Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата на логопедических занятиях

Галкина С.С. ОКУ Новопоселеновская с(к) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Ежедневная работа учителя-логопеда над развитием речевого аппарата ребенка включает обязательные моменты:

подготовка речевого аппарата;

развитие фонематического слуха;

уточнение и постепенное коррегирование артикуляции звуков;

снятие страха перед произнесением трудных и громоздких слов;

включение в работу всех отделов речевого аппарата;

проведение специальной дыхательной гимнастики;

развитие речедвигательных мышц для произнесения трудных звуковых структур (дзур, сшиб, др, дв и др.);

обеспечение благоприятного эмоционального настроя.

Работая с группой, особенностью в подготовке речевого аппарата является одновременное включение в процесс говорения всех участников группы в течение двух-трех минут от начала на каждом занятие.

Логопед должен показать образец говорения, вычленить нужный звук в скороговорке, выделить его интонационно, заинтересовать красотой и скоростью говорения. Точные и выразительные жесты должны помочь почувствовать ритм и темп говорения (например, длительно произносимому звуку соответствует длительное движение руки).

Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости говорения детей. Ребенок, приготовивший к работе речевой аппарат, говорит уверенно, не боится сложных для произношения звукосочетаний, слов, предложений.

Все занятия проводятся в игровой форме. На начальном этапе работы логопеда незаменимым материалом являютсяскороговорки,считалки, чистоговорки. Скороговорка – это и интеллектуальная и артикуляционная игра, правила которой требуют точного воспроизведения слов. Ребенок скороговорку повторяет со слуха, поэтому ее сначала заучивают (произнеси несколько раз вслух, затем про себя), а только потом быстро произносят вслух. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов, причем она не повторяется, в этом секрет звучания множества скороговорок. Каждая из скороговорок решает задачи – языковую, артикуляционную, смысловую, – предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, ритм, свою мелодию.

Скороговорка – это любимая игра детьми в словотворчество. Чтобы запомнить место слова в скороговорке и его правильное произношение, следует помнить об удивительном свойстве русского языка: одними и теми же звуками передавать разный смысл. Даже совсем простенькая скороговорка « Пошла Поля полоть поле» задает ребенку сложную умственную задачу.

Скороговорки строго соответствуют законам языка. Ритм скороговорки создается благодаря четкому чередованию ударных и безударных слогов. Подбор слов – односложных, двухсложных, многосложных – то убыстряет, то замедляет движение ритма.

На своих занятиях я использую определенные этапы работы со скороговорками.

Для начала следует проговорить текст скороговорки медленно по слогам несколько раз. Это позволит выучить текст и произносить его правильно, выговаривая все звуки.

Затемпрорабатываем артикуляцию беззвучно, но при этом необходимо четко артикулировать каждый слог.

Отработав движения губ, произносим текст шепотом. Не шипя, а шепотом! Звуки, которые мы произносим должны быть тихими, но четкими.

На следующем этапе проговариваем ее вслух, но не очень быстро.

После того, когда текст выучен и проработан, можно произносить его с разной интонацией, в разных стилях (как стихотворение – плавно и выразительно; потом продемонстрировать скорость речи; затем спеть фразу).

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода. Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Для звуков [з], [зь]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Для звука [к]: Около кола колокола. Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали. Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки. Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет. Для звуков [с], [сь]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Для звука [т]: Толком толковать, да без толку распереталковывать. Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице. Для звука [ч]: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат. Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе систематической работы по развитию речевого аппарата ребенок научается слушать и слышать слово, интонационно выделять нужный звук в слове, уверенно говорить, кроме того происходит интеллектуальное развитие, ребенок приобщается к искусству говорения, соблюдая законы языка.

Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся произносить звуки. Веселая школа. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014г.

Репина З.А., Буйло В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2002.

Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_-_kopiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

1) Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями;

2) Пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

  1. Значение скороговорок в развитии речи детей.
  2. Скороговорки как вид артикуляционных упражнений.
  3. задачи развития речи детей с речевыми нарушениями, решаемые с помощью скороговорок.
  4. Приложения.
  1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981
  2. Смирнова Л. Н. Логопедия для детей 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.

1. Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1981.

2. Бурлакова М. К. Советы логопеда/ К. М. Бурлакова.—М.: В. Секачёв, 2001.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ними и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки, потешки. скороговорки – он не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык и сознание в доступном для него содержании. разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своем влиянии на ребенка.

В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. С давних пор русская дошкольная педагогика признает его огромное воспитательное и развивающее значение. В работе с детьми надо широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы…) Знакомя ребенка с ними, мы тем самым приобщаем его к обще человеческим нравственным и культурным ценностям.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка. хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок.(Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом). По мнению Е.И.Тихеевой. «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же с неповоротливым языком они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать».

Таким образом использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

– формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики.

– совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

– обогащение и актуализация словаря;

– развитие памяти, слухового внимания.

– развитие фонематических процессов;

– профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

– приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии ( механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям, имеющим другие формы речевой патологии. Прием проговаривания скороговорок :

– оизнесение скороговорок должно быть на плавном длительном выдохе;

– исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику предлагается повторить две группы скороговорок:

1. Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2. Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).

Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания в фонетико- фонматическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу.

Развитие слухового внимания, памяти.

в процессе работы над ритмом (сначала над простым, затем над сложным):

– узнавание и сравнение ритмов (Сколько раз ударили в барабан? Сравним ритмы на слух: одинаковые или разные?);

– узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком записанным символами (!! . ; !! !! !!);

– по слуховой инструкции (Хлопни 3 раза),

– по образцу (хлопни так же, как я),

– по символической записи (!! !! !!).

Развитие динамического праксиса рук .

Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу и словесной инструкции, под счет (кулак – ребро; кулак – ребро – ладонь).

Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса:

– выполнение упражнений, направленных на выработку точности движений органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка» и т.д.);

– выполнение серии упражнений, направленных на выработку способности быстро переключать органы артикуляции с одного движения на другое сначала в медленном темпе, а затем в быстром «Улыбка» – «Трубочка» и т.д.

Формирование слоговой структуры слова и совершенствование звуконаполняемости слов.

На уровне слога:

– повторение и чтение рядов слогов, состоящих:

– из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ка);

– из разных согласных и одинаковых гласных гласных (па-та-ка-иа);

– из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу);

-из одинаковых гласных и согласных, но отличающихся местом ударения (па-па-па-па-па-па-па);

-проговаривание цепочки слогов со стечением согласных (ста-сто-сту, аст-ост-уст, мгна-мгно-мгну и т.д).

На уровне слова:

– определение количества и последовательности слогов в словах;

– звуко-буквенный анализ слов;

– отстукивание ритмического рисунка слова, запись символами;

– работа над словесным ударением;

– проговаривание слов сложного звуко-слогового состава изолированно и в контексте фразы, выделение голосом трудного слова (логическое ударение).

Игры и упражнения на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза, представлений:

– деление предложений на слова, деление слов на слоги, деление слогов на звуки;

– составление слогов из звуков; составление слов из звуков, слогов; составление

предложений из слов?

– подбор слов с определенным количеством слогов, звуков; подбор слов на

определенный звук; придумывание предложений с определенным количеством

слов; выбор предметных картинок по заданию (количество слогов, определенный звук и т.д.)

(мак – рак, зайка – майка и т.д)

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Баран –буян залез в бурьян.

Поля вышла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Павка на лавке плетет лапти Клавке.

Пошел Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепился за прут.

Упал Игнат – пропали пять лопат.

На дворе трава, на траве дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.

Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Три сороки тараторили, тараторили на горке.

Сидит тетерерв на дереве, а тетерка с тетеревятами.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит

Водовоз вез воду из водопровода.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Карл у Клары украл кораллы. а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека. два дроворуба рубили на дворе дрова.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона вороненка .

Сыворотка из-под простокваши.

съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла. Весь двор перерыла.

Маленькая болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки:

раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!»

У осы не усы, не усищи, а усики.

Идет козел с козой.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла. цапля сдохла.

Течет речка, печет печка.

Везет цапля щучку с чушкой

Тщетно тщится щука ущемить леща.

СКОРОГОВОРКИ СО СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.

Росла за горой, за пригорочком сосенка с под-при-сосеночком

Столы бело-дубовые, гладко-тесо-выструганные.

Вбили кол в частокол, под-при-колошматили.

Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.

Был баран белорыл, всех баранов пере-бело-рылил.

Не смейся надо мной, не пере – смехотствуй, я сам тебя пере-смехотствуй и вф-смехотствую.

У барана рога скручены-перекручены. вверчены – переверче ны и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М.

рРассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи.

Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?Что это? Как это.

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов.

Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Галина Грибакина
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание».

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

«запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Чистоговорки— народно – поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок: ла-ла-ла – у меня юла, оч-оч-оч – наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой.

Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

логопед проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать как логопед, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками:

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

5. Скажи медленно.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку.

Фотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях Учителем-логопедом работаю уже много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование логопедических пособий, выполненных своими руками В практической работе логопеда часто нужны специфические пособия, которые невозможно приобрести в магазинах. Предлагаю вашему вниманию два.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование сухого бассейна на логопедических занятиях Использование сухого бассейна на логопедических занятияхНа логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполненный горохом, в котором.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Развитие речи в процессе ручной деятельности на логопедических занятиях с детьми подготовительной к школе группы Актуальность. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

СКОРОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Ключевые слова: логопедические занятия, коррекция звукопроизношения, скороговорки, мнемотехника.

    Владимир Козак 2 лет назад Просмотров:

1 Center for Scientific Cooperation “Interactive plus” Коротаева Мария Ивановна учитель-логопед МБДОУ Д/С КВ 17 «Аистенок» г. Химки, Московская область СКОРОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Аннотация: в данной статье рассматривается роль скороговорок и использование мнемотехники для их заучивания. Авторами отмечается положительное влияние использования скороговорок и мнемотехники на логопедических занятиях и в домашних условиях с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса. Ключевые слова: логопедические занятия, коррекция звукопроизношения, скороговорки, мнемотехника. В настоящее время все чаще стали отмечаться случаи, при которых, дети, поступающие в школу, испытывают сложности в процессе обучения. Одной из распространенных причин возникновения трудностей, являются речевые нарушения, которые нередко препятствуют успешному овладению навыками чтения и письма. Ученики младших классов, преимущественно, пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Несформированность фонектико-фонематических процессов, даже при наличии полноценного слуха и первично сохранного интеллекта, может оказаться препятствием на пути освоения школьной программы. Дефекты такого рода могут проявляются в заменах и смешении фонетически близких звуков, искажении звуко-слоговой структуры слова (пропуски, добавления, перестановки звуков, перестановка слогов) [1 3]. Правильная речь одна из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его социальной адаптации. Одним из необходимых условий для развития устной речи детей является формирование правильного произношения. Воспитание правильного произношения это сложный процесс, при ко- 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» тором ребенок учиться управлять органами артикуляционного аппарата, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над собственными речевыми высказываниями и речью окружающих. Формирование звуковой стороны речи происходит в течение первых 4 5 лет жизни ребёнка. В течение этого периода, артикуляторный аппарат ребенка приспосабливается именно к тем звуковым фонематическим отношениям, которые он находит в окружающем языке. Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы родного языка усвоены, и ребенок может их правильно воспроизводить [1, 3]. Таким образом, своевременное выявление и устранение речевых недостатков является превентивной мерой в становлении правильного звукопроизношения. В настоящее время в логопедии существует два подхода к классификации речевых нарушений: клинико-педагогический (Б.В. Гриншпун, Р.И. Лалаева, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев и другие) и психолого-педагогический (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие). В клинико-педагогической классификации, нарушения произносительной стороны речи рассматриваются, как самостоятельные нарушения, обусловленные: органическим функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации (дисфония); патологически усиленным тормозным процессом, который доминирует над процессом возбуждения; центральными, моторными нарушениями (брадилалия); нарушением центрального речевого механизма; быстрым темпом мышления (тахилалия); судорожным состоянием мышц речевого аппарата (заикание); несформированностью артикуляторной базы, особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (дислалия); анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия); недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрия). В психолого-педагогической классификации, нарушения группируются на основе лингвистических и психологических критериев, в которых учитываются 2

3 Center for Scientific Cooperation “Interactive plus” структурные компоненты речевой системы звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас. Здесь выделяют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), и общее недоразвитие речи (ОНР). Дислалия и одна из форм дизартрии, а именно легкая степень псевдобульбарной дизартрии («стертая дизартрия) являются наиболее распространёнными дефектами произносительной стороны речи [1, 2]. В трудах советских и зарубежных исследователей отмечено, что недостатки произношения у детей дошкольного возраста, 5 6 лет, встречаются в 25 30% и в 17 20% у детей школьного возраста. Лёгкая степень дизартрии («стертая дизартрия») часто встречается у 50 80% детей с ОНР (50 80%) и в 30 40% у детей с ФФН [3]. Эти нарушения проявляются в следующих дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пропусках. При минимальных дизартрических расстройствах («стертая дизартрия») в речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. В основе формирования правильного произношения звуков, важную роль играет работа речевого аппарата и органов артикуляции: их подвижность, гибкость, координация артикуляционных движений, сила и точность. Для достижения устойчивых результатов необходимым условием является постоянное развитие органов артикуляции при помощи упражнений, направленных на поддержание тонуса речевого аппарата, выработку воздушной струи и формирование правильного речевого дыхания. Одним из эффективных способов коррекционной работы по устранению речевых недостатков считаются скороговорки, также называемые чистоговорками [3]. Скороговорки или чистоговорки это несложный, небольшой по объ- 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» ёму, ритмичный, часто шуточный текст, используемый для тренировки правильной артикуляции звуков, развития речевого дыхания, фонематического слуха, плавности речи и интонации. Несмотря на простоту скороговорок, эффективность их использования в занятиях с ребенком может быть достигнута только при соблюдении строгого алгоритма: 1. Предварительный этап. Он предполагает соблюдение принципа отбора дидактического материала. Перед началом работы по заучиванию скороговорок, нужно отобрать тот речевой материал, который не содержит в себе дефектно произносимые ребенком звуки. 2. Этап заучивания скороговорки. Работу следует начинать с простых, коротких, рифмованных фраз. Лучше произносить скороговорки перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем, эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически. Вначале, скороговорку следует произносить очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо объяснить ребенку смысл непонятных слов, проиллюстрировать сказанное. Очень важно на данном этапе не допустить неправильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. В том случае, если ребенок не может запомнить текст скороговорки полезно использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблица эффективный помощник при заучивании скороговорок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру [4]. Так, например, мнемотаблица скороговорки (рис.1) «Саша шишкой шишку сшиб», будет выглядеть следующим образом. 4

5 Center for Scientific Cooperation “Interactive plus” Рис. 1 Мнемотаблица для скороговорки (рис. 2) «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора» может быть представлена в таком виде: Рис Произнесение скороговорки беззвучно, артикулируя каждый звук. Работают только органы артикуляционного аппарата. Важно следить за тем, чтобы ребенок произносил скороговорку без голоса, а не шепотом или тихим голосом. 4. Произнесение скороговорки шепотом. Главная задача данного этапа, чтобы ребенок шепотом мог четко и понятно произнести всю фразу. 5. Произнесение скороговорки вслух, медленно. Затем, постепенно ускоряем темп произнесения. 6. Произнесение скороговорки шепотом, в быстром темпе. 7. Произнесение скороговорки с различной интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно [3, 5]. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезно использовать пособия, в которых процесс заучивания скороговорки строится через игру: Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки», Е.В Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.В. Смирнова «Скороговорки 5

6 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» для развития речи», И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям со скороговорками формируется правильность, четкость и выразительность речи. Текст скороговорок расширяет словарный запас детей. Работа со скороговорками способствует развитию памяти, внимания, несет положительный, эмоциональный заряд. Список литературы 1. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, с. 2. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов н/д: Феникс, с. 3. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева [и др]. Мн.: БГПУ им. М. Танка, с. 4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. СПб.: Детство-Пресс, с. 5. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки / Е.А. Кодолбенко. М.: ТЦ Сфера, с. 6

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях – одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Сущность разработки заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам.

Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

В создании опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Содержимое разработки

МОУ «Лицей города Кирово-Чепецка
Кировской области»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ
при работе
со скороговоркой
на логопедических занятиях –
одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Из опыта работы

В условиях развивающего обучения возрастают требования к речи обучающихся. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. А так же содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

В последнее время отмечается увеличение количества детей поступивших в первый класс с нарушениями речи. Особенно, увеличился рост детей с нарушениями звукопроизношения. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Кроме этого, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться в себе, стесняться, у детей может развиться чувство негативизма.

Поэтому одной из важных задач логопедических занятий является формирование правильного произношения у детей. Это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции.

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия, с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразование.

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.

Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым. Среди этих принципов выделим: лаконичность, разнообразие опорных сигналов, запоминаемость и вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами. Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

Например: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора.

К аждое слово на схеме показано знаком: предлоги, союзы, частицы – V ; глаголы – ; существительные – рисунком. (Приложение 1, 2).

Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз – выдох).

Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

Выясняем смысл скороговорки.

Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

Считаем, сколько слов в каждом предложении.

Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 3). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения: правильное произношение, развивается фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, совершенствуется речевое дыхание, улучшается дикция. А так же развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса подтверждают, что:

– звукопроизношение у первоклассников в начале года (52%),

в конце года (92%):

– словарный запас первоклассников в начале года (61%), в конце года (90%). (Приложение 4)

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Библиографический список.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.

Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 1987. – N 1

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,

Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

Ожегов С.И. Вопросы культуры речи.

Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.

Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.

Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика,1980

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Читайте также:  Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми
Ссылка на основную публикацию