Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Аннотация: Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно- педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся:

  • аромотерапия,
  • пескотерапия,
  • воскотерапия,
  • хромотерапия,
  • пуговичная терапия,
  • су-джок терапия.

Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания.

Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: пескотерапию, пуговичную терапию, а также использовать дидактические игры, изготовленные из бросового материала.

Эти игры я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на разных этапах: для проведения артикуляционной или пальчиковой гимнастики, для автоматизации и дифференциации звуков, для формирования связной диалогической и монологической речи, для обогащения словаря, для формирования лексико- грамматических категорий и развития фонетика- фонематических процессов.

Почему же я обратилась к бросовому материалу?

  1. Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой.
  2. Во-вторых: все предметы до боли знакомы как взрослым так и детям.
  3. В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.)
  4. И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога.

Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением.

Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей.

То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста.

От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения. В шесть- семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка.

Я познакомлю вас с дидактическими играми и пособиями, которые были изготовлены из бросового материала как совместно с детьми, так и лично мною.

«Весёлый Клёпа»

Цели : развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Использую во время показа нового артикуляционного упражнения. В дальнейшем дети играют с Клёпой самостоятельно, отрабатывая артикуляцию.

«Волшебная поляна»

Цели : способствует развитию мелкой моторики, связной речи, словообразованию.

Отрабатываются предлоги, падежные формы личных местоимений, временные представления.

«Юные шифровщики» (принцип игры «Морской бой»)

Цели : развитие логического мышления и воображения; формирование звуко-буквенного восприятия, координации и зрительной ориентации.

Используются буквы, цифры, предметы-заменители, предметные картинки, пиктограммы. В начале обучения педагог помогает детям в пиктографировании, затем сами придумывают символы к предметам, их действиям. Зашифровать можно слово, фразу, предложение, пословицу, чистоговорку, загадку и т.д. Уровень сложности задания определяется возрастными и умственными способностями ребёнка.

«Теремок с секретом» (секрет в дополнительных балкончиках)

Цели: формирование звуко-буквенного анализа слова; формирование слогового анализа слова; обучение послоговому чтению; закрепление визуального образа букв.

Мария Валентиновна Тайницкая,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 587 ДО №1,
г. Москва

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
didaktich._igry.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Поэтому, развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, то наилучших результатов в формировании правильной речи легче всего добиться, используя игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Специально подобранные дидактические игры, которые я использую в своей работе, помогают решить следующие задачи:

1.Развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление ).

2.Формируют у детей первоначальные навыки письма, чтения, счета.

3.Развивают фонематическое восприятие.

4.Закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

5.Расширяют словарный запас.

6.Развивают способность к анализу слов.

7.Формируют связную речь.

8.Прививают любовь к родному языку.

9.Закрепляют умение ориентироваться во времени (прошлое-настоящее – будущее; раньше – позже; сначала – потом).

10.Расширяют знания детей об окружающем мире.

11.Помогают подготовить детей к школе, и другие задач

Цель: Закреплять произношение звуков,

развивать фонематический слух, внимание и память;

совершенствовать звукобуквенный анализ слов.

«Герои русских сказок»

Цель: Научиться описывать животных по внешним признакам.

Закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше –позже; сначала – потом).

Закрепить понятие величины (больше –меньше, длиннее – короче);

Повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

Цель : Развивать зрительное восприятие;

«Делим слова на слоги»

Цель : Закреплять навыки слогового анализа;

знакомить с ударением в словах;

развивать память,внимание, мышление.

«Прочитай слово по первым буквам»

Цель: Закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа слов;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение выделять звук в словах.

Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.

Дети достают из мешочка предмет (муляж) и называют первый звук в названии предмета (тыква, помидор, кабачок и т.д.)

Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине тыкву» и т.д.

Игра «Рассели жильцов»

Цели: 1. Учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;

2. развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: гласные и согласные буквы, домики с красной и синей крышей.

Педагог: Ребята, поможем расселить новоселов в свои домики (домики с красной и синей крышей)

Команда девочек помогает расселить гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков – согласные буквы (синего цвета).

Игра «Птичий рынок»

Цели: 1. развивать звукобуквенный анализ;

2. учить правильно произносить звук.

Оборудование: игрушки животных.

Перед детьми – игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.

Например: «Придумай кличку собаки на звук «Т» (Тузик, Тарзан и др.),

на звук «ТЬ» (Тяпа, Тепа и др.).

Кроме дидактических игр на занятиях по формированию правильной речи используются и другие занимательные игры, задания и упражнения.

Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое, и так – до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живых людей, птиц, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать слова, обозначающие живые предметы, затем – неживые.

«Слово за словом»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на звук «к». Первый игрок начинает, скажем, «Крокодил». Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое: «Крокодил, куница». Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: «Крокодил, куница, кот». Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игровыми темами могут быть растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»

Большой ключ – маленький ключик, большой дом – маленький домик, стул – стульчик, дерево – деревце, стол – столик, стул – стульчик и т.д.

Взрослый называет животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе, например: «Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.

Ребенку говорят: «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром (ветер, снег, дождь, солнце)?» При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Тот должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Ребенку говорят: «Назови другой предмет, такой же белый, как снег ( такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый как дыня и т.д.)» Он выполняет задание.

Ребенка просят сравнить по вкусу лимон и мед, лук и яблоко, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм.

Игры по обучению грамоте дошкольников и младших школьников.

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенный анализ,расширять словарный запас, развивать мыслительную деятельность.

Ход игры . Детям предлагаются слова-анаграммы, т.е.такие, из которых путем перестановки букв (звуков) можно получить новое слово (слова).

1-й вариант. « Звуковая чехарда».

1.Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили-

В утварь взяли превратили.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (АКТЕР – ТЕРКА)

2.Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА – ЛАПША )

3. Слова- невидимки

Слова-невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой веселой игры:

Запомни, все буквы из первого слова

Находятся также в составе второго,

Но, только,конечно, в порядке ином.

Слова притаились, но мы их найдем!

В синем небе СОКОЛ вьется,

Полный зерен, ——–С гнется. (КОЛОС)

В САЛАТ положим помидор.

В дорогу ———-С взял шофер. (АТЛАС)

СОСНА с горы глядит в долину,

—-С-С накачивает шину. (НАСОС)

КАРЕТЫ были с кучерами.

Модель – – К – – – склейте сами. (РАКЕТЫ)

Опасен КОРШУН для цыплят.

  • – – – – К прочнее, чем шпагат. (ШНУРОК)

КАМЫШ у берега реки.

Забралась – – – К – в куль муки. (МЫШКА)

В синем небе СОКОЛ вьется.

Полный зерен, К- – – – гнется. (КОЛОС)

В котельной ТОПКА пышет жаром.

К – – – – такси помят ударом. (КАПОТ)

2-й вариант . «Звуковая арифметика».

Липа + нота = животное АНТИЛОПА

Том + вата = оружие АВТОМАТ

Кета + трон= мясное блюдо АНТРЕКОТ

Рыба + соки = фрукты АБРИКОСЫ

Кожа + ворон = полевая птичка ЖАВОРОНОК

Ров + поза = транспорт ПАРОВОЗ

Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком ПЕЛИКАН

Уста + боб = день недели СУББОТА

Вода + ринг = ягоды ВИНОГРАД

Тоска + пар + шов = молочный продукт ПРОСТОКВАША

Цель: развивать фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.

Ход игры : Стихи могут быть предложены детям для слухового или зрительного восприятия. Дети должны отгадать, какие слова в них задуманы.

1.Когда я – месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

Коль вместо Т в меня подставишь Ш , МАРТ-МАРШ

То под меня ты бодро зашагаешь!

2.С Д я к жидкости привык,

С З – огромный дикий бык. БИДОН-БИЗОН

3.С Л я слезы вызываю,

С Ж я по лесу летаю. ЛУК-ЖУК

4.С буквой Н , мои друзья,

Ничего не значу я.

Н на С перемените- НОЛЬ-СОЛЬ-МОЛЬ

Смело в суп меня кладите,

Не берите с буквой М :

Я пальто у вас проем.

5.С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актеру я нужна,

С С – для повара важна. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ

6.С буквой Д вперед шагаю

От зари и до зари.

С П – торчу, зачем – не знаю,

С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной,

С Л – всегда и всем мешаю, ДЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ-ЛЕНЬ

Не дружите вы со мной.

7.С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С можешь в булочной купить, ЧАЙКА-ГАЙКА-МАЙКА-

С Ш – в бане себя мыть. ЛАЙКА-САЙКА-ШАЙКА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края.

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала .

Тематический план занятий.

В документе предоставлена система занятий по теме “Коррекционно – развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста”. Даны темы занятий, их.

Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Обзор литературы по теме: «Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии»

Содержимое публикации

СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5»

Обзор литературы по теме:

«Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии»

Выполнила: Тарановская Н.В.

Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии.

Актуальность проблемы использования коррекционно-развивающих игр в процессе детей с нарушением интеллекта обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке приёмов и методов обучения детей с нарушением интеллекта.

Игра – основная деятельность детей. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки. Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Список литературы, который можно использовать при работе с такими детьми.

Лучшие игры для детей от 2 до 7/ Сост. Акимова Г. Е., Фёдорова Е. В., Яковлева Е. Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил.

Книга представляет собой сборник игр и творческих занятий для детей дошкольного возраста. Авторы – профессиональные детские психологи – предлагают игры, направленные на развитие различных навыков и умений ребёнка. Представлены игры на развитие чувств восприятия мира, игры на развитие внимания и наблюдения, игры на развитие творческих способностей, игры на развитие кругозора, памяти, речи, игры на развитие навыков общения. В книге 365 игр:

Подвижные игры развивают координацию движений, ловкость, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Игры на воде учат расслаблять мышцы, успокаивают ребёнка.

Игры на развитие чувств восприятия мира улучшают слух, зрение, осязание, обоняние ребёнка.

Игры на развитие внимания, наблюдения помогут управлять собой.

Игры на развитие кругозора, мышления, памяти, речи – помогут освоиться в окружающем мире.

Игры на развитие творческих способностей – насыщают жизнь положительными эмоциями.

Примеры некоторых игр, представленных в книге:

«Песок – всегда интересно».

Предложите ребёнку закопаться руками в песок. Нужно пощупать песок, соединить руки в песке и т. д.

«Разложи по кучкам»

Надо: 15 разных предметов или картинок

Разложите по кучкам картинки (животные, геометрические фигуры, растения и т.д.). Спросите, почему именно эти предметы оказались в одной кучке.

Надо: большая кукла, ванна с водой.

Дать куклу и попросить помыть каждую часть её тела. Спросить их названия.

«Лепим из теста» (мука, соль, растительное масло, вода, миска)

«Картины из листьев» (листья разной формы, краски, кисточка, бумага для рисования)

Фигурки из репейника» (репейник)

Из репейника можно сделать фигурки людей или зверей. Развивает моторику рук, воображение.

«Собери палочки» (10 палочек от эскимо или 10 пластмассовых соломинок)

Пусть ребёнок зажмёт их в кулак и бросит на стол, затем соберёт их по одной, стараясь не задеть рядом лежащую.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991, – 207 с., ил.

Представленные в книге игры направлены на развитии умственных, волевых и творческих способностей, воспитание у них культуры общения в совместной деятельности.

«Закрой окошко». Дети учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Предлагается вставить фигуру в нужное отверстие.

«Мешочек, впусти!». Игры на расширение активного словаря. Нужно доставать из мешочка мелкие предметы или картинки с изображением предметов и спрашивать, для чего они нужны.

3.Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/ М. А. Якубович, О. В. Преснова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 288 с., ил.

Учебное пособие призвано оказать методическую помощь педагогам (студентам, воспитателям, методистам ЛФК, тренерам, учителям физической культуры, преподавателям ритмики, логопедам, психологам и другим специалистам) в их практической деятельности, направленной на исправление речевых нарушений школьников-логопатов.

«Меткий бросок» – нужно попасть мячом в цель (можно использовать кегли и мешочки).

Также в книге представлена дыхательная гимнастика.

4.«Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, – 160 с.

Книга знакомит с основными принципами организации и содержанием психолого-педагогической диагностики школьников с множественными (сложными) нарушениями в развитии.

Игры с песком (изучение свойств песка: сухой – рассыпается, мокрый – лепится). Например, сделать 2 кучки песка: мокрый, сухой. Набрать руками песок и пропустить через пальцы. Набрать в 2 формочки песок: в 1 – сухой, во 2 – мокрый, одновременно перевернуть формочки.

С/р игра «Магазин одежды», «Магазин игрушек»

Подвижная игра «Поезд». Цель игры: упражнение детей в ходьбе друг за другом «паровозом», не толкаясь.

5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 6 (131/август/2017)

Стр. 31. Статья «Конструктивный метод лепки из пластилина как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна» (П. А. Юминова, И. Л. Пушина).

«Угостим ёжика яблоком».

Цель: сформировать образ целого предмета, состоящего из отдельных частей, слепить яблоко из пластилина.

Задача: формирование умения узнавать образ целого предмета; развитие умения соединять части предметов в целое, формирование целостного восприятия предмета, его формы, цвета.

Занятие «Снеговик» (формировании образного целого предмета, состоящего из отдельных частей).

Стр. 43. Статья «Природный материал для мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников

В повседневной жизни со словом «игра» у людей ассоциируется что- то несерьезное, развлекательное. Однако это не так, о значении

Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников

Другие дипломы по предмету

«Использование игровых приемов в обучении дошкольников и младших школьников»

СОДЕРЖАНИЕ

игра познавательный дидактический дошкольный

1. История разработки теории игры. История игры

1.1 Суть игровой деятельности. Функции игровой деятельности

1.2 Секрет привлекательности игрового процесса для детей

1.3 Роль игровых приемов в образовательном процессе

1.4 Правила организации дидактических игр на занятиях. Руководство играми

2. Применение игровых технологий в учебном процессе на практике

2.1 Подготовка к эксперименту

2.2 Подбор материала для эксперимента. Организация эксперимента

2.2.1 Игры на отработку счета в пределах десяти

2.2.2 Игры для обучения сложению и вычитанию в пределах 10

2.3 Результаты исследования

2.4 Игровые технологии в процессе обучения в начальной школе

2.5 Игры на уроках в первом классе

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работы

В повседневной жизни со словом «игра» у людей ассоциируется что- то несерьезное, развлекательное. Однако это не так, о значении игры в процессе развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединённых Наций признала и провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Игрой как выдающейся человеческой особенностью интересуются специалисты в областях психологии и философии. Также специалисты в области педагогики и методики преподавания, уделяют большой интерес играм дошкольников и младших школьников (А.И. Сорокина, Н.М. Конышева и др.). Такой неугасающий интерес к игровой деятельности связан с тем, что педагоги рассматривают игру, как важнейший инструмент обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский осуществили ряд исследований по игровой деятельности дошкольников. Игровую деятельность младших школьников рассматривали: В.М. Григорьев, Г.П. Щедровицким и др.

Но, несмотря на это, игровая деятельность в обучении дошкольников и младших школьников, до сих пор не является обязательной частью нормативов обучения.

В современной школе актуальность игры возрастает, так как в игровой форме дети легче и лучше усваивают новую информацию, повторяют и закрепляют пройдённый материал.

Перенасыщенность информацией социальной среды, в которую попадает современный ребенок, также повышает актуальность дидактической игры. Телевидение, радио, интернет, видео ежедневно обрушивают на детей огромный поток информации в котором сложно ориентироваться. Задача педагога научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации, развить самостоятельную оценку получаемой информации, умение отбирать нужную информацию. Дидактическая игра является одной из форм деятельности, способствующей к формированию навыков озвученных выше, также способствует практическому их использованию на уроке и во внеурочное время.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных программ обучения в современную школу и в заведения дошкольного образования, реализующих принцип гуманности, развитие потенциальных способностей каждого учащегося. Не случайно в современной системе образования возрастает роль практических знаний и умений в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Ориентир педагогического процесса на возрастную детскую психологию и индивидуальные качества учеников, определяют уровень обучения и воспитания в школе и в заведениях дошкольной подготовки. Такой подход, предполагает развитие творческих способностей учащихся, развитие индивидуальных потенциальных навыков детей, своевременную помощь при отставании в учебе. Такой подход особенно важен в младших классах школьного обучения, так как именно в них ведущей деятельностью становится учебный процесс, в лоне которого формируются личные качества ребенка, психические свойства, самооценка, познавательные процессы и отношение к себе, как к субъекту познания.

Вышеописанный подход возможно осуществить только с помощью дидактической игры в процессе обучения. Таким образом, мы получаем плавную смену деятельности ребенка (от игровой в дошкольном возрасте к учебной деятельности в младших классах школы.).

Естественной и гуманной формой для детей дошкольного и младшего школьного возрастов является игра.

В игровой форме педагог дает детям материал в том виде в котором ребенку будет наиболее удобно его воспринимать.

Цель исследования

Исследование познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста при изучении нового материала, преподаваемого с использованием игровых технологий.

Объект исследования

Познавательная деятельность учеников при изучении нового материала.

Предмет исследования

Игровые приемы, как форма организации и проведения познавательной (учебной) деятельности учащихся.

Гипотеза исследования

Применение дидактических игр при изучении нового материала детьми способствует активизации познавательной деятельности, более легкому восприятию нового материала, что повысит качество и прочность усвоения информации и приведет к более осмысленной познавательной деятельности учащихся, если дидактические игры будут соответствовать ряду требований:

Соответствие возрасту детей;

Соответствие изучаемому учебному материалу;

Использование в сочетании с другими методами и приемами при изучении нового материала;

Соответствие познавательным возможностям учащихся и их интересам.

Задачи исследования

Провести теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы, с целью выявления сущности игровой деятельности и ее роли в познавательной деятельности учащихся дошкольного и младшего школьного возрастов.

Обосновать роль дидактических игр в процессе организации и проведения познавательной деятельности учащихся, опираясь на педагогическую, психологическую и философскую литературу.

Изучить и выявить методологические и педагогические основы применения дидактических игр.

Отобрать дидактические игры, которые наиболее успешно активизируют познавательную деятельность учащихся, а также наиболее успешно используются педагогом при изучении нового материала.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для дальнейших исследований, посвященных роли игровых приемов в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит введения, теоритической части, практической части, заключения и библиографии.

В теоретической части проанализирована педагогическая, философская, психологическая литература, посвященная роли использования дидактических игр в обучении детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В практической части дипломной работы представлен анализ по проведению практического исследования.

1. ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ ИГРЫ. ИСТОРИЯ ИГРЫ

Нагляднее рассмотреть развитие теории игровой деятельности поможет экскурс в историю становления детской игры.

Люди давно заметили удивительную способность детей обучатся легко и непринуждённо посредством игры, так появились первые развивающие игры, ныне известные нам, как дидактические.

Ученые всего мира полагают, что в первобытном обществе игры, в том понимании, в котором она существует сейчас, не было, так как дети рано включались во взрослую жизнь. Несмотря на это, взрослым нужно было обучать будущих охотников и земледельцев, взрослые стали изготавливать точные копии орудий труда, но приспособленные для детей, что бы формировать необходимые навыки у ребенка. Возникли игры-упражнения.

Со временем, ранний детский труд стал исчезать, а на его место пришли игрушки, напоминающие орудия труда взрослых, а с ними и ролевая игра.

Ребенок, играя, овладевает разными видами человеческой деятельности, проявляет свои индивидуальные качества, познает окружающий мир. В игровой деятельности дети совершенствуют свои качества и умения.

Мир детских игр, в той или иной мере, вбирает в себя опыт и традиции своего народа.

Одни из самых ранних обучающих игр возникли в Древней Греции, в частности в процессе обучения подростков традиционно использовались игровые соревнования в ораторском искусстве и риторики, что также выявляло и совершенствовало лидерские качества.

В России обучающие игры появились достаточно давно. Первые «дидактические» игры придумал простой народ. Классикой русской народной обучающей игры стали такие игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки» и многие другие. 1

Стали создаваться развивающие игрушки и игры, характерные для каждого народа в частности, несущие в себе черты культуры народа.

Самое раннее систематическое определение детской игры принадлежит русскому ученому Е.А. Покровскому. Он пишет, что для каждого народа слово «игра» имеет свое значение, например у римлян «игра» означала радость, веселье, у древних греков-основной вид деятельности ребенка, в конечном счете, на всех европейских языках «игра» стала означать процесс, затрагивающий обширный род деятельности, приносящий радость.

Игровая деятельность, как специфическая черта человеческого поведения привлекает к себе внимание не только педагогов, психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игровые технологии получили большое внимание в работах многих ученых.

Например, В своей статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л.С. Выгодский пишет, игра не является преобладающей формой деятел

«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) “Золотой ключик”»

Актуальность, научная и практическая значимость

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с проблемами саморегуляции произвольной деятельности, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Данная группа детей, испытывая различные трудности в обучении, поведении и общении, входит в группу риска по формированию девиантного поведения в подростковом возрасте, поэтому старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции.

В современной литературе можно найти много подходов к работе с такими детьми – от нейропсихологической коррекции и компенсации образовательных нарушений, возникающих в связи с дефицитом произвольного внимания, до тематических бесед с родителями. Однако эффективных программ сопровождения, направленных как на психолого-педагогическую коррекцию когнитивной сферы, так и на социальную сфер у детей, посредством становления у них базовой характеристики поведения – произвольной саморегуляции, не было.

Проблема СДВГ в данной программе впервые связывается с несформированностью системы саморегуляции деятельности и рассматривается как её частный случай. В связи с этим в программе прописан качественно иной основополагающий подход к коррекционно-развивающей и образовательной работе с детьми, заключающийся в поэтапном, грамотном и методичном формировании стратегий эффективной произвольной деятельности, которые и образуют, в конечном счёте, систему саморегуляции ребёнка.

В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности используется концепция доктора психологических наук, академика РАО Конопкина О.А. и подход доктора психологических наук, профессора Моросановой В.И. Идеологическая и стратегическая составляющие программы принадлежат научному руководителю, кандидату медицинских наук Белехову Ю.Н.

Занятия с детьми по данной программе структурно и содержательно приближены к ведущим видам деятельности детей 6-10 лет. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности. На занятиях целенаправленно создаются условия, позволяющие ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.

Коррекционно-развивающая программа «Золотой ключик» разработана для Центров психолого-медико-социального сопровождения и Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, может быть использована педагогами-психологами и другими педагогическими работниками в практике общеобразовательной системы школьного и дошкольного образования, в системе дополнительного образования, программа соответствует требованиям, предъявляемым к формированию универсальных учебных действий (УУД) в ФГОС.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, является авторской.

Цель и задачи

Целью данной программы является становление основ саморегуляции поведения детей 6-10 лет с нарушениями в произвольной деятельности, в том числе с СДВГ.

Программа предполагает реализацию следующих задач:

  • обучение стратегиям саморегуляции и формирование навыков их использования;
  • расширение знаний детей о собственных возможностях.
  • отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками;
  • освоение норм социального поведения;
  • формирование личностных качеств учащегося;
  • совершенствование свойств внимания;
  • развитие навыков саморегуляции деятельности в игре и обучении.
  • выявление особенностей познавательной и личностной сфер младших школьников и старших дошкольников.

Основное содержание работы

Работа по программе осуществляется в малых группах 3-5 человек, что обусловлено особенностями детей со сложной структурой дефекта, занятия проводятся дифференцированно, в соответствии с возрастом и проблемами в системе саморегуляции. Группы являются постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности.

Программа рассчитана на 24 занятия.

Диагностический блок: 4 занятия, которые включают первичную и итоговую диагностику. Первичная диагностика проводится в начале обучения с целью выявления проблемных областей в системе саморегуляции у конкретного ребёнка. Итоговая диагностика проводится в конце курса для определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений.

Основной блок: 20 коррекционно-развивающих занятий, которые делятся на 5 этапов по числу основных стратегий системы саморегуляции.

Каждое занятие проводится в пяти различных классах (тематических зонах), которые ориентированы и оборудованы под различные, строго определенные виды деятельности: Спортивный класс; Класс с эффектом затемнения для работы в условиях сенсорной депривации; Класс продуктивных видов деятельности; Музыкальный класс; Сенсорный класс.

Результаты, выводы

Программа в своём первоначальном варианте проходила апробацию в рамках экспериментальной деятельности сетевой ГЭП 2-го уровня г. Москвы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ» 2009-2012 годы.

За время эксперимента в ЗелАО г. Москвы была выстроена эффективно действующая окружная модель сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе и с СДВГ.

Основным результатом успешного прохождения программы «Золотой ключик» является освоение детьми стратегий саморегуляции произвольной деятельности, активизация познавательных процессов, улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, формирование адекватной самооценки, гармонизация детско-взрослых отношений, что подтверждается итоговым диагностическим обследованием.

В 2014 году завершена корректировка (в соответствии с результатами апробации) планов-конспектов коррекционно-развивающих занятий к программе и полное внедрение программы «Золотой ключик» в систему сопровождения детей ЗелАО г. Москвы.

Консультация для воспитателей и родителей

Возможность использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы – познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Развивающие игры активно используются психологами в жизнедеятельности дошкольников, потому что:

– одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, работая с детьми разного возраста и разного уровня развития;

– в развивающих играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;

– такие игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время других режимных моментов;

– практически во всех играх развиваются несколько психических процессов: внимание, память, мышление, речь и др.;

– игру можно использовать для диагностических целей.

Для того чтобы знать, как изменять игры, подстраивая их для своих нужд, следует сначала очень четко уяснить цели, на которые мы хотим выйти в конце игры, и задачи, которые мы хотим решить в процессе. Например, одну и ту же игру мы можем применить для развития координации движений, для развития внимания и памяти, для коррекции эмоциональной сферы, для развития навыков коммуникации и т.д. Для того чтобы мы могли решать разные задачи, нам нужно всего лишь знать, что мы хотим получить, и в зависимости от этого мы можем менять ее содержание и выбирать степень сложности.

Что же нужно знать об игре, чтобы она стала для нас универсальным инструментом в коррекционно-развивающей работе?

Во-первых, любая игра имеет определенное функциональное значение (мы рисуем, изучаем геометрические фигуры и т.д.) – это ясно любому человеку, даже очень далекому от педагогики и психологии. Это как раз именно то в игре, что зависит от задач педагога, та надстройка, которая подвергается модификации в зависимости от цели.

Во-вторых, любая игра имеет физиологическое значение для ребенка (рисуя, мы развиваем моторику рук; оживляя картинки, мы развиваем координацию движений, и т.д.). Если мы поставим перед собой задачу развивать ребенка в физическом плане, то в функциональной надстройке (в том, что видно всем) мы основной упор будем делать на развитии ловкости, координации движений.

В-третьих, каждая игра может использоваться для педагогических целей. Например, игра, где есть правила, помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу; игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать.

В-четвертых, любая игра способна влиять на психику дошкольника. Играя, мы тренируем внимание и память, развиваем воображение и мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаем коммуникативные навыки. Кроме этого, на любом этапе игры в зависимости от потребностей мы способны провести диагностику тех процессов, которые нас интересуют.

В-пятых, у любой игры существует еще один психологический аспект, отсроченный по времени, – это то, что игра дает для личности человека. Именно в личностном аспекте формируются «Я-концепция», самооценка, развивается вся личность в целом.

Определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане, мы можем одну и ту же игру видоизменять, подгонять ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить.

В своей работе я люблю использовать метод модификации (переделки) игр. Это очень удобно, так как:

– не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

– я работаю со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной игровой ситуации);

– дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

– возникает возможность развития у детей умения творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

У меня есть любимые игры, с которыми я не расстаюсь на протяжении всего комплекса развивающих занятий. Как правило, начинаю с самого простого варианта игры, используя его как для ознакомления детей с теми правилами и требованиями, которые будут им предъявляться, так и для первичной диагностики их знаний, умений и навыков. Затем, через одно или два занятия, ту же игру использую уже немного видоизмененной.

Модифицируя игру от занятия к занятию, я все больше ее усложняю, расширяя круг задач. Если в первых вариантах упор делается на то, чтобы развивать у детей восприятие, тренировать внимание и память, то в последующих вариантах добавляются задания на развитие воображения, мышления и речи, а затем основной целью становится развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков коммуникативности, повышение самооценки, развитие креативности.

Кроме решения психологических задач, всегда стараюсь по мере возможности учитывать задачи физиологические и педагогические.

Основными же задачами развивающей работы, под которые переделываются игры, для меня являются:

– развитие познавательной сферы дошкольников;

– развитие эмоционально-волевой сферы;

– развитие коммуникативных навыков;

– формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

– появление основных навыков учебной деятельности;

– формирование позитивной «Я-концепции» личности ребенка;

– развитие крупной и мелкой моторики детей;

– индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Варианты игры «На что это похоже?»

(Источник: Н.Я. Кушнир. «Детский сад – школа: проблемы преемственности»)

Первоначальный вариант

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Если дети затрудняются назвать предметы, разрешается просто подойти и показать.

Вариант 1

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, дополнительно – развитие мелкой моторики рук.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Затем предлагается вспомнить, какие предметы такой формы можно увидеть на улице, в магазине, в автобусе, и нарисовать какой-либо из этих предметов.

Вариант 2

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно – развитие речи.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Затем дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают, что на них изображено (одно-два предложения-описания).

Вариант 3

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно – развитие речи и умения слушать.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет и сказать, что это, но и рассказать что-нибудь о предмете: для чего он нужен, из чего сделан, где живет или растет, если это животное или растение.

Вариант 4

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, дополнительно – развитие умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует не только геометрические фигуры, но вообще любые закорючки (желательно различные), просит детей посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 5

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно – развитие мыслительных операций (анализ и синтез).

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Детям надо не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 6

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Добавляется дополнительное условие — предмет должен быть связан с какой-либо сказкой или известной всем историей. Дети не только изображают предмет, но и рисуют его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем следует коротко (три-четыре предложения) рассказать, что происходит на картинке.

Вариант 7

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно – обучение умению работать в паре, договариваться друг с другом.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки (желательно несколько штук). Детей делят на пары (можно на группы по 3–4 человека) и просят посмотреть на эти закорючки. Договорившись, на что они похожи, дорисовать картинку и придумать по ней рассказ. Желательно, чтобы в описании картинки участвовали оба ребенка (все дети группы), дополняя друг друга.

Вариант 8

Цель: дополнительная – развитие эмоционально-волевой сферы (работа со страхами, агрессией, тревожностью и пр.)

На листах бумаги педагог рисует любые закорючки (желательно различные). Детям предлагается выбрать лист бумаги с закорючками, вызывающими у них тревогу или страх. Затем дается задание: дорисовать свой страх и рассказать о нем. В конце занятия есть возможность страхи порвать, переделать во что-то смешное, закрыть в сейф и т.д.

Можно не только придумывать различные варианты игры для индивидуальной или групповой работы, но и использовать элементы театрализованной деятельности (изобразить то, что нарисовано, или проиграть коротенькую сценку). Можно также использовать эту игру на прогулке: поискать похожие на геометрические фигуры или закорючки предметы на детской площадке, на клумбе, за территорией детского учреждения.

Варианты игры «Сложи картинку»

(Источник: Cост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. «Дружно играем – себя развиваем»)

Первоначальный вариант

Цель: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Взрослый выкладывает из геометрических фигур картинку (снеговика, домик, машинку, человечка) и предлагает детям выложить такую же.

Вариант 1

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать по образцу, мелкую моторику рук, дополнительно – умение принимать решение самостоятельно.

Педагог показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета (нарисованный домик, кораблик, башня) и предлагает сложить картинку по рисунку. В этой игре дети самостоятельно выбирают фигуры, из которых они складывают картинку.

Вариант 2

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук, дополнительно – формировать умение принимать решение и делать выбор самостоятельно.

Педагог рассказывает детям сказку и просит сложить картинку к этой сказке.

Вариант 3

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, дополнительно – развивать речь.

Педагог предлагает детям вспомнить сказку и просит сложить картинку к этой сказке. Когда картинка сложена, ребенок рассказывает, какой эпизод на ней изображен.

Вариант 4

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, развивать речь, дополнительно – развивать умение действовать в команде.

То же, что и третий вариант игры, только картинку складывает не один ребенок, а несколько (может быть несколько групп по 3–4 человека).

Вариант 5

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, дополнительно – развивать умение связно выражать свои мысли.

Дети самостоятельно складывают картинку и придумывают к ней рассказ или сказку.

Вариант 6

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать в команде.

То же, что и шестой вариант, только рассказ придумывает не один ребенок, а несколько.

Возможны варианты игры, как и в случае с игрой «На что это похоже?».

Варианты игры для взрослых на основе игр «На что это похоже?» и «Сложи картинку»

Вариант 1

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.

Материал: на большом листе бумаги в хаотичном порядке нарисованы различные закорючки, геометрические фигуры; в коробке лежат разноцветные геометрические фигуры различной величины; набор фломастеров, карандашей, гуашь и кисточки, клей.

Задание. Участники должны придумать рассказ или использовать уже знакомый текст (сказку, мультфильм и пр.) и, договорившись между собой, сложить картинку. Должны быть использованы как геометрические фигуры, так и закорючки (закорючки могут быть использованы как фон или дорисованы до задуманных участниками фигур или предметов).

Вариант 2

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно – развивать навыки невербального общения.

Участники группы делятся на две команды: одна будет дорисовывать закорючки, другая – выкладывать рисунок из геометрических фигур. Первой начинает команда рисовальщиков. Она придумывает сюжет рисунка и дорисовывает закорючки (вторая команда о сюжете не знает). Участники второй команды должны дополнить рисунок и попытаться угадать, что хотела нарисовать первая команда.

Вариант 3

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно — развивать навыки невербального общения.

Каждый участник самостоятельно выбирает себе или закорючки, или геометрические формы, сам решает, что ему делать – рисовать или выкладывать. Когда все завершат индивидуальную работу, основной задачей становится придумать рассказ по рисунку-аппликации, который получился.

Вариант 4

Цель: развитие творческих способностей, умения работать в команде, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков общения и взаимоподдержки.

Участвуют две команды. Лист бумаги делится на две части. На одной рисуются закорючки. Задача первой команды – договориться, на что они похожи, и дорисовать картинку, придумав начало небольшого рассказа. Вторая команда на другой части листа выкладывает из геометрических фигур продолжение рассказа.

Возможны другие варианты.

В играх для взрослых желательно проводить в конце занятия рефлексию, проговаривая с участниками их эмоциональное состояние, чувства во время игры.

1. Дружно играем – себя развиваем: развивающие занятия и тренинги для детей 3–6 лет. Сост.: М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

2. Кушнир Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: Полымя, 2000.

3. Соболева А.Н. Игра в тренинге: авторский подход. Статья 1.: Профессиональная успешность школьного психолога и возможности игры (интернет-ресурсы).

Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 24.06.2014 2014-06-24

Статья просмотрена: 1638 раз

Библиографическое описание:

Храмцова, Г. Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции познавательных процессов младших школьников с нарушением интеллекта / Г. Г. Храмцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11756/ (дата обращения: 07.01.2021).

Многие ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимо найти такие способы педагогического воздействия, которые будут направленны на активизацию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью. Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции младших школьников на уроках способствуют формированию у них желания учиться. Замечено, что при использовании на уроках, игр, путешествий создаются у учащихся разнообразные эмоциональные реакции. В процессе игры у ребят возникает сопереживание, радость, удивление, удовольствие. Они открывают в себе новые возможности, их чувства и мыслительные процессы активизируются.

Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Поэтому большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит дидактическим играм. Назначение дидактических игр — развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и закрепление знаний, приобретённых на уроках. Использование дидактических игр, игровых ситуаций, игровых упражнений, заданий, способны сделать учебную деятельность более значимой для учащихся, способствуют более успешному усвоению ими программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:

– средства развития мотивационно — потребностной сферы;

– средства развития произвольного поведения;

– средства развития умственных действий;

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание.

Чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения); о порядке использования игрового материала; объяснение хода игры, распределение ролей, формирование команд; показ учителем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя. В ходе игры учитель постоянно контролирует успешность её протекания. Между учителем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Кто быстрее?», «3апомни буквы», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?» участвуют «Ластик», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши». Игра «Угадай-ка сказку» может начаться с прихода сказочных персонажей.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос игры «Кто как голос подаёт?», «Считай дальше», «Цепочка». Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать движение животных, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений

Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы, и ему можно присвоить звание «Смекалистый», «Грамотей», «Знаток природы», вручить вымпел, медаль, флажок. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Использование дидактических игр, разнообразных игровых упражнений дают возможность учителю использовать имеющиеся у младших школьников знания, помогают выполнить большее количество заданий, активизировать творческое мышление и воображение, повысить мотивацию к учению.

Таким образом, в игре развивается то, от чего в последствие будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребёнка, а самое главное — успешность его социализации.

1. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе/ Воспитание и обучение № 3 1998

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

3. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М.: В. Секачев ТЦ «Сфера» 2007

4. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. М.: Бук-Мастер, 1999

6. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2001

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры — М., 1978
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва, 1987.
Читайте также:  Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития
Ссылка на основную публикацию