Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Портал педагога

Автор: Нифанина Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №86 ЦРР
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: “Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 29.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Нифанина Юлия Алексеевна,

воспитатель МАДОУ № 86 «Жемчужинка»,

первая квалификационная категория

Оригами как средство развития речи

у детей старшего дошкольного возраста

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество

развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук.

Как говорил В.А.Сухомлинский:

«Истоки творческих способностей и дарований

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.

У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как

мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают

ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди

многообразия видов ручного творчества особое место занимает конструирование. Этот

вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка. В ней находят своё

общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов

конструирования является конструирование из бумаги «оригами».

мелкой моторики пальцев, развитие речи, интеллектуальное развитие и многое другое.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги

как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у

них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться

на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей,

их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку,

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона,

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у

ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов

складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения

в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

сказочными героями. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе

волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего

развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Искусство «оригами» – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными

превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие

образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети

испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем,

ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая

игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные

игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

При обучении детей технике оригами я использую следующие приёмы:

1. Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы ориентиры.

противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую

приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-

ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей

коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно

совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы

божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а

ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».

научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая

противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать

самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок

может применить его при складывании салфеток для салфетницы.

2. Выполнение действий с детьми с проговариванием.

Педагог показывает, как складывает фигуру, комментирует действия и задаёт

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте

развивает грамматическую сторону речи.

4. Выполнение действий по операционным картам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей

картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами

складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам.

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, кроме того,

схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть,

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники “оригами” можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty_igraya_v_origami_razvivaem_svyaznuyu_rech_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Добрый день уважаемые коллеги!

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. А создать эти яркие образы героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

Использование оригами в образовательном процессе в первую очередь, конечно же, связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. А также обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. А у старших дошкольников тренировка пальцев рук позволяет им подготовить руку к письму.

В настоящее время мы работаем с группой детей 5-6 лет компенсирующей направленности, имеющих такие речевые нарушения, как общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, из них 11 с диагнозом ОВЗ. И нам приходится отбирать такие формы, методы и приемы работы с детьми, которые наилучшим образом помогают формировать у них правильную речь. Образование таких детей предусматривает создание психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС ДО, условий для самореализации через включение в разные виды творческой и проектной деятельности.

Поэтому появление проекта по развитию связной речи детей старшего возраста с речевыми нарушениями «Бумажные превращения» обусловлено желанием развивать у них речевую активность, любознательность в процессе приобщения детей к технике «оригами», а самое главное развивать чистую, связную речь. Участниками проекта являются дети, родители и воспитатели группы. Срок реализации проекта 2 года. Проект реализуется в рамках кружковой деятельности.

Цель проекта: развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения средствами оригами.

– Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

– Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.

– Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.

– Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук .

– Воспитывать культуру речевого общения.

– Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.

На первом этапе реализации проекта изучили научную и методическую литературу по развитию связной речи у детей с ОНР и технике «оригами». В Интернет-ресурсах познакомились с опытом педагогов-новаторов.

Слайд7 Разработали перспективный план работы с детьми. В группе создали насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, оснащенную разнообразными играми, материалами и оборудованием для экспериментальной, конструктивной и речевой деятельности по оригами.

На основном этапе проводили с детьми занятия, беседы, игровую и театрализованную деятельность, чтение, рассказывание, разучивание сказок, стихотворений.

Постарались вызвать интерес детей к исследовательской работе с разной бумагой, конструированию из нее . Слайд 9,10 Обучение складыванию базовых форм проводим индивидуально, подгруппами, фронтально. Слайд 11, 12 Во время обучения используем следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

Слайд 13,14 При обучении детей оперируем терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ. Слайд15 Для запоминания и активизации в речи базовых форм, специальной терминологии используем с детьми следующие игры и упражнения: «Преврати квадрат в другую форму», «Угадай, во что превратился квадрат?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

Вместе с детьми используем фигуры, сложенные из бумаги, в разыгрывании настольного театра «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», в режиссерских играх «Зоопарк», «Животные Африки», при составлении пересказов и рассказов знакомых детям произведений, для собственного сочинительства. Фигурки оригами используем для оформления поздравительных открыток для именинников группы, мам и пап на «День рождения», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля», а также подготовки поздравительной речи, в которой дети передают свои эмоции, пожелания к близким.

Организуя театрализованную деятельность, дети нашей группы научились вести диалог, сочинять истории о своих моделях, составляли рифмы, последовательные рассказы, когда один ребенок сочиняет предложение, а другой продолжает повествование. Такая речевая деятельность помогла нам в игровой форме провести коррекционную работу по развитию психических процессов – воображению, мышлению, саморегуляции.

Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. На родительском собрании познакомили их с проектом, его целью и задачами, с техникой оригами, ее возможностями применения в речевой деятельности. Провели мастер-класс на тему: «Учимся вместе», представили цикл консультаций по темам «Влияние оригами на развитие речи ребенка», «Чем занять ребенка дома. Техника оригами», «Значение оригами для развития мелкой моторики рук ребенка». Родители активно участвовали в обогащении уголка оригами в группе, его пополнении литературой, схемами, играми, стали активными участниками совместных мероприятий «Презентация игрушки», показ настольного театра «Теремок», выставки творческих работ «В осеннем лесу», «Подводный мир», «Бумажное царство» и другие.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика. Было выявлено, что дети освоили простые, средние и сложные базовые формы техники оригами; отработали навыки самостоятельного чтения и выполнения работ по схемам; научились составлять коллективные работы; придумывать описательные и творческие рассказы, придумывать и сочинять истории, давать название своим игрушкам; проводить инсценировки сказок и историй.

Для себя отметили, что ребята стали более открытыми, самостоятельными, инициативными. Уже на ранних этапах развития сформировались творческие способности, их руки стали более гибкими и послушными. Бумажные поделки помогали нам создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, устанавливать добрые отношения друг с другом, создавать атмосферу открытости и доверия. Игрушки получаются забавными и объемными, с ними дети играют.

Проект по развитию связной речи детей старшего возраста с речевыми нарушениями средствами оригами «Бумажные превращения» был представлен на Всероссийский конкурс для педагогических работников «Профессиональная компетентность педагога», ОГБУ ДПО «ТОИПКРО» в декабре 2016 года и занял Диплом 1 степени.

Таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего

развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе, в том числе развитию грамотной, выразительной связной речи старших дошкольников.

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

…источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Постоянное обращение взрослого к ребенку способствует развитию у него слуха и артикуляционного аппарата. А так же не надо забывать о развитии двигательных способностей пальцев малыша. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза боятся, а руки делают». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Так же доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и пальчики.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием мастерят фигурки (причём с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т.п.)

Дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый и воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ним перспективу дальнейшего развития игры. Дети свободно ориентируются в геометрических формах, понимают их отличительные особенности.

Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами этои обучение, и игра.

Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов (В.М. Бехтерев,В.А.Гиляровский, И.Г. Песталлоци) раскрыта роль развития мелкой моторики. Оригами же это искусство, которое развивает также мелкую моторику и еще:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами – коллективное творчество.

Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей 5-6 лет в условиях реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта

Требования и задачи развития у детей дошкольного и начального общего образования конструктивных, творческих способностей, овладения основами пространственного воображения, использования знаково-символических средств представления информации отражены в Федеральных государственных требованиях и Федеральном государственном образовательном стандарте. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблемы у детей может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Я заметила, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус. Учитывая актуальность вышеназванной проблемы, я поставила перед собой цель работы: «Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возрасти средством техники оригами».

На первом этапе нами была изучена методическая литература и обобщён опыт работы по обучению детей дошкольного возраста технике оригами. На основе этого нами было разработано тематическое планирование и система занятий кружка «Совёнок» по развитию конструктивных способностей детей 5-6 лет на основе техники оригами, которое впоследствии дополнялось и совершенствовалось. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю. Курс обучения длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Для достижения поставленной нами цели решались следующие задачи:

1. Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями.

2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

В план программу я включила три раздела:

– работа с бумагой.

Следует отметить, что большое значение в работе с воспитанниками кружка имело использование игровых моментов на занятиях («Сделаем ракету и отправимся в космическое путешествие»; «Оживим аквариум», «Смастерим кормушку для птиц» и др.). Развивающие игры «Дорога к дому», «Сделай фигуру», «Мост через реку», «Твой любимый цветок» и логические задачи позволяли нам на протяжении всего занятия активизировать внимание детей.

Огромную помощь в освоении техники оригами оказали операционные карты, которые мы разработали на основе методических рекомендаций С. Мусиенко и Г. Бутылкиной . В них наглядно давались инструкции изготовления поделок, а дети учились самостоятельно работать по схемам на доске, овладевали основами алгоритмического мышления. Занятия в кружке позволили эффективно решать проблему подготовки руки к письму.

В процессе работы мы убедились, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребенка-дошкольника, приводя его в здоровое равновесие. У наших воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволяло им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно проявляли себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи, постоянно участвовали в ярмарках и выставках «Водные обитатели», «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты!», «Ёлочка-красавица», «На лесной опушке зимой», «На весеннем лугу».

Воспитанниками кружка были поставлены сказки с использованием игрушек-поделок из бумаги: «Лягушонок Леонид» и «Сказка про цыпленка, который не умеет дружить», которые они с успехом показали своим сверстникам и родителям.

В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создавать условия для освоения детьми навыков сбора, обработки, анализа и передачи информации. Поэтому в деятельности кружка «Совёнок» мы применяли информационные компьютерные технологии (Материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы). Нами были подготовлены презентации «История оригами», «Бумажная сказка», «Подарки своими руками». Данная деятельность позволила:

– расширить кругозор детей;

– повысить их мотивацию к занятиям;

– создать положительное эмоциональное состояние в процессе занятий.

Анализ работы кружка «Совёнок» показал, что систематическое, интегрированное использование техники оригами в образовательной деятельности детского сада позволяет расширять кругозор детей 5-6 лет, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, конструктивные, творческие способности и тем самым является эффективным средством познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2010.-128с.-(Внимание: дети!)

2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Обруч, 2010.-96с.: ил.

3. Соколова С. Сказки из бумаги / обложка художника Н. Обедковой.- СПб: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с., ил. (Серия: «Учить и воспитывать, развлекая».)

4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.-154с.-(Учимся играючи).

5. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.

Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Светлана Красильникова
Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В. М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2. В. А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

азвивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное.

Влияние речи педагога на развитие речи детей Влияние речи педагога на развитие речи детей Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога.

Влияние театральной среды на развитие дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного.

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Консультации для родителей (1)
  • Техника эбру мастер класс (1)
  • Памятки для родителей (1)
  • Безопасность (1)
  • Что нельзя давать детям в детский сад (1)
  • Поздравление на “День Матери” (1)
  • Что должен знать ребенок в 2-3 года. (2)
  • Развитие мелкой моторики рук (3)
  • “Что мешает нашим детям расти самостоятельными?” (2)
  • Симптомы кризиса 3 лет (1)
  • Развитие речи ребенка (4)
  • Что и как читать ребенку дома (3)
  • Адаптация к детскому саду (2)
  • Виды технологий математического развития для детей (1)
  • Роль семьи в воспитании ребенка (2)
  • Чему и как мы учим детей (2)
  • Оригами (4)

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда­теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий» 9

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием» 2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики» 3 .

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

  1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
  2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.
  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) - фронтальное занятие в подготовительной группе
Ссылка на основную публикацию