Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии по теме

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_3.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №28»

г. Троицк, Челябинской области

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МБДОУ работа всех специалистов (учителей – логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью было принято решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические и терапевтические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, нормализации основных психических процессов.

Нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включая действенные методы в систему коррекционно – развивающего процесса, создают психо – физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.

В своей работе мы используем музыкотерапию, сказкотерапию и пескотерапию.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

– снятие фактора тревожности

– стимуляция двигательных функций

– развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

– растормаживание речевой функции

– развитие чувства ритма, темпа, времени

– развитие мыслительных способностей и фантазии

– развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

– нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

  • в музыкальном оформлении игр
  • музыкальной релаксации

Музыкальная ритмика используется при лечении:

– дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)

– брадилалии и тахилалии

– громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

– использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям

– лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)

– продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

При использовании сказкотерапии решаются следующие коррекционные задачи:

развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

Использование этого метода в сочетании с современными компьютерными технологиями повышает эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, в более короткие сроки решаются поставленные задачи, повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Цели пескотерапии:

  • Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Примеры некоторых упражнений.

 «Чувствительные ладошки» .
– Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
– Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
– Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях. .

– Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
– Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
– Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
– Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
– Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре. .
– Провести фигурку по песочным дорожкам лабиринта. .
– Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
– Выложить фишками геометрическую фигуру. .
– Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры “Волшебный мешочек”).
– Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
– Превращать буквы “Л” в “А”, “Ч” в “Т”, “О” в “Я” и т.д..
– Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. .
Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами трехсложные.
Игра “Мой город”. Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры так ребёнку будет проще их запомнить. .
Игра «Назови звук»(Н.В.Дурова). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка.
Игра «Кто это был?»(Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой отличается?»(Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов..
Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: :
– у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
– обучающиеся чувствуют себя более успешными; ;
– на занятиях нет места монотонности и скуке. .
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила. .
 Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. .
 Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
 Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи. .

Нетрадиционные технологии здоровьесбережения в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников

В современном обществе наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – до 73% от всех детей 4-5 лет – сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии. Поэтому в настоящее время оздоровительная и коррекционная направленность деятельности дошкольных образовательных учреждений выдвигается в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Причины возникновения речевых нарушений разные, но в нашем Западно-Сибирском регионе отмечается резкое ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности и количества родовых травм, ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости и, конечно же, необходимо учитывать особенности региона по йодо- и фтор-дефицитности. Также выявлены различные социальные причины (снижение уровня языковой культуры общества в целом, неправильное речевое окружение и воспитание, “двуязычие” и т.д.).

На сегодняшний день педагоги дошкольных образовательных учреждений владеют глубокими знаниями и умениями по обучению и воспитанию детей. В наличии имеется обширный практический материал, который можно условно разделить на две группы: это материал, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и материал опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, музыкотерапия, японская методика пальцевого массажа и др.

Одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, в основе которого лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения, является ароматерапия. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают бороться с плохим настроением, стрессами, различными заболеваниями.

По мнению специалистов, во время сеанса ароматерапии воздействие запахов происходит сразу на нескольких уровнях: ароматические масла действуют на организм и мозг не только через обоняние, но и через лимфатическую и кровеносную системы. Вдыхание ароматических веществ положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха. Кроме того, правильно подобранное эфирное масло благотворно влияет на нервную систему, повышает работоспособность, снимает стрессы и нормализует сон, что так необходимо нашим малышам.

Наиболее эффективно применение ароматерапии в сочетании с музыкотерапией. По мнению древних китайцев, музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии; может использоваться как вспомогательное средство при коррекции речевых нарушений.

Мы все знаем, что речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребенка (Левина Р.Е.). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др.). Также всем нам известно, что хорошо развитая речь ребенка – это залог его успешного обучения в школе. Поэтому учитель-логопед в своей работе старается использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является самомассаж, который я успешно применяю на коррекционных групповых и подгрупповых занятиях.

Что такое самомассаж, понятно из его названия. Самомассаж – это все виды массажа, но только на самом себе. Отличие самомассажа от массажа, который выполняет специалист, заключается лишь в том, что выполнять его нужно самостоятельно. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Для развития речевой функции дошкольников я разработала комплекс упражнений самомассажа, который включает различные компоненты нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и других педагогов – это не только улучшение речевой функции дошкольников. По результатам мониторинга медицинских работников муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида № 81” города Прокопьевска (2009-2010, 2010-2011 учебные годы) наблюдается снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний и пропусков по болезни дошкольников. Психолог отмечает улучшение эмоционально-психологического состояния ребятишек. В результате здоровьесберегающих мероприятий, проводимых по профилактике и оздоровлению детей, наши воспитанники более успешно осваивают образовательные программы, усваивают программные требования, а чуть позже – хорошо адаптируются к школьным условиям.

Использование нетрадиционных технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №28»

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МБДОУ работа всех специалистов (учителей – логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях:

· развитие общей и мелкой моторики;

· стимуляция работы артикуляционного аппарата;

· нормализация работы мимических мышц;

· борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;

· формирование просодических компонентов речи;

· развитие основных фонематических процессов;

· устранение общего недоразвития речи;

· нормализация основных психических процессов.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью было принято решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические и терапевтические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, нормализации основных психических процессов.

Нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включая действенные методы в систему коррекционно – развивающего процесса, создают психо – физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:

· Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

· Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

· Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

· Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

· Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

· Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

· Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.

В своей работе мы используем музыкотерапию, сказкотерапию и пескотерапию.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

– снятие фактора тревожности

– стимуляция двигательных функций

– развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

– растормаживание речевой функции

– развитие чувства ритма, темпа, времени

– развитие мыслительных способностей и фантазии

– развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

– нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

· в музыкальном оформлении игр

Музыкальная ритмика используется при лечении:

– дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

– брадилалии и тахилалии

– громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

– использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям

– лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)

– продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

При использовании сказкотерапии решаются следующие коррекционные задачи:

ü образовательные задачи:

развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).

ü воспитательные задачи:

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

ü развивающие задачи:

развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

Использование этого метода в сочетании с современными компьютерными технологиями повышает эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, в более короткие сроки решаются поставленные задачи, повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Цели пескотерапии:

· Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

· Снять мышечную напряженность.

· Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

· Развить активность, расширить жизненный опыт.

· Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

· Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

· Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

· Совершенствовать зрительно – пространственную ориентировку и речевые возможности.

· Расширить словарный запас

· Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

· Развивать фонематический слух и восприятие.

· Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

· Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение :
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Примеры некоторых упражнений.

· «Чувствительные ладошки» .
– Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
– Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
– Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях. .

– Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
– Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
– Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
– Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
– Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре. .
– Провести фигурку по песочным дорожкам лабиринта. .
– Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
– Выложить фишками геометрическую фигуру. .
– Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры “Волшебный мешочек”).
– Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
– Превращать буквы “Л” в “А”, “Ч” в “Т”, “О” в “Я” и т. д..
– Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы “Ударение” обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке “Волшебную палочку”, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. .
Тема “Деление слов на слоги” осваивается с помощью игры “Построй ступеньки”. На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами трехсложные.
Игра “Мой город”. Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры так ребёнку будет проще их запомнить. .
Игра «Назови звук»(). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка.
Игра «Кто это был?»() Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой отличается?»() Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов..
Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: :
– у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
– обучающиеся чувствуют себя более успешными; ;
– на занятиях нет места монотонности и скуке. .
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила. .
· Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. .
· Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
· Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.

Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи. .

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста

Ляна Евдокимова
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В нашем МКДОУ работа всех специалистов (логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой моторики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация работы мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизношения; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов.

В своей работе я использую учебно-методический комплект Нищевой Н. В. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е. Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С. В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О. И. и других авторов.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально окрашенной. С этой целью я приняла решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами я применяю и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям я предлагаю и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. За основу я взяла упражнения С. В. Коноваленко: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой, упражнения для губ и языка с бинтом.

Активно использую артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием.

1. Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [А], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

2. «Болтушка» Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

3. «Накажем непослушный язык» Покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

Подобные упражнения способствуют координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, дыхания. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики мне помогают нетрадиционные формы ее проведения: биоэнергопластика, театр пальчиков и языка, комплексные разминки и т. д. С целью нормализации мышечного тонуса каждое занятие я начинаю с дыхательных и расслабляющих упражнений.

Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогают снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, способствуют расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Изучив, взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности, в свою практику я включила разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко использую модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, камушками Марблс, нанизывание бус, элементы Су-Джок терапии.

Особую роль в моей работе получили игры с песком, водой, тестом. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс готовности к письму (рисование пальчиком по песку, счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проэктивные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают связную речь, творчество и фантазию.

Нетрадиционные методы логопедического воздействия мною включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы предложены как в виде самостоятельных занятий, введены в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого мною разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.

Таким образом, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

«Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательнодвигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников

Моисеенко Людмила Александровна

Дзержинский межшкольный методический центр с.

коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов, логопедическая спартакиада

Аннотация: Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно-двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков – это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Это должны хорошо понимать все участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, родителей, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников -это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия, как познавательно-двигательные мероприятия «Ловкий грамотей».

Таким образом, создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции психологической сферы ребёнка и как следствие, его дальнейшей социализации в обществе- цель познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Форма взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

I блок- Осуществление вышестоящей цели возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей в дошкольном учреждении.

Единое образовательное пространство- это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника.

Создание единого образовательного пространства «педагоги-ребенок- семья» предполагает: • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие

общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома;

• согласование путей решения проблем формирования грамотной речи;

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях коррекционно-логопедического процесса.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития и коррекции речи дошкольников. Модель такого взаимодействия при коррекции речевых нарушений представлена в приложении 1, рис.1.

Работая в духе «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения координирует деятельность специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-логопедической работы. Его роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми с нарушением речи. Механическое соединение усилий участников образовательного процесса (воспитателей, психолога, логопеда, родителей) без единоначалия не даёт эффективных результатов. Поэтому необходима консолидация всех сил для решения общей задачи формирования грамотной речи под руководством администрации ДОУ.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогает серия познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей». Они обеспечивают преемственность между специалистами, стимулируют логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.

Проведению таких мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда (Приложение 2, табл.1).

II блок-Организация коррекционно-развивающей образовательной среды: включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Используются различные пособия для развития:

• ручного праксиса -шнуровка «Яблоки на дереве»;

° зрительной памяти и процессов обобщения -дидактическая накидка на ширму (фото. 1), служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также они выставляются для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д. Применяется она как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. ° фонематического слуха -пособие «Звуковое дерево»;

° зрительно-моторной координации – коврик «Дорожка следопыта: пятка-ступня-носок»;

° уточнение словаря антонимов- большие картонные блоки «Парные кубики». По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие речи детей, развитие мелкой моторики.

III блок – успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей», направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Итак, с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

IV блок- предлагаемый опыт взаимодействия опирается на тот факт, что с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка тесно связано развитие движений. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации. В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

V дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития. Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми,

кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора, педагога-психолога, учителя- логопеда и других специалистов в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе. Задания можно менять, в зависимости от поставленной цели.

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект. Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует профессиональное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В свою очередь, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам и эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и старшего воспитателя. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

1.Веневцев С.И. 1996 г. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 24с.

2.Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.

3.Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с.

4.Кольцова М.М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.

5.Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.

6.Шашкина Г. Р. 1997г. Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе// Журнал “Дефектология №6”. Москва.

7.Поваляева М. А. 2010г. Настольная книга логопеда. Москва. 608 с.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Читайте также:  Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе
Ссылка на основную публикацию