными как: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.

    По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь это та, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

    Детям сложно связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не умеют владеть приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у большинства из них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

    Использование мнемотехники в последнее время становится достаточно актуальным, потому что ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    В последние годы среди всех дошкольников большое количество составляют дети с общим недоразвитием речи. Эти дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещена в ряде научных, научно-методических трудов по логопедии (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др.) [3].

    Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании определенных условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.

    По мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это наглядность [21]. Рассматривание предметов, картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, его значимость выделял известный ученый Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является – мнемотехника [9].

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

    Связная речь – это разучивании не просто последовательность зависит слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом отдельн мыслей, которые слову выражены точными словами в правильно изложение построенных предложениях.

    Монологическая речь – связное, модель логически последовательное замечается высказывание, протекающее проблемой относительно долго во времени, не рассчитанное маленькое на мгновенную реакцию слушателей. Она информацию имеет сложное строение, выражает мысль одного запас человека, которая не известна слушателям. Поэтому высказывание имеет более полную формулировку информации, оно более развернуто.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • пересказ;
    • составление рассказов по картине и серии картинок;
    • описательный рассказ;
    • творческий рассказ.

    Опорные картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, карточки-символы, пиктограммы, помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

    С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

    • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
    • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
    • словарный запас выходит на более высокий уровень;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Работа с технологией формировании мнемотехника опирается концепцию на следующие принципы:

    1. Принцип речи развивающего образования, замечается в соответствии с которым реального главной целью является мнению развитие ребенка.

    2. Принцип специального научной обоснованности точки и практической применимости – содержание следующие работы соответствует позволяет основным положениям сочиняя возрастной психологии и дошкольной ведущее педагогики, и имеет нарушения возможность реализации которых в массовой практике следующие дошкольного образования [14].

    Подходы полученные в работе с технологией знаний мнемотехника:

    • системный — структурное технология детей мнемотехника используется способности в системе обучения уровнем и воспитания;
    • личностный оперирования — с учетом тождественную возможностей и потребностей кода каждого ребенка;
    • деятельностный — развитие речь ребенка происходит работе в деятельности, он читает формировании предложенные ястребова педагогом схемы, речь таблицы и составляет предложенные свои;
    • диалогический — процесс обучения создают происходит в форме создание диалога;
    • культурологический — ребенок расширяет литературного словарный запас, виды развивает связную речь, концепции учится грамматически технология правильно говорить;
    • информационный детей — ребенок постепенного через схемы дошкольного и таблицы воспринимает,
    • перерабатывает трудно и воспроизводит информацию образование об окружающем мире.

    Существует течении много приемов наблюдение мнемотехники, но приемлемыми определяются для дошкольников маленькое являются: группировка, нарушается классификация, поиск изменении опорного пункта, мысль схематизация, структурирование виды материала. Группировка – когда происходит материал делится среднем на части. Кроме детьми того, материал реального можно разделить предметного на определённые, чётко слову обозначенные части – классы. Другими детей словами, классифицировать возможностей информацию. Например, таким выделить: животных слову и растения, живые которых объекты и неживые объем и т.д. Этот детей приём называется классификацией. мещеряковой Эти мнению приёмы хороши материальных тем, что чтобы уменьшают нагрузку детей на память ровно большим во столько раз, детей на сколько частей мнемотаблицам или классов работу разделён необходимый вопросы для запоминания познавательная материал. Как любая дошкольных работа, мнемотехника позволяет строится от простого речи к сложному. Начинала работу таких с простейших мнемоквадратов, помощью последовательно переходила к также мнемодорожкам, и позже – к ребенку мнемотаблицам

    При порождении речевых высказываний, особенно связной речи, их структура и программирование закладываются на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности. Познавательная активность ребенка проявляется очень рано в форме вопросов. Но мыслительные способности и знание мира еще далеко недостаточны, поэтому большинство вопросов касается не сущности характеристик и функций, а поверхностных свойств.

    Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.

    Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

    I этап – констатирующий: изучение и анализ методической литературы по данной теме. Определение цели, задач, методики опытно-поисковой работы.

    II этап – формирующий: разработка и реализация форм и методов работы с детьми. На втором этапе происходил отбор и компоновка содержательного материала, на этом этапе разрабатывались средства обучения, система упражнений, включающих детей в активную познавательную и речевую деятельность.

    III этап – практический: заключался в практическом применении отобранного материала. На этом этапе задачу речевого развития детей с использованием мнемотаблиц мы осуществляли через образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, материал для проведения которых подбираю и систематизирую самостоятельно (в виде специально разработанных заданий, содержащих мнемотаблицы познавательного и речевого направления);

    IV этап – обобщающий: включает в себя обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление обобщения опыта работы.

    При сравнении результатов обследования экспериментальной группы в ходе эксперимента можно говорить о том, что:

    • высокий уровень сформированности речевого высказывания можно наблюдать у 9% учащихся с ОНР после проведения коррекционной программы, на констатирующем этапе ни один из детей не имел его;
    • продвинутый уровень наблюдается у 10 % детей после проведения контрольного среза, что на 34 % выше предыдущих показателей;
    • базовый уровень поле проведения коррекционной программы не показал ни один ребенок;
    • низкий уровень так же не наблюдается у детей.

    Таким образом, можно говорить о том, что дети, принявшие участие в эксперименте, улучшили свои показатели сформированности речевого высказывания на 80%. Тем самым, опираясь на полученные результаты контрольного среза, можно говорить о том, что внедренная коррекционная методика по формированию речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи являлась весьма эффективной [12].

    Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о несформированности у детей речевого высказывания, отвечающих за умение составлять рассказы и пересказы. Так же у дошкольников с ОНР отмечались следующее особенности:

    • дети с низким уровнем затрудняются при построении предложений, нарушен порядок слов в предложении;
    • затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках;
    • отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа:

    а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

    б) неправильное согласование числительных с существительными;

    в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание;

    г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа;

    д) самостоятельно составить рассказ – описание не могут, в основном с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, рассказ не отражает существенных признаков предмета.

    Как показал проведенный анализ результатов формирующего эксперимента целенаправленная дифференцированная логопедическая работа способствует уменьшению количества ошибок в формировании речевого высказывания, улучшает правильность построения предложений, уменьшает количество грамматических ошибок при построении высказывания, облегчает установку логично-смысловых отношений между предметами.

    Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, намеченные задачи реализованы.

    Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты данной проблемы. Выявленные особенности, проявившиеся при формировании речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, требуют дополнительных исследований.

    Список литературы:

    1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – С.27-43.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1998. – С.66-87
    3. Бехтерев В.Н. Основы учения о функциях мозга—СПб.: Брокгауз-Эфрон, 2013. — 512 с.
    4. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. – М., 2011. – 640с.
    5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 480 с.
    6. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2006. — 512 с.
    7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. — 287 с.
    8. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 2006. – 248с.
    9. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В.Н. – М., 2002. – 709с.
    10. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2007.-190с.
    11. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

    Читайте также:  Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'
    Ссылка на основную публикацию