Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений
статья по логопедии

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений

С каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями. Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедическими методиками, но и применять компьютерные технологии, специализированные программы для детей с различными нарушениями в развитии.

При работе с речевыми патологиями необходимо уделять достаточное количество времени для коррекции нарушений дыхания, так как, без правильного дыхания, без долгого плавного выдоха невозможно корректировать речь ребенка.

Для формирования речевого дыхания используется метод биологической обратной связи (БОС). БОС – это способ перевода информации, получаемой с помощью специальных датчиков от тела человека, в картинку и звук.

Этот метод позволяет вырабатывать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, снижает напряжение работы дыхательной системы, восстанавливает баланс вегетативной системы, обеспечивает приток кислорода к периферическим системам и органам, к головному мозгу, позволяет почувствовать стабильность и покой. Особенность данного метода – это возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

На занятиях ребенок с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм.

Логотерапевтический комплекс БОС включает в себя компьютер с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

На занятии ребенок осваивает основной компонент речи-диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений (на вдохе частота сердечных сокращений здорового человека увеличивается, на выдохе – уменьшается).

Противопоказаниями для применения данного метода являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • эпилепсия, повышенная судорожная готовность и грубые органические поражения головного мозга, сердечно сосудистой системы и эндокринные заболевания;
  • соматические и эндокринные заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания,
  • психопатии, психозы и психотические состояния.

Структура коррекционного курса по методу БОС включает в себя следующие этапы: ::

  • 1 этап – диагностический (1-2 занятия). Этот этап включает в себя обследование ребенка и составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.
  • 2 этап – информационно практический (1-2 занятия).
  • 3 этап – практический (8 – 11 занятий). Сюда входит постановка навыка (2-3 занятия); обучение навыку (3 занятия); закрепление навыка (3-5 занятий). На этом этапе у ребенка вырабатывают навык правильного дыхания, ведутся тренировки по правильному дыханию (вдох — носом, медленный выдох — ртом). Программа содержит игровые сюжеты «Столбик», «Заборчик», «Анимация», которые помогают вырабатывать требуемый тип дыхания. Ребенок, совместно с логопедом контролирует дыхание, пульс увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе, в это время на вдохе открывается часть картинки, на выдохе открывается другая часть изображения . Затем используются сюжеты «Полосы», «слайды», «жалюзи», когда ребенок контролирует свое дыхание только на выдохе. Вдох на экране не отображается, а картинка открывается только на выдохе.
  • 4 этап – формирование нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и речевого поведения (до 30 занятий). Используя, выработанный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания ребенок произносит звуки, слоги, слова, словосочетания, которые появляются на экране монитора в фазу речевого выдоха. Здесь в программе используются сюжеты «Открывание», «Строки», «Текст».

5 этап – заключительный (3-4 занятия). На этом этапе проводится заключительное контрольное обследование ребенка, и подводятся итоги коррекционного курса по методу БОС, фиксируется степень овладения новым речевым стереотипом.

Метод БОС обеспечивает нормализацию дыхания, стабилизацию психоэмоционального состояния у гиперактивных детей, максимальную координацию дыхания с артикуляцией, устранение избыточного мышечного тонуса, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог у заикающихся детей (работа должна проводится в комплексе с медикаментозным лечением назначенным врачом невропатологом).

Метод БОС имеет большую перспективу в логопедической работе и способствует оздоровлению подрастающего поколения.

  1. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001
  2. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.
  3. Сметанкин А.А.. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003:– (серия “Исцели себя сам”).
  4. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.

Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.

Один из таких методов – метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Многие специалисты знают, что даже обычная палочка от мороженного или «Чупа-чупс» в руках опытного логопеда становится инструментом для постановки звуков, а когда речь идет о применении компьютерного комплекса, с его многочисленными функциями и возможностями, современным программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми с ОВЗ в казенном специальном /коррекционном/образовательном учреждении Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой» с 2010 года.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) – современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Прототипом приборов БОС можно считать полиграф (детектор лжи), этот прибор так же фиксирует ЧСС на малейшие незаметные эмоциональные перепады.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

  1. Заикание,логоневрозы.
  2. Нарушение темпа речи.
  3. Дисграфии и дислексии.
  4. Дислалии,дизартрии.
  5. Функцианальные нарушения голоса.
  1. Эпилепсия.
  2. Повышенная судорожная готовность.
  3. Вирусные заболевания.
  4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
  • Комплекс “Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический” (1998 г., “Биосвязь, Санкт-Петербург). Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-“Биосвязь”, компьютерный комплекс с программным обеспечением, , тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
  • Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

  1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
  2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
  3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
  4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
  5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Ра бота над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи»,2004.

Использование технологии БОС в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи для обучающихся с нарушением интеллекта

Мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, когда обилие достижений техники и технологий, огромный объем информации проникли во все слои жизни.

Педагогу, как никому другому, следует идти в ногу со временем. Да и требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью подтверждают актуальность совершенствования профессиональной компетентности педагога, а неотъемлемым компонентом личности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда предполагают новые подходы в устранении речевых нарушений, помогающие педагогу в работе. Одной из таких инноваций является технология БОС (биологически обратная связь) А. А. Сметанкина, которая успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи при работе с учащимися с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы: поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры.

По мнению Л.С. Выготского, речь немыслима без речевого дыхания[1]. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Речевое дыхание является непременной основой для экспрессивной речи. А для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, правильное речевое дыхание обеспечивает четкое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

Особый интерес для меня, как учителя – логопеда, представляет метод БОС, который предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, обучения технике чтения. Может применяться при речевых диагнозах – заикании, алалии, афазии, дисграфии, дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушениях темпа речи.

Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному плану с учетом сопутствующей патологии.

Каждый сеанс метода БОС включается как часть логопедического индивидуального занятия и продолжается от 5 мин. – до 10 мин. в зависимости от речевой патологии (алалии, заикании, дизартрии и т.д.). Работа строится над постановкой диафрагмального дыхания и дыхательной аритмией сердца (ДАС), над мягкой атакой голоса. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, учащийся поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

В нашей коррекционной школе – интернате много обучающихся с речевыми нарушениями, вот например:

  • У обучающегося с речевым диагнозом заикание отмечается: значимая динамика самоконтроля над фиксацией процесса диафрагмального вдоха и удлиненного плавного выдоха, что позволяет формировать правильную артикуляцию и подачу голоса. Наглядность достигаемых результатов повышает у учащегося, с интеллектуальным нарушением, интерес к занятиям речью, улучшает настроение, снимает психоэмоциональное напряжение. (Срок работы с обучающимся: 20 сеансов).
  • У обучающегося с речевым диагнозом дизартрия, после нескольких сеансов работы по методике БОС наблюдалось: выработка удлиненного равномерного плавного дыхания, что улучшило произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. (Срок работы с обучающимся: 16 сеансов)

Вывод: технология БОС формирует правильное речевое дыхание, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, переходя к свободной спонтанной речи. Повышает интерес к занятиям и снижает нагрузку психоэмоционального напряжения. При соблюдении поэтапного процесса формирования речевого дыхания учащихся с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М: Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004.
  3. Основы теории и практики логопедии.- Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речи преследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:

1-й этап – диагностический (2-3 занятия);

Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

оценка общего состояния в момент обследования;

оценка состояния речи;

планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).

Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;

ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;

понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.

сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;

выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

закрепить навык плавного длительного выдоха;

обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.

Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.

Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)

Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);

освоить мягкую подачу голоса;

сформировать правильную артикуляцию;

подключить речевой слух.

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).

Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.

4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;

освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;

сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;

подвести итоги по проведенному курсу;

дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.

В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.

Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.

1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.

2. Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1. Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.

3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.

4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.

5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.

6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

Использование средств технологии биоуправления «Бослаб ЛОГО» по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Статья посвящена коррекции нарушений речи средствами технологии биоуправления. Результатом ее применения являются: организация фонационного дыхания, формирования навыков четкой артикуляции и произнесения, формирование интонационной выразительности речи, стабилизация темпа ритма речи, преодоление логофобии.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий в образовании, в частности применение компьютерного биоуправления БОСЛАБ- ЛОГО, которое решает диагностические и коррекционные задачи:

1. Диагностика функции речи, ее качества.

2. Коррекция следующей патологии речи:

  • Нарушение речи и голоса различного генеза;
  • Заикания различной степени;
  • Афазии; алилии;
  • Дизартрии и дислалии;
  • Ринолалии и ринофонии;
  • Нарушения темпа речи;
  • Речевой тревоги (логофобия);
  • Расстройства речи у детей с нарушением слуха;
  • Функциональной дисфонии.

3. Обучение технике чтения и речи дошкольников и школьников;

4. Профилактика нарушений речи и голоса;

Наш центр развития ребенка — детский сад №2 является базовым учреждением федеральной стажировочной площадкой «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». В рамках дополнительного финансирования были приобретены комплексы БОС логотерапевтические. Это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на принципах адаптивной («биологической») обратной связи.

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения детей физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию в обычных условиях не воспринимаемую. «БОСЛАБ-ЛОГО» представляет собой комплекс процедур, при проведении которых логопеду посредством специальных технических устройств передается информация о состоянии той или иной функции организма ребенка. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры ребёнок развивает навыки саморегуляции.

Адаптивная обратная связь принимает участие во всех функциях человеческого организма, начиная от самых элементарных и заканчивая крайне сложных видов деятельности ребёнка. Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

Результатом ее применения является: организация фонационного дыхания; формирования навыков четкой артикуляции и произнесения; формирования интонационной выразительности речи; стабилизация темпа ритма речи; преодоление логофобии.

«БОСЛАБ-ЛОГО» контролирует следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжения мышц), длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, что позволяет вырабатывать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи. Дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

В зависимости от характера нарушений определяется цель тренинга биоуправления и выбирается коррекционная программа: «Артикуляционная гимнастика», «Длительность выдоха», «Плавный выдох», «Речевой выдох», «Фразовая речь», «Лого-звуки», «Игры для тигры». Процесс восстановления функции физиологических параметров ребенка постоянно отображается на экране монитора учителя-логопеда, а на экране монитора ребенка — игровой сюжет, что создает условия для высокого уровня мотивации на коррекционных занятиях. Поддержанию мотивации способствуют возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе, а так же наличие большого набора игровых экранных представлений.

Все логопеды знают, что важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходима артикуляционная гимнастика,которую отрабатываем сначала перед зеркалом.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

Параллельно с использованием традиционных игровых моментов, для достижения хороших результатов, мы применяем «БОСЛАБ-ЛОГО»,(закладка библиотеки «Артикуляционная гимнастика»), в котором выполнение артикуляционной моторики представлены в виде разнообразных, занимательных игровых сюжетов. Игровое биоуправление осуществляется с помощью прикрепленных датчиков вокруг рта ребенка, которые измеряют активность мышц языка. На данном этапе тренируется функция согласованной работы парных мышц. Поочередное их напряжение и 4 расслабление подкрепляется развитием игрового сюжета.

Логопед видит на своем мониторе согласованную или не согласованную работу парных мышц речедвигательного аппарата ребенка, то есть в случае ослабленности одной из сторон лица подаваемый сигнал отображается на мониторе с помощью сигналов интегральных ЭМГ (напряжения мышц), чего мы не можем увидеть при работе у зеркала. Одновременно на экране монитора ребенка при правильном выполнении упражнения появляются игровые сюжеты.

На каждое правильно выполненное артикуляционное упражнение вырастает и распускается цветок, и так постепенно появляется цветочная поляна. Но если ребенок выполняет задания неправильно, то цветы не растут или не расцветают. Биоуправление регулирует, при формировании артикуляции, основной принцип постепенного перехода от легкого упражнения к более сложному. Так же имеется разнообразное количество мультимедийных слайдов со звуковым и музыкальным сопровождением, видеоэффектов при проигрывании анимационных файлов. К «БОСЛАБ-ЛОГО» имеется приложение: компьютерная логопедическая программа «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ», используя которую, мы отрабатываем положение органов артикуляционного аппарата на исправляемый звук.

Важно заметить, что работа по артикуляции одновременно ведется с формированием дыхательной гимнастики. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха.

Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток выдоха идет через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка фразы. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Чтобы ребёнку было, интересно выполнять дыхательную гимнастику мы используем разнообразные игровые моменты: «Ветерок», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч?», «Поющий пузырёк», «Фокус». Формирование правильного речевого дыхания трудно контролировать на обычных занятиях, ребенок быстро утомляется, отказывается выполнять упражнения. На этом этапе хорошо помогает аппаратно – программный комплекс «БОСЛАБ – ЛОГО», где есть специальные закладки библиотеки: «Длительность выдоха», «Плавный выдох», «Речевой выдох», «Фразовая речь». «Длительность выдоха» Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков. Вначале мы проводим дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Правильный выдох должен происходить без толчков, ровной длинной струей. Работу над формированием правильного выдоха проводим поэтапно:

а) После спокойного вдоха делаем правильный выдох через рот. На выдохе изменяем величину открытия губ. Щеки не надуваем. Следим за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

б) После спокойного вдоха делаем плавный выдох через рот и распределяем длину выдоха на 3-10 секунд в зависимости от возраста.

в) Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличиваем, при этом мы используем счет или пение гласных мысленно: а,о,и,э,у,ы.

Некоторое время тренируем ребенка без речи. Постепенно в эти упражнения включаем речевой материал. Упражнения проводим в порядке освоения их детьми. Для воспитания правильного выдоха мы используем разные элементы сессий игрового биоуправления. На мониторе логопеда регистрируются показатели: длительность дыхательного цикла, длительность выдоха. А на мониторе ребенка при этом сменяются картинки. Тренинг увеличения длительности выдоха — игра «Полоски». Задача ребенка открыть всю картинку. Во время выдоха полоска открывается, если длительность выдоха правильная, то полоска открывается до конца. И так постепенно на мониторе ребенка появляется вся сюжетная картинка.

По мере увеличения длительности выдоха усложняются логопедические тренинги: «Цветы», «Коллекционер». «Плавный выдох» Для воспитания плавного выдоха со звуком и слогом мы используем сессии биоуправления:

а) Для выполнения плавности выдоха делаем спокойный вдох и медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением звуков –с-с-с, -х-х-х, -ш-ш-ш. Звук протягиваем как можно дольше. Особое внимание обращаем на ровность дыхания.

б) Постепенно переходим от очень тихого к громкому звучанию, сохраняем плавность выдоха.

в) Начинаем произносить слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками, делая глубокий вдох носом и постепенно на выдохе: сассас-сассас-сас-сассас-сас-сас-сас зам зам-зам зам-зам-зам зам-зам-зам-зам

При выполнении данного раздела мы автоматизируем поставленный звук изолированно и в словах. Регистрируются показатели на мониторе логопеда: длительность дыхательного цикла, длительность выдоха; мониторируются амплитуда звуковой волны, сигналы дыхания, ЭМГ (электромиограмма). Управляемый показатель – амплитуда звуковой волны. Упражнение выполняется с микрофоном. Одновременно на мониторе ребенка по мере правильности им выполнения данного задания, появляется сюжетная картинка. «Речевой выдох»

Следующим этапом дыхательной гимнастики является закладка библиотеки «Речевой выдох». Здесь формируется навык эмоционально окрашенной речи, фразы различной степени сложности. При выполнении упражнения обращаем внимание на ровное распределение выдоха на протяженности всего дыхания. Соблюдаем умеренность темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объеме. Учим ребенка делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха производим быстро. — Произносим небольшие речевые отрезки на выдохе: Кормит Шурочка (добор) Просом курочку. (добор) Кормит пеструшку (добор) Просом из кружки. (добор) — Далее увеличиваем количество слов на выдохе постепенно: Лодка плоская плыла, (добор) В лодке было два весла. (добор) А на веслах лягушата… (добор) Плыли весело куда-то. (добор) Мама поставила лампу на стол. (добор) Вымыла лавку, вымыла пол. (добор) После детишек за стол позвала (добор) И молока малышам налила. (добор) Мы используем для тренировки речевого выдоха сессии биоуправления, которые отличаются от предыдущих лишь картинкой на экране ребенка (здесь используется игра «Мозаика», в которой картинка открывается по одному квадратику после каждой строки стихотворения). «Фразовая речь» Завершающим этапом в формировании речевого дыхания является работа над фразовой речью (закладка библиотеки «Фразовая речь»). При выполнении мы следим, чтобы воздушная струя плавно распределялась по всей длине фразы. Фразы берутся разной степени сложности (стихи, сказки, прозаические тексты). Особое внимание уделяем выделению смысловых фрагментов речи, пауз в речи, умению свободно, эмоционально выразительно общаться.

Целесообразно до начала выполнения упражнения согласовать количество фраз, отрабатываемых на занятии, и количество клеток мозаики, открываемых при правильном произнесении фразы в игровом представлении «Коллекционер». Разнообразие сюжетных игровых заставок (пейзажи, города, авто-мастер, забавные зверюшки, цветы) активизирует ребенка на занятии. Работая в разделе «Фразовая речь» мы сочетаем дыхательную гимнастику с автоматизацией и дифференциацией звуков в связной речи. При правильном произнесении ребенком фразы в заданном темпе, загорается зеленый индикатор и открывается часть картинки.

Если задание выполнено – неверно,загорается красный индикатор, и фрагмент картинки не открывается. «Лого-Звуки» Большое внимание в коррекционной работе логопеда уделяется развитию фонематического восприятия, звукового анализа, различению парных звонких и глухих согласных в произношении и на письме, усвоение на практике правописания слов с сомнительными звонкими – глухими согласными.

Для формирования четкого произнесения звонких и глухих звуков мы используем сессии биоуправления закладки библиотеки «Лого-Звуки». При помощи смены картинок с изображением букв учим зрительно распознавать глухие и звонкие звуки и произносить их правильно. Каждая пара звуков представлена в отдельной сессии: Б-П, В-Ф, Г-К, Д- Т, Ж-Ш, С-З. Произносим звуки сначала в медленном темпе, затем – в ускоренном. 7 На экране ребенка появляются в случайном порядке буквы, ребенок должен произнести соответствующий звук. Если ребенок правильно произносит звонкий звук, то на экране появляется колокольчик, и играющий получает очко. А если ребенок правильно произносит глухой звук, то на экране появляется колокольчик, перечеркнутый красным крестом, играющий получает очко.

Несмотря на короткий период (2,5 года) работы на программно-аппаратном комплексе БОСЛАБ-ЛОГО, мы увидели положительную динамику у детей дошкольного возраста. Дети с большим удовольствием идут на занятия к логопеду, зная, что будут заниматься на БОСе, потому что их очень привлекают игровые сюжеты. Мы заметили, что сократился подготовительный этап коррекционной работы по постановке звуков, и возросла эффективность автоматизации и дифференциации звуков. Эффективность коррекционной работы повышается с помощью технологии биоуправления.

Метод биологической обратной связи в системе коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда

Мехоношина Надежда Владимировна,учитель начальных классов, учительлогопед, Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа V вида», г.Березникиmnp.77@mail.ru

Метод биологической обратной связи

в системе коррекционнологопедической работы учителялогопеда

Аннотация. В статье описана система работы учителялогопедапо устранению нарушений речи у обучающихся с речевыми нарушениями с использованием технологии биологической обратной связи. Представленная информация адресована педагогам,логопедам, дефектологам коррекционных учреждений, учреждений, реализующих инклюзивное образование.Ключевые слова:БОС, метод БОС, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с ТНР, инклюзивное образование.

На современном этапе развития образования актуален вопрос социализации и интеграциидетей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями испытывают значительные трудностив общении с окружающими. Эффективным условием включения ребенка с тяжелыми нарушениями речив социальную среду является профессиональная компетентность специалистов, использующих в деятельности современные технологии. В нашей школе установлен и работаеткомплекс«БОС логотерапевтический» ,разработанный в«Институте биологической обратной связи» г.СанктПетербургапод руководством Сметанкина А.А. Цель методики:формирование, совершенствование,коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного, школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца [1].Метод БОС позволяетспециалисту в практике коррекционнопедагогической деятельности проводить комплексную работу по коррекции речи учащихся: устранять напряжение мышц, участвующих в речеобразовании, формировать речевое дыхание, нормализовывать психоэмоциональное состояние [2]. Учитывая возможности метода, в нашей школе разработана программа«БОС –логотерапевтический»,спланирована реализация курса коррекцииречи с детьми, имеющими диагноз –неврозоподобное заикание.Несформированность темпоритмической стороны речи уданной группы учащихся осложнена сочетанием с дизартрией –нарушением органического характера. ТехнологияБОСпозволяет проводить работу, направленную на устранение как речевых,так и сопутствующих нарушений, обусловленных сложной структуройречевого дефекта. На данном этапе 42% от общего количества детей, страдающих неврозоподобным заиканием закончили полный курс коррекции речи; в настоящее время 58% учащихся продолжают заниматься по данной программе. Первоначальная диагностика показала, что речевые нагрузки при заикании вызывают у учащихся любого возраста значительное ухудшение физиологических показателей (пульс, частота дыхания,дыхательная аритмия сердца) по сравнению с состоянием покоя (отсутствиемречевых судорог). Но ужена этапе формирования диафрагмальнорелаксационного типа дыхания у детей отмечаются позитивные изменения физиологического состояния: увеличилисьпоказатели дыхательной аритмии сердца; уменьшились показатели частоты сердечных сокращений; восстановилась синхронизация работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем.В результате анализа данных,полученныхв ходе контрольного обследования, необходимо отметить, что метод коррекции речи БОС обеспечивает нормализацию дыхания, устранение избыточного мышечного тонуса, положительное изменение темпоритмической организации речи, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог.Практически здоровая речь, осложненная единичными запинками, наблюдается у 44% учащихся, значительное улучшение качества речи отмечается у 33% детей, улучшение речи наблюдается у 22% учеников.Нормализация работысердечно сосудистой, дыхательной систем,активизирует мыслительную деятельность человека, что позитивно влияет на познавательную деятельность обучающихся. Анализ данных свидетельствуето том, что за период коррекциине удалось стабилизировать показатели индекса качества обученности у 25% учащихся,показатели стабилизированы у 37,5% учащихсяи стабилизированы с тенденцией к увеличению у 37,5 учащихся. Приобретенный детьми навык диафрагмальнорелаксационного типа дыхания также оказывает оздоровительныйэффектна общее состояние организма. Использование современных педагогических технологий в работе с обучающими с ОВЗ, позволяет педагогу создать базу для формирования социально значимой, успешной личности.

Ссылки на источники1.Сметанкин А. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину.2.Учебное пособие «Учись здоровью».

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР
Ссылка на основную публикацию