Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ в различных видах деятельности в условиях детского дома

Ольга Вишнивецкая
Формирование экологических знаний у детей с ОВЗ в различных видах деятельности в условиях детского дома

Презентация из опыта работы

1 слайд – В А. Сухомлинский: «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума…».

2 слайд – Цели экологического воспитания: (1, с. 143)

1. Развивать интерес детей к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, явлениям природы, пробуждать у них желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире.

2. Расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни и способах питания животных и растений.

3. Углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь, сезонных и суточных изменениях (лето – зима, весна – осень, день – ночь, утро – вечер). Учить связывать их с изменениями в жизни людей, животных; растений.

4. Продолжать формировать у детей экологические представления (люди, растения и животные: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой – обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе; отношение человека к растениям и животным).

3-4 Слайды – Методы обучения:

I. Наблюдение за объектами. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях, обогащают эстетические представления (конкретные и яркие представления о природе).

1. Наблюдение за явлениями природы. Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, так как каждый день в природе неповторим. Наблюдения могут быть эпизодические, которые продолжаются несколько минут (например, таяние снега при разной температуре, за бабочкой, за пчелой) и длительные, которые могут продолжаться несколько дней или даже недель (например, за сезонными и суточными изменениями в жизни людей, животных, птиц, за ростом растений).

2. Наблюдение за живыми объектами. При ознакомлении детей с животным миром педагог формирует представления детей о животных, развивает эмоционально-положительное отношение к ним и воспитывает у детей нравственное поведение в природе. Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

3. Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Систематически наблюдая за растениями и животными в уголке природы, привлекая детей к труду, педагог формирует у детей сознательное отношение к выращиванию растений и уходу за животными, воспитывает чувство ответственности. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

II. Демонстрация объектов: моделей, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов, слайдов

1. Моделирование в нашей группе:

модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

модель «Дикие животные»;

модель «Домашние животные»;

обобщающая схема «Времена года (месяцы)» (сравнение времен года лето-зима, весна-осень; прослеживание за изменениями, происходящими в окружающем мире по месяцам).

2. Демонстрация слайдов по темам «Осень», «Зима», «Бабочки», «Домашние животные», «Дикие животные».

3. Просмотр мультфильмов. Просмотры мультфильмов, например, «Цыпленок», «Украденное солнце», «Муха-цокотуха»; «Кто сказал «мяу»?», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. закрепляют знания детей по экологическому воспитанию, полученные после чтения детской литературы. Такие мультфильмы как «Приключения Лунтика и его друзей» – расширяют знания детей о жизни насекомых, жителей подводного мира, ненавязчиво обучают детей общению, воспитывают доброту и заботу о ближних.

III. Элементарные опыты с природными материалами: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Печем куличи», «Вода окрашивается в разные цвета», «Замораживание окрашенной воды», «Знакомство со свойствами снега: тает в помещении; в теплую погоду снег липкий; в морозную – сухой, скрипит под ногами и т. д.», «Плавающие листья, цветы, шишки» и т. п.

IV. Упражнения и разнообразные игры:

1. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Части суток», «Домашние и дикие животные», «Кто, где спит?» и др. ;

2. Сюжетно-дидактические игры: «Овощной магазин», «Веселый зоосад» и др. ;

3. На развитие воображаемых движений: «Под дождиком», «Разные ветры», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и др. ;

4. Авторские театрализованные игры: «Прогулка за грибами», «Кто в лесу живет?», «Осенняя сказка», «Зимняя сказка», «В гостях у солнышка» и др.

12 Слайд – Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы:

– Рассказ воспитателя во время наблюдений на прогулках, из личного опыта и т. п. ;

– Беседы на темы «Осень», «Что нам осень принесла», «Зима», «Зима холодная», «У нас в гостях Снегурочка», «Весна пришла» и т. п. ;

– Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстрации природы, животных, прогулок в разное время года и т. п.

13 Слайд – Чтение художественных произведений о природе:

1. Малые фольклорные формы: «Солнышко-ведрышко!», «Травка-муравка», «Лето», «Уж ты, радуга-дуга», «Уж ты, зимушка», «Заинька», «Ласточка», «Совушка», «Петушок», «Барашенька» и др. ;

2. Сказки: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Гуси-лебеди» и др. ;

3. Произведения классической и современной литературы: А. Плещеев «Уж тает снег», «Осень наступила», «Травка зеленеет»; Н. Полякова «Доброе лето»; И Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Саконская «Божья коровка»; Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш», «Волчонок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; И Токмакова «Как на горке снег, снег», «Весна»; К. Ушинский «Спор зверей» и др. ;

14-17 Слайды – Трудовая деятельность во время прогулки – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке (вместе со взрослыми убирают опавшие листья, сгребают снег, подметают мусор, ухаживают за растениями на грядках, клумбах и т. п.).

18 Слайд – Работа с природным материалом – дает педагогу возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Дети с удовольствием творят, создавая поделки из листьев, шишек, веточек, коры, семян растений и т. п. Педагог учит детей различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создавать интересные образы; развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

19-21 Слайды – Изобразительная деятельность в экологическом направлении. Природа всегда служила содержанием детского изобразительного творчества. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Целенаправленные наблюдения объектов природы вызывают у детей положительные, яркие эмоциональные переживания, которые повышают интерес детей к природе и вызывают желание отражать ее явления в своем творчестве.

Эти методы позволяют формировать представления детей о разнообразии окружающего мира, отношение к тому, что их окружает; формировать представления о разнообразии функциональных свойств и назначениях объектов, учить детей анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи между ними; развивать последовательность познавательных установок: «Что это такое? Что с ним можно делать? Зачем он нужен? Почему он такой?».

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2009. – 272 с.

2. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.

3. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада»/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.

Экологическое воспитание детей с речевыми нарушениями. Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)

Олеся Тимошенкова
Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи

«Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи ».

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи . Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

В работе учителя – логопеда используются различные методы :

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео и презентаций, прослушивание записей);

Словесные (беседы, речевые игры, чтение литературы, пересказ) ;

Практические (экологические игры ) .

Основная задача учителя-логопеда ДОУ – всестороннее формирование речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи . У таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) – основы, на которых строится речь. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте . Для повышения эффективности экологического воспитания используются дидактические эколого-речевые игры . Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темой, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики экологического содержания .

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения, использованию нетрадиционных форм работы, решая задачи развития речи , овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражая впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности с помощью цветного песка, риса, крупы, макарон, каштанов, камней, веточек и другого природного материала. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.

Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека – слуховая, зрительная и кинестетическая. И здесь мы используем интерактивную доску для того чтобы :

1. Ясно, эффективно и динамично подать учебный материал (мы делаем коррекционно-образовательный процесс более ярким, выбираем различные стили обучения, работаем с различными приложениями и ресурсами, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности воспитанников )

2. Повысить мотивацию учащихся (с интерактивной доской коррекционно-образовательные процессы интересны и увлекательны)

3. Активизировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки дошкольников .

Интерактивная доска интересна и привлекательна для детей всех возрастных групп. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Такая подача материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

«Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка»

(В. А. Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по теме: Слова-предметы

“Экологическое воспитание дошкольников” «Природа – это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции ”Экологическое образование“ «Дружу с природой» – экологическое воспитание на занятиях по развитию речи Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Павлова И.В. учитель-логопед ГБДОУ детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербург, РФ «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли и рассматривали природу как важный фактор воспитания детей. Красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Она полна контрастов, красочно меняется в различные времена года. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Важно не дать угаснуть детской любознательности, помочь в познании окружающего мира. В этом ребенку должен помочь взрослый. Ведь он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценный опыт отношений к добру и злу, Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Только с помощью взрослого у ребенка можно воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. А это в свою очередь является важнейшей задачей экологического воспитания. На всех коррекционных занятиях у логопеда прослеживается тема экологического воспитания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Для них характерны нарушения пальцевой и артикуляционной моторики, внимания и памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Поэтому необходимо развивать речь детей. Выполнение наших коррекционных задач на занятиях тесно связано с темой природы. Работая над звукопроизношением, используются такие подражательные упражнения как «Дятел», «Водичка» и др. Во время работы над правильным речевым дыханием используются упражнения «Листопад», «Бабочка» и др. Во время прогулки мы наблюдаем за окружающим, задаем наводящие вопросы, побуждая детей слушать и слышать взрослых, отвечать на поставленные вопросы. Дети отмечают все прекрасное, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. А мы помогаем вводить в активный словарь детей новые слова, красивые эпитеты, определения, учим составлять сначала простые, а затем развернутые предложения. Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картине. Диалог по картине способствует закреплению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин. На занятиях используется множество дидактических игр: «Собери грибы», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Улетают, не улетают» и другие. Издательский дом Паганель, 12 марта 2013 Через ознакомление ребёнка с природой происходит развитие речи, осуществляется коррекция сложных речевых расстройств. В связи с этим логопедические занятия позволяют воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Литература 1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003г. 2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2006 г.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?

Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия. Их организация, структура, использование методических приёмов и речевого материала зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушенных психомоторных функций ребёнка.

Одним их основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Использование речевого материала с экологическим содержанием , позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.

Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.

При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.

На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.

  • Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
  • В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
  • Конь бежит – земля дрожит.
  • Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.

Например, стихотворение «Март»:

«Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, –
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)

В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.

С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:

  • Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей;
  • Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей;
  • Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
  • Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
  • Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями;
  • Участие в составлении диагностических карт;

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

Олькова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 19 «Сказка»,
г. Омутнинск Кировской области

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

Статья: “Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ”
статья на тему

Экологическое воспитание детей с ОВЗ должно включать в себя бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_detey.odt13.24 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности местности, в которой они проживают

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество задумалось о том, как жить дальше и будет ли что оставить потомкам.

В это же время становятся очевидными последствия нерационального природопользования – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты.

Так заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало первостепенной задачей. Так что же такое экологическая культура?

С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой рациональное природопользование, осознанное выполнение экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с детства , являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Позиция многих родителей не всегда является правильной, они перекладывают ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

Характеризуя различные виды ощущений и восприятия детей с ОВЗ, необходимо сослаться на положение доктора психологических наук В.И. Лубовского о том, что всем детям с ОВЗ свойственны снижение темпа и качества переработки информации; ограниченность, неполнота формирования образов и понятий. Слабое различение мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Можно отметить также общую пассивность восприятия, проявляющаяся в желании подменить сложную задачу более легкой. Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Особенности восприятия окружающего мира слабослышащими, позднооглохшие , глухими, слабовидящими, слепыми детьми опосредовано ограниченными возможностями ребенка к познанию окружающего мира, бедностью запаса представлений об окружающем мире. Формирование представлений, познание окружающего мира такими детьми возможно только при создании специальных образовательных условий.

Восприятие, лежащее в основе формирования представлений об окружающем мире – необходимый этап познания, который заключается в целостном отражении предметов (явлений), возникающем при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Целостное восприятие является важным условием правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Остановимся более подробно на особенностях развития восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, а именно для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.

Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в узости и недостаточной точности представлений об окружающей действительности, наличии частных и случайно запомнившихся фактов. Большое количество ошибок дети с интеллектуальной недостаточностью допускают при восприятии изображения перевернутых, по-разному расположенных предметов, ошибочно принимая их за иные изображения, за «новый» предмет, расположенный правильно.

Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и отсутствии дифференциации зрительных образов, инертности, непрочности зрительных следов, а также в отсутствии адекватной связи слова с визуализацией предмета. Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования. Искаженность предметно-пространственных представлений проявляется в сглаживании представлений, забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление одних предметов другим. Подчеркнем, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от осознания собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Это сложный полифункциональный процесс, включающий такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер. Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги. Это свидетельствует о нарушении осознания пространственных отношений между предметами, сложность в обобщении и адекватном обозначении этих понятий. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысления пространственной ситуации. Нарушения ориентировки в пространстве оценивается многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов данной патологии развития. Низкий уровень анализирующего наблюдения детей с интеллектуальными отклонениями проявляется в следующем: – ограниченный объем анализа; – преобладание анализа над синтезом; – смешение существенных и несущественных признаков; – преимущественная фиксация внимания на видимых различиях объектов; – редкое использование обобщенных терминов, понятий.

Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта вне зависимости от канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

Наблюдение как вид деятельности особенно интенсивно развивается в процессе обучения. Педагог показывает приемы осмотра (прослушивания, ощупывания) предметов и явлений, порядок выявления их свойств; маршруты движения руки, глаз; средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово) и др., благодаря чему постепенно исчезает неполноценность представлений, возникших в процессе самостоятельного восприятия и исследования объектов и явлений. В дальнейшем ребенок с ОВЗ сможет самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере обобщенности. Восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения, обеспечивающих успешное познание окружающего мира.

Доклад “Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ”

в докладе освещены вопросы формирования экологической культуры школьников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Доклад “Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ”»

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Вопрос: “Каково место человека в природе?” – должен решить для себя каждый. От правильности ответа на поставленный вопрос, в конечном итоге, будет зависеть выживание человечества на планете Земля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.

Наш опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед нами необходимость разработки воспитательной программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию. Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель мы решаем с помощью ряда взаимосвязанных задач:

формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

формировать знания об особенностях минерального, живого и растительного мира Челябинской области, Уйского района;

воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;

учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

формировать простейшие умения природоохранной деятельности.

В своей работе мы используем традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии. Проводим их систематически. Весь материал распределяем по принципу: “От простого к сложному”. Планирование занятий стараемся увязать с программой по биологии, географии, обращаем внимание на межпредметные связи. Часто на внеклассные мероприятия приглашаем “гостей” – педагогов, учителей, администрацию школы, что дополнительно стимулирует учащихся на активную работу. С большим интересом дети узнают новое о знакомых с детства растениях, животных. Например, мы проводим занятия по темам: “Берегите воду”, “Лекарственные растения Челябинской области”, «Редкие животные нашей местности», “Витамины нашего стола” и т.д. Кроме традиционных форм активно используем и нетрадиционные формы работы с детьми: викторина “Знатоки природы”, “Экологическое лото”, экологическое путешествие «Войди в лес другом» и т.д. Эти мероприятия не только красочные, несут в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекают в экологическую деятельность обучающихся.

Особое значение уделяем здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. Проводим занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные», «Практикумы по приготовлению салатов, бутербродов, составлению домашнего меню» и другие.

Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на школьной спортивной площадке.

Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к. многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организации здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное, психическое и физическое здоровье воспитанников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Экологическое воспитание обучающихся не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей привлекаем к участию в районных и областных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаем внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы Урала. При изготовлении поделок из бросового материала обращаем внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Неоднократно наши воспитанники становились призёрами и победителями районных и областных конкурсов «Что ни соринка, то картинка», «Навстречу весне», «Мозаика детства», областного конкурса сочинений «Спасем лес от пожара» и др.

Большое внимание уделяем ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Деятельность воспитателей связана с выполнением режимных моментов. Стараемся каждый режимный момент использовать для воспитания детей. Мы не просто идём в столовую, в кино, на концерт, мы наблюдаем, что изменилось в природе. Когда мы только начинали работать, нас удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуемся, когда они показывают первый лёд на лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже снегири прилетели, что видели две радуги. Так наши воспитанники учатся видеть красоту родной природы и хотят поделиться своими впечатлениями с другими людьми. В школьном фотоархиве хранится много прекрасных моментов, лучшие снимки мы представляли на школьные и районные конкурсы. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека в природе, есть у нас и такие негативные снимки.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, мы задаем детям вопрос: “А что мы с вами можем сделать для природы?” Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаем именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Так уже разработаны и реализованы социальные проекты: «Чистый берег» по расчистке береговой линии водохранилища «Пчелка» (участник областного этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России»), «Комнатные растения», «Оазис» по озеленению и благоустройству пришкольной территории (1 место в областной акции «Летопись добрых дел»), «Зеленый наряд спортивной площадке», «Покормите птиц зимой», «Дайте бумаге новую жизнь» (1 место в областной акции «Летопись добрых дел»), «Моя малая Родина». Весной традиционно организуем “Огород на подоконнике”, ухаживаем за клумбой на пришкольном участке и все вместе выращиваем там декоративные растения Урала.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты нашей работы ещё не так различимы, но мы считаем, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие закону и совести.

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько изменил свою среду существования, что все чаще ставятся вопросы о существовании самого человека. Последние годы, принесшие глубокие изменения социальных и экономических условий в нашей стране, обратили внимание на глубокую взаимосвязь всех происходящих процессов не только в нашей стране, но и на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда». Кем станет сегодняшний ученик школы по отношению к окружающему нас миру завтра: творцом или разрушителем?

Для преодоления экономического кризиса необходимо формирование нового экоцентрического сознания. Работа по экологическому воспитанию проводится в виде мероприятий экологического содержания, имеет эпизодический характер и страдает однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение дневников наблюдений за природой. Ориентированы они главным образом на преподнесение школьникам готовых знаний об окружающей среде. Чувственное природы, ее эмоциональный аспект, от которых зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее у школьников, часто остаются на заднем плане.

Экологические вопросы переведены нашей современной бурной экономической деятельностью в глобальные проблемы человечества, следует поэтому реализовать в процессе образования и воспитания основные идеи глобального образования. Вот некоторые из них.

Идея осознания ответственности выбора. Эта идея должна формироваться уже в сознании младшего школьника. Необходимо учить детей прогнозировать возможные результаты того или иного решения. Если ребенок берет на воспитание щенка, то задача взрослого – показать ему все трудности, которые последуют за этим решением, всю ответственность за живой организм, взятую им на себя.

Идея сопричастности и сопереживания. Она выражается в развитии у учеников, эмпатии, в принятии природы на чувственной основе, которая явилась бы мотивом к конкретному действию. У младших школьников это может выразиться в желании полить цветы, посадить дерево, накормить животное, выпустить бабочку, попавшую за окно, и.д.

Идея осознания неоднородности восприятия мира. Необходимо учить школьников видеть мир глазами разных людей, учитывая, что другому человеку необязательно будет нравиться то, что тебе. Внедрение этой идеи ведет к воспитанию терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам. Это поможет ученикам в общении с другими людьми. Эта идея и объясняет идею «глубокой экологии» норвежского философа Арне Наесс. «Идея «глубокой экологии» не выделяет человека из природного окружения, она мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов». Все живые существа самоценны, а люди – только одни из этих существ.

Одна из черт экологического мышления – это способность воспринимать мир не столько как склад природных ресурсов, сколько как дом. Сегодня 15% территории России по данным ООН – зона экологического бедствия и неблагополучия. Среди причин можно назвать низкий уровень экологической культуры, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности.

Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.

Два года назад воспитанниками школы-интерната начато обустройство, выражаясь более научным словом, реконструкция, пришкольного участка возле столярной мастерской. За 20-летнее бездействие здесь создан своеобразный естественный ландшафт в виде свалки в центре поселка Нартас. Разнообразие кустарников, мусора на фоне высокого «дикого леса» вызывает сожаление и глубокий вздох со стороны многочисленных гостей нашего поселка. Внешне вроде даже красиво, везде деревья, поселок расположен в зоне лесного массива. Но человеку, знающему каждое деревце и тропинку, небезразлична судьба поселка. Известно, что Нартасский техникум объявлен памятником истории. За последние два года на том участке вырублено много т.н. лишних деревьев. В качестве топлива они были использованы на учебной ферме школы-интерната.

В прошедшем учебном году весной силами воспитанников 5 «А» вычищена от мусора часть этого участка. Вывезены две тележки мусора. Эта работа была организована на уровне прямого обращения к завхозу школы: «Если мусор вытащим, вы поставите тележку?». Итак, работа начата. Как заметил Ж.Ж. Руссо: «Почти во всех делах самое трудное – начало».

В этом учебном году воспитанниками 5 «А» класса собран мусор в виде бумаг, разных пакетов и бутылок на этом же участке (мусор накопился за летний период), убран мусор по аллее вдоль учебного опытного участка, по улице Почтовой, за остановкой автобуса, на плантации черноплодной рябины. Работа продолжается, хотя не такими темпами, какими была запланирована первоначально эта работа.

Люди во всем мире ищут выход из создавшейся ситуации: как избежать экологическую катастрофу? Нам простым жителям гражданам нашей страны так просто: сохрани свой дом в порядке и в чистоте.

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Дата публикации: 29.05.2018 2018-05-29

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Иванова Е. В. Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 320-321. — URL https://moluch.ru/archive/208/50843/ (дата обращения: 28.02.2020).

Первые годы жизни ребенка полны достижений и одним из них является осознание самого себя, как части семьи, природы. Он начинает осознавать свое место в кругу родных и близких. Раннее детство также является плодотворной почвой для закладки у ребенка основ взаимодействия с окружающим миром: миром вещей, людей, природой. В этот период задачей взрослых является научить ребенка осознавать себя, как часть природы, а природу, как значимую ценность для всех людей, живущих в нашем городе, нашей стране, на нашей планете.

Но и сама природа может выступать средством воспитания. Каменский Я. А. полагал, что, когда ребенок научится взаимодействовать с природой, видеть ее изменения, понимать их сущность и значение, можно будет говорить о природе, как источнике знаний, благодаря которым у ребенка будет гармонично и природосообразно формироваться ум, развиваться чувства, воспитывать волю. [10] Этой же теории придерживался и Ушинский К. Д., он полагал, что все полезное и важное для умственного, физического, психического развития детей имеется в природе. [9] Следует отметить что данный метод воспитания целесообразен как для дошкольников, развивающихся соответственно норме, так и для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Эти идеи продолжили раскрывать в своих научных трудах, посвященных дошкольному воспитанию, такие ученые, как О. Иогансон, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, А. М. Степанова. [3] Педагоги-дошкольники в своей работе по экологическому воспитанию, опираются на методические пособия, разработанные М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко.

Современные дети с рождения находятся под влиянием благ, которые навязывает нам научно-технический прогресс, поэтому «красной строкой» в воспитании дошкольников стоит экологическое образование, как «основа нравственной опоры» [6] для решения многочисленных вопросов, имеющих отношение к практической жизни человека. Идентификация дошкольника, как части природы само по себе говорит о том, что у него уже сформированы основы экологической культуры, компонентами которой являются: экологические знания и умения. Педагогам-дошкольникам стоит уделить особое внимание постоянному повышению экологической грамотности детей и формированию у них гуманной позиции по отношению к природе [6].

Экологическое образование играет центральную роль в воспитании, развитии, и адаптации в социуме детей с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включенные в образовательный процесс детского сада — это особая категория дошкольников, у которых отмечаются разнообразные структуры дефектов, которые могут включать в себя как двигательные, психические, так и речевые нарушения различной степени выраженности. К примеру, дети с детей с ДЦП, в силу ограничения возможности передвижения, речевых и прочих нарушений, не могут овладеть тем объемом знаний и представлений об окружающем мире, который доступен их здоровым сверстникам. А дошкольники с задержкой психического развития — в силу быстрой утомляемости и неустойчивого, рассеянного внимания [7].

Подводя итог всему выше сказанному, можно говорить о том, что при работе по формированию экологических представлений с «особенными» детьми, цели тоже должны изменяться. Целями экологического образования и воспитания детей с ОВЗ будут являться: сформировать у дошкольников нравственно‐ценностное отношение к природе и окружающим людям, что позволит в дальнейшем более гармонично выстроить свои ценностные отношения в жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой.

Процесс экологического образования и воспитания в инклюзивной группе детского сада очень сложный, потому что требует от воспитателя знания особых методов и приемов работы. Педагог-дошкольник должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОВЗ начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы сопереживать, беречь и заботиться о ней. Вызвать интерес к изучению экологии — одно из условий для развития гармоничной, цельной личности. Именно интерес формирует то, как в дальнейшем будет относится уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его помыслы и действия, как он сумеет занять свою нишу в мире людей. Особенное значение для развития дошкольника с ОВЗ имеет формирование у него представлений о симбиозе человека и природы. Ишюлитова М. В. полагает, что только при практическом взаимодействии с природой, у ребенка может наблюдаться полноценное развитие личности [8]. Это поможет ему поверить в свои возможности, что в будущем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья, почувствовать свою значимость и позволит стать полноценным членом общества [1].

“Экологическое воспитание детей с ОВЗ”

Содержимое разработки

« Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья »

Руководитель Швец Н.А.

Цель кружка: Формирование у детей бережного, ответственного отношения к природе.

Задачи: * Формирование у детей понимания взаимосвязей в природе и места человека в окружающей его природной среде. * Знакомство с жизнью растений и животных. * Овладение навыками поведения в окружающей природной среде.

Формы работы: Коллективно-творческие дела, проектно – исследовательская деятельность, сезонные экскурсии, викторины , чтение и обсуждение экологических сказок, участие в выставках поделок из природного и бросового материала, экологические игры, конкурсы рисунков о природе родного края, экологические десанты

Экологический проект «Письма животным»

Сердюкова Ольга Владимировна

доктора педагогических наук, кандидата биологических наук ,

автора программы «Наш дом – природа»

  • подготовительный : постановка цели и задач, определение методики работы, предварительная работа с детьми , выбор оборудования и материалов.
  • основной (исследовательский): выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  • обобщающий (заключительный): подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов .

Сердюкова Ольга Владимировна

Занятия по данной методике несут большую воспитательную нагрузку . Выполнение заданий способствуют воспитанию у детей бережного отношения к природе ,отношения к животным как к равным.

Проект «Письма животным» помогает развивать фантазию ребенка, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс.

Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

Сердюкова Ольга Владимировна

В основе проекта «Письма животным» лежит игровой прием – написание писем животным.

  • Дети выбирают животное, которое им больше всего нравится (любое или из списка предложенного взрослым), пишут ему письмо по определенной схеме, заполняют анкеты, рисуют портрет животного – адресата, оформляют конверт с адресом. «Ответы животного» составляются воспитателем .

2 варианта организации работы:

Сердюкова Ольга Владимировна

2 варианта организации работы:

Их продолжительность определяется самим педагогом .Проект может длиться как один месяц, так и целый год, а может «переходить» вместе с детьми из класса в класс.

Сердюкова Ольга Владимировна

Содержание проекта: что и как делать.

1. Подготовительный этап.

  • Обсуждение проекта
  • Установка сроков реализации .
  • Определение методики и объема работы с учетом возрастных особенностей детей.
  • Подготовка материалов и оборудования.

Сердюкова Ольга Владимировна

На этом этапе дети составляют письма животным, рисуют, читают о них рассказы, рассматривают их фотографии.

Конверты для писем дети оформляют вместе с педагогом. Обязательно рисуется марка с изображением животного – адресата. Педагог поясняет, что без марки письмо не дойдет до места назначения. Чтобы письмо попало к животному на конверте необходимо написать адрес. У каждого животного своя «страна» (географическая зона) и своя «квартира» (место обитания), «имя» (вид ).

Как составить текст письма.

Письмо должно быть небольшим по объему.

Правила составления письма от ребенка:

  • Ребенок приглашает животное к себе в гости, либо объясняет, что не может этого сделать, указав причины отказа.
  • Прежде чем пригласить любимца домой дети должны подумать и определить, смогут ли они создать у себя дома условия, к которым животное привыкло в природе, если нет, то следует написать вежливый отказ с объяснением. В приглашении обязательно указывать, где животное будет жить, как и чем питаться.

Сердюкова Ольга Владимировна

Ответ от животных.

При составление ответов необходимо придерживаться следующих положений:

  • В письме должна содержаться информация дополняющая детские тексты.
  • Письмо –ответ составляется на основе научных данных и преподносятся от имени животного.
  • Текст должен быть не только познавательным, но и веселым, вызывать у ребят улыбку.
  • Животное «обращает внимание» на ошибки ребенка. Делается это в ненавязчивой форме. Животное может «обидеться» на неточность описания его внешности, посетовать на ошибки в адресе.
  • Письмо должно быть составлено таким образом, чтобы ребенок почувствовал, что не только он писал животному как равному, но и животное ему – как собрату по природе.

Сердюкова Ольга Владимировна

3. Заключительный этап.

  • Чтение и обсуждение писем – ответов.
  • Разнообразные игры
  • Изготовление поделок
  • Наблюдения.
  • Экскурсии.
  • Выставки изобразительного творчества.
  • Праздники, инсценировки
  • Практическую работу с детьми.

Сердюкова Ольга Владимировна

Экологический проект «В гости к деревьям»

Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них никакого внимания. А ведь деревья-живые существа, которые нуждаются в нашей помощи.

Подружиться с каким-либо деревом, узнать как можно больше о его жизни, выяснить, в чем оно нуждается. Доказать, что деревья живые существа.

  • Беседа
  • Экскурсия
  • Объяснение задач проекта детям
  • Выбор объекта исследований
  • Выбор имени дерева
  • Оформление паспорта дерева

2. Исследовательский этап

  • – Знакомство с деревом
  • – Изучение кроны, листьев
  • – Изучение коры, ствола
  • – Изучение цветков (соцветий)
  • – Изучение корней
  • – Изучение животных, связанных с деревом
  • – Изучение почвы
  • – Дополнительные задания
  • – Практическая деятельность

  • Чтение рассказов, сказок, стихотворений.
  • Отгадывание загадок о деревьях.
  • Обсуждение результатов наблюдений.
  • Изобразительное творчество.
  • Викторины, игры.
  • Изготовление поделок.
  • Обобщение полученной в ходе работы по проекту информации в форме альбомов .
  • Организация выставки альбомов «Наше дерево»

Особая роль в экологическом образовании детей принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить школьников с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями в природе.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления. Они нацелены на формирование у детей бережного отношения к природе.

Сказка, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.

Очень часто мы учим любить природу с помощью лозунгов- призывов : «Дети , вы должны беречь природу», «Природа -наше богатство» и т.п. Все эти красивые и правильные слова не вызывают отклика , сопереживания в детской душе. Обучение должно быть увлекательным для детей, а информация , знания усваиваться незаметно для ребёнка в процессе игры.

Читайте также:  Профессия учитель-логопед - эссе
Ссылка на основную публикацию