Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Аннотация: Сущность опыта заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное, дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам. Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях — одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Требования к речи обучающихся закономерно возрастают в условиях развивающего обучения. Всем известно, что важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей – это хорошая речь. Если у ребенка правильная речь и богатый словарный запас, ему легко формулировать и высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающего мира очень широки. Нельзя забывать и о том, что хорошая речь влияет на качество и содержание отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

В последние годы планомерно возрастает количество детей, поступивших в школу с нарушениями речи, в том числе и с нарушенным произношением звуков. А ведь младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Вот почему существует прямая зависимость между качеством звукопроизношения ребенка и его орфографической грамотностью.

Кроме того, дети с недостатками речи имеют, как правило, заниженную самооценку. Они стесняются своих речевых недостатков, болезненно реагируют на замечания, замыкаются в себе, вполне возможно возникновение чувства негативизма к обучению в школе.

Вот почему формирование правильного, четкого произношения является одной из важных задач занятий с логопедом.

Четкое звукопроизношение дается многим детям не сразу. Занятия с логопедом – долгий процесс, в ходе которого ребенок учиться многим вещам: контролировать положение своих органов артикуляции, свое произношение, полноценно воспринимать обращенную к нему речь, анализировать и сравнивать свою речь и речь окружающих. К сожалению, дефекты произношения не исчезают сами собой, но в некоторых случаях возможна и самокоррекция речи при благоприятных условиях обучения.

Занятия с использованием скороговорок

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками.

Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.

Этапы работы над скороговорками

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

  1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.
  2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.
  3. Затем сгруппировать слова (Бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.
  4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.
  5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.
  6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.
  7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Система логопедической работы над скороговорками

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым.

Среди этих принципов выделим:

  • Лаконичность,
  • Разнообразие опорных сигналов,
  • Запоминаемость,
  • Вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами.

Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова, на траве двора.

Каждое слово на схеме показано знаком:

  • предлоги, союзы, частицы – V;
  • глаголы — ;
  • существительные — рисунком. (Приложение 1, 2,3).

Схема логопедического занятия

1.​ Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз — выдох).

2.​ Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

3.​ Выясняем смысл скороговорки.

4.​ Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

5.​ Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

6.​ Считаем, сколько слов в каждом предложении.

7.​ Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

8.​ Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

9.​ Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

10.​ Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

11.​ После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

12.​ Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

13.​ Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 4). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть, все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения:

  • Правильное произношение,
  • Развивается фонематическое восприятие,
  • Обогащается словарный запас,
  • Совершенствуется речевое дыхание,
  • Улучшается дикция,
  • Развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса:

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Приложения:

1.​ Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. — 240с.
2.​ Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175..
3.​ Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1
4.​ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
5.​ Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
6.​ Ожегов С.И. Вопросы культуры речи.
7.​ Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.
8.​ Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.
9.​ Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.
10.​ Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.
11.​ Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М.: Педагогика,1980.

Пермякова Инна Владимировна,
учитель-логопед,
МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»,
город Кирово-Чепецк

Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Галина Грибакина
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание».

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями,прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговоркинадо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговоркупроговаривайте с разными интонациями:

«запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку,выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Чистоговорки— народно – поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок: ла-ла-ла – у меня юла, оч-оч-оч – наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой.

Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

логопед проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать как логопед, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

5. Скажи медленно.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку.

Фотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях Учителем-логопедом работаю уже много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование логопедических пособий, выполненных своими руками В практической работе логопеда часто нужны специфические пособия, которые невозможно приобрести в магазинах. Предлагаю вашему вниманию два.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование сухого бассейна на логопедических занятиях Использование сухого бассейна на логопедических занятияхНа логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполненный горохом, в котором.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Развитие речи в процессе ручной деятельности на логопедических занятиях с детьми подготовительной к школе группы Актуальность. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Логопедическое занятие по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет) с элементами театрализации «В волшебной стране скороговорок».

Домрачева Н.В., учитель-логопед МБОУ СОШ № 26 г. Сургута Тюменской области ХМАО.

Тема: “В волшебной стране скороговорок”

Читайте также:  Программа объединения детей по коррекции звукопроизношения 'Говори правильно'

совершенствовать звуко-слоговую структуру слов на материале скороговорок, звуко-слоговой анализ и синтез. Развивать координацию речи и движений, чувство ритма, дикцию.

Обучающие: развивать диалогическую и монологическую речь, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать творческую активность, эмоциональное восприятие и мимику . Поддерживать интерес к скороговоркам.

Оборудование: фонограмма – голоса птиц, шум леса, костюмы Мальвины, Буратино, “волшебный клубок”, грецкие орехи, “волшебная клумба”, пальчиковый бассейн, сувениры-игрушки, коробка со скороговорками.

I. Организационный момент. Развитие диалогической речи.

Лес, школьная доска. Буратино около парты, подгруппа детей вместе с логопедом сидят на стульях сбоку, фонограмма – шум леса, голоса птиц.

Мальвина заходит: Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!

Здрав – ствуй, Бу – ра – ти – но (произносит по слогам, отхлопывает слоги, берётся за юбочку и кивком головы приветствует).

Буратино: Здрав – ствуй, Маль – ви – на (произносит по слогам, отхлопывает слоги, ставит руки на пояс, приветствует и садится за парту).

Мальвина: Итак, займёмся азбукой. К- О-Т. Какое слово я произнесла?

Мальвина: Подели слово “кот” на слоги.

Буратино: Кот (отхлопывает слоги).

Мальвина: Сколько раз ты хлопнул?

Буратино: Я хлопнул один раз, потому что в слове “кот” один слог.

Мальвина: Правильно. Расскажи скороговорку про кота по слогам, говори чётко, хорошо шевели губами.

Буратино: Ле – же – бо – ка ры – жий кот от – ле – жал се – бе жи – вот (закрывает лицо весёлой маской – рожицей).

Мальвина: Буратино, Вы ужасный шалун. Вы должны быть наказаны (опускает голову, расстроилась).

II. Сообщение цели занятия. Мимическая зарядка.

Логопед с детьми: Здесь живут Хмурилки? (лицо – недовольное, брови сведены)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Хмурилки (мимика – недовольная, брови сведены)

Дети: Здесь живут Дразнилки? (Дразнятся)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Дразнилки. (Дразнятся)

Дети: Здесь живут Смешилки? (улыбаются.)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Смешилки? ( улыбаются)

Дети: Здесь живут Страшилки? (показывают страшную рожицу)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Страшилки (показывают страшную рожицу)

Дети: И носики Бибки? (показывают кончик носа)

Буратино с Мальвиной: И носики Бибки (показывают кончик носа)

Дети: Где ваши улыбки? (Улыбаются, пальчики на щеках)

Буратино с Мальвиной: Вот наши улыбки (Улыбаются, пальчики на щеках)

Логопед и ребята: Здрав – ствуй – те, ре – бя – та (произносят по слогам, отхлопывают слоги).

Буратино и Мальвина: Здрав – ствуй – те (произносят по слогам, отхлопывают слоги).

Логопед: Ребята, вы узнали, кто вас приветствует?

Ребята: Буратино и Мальвина.

Логопед: (Слышится скороговорка “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь…”). Ребята, мы с вами в сказочной стране. Здесь живут скороговорки. Сегодня мы с вами встретимся со скороговорками, будем играть со словами и делить их на слоги. Поможет нам в этом волшебный клубочек. А сейчас:

III. Комплексная артикуляционная и пальчиковая разминка под фонограмму.

– дети делают вдох через нос – руки вытягивают ладонями вперёд,

выдох – тянут звук [О], руками рисуют круги;

открывают и закрывают рот – руки вытягивают вперёд с соединенными запястьями и разведёнными кистями;

поднимают и опускают язычок к верхней и нижней десне – кисти рук при этом поднимаются вверх и опускаются вниз;

руки ставят перед собой ладонями вперёд, пальцы прижаты друг к другу. Язык и кисти рук выполняют движения вправо-влево;

дети одновременно с щёлканьем языка поочередно сжимают и разжимают кулачки то правой, то левой руки;

– упражнение “Дятел” ( дД – дД – дД, ддД – ддД – ддД);

– проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно

соединяются с большим пальцем):

ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ

СКАМ – СКОМ – СКУМ – СКЫМ

КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ

ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ

ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ – ВТЫМ

ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ

ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ

– угадывание нормативного слова (по картинкам)

IV. Ритмическая гимнастика “Белка” под музыку. Развитие чувства ритма, голосового диапазона.

Логопед: Какое красивое дерево, а кто в дупле?

Ребята: (дети проговаривают стишок и отстукивают скорлупками грецких орехов его ритм).

Влево, вправо, целый день,

Прыгать белочке не лень,

По деревьям скачет ловко,

Щелкает орешки звонко,

V. Совершенствование звукослоговой структуры слова, координации речи и движений, формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда, закрепление представлений о схеме тела.

Логопед: У меня есть волшебный клубочек. Ой, куда он катится?

Ребята: К клумбе.

Логопед: Клумба волшебная, она запоминает все скороговорки, которые ей рассказывают. Вспомни скороговорку про Фому и Епифана, Семён. Говори чётко, хорошо шевели губами.

Семён: Фоме и Епифану обещали по кафтану,

А о Вавиле и вовсе забыли.

Логопед: Расскажи скороговорку про Греку, Лиза.

Лиза: Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Логопед: Послушаем Алю.

Аля: Цыплята просят проса,

Цыплятам на подносе

Выносит просо Фрося.

Все косы Фроси в просе.

Логопед: Расскажи про Полю, Ульяна.

Ульяна: В поле Поля – Полюшка

Полет поле полюшко.

Логопед: Буратино, Мальвина, а какие вы знаете скороговорки?

Мальвина: На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Буратино: Заяц косой сидит за осокой травой,

Видит косой, как девушка с косой косит траву косой.

Логопед: Гости волшебной страны не только рассказывают скороговорки, они ещё сажают на клумбу скороговорки. Посадим на клумбу скороговорку про Маланью – болтунью. Проговорим ее чётко, хорошо двигаем губами, чтобы клумба услышала все звуки и слоги.

Ребята: Маланья – болтунья молоко болтала, болтала, болтала, выболтала.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

Логопед: Прохлопаем скороговорку по слогам.

Дети: Ма – ла – нья бол – ту – нья мо – ло – ко бол – та – ла, бол – та – ла, бол – та – ла, вы – бол – та – ла.

Логопед: Посадим скороговорку по слогам слева направо левой ручкой, на каждый слог по одному цветку.

Ребёнок: Ма – ла – нья (на каждый слог сажает один цветок левой рукой слева направо, и так с каждым словом по очереди).

Логопед: Ещё раз вспомним, где левая и где правая рука. Выполним упражнение “Две руки”.

У меня есть две руки: правая и левая! (Хлопают в ладоши, показывают то правую, то левую руки)

Они очень сильные: и правая, и левая! (Сжимают и разжимают кулачки, затем показывают то правую, то левую руки)

Они очень дружные: и правая, и левая! (разводят пальчики в стороны и соединяют, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)

Очень, очень нужные: и правая, и левая! (шевелят пальчиками, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)

VI. Развитие диалогической и монологической речи, совершенствование звукослоговой структуры слова.

Мальвина: Ребята, мы хотим подарить вам игру, которую мы с Буратино сделали сами. На этой красивой коробке картинки со скороговорками и кружочками. Ведущий кидает кубик, считаем точки, 5 точек, на коробке ищем 5 кружочков, угадываем скороговорку по картинке и рассказываем. Выигрывает тот, кто знает все скороговорки и все звуки правильно произносит.

Буратино: Хотите поиграть? (Дети играют)

Мальвина: А вы знаете, что самым первым собирателем скороговорок был Владимир Даль. Он собрал скороговорки и записал их в книге “Пословицы русского народа” (показывает иллюстрации).

Логопед: Скороговорки тренируют язычок, чтобы он стал гибким, чтобы все звуки произносил правильно, чтобы в школу вы пошли с чистой речью.

VII. Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.

Логопед: А теперь вставайте друг за другом. Сейчас я загадаю имя одного из вас, задам ритм слова по спине Ульяны, Ульяна отстучит этот ритм по спине Семёна, Семён передаст этот ритм Максиму и т. д. Первый в строю прохлопает этот ритм в ладоши. Затем все прохлопаем ритм и угадаем слово с этим ритмом (Бу-ра-ти-но).

Логопед: Молодцы, ребята, верно угадали.

VIII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, волшебный клубочек просится в пальчиковый бассейн. Опустите руки в бассейн и нащупайте то, что вам очень понравится (дети вытаскивают из бассейна мешочек с подарками).

Логопед: Ребята, здесь подарки, их приготовили вам жители страны скороговорок. Этот сувенир тебе, Семён, ты сегодня был очень внимательный и следил за своей речью. Аля, этот сувенир тебе, чётко произнесла все звуки в скороговорке. Лиза, этот сувенир тебе, ты все слова правильно делила на слоги. Ульяна, этот сувенир тебе, ты громко проговорила скороговорку, ни разу не ошиблась. Вы молодцы.

А эти подарки вам, Буратино, Мальвина. Спасибо вам, что сегодня были с нами, спасибо за чудесную игру, спасибо клубочку за интересное путешествие, мы вас очень любим (получают сувениры, благодарят).

Логопед: Наше путешествие в волшебную страну скороговорок подходит к концу. Попрощаемся с нашими любимыми сказочными героями.

Ребята: До сви – да – ни – я, до ско – рой встре – чи (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).

Буратино и Мальвина: До сви – да – ни – я, е – щё у – ви – дим – ся (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

Читайте также:  Общение воспитателя с детьми

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_-_kopiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

1) Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями;

2) Пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

  1. Значение скороговорок в развитии речи детей.
  2. Скороговорки как вид артикуляционных упражнений.
  3. задачи развития речи детей с речевыми нарушениями, решаемые с помощью скороговорок.
  4. Приложения.
  1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981
  2. Смирнова Л. Н. Логопедия для детей 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.

1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981.

2. Бурлакова М. К. Советы логопеда/ К. М. Бурлакова.—М.: В. Секачёв, 2001.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ними и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки, потешки. скороговорки – он не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык и сознание в доступном для него содержании. разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своем влиянии на ребенка.

В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. С давних пор русская дошкольная педагогика признает его огромное воспитательное и развивающее значение. В работе с детьми надо широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы…) Знакомя ребенка с ними, мы тем самым приобщаем его к обще человеческим нравственным и культурным ценностям.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом). По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же с неповоротливым языком они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».

Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

– формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики.

– совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

– обогащение и актуализация словаря;

– развитие памяти, слухового внимания.

– развитие фонематических процессов;

– профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

– приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :

– оизнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;

– исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:

1. Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2. Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).

Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.

Развитие слухового внимания, памяти.

в процессе работы над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):

– узнавание и сравнение ритмов (Сколько раз ударили в барабан? Сравним ритмы на слух: одинаковые или разные?);

– узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком записанным символами (!! . ; !! !! !!);

– по слуховой инструкции (Хлопни 3 раза),

– по образцу (хлопни так же, как я),

– по символической записи (!! !! !!).

Развитие динамического праксиса рук .

Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу и словесной инструкции, под счет (кулак – ребро; кулак – ребро – ладонь).

Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса:

– выполнение упражнений, направленных на выработку точности движений органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка» и т.д.);

– выполнение серии упражнений, направленных на выработку способности быстро переключать органы артикуляции с одного движения на другое сначала в медленном темпе, а затем в быстром «Улыбка» – «Трубочка» и т.д.

Формирование слоговой структуры слова и совершенствование звуконаполняемости слов.

На уровне слога:

– повторение и чтение рядов слогов, состоящих:

– из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ка);

– из разных согласных и одинаковых гласных гласных (па-та-ка-иа);

– из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);

-из одинаковых гласных и согласных, но отличающихся местом ударения (па-па-па-па-па-па-па);

-проговаривание цепочки слогов со стечением согласных (ста-сто-сту, аст-ост-уст, мгна-мгно-мгну и т.д).

На уровне слова:

– определение количества и последовательности слогов в словах;

– звуко-буквенный анализ слов;

– отстукивание ритмического рисунка слова, запись символами;

– работа над словесным ударением;

– проговаривание слов сложного звуко-слогового состава изолированно и в контексте фразы, выделение голосом трудного слова (логическое ударение).

Игры и упражнения на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза, представлений:

– деление предложений на слова, деление слов на слоги, деление слогов на звуки;

– составление слогов из звуков; составление слов из звуков, слогов; составление

предложений из слов?

– подбор слов с определенным количеством слогов, звуков; подбор слов на

определенный звук; придумывание предложений с определенным количеством

слов; выбор предметных картинок по заданию (количество слогов, определенный звук и т.д.)

(мак – рак, зайка – майка и т.д)

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Баран –буян залез в бурьян.

Поля вышла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Павка на лавке плетет лапти Клавке.

Пошел Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепился за прут.

Упал Игнат – пропали пять лопат.

На дворе трава, на траве дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.

Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Три сороки тараторили, тараторили на горке.

Сидит тетерерв на дереве, а тетерка с тетеревятами.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит

Водовоз вез воду из водопровода.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Карл у Клары украл кораллы. а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека. два дроворуба рубили на дворе дрова.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона вороненка .

Сыворотка из-под простокваши.

съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла. Весь двор перерыла.

Маленькая болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки:

раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!»

У осы не усы, не усищи, а усики.

Идет козел с козой.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла. цапля сдохла.

Течет речка, печет печка.

Везет цапля щучку с чушкой

Тщетно тщится щука ущемить леща.

СКОРОГОВОРКИ СО СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.

Росла за горой, за пригорочком сосенка с под-при-сосеночком

Столы бело-дубовые, гладко-тесо-выструганные.

Вбили кол в частокол, под-при-колошматили.

Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.

Был баран белорыл, всех баранов пере-бело-рылил.

Не смейся надо мной, не пере – смехотствуй, я сам тебя пере-смехотствуй и вф-смехотствую.

У барана рога скручены-перекручены. вверчены – переверче ны и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М.

рРассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи.

Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?Что это? Как это.

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

Групповое логопедическое занятие в 1-м классе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Материал. Презентация “Приключения Колобка”; плакат с буквой Л; звуковые домики; карточки с текстом; тетради; ручки.

Цель: познакомить детей со звуками Л, Л’ и буквой Л. Учить дифференцировать звуки Л и Л’ в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки из слов. Развитие просодии, функции языкового анализа и синтеза, внимания, мышления. Развитие связной речи.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

Изобразить толстощекого Колобка. Надуть щечки. Показать руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох — живот стал как бочок у Колобка, медленный выдох — расслабление. Изобразить грустного, веселого Колобка.

2. Постановка темы и цели занятия детьми.

Выделение звуков л, л’ из песенок Колобка.

Са-са-са, меня не съела лиса. Ля-ля-ля, круглый я как земля. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. В какой песенке звучал твердый звук л? Какой звук вы услышали в словах лиса, земля?

Кто может сказать, с какими звуками мы будем работать? Что будем делать? Сформулируйте тему нашего занятия. Сегодня мы сочиним сказку “Приключения Колобка” и познакомимся со звуками л, л’.

3. Сравнение и характеристика звуков л, л’ по акустическим и артикуляционным признакам

– Давайте расскажем колобку о звуках л, л’.

Колобок приглашает нас на весёлую зарядку для язычка. (Артикуляционная гимнастика)

Физминутка. “Самолёт” – дети двигаются по классу и произносят звук Л.

4. Дифференциация звуков л, л’ в слогах. Развитие просодии.

Грустно Колобку сидеть на окошке. Послушайте его грустную песенку: “Ле-ля-ле-ли”. Споем вместе с ним. Спрыгнул он с окошка и запел веселую песенку: “Ла-лы-ло”. Удивился Колобок, встретив зайку: “Ла-ля, ла-ля, ла-ля”. Испугался медведя: “Лы-ли-лы-лы-ли”.

Дети изображают мимику Колобка.

5. Дифференциация звуков л, л’ в словах. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Катится, катится Колобок, вдруг перед ним частокол. Выставляется картинка, объясняется значение слова частокол.

За частоколом — заколдованный лес. Какой был лес? (Заколдованный.) В каком слове вы произносили звук л’, (обозначьте этот звук кружочком в звуковом домике) а в каких словах — л? Видит Колобок — летит птица, в названии которой первый звук ф, последний — н. Какая это птица? (Филин.) Колобок, Колобок помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц. Кто их заколдовал? (Злой колдун.) Что я должен сделать? Надо:

а) узнать название дерева. Подскажи последний звук. — л’ (тополь);

б) собрать слово из “рассыпанных” звуков л’, к, ё, н (клён);

в) восстановить слова из перепутанных слогов па-ли (липа), ка-ёл (ёлка). Дети вместе с Колобком выполняют задания и одновременно определяют место звука в словах раскладывая кружочки в звуковом домике.

Расступились деревья, а за ними — заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания. Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

– Какой взяли кружочек, почему?

Игра на внимание. Найди заколдованных зверей на картинке.

Кого нашли и расколдовали? (Белку, волка, ласточку, бабочку, зайца, лису.)

Кто лишний, почему?

6. Звуко-слоговой анализ

Загадки: В жаркой Африке живёт
Жарко там, а он оброс.
Его всего обрили
А голову забыли. (Лев)

Самый крупный на планете
Этот зверь, поверьте, дети
Но боится он мышей.
Самых маленьких зверей.
Кто появился? (Слон)

Сколько слогов в слове лев, слон?

Назовите ударный слог в словах лебедь и ласточка. Разделите слова на слоги.

– Что это за птица? (Голубь) Чтобы расколдовать его, нужно построить схему слова из кружочков.

7. Усвоение родительного падежа существительных. Кого мы освободили? (Лося, волка, слона, лебедя, льва, голубя, ласточку.)

Педагог ритмично произносит слова. Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, — плясать.
Нам не надо унывать.

9. Дифференциация звуков л, л’ в предложениях.

Обрадовались звери, что мы с Колобком освободили их. Что они стали делать? Что делали? Что сделали?

Они построили себе дома. Игры: “Чей дом?” “Кто где живёт?” Составьте предложения со словами нора, дупло, гнездо, логово, лес. Анализ предложений.

10. Словотворчество детей

Филин мне шепнул на ушко, что Колобок любит стихи сочинять, но у него плохо получается. Попробуем ему помочь сочинять стихи.

В лесу бродили . (волки).
Там елки были . (колки).
В лесу живет . (олень).
В море плавает . (тюлень).
У лося есть рога,
У лосенка — рожки.
Лось не хочет . (пирога)
И не ест . (картошки).

11. Развитие связной речи

Как нам выбраться из заколдованного леса? Как вернуться домой?

Физминутка. Полет на вертолете.

12. Знакомство с буквой и написание её в тетради. Работа с текстом.

Колобок просит научить его писать букву эль.

Найдите букву Л в разрезной азбуке.

Вот стоит среди дороги
Буква Л расставив ноги (Сложите букву из пальчиков)
Надоело ей стоять.
Хочет буква побежать (Бегут пальчики по столу)
Взобралась на стул, на стол. (Сложить из пальцев стол, стул)
А за тем и прыг в тетрадь (Развернуть ладошки)

Чтение стихотворения и выполнение задания.

– Найди в тексте все буквы Л и обведи мягкий звук – зелёным кружком, а твердый – синим.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

13. Итог занятия.

– С какими звуками работали? Что понравилось?

Оцените себя: Зеленый – справились со всеми заданиями. Жёлтый – что-то не получилось. Красный – с заданиями справиться не смог.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

уточнить понятие звуков речи и букв;

учить различать гласные и согласные звуки.

развивать фонематический слух;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

развивать умение отвечать полным предложением;

развивать зрительный гнозис, внимание;

развивать мелкую моторику.

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.

Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

– А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

– Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

– Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

– Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

– Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

– А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

– Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

– Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

– Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

– А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

– Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

– Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

– А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

– Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

– Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

– С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

– Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

– Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

– А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

– Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

– Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

– Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

– Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

– Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

– А искали что? /Искали буквы/.

– Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

Физминутка (2 мин).

– А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

– Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

– А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

– А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

– А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

– Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

– А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

– Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

– Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

– А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

Далее – коллективная проверка.

– Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

– Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

– А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

– Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

– Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

– Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

– А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия (2 мин).

– О чем мы сегодня говорили?

– Что мы делали на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Ссылка на основную публикацию