Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Использование пальчикового театра для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи III уровня

Цель, задачи и этапы опытно экспериментальной работы по развитию связой речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Требования к коррекционной работе с использованием пальчикового театра и пример данного занятия.

РубрикаПедагогика
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления17.08.2018
Размер файла27,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» ИЮНЬ 2018

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Использование пальчикового театра для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи III уровня

Одной из актуальных на сегодняшний день проблем детской психологии и педагогики является проблема развития моторики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время многие ученые говорят о взаимной связи между движением пальцев рук и речью ребенка. «Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи, поэтому мы можем без сомнения сказать о важности и необходимости применения пальчиковых игр и упражнений в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.» [2]

Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» [4] Иными совами, «уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики» [1]

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями» [2]. Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

В. М. Бехтеревым было доказано, что «движения рук помогают снять умственную усталость, а также улучшает произношение многих звуков и способствует развитию речи

Исключительным методом, который позволяет включать в занятия как конкретные игровые действия, так и затрагивать «мир образов», является театр. «Игра – основной вид деятельности дошкольника, способствующий развитию связной и грамматически правильно оформленной речи, является непременным условием занимательной деятельности.» [3] «А театр – один из наиболее демократичных и доступных видов искусства, позволяющий решать большинство актуальных проблем педагогики.» [6]

Целью исследования является проверка эффективности коррекции мелкой моторики рук в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследование задействовано 20 детей.

Работа представляет собой совокупность логопедических занятий, игровых заданий, которые направленны на целостное развитие детской личности. I. Основные задачи:

1. развитие импрессивной и экспрессивной речи;

2. формирование связного высказывания, обогащение словаря;

3. развитие коммуникативных умений и навыков;

4. коррекция и развитие у дошкольников чувственно-эмоционального и целостнооценочного отношения к действительности;

5. создание условий для свободного выражения творческого потенциала; 6. развитие связной речи посредством использования пальчикового театра;

7. научить родителей проведению пальчиковой гимнастики.

II. Основные направления реализации игровых приемов на занятиях:

1. дидактическая цель ставится перед детьми в виде игры;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал применяется как средство игры;

4. в учебной деятельности присутствует элемент соревнования;

5. выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При работе по формированию связной монологической речи необходимо соблюдением следующие требования:

I. Требования к организации и проведению занятий:

1. Занятия необходимо проводить два раза в неделю: в первый день проводиться работа по рассказу, во второй по пересказу.

2. Количество детей на занятиях: от 2 до 5.

3. Время проведения занятий: 15 – 20 минут. II. Требования к занятиям:

1. Занятия строятся от простого к сложному;

2. Работа по составлению рассказа начинается составления рассказа-описания, переходя к повествовательному рассказу;

3. Пальчиковый театр выступает, как вспомогательное средство.

III. Требования к речевому материалу:

1. Для постановки используются упрощенные тексты сказок, которые соответствуют возрасту детей, а также требованиям дошкольного образовательного учреждения

2. Тексты сокращаются за счет элиминации диалогов;

3. В постановке использовать только основные эпизоды сказок.

IV. Требования к использованию пальчикового театра:

1. Применять различные типов пальчикового театра в время занятий;

2. Следить за тем, чтобы внешнего облика куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем;

3. Проводить беседу с детьми с целью закрепления правил использования кукол на каждом занятии (беседа проводиться перед обыгрыванием сюжета):

• Кукла надевается полностью на палец;

• На руку ребёнок может надеть одну или несколько кукол;

• Кукла должна смотреть на зрителя, или на другую куклу; ? Кукла должна находиться в вертикальном положение.

5. Закреплять с детьми основные виды действий с куклой:

• Надевание на пальцы;

• Выполнение действий, имитирующих шаг куклы;

• Повороты куклы вправо, влево; ? Покачивания куклы вперёд, назад; ? Поклоны.

6. Перед обыгрыванием сказки проводить пальчиковую гимнастику, соответствующую сюжету сказки (2 – 3 минуты).

Работа должна быть построение в следующей последовательности: I. Формирование у детей навыка составления пересказа.

1. Подготовительный этап.

• Познакомить детей с содержанием текста, сказки;

• Уточнить понимание прочитанного текста;

• Подготовить пальцы рук к взаимодействию с куклой (выполнить пальчиковую гимнастику, повторить правил пользования куклой);

• Составить пересказ совместное с детьми с применением пальчикового театра.

2. Основной этап.

• Дети самостоятельно составляют рассказ-описание о героях сказки с применением пальчикового театра.

• Дети самостоятельно пересказывают текст с применением пальчикового театра

3. Заключительный этап.

? Дети самостоятельно составляют рассказ без пальчикового театра.

II. Формирование у детей навыка составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

• Актуализировать знания: повторение пройденного.

• Подготовить пальцы рук к взаимодействиям с куклой.

• Использовать куклы очередного персонажа.

2. Основной этап.

• Дети самостоятельной составляют рассказа-описания очередного героя сказки с применением пальчикового тетра;

• Дети придумывают новый сюжет;

• Дети самостоятельно составляют рассказа-повествования с применением пальчикового тетра.

3. Заключительный этап.

? Дети самостоятельно составляют рассказ без применения пальчикового театра.

Далее приведем пример занятия, соответствующего данной последовательности. Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

На первом этапе проводиться работа по построению пересказа. I. Формирование у детей навыка составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

• Знакомство со сказкой. (чтение сказки, с соблюдением эмоционалного окраса текста)

«Стоит в поле теремок. Бежит по полю мышка-норушка. Увидела теремок и захотела она жить в теремке. Постучалась, никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Скакала мимо лягушка-квакушка. Спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка-норушка жила. И стали они вместе жить…

…Вдруг идет мимо медведь. Увидел он теремок. Спросил, кто в нём живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. Полез в теремок, а влезть не может. Решил медведь на крыше жить. Только уселся, а теремок затрещал и развалился. Погоревали да начали брёвна носить. Новый теремок отстроили лучше прежнего! И стали дружно жить.»

• Проведение беседы для уточнения понимания сказки. Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Для помощи детям предоставляется пример описательного рассказа и куклы для наглядности. «Давайте с вами вспомним, какие герои были в нашей сказке. Рассмотрим их. Послушайте, как я буду рассказывать про лягушку: это лягушка-квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами и мошками. Она умеет квакать и далеко прыгать. А теперь вы расскажите про любого героя.»

После этого педагог с детьми обсуждает сюжет и задаёт вопросы по содержанию сказки, с целью закрепления знаний о составление рассказа-повествования: «Где жили герои? Кто первый начал жить в теремке? Кто был вторым? … Кто пришел последний и сломал теремок? Куда он забрался? Зачем? Что случилось после?»

• Подготовка пальцев рук (пальчиковая гимнастика «Теремок», повторение правил пользования куклой).

• Составление пересказ совместное с детьми при помощи пальчикового театра.

• Обыгрывание сюжета сказки вместе с детьми.

2. Основной этап.

• Самостоятельное составление рассказа детьми без опоры на образец, но с опорой на куклы: «Придумай рассказ о понравившемся тебе герои. Опиши его, а мы должны догадаться про кого ты говоришь.»

• Самостоятельное составление пересказа детьми по средствам пальчикового театра.

Дети обыгрывают сказку без помощи педагога. Так как на занятии присутствуют несколько детей, пересказ осуществляется по цепочке: «Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку.» Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

• Самостоятельное составление пересказа детьми без помощи пальчикового театра.

Дети пересказываю сказку самостоятельно, без помощи педагога и наглядности материала в виде кукол.

Вторым этапом работы над связной монологической речью является формирование у детей навыка составлять рассказ. Детям следует изменить сюжет в соответствии с поменявшимися условиями.

II. Формирование у детей навыка составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

• Актуализация знаний: повторение изученного на прошлом занятии.

• Подготовка пальцев рук к взаимодействиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой.

• Изменение сюжета осуществляется в связи с введением в сказку нового персонажа.

2. Основной этап.

• Составление детьми рассказа-описания нового героя сказки с применением пальчикового тетра, но без помощи педагога. Дети должны составить рассказ-описание не используя пример рассказа, но опираясь на внешний вид куклы: «Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках мы могли его встретить? Из какой сказки пришел он к нам в гости? Вы догадываетесь, зачем?»

• Сочинение детьми нового сюжета. Детям необходимо подумать, как что может произойти с сюжетом сказки, если в нем появиться новый персонаж. Если есть необходимость, можно задавать наводящие вопросы. Куклы старых персонажей и нового служат опорой для составления сюжета.

• Самостоятельное составление детьми повествовательного рассказа с применением пальчикового тетра. Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

? Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа является составление детьми самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

С целью проверки эффективность коррекции мелкой моторики рук в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в начале эксперимента и после него было проведено обследование уровня развития связной речи использовались задания, предложенные В.П. Глуховым, а для мелкой моторики было использовано 6 заданий из диагностических методик Г.А. Волковой. Данные обследования представлены в таблицах 1 и 2.

пальчиковый театр речь дошкольный

Таблица 1. Уровни сформированности мелкой моторики ЭГ до и после эксперимента

Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Рената Иванова
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) исследовали многие авторы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко и др.).

Развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.

Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, – даже если отсутствуют патологии в речевом и психическом развитии. Если же ребенок имеет общее недоразвитие речи, то этот процесс многократно усложняется.

В дошкольный период развитию связной речи придается особое значение. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.

Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, где формирование и развитие монологической речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической

Читайте также:  Сценарий логопедического досуга (Путешествие в город Красивой речи)

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР III уровня, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Для выявления состояния связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента детям были а предложена серия заданий, направленных на выявление уровня сформированности связной монологической речи. При оценке выполнения заданий учитывались такие показатели как: смысловая целостность высказывания, лексико-грамматическое оформления высказывания, самостоятельность выполнения задания.

По окончании констатирующего эксперимента были выделены уровни развития связной монологической речи.

Ни один из обследованных детей не показал высокий уровень развития связной монологической речи, уровень развития выше среднего показало 2 ребёнка (20%, средний уровень развития показали 5 детей (50%, уровень развития связной монологической речи ниже среднего показали 3 ребёнка (30%) из 10 обследованных.

Обучение дошкольников проводилось в 3 этапа:

1) Подготовительный этап, целью которого было достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.

На этом этапе были использованы такие упражнения как:

– Упражнения на составление предложений по картинкам

(предметным, ситуационным и др.).

– Составление предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с «двойной предикативностью».

– Составление фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум).

– В целях развития навыков ведения диалога были организованы специальные сюжетно-ролевые и дидактические игры: «На приеме у

врача», «Магазин игрушек», «Весёлое путешествие» и др.

– Для развития лексического и грамматического базиса связной речи были использованы упражнения на подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета («Узнай, о чем это», «Подбери слово», упражнения на подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия («Скажи по другому», «Скажи наоборот», «Определи, о ком так можно сказать» и др., упражнения на подбор слов-действий людей и животных («Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», упражнения на закрепление падежных форм

существительных и другие упражнения.

2) Основной этап, целью которого было формирование навыков

связного высказывания.

На данном этапе проводилось обучение детей пересказу, обучение рассказыванию по серии сюжетных картин, обучение рассказу-описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества.

Обучение пересказу на материале каждого произведения проводилось на 2 занятиях: 1-е занятие – организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, направленных на организацию внимания детей, подготовку их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др., чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»); 2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

Занятие по обучению рассказыванию по серии картин проводилось на 2-х занятиях: на первом занятии проводился последовательный разбор каждой картинки серии, в ходе которого дети учились выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещались одним – двумя детьми на наборном полотне. По вопросам определялось общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляли высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии дети поочередно составляли рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом.

При обучении рассказу-описанию предметов были использованы следующие виды работ:

– описание предметов по основным признакам;

– обучение развернутому описанию предмета;

– закрепление полученных навыков составления рассказа-описания;

– усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществлялось в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания. С этой целью были проведены следующие игры: «Магазин», «Кто нашел собачку?» и др.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводились занятия по придумыванию продолжения (окончания) незавершенного рассказа. Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводилось в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал:

3) Заключительный этап, целью которого было закрепление навыков построения связного высказывания.

На этом этапе осуществлялось закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению.

После проведенной работы по развитию связной монологической речи, был организован контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для диагностики были использованы задания, аналогичные тем, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента. Критерии и система оценок оставалась прежней.

В процессе анализа результатов контрольного эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей развития связного монологического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Так, высокий уровень развития связной монологической речи показало 40% детей, уровень развития выше среднего показало 40%, средний уровень развития показало 20% детей, уровень развития связной монологической речи ниже среднего и низкий уровень не показал ни один ребенок.

Проанализировав полученные данные и сравнив результаты

обследования констатирующего и контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень развития связной монологической речи детей. Это свидетельствует о том, что специально организованная коррекционная работа была эффективной.

Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование различного наглядного материала, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, были получены хорошие результаты.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

План самообразования учителя-логопеда на 3 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» Утверждаю: Заведующая МБДОУ д/с.

Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

Автор: Низамутдинова Алия Ильдаровна

Организация: МБДОУ детский сад №4 с. Месягутово

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Месягутово

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников. Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д. ). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности. Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен. Я, как учитель-логопед заинтересовалась уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов» – театром. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: – театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук; – Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр. – театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения; – В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей; – Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, которые учитывают физиологические возможности детей. В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого-либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание.

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

  • Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.
  • Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
  • Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
  • Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.

  • Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра
  • Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

  • Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

  1. Подготовительный этап.
  • Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии
  • Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
  • Введение куклы нового персонажа
  1. Основной этап.
  • Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра
  • Придумывание детьми нового сюжета
  • Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра
  1. Заключительный этап.
  • Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Для инсценировки мы использовали сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ: тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь; На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

Таким образом, пальчиковый театр представляет собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета. В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строится коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

Низамутдинова А. И.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  3. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл. Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Дата публикации: 10.04.2019 2019-04-10

Читайте также:  Игры на развитие фонематического восприятия

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Мамедова С. М. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 276-278. — URL https://moluch.ru/archive/253/57936/ (дата обращения: 28.02.2020).

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной [1].

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи детально выступает тесноватая ассоциация речевого и интеллектуального становления ребят, становления их мышления, восприятия, наблюдательности. Дабы связно поведать о чем-нибудь, надо понятно представлять для себя объект рассказа (предмет, событие), уметь разбирать, отнимать главные (для предоставленной истории общения) качества и свойства, ставить причинно-следственные, кратковременные и иные дела меж предметами и появлениями. Для заслуги связности речи нужно еще искусно применить интонацию, логическое (фразовое) акцент, выбирать благоприятные для выражения предоставленной думы текста, уметь возводить трудные предложения, применить языковые способы для связи услуг [2].

У ребят с нормой речевого становления в старшем дошкольном возрасте связная речь добивается достаточно высочайшего значения. Это довольно принципиально для последующего удачного изучения в школе, для всестороннего становления личности малыша [2].

В научно-методической литературе отмечается стойкая желание к наращиванию количества ребят с нарушениями речевого становления. Между их великовата категория ребят с ОНР — совокупным недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи имеются всевозможные трудные речевые расстройства, когда у ребят нарушено составление всех компонент речевой системы, имеющих отношение к звуковой и смысловой стороне. По предоставленной задаче накоплен важный абстрактный и практический ткань, помогающий логопедам-практикам в будничной коррекционной работе. (Выготский Л. С.; Глухов В. Н.; Жинкин Н. И.; Лалаева Р. И.; Леонтьев А. А.; Филичева Т. Б. и др.)

Одним из весомых характеристик готовности ребят к школьному обучению считается степень сформированности связной речи, и, как её компонента — монологической речи. Становление связной монологической речи считается центральной задачей речевого воспитания ребят. Это обосновано, до этого всего, ее общественной значимостью и значением в формировании личности. Как раз в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высочайшая конфигурация речи мыслительной работы, которая определяет степень речевого и интеллектуального становления малыша (Выготский Л. С.; Жинкин Н. И.; Леонтьев А. А.; Сохин Ф. А. и др.) [3].

В работах В. П. Глухова монологическая речь рассматривается как связная речь 1-го лица, коммуникативная задача которой — известие о каких-то прецедентах, явлениях действительности. Это конфигурация речи, обращенной к 1 или же группе слушателей (собеседников), временами — к самому себе; деятельный картина речевой работы, рассчитанный на восприятие. Отличаясь от диалогической речи, этот картина речи характеризуется развернутостью (что связано со влечением обширно обхватить направленное на определенную тематику оглавление высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием популярных систем, грамматической оформленностью. В различие от диалога, монологическая речь, подразумевает обязанность за выполнение коммуникации лишь только на говорящем при недоступности очевидной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Между симптомов монологической речи отличаются еще непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, отчасти приготовленная и неподготовленная речь) [2].

Изучение связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения велось на основе МБДОУ «Детский сад № 10 МО «Ахтубинский район». Было обследовано 12 ребят старшего возраста, посещающих логопедические занятия и имеющих ОНР III значения (экспериментальная группа), и 12 дошкольников такого же возраста с обычным развитием речи (контрольная группа).

Для исследования состояния связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения применяются надлежащие способы:

– обследование словарного припаса по особой схеме;

– изучение связной речи с поддержкой серии заданий;

– исследования за ребятами в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой работы в критериях детского образовательного учреждения;

– исследование медико-педагогической документации (данные анамнеза, мед и психических изучений, педагогические свойства и решения и т. п.); внедрение данных разговоров с опекунами, педагогами и ребятами.

Для выявления значения становления применялась тестовая способ диагностики устной речи В. П. Глухова, в которой для оценки удачливости выполнение заданий способа была использована балльно-уровневая система. При данном применялся приятный ткань из надлежащих пособий Бессоновой Т. П. и Грибовой О. Е., Каше Г. А., Усановой О. Н. и Соболевой А. В., Филичевой Т. Б. и др [2], [5].

Всеохватывающее изучение включало 2 поочередных опытных поручения, составленных на материалах лексической темы «Животные». В любом из 2-ух заданий суммировались баллы по всем 3 аспектам: смысловая целостность; лексико-грамматическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения поручения. Для получения совместной оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и выставляли себя в процентном выражении [5].

Тест приобретенных итогов зарекомендовал, собственно, что при составлении рассказа по сюжетным иллюстрациям 54 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (8 детей), на недостающем уровне — 33 % (5 детей), на неплохом уровне — 13 % (2 ребенка). При пересказе слова 60 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (9 детей), на недостающем уровне — 40 % (6 детей). С неплохим уровнем удачливости ребят найдено не было. Для ребят контрольной группы свойственен добрый степень (67 %) сформированности связной монологической речи c ОНР III значения речи, а еще неплохой степень (33 %). Ребят с невысоким или же недостающим уровнем в становления связной речи не найдено.

Приобретенные данные дозволили устроить надлежащие выводы:

У ребят дошкольного возраста с ОНР отмечается важное отставание в формировании способностей связной речи по сопоставлению с неплохо развивающимися ребятами. Это показывает на надобность целенаправленной коррекционной работы по развитию предоставленного облика речевой работы. Проведенные изучения с внедрением всевозможных обликов заданий выявили ряд индивидуальностей, характеризующих положение связной речи ребят с ОНР, которые нужно принимать во внимание при проведении коррекционной работы [4].

В формировании связной монологической речи у ребят дошкольного возраста с ОНР III значения отмечаются проблемы программирования содержания развернутых выражений и их языкового дизайна. Для их выражений (пересказ, всевозможные облики рассказов) свойственны: несоблюдение связности и очередности изложения, смысловые пропуски, очевидно воплощенная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, невысокий степень применяемой фразовой речи. В связи с данным составление связной монологической речи дошкольников с ОНР III значения покупает главное смысл в общем ансамбле коррекционных событий. На настоящее овладение ребятами монологической речью обязана быть ориентирована и работа по развитию у их лексических и грамматических языковых способностей [4].

1. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2013,-420 с.

2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)

3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.—Москва: Просвещение, 2015,—214 с.

4. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. —Москва: Просвещение, 2014,—296 с.

5. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. —Москва: Издательство ГНОМ и Д. 2010, —128 с.

Педразвитие

Автор: Оглоблина Екатерина Евгеньевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАОУ “СОШ №110”
Населённый пункт: Город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной монологической речи у детей школьного возраста с ОНР III уровня с применением иллюстративно–графических схем.
Дата публикации: 05.06.2019
Раздел: начальное образование

Формирование связной монологической речи у детей школьного

возраста с ОНР III уровня с применением иллюстративно-графических

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством

грамматических средств и правил общения.

Развитие связной речи являет ся

з н ач и м о с т ь ю

ф о рм и р о в а н и и

л и ч н о с т и .

в связной речи реализуется

и речи. Связная речь, по мнению многих авторов, определяется как высшая

форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого

Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные

действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и

Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные

науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики,

логопедия. По данной проблеме накоплен значительный теоретический и

практический материал, помогающий логопедам-практикам в повседневной

коррекционной работе. Данной темой занимались такие ученые, как Л.С.

Выготский; В.Н. Глухов; Н.И. Жинкин; Р.И. Лалаева ;А.А. Леонтьев; Т.Б.

Филичева; С.Н. Шаховска и др.

В настоящее время растет число детей, имеющих общее недоразвитие

речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют

на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере

образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Профессор Р.Е.Левина выделила три уровня развития ОНР. В III уровне

звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от

ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

недостаточностью средств, способствующих устранению стойкого речевого

нарушения у школьников с речевой патологией.

Одним из таких факторов направляющий процесс становления связной

наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт.

воспринимают через зрительные анализаторы. Графические схемы является

воспринимает лучше зрительно, чем на слух, именно поэтому мы используем

иллюстративно-графические схемы для формирования монологической речи

у детей с общим недоразвитием речи III уровня; подобрать и адаптировать

речевой материал с учетом структуры дефекта и возраста детей.

задачи как, определить показатели форсированности связной монологической

речи, выявить уровня форсированности речи у детей, разработать серию

Проводилось экспериментальное исследование.

Все исследование проводилось в три этапа:

сформированности монологической речи детей ОНР III уровня).

2 этап – формирующий эксперимент (разработка и апробирование серии

формирования монологической речи у школьников с ОНР III уровня).

3 этап – контрольный эксперимент (анализ результатов исследования).

Диагностическое исследование с использованием методики В.П.Глухова.

речи В.П. Глухова включает в себя

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

составление предложений по трем картинкам, связанным тематически;

пересказ рассказа (знакомой сказки или короткого рассказа);

составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

сочинение рассказа на основе личностного опыта;

составление рассказа описания.

При выполнении заданий учитывались следующие критерии:

литературного текста и собственного рассказа);

– логическая последовательность (логический переход от одной части

предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление

– точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым

богатство языковых средств (использование в речи разнообразных

Формирование связной монологической речи строилось в три этапа:

1 этап – подготовительный (формирование представлений о связном

высказывании, знакомство с правилами построения рассказа, формирование

первоначального навыка связного говорения).

Начальная работа с детьми над развитием связной речи заключается в

том, чтобы научится строить четкие, последовательные рассказы. Для этого

мы использовали составление текстов по схемам, в работе с которыми видно

последовательность происходящих действий.

Схема это графическое изображение, последовательно связанное между

Ребенку дается схема, на которой изображен ряд картинок, означающие

расположения событий устанавливается при помощи определенных знаков

расположения событий в данном тексте.

Структура составления рассказа предусматривает, что слово, служащее

Например: рассказ «Щенок на поляне». Представлена схема на первой

картинке Щенок, вторая – лесная поляна, третья – лесная поляна, четвертая –

цветок, пятая – цветок, шестая – бабочка, седьмая – бабочка, восьмая –

щенок, девятая – щенок прыгает, десятая – бабочка летит.

Благодаря таким схемам мы подготавливаем ребенка к более сложной

работе по составлению рассказа.

2 этап – основной (формирование навыков связного говорения с опорой,

на сюжетные картинки, представленные на гранях куба).

каждые компоненты находится на определенной грани. Верхняя грань куба –

составления рассказа); нижняя грань – заключение.

Детям предлагалось работа с кубом. Вначале ребенок отвечает на ряд

вопросов по содержанию, задаваемых педагогом по этому рассказу, ребенок

должен максимально полно ответить на каждый из них. Затем, дети по

на картинках на каждой стороне

кубика по очереди (в той последовательность, в которой указано). И только

после этого собирают и рассказывают текст полностью.

составлять рассказ, но и устанавливать последовательность и правильную

Например: Ответить на вопросы: «Назови, кого ты видишь на картинке.

Придумай имя мальчику и кличку собаке. Где гулял мальчик со своей собакой

Что увидела собака и куда побежала? Кто вылетел из яркого цветка? Что

Читайте также:  Лексическая тема Овощи (рекомендации для родителей)

маленькая пчёлка делала в цветке? Почему пчёлка укусила собаку? Что

случилось с собакой после укуса пчелы? Расскажи, как мальчик помог своей

Составить рассказ по картинкам:

«Неудачная прогулка» (строчки разбиты по количеству и содержанию

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

В парке Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака

носом коснулась цветка и он закачался.

Из цветка вылетела маленькая пчёлка, собирающая сладкий нектар.

Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из

глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост.

Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке

нос. Боль успокоилась.

Собака лизнула Стаса в щёку. Друзья поспешили домой.

3 этап – заключительный (закрепление навыков составления рассказа).

На данном этапе дети учатся самостоятельно логически выстраивать

связную речь, придумать продолжение текста (пропущенную часть текста).

Дети учатся думать, выстраивать логические цепочки между действиями и

устно составлять рассказ без какой либо опоры.

Дети продолжают работу с кубом. Рассказ располагается таким образом,

что каждые компоненты находится на определенной грани. Из основной

части (боковой грани) закрывается одна картинка и ребенку необходимо

самостоятельно придумать пропущенный текст, так чтобы это получилось

грамматически правильно, и не отличалась от задуманной структуры текста.

Для более продуктивной работы, логопед предлагает ребенку поработать с

необходимо простроить сюжетную линию, чтобы понять смысл рассказа. И

только потом ребенок сможет самостоятельно составить рассказ, заполнив

промежуток в тексте, где картинка отсутствовала.

закрывают по одной дополнительной грани куб (сюжетной картинки) до тех

пор, пока в кубе не останется только зачин (начало рассказа) и концовка.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

Зиннурова Яна Евгеньевна.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

Аннотация.В современном мире многими исследователями отмечается проблема увеличения детей, у которых встречаются какие-либо нарушения речи. Широко распространенная проблема – общее недоразвитие речи, чаще всего встречающаяся у детей дошкольного возраста.

В статье представлены данные экспериментального изучения способов формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, связная речь, монологическая речь, дошкольники, описательные рассказы.

Формирование связной речи – это важная задача, решение которой дает возможность приблизить ребенка к нормальному психическому развитию. Процесс развития речи у детей дошкольного возраста способствует реализации нравственного, эстетического, умственного воспитания, происходит познание детьми окружающей среды, предметного мира и формирование личности в целом.

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая имеет характер систематического последовательного развернутого изложения. Овладение ей характеризует полноту познания окружающего мира, формирование сознания, успешное обучение в школе, воспитание личности в целом [4].

Монолог включает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и осуществляется в тесной связи с развитием всех сторон речи – грамматической, фонетической и лексической [1].

По мнению А.Р. Лурии, монологическая речь представляет собой связную речь одного лица, коммуникативной целью которой принято считать сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности. Монолог является наиболее сложной формой речи, которая является средством целенаправленной передачи информации. Монолог характеризуется такими важнейшими свойствами, как односторонним и непрерывным характером высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения, обусловленностью содержания ориентаций на слушателя, ограниченным использованием невербальных средств передачи информации [6].

Онтогенез речи – это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

У детей с нормальным речевым развитием формирование связной речи осуществляется постепенно наряду с развитием мышления, и имеет связь с развитием деятельности и общения. Наблюдается следующая последовательность развития связной монологической речи у детей:

– первый год жизни – формирование основ будущей связной речи;

– второй год жизни – появление первых осмысленных слов, чуть позже они начинают служить обозначениями предметов;

– третий год жизни – быстрое развитие понимания речи, собственной активной речи, резким повышением словарного запаса, усложнением структуры предложения. Дети начинают использовать диалогическую речь;

– у детей среднего дошкольного возраста большую роль в формировании связной речи играет активизация словаря, можно заметить появление первых обобщений, выводов и умозаключений;

– в старшем дошкольном возрасте формирование связной речи достигает достаточно высокого уровня. Основу совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, формулировать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– появление монологической речи начинается к пятилетнему возрасту;

– в шестилетнем возрасте многие дети усваивают основные типы монологической речи: рассказ и пересказ.

На протяжении нескольких десятилетий изучение общего недоразвития речи разнообразного генезиса является важной проблемой, которой посвящена масса исследований многих ученых. Эту проблему исследовали главные в области логопедии ученые-исследователи: Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф.Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и многие другие.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальных слухом и первично сохранным интеллектом – это такая форма речевой аномалии, при которой нарушается развитие всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [25]

Анализ специальных исследований позволил представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Детям данной категории свойственно:

– обиходная речь детей является наиболее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не наблюдается;

– употребление простых распространенных предложений, состоящих из трех-четырех слов;

– отсутствие в речи детей сложных предложений;

– отсутствие правильной грамматической связи, логика событий не прослеживается;

– недочеты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, зачастую шипящих и сонорных;

– наряду с недостаточным развитием звукопроизносительной стороны речи прослеживаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы;

– замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-простанственного гнозиса, фонематического анализа и конструктивного праксиса;

– недостаточность разнообразных видов восприятия и, прежде всего, слухового, зрительного, пространственного.

Опираясь на исследования В.П. Глухова, к особенностям связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести: занятия по пересказу, обучение рассказыванию по картинам, обучение описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества [3].

На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы было спланировано экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью экспериментального исследования стало изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня. Цель была конкретизирована следующими задачами:

– подобрать методики для диагностики состояния связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;

– подобрать критериальную базу для анализа и оценки состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня;

– создать необходимые условия для обследования;

– провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Изучение уровня связной монологической речи было организовано на базе МАДОУ Детский сад № 195 «Маячок» города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение ОНР III уровня. Многие из этих детей имеют крайне бедный жизненный опыт и ограниченные представления об окружающем мире. В результате чего наблюдается ограниченность их общения со сверстниками и взрослыми, что обуславливает недостаточное понимание значения и смысла некоторых слов.

У детей данной категории имеются такие отклонения в личностном развитии, как нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в повышенной чувствительности, возбудимости, двигательной расторможенности, слабой произвольности поведения. В процессе занятия у этих детей наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная познавательная активность.

Изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня включало в себя шесть взаимосвязанных заданий (составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным между собой тематически; пересказ текста знакомой сказки; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания), каждое из которых объединяло речевые пробы повышающейся сложности и проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наблюдаются свои особенности связной речи и их уровень развития соответствует низкому уровню сформированности связной монологической речи. У этих детей наблюдается:

– отсутствие адекватного фразового ответа, замена фразы элементарным перечислением предметов, изображенных на картинках;

– при пересказе наблюдаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, нарушения связного воспроизведения текста;

– нарушения связности высказываний, отдельные смысловые несоответствия;

– крайняя бедность содержания рассказа, грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа;

– описание предметов не отображает многих его существенных признаков;

– отсутствует логически обусловленная последовательность, детали предмета имеют неупорядоченный характер.

Полученные результаты вызвали необходимость разработки и реализации содержания логопедической работы, способствующей развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Методологической и теоретической основой логопедической программы явились следующие положения:

– о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии);

– концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева);

– о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной);

– принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной).

Разработанная нами логопедическая программа была предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих низкий уровень сформированности связной монологической речи. Данная программа включает в себя 24 занятия, два из которых отводилось на диагностику: первичную и повторную.

Логопедические занятия проходили в эмоционально насыщенной обстановке. На каждом занятии мы работали над составлением описательных рассказов. В соответствии с темой занятия мы выбирали темы для рассказов-описаний, например, дети составляли рассказ-описание осеннего леса, описание фрукта, рассказ-описание «кошка» и т.д. Используемые планы-схемы по составлению описательных рассказов помогали детям точнее передать особенности описываемого предмета или события, создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулируя положительные эмоции, что оказывало благоприятное воздействие на формирование связной монологической речи.

Занятия проходили в игровой форме и решали дидактические, коррекционные и развивающие и воспитательные задачи. На занятиях мы использовали групповую форму работы, объединяли детей в группы при выполнении задания, либо в пары. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.

При проведении данных занятий в процессе формирования связной монологической речи, психологическое состояние дошкольников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них. Деятельность логопеда и воспитателя сплачивала детей и развивала уровень сформированности связной монологической речи.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива ДОУ.

Для проверки эффективности реализованной нами логопедической программы по формированию связной монологической речи посредством описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, был проведен повторный эксперимент. Полученные результаты повторного эксперимента показали, что высокий уровень связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III увеличился на 18 %, средний уровень повысился на 25 %, а низкий уровень уменьшился на 43 %..

Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы решены, а полученные результаты полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет успешным, если:

– будут учитываться особенности сформированности связной речи у детей с ОНР III уровня;

– организована логопедическая работа по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа.

1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.

2. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 28-34.

3. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С.13-24

4. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской С. Н. – М.: Наука, 2011. – 415 с.

5. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

6. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2012. – 204 с.

Ссылка на основную публикацию