Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
статья по теме

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_raboty_1.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон»

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей младшего дошкольного возраста с нарушениями

Мир входит в сознание человека лишь

через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти

в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с проблемами слуха и речи всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Pay, Н.А. Pay подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитии движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности, нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие (Pay Н.А., Pay Е.Ф., Корсунская Б.Д., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И., Исенина Е.И., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Brown М., Klein Lori J., Huerta Lynn E., и др.). Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии определяется социально-экономическими условиями современной жизни, политикой государства по отношению к проблемным детям. В документах государственной политики, «Программе 2020» и проекте «Наша новая школа», определяющих тенденцию развития современного образования, особое место занимает проблема раннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Правительством, было отмечено следующее: «В результате усиления внимания к раннему развитию детей и эффективному прохождению начальной стадии реабилитации можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения. Это значительно повысит качество результатов образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».

Динамично, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь ребенка огромным количеством самых разнообразных объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. И наша задача сделать так, чтобы какой бы материал мы не давали ребенку, он всегда был бы эмоциональным, привлекательным, живым и заставлял бы ребенка включаться в деятельность. Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребёнок с нарушенным слухом с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни (если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития. На основе первичных дефектов — снижения слуха и нарушений вестибулярного аппарата — очень рано возникают вторичные отклонения в развитии: задержка речевого, моторного и познавательного развития и дефицит эмоционального общения со взрослыми. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования мультисенсорного подхода в реабилитации ребенка. Однако существующие программы и созданные условия не решают всего спектра задач и не предусматривают комплексного решения проблемы. Именно поэтому в процессе моей педагогической деятельности постоянно возникали проблемы, которые требовали немедленного решения:

  • низкий уровень развития речи детей с нарушениями слуха и речи после первого года реабилитации;
  • отсутствие диагностического инструментария для объективной оценки развития детей с проблемами слуха и речи младшего дошкольного возраста;
  • недостаточный уровень задействования в ходе занятия всех сенсорных каналов (слух, зрение, тактильное восприятие, вестибулярное чувство, моторика);
  • малая заинтересованность и недостаточная активность родителей в развитии речи детей;
  • трудность в анализе и отборе необходимого материала для занятия.

Актуальность темы обусловлена также рядом противоречий между:

  • потенциалом ребенка и недостаточным использованием развивающих возможностей занятия;
  • потребностью ребенка в речи и недостаточным созданием условий в образовательном процессе для развития речевых возможностей детей младшего дошкольного возраста.

В связи с этим встала задача поиска путей развития речи и психофизических функций дошкольников в процессе специально организованного обучения с использованием мультисенсорного пути, то есть включения всех сохранных анализаторов в процесс обучения ребенка с проблемами в развитии, а также подбор оптимальных приемов, методов, средств способных максимально развить речевые способности детей.

По степени новизны опыт является поисково – изобретательским, так как при обработке аналитических данных, разработке занятий и рекомендаций применяются новые сочетания известных методов и приемов (синтез верботонального метода и мультисенсорного), по – новому рассматривается степень их воздействия на развитие речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, на основе этого:

– разработана диагностика мультисенсорного развития;

– разработаны направления деятельности на занятии при активном использовании всех сенсорных каналов ребенка;

– произведен отбор дидактических игр и упражнений по теме.

Опыт работы может, применим для педагогов, работающих с детьми с различными проблемами в развитии:

– для воспитателей дошкольных учреждений компенсирующего вида;

– для логопедов дошкольных учреждений, работающих с детьми имеющих тяжелые нарушения речи;

– для учителей – дефектологов, занимающихся с детьми с ОНР 1 и 2 уровня, с нарушением слуха, ЗПР;

– для педагогов – психологов;

– для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

Использование мультисенсорной среды в формировании лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Использование мультисенсорной среды в формировании лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Авторы многих трудов по психолингвистике утверждают, что лексический компонент является стержневым в структуре языковой способности обучаемых. Как активизировать процесс освоения лексико-грамматической стороны речи? Как добиться более глубокого усвоения представляемой логопедом лексической информации? Вот вопросы, над которыми, безусловно, задумался каждый практикующий логопед.

Исследователи считают, что процесс обучения лексике должен строится на основе таких принципов, как:

Опора на познавательную и коммуникативную функцию.

Адекватность упражнений формируемым действиям.

Поэтапность формирования лексических действий (от отдельных лексем до комплекса в виде словосочетаний и предложений).

Учет взаимодействия упражнений по формированию разных сторон речи.

Учет взаимосвязи видов речевой деятельности.

Академик Бим в результате исследований данной проблемы пришел к выводу о том, что очень важную роль в этом процессе играет образ слова, который складывается в сознании ребенка. Чем ярче впечатление, произведенное словом, чем значительнее ситуация, в которой слово было воспринято и чем больше потребность в этом слове, тем лучше оно усваивается ребенком. В связи с этим, утверждает исследователь, формирование лексико-грамматической стороны речи должно основываться на широком использовании потребностно-мотивационной сферы обучаемого.

Прекрасным инструментом для создания яркой, эмоционально-окрашенной учебной ситуации является мультисенсорная среда. Занятия в сенсорной комнате позволяют задействовать все органы чувств ребенка, все стороны эмоционально-волевой сферы. Образ слова, формируемый в ходе таких занятий, оказывается объемным, эмоционально-окрашенным и способствует развитию учебной мотивации ребенка с ОВЗ, которому в условиях мультисенсорной среды гораздо легче усвоить изучаемый материал, так как он получает возможность постичь слово не только с помощью зрительно-слуховых, но и других сенсорных анализаторов.

Как известно, в логопедической работе немаловажная роль отводится работе ребенка перед зеркалом.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в ходе таких занятий, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятий правая и левая сторона, и названия частей лица. Некоторые дети первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определенную артикуляционную позу. Поэтому познакомить детей с особенностями их собственного тела и сформировать у них умение ориентироваться в нем можно в сенсорной комнате перед “Волшебным” зеркалом. В этом зеркале дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело – это две совершенно одинаковые половины, и через игровые упражнения перед “Волшебным” зеркалом учатся передавать передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься. Таким образом, уже в ходе первых занятий в сенсорной комнате начинается работа по освоению лексико-грамматической стороны речи. Выполняя инструкции логопеда, дети пополняют словарный запас по таким лексическим темам, как «Домашние животные», «Дикие животные», «Части тела» и др. Знакомятся с использованием предложно-падежных конструкций

У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату, в сухой бассейн. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии. В ходе выполнения таких упражнений продолжается работа по формированию навыков осуществления лексических действий. Сначала дети составляют словосочетания с изучаемыми словами, затем составляют предложения и тренируются в правильном использовании дыхания при их произношении.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать этому детей в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”. Образ звука и слова, которые осваивают дети в этот момент, обретает особое, «световое звучание», что способствует лучшему усвоению лексических групп.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мыщц кисти рук, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате. В ходе этих упражнений можно одновременно вести работу по усвоению слов-действий и навыков их использования в речи.

Игровые модули “Сенсорная тропа”, коврик “Топ-топ”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, панно “Ежик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребенка, учитель-логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений, в частности для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твердый-мягкий, пушистый-гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.) на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

Разноцветные секторы “Сенсорной тропы” позволяют закрепить у детей представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки. А если учесть, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжелыми речевыми нарушениями начинается с формирования временных представлений и пространственной ориентации, то игровые упражнения, организованные в полифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличной пропедевтикой.

Наличие определенного количества секторов сенсорных дорожек и ковриков – своеобразная счетная линейка для тренировки прямого, обратного и порядкового счета. Поэтому это оборудование – еще и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с тяжелыми речевыми нарушениями на наглядном материале. И конечно прекрасная возможность для освоения лексическ5ой темы «Счет».

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что мультисенсорная среда позволяет активизировать работу по всем направлениям логопедической деятельности, причем делать это комплексно, одновременно решая комплекс психолого-педагогических задач, начиная со снятия психо-эмоционального напряжения ребенка, совершенствования мелкой моторики и скоординированности действий до формирования лексико-грамматической стороны речи.

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Затрагивая мультисенсорное обучение, нам необходимо раскрыть такое понятие, как личностно-ориентированное обучение (ЛОО).

Цель личностно-ориентированного обучения – всеобъемлющее гармоничное развитие ребёнка. Для создания условий развития ребёнка в преподавании иностранного языка на уроке и используется “мультисенсорный подход” при обучении различным видам речевой деятельности.

Как известно, в зависимости от “ведущего” канала восприятия, детей можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.

Пример применения мультисенсорных технологий на уроке. Работая над темой “Real earth monsters”, при введении и отработке лексического материала используется обыкновенный пластилин или цветная бумага. Работа детей с пластилином отличается быстротой, разнообразием форм упражнений. Например. В начале урока объявлена тема: “Доисторические ящеры”. В ходе урока класс делится на учебные пары, затем каждой паре даётся задание вылепить своего динозавра. Создавая шаг за шагом отдельные части тела пресмыкающегося и проговаривая одновременно новые слова, учащиеся запоминали введённый лексический материал по данной теме. При этом, учитель преследует выполнение нескольких задач:

  1. развивается мелкая моторика руки,
  2. работают одновременно креативное мышление и память,
  3. развивается речь.

Ещё один способ классификации описал Ховард Гарднер, его теория известна как теория множественности типов интеллекта. В презентации нижекратко описаны все типы интеллекта по Гарднеру.

мультисенсорный подход

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно короткой срок. Вне языковой среды овладение иностранным языком представляет большую трудность. Для многих учеников этот процесс становится сложным и мучительным. Зачастую, испытывая большой интерес к иностранному языку до его изучения, в самом процессе овладения вторым языком, ученика постигает чувство разочарования, что приводит к отторжению предмета «иностранный язык» в целом. Таким образом, задачей учителя иностранного языка в современной школе является умение создать языковую среду во время урока. Урок в школе должен стать моделью той естественной среды, которая приобретает решающее значение в обучении иностранному языку.

Современная языковая среда нуждается в прогрессивных средствах и методах обучения иностранному языку. Хотя сегодня на смену устаревших форм приходят мультимедийные средства, широко внедряется опыт по овладению компьютерными технологиями и Интернет – проектами, ведущим средством обучения иностранному языку на уроке остается учебник. Может ли учитель посредством учебника создать языковую среду на уроке иностранного языка? Какими методами нужно воспользоваться для создания атмосферы реального общения?

Авторы современных учебно-методических комплектов предлагают все более эффективные методы по обучению иностранному языку. Так серия учебников «Millie» основана на мультисенсорном подходе.

Мультисенсорный подход является одним из самых передовых методов обучения иностранному языку во всем мире. Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. В процессе мультисенсорного обучения учащиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Мультисенсорный подход предполагает восприятие и передачу информации одновременно различными органами чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, и др. В учебной обстановке нет возможности предложить ученикам предметы на вкус и запах, но обучать их воспринимать и передавать информацию, используя два и более канала восприятия одновременно вполне реально.

Учебно-методические комплекты конца 20 века предлагали задания на обучение основным видам речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) отдельно и последовательно. Так, например, были задания только на аудирование, только на чтение, то при мультисенсорном подходе идет одновременное обучение видам речевой деятельности. Так, в одном задании ученик одновременно слышит (аудирует), читает и говорит. В современной методике речь идет об обучении всем видам речевой деятельности параллельно. Что вполне логично, потому как в реальной языковой среде именно таким образом происходит общение.

Современные подходы к обучению

На смену аудированию ( восприятие и понимание) в современных учебниках приходит аудиовизуализация (аудиовизуальное восприятие) (В.В.Сафонова). Эти два вида речевой деятельности существенно отличаются по каналам восприятия (слуховой у аудирования, слуховой и зрительный у аудиавизуализации) и, соответственно, по трудности восприятия. Многие годы аудирование считалось самым трудным видом речевой деятельности. С заданиями с использованием аудиавизуализации учащиеся справляются легче. При аудиавизуализации звучащий текст сочетается с различными видами зрительной информации – визуальной, образно-схематической, визуально-текстовой.

В учебнике «Millie» для 2-го класса все тексты сопровождаются картинками.

Задание на развитие аудирования звучит таким образом: «Попросите учащихся прослушать пленку и назвать букву соответствующей картинки».

Аудиавизуализация характерна для деятельности человека при просмотре телематериалов, фильмов и видеофильмов. Аудиовизуализация является именно тем примером мультисенсорного подхода, который помогает создать на уроке языковую среду. С подобного рода заданиями учащиеся справляются легко и быстро.

Помимо звукового и слухового канала психологи считают, что восприятие и передача информации может осуществляться с помощью движений (кинестетический канал). Организуя задания так, что ученик воспринимает информацию по схеме: «вижу – слышу – делаю», учитель вовлекает ученика в процесс мультисенсорного общения.

Простая команда «Point to» (Укажите на) играет важную роль. Движение пальцем по соответствующим картинкам говорит об осознанном восприятии услышанного и является дополнительным каналом восприятия. Это показывает, что ученик понимает то, что слышит, и демонстрирует осознанное восприятие, что характерно обучению в языковой среде.

(Учащиеся знакомятся с новой лексикой, должны научиться понимать, читать и произносить данные предложения).

  • This little cow eats grass,
  • This little cow eats hay…
  • This little cow drinks water,
  • This little cow runs away,
  • This little cow does nothing…

Учащимся предлагается слушать запись, смотреть на картинки, и дополнительно, указывать пальцем на корову, которая выполняет соответствующее действие. Сначала учащиеся путаются, но вскоре очень точно и правильно начинают показывать на нужную картинку, что говорит о том, что они понимают данный текст.

Мультисенсорный подход к обучению

Большую роль играет мультисенсорный подход в обучении чтению. Известно, что в серии учебников «Милли» обучение чтению осуществляется МЕТОДОМ ЦЕЛОГО СЛОВА (фразы) – читаются не отдельные буквы или слоги, а целые слова и фразы. При таком обучении чтению ученик встречает две большие трудности: первое, как правильно произносится вслух данное слово (фраза), вторая – что оно означает. Поэтому для решения первой проблемы активно используются аудио-сопровождение, для решения второй сложной задачи – визуализация и движение, что существенно упрощает понимание отдельных слов и текста в целом. Именно при таком обучении чтению речь идет о мультисенсорном подходе.

Обучение чтению методом целого слова вызывает неоднозначное отношение со стороны многих учителей и подвергается критике. После длительного периода в отечественной методике обучения чтению по правилам чтения немногие учителя торопятся поменять подходы и учить читать по-новому. Но здесь снова следует рассматривать вопрос о создании языковой среды. Разве, оказавшись в естественной языковой среде, к примеру, в Англии, человек будет учиться читать, узнавая какие-то правила? Вероятнее всего он будет пытаться читать имитативно, повторяя за кем-то. Именно так и следует строить обучение чтению по данному курсу. Поэтому не следует забывать, что мультисенсорный метод является тем методом, который призван решить эту задачу.

Возвращаясь к примеру текста про коров, рассмотрим задачу- обучение чтению. После того, как учащиеся неоднократно прослушали данный текст, им предлагается сделать небольшие поделки-конвертики с изображением коров. Когда ученик слушает текст, он шевелит пальчиком, на котором конвертик с изображением соответствующей коровки. Теперь ученик слушает, читает, проговаривает текст ( читает вместе с диктором) и производит осознанные движения пальчиками, выбирая нужную картинку. После данного упражнения дети очень быстро запоминают значения новых слов, как читаются и слова и уже на следующем уроке не только хорошо читают текст, но и рассказывают его наизусть.

Если при обучении аудированию и чтению речь шла о восприятии информации разными органами чувств одновременно, то обучение говорению и письму предполагает передачу информации через разные каналы восприятия одновременно. Т.е. схема будет такова: «вижу – делаю – говорю (пишу)».

Поэтому при мультисенсорном подходе очень много предлагается ручного труда – выполнение поделок, которые выполняются на уроке.

По мнению ученых, осязание играет связующую роль между зрением и слухом, способствуя взаимодействию чувств. В процессе создания поделок у детей развиваются мелкая моторика рук, мышление, память и речь. В обучении английскому языку важен конечный результат – говорение на языке. Конечно же ученик должен проговорить то, что он делает и, в дальнейшем, он сможет воспроизвести (описать) свои действия и рассказать о своей поделке, возможно, и пофантазируя, добавляя что-то своё.

Таким образом, при мультисенсорном подходе ученик вовлекается в деятельность общения (невербальную) и описывает свой опыт словами. Деятельность и ее продукт (например, поделка или проект) служит стимулом к высказыванию. Существенное отличие мультисенсорного подхода заключается в том, что деятельность и высказывание при обучении говорению (письму) осуществляются одновременно. Сам продукт деятельности (поделка, проект), мысли ученика и его речь должны быть связаны. Поэтому все творческие задания и проекты выполняются в классе.

Например, во втором классе учащимся сначала предлагают сделать бабочку из бумаги, выбрать цвета, раскрасить поделку и рассказать о ней. В ходе выполнения задания учащимся даются инструкции на английском языке.

Teacher: Cut out the wing of butterfly like this. Now I can colour the wings. I like red, green and yellow. Let’s fold the wing like this. Do it like this….

Потом ученики сами должны рассказать о своей поделке: I like my butterfly.It’s red, yellow and green.

При мультисенсорном подходе следует отметить, что обучение письму и говорению носит личностно ориентированный характер, что тоже является моделью общественного общения. Задания, ориентированные на личном выборе ученика (цвет, форма, отношение). При данном подходе не используются тексты для заучивания наизусть. Механическое заучивание текстов противоречит естественному общению в языковой среде.

Таким образом, мультисенсорный подход – это такой метод обучения иностранному языку, при котором используются такие приемы и методы, которые рассчитаны на восприятие и передачу информации обучаемым различными органами чувств одновременно, задействуя разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.), что создает условия естественного общения на уроке иностранного языка.

Особенности мультисенсорного обучения

О каких основных особенностях мультисенсорного обучения должен помнить учитель?

Во-первых, использование как вербальных, так и невербальных форм общения (музыка, поделки, фото, картинки, предметы, движения) не в меньшей, а в большей степени. Именно постоянно декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, ученик быстрее запоминает и с интересом занимается английским языком.

Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит над-предметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с кубиком.

Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке иностранного языка. Сделать обучение доступным и эффективным.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене. Единственным ограничением для использования данного подхода на старших этапах обучения иностранному языку является время урока.

Также вы можете прочитать две статьи, расположенные внизу страницы.

Сенсомоторная коррекция детей с РАС

ольга гурова
Сенсомоторная коррекция детей с РАС

Сенсомоторная коррекция детей с РАС

Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной литературе этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. даёт хороший коррекционный эффект в работе с детьми РАС.

Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе комплексного обследования (Диагностический опросник Э. Дж. Айрес, Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольника. Авторы – Э. М. Кафъян, Р. Н. Азарян).

Сенсомоторная коррекция – это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций. Занятия сенсомоторной коррекцией также способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Развитие головного мозга происходит поэтапно. Существует определённая последовательность развития мозговых структур. Сначала формируются базовые (сенсомоторные) функции, а потом на них надстраиваются более сложные – высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие. Сенсомоторная коррекция необходима детям с РАС, у которых повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперактивность или, наоборот, чрезмерная медлительность, нарушения координации движений и ориентации в пространстве и во времени, быстрая утомляемость, проблемы с речью, вниманием, памятью или другие трудности.

Мной была разработана коррекционно – развивающая программа «Ощущая, познаю мир»

Которая основывается на методе замещающего онтогенеза (Семенович А. В.) и сенсорной интеграции (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

Основной целью: преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с РАС.

1. развития зрительного или визуального восприятия

2. развития тактильного (осязательного) восприятия

3. развития оральный праксис и обработки речевых сигналов

4. развитие проприорецептивное и вестибулярное чувство

В работе используются сенсорные техники

Сенсорная суммация, песко/аква/ароматерапия, сенсорная комната, массаж с глубоким разминанием, сенсомоторные комплексы упражнений, техники арт-терапии, техники телесно ориентированной терапии

Программа состоит из блоков:

• Первый блок направлен на развития зрительного или визуального восприятия в него входят глазодвигательные упражнения, которые укрепляет глазодвигательные мышцы и улучшат циркуляцию крови в органе зрения. Упражнения на развитие визуального восприятия, которые учить детей фиксация взора на объекте, находить игрушку в пространстве группы.

• Второй блок направлен на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук в него входят упражнение на применение тактильных сигналов и обработка реагирования на них. Упражнения на сенсорное развитие (работа с пальчиковыми красками, хождение по дорожкам с разной текстурой, «волшебный мешочек» искать предметы с разной текстурой на ощупь, рисовать по манке, работать с разной крупой). Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек. Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

• Третий блок направлен на развития оральный праксис и обработки речевых сигналов в него входят артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность языка и укреплять их мышцы, дыхательные упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо – и кровообращение в легких.

• Четвёртый блок направлен на развитие двигательной активности, крупной моторики, пространственных представлений в него входят упражнения на переключение действий и составление плана последовательности действий («велосипед», подражание позам и очерёдности движений, раскачивание на качелях или в гамаке, перекатывание со спины на живот и др). Ритмичные упражнения, которые развивают крупную моторику, формирует одновременные и сенсомоторные взаимодействия, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве (прыжки на палочке лошадка в ритме музыки, движения под музыку, пение песен с движениями и др)

Структура занятия в подгрупповой форме

• Упражнения на повышение уровня активации (самомассаж или пальчиковая игра)

• Сенсорные игры и упражнения

Организация сенсорной среды

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная среда. В нашем центре есть оборудованная сенсорная игровая площадка, в неё входит:

Комната двигательной активности

представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с РАС, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду.

Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной игровой площадке используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Сенсорная среда содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, мячи; одеяла; гамак.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аква лампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; ароматические масла; ароматические палочки.

Степень эффективности сенсорной игровой площадки можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках собрано разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта;

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с РАС синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с РАС и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

А так же разработаны и внедрили мало групповые занятия «Сенсорно – интегративный тренинг общения». Эти занятия проводятся двумя специалистами (психологом и логопедом). Направлены на формирование и развитие коммуникации, речи, сенсорной интеграции. Мы используем следующие методы, средства и приёмы: сенсорная интеграция, телесно – ориентированная терапия, психомоторика, альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия.

Альтернативные средства коммуникации (коммуникативная книга для указывания, приборы «ГОУ ТОК», расписание внутри занятия

Эти средства коммуникации: расписание позволяют ребёнку проследить структуру занятия и следовать ей, коммуникативная книга позволяет выразить свои потребности, приборы «ГОУ ТОК» стимулирует речь у детей с РАС, а так же средства коммуникации снижают частоту нежелательного поведения.

Упражнения на развитие коммуникации и речи

Упражнение «обнимашки» направлено на тактильный контакт.

Упражнение «колокольчик» направлено на взаимодействие между детьми.

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Направлено на обработку сигналов от мышц и суставов о положении тела, на ощущение движения и изменения положения в пространстве, стимуляция речи.

Направлено на развитие равновесия, изменений гравитации, передвижения и положения тела в пространстве.

Важность работы психолога в данном направлении

Возможность и важность работы педагога-психолога в данном направлении даёт понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие, которое может помочь ребёнку с РАС в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Значимостью работы педагога-психологас детьми аутистического сектора в данном направлении является обучение ребенка постепенной интерпретации сенсорных откликов и адаптации на новые и новые, более совершенные уровни восприятия.

Педагог-психолог Гурова. О. А

Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные.

Использование сухого бассейна для детей с РАС Механизм действия сухого бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.

Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями «Пицца пати» приуроченное ко Дню 8 марта Мероприятие для детей с РАС совместно с родителями: «ПИЦЦА ПАТИ» приуроченное ко дню 8 марта. Под итальянскую музыку дети с мамами входят.

Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС ДОКЛАД На тему: «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей, имеющих расстройство аутистического.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах для детей с РАС Музыкальный руководитель: Беляева Е. Е. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только.

Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.

Работа с теневым театром. Коррекция страхов у детей Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем.

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС «Дед Мороз против разбойников» Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детей с РАС. Роли взрослых: Дед Мороз Снегурочка Два разбойника Ведущий Снеговик Ход мероприятия.

Занятие для детей РАС «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятами» Задачи: формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре; способствовать сближению детей, установлению.

Использование мультисенсорных технологий в обучении английскому языку

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Быть или не быть. классным руководителем (3)
  • Беседы с психологом (8)
  • К уроку готовы! (25)
  • Мамам, папам и их children (15)
  • Мои доклады на ГМО и ШМО (6)

Использование мультисенсорных технологий в обучении английскому языку

Мультисенсорные технологии часто и успешно используются для детей, которым нелегко дается обучение. Это один из самых передовых методов обучения иностранному языку во всем мире. Понятие «мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. В процессе мультисенсорного обучения обучающиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Мультисенсорный метод обучения стимулирует обучение вовлечением учеников на нескольких уровнях одновременно. Этот метод позволяет задействовать все или почти все возможности для обучения.

Как происходит процесс использования мультисенсорных технологий: сбор информации о задании; связи новой информации с той, которую уже поняли и выучили;
понять логику решения задачи; изучить проблему решения; осознать невербальные навыки; понять связь между концепциями; с охранить информацию для ее дальнейшего использования.

Использование мультисенсорной технологии помогает ученику воспринимать знания более чем одним способом. Большинство обучающих методик используют или зрение или слух (визуальные или аудио методики). Зрение ученика используется во время чтения, просмотре картинок или информации, изображенной на доске. Аудио ресурс задействован, когда ученик слушает объяснения учителя. Иногда у ученика слабое визуальное восприятие, возможны и проблемы с аудио восприятием. Решением этих проблем является вовлечение мультисенсорного метода, позволяющего использовать все возможности, включая тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ученика развить тактильную и кинетическую память в дополнении к визуальной и аудио.

Ученики с трудностями в обучении обычно имеют проблемы в одной или нескольких областях чтения, письма, правописания, понимания, математики, формулировании. МТ позволяет ученикам использовать их собственные сильные стороны для того, чтобы облегчить обучение и понимание. Они могут быть от самых простых до комплексных, в зависимости от потребностей ученика и поставленной задачи.

Некоторые исследователи доказали, что многие ученики имеют область более сильного обучения, так называемый стиль восприятия. Исследователи предполагают, что когда ученик обучается с использованием технологии, корригирующей с его стилем восприятия, они учатся быстрее, охотнее и результативнее. Большинство учеников, с трудностями обучения или нет, с удовольствием работают при использовании МТ.

Давайте рассмотрим некоторые МТ, которые можно использовать для помощи ученикам в обучении.

Стимуляция зрительного восприятия и понимания:

• текст и/или картинки на бумаге, постеры, модели, экран проектора, компьютера;
• использование цвета для выделения информации;
• графическое выделение, выделение частей текста;
• изготовленные учениками картинки, образы, тексты, видео.

Вышеуказанные технологии часто включают в себя аудиовизуальные обучающие методы и стратегии:

• книги на диске, чтение парами, чтение компьютерных текстов;
• видео или фильм с аудио сопровождением;
• музыка, песни, говорение, стихи, скороговорки, языковые игры.

МТ методики включают в себя использование осязания. Тактильные методики включают в себя такие возможности:

• занятия с песком, бумагой, текстильными объектами, рисование пальцами, паззлы для улучшения мелкой моторики;
• моделирование с использованием клея, глины, пластилина;
• использование мелких частей для манипулирования, что облегчает обучение математическим навыкам.

Мультисенсорный метод, использующий движение тела. В нем используется мелкая и крупная моторика.

• Игры, включающие прыгание через скакалку, хлопанье в ладоши или другие движения, соединенные с обучающим процессом, во время счета, ритмического повторения или пения.

• Любые движения учеников, включая танцы, бросание мяча, другая активность, быстрые опросы, флэш карты и др.

Примеры применения мультисенсорных технологий на уроке

При введении и отработке лексического материала можно использовать обыкновенный пластилин или цветную бумагу. Работа детей с пластилином отличается быстротой, разнообразием форм упражнений. Например: в начале урока объявлена тема “Доисторические ящеры”. В ходе урока класс делится на учебные пары, затем каждой паре даётся задание вылепить своего динозавра. Создавая шаг за шагом, отдельные части тела пресмыкающегося и проговаривая одновременно новые слова, учащиеся запоминают введённый лексический материал по данной теме. При этом, учитель преследует выполнение нескольких задач: развивается мелкая моторика руки, работают одновременно креативное мышление и память, развивается речь.

Используя мультисенсорное обучение можно отрабатывать грамматический материал, например: “Present Continuous”. Вопросы и ответы детей строятся в процессе создания животных, что способствует блестящему запоминанию данного, трудного к освоению, грамматического материала. Закрепляя лексику, дети с удовольствием описывают своих животных, т.е. создают матричную лексическую базу данных, необходимую для описания любого другого животного.

Таким образом, при использовании пластилина на уроке, затрагиваются почти все каналы восприятия ребёнка, помогая ему творчески раскрыть себя. Создавая фигуру животного, он работает руками, двигается, что немаловажно для кинестетов. Он видит и ощущает ее, участвует в диалогической речи, преодолевая языковой барьер, что и является главной целью.

Можно предложить учащимся сделать бабочку из бумаги, выбрать цвета, раскрасить поделку и рассказать о ней. В ходе выполнения задания учащимся даются инструкции на английском языке.

Teacher: Cut out the wing of butterfly like this. Now I can colour the wings. I like red, green and yellow. Let’s fold the wing like this. Do it like this ….

Потом ученики сами должны рассказать о своей поделке: I like my butterfly . It ’ s red , yellow and green .

Все дети любят рисовать, так почему бы не совместить изучение языка с рисованием? «Комната моей мечты», так называется следующее задание, которое можно предложить ребятам. Обучающимся необходимо нарисовать комнату своей мечты, и описать ее своему соседу по парте. После, сосед описывает «свою мечту». В этом задании не только развивается предметно-ассоциативный вакобуляр и разговорная речь, также обучающиеся учатся работать в парах и понимать разговорную речь собеседника.

Простая команда «Point to» (Укажите на) играет важную роль. Движение пальцем по соответствующим картинкам говорит об осознанном восприятии услышанного и является дополнительным каналом восприятия. Это показывает, что ученик понимает то, что слышит, и демонстрирует осознанное восприятие, что характерно обучению в языковой среде.

Таким образом, мультисенсорный подход – это такой метод обучения английскому языку, при котором используются такие приемы и методы, которые рассчитаны на восприятие и передачу информации обучаемым различными органами чувств одновременно, задействуя разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.), что создает условия естественного общения на уроке английского языка.

Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке английского языка, сделать обучение доступным и эффективным.

Учитель должен помнить об основных особенностях мультисенсорного обучения: во-первых, использовать как вербальные, так и невербальные формы общения, декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, обучающиеся быстрее запоминают и с интересом занимаются английским языком. Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит надпредметная задача. Ему предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с кубиком.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене. Единственным ограничением для использования данного подхода на старших этапах обучения английскому языку является время урока.

Использование материалов методики М.Монтессори в логопедической работе

Темой сегодняшнего дня стало изучение вопроса, как используется в логопедической работе методика Монтессори М. Как методика Монтессори для детей может внедряться в коррекционную работу с малышами, имеющими различные нарушения речи.

В коррекции речевых расстройств логопед в первую очередь делает акцент на тренировку артикуляционного аппарата и постановку правильного произношения звуков.

Однако с серьезными нарушениями речи намного быстрее можно справиться, если сначала нормализовать деятельность высших систем организма и побороть психические отклонения, вызывающие речевые расстройства.

Сделать это можно с помощью специальных упражнений на восстановление координации движений, улучшение памяти и внимательности, развитие моторики, чувствительности, фонематического слуха. Такие упражнения включает метод Марии Монтессори.

Методика Монтессори для детей — основные принципы и идеи при работе в логопедической группе

Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом Италии. Будучи неврологом и работая с отклонениями разной сложности, Монтессори доказала сильное влияние среды на коррекцию неврологических, а следовательно, и речевых нарушений у детей.

Она разработала систему восстановления пациентов путем их активного саморазвития и лишь частичного вмешательства педагогов.

Девиз монтессори-методики: «Помоги мне сделать это самому». В этом высказывании и заключается вся суть ее теории: ребенок должен пробовать развиваться сам, без вмешательства взрослых, иметь возможность выбирать, что делать в тот или иной момент времени, иметь доступ ко всем развивающим предметам и явлениям.

А родители, педагоги и врачи могут только наблюдать и при необходимости помогать малышу в получении тех знаний и навыков, которые он выбирает.

Условия проведения занятий в логопедических монтессори-группах:

  • Помещение для занятий поделено на 5 зон: практическая, сенсорная, математическая, языковая, космическая.
  • В группе обязательно должны быть дети разных возрастов. Когда люди говорят о необходимости общения ребенка, то обычно подразумевается взаимодействие со сверстниками. Но для полноценного всестороннего развития каждого малыша не только ровесники должны участвовать в его жизни. Младшие воспитанники олицетворяют «путь развития» на глазах ребенка, а старшие – «будущее», то есть к чему важно стремиться. Кроме того, о младших нужно заботиться – это тоже важный опыт, а у старших — учиться чему-то новому.
  • Малыш сам думает, чем ему заняться. Воспитатели же помогают освоиться в том, что он предпочел. Компаньонов также выбирает сам воспитанник – это его право, преподаватели не должны предлагать и навязывать кого-то другого.

Разделения среды на зоны

Мария Монтессори считала, что помещение, в котором пребывает ребенок должно делиться на 5 основных зон с пособиями для упражнений:

  1. Практическая – там находятся пособия, которые любой человек постоянно встречает в обычной жизни. Ребенок может учиться гладить, готовить, подметать, чистить обувь, завязывать шнурки.
  2. Сенсорная – здесь имеются игры, которые развивают органы чувств и мелкую моторику – с предметами разной формы, цвета, размеров, материалов.
  3. Математическая – предполагает обучение счету с помощью деревянных дощечек, счетов, геометрических фигур (для малышей).
  4. Языковая – дает представление о составе слова – различными способами изучаются звуки, буквы, слоги, устная и письменная речь.
  5. Космическая – знакомит подопечных с окружающим миром – животными, растениями, городами, странами, природными явлениями.

Правила, действующие в монтессори-группах

Помимо прав у ребенка есть также обязанности в группе. Существуют правила, которые все подопечные должны соблюдать:

  1. В помещении по М. Монтессори должна быть тишина. Каждый занимается своим делом, но не мешает при этом другим. В такой обстановке дети учатся соблюдать дисциплину, контролировать себя и уважать других.

Это важно! Если ребенок возбужден, сильно расстроен, он может выразить свои эмоции в отдельной комнате. Должны быть выделены также зоны отдыха и релаксации, где дети могут прийти в себя, когда устали, побыть наедине с собой.

  1. Все используемые пособия после каждого упражнения должны быть аккуратно сложены и убраны. Порядок – это важная составляющая жизни каждого ребенка.
  2. Нельзя портить вещи, вредить другим ученикам.
  3. Должно соблюдаться личное пространство каждого. В конкретную игрушку или конструктор играет тот, кто первый взял.

Преимущества и недостатки методики М. Монтессори

В итоге проведения курса занятий в монтессори-группе родители получают не только психически здорового ребенка с правильно поставленной речью, но и самостоятельную, независимую личность с широким кругозором и желанием двигаться вперед, познавать мир и совершать новые открытия. Плюсы методики:

  1. Нормализует психическое развитие и речь.
  2. Улучшает память, фонематический слух.
  3. Развивает усидчивость, терпеливость, внимательность.
  4. Формирует в ребенке уверенность в себе, своих силах.
  5. Воспитывает уважение к себе и другим.
  6. Корректирует поведение воспитанника, приучает его к порядку в делах и голове.

Традиционные педагоги выделяют у метода также ряд недостатков:

  • излишняя демократичность. Существует мнение, что в монтессори-группе царит вседозволенность, таким детям сложно адаптироваться в условиях обычных садов и школ. Однако опасения слегка преувеличены – в группах нет полной вседозволенности, а устанавливаются также свои правила и порядки. Если говорить о предпочтениях, то да, в монтессори-группе ребенок привыкает делать то, что его увлекает в данный момент, а в обычных школах и садах все делают то, что сказал воспитатель или учитель. Сложность может возникнуть также из-за разницы отношения к ребенку в стандартных учреждениях и центрах М. Монтесори;
  • не подходит застенчивым и гиперактивным детям. Отчасти это правда — с такими детьми воспитателям справиться сложнее – однако гиперактивность и застенчивость также имеет свои первопричины, которые со временем можно нейтрализовать. Рано или поздно даже самый застенчивый малыш захочет подойти и посмотреть игрушки – и когда он поймет, что здесь можно все брать и пробовать, ему будет проще, а гиперактивному ребенку придется следовать общим принципам – со временем пример других детей окажет свое влияние;
  • отсутствие важных для развития ролевых игр. Да, это, действительно, так — М. Монтессори отрицала положительное влияние игр. По ее мнению, они уводят от реальности. Не стоит сразу осуждать автора теории «свободного выбора», ведь, в ее словах есть логика – дети, чрезмерно увлекающиеся творчеством, часто живут будто в другом мире – возможно, это она имела в виду. В современных монтессори-центрах детям все же дается возможность играть друг с другом в свободное время (на прогулках или в определенные часы);
  • недостаток творческой составляющей – автор метода отрицала пользу творчества, однако отмечала большое значение музыки в жизни маленького человека. Сегодня монтессори-центры включают и творческие зоны: с музыкальными инструментами, рисованием и лепкой.

Методика Монтессори для детей — упражнения при работе с сенсомоторной алалией

Метод М. Монтессори оказывает положительное влияние на детей с речевыми нарушениями, в том числе с сенсомоторной алалией. Основные признаки этого заболевания следующие:

  • несвязная речь или ее отсутствие;
  • сниженный фонематический слух;
  • проблемы с координацией;
  • сложности в самостоятельном обслуживании;
  • плохая память, нарушена концентрация внимания;
  • гипо- или гиперактивность;
  • ограниченный словарный запас.

Практико-сенсорные упражнения

Часто у детей с сенсомоторной алалией имеются пробелы в области практических навыков из-за ограничений родителей и недостатка внимания с их стороны.

Поэтому в первую очередь нужно заполнить эти пробелы, то есть дать малышу возможность получить свой опыт. Нужно давать ему больше свободы действий: позволять делать многие вещи в быту, которые доступны дома только взрослым — мыть посуду, резать продукты, готовить еду, зашивать дырки в одежде.

Существуют следующие практико-сенсорные упражнения для реабилитации сенсомоторных алаликов:

  1. Пересыпание песка или переливание воды из емкости в емкость. Сосуды лучше брать разной формы и размеров.
  2. Застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний на пособиях или на собственной одежде.
  3. Вышивание иглой с ниткой на картоне или шнуровка на деревяшке с отверстиями.
  4. Прищепки и скрепки – прикреплять прищепки или скрепки к картону разной формы. Ребенок может сделать с помощью них ежика, львенка, человечков с ручками, ножками. Дома можно также давать малышу прикреплять прищепки к переносной сушилке или развешивать белье вместе со взрослыми и закреплять его прищепками.
  5. Катушка – разматывать-наматывать нитку или веревку на катушку. Подойдут обычные нитки или специальное пособие.
  6. Накручивание резинки – на цилиндр или скрученную бумагу надевают-снимают сначала небольшую резинку одним слоем. Потом берут резинки разных цветов, размеров и учат воспитанника надевать их двойным, тройным слоем, потом снимать.

Каждое упражнение делает сам ребенок. Если у него не получается, помогает педагог.

Также важно развивать фонематический слух: малыш с закрытыми глазами слушает звуки и определяет их источник. Например, можно сжимать бумагу, фольгу, пакет или играть на разных музыкальных инструментах.

Также используется прием определения направления звона погремушки (сверху, снизу, справа, слева, перед лицом). Глаза ребенка должны быть закрыты повязкой.

Упражнение на координацию движений «Ходьба по эллипсу»

Для нормализации координации движений полезным будет упражнение «Ходьба по эллипсу» — на полу рисуется или клеится толстой линией круг, а лучше эллипс. Задача – ходить четко по линии.

Дальше можно добавить ходьбу спиной, боком, прыжки. Когда все упражнения будут прилежно выполняться воспитанниками, можно усложнить задание: положить в руки сосуд с водой (с каждым занятием все более наполненный) или ложку с шариком.

Упражнения на развитие речи

Непосредственно языковая зона развития по Монтессори предлагает следующие упражнения для детей с сенсомоторной алалией:

  1. Штриховка – тренировать руку в письме путем штрихования или обводки какой-либо фигуры. Малыши любят, например, рисовать по точкам – на листке расставлены точки, которые воспитанник должен соединить по цифрам или самопроизвольно. Помимо моторики это упражнение развивает воображение, память и внимательность.
  2. Шершавые и подвижные буквы – запоминание звуков и букв с помощью объемных или шершавых букв. В этих упражнениях усвоение информации происходит на основе 3 составляющих восприятия: сенсорной (трогает, ощущает), визуальной (видит), слуховой (слышит – педагог проговаривает). После ознакомления с подвижными буквами проводится упражнение: «волшебный мешочек» — буквы определяют на ощупь. Следующим этапом букву прописывают и сочиняют слово, начинающееся с нее. Также буквы можно искать в контейнере с сыпучим материалом (песком).

Для расширения словарного запаса используются игры:

  • цветные коробочки — берут 3 цветных коробки, в каждой из которых игрушки на определенную тематику, например «животные», «растения», «бытовые предметы». Сначала воспитанник называет предмет, потом раскладывает игрушки по коробкам.
  • наборы карточек – по типу предыдущей игры используется 3 набора карточек с картинками на разные темы.

Фрагмент занятия по методике М. Монтессори с детьми, имеющими нарушения речи

Занятие по Монтессори в группе детей с нарушениями речи включает несколько этапов:

  1. Ходьба по эллипсу.
  2. Приветствие.
  3. Занятие в кругу.
  4. Минута тишины.
  5. Свободная работа.

Тема занятия: «Домашние животные»

Ходьба по эллипсу

Начинается урок с «Ходьбы по эллипсу» (можно по линии или кругу). На полу рисуется эллипсовидная линия толщиной 5-10 см, больший диаметр – 4-4,5 метра. Дети становятся друг за другом на расстоянии 0,5 метра и по команде «Дети, идем» идут по нарисованному эллипсу, делая 2 круга по часовой стрелке, 2 круга против часовой стрелки.

Дальше 2 круга нужно пройти спиной по часовой стрелке и против. На следующих занятиях можно добавлять прыжки на одной ноге (левой и правой поочередно). Усложнить также можно задание, положив какой-либо предмет в руки – нести кувшин с водой, ложку или поднос с шариком.

Приветствие

Воспитанники садятся в воображаемый круг и здороваются друг с другом по очереди: каждый со своим соседом. Процесс легче организовать, если при этом малыши будут передавать друг другу какой-то предмет, например мяч, стакан с водой или свечу.

На первых занятиях словами приветствия могут быть: «Здравствуй (привет), Коля», «Доброе утро (день, вечер), Катя». Затем в приветствие добавляется уменьшительно-ласкательное имя: «Здравствуй, Коленька», «Доброе утро, Катенька».

Впоследствии можно вводить приятные, добрые слова (прилагательные), характеризующие того, с кем здороваются: «Здравствуй, хороший, добрый Коленька», «Доброе утро, милая, улыбчивая Катенька». Также можно менять громкость голоса при произнесении приветственных слов (один день громко, другой – тихо, еле слышно).

Приветствие, тем более с уменьшительно-ласкательными именами и приятными словами, настраивает учеников на мирный лад, приподнимает настроение, создает дружескую атмосферу в группе.

Занятие в круге

Дальше начинается само тематическое занятие с педагогом. Все сидят по кругу в удобном положении. Для урока необходимо подготовить следующие материалы:

  • фигурки домашних животных: кошки, собаки, коровы, барана, козла, лошади, свиньи, осла;
  • пособия в виде их еды: косточка, трава (настоящая или искусственная), рыба, молоко, желуди. Лучше, чтобы это были игрушки, а не картинки;
  • картинки с жильем животных (хлев, будка, кошачий домик, нора, лес и т.д.). Хорошо, если есть возможность достать игрушки в виде их жилья;
  • коробки с невысокими краями, коричневая и зеленая;
  • фильм по теме.

Ход тематического урока:

  1. Педагог рассказывает детям сначала о каждом домашнем животном. Объясняет, почему их называют домашними. Информация должна включать: название, окрас шкуры, как разговаривает, чем питается, где живет. Здесь четко должны проговариваться все названия, учитываться оттенки и форма окраса: бело-рыжая, полосатая (кошка), бело-черная, пятнистая (корова).
  2. После рассказа о конкретном животном логопед передает фигурку животного и его еды, а также картинку с жильем по кругу. Когда пособия посмотрели, они убираются в коробки: животное в зеленую, еда – в коричневую. Картинки с жильем расставляются рядом с коробками.
  3. Дальше воспитанников по очереди просят принести то или иное животное: «Дай мне кошку», «Покажи мне корову», «Возьми собаку». Если малыш ошибся, то нужно без указания на ошибку назвать принесенное животное правильно, а затем дать ему возможность найти нужное животное.
  4. Дети по просьбе педагога приносят еду и жилье для названного животного: «Коля, принеси мне то, что кушает корова», «Катя, дай мне картинку с изображением жилья кошки». Затем они вместе с логопедом проговаривают название принесенных предметов.
  5. Когда преподаватель видит, что все освоили предыдущие задания, переходит к следующему этапу. Каждый ребенок выбирает по одному животному.
  6. Дальше все по очереди называют животное и описывают его (какого цвета, как говорит): «Это корова, домашнее животное. Корова бело-черная, пятнистая, говорит МУУУУ». Если малышу трудно описать самому, то логопед задает наводящие вопросы и при необходимости подсказывает.
  7. Затем ученики сами подбирают животным еду и жилье. Каждый должен рассказать, что животное ест, где оно живет: «Это собака, она ест косточки, живет в конуре». Если осталось время, дети могут поменяться животными и рассказать информацию о другом представителе класса. После упражнения каждый кладет пособия на место.
  8. Педагог задает различные вопросы на тему: «Оля, кто из домашних животных ест траву?», «Саша, как говорит кошка?», «Юля, кто живет в хлеву?» — а ученики отвечают на них.
  9. После обсуждения темы и выполнения заданий показывают фильм по указанной тематике. Показ видеоматериала можно перенести на следующее занятие.

Сложность урока зависит от уровня развития речи подопечных. Если речь развита слабо, то можно упростить информацию о самих животных (название, цвет, как говорит) или уменьшить количество животных.

Название следующего урока будет «Дикие животные», далее пойдет сравнительная тема «Дикие и домашние животные».

Темы занятий могут быть любыми: «Растения», «Насекомые», «Фрукты и овощи», а также различные бытовые «Посуда», «Одежда». По теме «Фрукты» берутся настоящие продукты: на уроке их разрезают, пробуют, пьют сок. При этом весь процесс подробно описывается, поясняются цветовые и вкусовые качества каждого фрукта.

Занятие пополняет словарный запас ребенка, учит выражать правильно мысли, способствует получению новых знаний.

Минута тишины

После тематического урока воспитанники ложатся на ковер и отдыхают в течение 2-3 минут. Упражнение проводится в тишине, либо с успокаивающей музыкой. Некоторым детям сложно лежать неподвижно в течение некоторого времени – к ним подходят и гладят, успокаивая.

Такое упражнение расслабляет, восстанавливает силы. Ребенок учится быть с самим собой, молчать, слушать тишину – а это умеет делать даже не каждый взрослый.

Свободная работа

В свободное время подопечные расходятся по средовым зонам. Каждый занимается тем, что ему нравится, воспитатели предоставляют дополнительный материал по выбранному ребенком занятию, при необходимости помогают и объясняют непонятное. При этом все соблюдают основные правила поведения в монтессори-группе.

Читайте также:  Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению
Ссылка на основную публикацию