Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» – это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazkoterapiya_1.docx250.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 30»

«Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель МБДОУ № 30

1.1 Актуальность, цели и задачи.

1.2 Этапы работы.

II. Основная часть

2.1 Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

2.2 Сказкотерапевтические методы

2.3 Основные элементы занятий

2.4 Практические приёмы работы со сказкой

2.5 Методические рекомендации по сказкотерапии

2.6 Перспективное планирование занятий по сказкотерапии в среднем дошкольном возрасте от 4 до 5 лет

3.1 Итоги работы и их практическая значимость

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» – это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Занятия являются дополнительной формой организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия педагога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет возможности более успешного овладения им социальным опытом.

Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов; цельности и одномоментности восприятия, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

Через занятия с элементами сказкотерапии мы стараемся и по форме и по содержанию наполнить сказкой жизнь детей, у которых проблемы в развитии. Дети трогательно и доверчиво поверили в сказку, которая живет в большом красивом музыкальном зале, а главное прониклись доверием к нам, взрослым.

Сказки и рассказы подбираем так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

Для занятий с элементами сказкотерапии выделено время в расписании. Занятия проводятся с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашем ДОУ мы начинаем вводить игры-занятия. Сначала они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Распределяем один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия, постепенно усложняя содержание. Никогда не рассказываем детям о том, чему они будут учиться, чему уже научились, что получилось, а что нет. Планируя занятие, мы реализуем определенный замысел, но этот замысел известен только нам, мы не навязываем его детям, а даем возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными.

Занятия с элементами сказкотерапии объединяются единой сюжетной темой, которая зависит от содержания сказки или театрализованной игры.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
  • Воспитание личности ребенка в собственные возможности и сглаженными отрицательными переживаниями
  • Всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка.
  • Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей
  • Развить умения преодолевать трудности, страхи.
  • Выявить и поддержать творческие способности каждого ребенка.
  • Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  • Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка через музыкотерапию.
  • Прослушивать музыку, направленную на снятие напряжения.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей дошкольного возраста

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Ведь этот небольшой по объему текст учит правильно относиться к злу и добру, на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки. Кроме того, сказки интересны детям и понятны им.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Виды сказок

Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой. Информация представлена в форме таблицы.

Форма сказкиКраткая характеристика
ХудожественнаяЭто традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.
ДидактическаяСозданы педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов.
МедитативнаяПомогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.
ПсихотерапевтическаяПомогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
ПсихокоррекционнаяВ ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно.

Используемые в рамках такой терапии жанры отличаются многообразием, это не всегда сказки. Вот основные из них:

  • былины, мифы, легенды, саги – эти 4 жанра лучше всего подходят для работы с подростками;
  • басни (мораль сформулирована достаточно четко, можно использовать тексты не только Крылова, но и Эзопа, Лафонтена);
  • притчи (часто содержат важные жизненные уроки, посвящены какой-то конкретной проблеме и могут использоваться для ее проработки).

Иногда допустимо применение и современных жанров, например детективов, фантастики – главное, чтобы жанр соответствовал вкусу ребенка.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Советы для родителей

При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:

  • лень;
  • неаккуратность;
  • обман;
  • агрессия;
  • нежелание ходить в садик.

В случае серьезных фобий или появления нового члена семьи лучше воспользоваться помощью профессионала.

Рассмотрим, как дома мама может использовать элементы терапии сказками для ребенка-дошкольника. Зачастую малышу мало просто послушать текст сказки. Важно, чтобы родители обсудили его с ним, помогли разобраться в тех уроках, которые дают сюжет и герои.

Размышляя с сыном или дочерью над каждой прочитанной сказкой, можно сформировать у них так называемый «банк жизненных ситуаций» – то есть того, как можно и нельзя поступать в различных случаях. Чем чаще подобные обсуждения будут происходить, тем быстрее ребенок получит необходимый жизненный опыт. Тем самым родители подготовят его к самостоятельной дальнейшей жизни, помогут сформировать систему ценностей.

Если ребенок просит маму рассказать одну и ту же сказку несколько раз, просьбу следует выполнить, поскольку она говорит о важности данного сюжета для крохи.

Какие сказки выбирать?

Рассмотрим примеры сказок и требования к ним. Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:

  • бытовые («Курочка ряба», «Колобок», «Каша из топора»);
  • волшебные («Морозко», «Кот в сапогах»);
  • героические («Добрыня и Змей», «Илья Муромец»);
  • поучительные («Лиса и журавль», «Золотая рыбка»).

Это могут быть как устные народные, так и авторские произведения. Главное, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • Герои были понятны и интересны детям. Отличный вариант, если действующим лицом является ровесник. Следует учитывать и возрастную специфику: для 2-3 лет предпочтительны герои-животные, в 4 года следует вводить элемент волшебства, в 5 лет волшебные сказки уже становятся основными.
  • Персонажи должны четко подразделяться на положительных и отрицательных. В силу возраста детям пока трудно судить о том, что честный и добрый человек в определенных обстоятельствах не всегда поступает хорошо. Поэтому в отобранном материале все должно быть доступно и однозначно.
  • Сам текст следует выбирать интересный ребенку, близкий ему по тематике и увлечениям.
  • Тематика должна быть актуальной. Занятие проводится с определенной целью, для решения какой-то проблемы ребенка (агрессивность, застенчивость, фобии), материал надо подобрать таким образом, чтобы освещать эти аспекты.
  • Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, поскольку только так ребенок получит конкретный алгоритм действий.

При наличии фантазии мама может написать сказку самостоятельно, но можно использовать уже готовые произведения психологов.

Структура занятия

При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:

  1. Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.
  2. Знакомство с текстом. Желательно, чтобы мама рассказала сказку, если такой возможности нет – допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.
  3. Обсуждение. Беседа об услышанном, позволяющая понять урок текста, оценить поступки персонажей, выявить причинно-следственную связь «поступок-последствие».
  4. Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.
  5. Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном.
  6. Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».

Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Решение конкретных проблем

Рассмотрим, как мама может посредством сказкотерапии решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.

ПроблемаСказка, направленная на ее решение
Капризы в еде, отказ от полезных продуктовСказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит.
Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистотеСказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным).
Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детейСказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым.
Малыш неуверен в себе, робок, считается физически слабымПоможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала.

Второй вариант работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.

Сказкотерапия является мягким методом психотерапии, позволяющим решить серьезные проблемы в щадящей форме. Она доступна для применения в домашних условиях. Основная сложность – верный выбор материала. К этому вопросу следует подойти ответственно, при желании сказку можно сочинить самостоятельно. Для детей этот метод подходит идеально, поскольку работа ведется на доступном для дошкольного возраста материале, что, тем не менее, не уменьшает эффективности.

Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Дата публикации: 10.08.2019

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Московская область г. Раменское

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

(МОУ МЦ «РАМЕНСКИЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ»)

«Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Слушателя курсов «Развитие связной речи у дошкольников с речевыми

нарушениями в ус

воспитателя МДОУ №54 Романовой М.В.

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры дефектологии АСОУ

г. Раменское 2018 г.

Теоретические аспекты развития связной речи

детей с ОНР посредством сказкотерапии.

1.1.Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи детей

2.1. НОД по развитию речи у детей с ОНР посредством сказкотерапии …6-7 2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством

сказкотерапии………………………………………………………… 7-8 2.3. Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации. 8-10

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия- эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

1. Основная часть.

Теоретические аспекты развития связной речи детей с ОНР посредством сказкотерапии.

1.1. Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.

Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения логической последовательности.

Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни). Монолог – наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Основные свойства монологической речи : односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленностью содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся: связность,последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связности речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

· лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

· активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;

· при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

· развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

· развивающе -терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

• приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

· активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

· самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

· творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

· эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

· произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

· связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

· метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в

частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.

· работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

2. Практическая часть.

2.1. НОД по развитию речи у детей с ОНР посредством сказкотерапии.

Обучение пересказу на материале сказок, проводится на логопедических занятиях, которым предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной речи с использованием логосказок Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.

Пересказ предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи, поэтому пересказу сказок на коррекционных занятиях уделяется большое внимание.

При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества. Используются следующие приёмы:

· придумывание и завершение сказки,

· составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,

· коллективное сочинение сказки.

· составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является одним из показателей успешного развития дошкольников.

· постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). Дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

· объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;

· ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло;

· конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку» «Колобок» – «Колобок катится» – «Колобок катится по дорожке» – «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.);

· придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;

· усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента неожиданности, загадочности. Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка.

· придумывание дополнительных монологов героев известных сказок. «Что могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар? »

· создание коллажей из сказок и составление по ним новых сказок.

Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод – словесная игра.)

Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

2.3. Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи образовательной области «Коммуникация»:

· учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

· развивать у детей умение распространять предложения определениями;

· развивать мыслительную деятельность;

· расширять знания детей по теме;

· воспитывать у детей самоконтроль за речью.

«Познание» – воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

«Физическая культура» – продолжать накапливать и обогащать двигательный опыт детей, согласовывая движения с текстом.

«Чтение художественной литературы» – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, формировать оценочное отношение к героям сказки.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Игра «Отгадай загадку»

· Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет, вот и завтрак, и обед. (Картофель)

· Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка)

· Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

1. Чтение сказки с последующим обсуждением

· Что посеял мужик?

· Почему ему пришлось делиться с медведем?

· Когда мужик собрал урожай репы?

· Как он разделил урожай? Почему?

· Почему рассердился медведь на мужика?

· Что посеял на следующий год мужик?

· Как поступил медведь?

· Кто выиграл в этот раз? Почему?

· Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

2. Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

2. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты. «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

3. Повторное чтение с установкой на пересказ.

5. Пересказ текста детьми. После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

· Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

· Кто главные герои?

· О каком овоще говорилось в сказке?

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе:

1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.

2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

3. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, язык

грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г.

2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.

3. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

Статьи

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ И КАК ОНА РАБОТАЕТ?

Детский возраст — это важный период в жизни и развитии каждого человека, поэтому грамотный и вовремя направленный подход к психике ребёнка обеспечивает развитие гармоничной и здоровой личности в будущем.

Существует несколько интересных и эффективных видов психологической работы с детьми. ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ предлагает рассмотреть их подробнее.

Сказкотерапия — это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне.

Как действуют сказки?

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Сказкотерапия структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

– сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т. п.;

– сказки для гиперактивных детей;

– сказки для агрессивных детей;

– сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

– сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);

Особенности сказкотерапии при работе с детьми:

От рассказчика требуется выполнение следующих условий:

– при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

– во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребёнком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

– нельзя допускать затянувшихся пауз;

– ребёнку может быть предложена любая сказка, её необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям:

– ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

– ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

– ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;

– сказки обязательно должны подходить ребёнку по возрасту;

– способность чётко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Основные методы сказкотерапии

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребёнком

В ходе чтения сказок вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребёнок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребёнку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребёнка и ваших собственных. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание у ребёнка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней. Следите за реакцией ребёнка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика — всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребёнка сосредоточено на описываемом действии, вы — на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так или ребёнок ещё не готов её воспринять. После прочтения сказки обсудите её с ребёнком. В зависимости от содержания вопросы по сказке могут быть примерно такими:

О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

«Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, так как при этом можно наблюдать за ребёнком в процессе сказкотерапии. Можно сочинять сказку вместе с ребёнком либо ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нём.

Если ребёнок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала — всё это следует рассматривать как признаки невротического состояния. Для коррекции выявленных негативных эмоциональных проявлений ребёнку требуется индивидуальная работа с психологом.

Метод «Рисование сказки»

Ребёнка просят нарисовать, слепить или представить сказку в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребёнка различных чудищ, огня или тёмных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлыми. В этом и заключается терапевтический эффект данного упражнения.

Если у вас есть свой опыт игры со сказкой или вы знаете другие подходы в развитии фантазии и внутреннего мира детей, расскажите в комментариях. Желаем удачи.

Условия организации логопедической помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом

В последние годы значительно растет количество детей с различными отклонениями. Среди них особое место занимают дети, страдающие синдромом раннего детского аутизма (РДА). Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипности в поведении.

В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации дошкольников с детским аутизмом.

По мнению большинства авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, R. Jordan, L. Kanner, M. Rutter и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме, является недостаточное развитие речевых навыков. Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование речевых навыков при детском аутизме является проблемой психолого-педагогического и логопедического характера.

В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих детским аутизмом, дана характеристика специфических особенностей речи и общения таких детей.

В литературе встречаются рекомендации по развитию речи и описания отдельных случаев коррекционной работы с детьми, страдающими РДА. Это представлено в трудах таких авторов как: К.С. Лебединская, Л.Г. Нуриева, В.М. Башина, С.С. Мрозова.

Особенности речевого развития детей с детским аутизмом

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают следующие специфические особенности речевого развития детей с детским аутизмом:

  1. Мутизм значительной части детей. Ребенок не использует речь как средство общения. Иногда у мутичных детей в аффективно насыщенных ситуациях появляются отдельные слова и даже фразы: «Уберите это оттуда!», «Ну когда же мы пойдем домой»! Эти фразы плавающие, в речи не закрепляются и не используются.
  2. Наличие эхолалий, дети повторяют мало понятные им слова, наслаждаясь их звучанием.
  3. Голос монотонный, невыразительный, тихое звучание может прерываться от​дельными выкриками, визгом, при относительно сохранной фонетической стороне речи.
  4. Позднее появлений в речи личных местоимений. Дети называют себя во втором или в третьем лице.
  5. Отсутствие обращения в речи. У ребенка в числе первых слов появляются «мама», «папа», «баба», но они не используются как обращение. В более старшем возрасте ребенок прибегает к безличным словам-командам «дать есть», «пойдешь гулять».
  6. Нарушение семантики – чрезмерное расширение или сужение значения слова до буквального. Слова используются в ограниченных контекстах, как на начальном этапе овладения семантикой слова.

Методические условия организации логопедической помощи детям с детским аутизмом

Мы провели экспериментальное исследование, в котором определили методические условия организации логопедической помощи детям с детским аутизмом.

К условиям организации логопедической работы с детьми, страдающими РДА, было отнесено следующее:

  • При определении стратегии необходимо учитывать особенности генеза как речевых расстройств, так и аутистических проявлений.
  • Логопедическая работа является частью общей коррекционной работы и ведется параллельно с занятиями психолога по обучению элементарным учебным навыкам, развитию представлений о себе и об окружающем.
  • По качественной характеристике зрелости аффективной сферы ребенок должен относится к III или IV группе по классификации О. С. Никольской. В противном случае речевая работа малоэффективна.
  • Речевой материал адекватно соотносится с уровнем интеллектуального развития ребенка.
  • Должна соблюдаться строгая структура занятия, то есть занятия должны проводиться в определенном месте в определенное время. Это способствует формированию учебного стереотипа. Занятие должно построено на известной ребенку деятельности.
  • Помещение, в котором проходит занятие, не должно быть перенасыщено (минимум зрительной стимуляции).

На завершающем этапе работы опытно-экспериментальной работы проверяется эффективность предложенных методических условий, способствующих эффективному формированию речевых навыков.

Агеева Ольга Александровна,
учитель-дефектолог,
КГБУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос»,
Отделение реабилитации для детей и подростков
с ограниченными возможностями,
г. Находка

Особенности работы логопеда с детьми с расстройствами аутического спектра

Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра. Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом. Мы расскажем, как правильно выстраивать работу с такими клиентами.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?

Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.

Какие нарушения речи сопровождают РАС?

В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:

  • мутизмом – полным отсутствием речи;
  • эхолалиями – повторением сказанных окружающими людьми слов, фраз;
  • использованием слов и фраз-штампов;
  • фонографичностью речи, то есть запоминанием и воспроизведением слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
  • неспособностью вести диалог, отсутствием обращений даже при развитой монологической речи;
  • поздним появлением в речи личных местоимений и неумением их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
  • автономностью речи – общением ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
  • проблемами с семантической стороной речи: использованием неологизмов, сужением или расширением смыслового наполнения слов и т. д.;
  • нарушениями в произношении звуков;
  • нарушениями связности речи, неумением строить словосочетания, предложения;
  • неправильной постановкой ударений, проблемами с интонацией и т. д.

Основные этапы логопедической работы

Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители или опекуны.

Предварительный этап обучения

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу отвечает психолог. Он развивает способности к контакту с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях с психологом, а затем начинает общаться с ребенком.

Этап формирования первичных учебных навыков

Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию