ПЕДАГОГИКА ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- Татьяна Горемыкина 3 лет назад Просмотров:
1 Педагогика ПЕДАГОГИКА Щекотько Надежда Анатольевна учитель-логопед МКДОУ «Краснозерский Д/С 3» р.п. Краснозерское, Новосибирская область ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: в данной статье рассмотрены различные нетрадиционные методы и приёмы коррекционного воздействия на детей в ДОУ. Проанализированы характерные особенности детей с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость использования инновационных технологий на логопедических занятиях. Ключевые слова: инновационные технологии, логопедическое воздействие, общее недоразвитие речи, развивающий массаж, биоэнергопластика, песочная игротерапия, логосказки, музыкотерапия, информационные технологии обучения. Инновационные методы в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В моём логопедическом кабинете методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по данному направлению, так как в дошкольных учреждениях ежегодно увеличивается количество детей с речевой патологией. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, составлять связные рассказы,
2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» дефектное произношение звуков. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Данная группа детей нуждается в реализации своевременного логопедического воздействия. Поэтому использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но мне хочется остановиться на тех, которые, являются наиболее целесообразными и эффективными в моей практике: развивающий массаж, биоэнергопластика, песочная игротерапия, логосказки, различные игры с мячом, «весёлыми прищепками», музыкотерапия. Остановлюсь на некоторых из них: например различные виды развивающего массажа. Это массаж рук и самомассаж лица, логопедический массаж язычной мускулатуры. Применяя массаж, активизирую и восстанавливаю деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения. Все упражнения провожу или комплексами, или варьирую их в зависимости от степени речевого дефекта ребёнка и состояния его артикуляционного аппарата. Работая с детьми, я отметила взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают Инновационные технологии в науке и образовании
3 Педагогика активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Стараюсь привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и чёткости. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позволяет организовать его повседневную жизнь таким образом, чтобы развивалась точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, необходимые для успешного обучения письму. Я заинтересовалась работами специалистов и стала использовать понемногу песочные игры, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а затем появился проект «Волшебный песочек». Это дало дополнительный эффект моей работе. Неоценимую роль в логопедической деятельности играют различные виды логосказок: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики); пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков); фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков); лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий); сказки, способствующие формированию связной речи; сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Для постановки сказок применяю различные виды театров: рукавичковый, картонажный, бибабо. Декорациями служат объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия. Использование сказок предполагает тесное взаимодействие с воспитателями, которые помогают мне подготовить детей к занятиюсказке, выучить необходимые стихи, загадки, отработать сценки. Очень часто на своих занятиях я предлагаю детям увлекательное путешествие в мир «прищепок». На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Безусловно, главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической группе это развитие тонких движений пальцев рук. Чтобы использованный вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия с прищепками озвучиваю веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Кроме этого применяю прищепки и в разыгрывании сценок. Одним из эффективных методов является и музыкотерапия это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку; сочетание музыки с работой по развитию ручной и артикуляционной моторики; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение. Использование данных приемов способствует: улучшению общего состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; Инновационные технологии в науке и образовании
5 Педагогика стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации). Информационная технология обучения это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. На подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексикограмматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую компьютерные презентации и специальные логопедические компьютерные программы. Направления, которые я использую в работе: развитие связной речи пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок; обучение грамоте формирование навыков фонематического анализа. формирование зрительно-пространственных отношений; работа над звукопроизношением артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв; формирование лексико-грамматических категорий словообразование, словоизменение. Считаю, что компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего коррекционно логопедического процесса формирования речи дошкольника.
6 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Список литературы 1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/д: Феникс, Баскакина И.В. Логопедические игры. М.: Айрис Пресс, Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников. М., Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: психогимнастические превращения. Ростов н/д: Феникс, Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: Олма, Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, Инновационные технологии в науке и образовании
Детский сад «Калинка», Волгодонск
ул. Ленина 118, тел. 22-32-82
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.
Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Практические методы (упражнения игры и моделирование).
Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.
Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.
Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.
Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
- сделать обучение осознанным;
- интересным;
- оптимизировать процесс обучения;
содействовать оздоровлению детей.
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
- Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
- Здоровьесберегающие технологии:
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,
6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )
Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.
ИКТ технологии:
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;
— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.
Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.
Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.
В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.
Технология «Интеллектуальная карта»
уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Технология «Кластер» аппробирую в своей работе
Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС
- является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
- развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
- помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
- вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
- развивает такое качество личности, как коммуникабельность
- Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
- Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
- Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
- Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.
Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО
автор: Никульшина Ольга Анатольевна
учитель-логопед МБДОУ д/с № 7 г. Североморск
Эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи в ДОО
О.А. Никульшина
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 7
г. Североморск
Россия
Эффективные методы и приемы работы с детьми , имеющими нарушения речи в дошкольной образовательной организации.
Одним из ключевых показателей развития человека является становление речи. Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества.
При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 10% случаев среди детского населения. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%).
Нарушения средств общения, а именно нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи часто встречаются у современных дошкольников. (фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР)).
Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.
Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.
Задачи учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации: интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности у дошкольников: ребёнок не активен на занятиях или проявляет негативизм к образовательной деятельности – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый специалист дошкольной образовательной организации.
Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Современная логопедия, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя- логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Методы и приемы используемые педагогами в работе с дошкольниками должны быть разнообразными и увлекательными для детей. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Такое становится возможным благодаря развивающим играм В.В. Воскобовича. Разработанные им развивающие технологии «Фиолетовый лес» и « Коврограф» активно применяются специалистами в игровых занятиях по развитию речи.
Цели игровых занятий:
- Развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
- Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.
Игры, разработанные на основе «Фиолетового леса» и коврографа, учитывают интересы ребенка, помогают ему совершать новые открытия в ходе увлекательного игрового процесса и получать эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат ребенка общению и взаимопониманию. Вместе с коррекцией звукопроизношения, моторики и просодики, мы способствуем развитию речи и личности ребенка в целом. В ходе занятий коврограф становится тем сказочным островом, который превращает обучение в увлекательную и познавательную игру. Выполняя игровые задания, ребенок получает новые знания и тренирует основные навыки. Развивающие игры Воскобовича включают в себя все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых можно создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для детей, нуждающихся в особых познавательных потребностях: в «Фиолетовом лесу» мы знакомимся с предлогами, учимся речевому творчеству; коврограф помогает в развитии слухового и зрительного восприятия, в обучении воспроизведению ритмических структур: с помощью кружков мы выкладываем «ритмический рисунок», прохлопывая затем предложенный ритм. Деление коврографа на клетки помогло нам разработать игру «Найди звук» по типу игры «Морской бой». Игровое поле заполняем карточками, вверх «рубашкой». По называемым координатам (например, верхняя ось – буквы, нижняя ось – цифры) ребенок находит нужную карточку, переворачивает её и определяет присутствие в картинке нужного звука и его положение в слове. Правила игры варьируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей и усложняются по мере приобретенных ими навыков.
Эффективным приемом работы над звукопроизношением и развитием связной речи является дидактическое пособие «Кольца Луллия». С интересом дети выполняют задания на формирование фонетического слуха, умения определять место звука в слове «Найди заданный звук», знакомство со значением предлогов, закрепление употребления предлогов с существительным, обучение правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.
Большое значение уделяется развитию тонкой моторики дошкольников. Наряду с традиционной пальчиковой гимнастикой, активно используем в своей работе упражнения су-джок с колючими шариками и массажными кольцами; игры с резинками по типу «Геоконт»; «бродилки» для пальчиков. Очень интересны детям игры с камешками марблс: выкладывание контуров букв, графических и звуковых схем.
Еще одним ярким и эффективным открытием в вопросе развития речи для нас стала психотерапевтическая песочница. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Педагог должен находиться в постоянном поиске, иметь пытливый ум и умело сочетать классические приёмы образовательной деятельности с новыми, нетрадиционными техниками, думая, в первую очередь, о потребностях ребёнка. Чтобы основу используемых методов и приемов составляли познавательный интерес детей, творческое начало и обучение.
Только в этом случае наша деятельность как специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет приносить радость и, главное, результат!
Использование вариативных игр и развивающих упражнений позволяет более эффективно реализовывать особые образовательные потребности детей, имеющих нарушения речи (дети с ОВЗ), и реализовывать ФГОС дошкольного образования. Такой подход позволяет проводить коррекционную логопедическую работу, направленную на развитие устной и письменной речи (звукопроизношение, лексику, грамматику, связную речь, обучение грамоте) и развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.
- Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет //Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 48 c.
- Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) // Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»// Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Комплексный подход в реализации коррекционно – педагогического процесса по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание и коррекция.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большую часть детей с отклонениями в развитии воспитывают дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико -психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители (законные представители) – в консультировании по вопросам воспитания «проблемного» ребенка в семье.
В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.
Содержание образовательного процесса в группах определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.
Одним из основных способов оптимизации обучения Ю.К.Бабанский назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых, на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно-воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. Это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников. В нашем случае это дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи.
Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание и коррекция.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большую часть детей с отклонениями в развитии воспитывают дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико- психолого- педагогической помощи специалистов, а их родители (законные представители) – в консультировании по вопросам воспитания «проблемного» ребенка в семье.
В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.
Содержание образовательного процесса в группах определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе Программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.
Одним из основных способов оптимизации обучения Ю.К.Бабанский назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых, на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно-воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. Это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников. В нашем случае это дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи.
Применение образовательных педагогических технологий при организации коммуникативной деятельности дошкольников с ТНР и ОНР в работе учителя – логопеда
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер, что очень важно для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями речи. Речевой дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.
Подобные причины не преодолеваются спонтанно. Они требуют от учителя – логопеда ДОУ специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.
Согласно ФГОС содержание образовательной области “Коммуникация” направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности.
В нашем детском саду воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) в возрасте от 5-ти до 7 лет. Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива (л, в, и др спец), итогом которой является стабильно – положительный результат.
В своей логопедической практике мы используем наряду с традиционными практиками современные образовательные технологии, направленные на максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии, такие как дыхательную, артикуляционную гимнастики, с целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используем зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.), а также гимнастику для глаз по лексическим темам в сочетании с речевым материалом, сказкотерапию, игры в сухих бассейнах( найди букву), мы с ребятами играем в подвижные игры, логоритмические упражнения, игры на развитие памяти и мышления,
элементы драматизации, упражнения на развитие графомоторных навыков,
релаксацию (она снимает напряжение, чувство беспокойства, развивает
умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения).
При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка (музыкотерапия), которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Как же без игры? Мы широко используем игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи, развитие фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико- грамматического строя речи.
И конечно используем игрушки на занятиях, которые погружают
ребят в некую сказочную или же игровую обстановку, где дети должны посодействовать героям, либо приглашают их поиграть, научить тому, чему обучаются сами ребята. В конце занятия они благодарят их за помощь. Игровая обстановка воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить некоторый звук, но и помогают героям выучить любимый звук и т.д.
Чрезвычайно нравятся старшим дошкольникам занятия в форме квест- игры, конкурса, викторины, соревнования.
В своей работе мы применяем Технологии критического мышления:
«Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер» и другие.
А как же обойтись в работе с современными детьми без ИКТ-технологий? И здесь у учителя-логопеда имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. С каким удовольствием ребята выполняют задания тигренка из логопедической программы «Игры для Тигры» или Бабы – Яги из обучающей программы «Школа Бабы-Яги».
Так же мы создаем презентации по автоматизации звуков, формированию фонематического слуха, развитию лексики и грамматики. Использование ИКТ-технологий повышает интерес и мотивацию у детей к овладению новыми навыками.
Родители – первые и самые важные учителя, и воспитатели для своего ребенка, а мы – их главные помощники. В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, применение современных педагогических технологий в работе с детьми ОНР, неизменно повышает результативность коррекционной работы, сформировывает ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, дает детям возможность обрести уверенность в себе. Также способствует повышению речевой активности; развитию речевых умений и навыков; снятию напряжения, восстановлению работоспособности; активизации познавательного интереса; улучшению концентрации внимания, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Семинар для учителей-логопедов “Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста”
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
В рамках взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также обмена опытом профессиональной деятельности,
21 марта 2013 года, на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Чкаловского района города Екатеринбурга, которым на протяжении многих лет руководит, Люлькина Наталья Геннадиевна, состоялся семинар для логопедов «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста».
В семинаре приняли участие около 40 учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений Чкаловского района.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Полевая Надежда Федоровна представила презентацию «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста», содержание которой вызвало не только интерес педагогов, но и массу вопросов, связанных с креативной работой выступающего.
Комплексный подход к коррекции ОНР предусматривает следующие действия : комплексную диагностику речевых расстройств и коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и целого ряда неречевых функций, с ней связанных. Диагностика речевых расстройств включает в себя следующие аспекты: медицинский, психологический, педагогический. Далее Надежда Федоровна раскрыла содержание аспектов диагностики, приводя примеры и рекомендации по методическому сопровождению. Она отметила, что в процессе диагностики речевых расстройств необходимо взаимодействие следующих специалистов: отоларинголог, ортодонт, врач функциональной диагностики, специалист по миофункциональным технологиям, педиатр и невролог.
Надежда Федоровна уделила особое внимание взаимодействию логопеда и невролога, объяснив, что сегодня в арсенале неврологов есть множество современных методов диагностики состояния ЦНС:
– диагностика функций мозжечка,
– выявление уровня проводимости импульсов к мышцам посредством аппарата VocaStim,
– исследование слухо-речевой части нервной системы методом слуховых вызванных потенциалов.
В связи с тем, что у детей с ОНР и дизартрией отмечается повышенная истощаемость нервных процессов, колебания внимания, трудности следования речевой инструкции, инертность и импульсивность, необходимо также изучение нейропсихологического статуса детей.
И, наконец, завершает диагностику ОНР логопедическое обследование, проводимое по классическим методикам.
Только такой ко комплексный подход к диагностике ОНР позволяет построить дальнейшую коррекционную программу обучения.
Далее Надежда Федоровна затронула тему интеграции логопедических и нейропсихологических технологий коррекции ОНР, она сообщила, что системный подход к коррекции речевого развития детей диктует необходимость включения в программу методов, смежных с логопедией наук. В связи с этим программа обучения соединяет в себе элементы логопедической и психомоторной коррекции. Это позволяет расширить рамки воздействия, оказываемого на ребенка. Содержание обучения разработано таким образом, что воздействие производится прежде всего на сенсомоторный уровень развития, так как именно он является базовым для дальнейшего развития речи.
Объяснила направление работы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентации, направление работы для развития моторных функций.
Надежда Федоровна рассказала о значимости применения миофункцинальных трейнеров в коррекции речевых патологий, так как в настоящее время в системе общего и специального образования в рамках ФГТ актуальным стали вопросы разработки здоровьесберегающих технологий. Она рассказала, что логопедической практике используется технология, направленная на профилактику произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к ортодонтическим нарушениям.
Использование трейнера «INFANT» способствует предупреждению и коррекции стойких нарушений звукопроизношения у детей, входящих в структуру таких нарушений речи, как ОНР, ФФНР, дизартрия и т.д.
Актуальной стала презентация «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога группы компенсирующей направленности», представленная учителем-логопедом первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Кудайдатовой Анны Григорьевны.
Анна Григорьевна представила систему работы по взаимодействию с педагогом группы компенсирующей направленности посредством рабочей тетради. Содержание которой имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности – в течение всей недели одна лексическая тема и один набор упражнений по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются на фронтальных, индивидуальных занятия логопеда, а также используется воспитателями в режимных моментах и на занятиях. Со следующей недели комплекс заменяется новым. Такой подход позволяет охватывать все стороны речевого недоразвития и более четко организовать взаимосвязь всех участников коррекционного процесса. Для закрепления полученных навыков предлагаются домашние задания для родителей.
Методические рекомендации могут быть использованы в группе детского сада для коллективных занятий при подготовке дошкольников к школе, воспитателями коррекционной группы, родителями для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, а также учителем-логопедом. Данная система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 5-6 лет проходит стадию апробации, планируется к разработке система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 6-7 лет.
Малашкевич Светлана Валерьевна раскрыла содержание работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.
В подготовке семинара так же принимали участие воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности Патока Галина Захаровна и Малетина Ирина Олеговна.
Педагоги предоставили наработанный и систематизированный материал, который был выложен на столы для ознакомления и рассказали о направлении работы и применяемых технологиях в коррекции ОНР.
Организованная выставка опыта работы педагогических работников и практического материала получила положительную оценку коллег и вызвала интерес у начинающих педагогов.
Обсуждение актуальной на сегодняшний день темы вызвало неподдельный интерес присутствующих в зале. Гости тоже принимали непосредственное участие, делясь своим опытом.
Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным и важным.
В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи
Автор: Скосарева Тамара Павловна
Организация: МБДОУ № 555
Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Наличие все увеличивающегося количества детей с ОНР приводит к поиску путей совершенствования коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР.
ОНР-системное нарушение речи, поэтому необходим системный подход к коррекции и развитию всех структурных единиц языка, гибко построить тактику коррекционно-логопедического воздействия, сэкономить время преодоления дефектов речи, быстрее получить результаты коррекционного процесса.
Для решения одной из главных задач – воспитание правильной полноценной выразительной, четкой, ритмичной, богатой интонациями речи используется игровая технология, индивидуальные приемы обучения, учитывающие структуру речевого дефекта каждого ребенка.
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, который включает формирование первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.
Алгоритм преодоления общего недоразвития речи у детей с ОНР предложенный Г.М. Криницкой, имеет следующую схему: усвоение фонетического строя с комплексом артикуляционных и акустических характеристик каждой фонемы; овладение разными моделями словообразования и словоизменения в процессе автоматизации и дифференциации звука в слогах, словах, предложениях.
Автоматизация звука начинается с включения звука в слоги, затем можно переходить на автоматизацию звука в словах. Как уточняет Е.Ф. Архипова, при включении автоматизируемого звука в словах необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу: максимальное содержание закрепляемых звуков, отсутствие в речевом материале неправильно произносимых ребенком звуков, т.е. идет опора на чистое речевое поле.
Автоматизации правильных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука, научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях (слогах, словах, словосочетаниях).
Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяносто раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному его употреблению
Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра остается ведущей для дошкольника-логопата.
В связи с тяжестью речевого дефекта, трудностями коррекции, длительности автоматизации звуков, возникает необходимость модифицировать имеющийся речевой материал, создавать новый: загадки-договорки, стихи насыщенные отрабатываемым звуком, прибегать к использованию игровых технологий. Работать под девизом: «Твори, выдумывай, пробуй».
Через умелое использование игровых технологий и использование специально подобранного речевого материала, достигаются образовательные и коррекционные цели.
Нельзя не оценить малую литературную форму – загадку, как эффективную форму коррекции речевых нарушений. Мал золотник да дорог. Она одновременно служит развитию психических функций, повышает познавательную активность ребенка. Прежде всего – это загадки по типу «Доскажи словечко», которые составляются таким образом, чтобы ребенок мог четко произносить поставленный звук.
Правильно подобранный, творчески созданный речевой материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, а главное достигается основная коррекционная цель образовательного процесса – развитие личности ребенка, приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии, успешнее реализовывается ФГОС.
Приложение
Предлагаемый лексический материал отвечает ряду требованиям: присутствует максимальное содержание закрепляемого звука [Д], исключает оппозиционные звуки, т.е. опора идет на чистое речевое поле и соответствует требованиям ФГОС.