Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

Формирование экологической культуры в группе для детей с ОВЗ

Татьяна Безуглая
Формирование экологической культуры в группе для детей с ОВЗ

(Аооп ЗПР, аооп уо, аооп рас уо) (4–7 лет)

Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Это полноправные

члены общества и обладают потребностями к приобщению к культуре, разнообразным формам образования и труда. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад

в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам.

Одной из задач экологического образования является формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, а как о

части природы, зависящей от нее. Необходимо искоренять потребительское отношение человека к природе. Необходимо донести до детей, что в природе нет ничего не нужного. Все, что есть в окружающей

среде, служит какой-либо цели.

В настоящее время у большинства ребят сформировано четкое

деление живых организмов на вредных и полезных, злых и добрых.

Этому способствуют и многие произведения и мультипликационные

фильмы. Во многих из них хищники изображены злыми и желающими скушать «хороших» зайчиков, поросяток и т. д. Поэтому многие

дети убеждены, что хищники – это плохо и такие звери вообще не

нужны в природе. Однако, с точки зрения экологии, в природе нет

хороших или плохих животных Каждое растение, каждый живой организм выполняет важную задачу, играет свою роль в природе. Лес

без хищников не был бы уравновешенной экосистемой

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности детей Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими.

Презентация «Формирование экологической культуры дошкольников» В своей профессии я делаю первые, но уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Как сказал В. А. Сухомлинский – «у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого.

Формирование начал экологической культуры у детей раннего и младшего школьного возраста Актуальность работы-Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире.

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний о родной природе является одновременное овладение ими умственными и практическими.

Консультация родителям «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» в подготовительной группе Консультация для родителей Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся.

Формирование начал экологической культуры у детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»Актуальность.

Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Экологическое воспитание детей через музыку.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Термин «экология» был ведён значительно раньше, еще в начале 20 века учёным Э. Геккелем (1834-1919). Дословно: от греческого «oikos», «дом, родина», «loqos» – описание. Терминология дополнилась позже другими словами с общим корнем, такими как «социальная экология», «экоцид». Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Правильное экологическое воспитание воспитанников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Воспитательные учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. В своей работе по экологическому воспитанию воспитанников я опираюсь на существующие государственные документы. В РФ разработана и утверждена национальная Программа экологического образования подрастающего поколения в сотрудничестве Министерств образования и науки, Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства экологии и природных ресурсов. В ней приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО и др., определены собственные периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Существует Закон РФ об охране природы, подразумевающий юридическую ответственность за его нарушение, Экологическая доктрина РФ.

Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.

Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию.

Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.

Связь с жизнью, практикой.

Доступность (учёт возможностей детей)

Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.

Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании личности.

Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.

Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.

Коррекционная направленность экологического воспитания.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:

Отзывчивость на проявления природы (интерес);

Познание мира природы;

Практическое взаимодействие с миром природы.

Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы с детьми:

экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе в парке, на пришкольной территории. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми делаем кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Труд создаёт особенные благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к природе. Практическая деятельность служит для человека одним из основных источников познания и развития. При уходе за комнатными растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить родину каждого растения. Большую роль в формировании познавательного интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты, наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности, внимания. Я стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, направляющие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Наблюдения развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Прогулка организуется таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры. Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года. Желательно составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

Береги ветки деревьев и кустарников.

Охраняй кору деревьев от повреждений.

Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

Береги гнезда птиц от разорения.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы – очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке школы-интерната. Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Поэтому я стараюсь направлять внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они осознавали их таинственную целесообразность. Не забываю напоминать о хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы воспитанники с ограниченными возможностями здоровья почувствовали реальность чужого страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить и помогать. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития. Мои воспитанники владеют основными экологическими знаниями: имеют представления об особенности климата, растительного и животного мира родного края. Участвуют в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц), имеют представление об уходе за растениями (поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ рыхления земли). Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ позволила определить содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты моей работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры моих воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести. Таким образом, мы, педагоги, проводя систематическую работу по формированию у воспитанников экологической культуры, стремимся к тому, чтобы наши воспитанники, стали полноправными рачительными хозяевами на нашей земле и умели противостоять антигуманным действиям по отношению к природе.

Доклад “Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ”

в докладе освещены вопросы формирования экологической культуры школьников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Доклад “Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ”»

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Вопрос: “Каково место человека в природе?” – должен решить для себя каждый. От правильности ответа на поставленный вопрос, в конечном итоге, будет зависеть выживание человечества на планете Земля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.

Наш опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед нами необходимость разработки воспитательной программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию. Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель мы решаем с помощью ряда взаимосвязанных задач:

формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

формировать знания об особенностях минерального, живого и растительного мира Челябинской области, Уйского района;

воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;

Читайте также:  Конспект праздника День Российского флага

учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

формировать простейшие умения природоохранной деятельности.

В своей работе мы используем традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии. Проводим их систематически. Весь материал распределяем по принципу: “От простого к сложному”. Планирование занятий стараемся увязать с программой по биологии, географии, обращаем внимание на межпредметные связи. Часто на внеклассные мероприятия приглашаем “гостей” – педагогов, учителей, администрацию школы, что дополнительно стимулирует учащихся на активную работу. С большим интересом дети узнают новое о знакомых с детства растениях, животных. Например, мы проводим занятия по темам: “Берегите воду”, “Лекарственные растения Челябинской области”, «Редкие животные нашей местности», “Витамины нашего стола” и т.д. Кроме традиционных форм активно используем и нетрадиционные формы работы с детьми: викторина “Знатоки природы”, “Экологическое лото”, экологическое путешествие «Войди в лес другом» и т.д. Эти мероприятия не только красочные, несут в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекают в экологическую деятельность обучающихся.

Особое значение уделяем здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. Проводим занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные», «Практикумы по приготовлению салатов, бутербродов, составлению домашнего меню» и другие.

Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на школьной спортивной площадке.

Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к. многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организации здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное, психическое и физическое здоровье воспитанников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Экологическое воспитание обучающихся не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей привлекаем к участию в районных и областных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаем внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы Урала. При изготовлении поделок из бросового материала обращаем внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Неоднократно наши воспитанники становились призёрами и победителями районных и областных конкурсов «Что ни соринка, то картинка», «Навстречу весне», «Мозаика детства», областного конкурса сочинений «Спасем лес от пожара» и др.

Большое внимание уделяем ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Деятельность воспитателей связана с выполнением режимных моментов. Стараемся каждый режимный момент использовать для воспитания детей. Мы не просто идём в столовую, в кино, на концерт, мы наблюдаем, что изменилось в природе. Когда мы только начинали работать, нас удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуемся, когда они показывают первый лёд на лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже снегири прилетели, что видели две радуги. Так наши воспитанники учатся видеть красоту родной природы и хотят поделиться своими впечатлениями с другими людьми. В школьном фотоархиве хранится много прекрасных моментов, лучшие снимки мы представляли на школьные и районные конкурсы. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека в природе, есть у нас и такие негативные снимки.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, мы задаем детям вопрос: “А что мы с вами можем сделать для природы?” Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаем именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Так уже разработаны и реализованы социальные проекты: «Чистый берег» по расчистке береговой линии водохранилища «Пчелка» (участник областного этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России»), «Комнатные растения», «Оазис» по озеленению и благоустройству пришкольной территории (1 место в областной акции «Летопись добрых дел»), «Зеленый наряд спортивной площадке», «Покормите птиц зимой», «Дайте бумаге новую жизнь» (1 место в областной акции «Летопись добрых дел»), «Моя малая Родина». Весной традиционно организуем “Огород на подоконнике”, ухаживаем за клумбой на пришкольном участке и все вместе выращиваем там декоративные растения Урала.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты нашей работы ещё не так различимы, но мы считаем, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько изменил свою среду существования, что все чаще ставятся вопросы о существовании самого человека. Последние годы, принесшие глубокие изменения социальных и экономических условий в нашей стране, обратили внимание на глубокую взаимосвязь всех происходящих процессов не только в нашей стране, но и на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда». Кем станет сегодняшний ученик школы по отношению к окружающему нас миру завтра: творцом или разрушителем?

Для преодоления экономического кризиса необходимо формирование нового экоцентрического сознания. Работа по экологическому воспитанию проводится в виде мероприятий экологического содержания, имеет эпизодический характер и страдает однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение дневников наблюдений за природой. Ориентированы они главным образом на преподнесение школьникам готовых знаний об окружающей среде. Чувственное природы, ее эмоциональный аспект, от которых зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее у школьников, часто остаются на заднем плане.

Экологические вопросы переведены нашей современной бурной экономической деятельностью в глобальные проблемы человечества, следует поэтому реализовать в процессе образования и воспитания основные идеи глобального образования. Вот некоторые из них.

Идея осознания ответственности выбора. Эта идея должна формироваться уже в сознании младшего школьника. Необходимо учить детей прогнозировать возможные результаты того или иного решения. Если ребенок берет на воспитание щенка, то задача взрослого – показать ему все трудности, которые последуют за этим решением, всю ответственность за живой организм, взятую им на себя.

Идея сопричастности и сопереживания. Она выражается в развитии у учеников, эмпатии, в принятии природы на чувственной основе, которая явилась бы мотивом к конкретному действию. У младших школьников это может выразиться в желании полить цветы, посадить дерево, накормить животное, выпустить бабочку, попавшую за окно, и.д.

Идея осознания неоднородности восприятия мира. Необходимо учить школьников видеть мир глазами разных людей, учитывая, что другому человеку необязательно будет нравиться то, что тебе. Внедрение этой идеи ведет к воспитанию терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам. Это поможет ученикам в общении с другими людьми. Эта идея и объясняет идею «глубокой экологии» норвежского философа Арне Наесс. «Идея «глубокой экологии» не выделяет человека из природного окружения, она мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов». Все живые существа самоценны, а люди – только одни из этих существ.

Одна из черт экологического мышления – это способность воспринимать мир не столько как склад природных ресурсов, сколько как дом. Сегодня 15% территории России по данным ООН – зона экологического бедствия и неблагополучия. Среди причин можно назвать низкий уровень экологической культуры, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности.

Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.

Два года назад воспитанниками школы-интерната начато обустройство, выражаясь более научным словом, реконструкция, пришкольного участка возле столярной мастерской. За 20-летнее бездействие здесь создан своеобразный естественный ландшафт в виде свалки в центре поселка Нартас. Разнообразие кустарников, мусора на фоне высокого «дикого леса» вызывает сожаление и глубокий вздох со стороны многочисленных гостей нашего поселка. Внешне вроде даже красиво, везде деревья, поселок расположен в зоне лесного массива. Но человеку, знающему каждое деревце и тропинку, небезразлична судьба поселка. Известно, что Нартасский техникум объявлен памятником истории. За последние два года на том участке вырублено много т.н. лишних деревьев. В качестве топлива они были использованы на учебной ферме школы-интерната.

В прошедшем учебном году весной силами воспитанников 5 «А» вычищена от мусора часть этого участка. Вывезены две тележки мусора. Эта работа была организована на уровне прямого обращения к завхозу школы: «Если мусор вытащим, вы поставите тележку?». Итак, работа начата. Как заметил Ж.Ж. Руссо: «Почти во всех делах самое трудное – начало».

В этом учебном году воспитанниками 5 «А» класса собран мусор в виде бумаг, разных пакетов и бутылок на этом же участке (мусор накопился за летний период), убран мусор по аллее вдоль учебного опытного участка, по улице Почтовой, за остановкой автобуса, на плантации черноплодной рябины. Работа продолжается, хотя не такими темпами, какими была запланирована первоначально эта работа.

Люди во всем мире ищут выход из создавшейся ситуации: как избежать экологическую катастрофу? Нам простым жителям гражданам нашей страны так просто: сохрани свой дом в порядке и в чистоте.

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 29.05.2018 2018-05-29

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. В. Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования / Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50843/ (дата обращения: 07.01.2021).

Первые годы жизни ребенка полны достижений и одним из них является осознание самого себя, как части семьи, природы. Он начинает осознавать свое место в кругу родных и близких. Раннее детство также является плодотворной почвой для закладки у ребенка основ взаимодействия с окружающим миром: миром вещей, людей, природой. В этот период задачей взрослых является научить ребенка осознавать себя, как часть природы, а природу, как значимую ценность для всех людей, живущих в нашем городе, нашей стране, на нашей планете.

Но и сама природа может выступать средством воспитания. Каменский Я. А. полагал, что, когда ребенок научится взаимодействовать с природой, видеть ее изменения, понимать их сущность и значение, можно будет говорить о природе, как источнике знаний, благодаря которым у ребенка будет гармонично и природосообразно формироваться ум, развиваться чувства, воспитывать волю. [10] Этой же теории придерживался и Ушинский К. Д., он полагал, что все полезное и важное для умственного, физического, психического развития детей имеется в природе. [9] Следует отметить что данный метод воспитания целесообразен как для дошкольников, развивающихся соответственно норме, так и для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Эти идеи продолжили раскрывать в своих научных трудах, посвященных дошкольному воспитанию, такие ученые, как О. Иогансон, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, А. М. Степанова. [3] Педагоги-дошкольники в своей работе по экологическому воспитанию, опираются на методические пособия, разработанные М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко.

Современные дети с рождения находятся под влиянием благ, которые навязывает нам научно-технический прогресс, поэтому «красной строкой» в воспитании дошкольников стоит экологическое образование, как «основа нравственной опоры» [6] для решения многочисленных вопросов, имеющих отношение к практической жизни человека. Идентификация дошкольника, как части природы само по себе говорит о том, что у него уже сформированы основы экологической культуры, компонентами которой являются: экологические знания и умения. Педагогам-дошкольникам стоит уделить особое внимание постоянному повышению экологической грамотности детей и формированию у них гуманной позиции по отношению к природе [6].

Экологическое образование играет центральную роль в воспитании, развитии, и адаптации в социуме детей с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включенные в образовательный процесс детского сада — это особая категория дошкольников, у которых отмечаются разнообразные структуры дефектов, которые могут включать в себя как двигательные, психические, так и речевые нарушения различной степени выраженности. К примеру, дети с детей с ДЦП, в силу ограничения возможности передвижения, речевых и прочих нарушений, не могут овладеть тем объемом знаний и представлений об окружающем мире, который доступен их здоровым сверстникам. А дошкольники с задержкой психического развития — в силу быстрой утомляемости и неустойчивого, рассеянного внимания [7].

Подводя итог всему выше сказанному, можно говорить о том, что при работе по формированию экологических представлений с «особенными» детьми, цели тоже должны изменяться. Целями экологического образования и воспитания детей с ОВЗ будут являться: сформировать у дошкольников нравственно‐ценностное отношение к природе и окружающим людям, что позволит в дальнейшем более гармонично выстроить свои ценностные отношения в жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой.

Процесс экологического образования и воспитания в инклюзивной группе детского сада очень сложный, потому что требует от воспитателя знания особых методов и приемов работы. Педагог-дошкольник должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОВЗ начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы сопереживать, беречь и заботиться о ней. Вызвать интерес к изучению экологии — одно из условий для развития гармоничной, цельной личности. Именно интерес формирует то, как в дальнейшем будет относится уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его помыслы и действия, как он сумеет занять свою нишу в мире людей. Особенное значение для развития дошкольника с ОВЗ имеет формирование у него представлений о симбиозе человека и природы. Ишюлитова М. В. полагает, что только при практическом взаимодействии с природой, у ребенка может наблюдаться полноценное развитие личности [8]. Это поможет ему поверить в свои возможности, что в будущем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья, почувствовать свою значимость и позволит стать полноценным членом общества [1].

Доклад “Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната”

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

«Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Выполнила: Смирнова О.А.

Формирование экологического сознания

Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности

Диагностика детей по экологическому воспитанию

1. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она “наше богатство”, а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Читайте также:  Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Экологическое образование и воспитание учащихся – это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

2017 год в России посвящен экологии и охране природных территорий.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. Именно поэтому я выбрала методическую тему « Экологическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната ».

2. Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

Природа – это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.

В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость внесения в планы на полугодие раздела по экологическому воспитанию.

Данный раздел реализует основную цель: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру. Выполняет такие задачи: сформировать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями обучающихся, воспитанников; научить применять на практике полученные знания; воспитать гражданина знающего и любящего свою Родину; воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка;

3. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В своей работе для воспитания экологической культуры я использую все современные направления развития. В данном случае речь идет о педагогических технологиях, экскурсиях, экологических сказках, практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как: чтение, наблюдение, музыкальная деятельность, трудовая и игровая деятельность, физическая и изобразительная деятельность.

Проблема экологического воспитания способна дать широкие возможности для развития у детей некоторых знаний. Ведь, в принципе, 50% школьников свободно демонстрируют свое отношение к природе. Они считают, что лес предназначен лишь для того, чтобы собирать ягоды и грибы. Ну а деревья нужны только для изготовления мебели.

Практика показывает, что учащиеся и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Тематика бесед по экологическому воспитанию может разнообразной: «Подготовка животных к зимовке», «Любимый уголок отчизны», «Чистая атмосфера – здоровый организм»”, “Земля – наш общий дом”, “Мы учимся у природы” и т.п.

Ребята часто оказываются равнодушными к комнатным растениям, поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Нужно заинтересовать детей, поэтому я провожу один раз в месяц практическое занятие «Уход за комнатными растениями», где мы с ребятами выявляем родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», обучающиеся, воспитанники узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно.

Целый год в 7 классе мы с ребятами изучали живую и неживую природу. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Итогом было открытое мероприятие «Спасем природу». В мероприятии мы использовали народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира. Систематизировали знания детей о природе посредством конкурсных заданий, расширяли кругозор, развивали познавательную активность.

Работа по воспитанию экологического сознания ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы – очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке территорий «Чистодвор», родника «Живи родник живи»; каждый год с детьми наводим порядок в саду нашего земляка героя Советского Союза Суворова С.Р.; встречаемся с интересными людьми; проводим тематические экскурсии: «По лесным тропинкам отчего края», «Осень – дивная пора»; участие в разнообразных конкурсах, викторинах; изготовление кормушек.

Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: «Осенняя пора, очей очарованье», «День птиц», «День Земли»;

Экологическое воспитание воспитанников не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в участие в различных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о животных, изготавливают поделки из природного материала. Всегда обращаю внимание детей, на то, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. С детьми участвовали в конкурсах «Мир заповедной зоны», «В гостях у осени», «Мир вокруг нас», и в дальнейшем планируем участвовать в конкурсах экологического направления.

Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Мы не просто идем на прогулку, в библиотеку, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лед в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже грачи прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И мы постоянно ходим с фотоаппаратом. У нас много прекрасных моментов, лучшие снимки мы используем при составлении презентаций, видеороликов, которых представляем на различных конкурсах.

С детьми совершили заочную экскурсию – «Путешествие по родному краю», провели занятие по теме «Лес полон чудес», составили презентацию «Почему мы с лесом дружим». В ходе занятий с воспитанниками изучили правила поведения на природе, экологические знаки. Дети запомнили названия охраняемых растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, познакомились с некоторыми лекарственными растениями. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека.

В результате проведенных бесед и экскурсий напоминаю воспитанникам, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: “А что мы с вами можем сделать для природы?” Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаю именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным.

4. Формирование экологического поведения и сознания на уроках и во внеурочное время сказывается на развитии личности ребенка. У многих учащихся, особенно в старших классах, формируется убежденность в необходимости охраны природы и их личном участии в этом.

С целью определения экологической культуры и эффективности экологического воспитания воспитанников проведено анкетирование: «Экологическая культура учащихся», «Мое отношение к природе»

В анкетировании приняли участие 12 воспитанников класса.

Анкета «Экологическая культура учащихся»

Отметьте выбранный вариант ответа по 5-балльной шкале, где:

0-1 – обозначают отсутствие выраженности качества (0 – полное отсутствие, 1 – слабая степень выраженности),

2-3 – обозначают среднюю степень выраженности (2 – ниже среднего, 3 – среднее значение),

4-5 – обозначают высокую степень выраженности (4 – высокая, 5 – устойчиво высокая).

Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

Насколько необходимы для Вас экологических знаний?

Считаете ли Вы, что ухудшение окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?

Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?

Вы читаете статьи в периодической печати или художественную литературу, посвященные обсуждению экологических проблем?

Вас чувствуете ответственность за сохранение окружающей природы?

Как часто Вы с друзьями обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?

Лексическая тема Продукты питания.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
leksicheskaya_tema_produkty_pitaniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема Продукты питания.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(Ребром ладони дети стучат по столу.)

Повар леща берет

И опускает в компот.

(Загибают большой палец на левой руке.)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

(Загибают указательный палец.)

Мешает суп кочерыжкой,

(Загибают средний палец.)

Угли бьет поварешкой.

(Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

– закреплять знания о том, из каких продуктов готовят наиболее часто употребляемые детьми блюда;

– продолжать учить называть продукты питания;

– формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм.

Дети встают в круг — это кастрюля. Воспитатель говорит, что дети будут готовить суп или любое другое блюдо (компот, салат, винегрет и т.п.). Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет (мясом, картофелем, капустой, морковью, луком, петрушкой, солью и т.п.). Воспитатель выкрикивает по очереди, какой продукт он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все «компоненты» не окажутся в круге. В результате получается вкусное, красивое «блюдо» — просто объеденье.

Какие бывают продукты

Мясные – мясо, (говядина, баранина, свинина, птица) сало, колбаса, сосиски. Молочные – молоко, сливки, кефир, сливочное масло, сыр, сметана, творог, простокваша, йогурт, ряженка, варенец. Хлебобулочные – хлеб, булки, батон, багет, лепешка, баранки, сухари. Кондитерские изделия – шоколад, конфеты, печенье, торты, пирожные, пастила, зефир, вафли. Бакалейные продукты – макаронные изделия, сахар, мука, подсолнечное масло, крупы, консервированные продукты (все виды)

Игра «Умелый повар» Подбор глаголов к существительным.

Повар блюдо по рецепту . (готовит).

Сыр ножом тонкими ломтиками . (нарезают).

Морковь на терке . (трут).

Мясо из перечницы перцем . (перчат).

Из солонки соль в салат . (насыпают).

Овощи в салате солью . (солят).

Фрукты во фруктовом салате . (смешивают).

Готовое блюдо из мяса соусом . (поливают).

В мясной бульон порезанные овощи . (закладывают, кладут).

Помидоры для салата ножом . (нарезают, режут).

В дуршлаге фрукты под водой . (моют), макароны . (промывают).

В кастрюле щи . (варят).

На сковороде картофель . (жарят).

В духовке пироги. (пекут).

На разделочной доске мясо . (разделывают, разрезают, делят на кусочки).

На плите чайник . (греется, кипит, стоит).

В заварочном чайнике чай . (заваривают).

Готовое блюдо выкладывают на тарелку и . (украшают, подают на стол).

Посуду после приготовления пищи . (моют, чистят, сушат).

Пригоревшие места на сковороде чистящими средствами . (оттирают).

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется. (хлебный).

В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш. (молочный).

У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

В котелке кипела каша

И на всех вокруг пыхтела.

Через край пыталась вылезть,

Словно убежать хотела.

Булькала, просила соли,

Сахара большую ложку.

Масла сливочного вдоволь

Попросила на дорожку.

Что сегодня на обед

Приготовил мой сосед?

Пахнет жареной картошкой;

Запах паровых котлет,

Вкусных щей с капустой свежей,

И компота запах нежный.

А у нас к обеду борщ,

Со сметаной он хорош.

Макароны на второе

И горошек есть зеленый.
А на третье — свежий сок,
Пирога большой кусок.

Мама Даше на обед

Очень удивилась Даша:

— Где же суп, котлеты, каша?!

Где же хлеб и где компот

Или просто бутерброд?!

Мама Даше объяснила:

— Ты вчера весь день просила,

Даже плакала, кричала,

Что тебя мы любим мало,

Вдоволь не даем конфет,

Что не нужен и обед.

Вот кулек тебе на завтрак,

А второй к обеду съешь.

И на ужин все конфеты

— Здорово! — сказала Даша, —

Не нужна мне больше каша

И не нужен мне обед.

Хватит на весь день конфет.

Но под вечер загрустила —

Что-то в животе заныло,

Заболели зубы вдруг,

Помрачнело все вокруг.

Почему же нашей Даше

Захотелось щей и каши?

Н. Носов «Мишкина каша»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми по лексической теме “Продукты питания”. Дети вместе с воспитателем уточняют и обобщают знания о крупяных изделиях их пользе для здоровья, уточня.

Данная презентация может быть использована в нод по формирования целостной картины мира старшей группе.

Программные задачи:1. Вспомнить названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи, и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло.

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров.

Конспект занятия разработан в виде презентации, состоящей из 30 слайдов. Занятие рекомендовано проводить с детьми старшей логопедической группы с заключением ОНР. PS: Разделила презентацию на дв.

Данный материал предназначен для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. На практическом материале лексической темы у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки.

Педлагаю материал, которы может быть использован для проведения динамических пауз при совместной деятельности с детьми по лексическим темам: продукты питания, знакомство с признаками зимы.

Лексическая работа по теме: «Продукты питания»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме: «Продукты питания»

Продолжать знакомить детей с разными продуктами питания.

Закреплять знания о том, где они продаются, для чего нужны, что из них можно приготовить, где хранятся.

Обобщить знания детей об овощах, фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок, стихов

Упражнять в умении классифицировать, обобщать (еда, пища).

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питании

Воспитывать интерес и бережное отношение к продуктам питания, желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа:

Предметы: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, мороженное; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, ветчина, фарш; ряба, птица (курица, индейка и т. д.); яйца; пшеница, рожь, мука, хлеб, булки, баранки, сухари, пироги, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, зефир, торт; продавец, магазин; овощи, фрукты;специи: соль, сахар, перец; крупа, рис, гречка, овес, пшено, манка.

Действия:покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить, варить, жарить, солить, кушать, резать.

Признаки:продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; соленый, сладкий, острый, мягкий, черствый, вкусный, шоколадный, свежий, жаренный, вареный, горячий, холодный, полезный, вредный

Пословицы о хлебе, еде, пище.

Аппетит приходит во время еды.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды..

Блины да оладьи – замотались сватьи.

Будет хлеб – будет и обед.

Гречневая каша – матушка наша,

А хлебец ржаной – отец родной.

Картофель хлебу подспорье.

Кашу маслом не испортишь.

Каша – мать наша, а хлеб – кормилец.

Когда я ем, я глух и нем.

Сам не ам и другим не дам.

Хлеб – всему голова.

Хлеб да крупы на здоровье лупи.

Щи да каша – пища наша.

СТИХИ О ЕДЕ, ПРОДУКТАХ

В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш молочный. В. Нищев

Батон О. Григорьев

С длинным батоном под мышкой

Из булочной шел мальчишка,

Следом с рыжей бородкой

Пес семенил короткий.

Мальчик не оборачивался,

И батон укорачивался.

Раз, два, три, четыре.

На весах четыре гири,

А с другой стороны

На весах лежат блины.

На дощечке возле дома

Я сама их испекла.

Ни один не вышел комом,

Ни один не подожгла!

Блин тебе, блин ему

И другим по одному.

Есть не хочешь – выходи!

Бутерброд Г. Сапгир

Он хлеб с колбасою

Положил себе в рот.

Вот так человек

Варенье О. Григорьев

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Сережи,

Приросла рубашка к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздается жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип.

Да печь затопила.

А сколько их надо –

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Где варилась? В печке.

Чтоб Оленька ела,

На всех разделила…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

З. Александрова

Не люблю я манной кашки,

Мне от каши очень тяжко.

Бесполезно спорить с мамой Варит кашу мне упрямо.

Вот и брату нелегко –

Пьет братишка молоко.

Он орет и днем, и ночью –

Видно, тоже что-то хочет.

Может, этой манной кашей

Поделиться с младшим Пашей?

Ну-ка, съешь хотя бы ложку,

Остальное вылью кошке.

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи – четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

Я решил сварить компот

В мамин день рождения.

Взял изюм, орехи, мед,

Все в кастрюлю поместил,

Размешал, воды налил,

На плиту поставил

И огня прибавил.

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею.

Две морковки, лук, банан,

Огурец, муки стакан,

В мой компот добавил я.

Все кипело, пар клубился…

Наконец, компот сварился!

Маме я отнес кастрюлю:

– С днем рождения, мамуля!

Мама очень удивилась,

Я налил компоту ей –

Пусть попробует скорей!

Мама выпила немножко

И … закашлялась в ладошку,

А потом сказала грустно:

– Чудо – щи! Спасибо!

Мы снесли яички;

АЙ ДА СУП! Токмакова

Глубоко – не мелко.

Корабли в тарелке.

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

КАША Ирина Токмакова

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

ТВОРОГ-ТВОРОЖОК автор: Кирилл Авдеенко

Ням-ням-ням – как вкусно!

Белый, как капуста!

В ротик -ам! – и творожок

Как снежинка тает;

Творог-творог – наш дружок!

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Нюше и Петрушке

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюльке густо!

Раз-два-три, огонь зажжен –

Кочерыжка, выйти вон!

Пальчиковая гимнастика «Точильщики»

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Выучить стихотворение «Чтобы вырасти большим»

Чтобы вырасти большим,

Нужно маму слушать,

За обедом от души

Суп куриный кушать.

На второе съесть котлеты

И пюре в придачу.

Ем я мясо на обед –

Буду сильным, значит

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Если хочешь, в птицу

Белый, сладкий камень

В чашке нашей тает,

Чай, компот сдобряет.

Отдельно – я не так вкусна

Но в пище – каждому нужна.

Жидко, а не вода,

Начинается на «К», –

Пьем продукт из молока.

“Что вкуснее?”автор: Л. И. Смирнова

Во время обеда продукты поспорили, кто из них вкуснее.Котлета сказала:– Я вкуснее, потому что я из мяса.Суп сказал:– Я вкуснее всех, потому что я из курицы.А салат им в ответ:– Я вкуснее всех, потому что я из овощей.Компот возразил:– Я вкуснее всех, потому что я из фруктов. – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог. – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная.Квас закричал:– Я вкуснее всех, потому что я хлебный.Кисель не согласился:– Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины. Таня услыхала спор продуктов и сказала:– Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

«Назови, какие ты знаешь продукты»

– Что делают из молока? Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир

– Что делают из мяса? Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…

– Что делают из муки? Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки…

«Какие бывают продукты Как называются продукты из молока. – Молочные продукты

Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты. Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.

«Что из чего?»Что можно приготовить из молока – молочную кашу, творог, масло,из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …из овощей – салат, суп, овощное рагу…из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …

«Какая бывает каша?»– Скажи, как называется каша. из риса – Из риса – рисовая кашаиз пшена – Из пшена – пшенная кашаиз гречки – Из гречки – гречневая кашаиз овса – Из овса – овсяная каша

из манки – Из манки – манная каша

«Подбери слова-признаки»хлеб (какОЙ) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …мороженное (какОЕ) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное… конфета (какАЯ) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная…

«Назови магазин / отдел магазина»– Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты. – Это продуктовый магазин.

– Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.

– Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.

– Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.

– Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.

«Что делают с продуктами– Скажи, что делают с продуктами.

Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят…

«Что где лежит?» (предлоги (с использованием картинок или показа действий)

– Где стоит молоко?Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)

– Откуда ты взял хлеб?Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).

– Куда ты положил мясо?Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).

– Что ты сделал (а?Я налил (а) молоко из пакета в стакан. И т. п.

«Сравни продукты»Молоко жидкое, а сметана густая. Хлеб мягкий, а сухарь жесткий. Мороженное холодное, а пирог горячий. Конфета сладкая, а лук горький.

«Посчитай от 1 до 10 и обратно»один пакет молока, два …один батон хлеба, два…одна пачка сливочного маслаодна бутылка растительного масла, две…первая конфета, вторая …первое мороженное, …первый сухарь, … И. т. д.

«Что ты видел в магазине?» «Что ты купил?»Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ…

Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …«Чего нет в магазине?»В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ…

«Назови ласково»

«Один – много»– Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….

«Расскажи», «Загадай –КА» Составление рассказов о продуктах питания.План составления рассказа:

– Какой вид продукта?

– Где продают (в каком отделе)

– Нравится ли тебе? (Образец рассказа. «Торт»Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий.Я люблю торт: он красивый и вкусный.)

• закрепить с ребенком названия продуктов питания, для чего они нужны, что из них можно приготовить, где они продаются, где они хранятся и почему;

• закрепить с ребенком названия блюд (борщ, каша, суп, пюре, винегрет и т. д.).

• Нарисовать или вырезать картинки с изображением продуктов питания для книги о полезных и вредных продуктах

• показать ребенку продукты, из которых готовится пища, закрепить названия блюд которые готовят дома, а также способы приготовления пищи.При этом следует спросить: что готовят из мяса? Из картофеля? Из капусты? Из чего готовят винегрет?

• рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь. Объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова». Вместе с ребенком купить хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать из чего пекут хлеб.

• Побеседовать с ребенком о том, что еду, которую покупают в магазине и приготавливают из неё различные блюда, называется продуктами питания. Продукты питаниябывают нескольких видов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные и др.

Жили – были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

Привлечь ребенка к приготовлению блюд: супа, каши, запеканки, компота… и др. Рассказать из каких продуктов готовятся эти блюда; какие из них относятся к первым, вторым, третьим блюдам; какие входят в меню завтрака, обеда, либо ужина. Пусть ребёнок проговаривает действия, которые вы выполняете, называет продукты, которые вам необходимы для приготовления блюд.

Поиграйте в словесные игры: «Назови блюдо?»салат из овощей (какой) – овощной. каша из гречневой крупы (какая) –…. (из рисовой крупы, из манки, из геркулеса, из пшена и т. д.)запеканка из творога (какая) – …. (из мяса, из картофеля, из вермишели и т. д.)котлета из мяса (какая) – ….(из рыбы, из моркови, из курицы и т. д.) суп из вермишели (какой)(из картофеля, из овощей, из риса, из гороха, из рыбы, ….)компот из яблок (какой)– …. (груши, вишни, сливы, ягод и т. д.).

Игра «Вспомни и назови» Молочные продукты: масло, творог, сыр….Мясные продукты: сосиски, колбаса, фарш ….Мучные продукты: хлеб, печенье, сушки, макароны….

Игра «Веселый счет».Одно яблоко, два., три., четыре, пять яблок;(сосиска, конфета, котлета и т. д.)

Игра «Назови сок, варенье, суп, кашу» Какое варенье из (яблок, сливы, абрикоса, персика)Какое пюре из … (картофеля, гороха, яблок)Какой сок из … (моркови, груши, апельсина)Какой суп из (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса)Какая каша из (пшена, манки, гречки, риса, геркулеса)

Игра Назови продукты,которые можно:жарить (рыба, котлеты, варить (сосиски, картофель, макароны,испечь в печке (пироги, хлеб….)

Календарное планирование «Продукты питания» средняя группа Тема: Продукты питания Цель: Познакомить детей с витаминами, рассказать в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья.

Конспект НОД по лексической теме «Продукты питания» (старшая возрастная группа с ЗПР) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: формирование.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Конспект занятия «Продукты питания. Работа повара» Тема: «Продукты питания. Работа повара» Цель: познакомить детей с продуктами питания (молочными, мучными, мясными, рыбными, их значением.

Лексическая работа по теме «Домашние животные и их детеныши весной» Цель: – продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних животных; – учить употреблять в речи правильные формы названий.

Лексическая работа по теме «Одежда, обувь» Цель: -познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; – закрепить знания о назначении одежды; – провести.

Перспективный план «Продукты питания» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Что мы едим?»: Д. И. : «Вредно – полезно» П/и «Лови, бросай, упасть не давай.».

Конспект занятия по теме «Посуда, продукты питания» в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Меланьи» Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Посуда, продукты питания «В гостях у бабушки Миланьи» Багинская Анна Ибрагимовна.

Проект «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность: нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.

Ссылка на основную публикацию