Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
статья по логопедии на тему

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, звукового анализаи синтеза, обогащения лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи и высших психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
ped.sovet_igrovye_tehnologii.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки» (АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

на педагогическом совете

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: учитель-логопед –Копайгора Е.Е.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья . В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки» , «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13) . Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является:

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса :

1)Усложнение научно – технического прогресса

2)Усложнение дефектов речи

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии .

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий .

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

-Изучить и проанализировать литературу по теме.

-Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

-Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

-Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

-Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

-Подобрать игрушки для логопедической работы.

– конспекты занятий в игровой форме.

-Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

-Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

На логопедических занятиях используются:

  • дидактические,
  • настольно-печатные,
  • словесные,
  • коррекционно-развивающие,
  • игры с движениями,
  • сюжетные, ролевые игры,
  • игры-драматизации

Дидактические игры и пособия

1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза

Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная -формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»

Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где звук живет в слове ( в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.

Цель: учить определять первый,, последний звук в слове

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить определять звуки в начале и в конце слова.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательная – воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.

Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце) слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Задачи: Коррекционно-образовательная -учить делить слова на слоги

Коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.

4. «Слоговой домик»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

Задачи: Коррекционно-образовательная -учить делить слова на слоги

Коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2и т.д

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение) .

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш (Л и Р) их символ. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения

6. « Звуковые дорожки »

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение) .

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение) .

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л . Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение) .

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки . Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука .

9. «Засели Домики» для различения твердых и мягких согласных.

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать твердые и мягкие согласные.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение) .

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова-мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.

10. «Подбери рифму»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить подбирать слова, близкие по звуковому составу.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

11. «Подбери слово к схеме»

Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная -формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.

2)Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи

Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
методическая разработка на тему

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Использование авторских дидактических пособий в логопедической работе.1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Использование авторских нетрадиционных игровых пособий в логопедической работе» Учитель-логопед МБДОУ № 121 Гроцкая Елизавета Николаевна г.Красноярск 2017г.

Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к занятиям, что немаловажно в процессе коррекции и развития речи детей. Взаимодействие с ребёнком становится действенным, партнёрским, позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционную работу как по подготовке к постановке звука, так и на этапах автоматизации и дифференциации, а так же на подгрупповых и фронтальных занятиях. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.

Дидактическая игра/пособие для развития речевого дыхания «Сенсорный домик» Описание. Пособие выполнено из фанеры в виде домика с трубой, окошками и дверцами, закреплено на основании. Черепицу на крыше дома имитируют ярко-синие легкие перышки, дым из трубы, шторы на окнах, дверной проём так же декорированы подвижными функциональными элементами. Жители домика – разноцветные Шарики и соответствующие по цвету коктейльные трубочки входят в комплект. Цель : в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д. Игровые задания. «Ветерок стучится в окна» «В печке пляшет огонек, из трубы идет дымок» «Задуй шарик в домик»

. Дидактическое игровое пособие «Пушка». Цель : развитие речевого дыхания и фонематического восприятия. Задачи: в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено: -для сильного плавного выдоха, сильного целенаправленного выдоха;. -для развития ловкости и координации движений рук; -для развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описание и способы использования. Пособие выполнено из пластикового стакана, закреплённого под определённым углом на деревянной основе. Функциональным элементом является ядро в виде шарика из пенопласта, который можно выдувать на разные расстояния из дула пушки в зависимости от силы выдыхаемой струи. Второй ребёнок может ловить вылетевший из дула пушки шарик-ядро. Еще один вариант игры- «Стрелять по сигналу»- сигналом выступает заданный звук или слово с заданным звуком и т.д.

Дидактическая игра/пособие по сенсорному и речевому развитию «Весёлые горошины» Описание. Развивающее пособие, представляет собой 2 вязанных стручка на молниях, внутри которых находятся разноцветные звучащие горошины. Горошины в стручках соотносятся по цвету и звучанию. Полифункциональное, безопасное, экологичное, занимательное пособие предназначено для совместных занятий с педагогом и для самостоятельной игры дошкольников. Цель: Развитие сенсорных качеств, мелкой моторики, грамматической стороны речи. Задачи : – развивать слуховое восприятие, память (учить сравнивать звуки, находить одинаково звучащие горошины); – развивать речь ребенка (актуализация словаря, развитие грамматического строя и фразовой речи) – развивать мелкую моторику (учить застегивать и расстегивать молнию; учить пристегивать и отстегивать липучки); -развивать тактильное восприятие (горошины твердые-мягкие, пушистые- гладкие, тяжёлые-лёгкие, мелкие-крупные ); – закреплять знания о цветах, учить соотносить предметы по цвету; – закреплять навыки счетных операций в пределах 10; Игровые задания. 1) «Горошины рассыпались». Помогите распределить горошины в 2 стручка так, чтобы в каждом из них оказалось по 1 горошине каждого цвета. (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 3) «Найди похожую горошину». (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 4) «Какой горошины не хватает в каждом стручке?». Педагог незаметно прячет по 1-2 горошины из каждого стручка. Дети должны проанализировать цветовые наборы в каждом стручке и определить недостающие горошины. 5) «Чудесный мешочек» Найти на ощупь пушистую или тяжёлую горошину.

. Дидактическая настольно-развивающая игра-лото « Звуко-символьное лото » Описание . Игра состоит из 5 больших(формата А4) карточек, на которых изображены предметные картинки односложных слов и по 10 маленьких карточек с символьным изображением гласных звуков, помещённых в индивидуальные ячейки, что помогает ребенку не отвлекаться от главной цели игры. В комплект так же входят 6 рожиц, для уточнения артикуляционного уклада при произнесении гласных звуков и ненавязчивого знакомства детей с их символьным изображением. Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Задачи : – уточнять артикуляционный уклад при произнесении гласных звуков; развивать слуховое восприятие; формировать навык звукового анализа и синтеза(определение и дифференциация гласных звуков в середине односложных слов: БАК, БЫК, БИНТ); воспитывать умение отвечать полным предложением. Игровые задания : «Отыщи рожицу, которая поёт песенку «О-О-О» (или А, У, И, Э, Ы) «Спой песенки рожиц, которые я покажу» «Прятки» или «Лото» – Закрой карточкой-символом нужную предметную картинку. (Распредели карточки с символами гласных звуков в соответствии с теми предметными картинками, в которых слышится нужный гласный звук).

. Коррекционно-развивающее игровое дидактическое пособие «Язык Языкович». Описание и способы использования. Развивающее пособие, представляет собой модель « Язычка» выполненного вручную в технике вязание спицами. Оно предназначено для моделирования артикуляционного уклада того или иного звука. Применяется на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.

. Описание. Пособие представляет собой 2 деревянные модели ёлочек разных размеров на которые с помощью мини-прищепок можно прикрепить новогодние шарики большего или меньшего размера с изображением предметных картинок. Цель. в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития либо фонетико- фонематической, либо лексико-грамматической сторон речи, а так же для развития мелкой моторики. Задачи: формировать умение различать существительные и прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -формировать навык словообразования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -согласование прилагательных с существительными м.,ж.,ср. рода; в Р. п. ед. числа.; – закреплять навык правильного употребления предлогов НА, С; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец);-различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; -воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом; – развивать мелкую моторику (манипулирование в процессе игры маленькими прищепками); Варианты игровых упражнений: Ребёнку предлагается выбрать из шариков нужный или украсить большую «Ёлку» и маленькую «Ёлочку» шариками, ориентируясь на инструкцию логопеда и поставленную перед ребёнком задачу. Многофункциональное дидактическое игровое пособие по сенсорному и речевому развитию «Ёлка-ёлочка ».

. Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Змея-словоежка». Описание. Пособие представляет собой сшитую из ткани Змею, скрученную спиралью, на теле которой расположены прозрачные кармашки. В кармашки вставляются картинки соответствующие заданным критериям в зависимости от дидактической цели игры. Может применяться как на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, так и на подгрупповых и на фронтальных занятиях по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Цель . Развитие фонетико-фонематической и лексической стороны речи, синтаксиса. Задачи: -автоматизировать звук в словах, словосочетаниях, предложениях; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; – учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец); -различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; – формировать умение составлять простые и распространенные предложения, с опорой на картинки или на схему предложения и умение строить схемы предложений. – формировать умение подбирать картинки на заданную лексическую тему; – формировать умение подбирать обобщающие понятия к картинкам определённой группы; Варианты игровых упражнений: Покорми «Змейку» теми словами, в названии которых есть автоматизируемый звук; 2) Укрась «Змейку» картинками, которые относятся к понятию «Обувь». 3) Назови картинки, которыми украсила себя Змейка, одним словом. 4) Вставь в кармашки картинки, в той последовательности, в которой они прозвучат в предложении и др.

. Дидактическая настольно-развивающая игра «Звуковые дорожки» Описание. Игра представлена в виде деревянного каркаса, поперёк которого вставлены металлические прутья, а по ним перемещаются пластиковые шарики символических цветов- красный, синий, зелёный. Перпендикулярно прутьям располагается белая полоса, на которой ребенок по очереди выстраивает один за другим шарики, соответствующие звукам в слове, которое логопед произносит утрированно(на начальных этапах) или сам ребенок произносит, анализируя название картинки(на более поздних этапах). Цель . Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Задачи: -закреплять умение обозначать звуки цветными фишками –символами; -закреплять умение определять количество и последовательность звуков в словах; -закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по признакам твёрдости-мягкости; формировать умение подбирать картинки под заданную схему слова. Игровые задания. Составь на белой полоске пособия схему слова из цветных шариков. Подбери картинки, подходящие под данную схему слова;

Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Статья раскрывает содержание понятия наглядное моделирование . Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием , по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»

15. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Академия, 2003. 272 с.

16. Тураева М.Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. / Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.).

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

18. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е. Москва: Владос, 1999. 360 с.

20. Журнал «Дошкольная педагогика». № 7, 2012; № 4, 2005; № 4, 2013; № 2, 2013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Бойко С.И.

Бойко Светлана Ивановна – студент магистратуры, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад комбинированного типа № 214, г. Краснодар

Аннотация: статья раскрывает содержание понятия – наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием, по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Ключевые слова: наглядное моделирование, модель, наглядность, дифференцированный подход, коррекционно-развивающие задачи, дидактические принципы.

Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Профессия логопед – это не только процесс коррекционно-развивающего обучения, но и творческий процесс, как для детей, так и для логопеда. Используя наглядное моделирование на логопедических занятиях, мы видим, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом. Первое, что необходимо – это познакомить с графическим образом модели и анализом

сенсорного материала; Второе, перевести его на знаково-символический язык. И третье – непосредственно работать с моделью.

Для формирования у дошкольников навыков наглядного моделирования, необходимо выстроить работу в определенной последовательности. Необходимо при этом постепенно повышать самостоятельность самих дошкольников, постоянно вовлекая их в процесс работы. При использовании наглядного материала на логопедических занятиях, логопед ставит своей целью формировать представления об основных признаках и структуре, об отношениях и связях между элементами этих объектов и обозначает его в знаково-символическое обозначении. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, мы используем графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работая с моделью, мы предполагаем определенный уровень сформированности умственных операций у детей таких как, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Само назначение модели – это облегчение процесса усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но для того, чтобы ребёнок вник и закрепил знания этого материала, модель должна отражать основные свойства объекта и должна быть доступна ребенку по возрастному критерию.

Для того чтобы дети легче развивали связную речь, ученые выделили два важных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи. По мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – это наглядность, а мнению Л.С. Выготского – это создание внутреннего плана высказывания [1].

Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей. К примеру, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова.

Наглядное моделирование, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия такие как, звук, слово, предложение, текст, учит работать с ними. Для дошкольников это играет важную роль, потому что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, лучше развивается зрительная память, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981) [1]. По определению В.В. Давыдова, моделирование – это продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала. А Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева обозначили, что наглядные модели для детей дошкольного возраста, являются той формой выделения и обозначения отношений, которая им доступна [3].

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Также авторы придают большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.). Авторы Ветрова Н.М., Агаева Е.Л. разработали вопросы по применению наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, по развитию способностей к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии [2].

Следующее, что помогает развивать коррекционно-развивающие задачи, такие как зрительные, двигательные, ассоциативную память, – это опорные схемы. Также замечено, что для развития умственных способностей дошкольников, необходимо использовать заместители и наглядные модели. Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Объект, который имеет существенные признаки оригинала, называют моделью. Мы можем создавать и использовать разные модели объекта, но всё равно модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели, которые мы можем использовать, бывают нескольких видов:

образные, знаковые, смешанные, натурные [1]. Используя в коррекционно -развивающем обучении наглядные модели, мы производим коррекцию звукопроизношения; закрепляем навыки словообразования; обогащаем активный словарь; формируем и совершенствуем умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развиваем связную речь. Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, который разработали Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова. Ряд исследователей: Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.И. Маевская, Е.С. Мастюкова, С.К. Сиволапов, Л.Ф. Спирова, Л.С. Цветкова и др., которые изучали особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые, если не развивать, будут сказываться на дальнейшем обучении детей [4]. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдаются трудности в формировании перцептивных действий, что в свою очередь будет сказывается на успешность называния тех или иных свойств объектов. Также у этих детей замедлены процессы восприятия, они часто фрагментарны и не обобщены. Вызывают трудности у детей обследование предметов, выделение нужных свойств, а главное, дети затрудняются в обозначении этих свойств словом, не умеют обобщать, классифицировать. Недостаточность знаний процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [6].

Теоретическая концепция наглядного моделирования

На современном этапе, актуальными и перспективными, являются исследования педагогов и психологов, которые показали на практике, что благотворной основой развития умственных способностей детей, служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Чтобы научить ребёнка использовать математические символы, программы для компьютеров, научить понимать правильное значение слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки, необходимо развивать и вводить в практику игровое замещение. Но чтобы ребёнок понимал и правильно использовал обозначения отдельных предметов, необходимо проводить анализ, выделять отношения между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, или с помощью наглядной модели, где сами предметы должны быть обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). Как показывает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая является наиболее доступной детям. Ребенок, который свободно может владеть внешними формами замещения и наглядного моделирования, может правильно использовать заместители и наглядные модели в уме, понять и представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это всё и является показателем высокого уровня умственных способностей.

Без самостоятельного, постоянного участия дошкольников, не могут формироваться навыки наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере может овладеть действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, так как, использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности, с которыми они сталкиваются каждодневно, это сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации. Однако уровень развития умственных способностей у разных детей

оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.

Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы детьми

Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач: в систематизации познавательной информации об окружающем; в обогащении словарного запаса детей, в развитии связной речи; в последовательности, логичности, и связности изложения; в развитии мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти; в воспитании у детей потребности в речевом общении; в целенаправленном развитии импрессивной и экспрессивной речи детей; в актуализировании предметного, качественного и глагольного словаря детей; в закреплении обобщении понятий; в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; в навыках словообразования: уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные; в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; в закреплении умений употреблять синонимы, антонимы; в формировании и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений; в анализе семантики и способы образования сложных слов; в способности к развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности. При нарушениях слоговой структуры слова, моделирование помогает образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых это слово состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. С помощью наглядного моделирования дети могут подготовиться к формированию навыка послогового чтения, научиться делить слова на слоги с помощью хлопков, подбирать слова к слоговым схемам.

Чтобы правильно построить работу с наглядным моделированием, направленную на формирование слоговой структуры слова, необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении [5]. Для определения эффективности воздействия, мы опираемся в своей работе на основные принципы, такие как:

> коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;

> активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

> систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);

> доступность и прочность усвоения речевого материала;

> сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Эта технология осуществляется в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому даётся на начальных этапах работы с моделью или символами, которые необходимо подкреплять наглядным материалом: картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, они обеспечивают опору на наглядно -образное мышление. На последующих этапах, работа проводится с более сложными мыслительными операциями, которые подводят ребёнка к умению обобщать, развивать образное, и словесно-логическое мышление, понимать слово, речевой образец и выполнять речевую инструкцию.

Для того чтобы эффективно осуществлять работу по формированию слоговой структуры слова, используя технологии наглядного моделирования в коррекционной

работе, необходимо проводить комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей.

Этот дифференцированный подход при внедрении моделей предполагает:

– дети с низким уровнем речевого развития нуждаются в подкреплении наглядной модели картинным материалом; по содержанию речевого материала – слова с доступной слоговой структурой «зашифровываются», без дефектных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вместе с логопедом или вслед за ним;

– со средним уровнем – в подкреплении стилизованным изображением или «пиктограммой»; по содержанию речевого материала – даются слова более сложного слогового состава, направленные на автоматизацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вслед за сильными детьми;

– с высоким уровнем – дети используют наглядную модель; по содержанию речевого материала – даются трудные слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети самостоятельно строят своё высказывание [6].

Опираясь на положение Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, видно, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним; технология наглядного моделирования позволяет в работе логопеда предъявлять задания, выполнение которых возможно с незначительной помощью логопеда или более сильного ребенка. Эти коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют переводу речевых навыков из зоны ближайшего в зону актуального развития [5].

Наглядные модели, которые предлагаются детям в работе, должны быть представлены в форме игр и игровых упражнений, потому что, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игр и игровых упражнений умения и знания у детей лучше закрепляются и эффективнее дают результаты работы. Это всё делает наглядные модели более привлекательными, эмоционально-окрашенными, гибкими и многофункциональными. Используя наглядные модели, логопед может осуществлять взаимосвязь речи и моторики. Может применять речеобразующие жесты в работе со схемой – моделью, а ребенок, подчиняясь предложенной последовательности, может программировать свое высказывание, планировать грамматическую структуру, составлять свой ответ по схеме. Слабым детям, затрудняющимся в координации руки и речи, предлагается тактильная опора на наглядную модель, жесты рекомендуются в направлении слева – направо, что немаловажно для пропедевтики дислексии [7].

Наглядное моделирование, на которое опирается логопед в системе коррекционной работы, дает положительный результат, это подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Этот метод эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служит дополнительной основой для исправления звукопроизношения, его можно эффективно использовать для формирования речевой, познавательной и двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи.

1. Агаева ¿. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984.

2. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.

3. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.

6. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968.

7. ЛеонтьевА.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965.

Книги и статьи по логопедии

Роль коррекционно-развивающих игр (КРИ) в логопедической работе с детьми (из опыта работы).

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. На логопункт поступают дети с различными видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.

По данным М.Гросс и У.Вильсон, трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.

Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода.

При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.

Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.

Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Поэтому тему по самообразованию я выбрала “Коррекционно – развивающие игры в логопедической работе с детьми”, не случайно, т.к. игра на логопедических занятиях занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка.

Испытывая потребность в интересном речевом материале, я стала подбирать и разрабатывать различные варианты КРИ, направленных на коррекцию различных речевых недостатков, помогающих мне в работе и поддерживающих благоприятную эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.

Опыт работы с использованием КРИ, примеры которых я хочу привести ниже, позволяет сделать следующие выводы. КРИ дают возможность:

Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;

Повысить речевую мотивацию;

Компенсировать недостаточность фонематического слуха;

Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;

Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Таким образом, КРИ являются одним из наиболее эффективных видов психо-речевой гимнастики

Чтобы КРИ на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:

игра должна проводится в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

игра может быть частью логопедического занятия;

игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;

в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

в ходе игры логопед принимает непосредственное участие, вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;

в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Приведу примеры КРИ, используемых на логопедических занятиях:

КРИ на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщен автоматизируемыми звуками. В этих играх отражён один из важнейших принципов в логопедической работе – имитационный: ребёнок сначала слышит (и видит модель) и повторяет речевые стереотипы, потом повторяет их “к месту”, т.е. в свободной речи.

Игры “Что без чего не бывает?” на автоматизацию звука С;

“Измени словечко” на автоматизацию звука Ш;

“Что с чем?” на автоматизацию звука С;

Автоматизация звука С в КРИ “Что сделал Саня?”;

Автоматизация звука Ж в рифмованной миниатюре “Жужжалка”;

Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре “Вот со звуком

Автоматизация звука Ш в рифмованной миниатюре “Маша шла”.

“Дойди до флажка” – игры на автоматизацию звуков, направленных на развитие лексической и звуковой стороны речи, обогащение и классификацию словаря, навыки звукового анализа. Игры делают сами дети с родителями.

При работе над лексической стороной речи, направленных на обогащение словаря используются различные игры на классификацию предметов: “4-й лишний”, различные лото (“Собираем урожай”, “Инструменты”, “Транспорт”, “Одежда” и др.) При помощи этих игр формируется предметная соотнесённость слова, обобщающая функция слова (т.е. соотнесённость к группе подобных предметов).

В игре “Паронимы” отражается семантика слов, развивается звуковой

анализ, наблюдательность, познавательная активность. Сравниваются слова как по звуковому сходству, так и по смыслу.

Игры на упорядочение, группировку слов, вовлечённых в какую-нибудь ситуацию (в кухне, спальне, магазине и др.) – например КРИ “Лиса и лисёнок” (так же при этом автоматизируется звук С). В этих играх активизируются и развиваются произносительные навыки.

Для развития двигательных навыков артикуляционного аппарата и мимики мы на занятиях используем различные игры – сказки о весёлом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).

Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание – используются на занятиях по развитию звуковой стороны речи, при коррекции логоневроза.

Развитие мелкой моторики – используются различные шнуровки, мозаики, плетения и др.

При постановке звуков используются игры, основанные на звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: на что похож звук “Ш” – спускается колесо, шипит змея, шуршит мышь, шумит лес, жарится яичница; звук “Ж” – жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, пилит пила; звук “Л” – летит высоко в небе самолёт, волк воет на луну; звук “Г” – гогочет гусь и т. д.

Использование игровых моментов и наглядности при автоматизации слогов: “Слоговые дорожки” – жук, самолёт и парашютист, ёжик, буква ходит в гости – эти упражнения помогают детям усваивать начальные навыки чтения, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков на наших занятиях используются различные игры-инсценировки. В играх – диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, страх, обиду и т.д.. Диалоги мы проводим и в виде различных игр, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется, и активизируется в свободной речи. Попутно уточняется и расширяется значение слова, даётся представление о его переносном значении.

Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам является важным этапом формирования связной речи (“Альма”, “Водолаз и акула”, “Как медведь сам себя напугал” и др.). Серия картинок является планом или схемой пересказа. По ним легче устанавливать последовательность действий. Составление рассказа по сюжетной картинке – учимся сначала рассматривать картинку, отмечать детали, то есть тренируем внимание и память. Картинка может использоваться для закрепления знаний по определённой теме (например, “животные”, грамматические темы). При обучении детей описательному рассказу подбирается наглядный материал, отражающий жизненные наблюдения и впечатления детей. На занятиях ставится задача закреплять знания детей в поделках, рисунках, которые затем ими обыгрываются и обговариваются. Постановка познавательной цели повышает обучающую ценность речевых упражнений и игр, так как связывает два вида деятельности – практическую и речевую, закрепляя в рассказе результаты предметной деятельности детей.

Кроссворды, головоломки, используемые на занятиях активизируют умственную деятельность, внимание, переключаемость, стимулируют работоспособность.

Игровые моменты в начале занятия способствуют сосредоточению и собранности детей, например, встречи со знакомыми сказочными героями ( Мальвина и Буратино, Разбойник, Красная шапочка, Карлсон и др.) ставят перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время логопедического занятия.

Для развития навыков звукового анализа и синтеза слов используются игры “Подбери имя”, “Буратино дарит зверям подарки” (каждому зверю подарок на ту же букву, что и сам зверёк). “Звуковые линейки” на определения порядка букв в слове, определения места звука в слове.

Весь речевой материал систематизирую в папки по группам звуков, напечатанный мной на компьютере. Собираются папки: “Свистящие”, “Шипящие”, “Соноры”, “Логопедическая копилка”, “Логопедические сказки-помощницы”, которые помогают быстро найти нужный и интересный речевой материал в виде стихов, потешек, чистоговорок, пересказов, речевых игр, сказок, которые могут быть использованы как на занятии так и для закрепления дома. Песенки, потешки, считалки, загадки краткие по форме, музыкально-ритмические вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают ритмическую эмоцию, заинтересованность и активизацию на речевых занятиях. При использовании этого материала я обращаю внимание на значение слов, на значение в речи ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенностей голоса, правильного использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения и т.д.

Успешная логопедическая коррекция с использованием КРИ способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.

Статья “Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы”

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности – игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.

В связи с этим мной была определена тема работы “Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы”.

Главная цель моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Приоритетными задачами моей работы можно назвать следующие:

1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе
(исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).
2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:
– активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);
– развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.
Начиная работу с детьми, провела диагностику. Были получены следующие результаты:

сентябрь 2010г.- с чистой речью – 34% , с нарушениями – 66%
сентябрь 2011г.- с чистой речью – 37%, с нарушениями – 63%
Элемент игры я вводила буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала куклу ” Клаву” и бегемотика “Боню”. Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки “о веселом язычке” с опорой на наглядность.
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Автоматизация звука – важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов.

Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: “Звуковые дорожки”, ” Лабиринты” – на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.

Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.
В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

“Подружи звуки”, “Слоговая ромашка”, “Слоговые дорожки”, “Подружи звуки”, “Слоговые листочки”, “Догонялки”, “Ступеньки”, “Чудесная лесенка”, и другие. Детям предлагалось “шагать” пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
“Магазин”, “Логопедическое лото”, “Волшебный цветок”, ” Назови слова”, “Один – много” и другие. В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.
На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: “Логопедические лото”, “Скороговорки в картинках”, “Рррычащий рассказ”, “Связанные одной цепью”, “Найди ошибки”, “Зоопарк”, “Лабиринт”, “Загадочные картинки”, “Что есть у Иры?”, “Придумай предложение”, “Рифмушки” и другие.

В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:

май 2011г. обследовано 39 детей: количество детей с чистой речью увеличилось с 34%до 69 % детей, с нарушением (автоматизация) уменьшилось с 66% до 31%.
май 2012г. обследовано 42 ребёнка: количество детей с чистой речью увеличилось с 37%до 86% детей, с нарушениями (автоматизация) уменьшилось с 63% (25) до 14%(6) детей.
Вывод: результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

Игровые технологии в работе логопеда

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в работе логопеда»

Игровые технологии в работе логопеда

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач:

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе – тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Читайте также:  Практические рекомендации для улучшения качества чтения.
Ссылка на основную публикацию