Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Читайте также:  Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Описание опыта работы (современные приемы и методы образования) Тема: «Метод наглядного моделирования в логопедической группе»

    Ярослав Лонгинов 3 лет назад Просмотров:

1 Описание опыта работы (современные приемы и методы образования) Тема: «Метод наглядного моделирования в логопедической группе» Вертийко Ирина Александровна, учитель – логопед, МДОУ ДСКВ «Золотой ключик» г. Певек. Учите: слушая слышать, чувствуя понимать, играя познавать мир.

2 Введение. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный о последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития ребенок подросток взрослый, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Актуальность. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Процесс коррекции и обучения детей с общим недоразвитием речи требует длительного времени и отнимает у детей много сил. Работая учителем – логопедом я заметила, что со временем у детей утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Ребенок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Очень трудно бывает удержать внимание ребенка, пробудить интерес к процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. Как показывает практика, одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить использование метода наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений. Из опыта работы. Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование состоит из этапов.

3 МОДЕЛИРОВАНИЕ 1 этап Усвоение и анализ сенсорного материала 2 этап Перевод на знаковосимволический язык 3 этап Работа с моделью Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования. Наглядные модели помогают целенаправленно развивать артикуляционный аппарат, импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи. 1. Развитие артикуляционного аппарата. Первое, где я начинаю использовать наглядные модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинкисимволы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показываю картинки-символы сама, а затем привлекаю детей (приложение 1)

4 2. Постановка звука. Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать (приложение 2) 3. Слоговая структура слова. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения (приложение 3). Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья (приложение 4). При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически, изображать предложение, придумывать предложение по схеме; отработать навык послогового чтения (приложение 5).

5 При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует: усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине (приложение 6). Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

7 Приложение 1 Примеры артикуляционной гимнастики: «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к верхнему небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. «Часики» Вытянуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол из угла в угол Под счет 1-2 в медленном темпе.

8 «Катушка» Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта. «Хоботок» Губы вытянуты вперед. Зубы сомкнуты и чуть-чуть видны. Это упражнение чередуется с улыбкой. «Качели» Высунуть узкий язык. Попеременно тянуть язык то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывается.

9 Приложение 2 Сказка первая о звуке А. Жил – был звук А. Он очень любил петь, широко открывать рот: «А_». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда очень громко: «А, А, А.» Когда звуку А было грустно, то пел он тихую- тихую, протяжную- протяжную песню: – А_А_А_А_А_А_А. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: – А А а а а, А А а а а. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень- очень плавно: -А А А А А А А А А А, А А А А. Всем вокруг нравился звук А на то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций.

10 Приложение 3 «Рисуем» слова Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов. Детям предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с педагогом хлопнут в ладоши. Пирамида Дети учатся делить слова на слоги. Детям предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя.

11 Приложение 4 Подбери действия Дети учатся подбирать слова, обобщающие действия, к предмету. По три шага прошагать- По три действия назвать: Как с игрушками играть?

12 Веселый мяч Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой. Детям предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам. Вот играет Буратино В мячик весело с Мальвиной. Ты, дружок, реши задачу: Кто куда закинул мячик? НА ПОД Поезд Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их. Детям предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку. Нашли мы ежика в лесу Он пил молоко и принесли его домой. и бегал по кухне. Нашли мы ежика в лесу и принесли его домой Он пил молоко и бегал по кухне

13 Приложение 5 Куда перелетела бабочка? Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке- схеме с помощью бабочки. Детям предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Педагог называет слова, а дети должны догадаться, в каком из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова – в первый квадрат (со звездочкой), если в середине – во второй, если в конце – в третий. Приложение 6 Загадки- описания Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спряталось. Форма овальная Величина большая Цвет рыжий Мех пушистый Живет в норе Живое

14 Приложение Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г. Певек Занятие по обучению пересказа «Как медведь сам себя напугал» ( старший возраст) Учитель логопед: Вертийко И.А.

15 Коррекционно образовательные цели. Формирование навыков самостоятельного пересказа текста. Развитие умения анализировать содержание произведения, используя наглядные модели. Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные» (хрустнуть, угодить, насторожить уши, дать стрекача). Развитие грамматического строя речи (употребление существительных в творительном, винительном и предложном падежах единственного и множественного числа). Коррекционно развивающие цели. Развитие слухового внимания и слуховой памяти, общей и речедвигательной моторики. Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика, инициативности. Оборудование. Карточки с изображением животных, карточки модели артикуляционных упражнений, схема рассказа. Логопед. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Выполняем артикуляционные упражнения для губ «Улыбка трубочка», для языка – «Часики», «Качели» используя наглядные карточки- модели. Ваш язычок размялся, теперь вы будете правильно произносить все звуки. Но у нас в гостя еще кто- то. Кто же это? Дети. Ежиха и ежонок. Логопед. И ежиха предлагает нам поиграть в игру «Мама и детеныши» Я буду волчицей. Дети. Я буду волчонком. Логопед. Я буду белкой. Дети. Я буду бельчонком и т.д. Логопед. А теперь вы все будете ежатами. Выполняются упражнения на расслабление. Дети делают движения в соответствии с текстом по 2-3 раза. Сжались ежата в клубок, испугались, распрямились, потянулись. Всем понятно расслабление приятно. Проводится пальчиковая гимнастика. Коготками поцарапались, когти сильные, лапки мягкие. Ежата любят бегать через речку по мостику. Сделали пальчиками мостик. Выполняются упражнения для глаз и дыхательная гимнастика. Сел комар к ежонку на нос, посмотрели на комара. Вдох подули на комара. Далеко комар улетел смотрим вдаль. Ежиха с ежонком рассказали мне интересную историю, которая произошла у них в лесу. Сядьте прямо, свободно и послушайте, как это было. Логопед читает рассказ, дети и гости слушают. Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на елочке выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по связной речи в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня

16 Выскочил заяц, помчался в гущу леса. Наскочил на сороку. Сорока крикнула и подняла весь лес. Услышал лось, пошел кусты ломать. Остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лось кусты ломает, позади кто-то топает. Рявкнул медведь и дал стрекача. Не знал он, что это заяц топал: ему белка шишкой в лоб угодила. Так медведь сам себя напугал. Далее дети отвечают на вопросы логопеда по содержанию. О ком говорится в рассказе? Кто первый вошел в лес? Кто напугал медведя? Как белка испугалась зайца? Какая птица подняла крик на весь лес? О каком большом животном говорится в рассказе? Лось тоже испугался и что он стал делать? Кто же испугал медведя? Молодцы, ребята! Рассказ так и называется «Как медведь сам себя испугал». Каким же был этот медведь? Дети. Трусливым, несмелым, боязливым. Логопед. У нас в группе нет таких ребят, которые боятся каждого звука? Нет! У нас ребята какие? Дети. Смелые, храбрые, отважные. Логопед. Я расскажу вам эту историю еще раз, а вы постарайтесь ее запомнить. Помогите мне. Логопед повторно читает рассказ. Дети сопровождают чтение движениями и мимикой. Молодцы! Для этого рассказа у меня есть схемы. (Показываю). Какая схема первая, с чего все начинается? Что было дальше, Что нам подсказывает схема? Расставим схемы по порядку. Проводится лексический разбор текста. Кто вспомнит, с чего все началось? Как говорится об этом в рассказе? Дети. Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Логопед. Как понять «хрустнула»? Дети. Сломалась, затрещала. Логопед. А вот «угодила в лоб»- что значит? Дети. Попала. Логопед. Кто скажет по другому? Дети. Стукнула и т.д. Логопед. Что же сделал медведь? (показываю на картинку «уши»). Как понять «насторожил уши»? Дети. Прислушался. Логопед. Покажите, как вы можете насторожить уши. Вот какие вы внимательные! Дети выпрямляют спинки, настораживаются. Что сделал медведь? Дети. Дал стрекача, быстро побежал. Логопед. Покажите, как ваши ноги могут быстро бегать. Дети показывают, сидя на стульях. Вот так дали вы стрекача! Логопед. Мы не будем рассказывать всю историю. Вспомним только слова- действия из нее. Помогут нам картинки (показываю).

17 Вошел, хрустнула, испугалась, выронил, помчался, наскочил, подняла, услышал, пошел ломать, остановился, насторожил. Ежиха мне шепнула, что ей очень понравилось, как вы занимались. Как вы думаете, что понравилось ежихе в ваших ответах? Дети. Мы придумывали красивые предложения, не перебивали друг друга, рассказывали по порядку. Логопед подводит итог занятия.

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Алёна Челышева
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития; обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.

Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с ОНР в развитии связной речи:

• отсутствие четкости и последовательности изложения;

• высказывания – набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения;

• преобладают простые предложения, иногда с однородными членами;

• полное или частичное отсутствие двусоставных предложений.

• с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.

Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольный возраст – период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

– символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

В настоящее время используются следующие виды моделирования:

Работа начинается с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.

Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер, и он становится основанием для построения логики произведения, а затем детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой – черным и т. д.

Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.

Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.

Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.

Средства наглядного моделирования используют при обучении дошкольников:

– составлению описательного рассказа о единичных предметах;

– составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

– составлению рассказов из личного опыта;

– рассказыванию (с элементами творчества);

– составлению сравнительного описательного рассказа;

– составлению рассказа по плану;

– составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.

Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью в процессе целенаправленного обучения у детей с ОНР позволяет овладеть необходимыми речевыми умениями навыками при:

– составлении описательных рассказов;

– составлении рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

– составлению рассказа по плану;

– составлении творческого рассказа.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Елена Суслонова
Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Цель: эффективность практического применения метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.

Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

При реализации данной технологии решаются следующие задачи:– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

развивать мелкую моторику у детей.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки.

Остановимся на пиктограммах.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением:

слов-предметов. Назовите предметы, которые будут появляться на экране.

Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране.

Назовите действия предметов, которые появляются на экране.

Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Предлагаю поиграть в игру «Какой, какая?». На экране предметы. В центре треугольник. Он обозначает признак предмета. К движемся предмету подберите признак.

Следующая игра. «Назовите действие». Стрелка обозначает действие предмета. Составьте предложение.

«Согласование в роде, числе и падеже».

В центре круг. Пиктограммы обозначают глаз – вижу, скрипичный ключ –слышу, подарок – дарю, рука – что делаю. Каждый может подобрать свои варианты. Составьте предложения, используя следующие пиктограммы: глаз – мышка, ключ – птичка, яблоко – подарок, заяц – рука, ключ – капля.

Вариантов применения пиктограмм очень много. Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Посмотрите и определите: «Какая это сказка?»

(Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев)

Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев?

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки.

Поговорим о приемах мнемотехники.

(«Мнезис» в переводе с латинского означает «память»). Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывания текстов, заучивании стихов, скороговорок.

Последовательность работы с мнемотаблицами такова: – рассматривание таблицы – раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы – пересказ или заучивание текста.

В – обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года. Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Читайте также:  Составление рассказа по серии сюжетных картинок - конспект

Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили?

После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку.

Уважаемые коллеги, посмотрите и назовите, описательный рассказ чего представлен Вашему вниманию?

При автоматизации звуков использую модели заучивания стихов и скороговорок.

«Заучивание стихотворения», в каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука.

«Скороговорка» также при наличии наглядных картинок, детям легче запомнить скороговорки и быстро произнести.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели.

Составьте предложения по предложенной схеме.

На последующих занятиях можно предложить детям составить предложения по двум – трем, а затем и большему числу моделей.

Для этого вводятся условные обозначения, например, изображение предмета, о котором говорится в предложении, обозначается квадратом, действие – стрелкой, признаки – треугольником, а предлоги и союзы отображаются схематично

В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Такая работа над структурой предложений готовит детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Составьте предложения по схеме (обратить внимание на числительные)

В процессе работы над умением составлять рассказы по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых педагогом наглядных опор или придуманных совместно с детьми напоминает им о «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с помощью нескольких наглядных опор, которые они самостоятельно подбирают в процессе подготовки, что, в свою очередь, положительно влияет на составление речевого высказывания и его полноценного устного воспроизведения.

Вам представлены этапы работы с опорными схемами.

Используя опорные картинки, можно составить и предложения.

Придумайте предложения по опорным картинкам.

Я предлагаю вам внимательно послушать рассказ «Весна пришла».

«Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А Маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!»

Вспомните, о чем говорилось в каждом предложении. (Перескажите рассказ с помощью опорных картинок).

Пересказ по цепной структуре.

Педагог читает рассказ и предлагает рассмотреть картинки-подсказки. Каждая рамка одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

(Обратите внимание на рамки.)

«Наступила золотая осень. Осенью солнце слабо греет и небо часто закрыто тучами. Тучи несут холодные дожди. Дожди оставляют на земле грязь и лужи. В лужах плавают осенние листья. Листья покрывают всю землю золотистым ковром».

Пересказ рассказа по графическому плану.

Чтобы рассказать рассказ по графическому плану, нужно вспомнить: каким символом мы обозначает слова – действия, слова – признаки. В каждом графическом рисунке зашифровано предложение.

«Пришла холодная, морозная снежная зима.

Ребята смастерили большую деревянную кормушку.

Дети пошли в лес и повесили кормушку на дерево.

Мальчики насыпали в кормушку зерна и семечек.

К кормушке прилетели птицы.

Птицы склевали весь корм и весело защебетали.

Дети были рады, что помогли птицам зимой».

Опорные схемы помогают обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Следовательно, использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Проект «Моделирование как средство формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ІІІ уровень)»

Паспорт проекта

К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному вы­сказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который мно­гократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования со­держания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, вы­раженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы. Вторичные отклонения в развитии психиче­ских процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

При формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи важно использовать специальные средства, облегчающие и направ­ляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказы­вания. Одним из таких средств является наглядность, которая способствует порождению речевого акта.

Разновидностью наглядного средства выступает моделиро­вание плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркива­лась Л. С. Выготским, указывающим на важность последовательного построения высказывания, его звеньев.

Исходя из вышеизложенного, мною определена цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объектом проекта является процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметом проекта является моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Мною принята следующая гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

  • своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
  • на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

В рамках данной проблемы намечены следующие задачи.

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

2. Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

Поставленные задачи последовательно решаются в ходе проекта.

В проекте уточнены понятия «связная речь», «общее недоразвитие речи (ОНР)», «моделирование» (в частности «наглядное моделирование»), показана связь связной речи и мышлением ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выражать в правильных, четких, логических речевых конструкциях.

Вопросы развития связной речи изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич и другими). Так Ф. А. Сохин считает, что связная речь — это «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями…, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Одним из наиболее сложных и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова рассматривают общее недоразвитие речи как речевую патологию, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Наиболее часто у детей встречается общее недоразвитие речи III уровня. Для данного уровня развития речи детей, по мнению Т. Б. Филичевой, характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженным недоразвитием лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений у этих детей может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи у этих детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование метода моделирования.

По мнению Л. А. Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту;
  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Уточнив основные теоретические положения, я приступила к осуществлению работы.

Целью констатирующего этапа проекта являлось определение уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для реализации поставленной цели логопедом и нами, воспитателями, было проведено обследование связной монологической речи.

Проект проводится на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 3 «ЗОРЕНЬКА», где были обследованы 12 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня».

В результате анализа полученных результатов были получены следующие данные. (см приложение)

Анализ специальной литературы по проблеме, а также результаты констатирующего обследования позволили нам создать комплекс логопедических занятий, направленных на формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в течение всего года и построена на основе перспективного планирования по программе преодоления общего недоразвития речи у детей, авторами которой являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех периодов.

Первый период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. В этом периоде решаются следующие задачи по формированию связной речи.

1.Составление простых распространенных предложений.

2.Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам продемонстрируемого действия.

3.Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

4.Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.

5.Работа над диалогической речью (совместные беседы).

6.Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.

Задачи данного этапа.

1.Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом.

2.Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.

3.Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Третий период обучения — март, апрель, май. Занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.

Задачи этапа.

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

В основу проекта по формированию связной монологической речи был взят метод наглядного моделирования.

В качестве моделей использовались:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки — символы;

Опираясь на программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторами которой являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, мы разработали перспективный план работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием метода наглядного моделирования.

Перспективный план формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием метода наглядного моделирования

Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех периодов:

· I период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь.

· II период обучения — декабрь, январь, февраль.

· III период обучения — март, апрель, май.

В I перио­де первого года обучения дети должны овла­деть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во II периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рас­сказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде, наряду с совершен­ствованием диалога и навыков в указанных видах рассказыва­ния, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие само­стоятельной связной речи детей.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

  • рассказы детей по готовому образцу;
  • рассказы по восприятию;
  • рассказы по памяти;
  • рассказы по воображению.

Пример использования метода наглядного моделирования при обучении дошкольников

Цвет. (Какого цвета овощ?)

Форма. (Какой он формы?)

Два помидора. (Какого они размера?)

Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

Грядка. (Где овощ вырос?)

Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

В конце календарного года проведено сравнительное обследование уровня сформированности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Можно сделать выводы о том, что уровень сформированности связной монологической речи повысился.

В конце учебного года будет проведено окончательное обследование уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования.

Скачать презентацию

Автор: Морозова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ детский сад № 3 «Зоренька», г. Лобня, Московская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Ссылка на основную публикацию