Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

…источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Постоянное обращение взрослого к ребенку способствует развитию у него слуха и артикуляционного аппарата. А так же не надо забывать о развитии двигательных способностей пальцев малыша. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза боятся, а руки делают». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Так же доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и пальчики.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием мастерят фигурки (причём с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т.п.)

Дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый и воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ним перспективу дальнейшего развития игры. Дети свободно ориентируются в геометрических формах, понимают их отличительные особенности.

Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами этои обучение, и игра.

Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов (В.М. Бехтерев,В.А.Гиляровский, И.Г. Песталлоци) раскрыта роль развития мелкой моторики. Оригами же это искусство, которое развивает также мелкую моторику и еще:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами – коллективное творчество.

Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей 5-6 лет в условиях реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта

Требования и задачи развития у детей дошкольного и начального общего образования конструктивных, творческих способностей, овладения основами пространственного воображения, использования знаково-символических средств представления информации отражены в Федеральных государственных требованиях и Федеральном государственном образовательном стандарте. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблемы у детей может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Я заметила, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус. Учитывая актуальность вышеназванной проблемы, я поставила перед собой цель работы: «Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возрасти средством техники оригами».

На первом этапе нами была изучена методическая литература и обобщён опыт работы по обучению детей дошкольного возраста технике оригами. На основе этого нами было разработано тематическое планирование и система занятий кружка «Совёнок» по развитию конструктивных способностей детей 5-6 лет на основе техники оригами, которое впоследствии дополнялось и совершенствовалось. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю. Курс обучения длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Для достижения поставленной нами цели решались следующие задачи:

1. Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями.

2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

В план программу я включила три раздела:

– работа с бумагой.

Следует отметить, что большое значение в работе с воспитанниками кружка имело использование игровых моментов на занятиях («Сделаем ракету и отправимся в космическое путешествие»; «Оживим аквариум», «Смастерим кормушку для птиц» и др.). Развивающие игры «Дорога к дому», «Сделай фигуру», «Мост через реку», «Твой любимый цветок» и логические задачи позволяли нам на протяжении всего занятия активизировать внимание детей.

Огромную помощь в освоении техники оригами оказали операционные карты, которые мы разработали на основе методических рекомендаций С. Мусиенко и Г. Бутылкиной . В них наглядно давались инструкции изготовления поделок, а дети учились самостоятельно работать по схемам на доске, овладевали основами алгоритмического мышления. Занятия в кружке позволили эффективно решать проблему подготовки руки к письму.

В процессе работы мы убедились, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребенка-дошкольника, приводя его в здоровое равновесие. У наших воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволяло им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно проявляли себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи, постоянно участвовали в ярмарках и выставках «Водные обитатели», «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты!», «Ёлочка-красавица», «На лесной опушке зимой», «На весеннем лугу».

Воспитанниками кружка были поставлены сказки с использованием игрушек-поделок из бумаги: «Лягушонок Леонид» и «Сказка про цыпленка, который не умеет дружить», которые они с успехом показали своим сверстникам и родителям.

В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создавать условия для освоения детьми навыков сбора, обработки, анализа и передачи информации. Поэтому в деятельности кружка «Совёнок» мы применяли информационные компьютерные технологии (Материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы). Нами были подготовлены презентации «История оригами», «Бумажная сказка», «Подарки своими руками». Данная деятельность позволила:

– расширить кругозор детей;

– повысить их мотивацию к занятиям;

– создать положительное эмоциональное состояние в процессе занятий.

Анализ работы кружка «Совёнок» показал, что систематическое, интегрированное использование техники оригами в образовательной деятельности детского сада позволяет расширять кругозор детей 5-6 лет, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, конструктивные, творческие способности и тем самым является эффективным средством познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2010.-128с.-(Внимание: дети!)

2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Обруч, 2010.-96с.: ил.

3. Соколова С. Сказки из бумаги / обложка художника Н. Обедковой.- СПб: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с., ил. (Серия: «Учить и воспитывать, развлекая».)

4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.-154с.-(Учимся играючи).

5. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.

Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Светлана Красильникова
Влияние оригами на развитие речи дошкольника

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

В. М.Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2. В. А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

азвивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное.

Влияние речи педагога на развитие речи детей Влияние речи педагога на развитие речи детей Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога.

Влияние театральной среды на развитие дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного.

Влияние оригами на развитие речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Влияние оригами на развитие речи дошкольников43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий» 9

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием» 2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики» 3 .

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость.

Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.

Оригами – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Несколько слов об истории оригами.

Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание и складывание листа.

Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист – это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более рвать.

Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги оставалось засекреченным, и она была очень дорогим и редким материалом.

Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала более доступна широкому кругу людей.

Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или традиционных обрядов.

Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек , мог развернуть его, не испортив. На внутренней стороне такого листа писались секретные сообщения.

К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.

В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.

В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акире Йошизаве. Именно он посвятил себя восстановлению утраченного в ходе войны и изобретению нового в искусстве оригами. Он зафиксировал и отразил в точных чертежах все свои знания и опыт, разработал условные знаки и обозначения оригами, которыми и в настоящее время пользуются оригамисты во всем мире.

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:

– учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

– развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

– формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

– развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.

– развивает восприятие цвета, формы, размера.

– развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.

– развивает аналитико-конструктивное мышление.

– учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.

– развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

– способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

– совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

– способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

– влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

– позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.

Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Общие рекомендации.

Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.

Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» – это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания (См. Приложение ) и базовыми формами (См. Приложение ), которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо (См. «Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик»)

Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом).

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

1. С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005

2. И. Богатова «Оригами», Москва, 2008

3. Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006

4. С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007

5. С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007

6. С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

7. Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007

8. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007

9. О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.

Приложение

Сгиб на себя – складка «долина». Сгиб от себя – складка «гора».

«Карманная» складка. Раскрыть.

Увеличенный рисунок. Перевернуть на другую сторону.

Перевернуть лист. Складка «зигзаг».

Надрез. Сложить гармошкой.

Двойной треугольник Простой треугольник

Двойной квадрат Воздушный змей

Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик».

Цель: заинтересовать детей, пробудить желание к работе с бумагой в стиле оригами.

– учить складывать квадрат по диагонали.

– учить четко следовать инструкциям педагога.

– воспитывать аккуратность в работе;

Материал к занятию: «волшебный» квадратик-образец (Приложение ), различные поделки выполненный в стиле оригами, пооперационная карта (Приложение ), на каждого ребёнка 3 квадрата разной величины зелёного цвета, ножницы, клей ПВА.

Ход занятия:

Педагог показывает «волшебный» квадратик (Приложение ), и говорит от его имени:

– Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным и даже волшебным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолётиком, рыбкой, сумочкой, корабликом, шапочкой, мотыльком (рассказ сопровождается показом фигурок, выполненных в стиле оригами). Всего не перечислить.

И ещё я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.

Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. И так, в добрый путь.

Ребята, вы захотели стать волшебниками вместе с нашим квадратиком? Назовите, пожалуйста, самый весёлый зимний праздник (ответы детей.) Правильно, Новый год. Но какой новогодний праздник без ёлки? Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные ёлочки, как эта (показ готовой поделки.)

Педагог объясняет последовательность изготовления, используя пооперационную карту. Дети повторяют его действия. После того, как детьми сделаны ёлочки, можно предложить украсить их, используя обрезки.

Портал педагога

Автор: Нифанина Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №86 ЦРР
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: “Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 29.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Нифанина Юлия Алексеевна,

воспитатель МАДОУ № 86 «Жемчужинка»,

первая квалификационная категория

Оригами как средство развития речи

у детей старшего дошкольного возраста

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество

развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук.

Как говорил В.А.Сухомлинский:

«Истоки творческих способностей и дарований

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.

У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как

мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают

ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди

многообразия видов ручного творчества особое место занимает конструирование. Этот

вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка. В ней находят своё

общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов

конструирования является конструирование из бумаги «оригами».

мелкой моторики пальцев, развитие речи, интеллектуальное развитие и многое другое.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги

как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у

них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться

на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей,

их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку,

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона,

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у

ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов

складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения

в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

сказочными героями. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе

волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего

развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Искусство «оригами» – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными

превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие

образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети

испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем,

ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая

игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные

игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

При обучении детей технике оригами я использую следующие приёмы:

1. Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы ориентиры.

противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую

приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-

ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей

коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно

совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы

божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а

ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».

научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая

противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать

самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок

может применить его при складывании салфеток для салфетницы.

2. Выполнение действий с детьми с проговариванием.

Педагог показывает, как складывает фигуру, комментирует действия и задаёт

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте

развивает грамматическую сторону речи.

4. Выполнение действий по операционным картам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей

картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами

складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам.

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, кроме того,

схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть,

Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Корякова Анастасия
Речевая карта для логопедического обследования детей 4–7 лет

Речевая карта

Ф. И ребёнка ___

Дата рождения, возраст ___

Домашний адрес, № телефона ___

Откуда поступил ребенок ___

Сведения о семье (Ф. И. О, место работы)

Решением ПМПК от ___ протокол № ___

Принят (а) в логопедическую группу на срок ___

К занятиям с логопедом приступил (а) ___

От беременности___ роды ___

Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания, болезни почек, угрозы, токсикозы, кровотечения) ___

Роды в ___ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) ___

Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ___

Крик (сразу, реанимир.) ___ асфиксия (синяя, белая) ___

Rh (конфликт) ___ вес ___ рост ___

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) ___

Грудное вскармливание с ___ до ___

Голову держит (до 3) ___ ползает(6) ___ сидит сам (7) ___

Пошёл сам (12) ___ появился 1-й зуб ___

Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, скарлатина, гепатит, краснуха и т. д) ___

Травмы головы (ушибы, сотрясения) ___ судороги на t ___

Состоит на диспансерном учёте (специалист, по поводу) ___

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Первые слова к (1) ___ фразы к (2) ___

Прерывалось ли речевое развитие ___

Занимались с логопедом (когда, где) ___

Педагогическое обследование

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Где они работают?

Как называется твоя любимая игрушка?

Общее развитие ребенка

Исследование сенсорного развития

4 года: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный

5 лет: + оранжевый, голубой

6 лет: + фиолетовый, розовый, коричневый, серый

4 года: круг, квадрат, треугольник

5 лет: + овал, прямоугольник

6 лет: + многоугольник

Исследование зрительно-пространственного гнозиса

Ориентировка во времени:

4 года: времена года

5 лет: + дни недели, их последовательность

6 лет: + части суток

Ориентировка в пространстве

4 года: вверху, внизу, впереди, сзади

5 лет: + слева, справа

6 лет: + слева вверху, справа вверху и т. д

Анализ.Ребенок справился с заданиями:

Вывод.Запас общих представлений: Самостоятельно

С помощью педагога

Соответствует возрасту Самостоятельно

С помощью педагога

Логопедическое обследование

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ, ПРОСОДИКИ

Первичное обследование (4-5 лет) Динамика

Степень разборчивости речи:

Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена, речь нечёткая

Разборчивость речи не нарушена

Темп речи: Норм., тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи: Норм., дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)

Дыхание: А) свободное.

Б) затрудненное. В) поверхностное.

Г) неровное. Д) вдох неглубокий, выдох укорочен

Голос: А) сильный, звонкий (N). Б)недостающая сила голоса: тихий, слабый, истощающий). В) назальный оттенок, гнусавый)

Вывод: просодическая сторона речи Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет) Нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет)

Губы: Норма, толстые, тонкие

Зубы: Норма, крупные, мелкие, редкие, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги

Прикус: Правильный, прямой, прогнатия, прогения, передний открытый, боковой открытый, перекрёстный

Твердое небо: N, высокое (готическое, куполообразное, глубокое, узкое, плоское, низкое, наличие расщелины.

Мягкое небо: N, длинное, короткое, наличие расщелины, отклонение

Язык: В пределах нормы, широкий, массивный, толстый, маленький, узкий, раздвоенный, короткий, гипертрофия корня языка

Подъязычная связка: N, укороченная, короткая, наличие спаек N, укороченная, короткая, наличие спаек

Вывод: строение артикуляционного аппарата Нормальное, с отклонениями Нормальное, с отклонениями

Артикуляционные движения языка:

Объем движений: Строго ограничен, полный, неполный Строго ограничен, полный, неполный

Умение держать артикуляционную позу:

Упражнения: А) верхний подъем

Б) боковые отведения влево-вправо

Г) «трубочка», «чашечка»

Д) круговые движения языка

Вывод: А) артикуляционная моторика в пределах нормы

Б) отмечаются нарушения органического характера

(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения,

другие звуки не отмечаются)

Начало года 5 лет

Конец года 6 лет

Начало года 6 лет

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

5-6 лет лестница

6-7 лет троллейбус

6-7 лет парикмахер

4 года Ребята слепили снеговика.

На плите кастрюля и сковорода.

5-6 лет Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6-7 лет Регулировщик стоит на перекрестке.

Мотоциклист ездит на мотоцикле.

Вывод: Слоговая структура слова

негрубые дефекты слоговой структуры,нарушена Нарушена: перестановки звуков, парафазии (замены звуков, сокращение слогов, элизии (пропуски звуков, итерации (повторение звуков, кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого, персеверации (отсроченное повторение)

Повторение слогов с оппозиционными звуками

4 года 5-6 лет 6-7 лет

ба-па ба-па-ба са-ша-са

га-ка да-та-да жа-ша-жа

да-та га-ка-га са-ца-са

ма-ба за-са-за ча-тя ча

ва-ка та-тя-та ла-ля-ла

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

(показать по картинкам)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Зуб-суп Речка-редька Розы-рожи

Мишка-миска Цвет-свет Марка-майка

Кочка-кошка Крыса-крыша Ель-гель

Танки-санки Рожки-ложки Плач-плащ

Анализ и синтез звукового анализа слова

Выделение начального ударного из слов Астра

Выделение конечного согласного из слов Кот

Выделение начального согласного из слов Мост

Определение последовательности звуков в слове Кот

Определение количества звуков в слове Бык

Вывод: Навыки звукового анализа Соответствуют возрасту

Не сформированы Соответствуют возрасту

Преобразование единственного числа во множественное

4 года 5-6 лет 6-7 лет

стол-столы дом-дома лампа

шапка крот олень

кольцо окно пень

жук лист колесо

Согласование с числительными

4 года 5-6 лет 6-7 лет

5 коз 1 муравей

Согласование падежных окончаний

4 года 5-6 лет 6-7 лет

лиса лиса ежик лиса ежик рысь

И. У тебя есть кто?

Р. У них нет кого?

Д. Корм даю кому?

П. Рассказ о ком?

Образование уменьшительно-ласкательных форм

4 года 5-6 лет 6-7 лет

дом ведро кружка

книга одеяло гнездо

кукла машина платье

мяч бант дерево

Образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже

У кого котенок? (у кошки)

Кого много? (кур)

У кого нет мяча? (у мальчика)

Чего много на столе? (ножей)

Чего много в корзине? (капусты)

Чего в доме много? (окон)

Кого много на дереве? (ворон)

Кого много? (утят)

Чего много в лесу? (деревьев)

Чего много? (стульев)

Согласование с предлогами

4 года 5 лет 6 лет

Где сидит попугай? Что делает попугай?

Что делает попугай?

Ходит по клетке Сидит под клеткой

Входит в клетку Сидит над клеткой

Выходит из клетки

Выглядывает из-за клетки

Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

Бочка из дерева (какой)

Чьи кроссовки? (папины)

Банка из стекла (какая)

Чья это шляпа? (мамина)

Конверт из бумаги (какая)

Чьи это очки? (бабушкины)

Сапоги из резины (какие)

Чей это хвост? (лисий)

Варенье из яблок (какое)

Чьи лапы роют нору? (лисьи)

Конфета из шоколада? (шоколадная)

Чья это будет нора? (лисья)

Образование новых глаголов с помощью приставок

Девочка что делает? (прыгает)

Папа что сделал? (пришел)

Кошка что сделала? (подпрыгнула)

Папа сделал? (ушел)

Кошка что сделала? (спрыгнула)

Мальчик что сделал? (обошел)

Мальчик что сделал? (перепрыгнул)

Мальчик что сделал? (вошел)

Назови одним словом

4 года 5-6 лет 6-7 лет

птицы одежда обувь

игрушки фрукты посуда

4 года Назови животных: ___

Назови игрушки: ___

5 лет Назови птиц: ___

Назови посуду: ___

6 лет:Назови овощи: ___

Назови мебель : ___

Номинативный словарь (назови детенышей)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

У кошки У козы У лошади

У утки У волка У коровы

У лисы У собаки У свиньи

Антонимы (скажи наоборот)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Хороший Широкий Веселый

Большой Светлый Чистый

Худой Высоко Добро

Глагольный словарь (кто что делает)

4 года 5-6 лет 6-7 лет

Птица Змея Врач

Рыба Заяц Учитель

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (девочка?

Составление рассказа по картинке.

Расскажи, что делает …. (мама?

У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел на берегу и закинул удочку. Скоро попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.Вывод:Пересказ рассказа:

Полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена. Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по сюжетной картине.

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

Не сформирована. Вывод.Связная речь:

В стадии формирования,

Требует дальнейшего развития

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника – Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Технологическая карта прогулки «Наблюдение за одуванчиками» для воспитанников 4 группы детей с ОВЗ Тема: «Наблюдение за одуванчиками» Цели: формирование знаний о растениях посредством развития познавательной активности во время прогулки;.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Ссылка на основную публикацию