Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Презентация: Использование метода Биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС‑БОС. На основании метода разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, автором которой является Александр Афанасьевич Сметанкин.

Под контролем биологической обратной связи у учащихся формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.

Метод БОС основывается на принципе передачи информации получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека в картинку, звук – сигнал обратной связи.

С помощью метода ДАС – БОС у ребёнка постепенно уменьшается психологическое напряжение и нормализуется частота пульса. В результате тренировок происходит максимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно – сосудистой системы.

Презентация

Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.

В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

  • формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
  • профилактика нарушений голоса и речи;
  • налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
  • устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
  • развитие высших психических функций;
  • оздоровление организма в целом.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

Существуют — показания и противопоказания к применению метода ДАС-БОС , которыми мы руководствуемся.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

  • логоневрозы, заикание.
  • нарушения темпа речи.
  • профилактика нарушений голоса и речи.
  • дислалия.
  • дизартрия.
  • ринолалия.

Абсолютны противопоказания отсутствуют.

  • возраст ребёнка менее четырёх лет.
  • наличие диафрагмальной грыжи.
  • тяжёлые формы психических расстройств.
  • грубые нарушения интеллекта.
  • повышенная судорожная готовность головного мозга.

ДАС — это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).

На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС — это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.

  • Если человек спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.
  • Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» — величина ДАС резко падает.

Слайд 8. Дыхание животом

По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом.

При неглубоком вдохе наш живот надувается — как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.

На следующем слайде представлена

Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:

  1. общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;
  2. это профилактика и коррекция логопедических нарушений;
  3. повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
  4. устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;
  5. налаживание речевого синергизма;
  6. профилактика нарушений голоса и речи.

В состав кабинета БОС входит:

  1. компьютерный комплекс с программным обеспечением;
  2. комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;
  3. прибор биологической связи (ПБС).

Коррекционный курс разделён на 5 этапов.

На каждый из них отводится определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи.

Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Каким образом происходит занятие?

Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха.

В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.

В периоды работы (тренировки) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС.

Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах на мониторе в виде сюжетов — («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»).

Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

Все сюжеты имеют коррекционные задачи.

  • развитие оптико — пространственной ориентировки (понятия «вверх» — «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»).
  • развитие глазодвигательных мышц.
  • развитие просодических компонентов речи ( темп, ритм, мелодика).
  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
  • уточнение и обогащение словарного запаса детей: как активного, так и пассивного.
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
  • использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
  • развитие высших психических функций.
  • развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и на экране появляется пульсограмма.

Спасибо за внимание!

Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат,
Р. п. Петровское

Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.

Один из таких методов – метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Многие специалисты знают, что даже обычная палочка от мороженного или «Чупа-чупс» в руках опытного логопеда становится инструментом для постановки звуков, а когда речь идет о применении компьютерного комплекса, с его многочисленными функциями и возможностями, современным программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми с ОВЗ в казенном специальном /коррекционном/образовательном учреждении Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой» с 2010 года.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) – современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Прототипом приборов БОС можно считать полиграф (детектор лжи), этот прибор так же фиксирует ЧСС на малейшие незаметные эмоциональные перепады.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

  1. Заикание,логоневрозы.
  2. Нарушение темпа речи.
  3. Дисграфии и дислексии.
  4. Дислалии,дизартрии.
  5. Функцианальные нарушения голоса.
  1. Эпилепсия.
  2. Повышенная судорожная готовность.
  3. Вирусные заболевания.
  4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
  • Комплекс “Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический” (1998 г., “Биосвязь, Санкт-Петербург). Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-“Биосвязь”, компьютерный комплекс с программным обеспечением, , тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
  • Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

  1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
  2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
  3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
  4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
  5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Ра бота над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.
Читайте также:  Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи»,2004.

Использование метода ДАС-БОС в коррекционно-логопедической работе

Использование метода ДАС-БОС в коррекционно-логопедической работе

Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры.

В 80-ые годы Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами, была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС.

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

-формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;

-профилактика нарушений голоса и речи;

-налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);

-устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;

-развитие высших психических функций;

-оздоровление организма в целом.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС с максимальной ДАС.

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

Существуют – показания и противопоказания – к применению метода ДАС-БОС, которыми мы руководствуемся.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

• нарушения темпа речи

• профилактика нарушений голоса и речи

Абсолютны противопоказания отсутствуют.

• возраст ребёнка менее четырёх лет

• наличие диафрагмальной грыжи

• тяжёлые формы психических расстройств

• грубые нарушения интеллекта

• повышенная судорожная готовность головного мозга

Определение ДАС

ДАС – это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ).

На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС – это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

Свойства ДАС

Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Величина ДАС постоянно колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека.

· Если он спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме.

· Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» – величина ДАС резко падает.

Дыхание животом

По методу Александра Афанасьевича у человека должно быть сформировано диафрагмальное дыхание т.е дыхание животом.

При неглубоком вдохе наш живот надувается – как шарик, а при выдохе – спокойно, неторопливо сдувается.

Навык дыхания по Сметанкину, полученный на сеансах ДАС-БОС оказывает:

-общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка;

-это профилактика и коррекция логопедических нарушений;

-повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;

-устранение избыточного психоэмоционального напряжения во время речи;

-налаживание речевого синергизма

-профилактика нарушений голоса и речи.

В состав кабинета БОС входит:

-компьютерный комплекс с программным обеспечением;

-комплект многоразовых датчиков ЧСС и ЧД;

-прибор биологической связи (ПБС).

Коррекционный курс разделён на 5 этапов.

На каждый из них отводиться определённое количество часов и каждый из них имеет свои коррекционные задачи. Выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания помогает компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха

Каким образом происходит занятие?

Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы и период отдыха.

В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении смотрит подборку слайдов о животных, птиц, о разнообразии транспорта и цветов, слушает русские народные сказки.

В периоды работы (тренировки ) предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

Все сюжеты имеют коррекционные задачи.

Ø развитие оптико – пространственной ориентировки (понятия «вверх» – «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»)

Ø развитие глазодвигательных мышц

Ø развитие просодических компонентов речи

Ø развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

Ø уточнение и обогащение словарного запаса детей

Ø автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах

Ø использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы

Ø развитие высших психических функций

Ø развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения

Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и отображается на экране в виде пульсограммы.

В результате использования метода ДАС – БОС в работе с детьми с речевой патологией наблюдается положительная динамика, а именно:

уменьшается напряжение мышц шеи, плеч, нижней челюсти, языка;

задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой.

значительно устраняются тревожные и невротические состояния, речевая неуверенность;

улучшаются показатели нарушенных речевых функций;

расширяется активный и пассивный словарь;

вырабатывается навык самоконтроля с использованием диафрагмального типа дыхания;

отмечается формирование и развитие неречевых процессов.

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речипреследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:

1-й этап – диагностический (2-3 занятия);

Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

оценка общего состояния в момент обследования;

оценка состояния речи;

планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).

Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;

ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;

понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.

сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;

выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

закрепить навык плавного длительного выдоха;

обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.

Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.

Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)

Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);

освоить мягкую подачу голоса;

сформировать правильную артикуляцию;

подключить речевой слух.

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).

Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.

4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;

освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;

сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

Читайте также:  Логопедические игры своими руками

От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;

подвести итоги по проведенному курсу;

дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.

В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.

Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.

1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.

2.Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1.Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.

3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.

4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.

5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.

6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

Использование метода БОС в коррекционно-логопедической работе с детьми школы V вида

Россия,Московская область,г.Зарайск
ГКУСО МО “Зарайский СРЦН”
Логопед, учитель-дефектолог
Валетова Ольга Александровна

Актуальность проблемы. Большинство детей, поступающих к нам в Центр, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей речевые нарушения являются вторичными, дети имеют полиморфные нарушения развития.

Наряду с речевыми нарушениями у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно недоразвитие внимания, мышления, памяти, в различной степени наблюдается моторное недоразвитие и недоразвитие сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.

У большинства воспитанников наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленная снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. Дети зачастую нервные, раздражительные, необщительные.

Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать процесс коррекции и развития осознанным, результативным, нужны нестандартные методы, подходы, индивидуальные программы развития, использовать инновационные приемы, методы и технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Одним из таких методов, успешно применяющихся в образовании, особенно для коррекции речи, является метод БОС.

Таким образом, изучение новых эффективных технологий в логопедической работе, использующих сохранные (резервные) возможности опираясь на которые педагог организует коррекционно-развивающий процесс, является актуальным.

Цель работы – изучить использование БОС технологий в логопедической работе.

1. О методе биологической обратной связи. Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Абсолютных противопоказаний к применению метода БОС нет.

Рассмотрим, как реализуется метод биологической обратной связи.

Достоинства БОС (биологическая обратная связь, биоуправление и т.д.) в целом заключаются в том, что человек в виде доступных ему световых или звуковых сигналов видит и слышит, как работает тренируемая функция организма и соответственно может ей управлять; работа с любой функцией ведется под непрерывным контролем физиологического параметра её обеспечивающего.

Например, тренируем мы мышцу. На данную мышцу ставится датчик, который регистрирует ее активность. Специальный прибор преобразует сигнал, а компьютер показывает нам его в виде миограммы (инструктору), а пациенту в виде света и звука (различных игровых сюжетов). Световая обратная связь может быть представлена в виде игры (она продолжается до тех пор, пока человек удерживает нужный уровень активности мышцы), столбика (мышцу напрягаем – поднимается вверх, расслабляем – опускается вниз) и пр. Звуковая обратная связь – в виде тонального звукового сигнала (усиливается при напряжении, затухает при расслаблении), фрагментов музыкальных произведений, звука фильма (пока мышца напрягается в пределах пороговых значений, идет фильм, звук слышен; выходит за пороговые значения – экран постепенно гаснет, звук затихает) и т.п.

Таким образом, замыкается цепочка обратной связи. Далее в течение курса регулярно проводимых занятий у человека на условно-рефлекторном уровне закрепляется формируемый навык. На данном принципе основана работа любого аппаратного комплекса БОС.

В настоящее время существуют различные виды БОС: по электрической активности мышц, по ЭЭГ (очень популярен в Европе, Америке при коррекции дислексий, СДВГ, эпилепсии и пр. нарушений церебрального генеза), по ЧСС (используется в логотерапевтическом тренажере и в тренажере «БОС-Здоровье», не имеет аналогов в мире), по КГР (кожно-гальванической реакции) и пр.

2. Логотерапевтический комплекс БОС

Логопеду, безусловно, более интересна БОС по частоте сердечных сокращений. Он состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания)), а так же специального ПО (программного обеспечения) [2].

Особенно он эффективен при постановке диафрагмально-реберного дыхания и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии), в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге.

Большой плюс в том, что позволяет одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает оксигинацию организма, снимает напряжение и пр.)

Работа с логопатологией состоит из шести этапов:

В программе заводится карточка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке.

Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.

2.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС.

  • формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
  • купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений.
  • понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
  • подготовка логопата к формированию новых речевых навыков.

Диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (известный в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина) — основа методики коррекции речи по методу БОС.

3. Формирование удлиненного плавного выдоха и подготовка зрительного анализатора к чтению и письму.

  • формирование удлиненного плавного выдоха — основы нового навыка речи.
  • подготовка зрительного анализатора к чтению на равномерном удлиненном выдохе.
  • постоянный контроль физиологической цены речи (взаимосвязь работы дыхания и сердца).

4. Работа над основными компонентами речи (чтение и произнесение мысленно, шепотом и вслух звуков, слогов, слов, словосочетаний появляющихся на экране монитора.

Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе).

  • формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса.
  • купирование речевых судорог при заикании
    формирование речевого синергизма дыхания, артикуляции, голосоподачи.
  • координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Нужно отметить, что программа содержит большую базу языкового материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.

5. Формирование навыков слитной плавной речи (программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе. Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента)

  • формирование навыка плавной ритмичной, эмоционально окрашенной речи.
  • Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох, пациент читает и произносит мысленно, шепотом и вслух: фразы различной степени сложности тексты песен, стихов, прозы

6. Закрепление навыка свободной речи

  • закрепление полученных речевых навыков.
  • переход к свободной, спонтанной речи.

– читает предложенные стихотворные и прозаические тексты;

– делает устное изложение по тематическим картинкам на экране монитора;

– свободно поддерживает разговор;

– оценивает качество собственной речи по аудиозаписям до начала курса и по его окончании;

– отрабатывает отдельные компоненты голоса и речи (по показаниям).

Физиологические параметры пациента-логопата находятся под контролем программы (их отслеживает специалист БОС), однако, сигналы обратной связи ему не предъявляются. Он говорит, опираясь лишь на собственные ощущения.

Описанные выше возможности специалиста с использованием логотерапевтического комплекса БОС не ограничиваются. Можно придумать еще массу способов использования данной программы. Все будет зависеть от конкретных задач.

3. Использование технологии БОС в логопедической работе

Метод БОС успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи. Данный метод достаточно эффективен при коррекции заикания. Он направлен на снятие и снижение напряжения речевой мускулатуры: углы рта, крылья носа. Процесс тренировки включает в себя использование нескольких фраз. Так, в первую очередь происходит уменьшение напряжения при отдыхе без слов, после этого вначале отрабатывается, а затем происходит произвольная регуляция имеющегося напряжения в разговорной речи и повседневной жизни.

При средней и тяжёлых формах заикания применяют обратную связь по кривой дыхания. Ребёнка обучают диафрагмальному дыханию, а затем на выдохе он произносит слоги и слова, одновременно видя на экране кривую дыхания и обучаясь избегать неравномерности дыхания и распознавать начинающееся судорожное состояние. Кроме этого, ребёнок обучается говорить с некоторой задержкой после выдоха, что способствует плавности речи [3].

Рассмотрим такой вариант применения обратной связи, как технология «задержанной речи». При данном варианте применения, речь ребенка подаётся ему в наушники с различной задержкой и громкостью.

Технология БОС подобна зеркальному отражению, которое позволяет человеку заглянуть внутрь себя. Для специалиста использование аппарата БОС позволяет констатировать связь между текущим состоянием человека и его физиологическими параметрами.

Исходя из определения мы понимаем, что дыхание представляет собой такой механизм, который связывает организм человека с окружающим миром. Главной задачей дыхания является обеспечение поступления в организм кислорода и удаление углекислого газа. Для этого необходима оптимальная синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В России наиболее известны методики К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой. Цель этих методик добиться дыхания без усилий, что немаловажно при работе с заикающимися воспитанниками. Так вот принципиально новые результаты в работе это когда есть возможность оценить правильность освоения собственного дыхания с помощью приборов БОС.

Говоря о диафрагмально-релаксационном дыхании, нам очевидно, как оно воздействует на организм. Однако мы не знаем, что технология БОС даёт возможность своевременно скорректировать свои действия в нужном направлении.

Читайте также:  Дифференциация звуков и букв С-Ш - конспект

Благодаря работе вегетативной нервной системы человек сам начинает влиять на своё здоровье, обеспечивая баланс и поддержание постоянства внутренней среды организма. Основателем этой системы является Сметанкин, используя дыхание согласно его методике постоянно тренируются важнейшие системы организма: сердечная, дыхательная, нервная, иммунная).

Процесс коррекции речи является более длительной процедурой по сравнению с теми, кто владеет и совершенствует эту функцию. Курс длится от 40 до 60 сеансов. Вся работа по формированию свободной плавной речи начинается с обретением ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длительным выдохом. Это просто необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох. Для речи время вдоха – это время абсолютного молчания. На звуки во время вдоха накладываем запрет! Это первое и главное правило.

Второе правило – этапность в работе: от простого к сложному.

Первый этап. Всё начинается с обучения деафрагмально- релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца. В ходе занятия одновременно вырабатывается необходимый тип дыхания, одновременно с этим осуществляется познание мира. Работа ведется на компьютере с тренажёром БОС лого, где открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком.

Второй этап. Приблизительно через шесть, семь занятий, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС, можно переходить к следующему этапу. Игровые картинки ребёнок открывает горизонтальными полосами. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становиться меньше, что необходимо для подготовки к последующему этапу – для формирования собственного выдоха, на котором будет произноситься отдельные звуки, слоги и затем слова.

Третий этап. Логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их сравнивать, и обсуждать динамику формирования нового речевого стереотипа.

Четвёртый этап. На данном этапе осуществляется переход к более сложному этапу. Цель данного этапа учить ребёнка произносить короткие фразы, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа не откроет окно с картинкой, если произнесёшь неправильно.

Пятый этап. На экране представлены картинки, которые соответствуют тексту логопеда. Каждое предложение произносится на одном плавном выдохе. На данном этапе происходит начало формирования навыков плавной речи. Этот этап предполагает свободную речь ребенка, который надёжно владеет дыханием, умеет отвечать на поставленные вопросы, пересказывает. Происходит подготовка и переход к формированию свободной плавной интонированной речи.

Заключительный этап. На экране монитора развёрнута сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, фактически тренируя свободную речь. Причем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка.

Заключение

Проанализировав теоретический аспект проблемы БОС технологии в логопедической работе, мы пришли к пониманию того, что сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), появилась возможность включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Выявлено, что логопедами используются следующие аппаратно-програмные комплексы: логотерапевтический, коррекция психо-эмоционального состояния, БОС-здоровье, тренажер дыхания БИОСВЯЗЬ.

Формирование речевого дыхания в работе логопеда обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Использование логотерапевтического метода БОС на логопедических занятиях дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также успешно формировать новый, устойчивый стереотип речи.

Список литературы

  1. Заюнчковский О. С. Возможности биологической обратной связи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с разными типами онтогенеза // Материалы IV Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Киров, 2009, с. 193—194.
  2. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. – М.:НИО,2000.
  3. Сметанкин А.А.Оценка эффективности «Уроков БОС- Здоровье».-СПб.:Питер, 2006.

Сметанкин А.А..Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях.-СПб.:Питер,2003.

Непосредственно-образовательная деятельность по теме «Спортивная азбука» для детей 5-6 лет с ОВЗ

Актуальность

В настоящее время проблема сохранения интереса к спорту у детей и родителей, к сожалению, остается актуальной. Родители не занимаются физическими упражнениями совместно с ребенком, не ходят со своими детьми в туристические походы.

Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Перед педагогами ДОУ стоит задача привлечь внимание детей и поддерживать интерес к разнообразным видам спорта.

В рамках региональной опорной площадки по реализации ФГОС ДО в 2018-2019 учебном году по физическому направлению «Развитие общей физической подготовленности посредством подготовки к комплекту ГТО 1 ступени детей старшего дошкольного возраста и приобщение к ценностям здорового образа жизни» и в ходе тематической недели «Почта», разработан конспект НОД по теме «Спортивная азбука».

Содержание занятия подобрано таким образом, что его можно использовать в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое Развитие».

В конспекте НОД используется авторское игровое пособие «Логопедический Твистер».

К конспекту прилагается приложение: фотографии.

Конспект НОД «Спортивная азбука»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепление представлений детей о видах спорта и здорового образа жизни.

1. Актуализировать и уточнить имеющиеся у детей знания о летних и зимних видах спорта (Речевое развитие).
2. Закреплять навыки звукового и слогового анализа слов, звукобуквенного синтеза слов. Автоматизировать произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков и дифференцировать в словах («Речевое развитие»)
3. Формировать умение изменять существительные по родам и числам («Речевое развитие»).
4. Поддерживать в детях интерес к разнообразным видам спорта (Познавательное развитие).
5. Совершенствовать умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, тренировать равновесие, координацию, ловкость, скорость.

Материалы и оборудование.

Листы с загадками, авторское игровое пособие «Логопедический Твистер»: слоговые схемы (1, 2, 3, 4 слога), карточки с буквами: Ф, Б, П, В; боксерские перчатки, скакалка, шайба и клюшка, мяч, лыжи, набор букв (и, а, м, з), карточки (конькобежный спорт, биатлон, горнолыжный спорт), стол, набор картинок с видами спорта, два контейнера (синий и зеленый), фонограмма «Я со спортом подружусь» автор слов А. И. Пилецкая, автор музыки. Д. Трубачев, В. Трубачева, исполнитель — детская вокальная группа «Мультяшки»).

Методы и приёмы:

– практические: игровая ситуация, выполнение заданий «Собери слово», игра с авторским игровым пособием «Логопедический Твистер»;
– наглядные: демонстративный материал (карточки с видами спорта);
– словесные: ситуативный разговор, беседа, инструкция к игре «Звуковой и слоговой анализ».

Формы организации совместной деятельности:

Ситуативный разговор, загадки, беседа, звуковой и слоговой анализ слов, звукобуквенный анализ и синтез слова

Беседа об истории Олимпийских игр (презентация), о спорте, зимних и летних видах спорта, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений.

Логика образовательной деятельности

Подходи ко мне, дружок (дети подходят к логопеду).

Становись скорей в кружок (строятся в круг)

Справа друг и слева друг, (повороты вправо и влево)

Каждый здесь друг другу друг (кивают головой).

Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки)

– Ребята, посмотрим, кто к нам стучится?

За дверью коробка со спортивным инвентарём (гантели, очки для плавания, шайба).

– Почтальон принес посылку. Что внутри?

– Кому нужны все эти предметы? Для чего?

– В коробке ещё лежит письмо.

Педагог читает содержание письма.

– Пишет мальчик, который хочет стать профессиональным спортсменом, но у него нет спортивного инвентаря. Предлагаю помочь мальчику. Вы согласны?

– Я прочитаю вам загадки. Разгадав их, мы узнаем, какие еще есть предметы, необходимые спортсменам для тренировок и соревнований. А также мы поиграем в разные интересные игры. Соберем посылку для мальчика с этими предметами (спортивным инвентарем) и отнесем посылку на почту. Мальчик будет тренироваться, выберет вид спорта, которым будет профессионально заниматься, и обязательно победит в соревнованиях.

Что такое спорт?

Зачем дети и взрослые занимаются спортом?

Дети смотрят, отвечают (гантели, шайба, очки для пловца).

– Ребята, первая загадка.

Бой без них вести так сложно

И боксеру невозможно.

Разный вес у них бывает,

Боксер их с толком выбирает?

– Теперь найдите боксерские перчатки в группе.

– Отлично. Посмотрите, рядом листок зеленого цвета. Положите перчатки в коробку.

Педагог читает задание на зеленом листе.

Поиграем с «Логопедическим Твистером».

1.«Зашифруйте» слова – спорт, бег, карате.

Педагог переворачивает «Логопедический Твистер».

Дети находят боксерские перчатки и лист с заданием под музыкальное сопровождение (фонограмма «Я со спортом подружусь»)

Выполняют по очереди звуковой анализ слова, перепрыгивая с круга на круг. Остальные дети проговаривают и проверяют правильность выполнения.

1 звук – С (синий круг), 2 звук – П (синий круг), 3 звук – О (красный круг), 4 звук –Р (синий круг), 5 звук –Т (синий круг).

Он бывает баскетбольным, волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает и усталости не знает?

Найдите мяч и положите его в коробку.

Педагог читает задание.

Находят мяч и листок с заданием. Кладут мяч в коробку.

Дети выстраиваются около стола. Дают ответы (биатлон, горнолыжный спорт, конькобежный спорт).

Деревянные гонцы, словно братья близнецы! На лыжне вдвоём всегда, друг без друга им нельзя?

-Найдем лыжи в группе.

-Кладите лыжи в коробку.

Педагог читает задание на листе

Разложите картинки в контейнеры. В синий — карточки с зимними видами спорта, в зеленый — карточки с летними видами спорта.

Под музыкальное сопровождение ищут лыжи.

– Я верёвка просто, небольшого роста, вместо рук – две палочки, как зовусь?

– Найдите скакалку и положите в коробку.

Педагог читает задание на листе.

Поиграйте в «Жадину» с клубком ниток. Передавайте клубок друг другу, держа нитку в руках.

Слова: мяч, гимнастическое кольцо, скакалка, гиря, боксерские перчатки, обруч,

Дети ищут скакалку. Кладут в коробку.

Умеют изменять существительные по родам

Когда играем мы в хоккей, толпою носимся за ней. А лишь поймал её, чего-то забить стараемся в ворота?

– Найдите шайбу и лист с заданием.

Педагог читает последнее задание.

Ирга «Один-шесть» с мячом.

Слова: 1 мяч – 6…, 1 гиря – 6…,

1 бревно – 6…, 1 кольцо – 6…, 1 скакалка – 6…, 1 шайба – 6…, 1 перчатка – 6. 1 обруч – 6…

Ищут шайбу, кладут в коробку.

– Подойдите к коробке со спортивным инвентарем. Еще раз перечислим, что в ней?

– Как вы думаете, обрадуется Коля такой посылке от нас?

– Подпишем коробку и вместе с воспитателем организуем экскурсию на почту.

– Какая игра вам запомнилась?

– Какая игра вызвала затруднения?

Список использованной литературы.

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий и группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.-704с.
2. Шорыгина Т,А, Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64с. (Вместе с детьми.)

Метелева Вера Олеговна,
учитель-логопед

Страничка инструктора по физической культуре Шипицыной Татьяны Александровны

«Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь»

Я очень рада, что вы посетили мою страничку! Опубликованный мной материал будет интересен педагогам ДОУ, а также родителям, которые хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми!

Предметно – пространственная развивающая среда физкультурного зала

Методическое портфолио

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе “Морское путешествие” -видео

Методическая копилка

Презентации

Музыкально-ритмическая гимнастика как средство здоровьесбережения

Фитбол гимнастика часть 1, часть 2

Взаимодействие с педагогами МБДОУ

Семинар – практикум “Подвижные игры с нестандартным оборудованием”

Образовательная деятельность и развлечения

ОД в подготовительной к школе группе “Морское путешествие” – видео

Участие в мероприятиях

Для вас, родители!

Теоретическое представление собственного педагогического опыта

Взаимодействие с семьями неорганизованных детей

Мои достижения

Свои отклики и пожелания вы можете оставить на странице официального сайта МБДОУ «Д/с №10 «Умка» в разделе «Напишите нам”

Ссылка на основную публикацию