Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
didaktich._igry.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Поэтому, развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, то наилучших результатов в формировании правильной речи легче всего добиться, используя игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Специально подобранные дидактические игры, которые я использую в своей работе, помогают решить следующие задачи:

1.Развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление ).

2.Формируют у детей первоначальные навыки письма, чтения, счета.

3.Развивают фонематическое восприятие.

4.Закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

5.Расширяют словарный запас.

6.Развивают способность к анализу слов.

7.Формируют связную речь.

8.Прививают любовь к родному языку.

9.Закрепляют умение ориентироваться во времени (прошлое-настоящее – будущее; раньше – позже; сначала – потом).

10.Расширяют знания детей об окружающем мире.

11.Помогают подготовить детей к школе, и другие задач

Цель: Закреплять произношение звуков,

развивать фонематический слух, внимание и память;

совершенствовать звукобуквенный анализ слов.

«Герои русских сказок»

Цель: Научиться описывать животных по внешним признакам.

Закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше –позже; сначала – потом).

Закрепить понятие величины (больше –меньше, длиннее – короче);

Повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

Цель : Развивать зрительное восприятие;

«Делим слова на слоги»

Цель : Закреплять навыки слогового анализа;

знакомить с ударением в словах;

развивать память,внимание, мышление.

«Прочитай слово по первым буквам»

Цель: Закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа слов;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение выделять звук в словах.

Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.

Дети достают из мешочка предмет (муляж) и называют первый звук в названии предмета (тыква, помидор, кабачок и т.д.)

Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине тыкву» и т.д.

Игра «Рассели жильцов»

Цели: 1. Учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;

2. развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: гласные и согласные буквы, домики с красной и синей крышей.

Педагог: Ребята, поможем расселить новоселов в свои домики (домики с красной и синей крышей)

Команда девочек помогает расселить гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков – согласные буквы (синего цвета).

Игра «Птичий рынок»

Цели: 1. развивать звукобуквенный анализ;

2. учить правильно произносить звук.

Оборудование: игрушки животных.

Перед детьми – игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.

Например: «Придумай кличку собаки на звук «Т» (Тузик, Тарзан и др.),

на звук «ТЬ» (Тяпа, Тепа и др.).

Кроме дидактических игр на занятиях по формированию правильной речи используются и другие занимательные игры, задания и упражнения.

Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое, и так – до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живых людей, птиц, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать слова, обозначающие живые предметы, затем – неживые.

«Слово за словом»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на звук «к». Первый игрок начинает, скажем, «Крокодил». Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое: «Крокодил, куница». Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: «Крокодил, куница, кот». Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игровыми темами могут быть растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»

Большой ключ – маленький ключик, большой дом – маленький домик, стул – стульчик, дерево – деревце, стол – столик, стул – стульчик и т.д.

Взрослый называет животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе, например: «Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.

Ребенку говорят: «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром (ветер, снег, дождь, солнце)?» При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Тот должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Ребенку говорят: «Назови другой предмет, такой же белый, как снег ( такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый как дыня и т.д.)» Он выполняет задание.

Ребенка просят сравнить по вкусу лимон и мед, лук и яблоко, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм.

Игры по обучению грамоте дошкольников и младших школьников.

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенный анализ,расширять словарный запас, развивать мыслительную деятельность.

Ход игры . Детям предлагаются слова-анаграммы, т.е.такие, из которых путем перестановки букв (звуков) можно получить новое слово (слова).

1-й вариант. « Звуковая чехарда».

1.Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили-

В утварь взяли превратили.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (АКТЕР – ТЕРКА)

2.Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА – ЛАПША )

3. Слова- невидимки

Слова-невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой веселой игры:

Запомни, все буквы из первого слова

Находятся также в составе второго,

Но, только,конечно, в порядке ином.

Слова притаились, но мы их найдем!

В синем небе СОКОЛ вьется,

Полный зерен, ——–С гнется. (КОЛОС)

В САЛАТ положим помидор.

В дорогу ———-С взял шофер. (АТЛАС)

СОСНА с горы глядит в долину,

—-С-С накачивает шину. (НАСОС)

КАРЕТЫ были с кучерами.

Модель – – К – – – склейте сами. (РАКЕТЫ)

Опасен КОРШУН для цыплят.

КАМЫШ у берега реки.

Забралась – – – К – в куль муки. (МЫШКА)

В синем небе СОКОЛ вьется.

Полный зерен, К- – – – гнется. (КОЛОС)

В котельной ТОПКА пышет жаром.

К – – – – такси помят ударом. (КАПОТ)

2-й вариант . «Звуковая арифметика».

Липа + нота = животное АНТИЛОПА

Том + вата = оружие АВТОМАТ

Кета + трон= мясное блюдо АНТРЕКОТ

Рыба + соки = фрукты АБРИКОСЫ

Кожа + ворон = полевая птичка ЖАВОРОНОК

Ров + поза = транспорт ПАРОВОЗ

Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком ПЕЛИКАН

Уста + боб = день недели СУББОТА

Вода + ринг = ягоды ВИНОГРАД

Тоска + пар + шов = молочный продукт ПРОСТОКВАША

Цель: развивать фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.

Ход игры : Стихи могут быть предложены детям для слухового или зрительного восприятия. Дети должны отгадать, какие слова в них задуманы.

1.Когда я – месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо Т в меня подставишь Ш , МАРТ-МАРШ

То под меня ты бодро зашагаешь!

2.С Д я к жидкости привык,

С З – огромный дикий бык. БИДОН-БИЗОН

3.С Л я слезы вызываю,

С Ж я по лесу летаю. ЛУК-ЖУК

4.С буквой Н , мои друзья,

Ничего не значу я.

Н на С перемените- НОЛЬ-СОЛЬ-МОЛЬ

Смело в суп меня кладите,

Не берите с буквой М :

Я пальто у вас проем.

5.С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актеру я нужна,

С С – для повара важна. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ

6.С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П – торчу, зачем – не знаю,

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной,

С Л – всегда и всем мешаю, ДЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ-ЛЕНЬ

Не дружите вы со мной.

7.С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С можешь в булочной купить, ЧАЙКА-ГАЙКА-МАЙКА-

С Ш – в бане себя мыть. ЛАЙКА-САЙКА-ШАЙКА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края.

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала .

Тематический план занятий.

В документе предоставлена система занятий по теме “Коррекционно – развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста”. Даны темы занятий, их.

Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Дата публикации: 24.06.2014 2014-06-24

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Храмцова Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 443-444. — URL https://moluch.ru/archive/69/11756/ (дата обращения: 28.02.2020).

Многие ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимо найти такие способы педагогического воздействия, которые будут направленны на активизацию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью. Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции младших школьников на уроках способствуют формированию у них желания учиться. Замечено, что при использовании на уроках, игр, путешествий создаются у учащихся разнообразные эмоциональные реакции. В процессе игры у ребят возникает сопереживание, радость, удивление, удовольствие. Они открывают в себе новые возможности, их чувства и мыслительные процессы активизируются.

Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Поэтому большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит дидактическим играм. Назначение дидактических игр — развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и закрепление знаний, приобретённых на уроках. Использование дидактических игр, игровых ситуаций, игровых упражнений, заданий, способны сделать учебную деятельность более значимой для учащихся, способствуют более успешному усвоению ими программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:

– средства развития мотивационно — потребностной сферы;

– средства развития произвольного поведения;

– средства развития умственных действий;

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание.

Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения); о порядке использования игрового материала; объяснение хода игры, распределение ролей, формирование команд; показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. В ходе игры учитель постоянно контролирует успешность её протекания. Между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Кто быстрее?», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Ластик», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши». Игра «Угадай-ка сказку» может начаться с прихода сказочных персонажей.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос игры «Кто как голос подаёт?», «Считай дальше», «Цепочка». Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать движение животных, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений

Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «Смекалистый», «Грамотей», «Знаток природы», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Использование дидактических игр, разнообразных игровых упражнений дают возможность учителю использовать имеющиеся у младших школьников знания, помогают выполнить большее количество заданий, активизировать творческое мышление и воображение, повысить мотивацию к учению.

Таким образом, в игре развивается то, от чего в последствие будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребёнка, а самое главное — успешность его социализации.

1. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе/ Воспитание и обучение № 3 1998

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

3. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М.: В. Секачев ТЦ «Сфера» 2007

4. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. М.: Бук-Мастер, 1999

6. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2001

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры — М., 1978
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва, 1987.

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения

САМОАНАЛИЗ 2008 – 2009 учебный год

“Использование коррекционно – развивающих

и игровых форм на начальных этапах

ПЕДАГОГ ВОСТРИКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий на основе дифференциации и индивидуального подхода.

Общая методическая тема:

Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения.

Личная тема по самообразованию:

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения»

2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

4. ВЫВОД ПО САМОАНАЛИЗУ

« Только то обучение хорошо

которое стимулирует развитие,

«ведёт его за собой», а не служит

просто обогащению ребёнка

новыми сведениями, легко

входящими в его сознание».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в школе 8 вида, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

Моя тема по самообразованию звучит так: «Использование коррекционно – развивающих и игровых форм на начальных этапах обучения».

Данную тему я выбрала не случайно. Проблема внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий на основе дифференциации и индивидуального подхода, волновала меня ещё на ранних этапах моей работы учителем начальных классов. У меня возникали определённые трудности в преподавании, обусловленные рядом причин:

-значительный рост детей со сложными комплексными типами отклонений; разными формами задержек психического развития, нарушениями опорно–двигательного аппарата;

– изменение в социальной жизни общества, что привело к увеличению числа детей с разными проблемами в поведении, в общении;

– большой процент асоциальных учащихся, не обладающих какой-либо толерантностью и коммуникабельностью и др.

Отсюда я делаю вывод, что в первую очередь, начиная работать с 1 классом, следует заняться развитием системы психодиагностики. Поэтому с первого дня поступления ребёнка в школу я очень внимательно изучаю и анализирую личное дело. Просматривая характеристики, отмечаю, прежде всего, их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер. Отмечается, что того-то ребёнок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось. Но для меня эта характеристика не отражает личность ребёнка и отправным пунктом в работе служить не может. Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс коррекционной работы можно только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того чего нет. Первое, что я делаю, начиная учебный процесс, выявляю то, чем обладает ребёнок, какими знаниями, как глубока его недостаточность. Учитель один не может сделать полную психолого-педагогическую диагностику, поэтому я работаю в тесном контакте с психологом, психоневрологом, логопедом и социологом. Отправным пунктом в данной работе, является совместная работа по оформлению медико – социального психолого – педагогического сопровождения учащихся. Сопоставляя данные обследования учащихся, определяю области наиболее нарушенных психических процессов. Вот теперь то и можно заняться разработкой и построением специальных педагогических приёмов, благодаря которым у учащихся формируются высшие психические функции, происходит развитие познавательных процессов, формирование толерантного поведения. Именно отсюда мой интерес к данной теме.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.

Под коррекционно – развивающей и игровой формой обучения понимается исправление или ослабление недостатков и содействие как можно большему приближению развития детей, имеющих недостатки в развитии к уровню развития нормальных школьников. Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки педагогом учебного процесса и от применения специфических приёмов обучения.

Процесс обуче6ния, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ 8 вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно направленным.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы на начальных этапах обучения, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы 8 вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.

3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:

«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный разряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Физкультминутка провожу в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных ( зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы). Стараюсь, чтобы выполнение было эмоциональным, с участием стихотворных текстов в ритме движений. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки Особое внимание уделяю выполнению специальных упражнений для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения я провожу вместе с общеразвивающими.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

– придумаем сказку ручками

– солнышко – вот помощники мои

– зайчики – в прятки мы играть хотим

– домик – вышел пальчик погулять

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе 8 вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья,

4. ВЫВОД ПО САМОАНАЛИЗУ

Проведя самоанализ по данной теме, делаю вывод:

Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

К сожалению, не возможно выразить развитие высших психических функций графиками или диаграммами. Слишком тонкая наука –психология! Но могу совершенно ответственно сказать, что результативность работы я наблюдаю в повышении уровня развития эмоционально – волевой сферы детей, уровня развития познавательных процессов, практически всех видов мышления. У детей моего класса заметно вырос словарный запас, первоклассникам ещё трудно, но они учатся общаться. Детей постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса. Успешно в этом учебном году прошла работа по социализации учащихся. Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми. Для Андриановой Ирины была составлена программа адаптации. Индивидуальная программа развития составлена на Родители Андриановой И, Рудиченко А, со слезами на глазах отмечают положительные результаты развития своих детей по социализации и общему развитию.

2 РУССКИЙ ЯЗЫК – 43%

3 МАТЕМАТМКА – 57%

4 РАЗВИТИЕ РЕЧИ – 57%

РУССКИЙ ЯЗЫК -3, 4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – 3,7

УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ – 100%

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого – педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача – непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая игра как метод обучения в коррекционной школе

В коррекционную школу дети направляются городской или районной ПМПК в связи с проблемами в развитии. При поступлении в школу они проходят комплексное медико-педагогическое обследование, в котором принимают участие психолог, логопед и дефектолог. При обследовании устанавливаются этиология и клинические проявления аномалии развития, уровень психического развития ребенка, выясняется, где и как ребенок обучался до настоящего момента.

Как показывают анамнестические данные, причинами дизонтогенеза ЦНС являются генетические, пренатальные, натальные и постнатальные нарушения. У всех детей отмечается отставание психомоторного развития уже в дошкольном возрасте. Однако часть детей посещают массовый детский сад и, несмотря на трудности усвоения предлагаемого материала, направляются в массовую школу, где трудности увеличиваются. Дети дублируют классы начальной школы, переводятся в классы коррекции, обучаются в санаторной школе и при нарастающих трудностях обучения и личностных особенностей направляются на психолого-медико-педагогическую консультацию, а затем в специальную школу. Другая часть детей в дошкольном возрасте посещает логопедический детский сад и затем массовую школу. В массовой школе возникают трудности в обучении грамоте и другим предметам, особенно математике, что также становится причиной перевода детей в специальную школу. И только небольшая часть детей воспитывается в дошкольном возрасте дома или в специализированных учреждениях для умственно отсталых и затем направляется во вспомогательную школу для дальнейшего обучения.

При психоневрологическом обследовании выявляется полиморфная неврологическая симптоматика в виде умеренной гидроцефалии, парезов различной степени выраженности, отсутствия доминантности ведущей руки, несформированности мелкой моторики, расстройства координации. У некоторых детей отмечают гиперкинезы, нарушения равновесия, эндокренопатии и другие неврологические симптомы, указывающие на остаточные явления органического поражения центральной нервной системы. На этом фоне у многих детей выявляется недостаточное представление о схеме тела, страдает пространственное восприятие окружающей среды (например не умеют рисовать дом, человека, дерево) отсутствует четкость ощущений и восприятия предметов. Обращает на себя внимание повышенная истощаемость, нестойкость активного внимания, недостаточность памяти и логического мышления, поверхностная эмоциональная оценка ситуации, плохо регулируемое поведение (частые аффективные вспышки, драки). Речевое развитие у всех детей характеризуется скудным словарным запасом, несформированностью фразовой речи, затруднением пересказа. У многих детей отмечаются и специфические лексико-грамматические и фонетико-фонематические расстройства, проявляющиеся в устной и письменной речи.

Несформированность психической деятельности детей проявляется в ограниченном запасе общих понятий и трудностях логических операций при выполнении простейших речевых и неречевых заданий. Программный материал массовой школы оказывается неусвоенным, интереса к учебе нет. Дети часто пропускают занятия в школе без уважительной причины, бродят по городу, играют на автоматах и т.д.

Проблемы в развитии и обучении связаны с поражением центральной нервной системы, лечение которой, так же как коррекцию нарушений, необходимо начинать с раннего возраста. Патологические факторы, влияющие на формирование нервной системы ребенка, сказываются и на развитии психомоторных функций. Использование коррекционно-развивающих игр направлено на компенсацию пострадавших отделов мозга, формирование новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.

Игровой процесс, важный в познавательном плане для детей дошкольного и школьного возраста, приобретает особое значение для детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения являются частью общей программы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания, полученные на предметных уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. Используемый наглядно-действенный игровой материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий.

Коррекционно-развивающие игры имеют многопрофильный характер: они могут служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовывать и направлять деятельность ребенка в плане формирования моторных функций – двигательных умений, координации движений, глазомера, меткости, мелкой моторики. В процессе занятий дети учатся видеть цвет и форму, определять величину и направление (право-лево). Такие занятия благотворно сказываются на общем и физическом развитии, улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности.

Ниже помещены некоторые рекомендации по проведению коррекционно-развивающих игр.

1. Коррекционно-развивающие игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера.

2. В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и травматизма.

3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей.

4. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.

5. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребенку надо приложить усилие, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.

6. Педагог использует игры в воспитательных целях: учит детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучает к бережному обращению с игровым материалом, к порядку в игровой комнате.

7. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя.

8. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития.

9. При организации игр педагог объединяет детей в группы с учетом их психомоторного и физического развития; с детьми, страдающими тяжелыми моторными нарушениями, занятия проводит индивидуально. Если занятие проходит со всем классом, то в нем принимает участие не только игротерапевт, но и учитель.

Коррекционно-развивающие игры делятся на две группы в зависимости от того, в какое время и в каких условиях они проводятся. К первой группе относятся игры, которыми дети могут быть заняты во внеурочное время во дворе или в кабинете. Ко второй группе отнесены игры, используемые игротерапевтом в учебное время в специально подготовленной для таких занятий кабинете.

Первая группа коррекционно-развивающих игр

1. Игры на свежем воздухе.

Эти игры могут быть использованы как зарядка до начала занятий. Они направлены на включение в деятельность общей моторики.

Асфальт перед зданием школы разрисовывается яркими змеевидными лентами, чтобы дети в хорошую погоду могли поупражняться в ходьбе приставным шагом (пятка переступающей ноги касается пальцев опорной ноги). Приставной шаг разучивается предварительно на занятиях.

Здесь же на асфальте нарисованы классики из расположенных определенным образом квадратов, лабиринт. Стрелки указывают направление движения, обозначены запрещающие знаки. Далее нарисованы концентрические окружности для игры с мячом. Эти игры можно проводить и после занятий. Спортивная площадка перед школой оборудована различными спортивными снарядами для старших школьников.

2. Игры в помещении школы.

В кабинете установлено “беличье колесо”. Дети охотно занимаются на этом снаряде. Опираясь руками на кронштейн, ребята быстро переступают ногами, заставляя вращаться барабан тренажера. Это хорошая разминка для ног.

Учащиеся могут отрабатывать точность движений, набрасывая мягкие и жесткие кольца на стержни, укрепленные на стенде. Здесь также возможно соревнование друг с другом, что у детей всегда вызывает особый интерес.

На одной из стен кабинета закреплен красочный стенд “Воланоброс”, тренирующий не только ловкость и точность движений (воланчиком надо попасть в кружок с цифрой определенного цвета), но и устный математический счет со сложением (если воланчик попадает в красную цифру) и вычитаем (если воланчик попадает в кружок с цифрой черного цвета).

Использование различных коррекционно-развивающих игр в свободное от занятий время создает у детей хорошее настроение, они охотнее идут в школу, на уроках активнее воспринимают учебный материал.

Вторая группа коррекционно-развивающих игр

Ко второй группе коррекционно-развивающих игр относятся занятия, проводимые во время уроков с детьми начальной школы. Эти занятия проводятся с группой и индивидуально с детьми, отличающимися сложными психомоторными и речевыми нарушениями. Все игры начинаются с простых заданий, которые постепенно, в зависимости от возможностей учащихся, усложняются. Поскольку у этих детей недостаточно сформирован процесс познания (страдают ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), все задания направлены не только на коррекцию моторных, но и психических функций.

Одной из таких игр является игра “Паровозик”. Цель игры – научить детей различать основные цвета и считать до 10. Для игры нужно иметь паровозик и 10 вагончиков, размерами 20х30 см, таблички с порядковыми номерами от 1 до 10. Начинается игра с рассматривания вагончиков: определяется их цвет, цвет колес, продольных полос. Дети сравнивают вагончики по этим признакам. Затем ставится состав: надо поставить рядом по два вагончика одинакового цвета, отличающиеся цветом колес, или поставить вагончики так, чтобы рядом не было одинаковых и т.д. Занятия повторяются многократно, пока дети не научатся видеть различия. Дети поочередно исполняют роль машиниста, имитируют звуки, издаваемые паровозом (все остальные участники игры повторяют эти звуки, перемещая свои вагончики за паровозом). Более сложным является второй вариант работы, когда каждый участник игры должен найти и прикрепить табличку с цифрой, соответствующей порядковому номеру его вагончика в составе. Затем дети меняют вагончики местами и заменяют таблички; перевертывают цифрами вниз все таблички с номерами (задача в том, чтобы цифру узнать); каждый выбирает себе табличку с цифрой, и дети строят состав, располагая вагончики согласно выбранному номеру. Участвуя в этой игре, школьники запоминают цвета, их названия, учатся видеть различия между вагонами, производят счетные операции – все это помогает школьному обучению.

Для формирования целенаправленного внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти и логического мышления были предложены такие игры, как “Собери коврик” и “Собери рыбку”. Поделочным материалом для изготовления оборудования служит линолеум или фанера.

В игре “Собери коврик” предлагается квадрат с геометрическим орнаментом, вырезанный из линолеума (без подкладки) и разрезанный на части по линиям, образующим рисунок. Здесь возможны несколько вариантов: коврик разрезан на большие части, при сборке разрешается смотреть на образец (неразрезанный квадрат); коврик разрезан на более мелкие, составляющие геометрический орнамент части, сборка ведется по образцу; из частей разрезанного коврика предлагается собрать новый коврик с другим геометрическим рисунком. При затруднении ученик сначала собирает коврик с помощью взрослых, а затем пытается выполнить задание самостоятельно.

В игре “Собери рыбку” предлагается вырезанная из 10-милиметровой фанеры плоская фигура рыбы длиною 800 мм, разрезанная на 6 произвольных частей. Из разрезанных частей надо собрать рыбу. Лучше иметь две фигуры, тогда участники игры могут соревноваться. Побеждает тот, кто быстрее справится с работой.

Выполнять задание можно по образцу и без образца в зависимости от возможностей ребенка. Задача относительно простая, если рыба расписана только с одной стороны. Но если рыба с обеих сторон покрашена в один и тот же цвет или одинаково расписана прямыми и волнистыми линиями, то задание получается трудным, так как случайно перевернув какую-нибудь часть, получают ее зеркальное отображение, что путает детей и усложняет работу.

Для развития координированных действий и мелкой моторики рук предлагаются такие игры, как “Подними якорь” или “Соревнование рыболовов”. Это игры подвижные, эмоциональные. Участие в них принимает вся группа.

Для коррекции опорно-двигательной системы, пространственных представлений, равновесия, глазомера, координации движений, внимания, памяти используются такие тренажеры, как “гимнастические рамки”, спасательные круги, гимнастическая скамейка и другие.

Развивающие игры представляют собой сложный комплекс занятий, рассчитанный на детей разного возраста, с различными психомоторными возможностями, обучающихся в специальной школе.

Работая с детьми по этим методикам, мы могли отметить значительное улучшение в общем физическом, психомоторном и речевом развитии. Дети стали более активными, улучшилась координация движений, деятельности ведущей руки, увеличился запас общих понятий, более верным стало представление о схеме тела. В игровом процессе у малоговорящих детей проскальзывали слова, выученные на логопедических занятиях и не находившие ранее своего применения. Все это указывает на большую реабилитационную значимость коррекционно-развивающих игр, используемых в школе как метод обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

В арсенале игротерапевта имеются игры, использование которых поможет научить детей различать цвет и форму геометрических фигур, считать в пределах 25 единицами и пятерками, находить место числа в математическом ряду; игры, которые развивают внимание, память, пространственные представления, мышление, речь, формируют координацию движений пальцев и кистей рук. Эти игры проводятся с помощью пособия, носящего название “Универсальный развивающий стенд”. Задания, выполняемые на стенде, с успехом могут быть использованы не только в игровом процессе, но и на учебных занятиях, – к ним охотно прибегают учителя – предметники.

1. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие. Санкт-Петербург. “Детство-Пресс”, 2005.

2. Шипицына Л.М. Методическое руководство для учителя (примерные темы занятий). Санкт-Петербург. Издательство “Союз”, 2004.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников

Данная система была разработана для подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направленных на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что способствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планированием (задания № 8, 9, 10, И можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной ведущей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекомендуются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот материал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, синкинезии, гиперкинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разработаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ребенка умений оперировать сенсорными эталонами.

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, синтеза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.

К 6 —7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отсталые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запушенные дети, имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими умениями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, — только психологами и дефектологами.

Задание 1. Продолжи узор.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор. Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.

Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие внимания.

Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец. Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны»

Задание 3. Помоги Незнайке найти шляпу.

Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.

Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети будут использовать яркий фломастер.

Задание 4. Соедини точки.

Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки.

Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.

Задание 5а. Соедини точки по образцу

Задание 56. Соедини точки по образцу (Разработано для лево-руких детей )

Цель формирование точности и плавности движений руки при про ведении прямых и зигзагообразных линий

При выполнении этих заданий (рис 5 а, 6) дети не должны пользоваться линейкой и другими вспомогательными инструментами При желании педагог может познакомить детей с названиями линий

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки Время выполнения 2 мин По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку Педагог должен обязательно похвалить тех детей, которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркну тыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в следующий раз все выполнят это задание хорошо При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции пе дагога

Задание 7a. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

Задание 76. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис.76) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недостающие детали.

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 76) Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочке.

Рис. 8а

Задание 86. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)

Задание 8в. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей с расходящимся косоглазием.)

Цели: 1) закрепление умения узнавать геометрические фигуры (звезду круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)

Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Треугольники, прямоугольник, круги, звездочка.)

Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.

Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.

Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.

Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания педагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).

Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квадратиках поставь номера (рис. 10).

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на самого маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Задание 11. Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась самый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометрические формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.

Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ориентировки на листе бумаги.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)

Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.

Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)

Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)

После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры. Педагог может усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

Задание 12а. Зачеркни лишнее (рис. 12а). Объясни свой выбор.

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).

Задание 126. Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.

Рис. 126 Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овощи).

Задание 13. Раскрась лишнее животное (рис. 13).

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».

Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на картинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так решили.

Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).

Задание 14а. Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры (рис. 14а).

Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)

Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хватает в этом ряду? (Круга.)

Рис.15

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, устанавливать связи между предметами.

Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).

—Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).

Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (правое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.

—Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номера, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого яблока)?

Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников

В повседневной жизни со словом «игра» у людей ассоциируется что- то несерьезное, развлекательное. Однако это не так, о значении

Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников

Другие дипломы по предмету

«Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников»

СОДЕРЖАНИЕ

игра познавательный дидактический дошкольный

1. История разработки теории игры. История игры

1.1 Суть игровой деятельности. Функции игровой деятельности

1.2 Секрет привлекательности игрового процесса для детей

1.3 Роль игровых приемов в образовательном процессе

1.4 Правила организации дидактических игр на занятиях. Руководство играми

2. Применение игровых технологий в учебном процессе на практике

2.1 Подготовка к эксперименту

2.2 Подбор материала для эксперимента. Организация эксперимента

2.2.1 Игры на отработку счета в пределах десяти

2.2.2 Игры для обучения сложению и вычитанию в пределах 10

2.3 Результаты исследования

2.4 Игровые технологии в процессе обучения в начальной школе

2.5 Игры на уроках в первом классе

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работы

В повседневной жизни со словом «игра» у людей ассоциируется что- то несерьезное, развлекательное. Однако это не так, о значении игры в процессе развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединённых Наций признала и провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Игрой как выдающейся человеческой особенностью интересуются специалисты в областях психологии и философии. Также специалисты в области педагогики и методики преподавания, уделяют большой интерес играм дошкольников и младших школьников (А.И. Сорокина, Н.М. Конышева и др.). Такой неугасающий интерес к игровой деятельности связан с тем, что педагоги рассматривают игру, как важнейший инструмент обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский осуществили ряд исследований по игровой деятельности дошкольников. Игровую деятельность младших школьников рассматривали: В.М. Григорьев, Г.П. Щедровицким и др.

Но, несмотря на это, игровая деятельность в обучении дошкольников и младших школьников, до сих пор не является обязательной частью нормативов обучения.

В современной школе актуальность игры возрастает, так как в игровой форме дети легче и лучше усваивают новую информацию, повторяют и закрепляют пройдённый материал.

Перенасыщенность информацией социальной среды, в которую попадает современный ребенок, также повышает актуальность дидактической игры. Телевидение, радио, интернет, видео ежедневно обрушивают на детей огромный поток информации в котором сложно ориентироваться. Задача педагога научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации, развить самостоятельную оценку получаемой информации, умение отбирать нужную информацию. Дидактическая игра является одной из форм деятельности, способствующей к формированию навыков озвученных выше, также способствует практическому их использованию на уроке и во внеурочное время.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных программ обучения в современную школу и в заведения дошкольного образования, реализующих принцип гуманности, развитие потенциальных способностей каждого учащегося. Не случайно в современной системе образования возрастает роль практических знаний и умений в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Ориентир педагогического процесса на возрастную детскую психологию и индивидуальные качества учеников, определяют уровень обучения и воспитания в школе и в заведениях дошкольной подготовки. Такой подход, предполагает развитие творческих способностей учащихся, развитие индивидуальных потенциальных навыков детей, своевременную помощь при отставании в учебе. Такой подход особенно важен в младших классах школьного обучения, так как именно в них ведущей деятельностью становится учебный процесс, в лоне которого формируются личные качества ребенка, психические свойства, самооценка, познавательные процессы и отношение к себе, как к субъекту познания.

Вышеописанный подход возможно осуществить только с помощью дидактической игры в процессе обучения. Таким образом, мы получаем плавную смену деятельности ребенка (от игровой в дошкольном возрасте к учебной деятельности в младших классах школы.).

Естественной и гуманной формой для детей дошкольного и младшего школьного возрастов является игра.

В игровой форме педагог дает детям материал в том виде в котором ребенку будет наиболее удобно его воспринимать.

Цель исследования

Исследование познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста при изучении нового материала, преподаваемого с использованием игровых технологий.

Объект исследования

Познавательная деятельность учеников при изучении нового материала.

Предмет исследования

Игровые приемы, как форма организации и проведения познавательной (учебной) деятельности учащихся.

Гипотеза исследования

Применение дидактических игр при изучении нового материала детьми способствует активизации познавательной деятельности, более легкому восприятию нового материала, что повысит качество и прочность усвоения информации и приведет к более осмысленной познавательной деятельности учащихся, если дидактические игры будут соответствовать ряду требований:

Соответствие возрасту детей;

Соответствие изучаемому учебному материалу;

Использование в сочетании с другими методами и приемами при изучении нового материала;

Соответствие познавательным возможностям учащихся и их интересам.

Задачи исследования

Провести теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы, с целью выявления сущности игровой деятельности и ее роли в познавательной деятельности учащихся дошкольного и младшего школьного возрастов.

Обосновать роль дидактических игр в процессе организации и проведения познавательной деятельности учащихся, опираясь на педагогическую, психологическую и философскую литературу.

Изучить и выявить методологические и педагогические основы применения дидактических игр.

Отобрать дидактические игры, которые наиболее успешно активизируют познавательную деятельность учащихся, а также наиболее успешно используются педагогом при изучении нового материала.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для дальнейших исследований, посвященных роли игровых приемов в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит введения, теоритической части, практической части, заключения и библиографии.

В теоретической части проанализирована педагогическая, философская, психологическая литература, посвященная роли использования дидактических игр в обучении детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В практической части дипломной работы представлен анализ по проведению практического исследования.

1. ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ ИГРЫ. ИСТОРИЯ ИГРЫ

Нагляднее рассмотреть развитие теории игровой деятельности поможет экскурс в историю становления детской игры.

Люди давно заметили удивительную способность детей обучатся легко и непринуждённо посредством игры, так появились первые развивающие игры, ныне известные нам, как дидактические.

Ученые всего мира полагают, что в первобытном обществе игры, в том понимании, в котором она существует сейчас, не было, так как дети рано включались во взрослую жизнь. Несмотря на это, взрослым нужно было обучать будущих охотников и земледельцев, взрослые стали изготавливать точные копии орудий труда, но приспособленные для детей, что бы формировать необходимые навыки у ребенка. Возникли игры-упражнения.

Со временем, ранний детский труд стал исчезать, а на его место пришли игрушки, напоминающие орудия труда взрослых, а с ними и ролевая игра.

Ребенок, играя, овладевает разными видами человеческой деятельности, проявляет свои индивидуальные качества, познает окружающий мир. В игровой деятельности дети совершенствуют свои качества и умения.

Мир детских игр, в той или иной мере, вбирает в себя опыт и традиции своего народа.

Одни из самых ранних обучающих игр возникли в Древней Греции, в частности в процессе обучения подростков традиционно использовались игровые соревнования в ораторском искусстве и риторики, что также выявляло и совершенствовало лидерские качества.

В России обучающие игры появились достаточно давно. Первые «дидактические» игры придумал простой народ. Классикой русской народной обучающей игры стали такие игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки» и многие другие. 1

Стали создаваться развивающие игрушки и игры, характерные для каждого народа в частности, несущие в себе черты культуры народа.

Самое раннее систематическое определение детской игры принадлежит русскому ученому Е.А. Покровскому. Он пишет, что для каждого народа слово «игра» имеет свое значение, например у римлян «игра» означала радость, веселье, у древних греков-основной вид деятельности ребенка, в конечном счете, на всех европейских языках «игра» стала означать процесс, затрагивающий обширный род деятельности, приносящий радость.

Игровая деятельность, как специфическая черта человеческого поведения привлекает к себе внимание не только педагогов, психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игровые технологии получили большое внимание в работах многих ученых.

Например, В своей статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л.С. Выгодский пишет, игра не является преобладающей формой деятел

Читайте также:  Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике
Ссылка на основную публикацию