Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников»

    Семён Брюхатов 2 лет назад Просмотров:

1 «Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения, профилактики и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности. Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций. В настоящее время имеется широкий арсенал методов, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми в школе можно отнести Песочную психотерапию (Sandplay Therapy), которая находит все более широкое признание у практиков. История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми – так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом и своим глубоким знанием восточной философии, обобщив практический опыт, разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Подход Доры Кальфф основывался на создании для своих клиентов «свободного и защищённого пространства» где те, работая, чувствовали бы себя свободно. Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению».

2 Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с давних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Перенос традиционных психологических занятий в песочницу дает больший эффект нежели стандартные формы коррекции:существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность; в играх с песком гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно помогает в работе с «особыми» детьми. Песочная терапия – невербальная форма психокоррекции, где основное внимание уделяется творческому самовыражению клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Данные образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном

3 подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. Песочная терапия может применяться как монотерапия, а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами: арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др. Применение песочной терапии способствует: развитию эмоционального интеллекта; снижению уровня тревожности и агрессивности; формированию умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; созданию условий для формирования адекватной самооценки; снятию эмоционального напряжения; формированию способности управлять своими эмоциями и поведением; развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук Для организации занятий необходимы: 1.Водонепроницаемый деревянный ящик голубого цвет. 2.Чистый, просеянный песок. 3. Коллекция миниатюрных фигурок. 4. Песочные наборы: совочки, лопатки, кисточки. Структура и содержание занятий.

4 На основе методики Т. Д. Зинкевич Евстигнеевой был разработан цикл занятий с использованием песочной сказкотерапии для детей 7-9 лет, имеющих нарушения в эмоциональном и личностном плане. Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия. Часть 1. Вводная. Цель настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры разминки. Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, элементы двигательной терапии, игры на развитие навыков общения. Обязательно проводится сказочная игра-история в песочнице. Подготовку и проведение сказочной игры можно условно разделить на семь основных этапов. 1. Введение в игровую среду. 2. Знакомство с игрой и ее героями. 3. Возникновение конфликта, трудностей. 4. Выбор помощи. 5. Борьба и победа. 6. Утверждение победы. 7. Выведение из игровой среды, перспектива дальнейших приключений. Часть 3. Завершающая. Основные цели: подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: рефлексия, ритуал завершения В программе используются методы и приемы:

5 Песочная терапия Дискуссии Беседы Игры коммуникации Рисование цветным песком Просыпание цветной морской солью Элементы сказкотерапии Условия работы с детьми 1. Согласие и желание ребенка. 2. Письменное разрешение родителей. 3. Отсутствие аллергии, кожных заболеваний, порезов на руках. Принципы взаимодействия с детьми: принцип «комфортной среды», «безусловного принятия», «доступности информации», «конкретизации», «объективации», «ориентации на потенциальный ресурс», «ожитворение абстрактных символов». Лично разработанная программа «Песочные истории» рассчитана на 1 год для детей от 7-9 лет. Предполагается проведение одного занятия в неделю по 30 минут. Формы обучения: индивидуальная или групповая (до 5 человек).

Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Высоцкая, Ю. А. Гафурова

Текст научной работы на тему «Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья»

вредно курение как говорят взрослые»; использования заданий, тесно связанных с современными реалиями.

3. Выявление эффективности формирования у обучающихся бережливости и экономии с использованием межпредметных связей; организации внеурочной работы с детьми; использованием возможностей окружающего социума.

4. Выявление факторов негативно сказывающихся на достижение задач проекта, например: умственно отсталым обучающимся нужна постоянная поддержка, контроль, помощь координаторов; детям сложны вычисления расходов на коммунальные услуги по существующим тарифам.

Предполагается, что эффективность педагогического проекта «Бережливость – те же деньги» будет заключаться в достижение задач проекта; в разумном подборе материала по формированию бережливости и экономии у умственно отсталых обучающихся 5-9 классов; в разработке диагностического инструментария; в возможности внедрения результатов проекта в деятельность учителей других школ.

Выпускникам школы, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для умственно отсталых обучающихся, в самостоятельной жизни придется принимать решения по многим социально экономическим вопросам. Поэтому участие обучающихся старших классов в подобных проектах является существенным фактором формирования у них жизненных социально экономических компетентностей [4].

1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология-2015. – № 5. – С. 37-43.

2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Вако, 2007. – 128 с.

3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (1-Ш курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2006. – N 3. – С. 44-59.

4. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. -184 с.

Е. А. Высоцкая, Ю. А. Гафурова

Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития дефектологической науки накопился обширный практический материал по эффективному развитию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов воздействия: иппотерапии, ароматерапии, музыкоте-рапии, пескотерапии и др.

Терапевтический эффект от игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Юнгом. Обучающийся строит что-то из песка, затем разрушает свою постройку и снова строит. Но именно это действие уникально, так как на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Посредством такого действия младший школьник с ограниченными

возможностями здоровья достигает состояния равновесия, расстается с тревогой и страхами [3].

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.

Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития познавательных процессов [5].

Опыт показывает, что игры с песком способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, ручной моторки и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; мотивации речевого общения; развитию активного словаря; произвольного внимания и памяти. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние детей: снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение [2].

Перенос учебных занятий в «песочницу», даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в мини-песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все когнитивные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка [1].

Постоянный контакт с песком, природными материалами, миниатюрными игрушками во время занятия оказывает восходящее активирующее влияние на все когнитивные функции. Использование песка расширяет репертуар упражнений, направленных на работу с тактильными и кинестетическими процессами, пространственными представлениями, в том числе трехмерными.

В практической деятельности педагогов начальных классов нами используется песочный стол с целью обучения детей письму и чтению, развития у них фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, а также мелкой моторики.

Занятия проводятся с теми обучающимися, у которых возникли трудности в усвоении букв русского алфавита в начале первого класса, а также трудности в обучении чтению.

Читайте также:  Правила речи для детей

Занятия проводятся во внеурочное время. Каждое занятие имеет свою структуру, но к общим моментам занятия относятся:

1) разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка;

2) непосредственно обучающая часть;

3) завершающий этап с закреплением полученных знаний.

Песочную терапию можно задействовать не только в процессе обучения, но и в познавательной деятельности детей.

Можно использовать такие виды обучающих и познавательных игр, как: моделирование игр-сказок; игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой, моторики рук; игры на развитие фонематического слу-

ха; коррекцию звукопроизношения; игры на знакомство с окружающим миром; географические игры; исторические игры; игры-экскурсии по городу [4].

Песочная терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Продолжительность и частота индивидуальных консультаций зависят от возраста обучающихся и особенностей их интеллектуального развития. Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при работе с песком требуется большее количество времени для объяснения задания или обучения игре, поэтому продолжительность занятий должна составлять 50 минут.

При групповой форме работы с использованием средств пескотерапии количество детей в группе определяется задачами, возрастом и нозологическим состоянием здоровья обучающихся.

Для младших школьников с особенностями психического и/или физического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек), а длительность занятий должна составлять 50-60 минут.

Преимущество групповой работы в песочнице состоит в том, что педагог дополнительно получает информацию об особенностях коммуникации, когнитивной, личностной и эмоционально-волевой сфер обучающихся.

Возможно использование двух вариантов групповой работы: недирективной и директивной игры. Первый вариант подразумевает спонтанное погружение младших школьников в игру с песком, в процессе которой педагог не вмешивается, а просто наблюдает за происходящим и лишь в конце занятия совместно с детьми обсуждает созданную картину. Во втором случае используется готовая программа занятий, в которой учитель играет активную роль наставника и знакомит участников с какой-либо информацией, иллюстрируя ее игровыми заданиями.

«Песочные игры-сказки» можно использовать и для формирования общей картины мира, развития функции обобщения через сюжеты о домашних и диких животных и птицах, насекомых, растениях, контекстом могут служить сказки о микромире, космосе и т. п.

Важно то, что «песочная сказка» позволяет опосредованно взаимодействовать с ребенком через игрушки, что снижает уровень его тревоги и влияет на активацию речевой деятельности. Кроме того, игра с песком дает эффект «самотерапии», поэтому его использование – это замечательная возможность регулирования неосознаваемых конфликтов, уменьшения эмоционального напряжения, в том числе переноса агрессии в пространство песочницы.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010. – 310 с.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.

3. Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

5. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 202 с.

Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Светлана
Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

«Использование песочной терапии

в работе с детьми с ОВЗ»

г. Москва ГКУ ЦССВ «Маяк»

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» Ушинский КД.

Работая в ЦССВ, используя разнообразные методы и приемы, новые педагогические технологии я остановилась на пескотерапии не случайно. Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.

Перед нами стоят вопросы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассматриваем это как предмет комплексного анализа. Мы стараемся использовать вариативность как ведущую тенденцию совершенствования системы помощи детям с ОВЗ и умственной отсталостью.

У наших детей более всего проявляется сенсорная, материнская и социальная депривация. Это отрицательно влияет на развитие детей, их коммуникативные навыки, а это является одной из основных составляющих эффективной социализации детей о ОВЗ и умственной отсталостью.

С целью успешной коррекции наших детей мы используем в своей работе наряду с традиционными методами и приемами новые педагогические технологии, в частности пескотерапию.

Песочная терапия это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый.

Обычная картина- ребенок увлеченно копается в песке. Естественную тягу детей к песку давно заметили психологи и решили использовать ее для развития малышей и помощи им в сложных житейских ситуациях.

Впервые принцип песочной терапии (sand-play) был предложен Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что песок символизирует жизнь, а отдельные песчинки — людей и других живых существ. Идея понравилась психологам и педагогам и стала разрабатываться дальше. В 30-е годы ХХ века игры с песком использовались для терапии маленьких пациентов Лондонского института детской психологии. Дети строили «волшебные страны», используя поднос с песком, маленькие игрушки, формочки и совочки, выкладывали на песке картины из шишек и орехов или инсценировали сказки, рисовали сухим песком на бумаге. Сейчас sand-play используется многими детскими психологами и как один из вариантов детской психотерапии, и как способ диагностики состояния малыша.

Песочная терапия – один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на решение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессия воспитанников.

Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмперическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арттерапевтического и игротерапевтического подходов.

В качестве основных материалов мы используем песок, воду и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагаем создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок умеющий говорить дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу. Педагог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу, фиксирует композицию на фото, подробно записывает рассказ ребенка. Это необходимо для дальнейшей работы.

Использование песочной терапии на стыке арт- терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию взрослого, работающего с ребенком. Композиция, построенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Игры с песком в моей практике помогают малышу:

– снять состояние тревожности (Хаос)

Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка, попавшего в ЦССВ. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния ребенка и освобождение от него.

Ребенок может что-то построить из песка, затем разрушить, а потом построить заново. Такие действия позволяют ребенку понять, что нет ничего такого, что было бы непоправимо сломано. На смену старому всегда приходит новое. Многократное повторение такой игры помогает ребенку без страха и тревоги смотреть в завтрашний день.

«отыграть» проблемные ситуации (Борьба)

В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.

Наши дети не владеют речью, чтобы рассказать, что их беспокоит. И даже если мы взрослые знаем о проблемах малыша, у нас не всегда находятся слова для преодоления сложностей. И тут на помощь приходит песок! Наши дети опускают в песок руки, пересыпают его, разыгрывают со взрослыми различные сюжеты. Ребенок переносит на песочницу свой внутренний мир. Взволновать малыша может что угодно: смена группы, конфликты

с другими детьми. Предлагаем ребенку проиграть похожую ситуацию на песочном поле, но с вымышленным персонажем — маленьким мишкой, щенком или котенком и ребенок успокаивается, становится позитивным.

– измениться самому (Гармония)

Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие. Внутреннее «проживание» игры с песком позволяет ребенку достичь изменений и в себе самом. Часто дети, испытывающие трудности в общении с другими малышами, выстраивают высокие стены около песочных домиков. Мы предлагаем малышу сделать дверь в стене, чтобы к нему в гости смогли приходить друзья. Повторив такую игру несколько раз, мы замечаем, что ребенок станет более открытым и общительным.

Песочная терапия позволяет использовать современные образовательные технологии:

1. Технологию исследовательской деятельности.

2. Игровую технологию.

4. Личностно-ориентированную технологию

5. Технологию проблемного обучения

6. Технология развивающего обучения

Кроме этого пескотерапия позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка посредством:

– возвращения его в состояние играющего, свободно творящего ребенка;

проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

-отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;

– расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;

– изменения отношений к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

– укрепления или пробуждения доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

Мы в своей работе используем следующие принципы игр с песком:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.

2 «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.

3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.

Мы начинаем работу с песком с простых упражнений:

1. Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.

Читайте также:  Проект для детей старшего дошкольного возраста ‘Мы все разные, но дружные’

2. Делаем те же движения ребрами ладоней и рассматриваем с ребенком разницу в оттисках, даем ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Стараемся не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения. Поощряем и хвалим детей.

3. Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

4. Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены

5. Раскрытую ладошку ребенка кладем на песок и малыш закрывает глаза. Затем насыпаем песок на пальчик, а ребенок должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

6. Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.

7. Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делаем это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Задаем ему наводящие вопросы. Какой песок? Влажный? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.

8. Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

9. Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями. Для ливня можно использовать детское ведерко. Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

10. Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.

Занимаясь с детьми пескотерапией, мы отметили заметную положительную динамику.

Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе будем использовать песочную терапию.

Литература:

1. «Чудеса на песке» Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб: Речь, 2007. – 224с. ;

2 .Реабилитация детей в домах ребёнка / под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335с;

3. Материал с сайта «shape-mama.ru»;

4. Материал с сайта «Воспитание и развитие ребенка»;

5. Материал курсов повышения квалификации Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция».

Взаимодействие узких специалистов при работе с детьми ОВЗ в ДОУ (опыт работы) Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на.

Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ Краткая аннотация проекта «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные.

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные.

Опыт работы по интеграции продуктивных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Мастер-класс «Счастье — это…» Мастер-класс «Счастье – это.» (из опыта работы по интеграции продуктивных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ) Музыка Слайд.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Инновационный.

Видео о применении песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Песочная терапия — это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических.

Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет Песочная терапия Введение Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием.

Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе с детьми» Я, музыкальный руководитель детского сада, немного расскажу, как использую метод «Сказкотерапии» в своем творчестве. Считаю, что в работе.

Использование песочной терапии во внекласСной работе с учащимися младших классов (1-2 класс), в школах V вида

Использование песочной терапии во внекласСной работе с учащимися младших классов (1-2 класс), в школах V вида

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи – тип коррекционного образовательного учреждения, предназначенного для детей с ТНР, к которым относятся дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Использование песочной терапии во внеклассной работе в коррекционных образовательных учреждениях весьма актуальная проблема, так как данный вид деятельности мало развит в образовательной системе. Данный вид деятельности является интересным не только для детей с ТНР, но и для педагогов.

В основе применения песочной терапии лежит принцип формирования стимулирующей среды, в которой ученик младших классов (1-2 класс) школы V вида чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

Песочная терапия подходит для работы на любом из этапов коррекции звукопроизношения. Занятие может проводиться индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут использоваться задания с элементами конструктивной деятельности и изо-деятельности. Дети по трафарету рисуют на песке букву соответствующему изучаемому звуку. Также в работе предлагается использовать игры, поскольку именно в период обучения у учащихся 1-2 класса осуществляется переход от игровой деятельности к учебной, формируется мотивация к обучению.

Выполняются такие задания, как: поводить ладонями по поверхности песка, выполняя при этом различные зигзагообразные и круговые движения.

Целью таких заданий выступает развитие мелкой моторики, имеющая тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что в свою очередь увеличит мотивацию детей к занятиям. Подобное взаимодействие с песком нормализует эмоциональное состояние учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида. Совместное развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, помогает ребенку научиться прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, помогает в лучшей мере овладеть развитием речи, произвольного внимания и памяти. Но самым важным является то, что ребенок приобретает первый опыт рефлексии, т. е. самоанализа. А также учится понимать себя и других. Так закладывается фундамент дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации [1, с 12].

Применение песочной терапии способствует развитию творческой способности, реализации её на практике.

Потребность в игровой деятельности содействует в развитии эмоционально – волевой сфере, формированию адаптационных форм поведения. Песочные миры создаются без подготовки, без планирования и моделирования песочных шедевров, и поэтому, полностью соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются во внеклассной работе, как учителя, так и логопеда.

Некоторые ученики, через песочную терапию материализуют свои прошлые травмы или неудачный опыт. Исходя, из этого связанные с ним проблемы могут быть разрешены.

Песочная терапия способствует к преодолению сильных психологических защит младших школьников с ТНР, создает более безопасное пространство для самораскрытия.

Игра является непосредственной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется рассказывать о песочной терапии. Часто ребенок совмещает в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Ребёнок строит из песка различные свои творения, далее сам же их разрушает без какого-либо сожаления, заново начинает строить. Песочная терапия – это возможность для детей выразить то, когда им трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Играя, ребенок имеет возможность менять сюжет, взаимоотношения, события.

Так как ЭГО ребенка еще не довольно сильно, нужна максимальная осторожность при работе с учащимися 1-2 классов, большая нужда психологически безопасного пространства [3, с. 17].

Важной обстановкой для песочной терапии является безопасная ситуация для ученика. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вмешательство, без желания ребенка, шумы за дверью, могут стать помехой для данной работы. Ребенок может замкнуться, не идти на контакт. Во время возведения песочной картины педагог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь понять ощущения и чувства, которые появляются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность присоединиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – педагог может испытать, анализируя песочную картину. Хорошо рефлексирующий педагог получает достаточно много информации и понимания – куда в работе двигаться дальше.

После завершения сооружения песочной картины ребенок представляет учителя с тем, чем считает нужным. Педагог исследует картину, знакомится с её содержанием. Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета учеником, пояснение творения.

В конце работы, ребенок покидает кабинет, где проходило внеклассное занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Педагог фотографирует работу для дальнейшего анализа.

Используемый песок может быть любым. Периодически песок и ящики, просушивают и кварцуют кварцевой лампой [4, с.20].

Песочную терапию эффективно совмещают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, психодрама, арт-терапия и пр.

Итог употребления элементов песочной терапии учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида во внеклассной работе:

– повышается мотивация к логопедическим занятиям;

– коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника – игре;

– позволяет решать комплексно задачи: работа с ОНР, формирование связной речи, развитие фонематического слуха, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.

Литература и источники.

1. , Зинкевич-Евстигнеева песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.

2. , Зинкевич-Евстигнеева по песочной терапиии.— СПб, Речь, 2004.

3. , Зинкевич-Евстигнеева на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

4. , Мирончик чудес. Песочная терапия для детей. — Спб, Творческий центр, 2008.

Научный руководитель – , ассистент кафедры СПиПСТ ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Мастер-класс для начальных классов «Использование приёмов песочной терапии как средство речевого и познавательного развития младших школьников»

Описание разработки

Цель

Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Задачи

Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.

Основное содержание

Что такое песочная терапия

Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть – чуть?

Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копали в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.

И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно – образное мышление, восприятие и память.

Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком – песочная терапия.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.

Песочная терапия решает следующие задачи:

*развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

*Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

*развитие общей и тонкой моторики.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на своих занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.

1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. (слайд № )

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.

Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Библиографическая ссылка на статью:
Носулько А.В. Пескотерапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/01/25526 (дата обращения: 26.03.2019).

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоцио­нально насыщенным». Данный период знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), в связи с чем, учащийся становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника [1, с. 5].

Школа одна из первых открывает перед учащимся мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей, образовательное учреждение берет на себя одну из главных ролей в воспитании учащегося. Поэтому школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности учащегося. Многие основные личностные качества складываются в данный период жизни и от того, как они будут заложены, зависит последующее развитие учащегося.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Игнорирование эмоционального состояния ребенка или резко негативные реакции взрослых могут привести к печальным последствиям, таким как тревожность, страхи или отсутствие мотивации к обучению».

Школьная тревожность — это форма выражения эмоционального неблагополучия учащегося. Данный вид тревожности проявляется в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Учащийся постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [2, с. 266].

Наличие школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста характерно для данного возрастного периода, так как учащиеся постоянно находятся в процессе познания. Устранить тревогу — означает нивелировать все трудности познания, которые являются необхо­димым условием успешности усвоения знаний. Следует отметить, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии системати­ческого переживания тревоги по поводу новых для учащегося событий школьной жиз­ни. Поэтому интенсивность переживания не должна превы­шать индивидуальной для каждого учащегося «критической точки», после которой начинается дезорганизующее, а не мо­билизующее влияние [1, с. 10].

На основе анализа литературы выделены наиболее актуальные в настоящее время факторы, способствующие формированию школьной тревожности и закреплению ее в устойчивое состояние:

— неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

— неадекватные ожидания со стороны родителей;

— неблагоприятные отношения с педагогами;

— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

— смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

Игра является наиболее эффективным способом коррекции различных нарушений в поведении младших школьников, в особенности коррекции тревожности. Специально подобранный комплекс игр и упражнений может помочь учащимся не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и научит правильно выражать свои эмоции.

Песок — один из наиболее привычных материалов, который легко осваивается детьми: он создает комфорт при соприкосновении, податливый, позволяет легко научиться работать с ним и реализовать свои фантазии. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие учащихся, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции тревожных проявлений учащегося.

Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Во время игр с песком у детей возникает чувство безопасности, так как песочный мир — это мир под его контролем [3, с. 9].

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова — «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды» [4, с. 48].

Сам по себе песок является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с песком, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того, они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они могут с трудом. Поэтому на помощь приходит песок. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка [5, с. 87].

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Техника заключалась в следующем: на специальном подносе, заполненном песком, учащиеся создавали композиции, используя воду, и, понравившиеся им, миниатюрные фигурки и предметы. Полученные композиции учащиеся часто называли «мой мир», вследствие чего, Маргарет Ловенфельд назвала данную методику «Построение мира».

В настоящее время игра с песком и построение композиций на песке используются во многих направлениях психотерапии: в организационном консультировании и глубинной психотерапии; в индивидуальной и групповой работе; при работе с детьми и взрослыми [6, с. 8].

В настоящее время разрабатываются различные педагогические системы с использованием пескотерапии в процессе образования детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Большой вклад в развитие пескотерапии внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку».

Педагог-психолог может использовать самые разнообразные методы при коррекции тревожности учащихся. Они могут быть индивидуальными или групповыми. В любом случае, пескотерапия благотворно влияет на стабилизацию эмоционального фона. Данный вид терапии позволяет ребенку, прежде всего, быть самим собой. [7, с. 2].

В песке, учащийся имеет возможность проигрывать волнующие его ситуации в жизни, использовать игрушечные фигуры как образы окружающих его людей, которые, так или иначе, влияют на его эмоциональный фон. Также, учащийся может создавать исключительно свой мир, в котором, как ему кажется, ему было бы комфортнее. Младший школьник способен избавиться от своего напряженного эмоционального состояния [8, с. 25].

Специалисты парапсихологии утверждают, что песок способен «поглощать» негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Вследствие чего, пескотерапия рассматривается как наиболее эффективное средство коррекции тревожности для младших школьников [9, с. 4].

Таким образом, занятия с применением пескотерапии дают результат стабилизации эмоционального состояния, коррекции тревожности и снижения негативной психической энергии. Учащиеся получают максимальное удовольствие от занятия и наполняются позитивной энергией.

Ссылка на основную публикацию