Использование нетрадиционных методов в логопедической работе

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Основная деятельность дошкольника – это игра. Через игру он познает себя и окружающий мир. Поэтому довольно сложно вызвать интерес к занятию и удержать его внимание. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие речи у детей через применение нетрадиционных способов логопедической работы.

Задачи:

  • Коррекция нарушений речи через использование нетрадиционных способов логопедической работы.
  • Положительная мотивация к коррекционным занятиям.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Чтобы заинтересовать учеников я использую нетрадиционные способы логопедической работы:

  • Логосказки
  • фонетическая ритмика
  • песочная терапия
  • лэпбук
  • мультипликация

Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. [3]

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

  • развитие диалогической и монологической речи;
  • повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
  • коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
  • приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
  • осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Выполнять артикуляционные упражнения ребята устают, и им становится скучно их выполнять. Чтобы ребятам было интересно на занятиях, мы занятие превращаем в сказку. Занятие проходит в подгрупповой форме: ребята сидят за партами и смотрят в индивидуальные зеркала. Я читаю ребятам артикуляционную сказку, а ребята выполняют артикуляционные упражнения по тексту сказки.

Для развития мелкой моторики и графических навыков на подгрупповых занятиях я использую пальчиковые логосказки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.[6] Ребенок одевает на пальчик игрушку, он выполняет движения руками и одновременно рассказывает слова.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игро­вых упражнений на основе фонетической ритмики показывает, что:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протека­ет процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей.

Песочная терапия – для детей применяют для диагностики, коррекции и развития речи.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. [5]

Виды игр с песком:

Игры на развитие фонематического слуха

«Найди подходящую фигурку». Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук. Составить предложения с этими предметами.

«Место звука в слове». Песочница делится на три части. В первую часть мы кладём фигурки, где есть заданный звук в начале слова, во вторую часть – в середине слова и в третью часть – в конце слова.

«Спрячь руки в песок». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Игры на дифференциацию звуков

«Два домика». Строятся два домика: в одном живет один звук, а в другом домике – другой звук. Игрушки с дифференцированными звуками спрятаны в песке. Ребенок их должен найти, назвать и поселить в один из домиков.

«Найди лишний». Игрушки спрятаны в песке. Ребенок их должен найти и назвать какая игрушка из них лишняя (все игрушки, кроме одной начинаются с одного звука)

  • Игры на развитие связной речи

«Город». Ребёнок строит город, селит жителей, проговаривая свои действия. Придумывает историю одного из жителя.

Игры на развитие грамматической стороны речи

«Какой?». Ребёнок ищет спрятанные предметы в песке, затем к найденным предметам подбирает прилагательные.

«Меняем слова». В словах-действиях меняем приставку. Свои действия озвучиваем вместе с ребенком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь песок.

Развитие мелкой моторики

«Отпечатки рук». Ребёнок оставляет на поверхности песка отпечатки ладошек, кулачков.

«Узор». Рисуем пальцами рук на песке узор. Сначала правой, потом левой. Затем обеими руками.

«Пишем буквы». Написание пройденной буквы на песке. Сначала пишем букву пальчиком, затем палочкой, держа её как ручку. [1]

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на заданную тему.

Самый распространенный в постановке звук это [р]. Исходя из этого я решила сделать свой лэпбук на автоматизацию звука [р]. Сюда я включила следующие задания: слоговые рычалочки, артикуляционная гимнастика, игра «наоборот», загадки, стихи, игра «закончи предложения», лабиринт, игра «большой – маленький»,чистоговорки.

Мультипликация – киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

По лексической теме «домашние животные» у ребят возникла сложность в запоминании, что у лошади детёныш – жеребёнок. И мы решили составить рассказ о жеребёнке. На основе этого рассказа мы создали мультфильм. Ребята озвучивали следующих животных: лошадь, овца, коза, свинья, корова, жеребёнок. В этом мультфильме жеребёнок потерялся и ищет маму, а в этом ему помогают его друзья.

Ребятам понравилось участвовать в создании мультфильма и теперь они точно знают, что у лошади детёныш жеребёнок.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нетрадиционные способы логопедического работы благотворно влияют на речь и на развитие дошкольника в целом.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 22.03.2016

Статья просмотрена: 4135 раз

Библиографическое описание:

Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10064/ (дата обращения: 28.02.2020).

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Многие авторы (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

У детей с различными речевыми нарушениями имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы — общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, применяют такие современные методы как, биоэнергопластика, кинезиология, Су-джок терапия.

Технология использования нетрадиционных методов коррекции

Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они могут сами предлагать движение руки.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Следующая методика, позволяющая выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, это кинезиология.

Кинезиология наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) значительнее изменения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
  4. упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
  5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

Следующим эффективным методом, обеспечивающим развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

Читайте также:  Музыкотерапия в комплексной нейрореабилитации

 массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

 оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь;

 Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

 Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Су-джоктерапия проводится в 3 этапа:

  1. Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.
  2. Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
  3. Самостоятельное использование Су-джокмассажера в игре.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр Су-Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи разработаны комплексы упражнений по лексическими темам. Каждый комплекс разучивается в течение недели, затем повторяется. Комплекс состоит из нескольких упражнений:

 кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно — синхронно;

 биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

 пальчиковой игры с Су-джоком.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно — синхронно.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5–2 минуты), на фронтальных занятиях (2–3 минуты), на индивидуальных занятиях, кругах приветствия, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2–3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, дети сочетают артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т. п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су-Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су-Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су-Джок, особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82.
  3. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
  5. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения. — Иркутск, 2012.
  6. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно часто и диагностируется после пяти лет. По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику, способствует развитию полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая

Развивать речедвигательную координацию. — Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Использование инновационных приемов по развитию.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике

Горбунова Альфия Муллахматовна учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13 «Рябинка» г.Чайковский, Пермский край
(статью в формате MS_Word скачать 41KB)

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у нихнизкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы.

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.

Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в ДОУ.

Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.

С уверенностью можно сказать о том, что применяемый нами комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции: артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой,логопедический массаж и самомассаж, локальная контрастотермия, ДЭНС – терапия, биоэнергопластика.

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения с водой, с успехом применяемые нами в практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла.

Изучая рефлекторные связи языка, полости рта и головного мозга, учёные пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны, особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа – ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.

Активно используемый нами в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, комбинируем их и дополняем отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов, зубных щёток, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, мы автоматически стимулируем и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.

Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяем локальную контрастотермию (криотерапию) – поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и горячего яйца, обёрнутых в носовые платки.

С целью нормализации тонуса артикуляторных мышц эффективно используем ДЭНС – терапию. При применении этой физиотерапевтической процедуры намного сокращается срок постановки звуков и их автоматизация.

Читайте также:  Развитие речи на математике у детей с ЗПР

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Спланированная нами система мероприятий по активизации органов артикуляции с использованием нетрадиционных методов зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство, которое можно активно применять в логопедической практике.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

В статье говорится о том, что нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
netradicionnye_metodi_terapii..doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса ( который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел.

  • нормализовать мышечный тонус,
  • Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Ароматизированные лампы ( 3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из – под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии .

  • В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.
  • Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

  • Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.
  • Мятное повышает настроение.
  • Ромашковое – способствует запоминанию, успокаивает.
  • Розмариновое – улучшает память.
  • Эквалиптовое – устраняет утомляемость, сонливость.
  • Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.
  • Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.
  • Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.
  • Создавать положительный эмоциональный фон.
  • Стимулировать двигательные функции.
  • Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
  • Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений,
  • Ритмические движения под музыку,
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
  • Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,
  • На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. ( цветотерапия, светотерапия)

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый – повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

  • Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
  • Снять мышечную напряженность.
  • Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.
  • Развить активность, расширить жизненный опыт.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
  • Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
  • Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.
  • Расширить словарный запас
  • Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
  • Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко – произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во – первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во – вторых , в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В – третьих , в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал ,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Педразвитие

Автор: Насибуллина Гульнара Маратовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №35
Населённый пункт: город Октябрьский Башкортостан
Наименование материала: Конспект
Тема: “Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе с детьми с ОВЗ”.
Дата публикации: 02.03.2017
Раздел: дошкольное образование

приемов в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Последние несколько лет меня интересуют нетрадиционные приемы в логопедической

работе с детьми с ОВЗ, как способ преодоления речевой патологии. Что

Чтобы достичь положительных результатов и сделать занятия более занимательными и

увлекательными, я стала использовать такие нетрадиционные методы коррекции, как

биоэнергопластика, песочная терапия и марблс. Они применяются мною в комплексе с

традиционными методами работы.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы,

обучающие занятия. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, мы в наиболее

событиях и законах окружающего мира(слайд 2)

Игры для развития диафрагмального дыхания

«Выровняй дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной

струёй выравнивает дорогу перед машинкой..

«Помоги зайцу». В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы

лиса не обнаружила

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Создать отпечатками ладоней, кулачков, ребра ладоней всевозможные узоры на песке

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт

двигать в толще песка

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в

том же направлении

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в

том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко

похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать

по песку, оставляя следы.

«Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку.

– «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку

– «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или

легко отшлепывая по песку ладошками

Формирование слоговой структуры слова.

«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем с таким же

количеством придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов,

(квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

– «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их

читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

– «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с

одним слогом), пропустив первую, последнюю букву

Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени

Обучение чтению и печатанию букв. «Добавь деталь», «Прочитай».

Развитие связной речи.

Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке

игрушке (животные, предметы, герои сказок)..

Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный,

творческий, с проблемным сюжетом).

Выводы. Благодаря использованию игр с песком, у детей с нарушением речи возрастает

интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными и сами

занятия проходят более увлекательно и интересно. Играя с песком, ребенок освобождается

от напряжения и беспокойства.

Использование стеклянных камушков «Марблс»

Передо мной стояла задача с помощью

нетрадиционных приемов развивать в детях

познавательную активность и познавательный интерес к окружающей действительности.

Поэтому я постоянно пытаюсь найти материал, который бы заинтересовывал детей, играя

с которым, дети улыбаются, радуются.

разнообразные по форме, цвету, фактуре. Камешки Марблс вызывают у детей чувства

радости, стремление трогать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают

Задания которые я предлагаю детям.

1. Выложи по контуру. (слайд)

2.Звуко-буквенный анализ слов. 1.С какого звука начинается слово? Гласный он или

согласный(твёрдый или мягкий)?Какие ещё слова можно придумать с этим звуком? 2. На

каком месте находится заданный звук(в начале, середине, конце)? 3. Сколько в слове

гласных, согласных звуков?(слайд)

3. Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили

смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям

предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения

Цель: развитие тактильных ощущений, развитие умения выбирать предметы

отличающиеся от камешков «Марблс» (игрушки, буквы, цифры)

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и

придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук,

красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с

предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая

репка, жёлтое солнце, и т. д.

9.Игра “Гласная или согласная?” умения выделять первый (гласный или согласный)

Также я использую биоэнергопластику — новый, интересный, эффективный

и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Биоэнергопластика состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и

движений кистей рук.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой проводится только на

индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического

слуха, так как требует максимального сосредоточения на точных и синхронных движениях

рук и артикуляционных органов . Качество и продолжительность освоения

артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных

Для создания положительного настроя при выполнения гимнастики используются

придуманные герои перчаточного театра Чупа и Чупс.

артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод

дети воспринимают как игру.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка

его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Логопед,

демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями

обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями

обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата

А сейчас я вам покажу упражнения, которые я применяю. Желающие могу повторять за

мной. Молодцы, спасибо.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использованием биоэнергопластики.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики

способствуют привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что увеличивает

эффективность гимнастики, развитию артикуляционной, пальчиковой моторики,

координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. (слайд 18)

Использование в логопедической работе нетрадиционных методов оздоровления.

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

Использование в логопедической работе нетрадиционных методов оздоровления.

Подготовила: Овчинникова Л. А.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии.

Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук.

На мой взгляд, решить эти проблемы помогает комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика».

Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь. Биоэнергопластика – фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.

Систематизированный комплекс «Биоэнергопластика» разработан на основании методики А.Я. Ястребовой, О.Н. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи» в соответствии с лексическими темами.

Основная идея методики заключается в гармоничном соединении современных инновационных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.

Весь комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» направлен на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук), общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений с использованием нетрадиционных атрибутов: крышечек, губок, карандашей, эспандеров.

Для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношения и речи в целом, работа с детьми построена поэтапно, каждый из этапов выполняет индивидуальные задачи:

первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

стимулирует интеллектуальную деятельность;

развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

развивает артикуляционный аппарат;

формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Этапы внедрения системы игр и упражнений по биоэнергопластике.

На первом этапе знакомлю ребёнка со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняю сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки педагога. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

На втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики, показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку. Необходимо следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки, сидя перед зеркалом.

На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки.

Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения.

Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.

Упражнение «Футбол» – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Упражнение «Улыбка» – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

В упражнениях «Жало», «Змейка» – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

В упражнении «Лопаточка» – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

В упражнении «Чашечка» – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. В результате этого усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук.

Для преодоления трудностей в обучении и адаптации, необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности

В результате использования комплексов упражнений усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Упражнение «Ухо – нос». Левая рука – взяться за кончик носа, правая рука – взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечки» Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу (прямая проба) и от мизинца к указательному (обратная проба). Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения, следить за четкостью движений.

Упражнение «Лезгинка» Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.

Лазюк Т.С. Секреты звука «Л» (из презентации)

Матыкина И.А. Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Космос» -2011 (из презентации).

Суслова Е.А. Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

Читайте также:  Конспект НОД 'Путешествие в город игрушек'
Ссылка на основную публикацию