Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР.

Автор: Зюзина Анастасия Владимировна

учитель — логопед МАДОУ детский сад № 32 г. Липецк

Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР.

Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР.

В настоящее время, в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее значение. Знакомство с букварём в первом классе проходит в сжатые сроки. Дети, не освоившие навыки чтения, остаются неуспевающими по многим предметам на протяжении всего обучения. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей в дошкольном возрасте, поэтому подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей школе.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е., мысленное расчленение слова на его составляющие(звуки), установление их количества и последовательности.

Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове, ребёнок не сможет правильно писать. Назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой.

Ребенку дошкольного возраста непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. . Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование наглядного материала в работе с дошкольниками -один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте.

Какие задачи позволяет решить метод наглядного моделирования?

  1. Познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью; структурой слова. Эту работу я проводила в старшей группе. Для решения этой задачи использовала учебно — методическое пособие — рабочую тетрадь Е. В. Колесниковой «От звука к слову». Абстрактное понятие слово мы с детьми обозначали прямоугольником. Давая детям представление о протяжённости слов, использовали длинные и короткие прямоугольники.
  2. В дальнейшем знакомила детей с понятием слога. С детьми, которые испытывали трудности при делении слов на слоги мы выполняли следующие упражнения: прохлопывали, прошагивали слова, разрывали полоску бумаги. И затем уже переходили к моделированию. Проводя работу в данном направлении, я также пользовалась рабочей тетрадью Е. В. Колесниковой «Учимся составлять слоговые схемы». Прямоугольники, изображающие слова, дети делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову нужную схему. Использование игровых персонажей, знакомых предметов делает процесс обучения доступным и интересным
  3. Знакомство со звуками.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств.

Артикуляционные свойства: По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные — традиционно обозначаются красным цветом и согласные.

Акустические свойства: согласные делятся на твердые — обозначаются синим цветом, и мягкие – обозначаются зеленым цветом, помимо цветового обозначения для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» — подключаются тактильные ощущения в виде карандаш (твердый) и ватный шарик(мягкий).

Понятия «звонкий» -«глухой» согласный звук мы с детьми закрепляем с помощью тактильных ощущений, приложив ладонь к горлу. Ребята, к своему большому удивлению, почувствовали разницу в работе голосовых связок при произнесении разных звуков, стали с лёгкостью узнавать их. Традиционно звонкие звуки обозначаются колокольчиком, глухие — перечеркнутым колокольчиком.

Прежде всего задумаемся, что же такое буква? В любом языке это графический символ определенного звука, используемый, как известно, для чтения и письма. Предположим, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и, в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте.

На начальном этапе работы в старшей группе пользовалась специальными зрительными символами, предложенными Т.А. Ткаченко в ее авторской методике.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдиффиренцировать в словах, чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков Т. А. Ткаченко опирается на положение губ при артикуляции соответствующего звука и соотносит его со знакомыми детям геометрическими формами. Символы гласных раскрашены в традиционный для них красный цвет.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения Т. А. Ткаченко предлагает использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определённый, связанный со зрительным, дополнительный жестовый символ при необходимости.

Зрительные символы твердых согласных звуков окрашены в традиционный для них синий цвет. – для твердых звуков и зеленый для мягких.

Уже на этом этапе решали следующие задачи:

  • Выделение заданного звука в составе слова.
  • Выделение первого гласного звука, а затем и согласного звуков в слове и дифференциация (различие) звуков.
  • Анализ и синтез сочетаний, состоящих из двух – трех гласных звуков.
  • Выделение в слове конечного гласного звука.
  • Выделение в слове конечного согласного звука.
  • Определение положения звука в слове (в начале, середине, конце);

В качестве зрительной аналогии использовалось плоскостное изображение ежика, «передвигающегося» слева направо и останавливающегося в начале дорожки, в середине или в конце.

В дальнейшей работе символы упростила до традиционных моделей звуков в виде квадратов, окрашенных в соответствующие характеристикам звука цвет.

Схемы для определения места звука в слове упростила до звуковых линеечек., где структура слова представляется членением прямоугольника на 3 части –где каждое деление слева направо обозначает соответственно начало, середину и конец слова.

Следующий этап работы :

  • звуковой анализ слогов;
  • простых слов с определением количества звуков в слове;
  • последовательности звуков в слове; и изображением схемы слова;
  • подбор слова к заданной звуковой модели.

Здесь использовали такие виды работ, как выкладывание, раскрашивание звуковых схем слов в рабочих тетрадях.

Следующий этап знакомство с буквой, т. е. моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. На этом этапе использовались следующие игры:

  • Игра «Найди букву». Так называемые корректурные пробы предлагаются ряды букв и инструкция.
  • Игра «Жук – буквоед» или работа с деформированными буквами.
  • Выкладывание буквы из счетных палочек по образцу с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве.
  • «Пластилиновая азбука» Выкладывание буквы полосками пластилина на кусочке картона.
  • Игра «Мозаика». Ребенку предлагается черно-белая картинка, на частях мозаики написана изучаемая буква.
  • «Волшебная буква», которая выполнена из бусин. Ребенок на ощупь определяет букву с закрытыми глазами.
  • Выкладывание букв из ниток.

Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании способности у детей конструировать предложения различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию простых предложений. При этом используемые наглядные модели могут включать символы для обозначения некоторых частей речи. (например, слова – предметы одушевленные – обозначаются человечком неодушевленные — квадратиком, стрелка вместо глагола (действие), треугольник вместо прилагательного (признак), схемы предлогов – на начальном этапе более конкретные символы, затем общее обозначение предлога кружочком.

При составлении предложений на начальном этапе использовали следующие игры и упражнения: «Составь схему предложения”, «Придумай предложение к схеме». Постепенно переходя к пересказам текстов, рассказам по сюжетным картинкам серии картин, с опорой на картинно – графические планы.

Подводя итог проделанной мною целенаправленной и систематической работы, я сделала выводы:

Использование наглядного моделирования в процессе развития фонематического восприятия и подготовки дошкольников к обучению грамоте вызывает интерес детей к сложному материалу, облегчает и ускоряет процесс его усвоения и запоминания, даёт возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием, помогает детям усвоить навыки звуко –слогового анализа и синтеза слова, анализа и синтеза предложения, активизирует самостоятельность мышления, формирует приёмы работы с памятью, формирует умение детей видеть главное, систематизировать знания.

Поэтому я советую воспитателям и родителям детей дошкольного возраста использовать метод наглядного моделирования в развитии фонематического восприятия дошкольников и подготовке к обучению грамоте. В свою очередь, я не буду останавливаться на достигнутых результатах и обязательно продолжу работу по этой теме.

Использование наглядного моделирования при формировании связной речи у дошкольников с ОНР

Проанализировав результаты исследовательского эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что перспективным направлением совершенствования процесса формирования связной речи в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования, которое выступает в качестве программирования связных высказываний.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей [2,8]. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста [16,17]. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольника. А у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

При проведении занятий с использованием наглядного моделирования по формированию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы:

  • 1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
  • 2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно слабой группы), но только на уровне фразовых ответов.
  • 3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
  • 4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. (Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из слабой).
  • 5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).[29]

Приемы работы логопеда с детьми с ОНР на начальных этапах по составлению сюжетного рассказа могут быть различными:

  • 1. Предоставление образца рассказа.
  • 2. Использование вопросов различного типа.
  • 3. Совместное составление рассказа.
  • 4. Стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели и др.

Рассмотрим подробнее специфику применения наглядного моделирования в ходе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. ( 2).

Читайте также:  Дифференциация звуков (З)-(С) - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

На первом этапе работы в данном направлении возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели ввиде блок-схемы ( 3).

Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением). В качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» на месте сказуемого). При необходимости логопед помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей. В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение «волнистой линии» вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематическое изображение предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения. В качестве иллюстрации к сказанному приведем конкретные примеры описания игр. (см. 4)

Применяя наглядные модели, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей, имеющих общее недоразвитие речи, отличаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов и другими особенностями.

В начале обучения составлению описательного рассказа, предлагаемая логопедом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов. ( 5)

На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» – внешний вид животного; «человек» – какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» – чем питается животное; «домик» – где оно живет; «коляска» – как называются детеныши; «ухо» – как животное подает голос. Предполагается, что к моменту работы над связным речевым высказыванием дети обучались правильному конструированию предложений и доступных их возрасту фраз. Это обучение также может производиться при помощи наглядного моделирования. Оно описано нами выше.

При затруднениях некоторых детей в процессе рассказывания логопед может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа (например, при описании внешнего вида животного). Постепенно дети учатся составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.

В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

В качестве иллюстрации к сказанному приведем конкретные примеры фрагментов игр, направленных на развитие связного речевого высказывания у детей с ОНР (см. 6).

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели [30] ( 7).

Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками описано Т.А.Ткаченко. В основе описанного метода лежит игра. Начало сказки моделируется логопедом при помощи игрушки из Киндер Сюрприза, а далее происходит естественное включение ребенка в моделирование, и таким образом совместно проигрывается сказка. Причем сюжет сказки может быть полностью подготовлен логопедом перед занятием, а можно (на более поздних этапах) предложить ребенку самому начать сказку и т.д. Можно использовать уже знакомые сказки, применяя к ним заместители, или те же игрушки, с целью пересказа. Дети в игре постепенно воспроизводят все основные события сказки, создавая, тем самым, план своего пересказа. Таким образом, виды работ могут варьироваться, с постепенным нарастанием их сложности. Происходит обучение творческому рассказыванию детей. Автор заметила, что между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.[30]

В методике обучения детей с ОНР рассказыванию, описанной В.П.Глуховым [19] особая роль отводится пересказу, так как при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Автор указывает на то, что при обучении детей с ОНР пересказу применяют вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. К числу таких приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

Автор указывает на эффективность приема использования детского рисунка при обучении пересказу, который дети выполняют сами по выбору сюжета, после чего они сами составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

При обучению пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, где происходит обучение планированию пересказа путем моделирования действий персонажей. Можно также использовать условные наглядные схемы ввиде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Таким образом, направления коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания основываются на факторах облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина, А.М.Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С.Выготский, а также педагоги В.К.Воробьева и В.П.Глухов [29]. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания и обозначили следующий порядок работы:

  • -воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия;
  • -составление рассказа по демонстрируемому действию;
  • -пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  • -пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  • -составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • -составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания;
  • -составление описательных рассказов с использование схемы описания.

Очевидно, что подробный анализ трудностей, которые испытывают дети с ОНР 3 уровня при составлении связных речевых высказываний и анализ результативности при использовании наглядного моделирования повысят эффективность коррекционной работы по преодолению подобных нарушений.

Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

учитель-логопед МБДОУ № 157 г. Мурманска

Чубик Татьяна Александровна

При работе с детьми, имеющими нарушения речи отмечается, что дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью. Приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. У ребенка, владеющего внешними формами замещения (использование условных обозначений, чертежей, рисунков) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование состоит из следующих этапов:

– усвоение и анализ сенсорного материала

– перевод его на знаково-символический язык

– работа с моделью.

Формирование навыков происходит в определенной последовательности и с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, что повышает уровень готовности к школьному обучению.

Нарушение фонематического восприятия зачастую является первичным дефектом в сложной структуре речевых нарушений, влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи ребёнка. Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. А это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Применение специальной технологии формирования фонетической стороны речи детей с использованием дидактических игр и упражнений с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи:

познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;

образно представить структуру слова;

научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

определять место звука в слове (в начале, середине, конце);

определять последовательность звуков в слове;

определять количество звуков в слове;

изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

сформировать навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов :

1 этап – узнавание неречевых звуков

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

4 этап – дифференциация слогов

5 этап – дифференциация фонем

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Уже на первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слуховой памяти и внимания, без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы. Здесь можно использовать игры на дифференциацию музыкальных инструментов

1упр : Игра «Что звучит?» – на столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

2 упр : Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображено то или иное действие. Ребёнок должен показать или выложить на столе в определённом порядке последовательность моделей действий.

3 упр : Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте. Используется схематичное изображение ритмического рисунка ( капельки, молоточки )

На втором этапе дети учатся различать одинаковые слова, звукокомплексы, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса ( модели – мишки , модели высоты речевых звуков- домики ). Определить далеко или близко находится звучащий объект. Ребёнок показывает нужную карточку-схему (с изображением длинной и короткой полоски).

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зеленый . И предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок , если неправильное – красный . Затем показывают картинку и чётко произносят звукосочетания: банан, бамам, банам, панан.

Читайте также:  Дифференциация звуков Щ — Ш

Работу по различению фонем родного языка необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Дополнительно к слуховой опоре при восприятии гласных звуков добавляем зрительную, используя модели-символы-геометрические фигуры, внешний вид, которых напоминает очертание губ при артикуляции соответствующего звука ( «Звуковые символы», «Звуковая дорожка» , «Узнай звук по беззвучной артикуляции»).

Использование специальных символов:

-обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений в процессе знакомства со звуком)

-усиливает речевые кинестезии

-улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи

-расширяет поле готовности детей к обучению грамоте.

Когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются сложнее, поэтому для обозначения каждого из них можно использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук (картинные символы согласных звуков, «Подарки»). Далее формируем навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый –мягкий с соответствующим обозначением («Домики для звуков», сказочные герои Звуковички, при помощи символов ( колокольчики ) обозначаем звонкость и глухость). В играх «Спичка-ватка»и «Разноцветные деревья» дети учатся дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в словах. Многофункциональное пособие «Кубики» представляет собой несколько кубиков , на гранях которых изображены символы звуков, изображения колокольчиков, для обозначения глухих и звонких согласных, а так же картинки с изучаемым звуком. В игре «Звуковая дорожка» ребенок произносит название картинки и определяет наличие заданного звука в слове и выкладывает соответствующую фишку. Игра «Звуковая мозаика» – произносим слова, ребенок определяет твердый звук или мягкий, выкладывает фишки, в результате получается образ буквы, что помогает ее легче запомнить. С этой же целью можно использовать «Перфокарты».

Получая двойную опору (слуховую и зрительную для восприятия, дети могут быстро воспроизвести звук, что значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Развивать навыки элементарного звукового анализа начинаем с работы над слоговой структурой слова. Здесь наглядное моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения. На данном этапе дети знакомятся с моделью длины слова(длинное-короткое), моделью слога, моделью ударного слога, моделью места звука в слове, моделью слова.

Здесь можно использовать игры «Длинные и короткие слова», «Слоговые планеты», «Веселая рыбалка». В игре «Найди звук» дети учатся выделять ударный гласный звук в начале слова и соотносить его с символом, в игре «Подбери схему» определяют количество гласных звуков в слове, выделяют ударный и соотносят со схемой.

Определить позицию звука в слове детям помогает птичка-синичка , символизирующая слово, а её части тела обозначают начало, середину и конец слова. В дальнейшей работе используем «схемы слова» (решеточки). Так же можно использовать игры «Звуковой паровозик», «Кто в домике живет?».

Далее учим детей сливать и анализировать слоги обратные и прямые. После чего переходим к звуковому анализу слов. Дети учатся составлять звуковые модели слова, подбирать слова к заданной модели («Составь схему слова», «Чьи следы?»).

Проводимые в данной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. Использование метода наглядного моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность грамотно и целенаправленно.

1.Давыдова Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми/ Т.Г. Давыдова, В.В. Ввозная // Справ. ст. воспитателя дошкольного учреждения.-2008.-№1.-С.36-47.

2.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников/Н.И. Дьякова.- М.:Сфера,2010.

3.Колесникова Л.Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.Р. Колесникова. – Екатеринбург,2000.

4.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи / Т.И. Кудрова // Логопед в детском саду-2007.-№4.-С.51-54.

5.Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников/ Е.Ю. Корчуганова // Логопед. – 2005. – №1 – С. 7-12.

6.Современные тенденции специальной педагогики и психологии.-Самара:СГПУ,2003-83с.-Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи-С.70-83.

Пособие Домик
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

«Домик букв и звуков»- большой помощник на занятиях,

вызывающий интерес у детей и

повышающий мотивацию к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Дидактическое пособие1.25 МБ
Методическое указание54.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Домик букв и звуков» Учитель-логопед Имашева Айгуль Жумабековна НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

К.Д. Ушинский отмечал, что « сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова » .

ЗАДАЧИ: Закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Формировать лексико-грамматический строй. Развивать познавательные процессы. Развивать мелкую моторику.

Работа с гласными и согласными звуками Знакомство с буквами

Звукослоговой анализ, определение места звука в слове Работа со слоговыми схемами Формирование лексико-граматического строя

Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души. Анатолий Александрович Гин

Предварительный просмотр:

Для повышения результативности коррекционно- образовательной работы с детьми, имеющими нарушение речи мною было изготовленно дидактическое пособие, способствующее развитию звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой моторики, а также ВПФ.

Пособие представляет собой плоский красочный домик, изготовленный из листа фанеры, с цветной крышей, прозрачными кармашками в виде окон и балконов. В нижней части дома находятся деревянные крючки и вдиваемые на них деревянные цветные шарики, которые хранятся в специальном кармашке. К домику также прикреплены 3 горловые части пластиковых бутылок на которые закручиваются крышки красного, зеленого и синего цвета. Для работы с пособием используются предметные картинки на каждый изучаемый звук, карточки-символы звонких-глухих, твердых-мягких согласных звуков, карточки с буквами.

Цветовая палитра «Волшебного домика» представлена тремя основными цветами, используемыми при выполнении звукового анализа- красным, синим и зеленым.

Символы гласных звуков выполненые красным цветом на синей крыше являются зрительной опорой при изучении гласных звуков, а также используютя при выполнении анализа звукосочетаний типа Ау, Ао, Ауи и в сочетении с согласными звуками типа: Ап, Па и т.д.

Кармашек в виде окна служит для предметных картинок, карточек с буквами. Карман в виде удлиненного балкона используется для составления слов из букв, схем слогового состава слова, а также при дифференциации звуков.

Деревянные крючки с цветными шариками красного, синего и зеленого цвета позволяют в игровой форме выполнить достаточно сложные задания по звуковому анализу: уметь определять линейную последовательность звуков в слове; осознавать или подсчитывать количество звуков в слове, видеть наличие гласных и согласных звуков в слове.

Умению определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу способствуют цветные закручивающиеся крышки от пластиковых бутылок, которые одновременно развивают мелкую моторику дошкольников.

«Волшебный домик»- многофункциональное пособие для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, которое может быть использованно при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Данное пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

«Домик букв и звуков»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Четко произносить все звуки, слышать каждый отдельный звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения в школе.

Подготовка к обучению грамоте (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза)- процесс достаточно сложный для детей с нарушениями речи, требующий достаточной концентрации внимания и заинтересованности. Большую помощь в работе оказывает дидактическое пособие «Домик букв и звуков».

Цель. Повышение результативности коррекционно- образовательной работы с детьми на этапе подготовки к обучению грамоте.

Активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей на этапе подготовки к обучению грамоте.

  • Закрепить понятия звук и буква.
  • Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать лексико-грамматический строй.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Развивать мелкую моторику.

По первому направлению коррекционной работы – совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

1 . при закреплении понятия «гласные звуки»:

-упражнение в пропевании звуков. Логопед показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;

-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;

-игра «Разберем картинки». Логопед выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;

– анализ сочетаний гласных звуков.

Сказка о звуке И

Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ».

Игра «Прочитай». Логопед показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;

– «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Логопед дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.

– «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

-подбор слов на гласные звуки.

2. при работе над согласными звуками :

-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

-характеристики звуков гласный-согласный, мягкие-твердые, звонкие-глухие,

– дифференциация звуков игра «Разложи по полочкам». Логопед выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;

– игра «Составь слово». Предлагаем детям карточки типа: с обака- о блако- м ак

Знакомство с буквами

3. при закреплении понятий «слог», «слово»,

– Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;

-Определения количества слогов в слове.

-Работа со схемами Логопед просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;

Упражнение «Придумай слово» к схеме (схемы односложных, двусложных).

4. полный звукокослоговой анализ односложных и двусложных слов

-схемы слоговые, звуковые

Анализ со стечением согласных

5. Формирование ЛГНР

6. Составление предложений

Озеро, медведь, карандаш

7.Формирование познавательных процессов

Что лишнее? Что изменилось?

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

2. Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа. а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

4. Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

По первому направлению коррекционной работы – совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: формировть умение определять наличие заданного звука в слове, расположение звука в слове в разных позициях, закреплять представление о соотношении звука и его символа (буквы).Данное пособие можн.

презентация, фото “Домик признаков”.

Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д.

Данное дидактическое пособие в занимательной форме познакомит ребёнка с органами артикуляции, устройством ротовой полости, где живёт Веселый язычок.Пособие-тренажёр поможет ребёнку быстрее запомнить и.

Слоги с буквами К, П, Т, М, Н по программе средней группы для детей с ТНР.

Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.

Мастер-класс «Звуковые домики»

Людмила Макарова
Мастер-класс «Звуковые домики»

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5 -7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

С помощью этого пособия решаются следующие задачи:

1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.

2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО,способствуя:

овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;

• формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;

• овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения;

• развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

3. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми

фонетико-фонематической стороной речи.

Звуковой домик изготовлен из листа толстого картона, оклеен цветной бумагой.

Цветовая гамма звуковых домиков сделана в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые – синим цветом, согласные мягкие – зеленым цветом).

На домик наклеены пластмассовые уголки, благодаря которым картинки хорошо держатся на пособии.

Изображения одинаковых домиков привлекает внимание детей, заставляет быть внимательным, рассматривая его и видеть, чем они отличаются друг от друга (на изображении дыма нарисована буква).

Для выполнения задания подобраны картинки с соответствующим звуком.Обязательное условие: звук должен быть под ударением.

Детям раздаются домики. Педагог сначала сам проговаривает слово, утрируя звук, чтобы дети его услышали. На последующих занятиях дети сами подбирают картинки к своему домику – звуку. Игра «Какой звук потерялся «Рассели картинки по своим домикам», «Расскажи, кто поселился у тебя в домике и т. д.

Спасибо за знакомство с моей работой.

Числовые домики Чтобы помочь ребёнку старшего дошкольного возраста усвоить состав числа первого десятка, многие воспитатели используют так называемые «числовые.

Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» (для детей 6-7 лет)Цель: научить детей выделять начальный звук в.

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Звуковые стульчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Переславль-Залесский автор: воспитатель Петухова В. В.

Дидактическое пособие «Звуковые совята» Современная школа предъявляет к будущим первоклассникам ряд требований, одной из главных является сформированность навыков чтения. Чтение.

Использование дидактической игры «Звуковые подарки» на логопедических занятиях Пояснительная записка. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные.

«Звуковые шапочки». Картотека игр по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2.

Мастер-класс «Поделка «Домики к сказке «Три поросенка» для группы «особый ребенок» Мастер класс «Поделка домики к сказке «Три поросенка» из пластиковых бутылок для инсценировки сказки» Работа не сложная, но потратить 1,5-2.

Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Методическая разработка к дидактическому пособию «Звуковые сенсорные дорожки» Краткая аннотация пособия. Дидактическое пособие «Звуковые.

Дидактические пособия «Математические кармашки», «Звуковые кубики», балансир «Чудо-досочка» Дидактическое пособие «Математические кармашки» Возраст: с 4 лет Материал: 1) 3 кармашка из ткани, соединенных между собой.

Пособие «Звуковые часы» Для того, чтобы сделать такое пособие понадобятся самые простые материалы:картон, цветная бумага, канцелярская кнопка, ножницы, двойной.

Пособие ‘Домик буквы’

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

Отдел образования администрации города Рассказово

Звуковой домик

Участник выставки

Медведева Таисия Ивановна

Воспитатель:
Медведева Таисия Ивановна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Дидактическое пособие «Звуковой домик»

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

Медведева Таисия Ивановна

Дидактическое пособие
«Звуковой домик»

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по
  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.

Ссылка на основную публикацию