Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов в школах V вида

Аннотация: В данной статье раскрывается важность использования психотерапевтической техники (в данном случае рассказывается о песочной терапии) во внеклассной работе школьников школы V вида.

Школа V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Коррекция фонетической стороны речи учащихся младших классов (1-2 класс), данного типа школы, имеет большое значение для овладения речью в целом и последующему школьному обучению в условиях школы V вида.

О песочной терапии: понятие, принципы, варианты использования.

Игра — один из видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида в том числе и во внеклассной работе учителя, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Песочная терапия, по сути, игра.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок (ученик) младших классов (1-2 класс) школы V вида чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Совместная деятельность может проводится как в форме индивидуального занятия, так и в малой подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут быть включены задания с элементами конструктивной деятельности и изо — деятельности. Дети рисуют по точкам, по трафарету букву соответствующую изучаемому звуку на песке.

Можно использовать игры, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Цель таких заданий — развивать мелкую моторику, которая имеет тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что повысит интерес (мотивацию) детей к занятиям.

Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Песочная терапия обеспечивает доступ учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Здесь ученик в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.

Ученики данного типа школы имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность.

Нет никакого правильного, или неправильного способа играть в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования, и поэтому, соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются во внеклассной работе учителя.

Песочная терапия позволяет ученику 1-2 класса данного типа школы создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, обсуждать, фотографировать. Некоторые ученики, как я считаю, должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ним проблемы будут разрешены.

Песочная терапия позволяет придать травматическому опыту– видимую форму. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ученика данного типа школы, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Во время песочной терапии нужно быть осторожным с ребенком, не торопиться, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем «путешествии».

Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется иного рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки.

Дети, обучающие в данном типе школы, более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Они чаще создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.

Часто ребенок соединяет в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Одновременно происходит строительство мира, переживание и реконструкции, терапия и самотерапия.

Игры с песком отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы и разрешения конфликта.

Так как ЭГО ребенка еще не достаточно сильно, нужна предельная осторожность при работе с учащимися 1-2х классов, большая необходимость психологически безопасного пространства. Для этого при работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

Важным условием для песочной терапии является безопасная ситуация для ученика. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вторжение кого-либо, без желания ребенка, либо шумы за дверью, становятся помехой для данной работы. Ребенок воспринимает ситуацию небезопасной, активизируются защитные механизмы и сопротивление психики, которые не позволяют ему контактировать с необходимым внутренним психическим содержанием, а соответственно корректировать его.

Во время строительства песочной картины психолог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь поймать свои ощущения и чувства, которые рождаются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность подстроиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – психолог может почувствовать, рассматривая песочную картину. Хорошо рефлексирующий психолог получает из подстройки достаточно много информации и понимания — куда в работе двигаться дальше. Этому моменту психоаналитики отводят большое значение.

После завершения строительства песочной картины ребенок знакомит учителя с тем, чем считает нужным. Психолог исследует картину, проясняет ее содержание. Исследуется топография песочницы, символы, реакции ребенка, реакции учителя, наличие воды, каналов, рек, холмов и ям.

Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета учеником, или провоцирование его на придумывание сюжета. Ребенку данного типа школы, дается возможность как-то повзаимодействовать со своей песочницей по его желанию. При «провале» ребенка в психотравму, и появлении аффекта – психолог смягчает ситуацию ученика, оказывает поддержку и переводит на ресурсные содержания, чтобы добавить позитивной энергии, что в дальнейшем позволит контактировать ребенку с этим негативным переживанием и позволит справиться с ним на последующих сессиях.

В случае, когда ребенок «затоплен» психотравматическим содержанием и есть опасность, что глубокая работа может вызвать ухудшения состояния ребенка, то на этапе исследования песочной картины – можно остановиться. Ребенку и так удалось поконтактировать с внутренним содержанием психики, выстроив символическую песочную картину, а значит этот материал уже вынесен вовне, и его стрессогенность смягчается, а тревога у ребенка снижается.

В конце работы ребенок покидает кабинет, где проходило внеклассное занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Психолог фотографирует картину для дальнейшего анализа и разбирает песочницу.

Важное условие: разбор песочницы ребенок не должен видеть, и приходя на занятие в следующий раз, он не должен застать в песочнице построек других детей. Поэтому учителю приходится делать разбор песочниц после каждого ученика, при этом игрушки надо успеть разложить по категориям.

Особенно трудно приходится учителю, когда ребенок отрабатывает на сессии этап хаоса. Так как при этом он сметает все игрушки с полок, из контейнеров, сваливает все в песочницу, да еще может залить водой, перемешивая это все. Времени на разбор такой песочницы уходит гораздо больше. Для облегчения работы учителя после такого занятия необходимо иметь различные приспособления как то: большое сито для отделения мелких игрушек от сухого песка, тонкую щетку, или кисточку для сметания песка с игрушек, столов и краев песочницы.

Используемый песок может быть любым из возможных (серый, желтый, белый…). Перед началом использования песок промывают, прокаливают (или покупают уже готовый в магазине). Периодически песок и ящики просушивают и кварцуют кварцевой лампой.

Песочную терапию эффективно сочетают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, арт-терапия , психодрама и пр.

Как альтернативу песочнице, можно использовать, при необходимости, строительство миров на коврике. Однако при многих моментах терапии песок остается незаменимым: возможность «контейнирования», закапывания, глубокого контактирования с природным материалом, придания ему необходимой вязкости. Все это во многих случаях бывает более необходимо, особенно с детьми, у которых слабое ЭГО, которые не могут работать с образами.

Итог использования элементов песочной терапии учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида:

  • Повышается мотивация к логопедическим занятиям;
  • Коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника — игре;
  • Позволяет решать комплексно задачи: развитие речи, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.

Литература и источники:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Техника песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапиии СПб, Речь, 2004.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Песочная терапия для детей. Спб, Творческий центр, 2008.

Глуханько Кристина Евгеньевна,
студентка,
Кемеровский государственный университет (КемГУ),
г.Кемерово

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников»

    Семён Брюхатов 3 лет назад Просмотров:

1 «Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения, профилактики и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности. Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций. В настоящее время имеется широкий арсенал методов, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми в школе можно отнести Песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит все более широкое признание у практиков. История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми – так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом и своим глубоким знанием восточной философии, обобщив практический опыт, разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Подход Доры Кальфф основывался на создании для своих клиентов «свободного и защищённого пространства» где те, работая, чувствовали бы себя свободно. Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению».

2 Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с давних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Перенос традиционных психологических занятий в песочницу дает больший эффект нежели стандартные формы коррекции:существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность; в играх с песком гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно помогает в работе с «особыми» детьми. Песочная терапия – невербальная форма психокоррекции, где основное внимание уделяется творческому самовыражению клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Данные образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном

3 подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. Песочная терапия может применяться как монотерапия, а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами: арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др. Применение песочной терапии способствует: развитию эмоционального интеллекта; снижению уровня тревожности и агрессивности; формированию умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; созданию условий для формирования адекватной самооценки; снятию эмоционального напряжения; формированию способности управлять своими эмоциями и поведением; развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук Для организации занятий необходимы: 1.Водонепроницаемый деревянный ящик голубого цвет. 2.Чистый, просеянный песок. 3. Коллекция миниатюрных фигурок. 4. Песочные наборы: совочки, лопатки, кисточки. Структура и содержание занятий.

4 На основе методики Т. Д. Зинкевич Евстигнеевой был разработан цикл занятий с использованием песочной сказкотерапии для детей 7-9 лет, имеющих нарушения в эмоциональном и личностном плане. Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия. Часть 1. Вводная. Цель настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки. Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, элементы двигательной терапии, игры на развитие навыков общения. Обязательно проводится сказочная игра-история в песочнице. Подготовку и проведение сказочной игры можно условно разделить на семь основных этапов. 1. Введение в игровую среду. 2. Знакомство с игрой и ее героями. 3. Возникновение конфликта, трудностей. 4. Выбор помощи. 5. Борьба и победа. 6. Утверждение победы. 7. Выведение из игровой среды, перспектива дальнейших приключений. Часть 3. Завершающая. Основные цели: подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: рефлексия, ритуал завершения В программе используются методы и приемы:

5 Песочная терапия Дискуссии Беседы Игры коммуникации Рисование цветным песком Просыпание цветной морской солью Элементы сказкотерапии Условия работы с детьми 1. Согласие и желание ребенка. 2. Письменное разрешение родителей. 3. Отсутствие аллергии, кожных заболеваний, порезов на руках. Принципы взаимодействия с детьми: принцип «комфортной среды», «безусловного принятия», «доступности информации», «конкретизации», «объективации», «ориентации на потенциальный ресурс», «ожитворение абстрактных символов». Лично разработанная программа «Песочные истории» рассчитана на 1 год для детей от 7-9 лет. Предполагается проведение одного занятия в неделю по 30 минут. Формы обучения: индивидуальная или групповая (до 5 человек).

Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Автор: Дроздова Ирина Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Богородск

Список ключевых слов: песочная терапия , артетрапия, артикуляционные упражнения, связная речь.

Краткая аннотация: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Введение :
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

При наличии нарушений связной речи у дошкольников с ОНР выявляются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования коммуникативных навыков и развитие эмоционально-волевой сферы. Следовательно, дошкольникам указанной категории необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа по формированию навыков связной монологической речи.

В настоящее время игровое моделирование на песке – одна из наиболее известных и широко применяемых арттерапевтических технологий.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Читайте также:  НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

памяти и внимания;

терапия, направленная на развитие самоосознания,

уважения к себе;

выявление негативных мыслей,

обучение справляться с ними;

воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Э Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций..

  • наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, уверенность в себе.

Одним из вариантов песочной терапии является

– замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки

– непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда

– изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, -великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения)

– поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний и

– развитие связного высказывания у детей;

– развитие связной речи дошкольников с ОНР;

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Я предлагаю свой опыт работы при развитии связной речи у детей с ОНР 6-7 лет.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: – Я круглый.

Шар: – Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч: – А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар: – На мне нарисован красивый цветок.

Мяч: – А я украшен разноцветными полосками

Шар: – Меня надувают воздухом.

Мяч: – И у меня внутри воздух.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Можно просто играть в песок вместе с ребенком. Класть ладони на песок и рассказывать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделает отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдется» по песку каждым пальчиком поочередно.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно оборудовать маленьку зона для игры с песком: на парте расположить песочницу, рядом в ящике на колесах положить цветной песок, формочки, мелкие игрушки, карточки. И самое главное это фантазия детей и их учителя.

Тема “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до нужного места в схеме слова палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На подносе с одним куличиком выкладываются односложные карточки – слова; с двумя – двухсложные; с тремя куличиками – трехсложные.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.) Заселяя их в замок определенного цвета.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ .

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги

– Использование песочной терапии дает положительные результаты:

– У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

– Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

– Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

песка, ,овобождается от самостоятельно.

1. Глухов А.П.Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-метод.пособие для пед.и гуманит.вузов.М.: МГТУ им.М.А.Шолохова, 2007.312 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред.и высш.пед.учеб.заведений.М.: Academia, 2001.246 c.

3. Кудрина Л.В., Панфиленко Г.И., Бондаренко Т.А., Григорян К.И.Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Чита, июнь 2012 г.).Чита: Молодой ученый, 2012.169 с.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии.СПб.: Речь, 2005.340 с.

5. Венгер Л.А.Восприятие и обучение.М.: Просвещение, 1969.365 с.

6. Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте.М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1959.240 с.

7 Запорожец А.В.Избранные психологические труды: в 2 т.Т.I: Психическое развитие ребенка.М.: Педагогика, 1986.320 с.

8 Дахин А.Н.Технология реализации модели образовательной компетентности / под ред.А.Ж.Жафярова.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.202 с.

9. Панфилова А.П.Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / под общ.ред.В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой.3-е изд., испр.М.: Академия, 2008.368 с.

Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы

Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы

О методе.

Песочная терапия – один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира в песочнице, впервые примененной Маргарет Ловенфельд еще в начале прошлого века. Заключалась она в спонтанном расположении миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или некоего мира. Согласно М. Ловенфельд, цель такой техники состояла в том, чтобы «получить созданный мир, способный встретиться лицом к лицу со своим создателем.

В 50-х годах прошлого века с М. Ловенфельд встречается Дора Калфф, которая дает «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и называет это «Песочной терапией». Песочная терапия базируется на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности Карл Юнг полагал, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления.

Д. Калфф видела песочную терапию как инструмент, который не только позволит детям выражать и типичный, и глубоко личный мир, но и соединит их внутренние представления с внешней каждодневной действительностью.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических техник в том, что она позволяет ребенку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. На подносе с песком переживания, тревоги, надежды, внутренние конфликты обретают зримую форму. Образы песочницы конкретны и осязаемы, их могут рассмотреть и сам создатель, и психолог Один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас, что зачастую определяет наши поступки и переживания.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними про-исходит, но они могут это выразить в символической форме. В ситуации сложного, наполненного эмоциями случая (длительная разлука или утрата родителя, развод, получение физической или психической травмы, конфликт со сверстниками), песочная терапия помогает придать травматичному опыту ребенка видимую форму. Способность психолога разделить эти переживания может создать доверительные отношения между ним и ребенком, чего часто трудно добиться вербально.

В процессе создания мира с использованием песка, воды и объектов у человека может возникнуть решение, которое его бессознательное состояние передает рукам. К. Юнг писал: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме. Образы способны исцелять за счет того, что «с точки зрения юнгианского подхода, песочная терапия создаёт возможность для проявления архетипа «Ребенка», благодаря чему человек может прийти к его осознанию» и принятию.

Важным достоинством песочной терапии является и то, что создание картин на песке, в отличие от рисунка, не требует каких-либо умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Это важно для всех, кто не уверен в себе, боится, что у него не получится или получится недостаточно хорошо.

Песочная терапия показана и детям, и взрослым. При этом сам процесс построения мира на песке (без учета его дальнейшего обсуждения) уже является целительным.

Технология песочной терапии в работе с обучающимися начальной школы

Выявление обучающихся нуждающихся в психопрофилактике и психокоррекции:

1. Психологическое обследование школьников;

2. Сбор анамнестических данных и независимых характеристик (анкетирование, беседы с родителями учителями)

3. Анализ полученных данных, формулирование и классификация запросов.

Создание оптимальных психологических условий.

Для проведения сессий с применением метода песочной терапии предполагается создание оптимальных психологических условий.

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения;

2. Удобное для ребенка размещение оборудования, инструментария (песочница, миниатюрные фигурки, вода);

3. Организация и проведение сессий в такое время, когда ребенок никуда не спешит;

4. Атмосфера в кабинете и поведение педагога-психолога во время проведения сессий должны способствовать хорошему, комфортному настроению ребенка, побуждать его к деятельности на песке;

5. В определенных ситуациях допускается звучание релаксирующей музыки.

Психологическая песочница устанавливается вплотную к стене, наполняется на 1/3 чистым промытым, просеянным и прокалённым песком или пес-ком, приобретенным в зоомагазине. Песок подлежит замене не реже 1 раза в шесть месяцев. Коллекция миниатюрных фигурок, отражающих все аспекты жизни как реальной, так и сказочно-мифологической размещается на полочках или в пластмассовых корзиночках, ящичках по темам (люди, животные, растения, транспорт ) или вперемешку.

Данный проект предполагает работу в индивидуальном режиме или с группой в 2 человека при условии работы в разных песочницах. В помещении установлено 2 песочницы, размер которых – 50х70х8 см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать ее одним взглядом целиком. Песочницы изготовлены из дерева, это облегчает перенос «песочного» опыта клиента в реальную деятельность. Внутренняя часть поверхности песочницы (дно и борта) окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно песочницы символизирует воду, а борта – небо. Работа может быть по выбору клиента с мокрым или же с сухим песком, что достигается по желанию ребенка путем использования или не использования воды.

Функция психолога – сопровождать процесс, доверять бессознательному мнению клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.

В рамках работы педагога-психолога школы песочницу можно рассматривать как посредника для установления контакта и как непосредственно метод психопрофилактики и психокоррекции. Перед началом работы с обучающимся в обязательном порядке состоится беседа с родителями, классным руководителем по актуальному состоянию ребенка, и затем педагог-психолог подбирает направление работы в рамках песочной терапии. Ребенку предлагается построить «Свой мир», «То, что хочется», «Сражение» и т. п. Песочные композиции также являются замечательными средствами проективной психодиагностики и тогда, например инструкция к построению песочной картины может звучать так: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые похожи на членов вашей семьи. Создайте в песочнице самый обычный день, пусть каждый член вашей семьи занимается привычным для себя делом». В рамках песочной терапии возможна также работа со сновидениями ребенка: «Вспомните самый яркий для вас эпизод сновидения и создайте его в песочнице», актуальна работа со страхами: «Выбери несколько самых неприятных для Вас фигурок, и расположи их в песочнице, создай мир для них». Варианты формулировок инструкций, которые приводятся в методической литературе очень разнообразны, например такие как: «Подберите, пожалуйста, ту фигурку, которая похожа на вашего учителя и поставьте ее в песочнице, не забудьте поставить себя и своих друзей», «Подберите, пожалуйста, ту фигурку, которая похожа на вашего лучшего школьного друга, друзей и не забудьте поставить себя и тех с кем вы не дружите», «Создайте в песочнице самый счастливый день своей жизни _______________

Клиент – ребенок может свободно работать с песком, строить, лить воду, располагать предметы, фигурки или же обходится без них. Тем не менее, в использовании материалов есть символическая логика, и даже если картина имеет хаотичный характер, она рассматривается психологом как завершён-ный образ, фотографируется или зарисовывается (с разрешения клиента) и затем анализируется.

Интерпретация символического содержания песочницы идёт от клиента, психолог, задавая тактичные вопросы оказывает поддерживающую и принимающую функцию, помогая активизировать ресурсы клиента по «исцелению»

В работе с песком, важна серия работ. Первые картины часто показывают ситуации, отражающие то, что происходит во внешней реальности. Но вскоре возникают символы, которые указывают на внутренние проблемы создателя композиций. Играя, клиент-ребенок все глубже погружается в себя и делает внутреннюю ситуацию зримой. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливается связь между сознанием и глубокими бессознательными слоями психики, несущими в себе потенциал для роста, изменения, и исцеления – между Эго и Самостью, направляющим принципом всей личности. В процессе проведения песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии “хаоса” ребенок набирает множество фигурок, сначала пытается расставить их сюжетно, но потом добавляет на оставшиеся места все оставшиеся выбранные фигурки, часто перемешивает фигурки с песком, поливает их водой, моет и опять ставит. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.

Стадия “хаоса” может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Иногда появившийся сюжет повторяется до 5 песочниц, в этом случае можно применить способ активизации и предложить одну из инструкций по отработке актуальной проблемы. Если ребенок отказывается и настаивает на том, что будет строить опять тоже самое, не стоит его переубеждать. Эта позиция ребенка говорит о том, что его психика еще не готова к проработке следующего этапа. В этом случае остается только ждать. Такое поведение детей часто подтверждает наличие психического инфантилизма.

На стадии “борьбы” в песочницу бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. В беседе важно уточнить кто же этот герой?. В идеале героем является сам ребенок, если он еще и контролирует все что происходит в его мире – это говорит о том, что в ребенке появились необходимые силы, которые способны справиться с проявлениями его психики. В процессе борьбы разрешаются внутренние или внешние конфликты, снимается внутреннее напряжение, освобождается энергия, которую важно направить в нужное русло. В случае отсутствия контроля энергия может быть использована ребенком на свое усмотрение.

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (з)

На стадии “разрешение конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Таким образом, технология работы включает в себя этапы:

1. Приглашение ребенка на сессию;

2. Знакомство с помещением, фигурками, песком;

3. Предложение выбрать фигурки и построить свой мир;

4. Побуждение к созданию песочной картины;

5. Беседа о песочной картине, демонстрация заинтересованности, внимательное, активное слушание, открытые вопросы;

6. Психокоррекция, отслеживание трансформации песочной картины, тенденции, заполнение протокола;

7. Фотографирование песочной картины, получив разрешение клиента-ребенка;

8. Ребенок-клиент покидает кабинет психолога, оставляя песочницу не разобранной;

9. Динамический анализ песочных картин.

1. Период работы с октября по апрель – семь месяцев;

2. Работа в группе по два человека;

3. Частота сессий – один раз в неделю;

4. Курс для одного обучающегося в среднем – 6 сессий;

5. Общий охват за учебный год в среднем– 28 человек.

Интерпретационные, психокоррекционные вопросы по песочной композиции могут быть такого содержания, как: «Скажите, пожалуйста, как называется Ваш мир?», «Какие чувства Вы испытывали, когда только собирались прийти сюда, когда собирались строить свой мир, когда отбирали фигурки для своего мира?», «В какой момент Вы поняли, что строить будете именно этот мир», «Что Вы чувствуете сейчас, глядя на свой мир?», «Есть ли здесь фигурка символизирующая Вас?», «Сколько Вам здесь лет»?,» Кто Вы в этом мире?», «Все ли Вы знаете, что происходит в этом мире?», «Кто здесь самый главный?», «Расскажите, пожалуйста, о том, что происходит в вашем мире?», «Кто здесь самый добрый?», «Кто здесь самый злой?», «Как можно помочь жителям этого мира?», «Что для Вас особенно значимо в этом мире?» и др. Сессии продолжаются, пока «мир» в песочнице и внутреннее самоощущение клиента не придут к стабильному состоянию. Песочная терапия создает условия, которые активизируют в сфере бессознательной психики стремление к исцелению. Формируются фантазии и образы, которые при символизации или конкретизации, т. е. при выражении в материальной форме обеспечивают психологическое развитие. Песочница служит «безопасным местом» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. При таком безопасном выражении в сфере бессознательного формируется динамическое состояние и возникают новые. Эмоциональное ребенка состояние нормализуется.

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями в форме беседы перед началом психопрофилактической или психокоррекционной работы с применением метода песочной терапии является необходимым условием. В процессе беседы, педагог-психолог получает от родителей необходимые анамнестические сведедения, а также разрешение на применение данного метода в работе с их детьми, знакомит с методом песочной терапии объясняет родителям о их воспитательной роли и правилах поведения в период психолого-педагогического воздействия на ребенка. На всех этапах работы с ребенком -обучающимся педагог-психолог тесно взаимодействует с родителями и классными руководителями, отслеживая и фиксируя даже незначительные изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

Кроме беседы, возможно применение других формы взаимодействия с родителями, таких как:

2. Лекции на родительских собраниях, с демонстрацией песочных картин (слайд-шоу);

3. Индивидуальная консультативная работа.

Заключение.

Применение метода песочной терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с целью нормализации эмоционального состояния обучающихся начальной школы является эффективным психопрофилактическим и психокоррекционным средством и помогает обучающимся, а также всем участникам образовательного процесса, в формировании УУД. Во время сессии про-исходит отреагирование негативных эмоциональных состояний, в результате чего снижается вероятность агрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим или в отношении себя, снижается уровень личной тревожности; происходит избавление от страхов, снижается внутренняя напряженность, а высвободившаяся энергия находит свое применение в усвоении УУД, в спорте, в социализации, в адаптации Представленная в проекте технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития. Развивается речь, творческие способности, пространственный интеллект. Обучающийся решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации. Формируется необходимый базис для самореализации.

Примечательно и то, что метод песочной терапии хорошо сочетается с проективными методами и символдрамой – это позволяет педагогу психологу работать с детьми, применяя самые различные техники психокоррекции, актуальные для каждого случая и возраста.

Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в песочнице развивают личность психолога и ребенка, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Литература:

1. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Текст]– СПб. , 2001г. – 320 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. , Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. [Текст] – СПб. , 2002г. – 224 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. , Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. [Текст] – СПб. , 2003г. – 400 с.

4. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М. , 1996г. – 269 с.

5. Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст]– М. , 1991г. – 284с.

Л. А. Кочуганова, МБОУ СОШ №3 г. о. Пущино Московской области

  • Назад
  • Вперед

div > .uk-panel’>” data-uk-grid-margin>

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК – бесплатно без регистрации

Песочная терапия

Влияние игр с песком и водой на развитие творческих способностей ребенка

В данной статье дан ряд рекомендаций для педагогов и психологов по работе с песком и водой для развития творческих способностей ребенка

На минуту задумаемся и прочувствуем – какие ассоциации у нас вызывает слово «песок»? Что мы вспоминаем, услышав его? Возможно, кто – то сразу представит себе песочницу, с копошащимися там детьми, кто – то – песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для стройки, но большинство все же вспомнит море, пляж, лето и сказочный отдых…

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя, крики чаек, легкий бриз… Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Мы с удовольствием водим руками по песку, строим замки и ощущаем покой и расслабление. Каким – то невообразимым образом исчезают тягостные мысли, и мы как – будто оказываемся в другом мире.

Игры человека с песком и водой известны с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с удовольствием начинает возводить замки и мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают превращаться в детей?

Дело в том, что податливость песка и воды провоцирует желание человека строить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или Создатель, не привязанный к результатам своего труда. Человек строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто – то другой разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что – то новое. Один эпизод жизни исчезает, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему – то новому. Проживая эту тайну многократно, играя с водой и послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается – в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с водой и песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.

Песочная терапия один из удивительных методов терапии – в контексте арт – терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно – символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую ценность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубокому, подлинному Я. Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы. Этот метод дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития. «Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии. Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа с водой и песком возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, ее применение остается привлекательным для многих специалистов. Создание картин из песка и воды переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно существует в данный момент. Методы игры с данным материалом в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессионал может не только правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя увереннее – когда он может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкотерапия и т.д. Метод работы с водой и песком отличается от других методов простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, ее реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

Работа с песком и водой требует времени, он обучает человека терпеливости. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность жизни, динамику изменений. Здесь не требуется каких – либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к вербальным уровням психики. Работа с песком и водой хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки.

На своих занятиях с детьми первого года обучения я в виде эксперимента использую методы песочной терапии. В конце занятия под спокойную музыку дети играют с песком и водой, возводят замки, располагают фигурки, придумывают сюжет, чаще всего сказочный.

Для работы с песком я использую поднос (песочница), песок, вода, миниатюрные предметы и фигурки (высотой не более 10 – 12 см). Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Поднос с песком или песочница – уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост.

Дно и борта песочницы голубого цвета – это напоминает модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта – голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие. Время от времени можно менять цвет.

Согласно законам цветотерапии:

– черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые кружочки – и вот готово звездное небо! Такой цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает;

– зеленый – цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания;

желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели;

красный – цвет активности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим или заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины;

фиолетовый – цвет фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый… Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество – чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. В природной среде происходит естественная очистка песочной массы благодаря работе солнца, ветра и воды. В комнатных условиях хотя бы один раз в месяц песок следует просеивать и прогревать (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца). Не стоит забывать о воде, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

В песочнице самостоятельно можно:

– рисовать на песке палочкой;

– возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, домики, рвы и т. д);

– рассыпать цветные песчинки, бусинки в узорном порядке;

– расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

В работе с песком я использую все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Применяю разнообразные фигурки – реальные и сказочные, созданные человеком или природой, привлекательные и ужасные. Это наборы солдатиков, игрушки из киндер – сюрпризов – все, что допускает фантазия. Использование естественных материалов позволяет осуществить связь с природой, а рукотворные миниатюры – принять то, что уже существует.

Последовательность появления и местоположения фигурок дает массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего – то важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Заполнение частей песочницы и ее секторов рассказывает много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние сектора песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии человек строит новые взаимоотношения с самим собой.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения формы, сюжета. Событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект – с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка. Кроме того. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека. Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов и других специалистов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапией» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана – в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

Советы по организации занятий.

Чтобы избежать неразберихи вокруг песочницы, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, характер игрового поведения детей.

Читайте также:  Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ: Звуки (Л) и (Ль)

Рекомендации для педагогов.

  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
  • Не помещать песочницу в углу комнаты. К ней должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.
  • Песочницу следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше песочницы, чтобы на ней можно было разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
  • Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
  • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в песочнице.
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно.
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все – таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
  • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
  • Обязательно перед работой с песком дети должны вымыть руки – таковы гигиенические нормы.
  • Периодически песочницу нужно пополнять песком.
  • После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на песочнице и ее можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно – игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

В результате применения приемов песочной терапии на своих занятиях я получила следующие результаты:

– обучающие получают положительные эмоции, у них развивается интерес к предлагаемой деятельности, к взаимодействию;

– овладение приемами релаксации вкупе с песочной терапией способствует стабилизации негативной психической напряженности;

– некоторые показатели негативной психической напряженности частично компенсируются.

Таким образом, можно сделать выводы, что занятия с песком и водой достоверно улучшают психическое состояние обучающихся, положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие коммуникативных качеств, на формирование познавательной активности, на развитие творческих способностей. Можно отметить, что это и является одной из целей ФГТ и ФГОС.

Ранняя профориентация младших школьников через организацию внеурочной деятельности

Содержимое публикации

Ранняя профориентация младших школьников через организацию внеурочной деятельности

Перевощикова Е.В.,

учитель начальных классов,

ГБПОУ СО «НТПК № 1»,

г. Нижний Тагил

Аннотация. В данной статье речь идет о профориентации младших школьников, которая реализуется через организацию внеурочных занятий по социальному направлению. В статье представлены особенности профориентации младших школьников, а также раскрывается взаимосвязь между этим процессом и внеурочной деятельностью учащихся. В практической части статьи представлен анализ программ внеурочных занятий по профориентации в разных школах России.

Ключевые слова. Профориентация, профориентация младших школьников, профессии, внеурочная деятельность, внеурочное занятие, самоопределение.

В настоящее время профориентация младших школьников очень актуальна, так как поможет оказанию профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и с учетом требований рынка труда.

Рассмотрим понятие профориентации. Профориентация – это длительный процесс, который начинается со старшей группы детского сада и не заканчивается принятием решения о выборе своей профессии, а продолжается и на этапе вхождения в профессию и овладения ею, и в ходе завершения обязательной трудовой деятельности в пенсионном возрасте, т.е. профориентация осуществляется практически в течение всей жизни человека [3].

Важно у детей развить положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, сформировать интерес к профессиям родителей и близкие к нему профессии, воспитать в детях потребность узнавания новых профессии. Помочь подойти к выбору профессий очень серьезно. С помощью различных видов деятельности познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности.

Рассмотрим понятие внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. И поэтому, для занятий по профориентации основной в начальной школе является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни [2].

В связи с актуализацией вопросов развития профессионального образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом образовании начальной школы. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины (науки) могут стать основой будущей профессии [1].

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создать для них такие условия, чтобы они узнали как много больше профессий, также могли выбрать понравившеюся им, узнать, как получить это профессию, актуальна ли она в современном мире.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся

Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью:

– расширения представлений о роли труда в жизни человека;

– расширения первоначальных представлений о различных профессиях;

– предоставления возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации.

На внеурочных занятиях дети узнают о многообразии различных профессий, которые можно разыгрывать как ролевые игры, сценки, также они могут участвовать в различных видах конкурсах и проектов. Очень важно привлечение родителей, они могут приходить на внеурочные занятия и рассказывать о своих профессиях, тем самым мотивируя. Также приглашаются люди различных интересных профессий.

Учитель начальных классов во внеурочное время ведет работу по профориентационной деятельности в следующих направлениях:

1) показывает учащимся роль труда в жизни человека;

2) привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;

3) проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);

4) вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);

5) знакомит учащихся с миром профессий.

Внеурочная работа по профориентации учащихся начинается с перво­го класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По дан­ной тематике планируются и проводятся занятия, используя разнообразные формы, такие как:

встречи с людьми интересных профессий;

участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;

Для всех учащихся очень важна смена видов деятельности, чтобы они отвлекались, переключались и находили что-то новое и интересное для себя, тем самым не теряя интерес к внеурочному занятию и к теме профессий.

Так, в первом классе целью работы может быть расширение знаний о трудовой деятельности, формирование культуры труда, знакомство с профессиями родителей. А в третьем классе, например, знакомство с классификацией профессий, расширение знаний о профессиях родного города.

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны знать и понимать:

роль трудовой деятельности в жизни

влияние технологических процессов и трудовой деятельности че­ловека

назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

Владеть способами познавательной деятельности:

сравнивать и выделять особенности содержания различных про­фессий на основе наблюдений;

оценивать результаты своей деятельности в соответствии с постав­ленной задачей;

планировать свою деятельность и контролировать ее;

соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

Высокий уровень успешности внеурочных занятий по профориентации определяется по следующим критериям: обещающиеся умеют находить и отбирать информацию по данным профессиям, а также полное понимание их существования, зачем они нужны в жизни человека.

Имеет место и другой критерий эффективности профориентационных занятий во внеурочной деятельности – активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:

1. Ведение школьниками «Профессионального портфолио».

2. Ведение тетради «Мир профессий» (описание профессий, «Профессии моих родителей», изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей).

Профессиональное воспитание начинается с первых дней ребенка в школе, на всех уроках и проводится всем педагогическим коллективом во взаимодействии школы, семьи, общественности [1].

В практической части были рассмотрены разные программы, в различных школах, всего было рассмотрено 6 программ, по которым можно сделать вывод.

Проанализировав разные программы педагогов, можно сказать, что профориентация в школе проводится для учащихся, для осознанного выбора будущей профессии, осознанности понятия профессий, также необходимости данной профессии на рынке труда.

Профориентация может проводиться на урока и на внеурочных занятиях.

Если построить грамотно занятий по профориентации нвчиная с начальной школы, то это поможет им в будущем, у них сформируется полное представление о мире труда, также занятия воспитывают положительное отношения ко всем профессиям. Воспитывает у них бережное отношение к результатам своего и чужого труда, а также понимание значимости и важности специалистов труда в развитии общества и жизни.

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают обещающимся огромные возможности для интереса к миру профессий.

Библиографический список

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС [Электронный ресурс]: Planeta – kniga . ru . – URL : http://www.planeta-kniga.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-po-fgos.html (дата обращения: 05.04.19).

Муралова Т.Н. Профессиональная ориентация / Т.Н. Муралова, Н.Ш. Барулина // Классный руководитель, – Томск: 2014. – №4. – С. 85-90.

Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова, Е.Артюх // Миша.- Москва: 2010.- № 7.- С. 15-18.

Альманах педагога

Автор: Согрина Татьяна Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБПОУ “Челябинский педагогический колледж №1”
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья по выпускной квалификационной работе
Тема: “Дискуссия как средство развития коммуникативных умений у младших школьников во внеклассной работе”
Дата публикации: 11.06.2018
Раздел: начальное образование

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Т.А. Согрина, руководитель М.Г. Рахимова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федерально-

му государственному образовательному стандарту (второго поколения)

для начальной школы.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учи-

телям для развития коммуникативных умений в процессе создания и

проведения серий групповых дискуссий.»

зрения. Актуальность

данной работы

обусловлена недостаточным использованием в школе метода дискуссий

с целью развития коммуникативных умений, а также возможностью

использования результатов данной работы на практике.

Групповая дискуссия в игровой форме позволяет членам группы

увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, преодолеть смысловые

барьеры и эмоциональную предвзятость. Этот метод даёт уверенность в

себе и своих поступках.

«Во внеклассной деятельности, — подчеркивает В.Д. Шадриков,

— учащимся дается возможность вступать в определенные обществен-

ные отношения и отмечать те параметры деятельности, которые имеют

для них большой личностный смысл. Участие младших школьников во

внеклассной деятельности является методом включения ребенка в обще-

ственную жизнь» [2, с 88].

Одни из продуктивных и успешных дискуссий в школе – это

тематические дискуссии. На тематических дискуссиях рассматриваются

или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их

охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их .

На таких мероприятиях часто реальные примеры жизни [1, с.44].

Исходя таких бесед начальной школы возможность научиться

решать проблемы, встречаются в их .

Апробация проводилась на базе МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска»

в 3 классе во внеклассной работе. В апробации из класса участвовало 11

человек. Для диагностирования мы выбрали разных детей: трудных в об-

щении с одноклассниками, буйных и неусидчивых на уроках, а также за-

мкнутых и скромных, которые боятся выходить к доске и общаться с ре-

практической

деятельности – развить коммуникативные

умения у младших школьников в ходе проведения групповых дискуссий.

Практическая значимость нашего исследования заключалась в со-

здании серии групповых дискуссий и проведении этих занятий, которые

могут быть использованы учителями начальной школы для развития

коммуникативных умений младших школьников.

Нами были разработаны такие групповые дискуссии, как «Подарок

для младшей сестры или брата: Какую игрушку выбрать?», «Что лучше:

научные книги или художественная литература?», «Видеоигры делают

людей жестокими», «Мультфильмы для детей» и «Что такое счастье?».

Данные занятия применялись во внеклассной работе на учащихся 3 клас-

Занятия были составлены в игровой форме. В конспектах описаны

проведения занятий, правила работы в группах, вопросы по определён-

ной теме, которые раскрываются в ходе общения с учащимися и методы

поощрения. Мы сделали акцент на дисциплине и придумали к занятиям

«карточки-высказывалки» – они говорят о том, что ребёнок может выска-

зать свои мысли. «Карточки-перебивалки» – это штрафные карточки, они

показываются команде тогда, когда ребята не следят за дисциплиной в

своей группе или перебивают другую. Если показана штрафная карточка

– снимается балл. Это мотивирует детей относиться уважительно не

только к другим, но и к самому себе, понимая, что если участник начнёт

перебивать, не дождавшись ответа, то он подведёт свою команду. Для ре-

бят на каждое занятие были приготовлены тематические жетоны, напри-

мер, если это была тема «Подарок для младшей сестры или брата: Какую

игрушку выбрать?», то жетон был с изображениями (персонажами самой

темы) Тани, Вани и Ани, если тема «Мультфильмы для детей», то выда-

вались жетоны с персонажами мультфильмов и так далее. В серию дис-

куссионных занятий мы добавили работу с песочными часами. Ребёнок

заранее формулировал свой вопрос в голове и отвечал на него, пока не

закончится минута. Во-первых, присутствует возможность дать выска-

заться и другим по данной теме, а во-вторых, если много высказываний,

значит много и мнений, тогда мнения интересно обобщать и выбирать

среди них достойные.

Апробируя нашу работу на практике, мы понимали, что с первого

занятия дети не смогут быть заинтересованы в дискуссиях. Поначалу

детям было тяжело, многие даже не знали, как правильно работать в

группах. Дети повторяли фразы, которые уже были озвучены. Им хоте-

лось набрать больше жетонов, чтобы выиграть. Поначалу встречались

такие реплики на занятиях от детей: «Я хочу высказаться, почему мне

нужно ждать?», «Я понимаю это только так», «Твоё мнение неправиль-

ное!» и многие дети не принимали другое мнение одноклассников, но

постепенно занятия детям стали идти на пользу и на 3-4 занятии ребята

начали решать вопрос уже сообща, а не по одному. Они совещались, вы-

слушивали мнения других, некоторые даже поддерживали другую ко-

манду и только после этого предлагали свой вариант ответа.

Как-то раз после 4 занятия на перемене была замечена одна ситуа-

ция, после неё было понятно, что ребята научились уступать друг другу

с помощью групповых дискуссий.

Ребята поссорились. Оказалось, что два мальчика смотрели книгу,

взятую из библиотеки про роботов и стали спорить, какой робот лучше,

спустя некоторое время они начали ругаться. Услышав крики, половина

класса подошли к мальчикам, которые уже держали книгу вместе. Только

классный руководитель хотел к ним подойти, как кто-то из класса неожи-

данно сказал этим двум мальчикам, чтобы они не ругались, а нашли

плюсы каждого из роботов, которого они считают лучшим. После того,

как ребята стали дискутировать, они согласились друг с другом, что в

чём-то один робот лучше другого и наоборот. Даже без помощи классно-

го руководителя ребята разобрались в ситуации сами и стали спокойно

объяснять друг другу своё мнение, причину и слушать другого человека,

а потом сделали вывод вместе.

Со стороны было приятно видеть, что старания прошли не зря.

Можно сделать вывод, что ребята полностью погрузились в занятия и

узнали, как важно учитывать позиции своих одноклассников, рассматри-

вать различные точки зрения и обобщать материал, приходить к общему

решению. По каждой теме мы разбирали определённые дискуссионные

вопросы и в итоге шли к общему выводу, учились уступать в высказыва-

ниях и аргументировать свои.

В итоге по серии разработанных для детей групповых дискуссион-

ных занятий ребята:

поняли, как правильно выбирать подарки на конкретный возраст

пришли к выводу, что каждый жанр по-своему хорош;

определили, как жестокие игры негативно влияют на людей;

исследовали мнения разных сказочных героев;

определили, какое бывает счастье.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как

дискуссия, позволяет разнообразить виды уроков (и внеурочных заня-

тий), сделать их более интересными и запоминающимися [3, с.15].

В завершении серии дискуссионных занятий некоторые школьники

стали принимать себя в современном мире через общение со своими

сверстниками. Ребята поняли, что нужно принимать ситуацию такой, ка-

кая она есть и разбираться в ней легче вместе.

1. Бурякова, В. В. Дискуссия на современном уроке: Метод, рекоменда-

ции / В. В. Бурякова.- М.: МГИУУ, 2011. – 160 с.

2. Дьячкова, С.А Дискуссионные методы/ С. А Дьячкова // Читаем, учим-

ся, играем.- 2015.- №2.- 108 с.

3. Песняева, Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой дея-

тельности младших школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Н.А.

Ссылка на основную публикацию