Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Использование малых литературных и фольклорных форм в развитии связной речи детей

«Использование малых литературных и

фольклорных форм в развитии связной речи детей»

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор. Фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

В работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяется ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, которые помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями необходимо переключать внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок
Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка
Умой моё личико…

При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем воспитатель показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка нарисованных детьми пословиц. Предложить детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и обогащение словаря. Для этого можно использовать хороводные игры, так же перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра. Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых используются потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности.

Читайте также:  Дидактические игры для развития звукового восприятия

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные – сопровождают жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Они являются самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Позже дети могут их использовать в играх.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка, а так же для автоматизации поставленных звуков. Они являются образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков, но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.

Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.

Одним из главных приемов понимания произведения является инсценировка. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с заучиванием текста, запоминанием последовательности действия, активизации словаря, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы, а так же коммуникативность детей.

Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. Использование всех доступных жанров фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх. Произведения народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях.

Занятия по развитию речи у детей можно начинать с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к занятию. Например, здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Потом воспитатель читает на выбор потешку, сказку, скороговорку, с дальнейшим обсуждением и заучиванием.

В конце занятия можно поиграть в хороводную игру, или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее. Самое главное – это разнообразить деятельность ребенка во время занятия по развитию речи и ознакомления с художественными произведениями, поэтому постоянно необходимо следить за тем, чтобы дети были активны и им было интересно.

Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).

Просмотр содержимого документа
«Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.»

Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.

Жапанова Г.Е. , логопед МДОО «Академия», г.Астана.

Цель:

показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

Задачи:

интегрированный подход к обучению и развитию детей, развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, способствование поддержанию устойчивого интереса к народному слову, обогащение и коррекция речи детей, побуждение к эмоциональной отзывчивости, формирование основ художественно-эстетического воспитания.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).

Работая с детьми, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

бедность речи, недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция.

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Поэтому проблема развития детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую актуальность

Устное народное творчество необходимо для:

развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм,тембр, интонации) ;

автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке) ;

развитие связной речи ( в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь) ;

развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки) ;

развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;

развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;

усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова) .

В работе с детьми я использую следующие формы народного фольклора:

Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог.

Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.

Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.

Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.

Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости,преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.

Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Логопед в работе использует огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.

Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Вестник Педагога

Автор: Гревцева Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад № 258”
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: “Использование устного народного творчества в развитии речи детей”.
Дата публикации: 05.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Использование русского народного творчества

в развитии речи детей.
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» К.Д.Ушинский Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В современном мире ребенок все больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, поговорки и многие другие жанры малого фольклора) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего дошкольного возраста. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек, называют одну – «Сорока – белобока…». Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. В нём, как нигде сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор – вот одно из действенных ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, вступить в общение с другими детьми, задать вопросы, договориться с партнерами об игре, обсудить действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая устная речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению к школе. Мы знаем, какими темпами увеличивается число детей, имеющих нарушения речи. Существует много средств по устранению недостатков речи и использование в логопедической работе малых фольклорных жанров является одним из них. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. На Руси, главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту народного фольклора страстно выступали такие писатели как Корней Иванович Чуковский, Самуил Яковлевич Маршак и другие писатели. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «…А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото. » Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это и задушевные, нежные колыбельные песни, которыми женщины убаюкивают своих детей; это и игры – забавы с маленькими детьми (такие
как “Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), а также потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, считалки, заклички, сказки, загадки, которые являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Включение малых жанров фольклора во все направления коррекционной работы предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:  развитие фонематического слуха;  коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;  исправление нарушений слоговой структуры слов;  работа над просодическими компонентами;  развитие связной речи и лексико-грамматического строя;  развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. Фольклор обладает ритмической организованностью склада речи, звучным ритмом и рифмой, выразительной интонацией. Дети младшего дошкольного возраста легко откликаются на звучащую народную речь. Все мы знаем, что первая встреча детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством начинается с потешек, песенок и хороводов. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, он певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух. Знакомство с потешками хорошо сопровождать рассматриванием картинок, иллюстраций, игрушек. Пока дети рассматривают игрушку, педагог рассказывает им о персонаже потешки, её особенностях, объясняет значения
новых слов. И как результат – дети с удовольствием включаются в процесс заучивания и рассказывания. При выборе речевого материала для автоматизации звука в чистоговорках, стихах, в коротких, а затем в длинных рассказах, и, наконец, в разговорной речи, как логопед, так и воспитатели используют различные фольклорные элементы: колыбельные песни, докучные сказки, детские народные песни, детские сказки, скороговорки, небылицы, перевертыши, дразнилки, загадки, былины. Они улучшают работу артикуляционного аппарата, способствуют выработке ясной четкой дикции, тренируют фонематический слух, пробуждают у детей интерес к окружающему миру, развивают речь, логическое мышление, воображение, чувство юмора, носят воспитательный характер. Дразнилки и небылицы отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах, т.е. в дразнилках. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Немаловажную роль в работе с детьми играет изучение народных примет. С их помощью можно расширить словарный запас детей, автоматизировать звуки, развивать фонематический слух. Они помогают знакомить детей с ритмичностью народного календаря. Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. Приметы – • помогают расширить словарный запас детей; • способствуют развитию слуховой памяти;
• дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение; • развивают фонематический слух; • оказывают помощь в автоматизации звуков речи; • знакомят с ритмичностью народного календаря. Особый вид устной поэзии – пословицы и поговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. Например: «А Васька слушает да ест». «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Говоря о малых народных формах фольклора, нельзя не сказать и о скороговорках, чистоговорках. Учителя-логопеды используют на этапе автоматизации или дифференциации звукопроизношения скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий
повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Нет ни одного человека, который бы не знал что такое загадка. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью. Поэтому, каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка — это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. В старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, но они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Причины таких ошибок:  невнимательно слушают загадку;  не запоминают полностью содержание загадки;  при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;  не имеют достаточных знаний о загаданном;
 не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. Гениальными произведениями народа являются сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей на протяжении всего дошкольного возраста, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Уже дети среднего дошкольного возраста, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Лучшему пониманию сказок помогает их инсценирование с помощью театральной деятельности. Включение ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию просодической выразительности детской речи, поскольку именно просодическими средствами обеспечивается выразительность и эмоциональность звучащего слова. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие компоненты речи, как тембр, сила голоса, его высота, ритм, пауза, модуляция голоса, логическое ударение, дикция. Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, быстро запоминается, поэтому легко воспроизводится детьми, что позволяет усиленно работать над интонационной выразительностью детской речи. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Он интересен своей доступной, понятной детям формой. И, в конце концов, решает проблемы, столь интересующие нас, а именно – преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Таким образом:  расширяются детские представления об окружающем их мире,  формируются первоначальные знания о национальной культуре своего народа,  обогащается лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
 речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,  усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением,  улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Следующие слова подведут итог всему вышесказанному: Если ребенок родился и рос, На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков он в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.

Читайте также:  Материал для знакомства с образом буквы

Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Кобякова Ольга Анатольевна , воспитатель
Кемеровская область г.Новокузнецк

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества.

В тот момент, когда ребенок поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенок длительное время в течение дня находится без родителей; в его жизнь вводится много новых требований; постоянный контакт со сверстниками; пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.

Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных организациях.

Потешки – короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возрастаи сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.

Считалки – вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры.

Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) – стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же – смешные истории о том, чего не бывает.

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы – пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие, юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Сказка фольклорная –эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.

Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России, но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т. д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение, как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.)

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, используются в детском саду как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи, мышления детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи воспитания. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка доносится до детей. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Дети не только усваивают родной язык,но и овладевают речью в совершенстве: имеют достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией.

В работе детский фольклор используетсяв разных видах деятельности:

– в обучении правильному произношению;

– в приобщении детей к русской национальной культуре;

– в непосредственно образовательной деятельности;

– в народных подвижных играх;

– в играх на развитие мелкой моторики;

– в театрализованной деятельности;

Большое значение уделяется организации предметно-развивающей среды: подбираются книги с фольклорными произведениями, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка. Приобщение ребёнка к народной культуре должно начинаться с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей, начиная с самого рождения. Разумеется, наше исследование не является достаточно полным, так как вопрос использования малых форм фольклора всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Читайте также:  Ходилки-бродилки - авторская методика автоматизации звука

Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

детский сад № 1951

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБОУ д/с 1951 стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Один из блоков программы логопедический. Он посвящен организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

  • конспекты индивидуальных логопедических занятий;
  • народные игры для автоматизации звуков;
  • народные пальчиковые игры;
  • конспекты народных развлечений

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь, должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.
Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием, включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

-занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например «Дикие животные», «домашние животные», «Посуда», «дом», «Инструменты»№ и т. д.

-занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения(этап автоматизации звуков в связной речи);

Используя фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), фо время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап — накопление речевого материала детьми

На данном этапе работы на логопедических занятиях идет отработка правильного произношения определенных звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.
2 этап — обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определенный промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения. На котором подводится своеобразный итог работы за определенный период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

    • расширились детские представления об окружающем их мире,
    • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми слвоами, оборотами, выражениями,
    • речь детей стала более яркой. Выразительной, эмоционально окрашенной,
    • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
    • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЯ:

^ Фольклорный материал для автоматизации звуков
(Л) Ночь прошла, темноту увела.

Замолчал сверчок, запел петушок.

Полежал немножко, распахнул окошко:

(ЛЬ) Летели кукушки через три избушки

Как они летели, все люди глядели

Как они садились, все люди дивились.
(Р) Марфушка веселая,

Пройди, Марф, горенкой!

Топни, радость, ноженькой!
(РЬ) Привяжу я козлика к кудрявой березке.

Привяжу рогатого к кудрявой березке.

-Стой, мой козлик, не бодайся!

А ты, березка белая, стой, не качайся!
(Ш) Потягушечки, порастушечки!

Ноги- бегушечки!
(Ж) Ноги, ножки,

Избушку мшить, чтоб не холодно жить!
(Ч) Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помадочка медовая,

Моя внученька бедовая!
( ^ С) Сосна, сосна, отчего ты красна?

Оттого я красна, что под солнышком росла.
(Ц) Тынцы-брынцы-бубенцы-

Раздавали бубенцы.
^ Народные подвижные игры для автоматизации звуков.
Игра «Бараны» для автоматизации звука «Р»

Несколько пар детей стоят друг против друга. Образуя «ворота».

Остальные дети – «бараны» подходят к воротам и топают ногами.

Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Ворота: Рано, рано, вы, бараны.

Застучали в ворота!

Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Пропустите в ворота!

Ворота: Вам куда? Вам куда?

Не откроем ворота!

Баран: На луга, где трава,

А на травушке роса!

Ворота: Еще рано вам туда,

Не откроем ворота!

Бараны : Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

До свиданья, ворота!

Мы придем сюда тогда,

Когда высохнет трава!
Игра «Бабка Ежка» на автоматизацию звуков «Ш» и «Ж».
Дети образуют круг. Водящий — бабка Ежка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.

Бабка Ежка — костяная ножка,

На лягушку упала,

А потом и говорит:

-У меня живот болит.

Пошла с кошкой на базар,

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.
Игра «Колосок на дифференциацию звуков «С», «Ш»
Дети образуют круг. Водящий со скакалкой находится внутри круга. После слов детей водящий начинает крутить скакалку, а дети подпрыгивают вверх. Тот, кого задела скакалка, выходит из игры.

Чтоб был долог колосок,

Чтоб овес наш был высок.

Прыгайте как можно выше,

Прыгать нужно выше крыши.
^ Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора

Идут четыре брата Показать четыре пальца, большой прижат к ладони

Навстречу им старшой ^ Показать большой пале� �

-Здорово, Васька-указка. Большой палец соединяется суказательным в колечко.

Мишка-середка Большой палец соединяется со средним пальцем

Гришка-сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем

И крошка-Тимошка Большой палец соединяется с мизинцем
2. Дождик, дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками паадьбцев по столу все сильнее и сильнее.

На меня и на людей

Дождик, дождик, припусти ^ Большой и безымянный пальцы каждой руки поджаты к ладони

Мы попрячемся в кусты Указательный и средний «бегут» к краю стола,руки прячутся под стол

Дождик-дождик, ^ Снова барабанит� � пальцами, все тише, и тише

Хватит лить, Постепенно перестать

Малых детушек мочить!

  1. Пальчик-мальчик, где ты был? ^ Все пальцы, кроме одного, сжаты в кулак

-С этим братцем – в лес ходил.Показать указательный палец

-С этим братцем – щи варил Показать средний палец

С этим братцем – кашу ел Показать безымянный палец

-С этим братцем- песни пел Показать мизинец

  1. Стала Маша гостей звать ^ Хлопать в ладоши

На блиночки созывать:

-И, Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки,

И, Степан, приди, начиная с большого

Да, Андрей, приди.

Да, Матвей, приди,

А Митрошечка, ну, пожалуйста!

Блиночков поели Постучать кулачками друг о друга

Стала Маша гостей провожать,

В путь-дорогу собирать:

Прощевай, Иван! Поочередно разгибать пальцы руки,

Прощевай Степан! начиная с большого

А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами

Игра ‘Что? Где? Когда?’ по теме ‘Большое путешествие в мир космонавтики’

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики

Осипова Надежда Дмитриевна, учитель физики, МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой.

Мероприятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?»

образовательные: систематизация знаний о строение Солнечной системы, о астрономической картине мира;

воспитательные: формирование научного мировоззрения;

развивающие: развитие физического мышления учащихся, расширение познавательного интереса.

Оборудование: компьютер, проектор.

Оформление: портреты ученых.

Место проведения: актовый зал.

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине. Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней игры о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

1. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая команда объявляет капитана. На экране номера вопросов.

2. Ведущий рассказывает об условиях игры и предоставляет право выбрать вопрос первой команде.

3. Её капитан называет номер вопроса.

4. Ведущий зачитывает вопрос.

После обдумывания (30 секунд по счетчику времени) участники игры дают ответ.

5. Эксперты оценивают ответ (по 5-бальной системе) и оглашают результат. Если команда не может ответить на вопрос или ответ ее неполный, ей помогает другая команда, за что получает добавочные баллы (за неправильный ответ баллы вычитаются).

6. Эксперты ставят оценку команде.

7. Ведущий предлагает следующей команде выбрать номер вопроса.

8. Эксперты считают баллы.

9. Ведущий заканчивает игру.

1. «…там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламени крутятся

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят»

О физической природе какого небесного тела идет речь?

2. Над Землёю ночью поздней, если бросишь в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.

В это созвездие была превращена одна из прекрасных нимф Каллипсо, которую в тайне от жены Геры полюбил громовержец Зевс.

3. Над Землёю ночью поздней только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды – рядом кажутся они.

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец Приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как ревность,-

Волосатая звезда древних!»

Кто автор этих строк? О каком небесном теле идет речь?

( Марина Цветаева. Комета)

4. Назовите автора строк:

«Планета Венера окутана знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».

5. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы?

(Змееносец – он же Эскулап был первым врачевателем. В своей руке он несет змею, ядом которой исцелял больных и даже воскрешал мертвых.)

6. В переводе на русский язык название этого спутника означает “страх”.

7. Вставьте недостающие слова в четверостишие Козьмы Пруткова.

«Но вот уж меркнет солнца луч,

Выходит месяц из-за туч

И освещает на пути

(звезды Млечного пути)

8. В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом. В древности считали, что эта планета “суетится” вокруг Солнца и поэтому её назвали именем этого проныры с крылышками на ногах, который покровительствовал обманщикам, ловкачам, а заодно и торговцам. (Меркурий)

9. Кто впервые направил на небо телескоп? (Галилей)

10. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)

11. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем?

12. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?

(Она гореть не будет из-за отсутствия кислорода)
13. Какое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?

(Явление «белых ночей».)
14. Как называется наша галактика? ( Млечный Путь).

15. Как назывался корабль Ю. Гагарина? (“Восток – 1”).

16. Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. (Светлана Савицкая) .

17. Почему на Луне нельзя петь? (Нет атмосферы).

18. Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса?

(Нет, так как на Луне нет магнитного поля)

19. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов Алексей Архипович)

20. Космонавты – люди суеверные – никогда не называют экспедицию последней. А как они её называют?

(Как все люди опасных профессий космонавты называют такую экспедицию крайней)

Е.П Левитан.Учебник “Астрономия” 11 класс, М – “Просвещение”-1999г.

Энциклопедический словарь юного астронома, – “Педагогика” – 1986 г.

Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;

Ссылка на основную публикацию