Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Читайте также:  Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

    НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

    Наглядные методы логопедической работы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам логопедической работы может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон.

    К наглядным средствам применяются следующие требования:

    ♦ они должны быть хорошо видны всем;

    ♦ подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;

    ♦ соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;

    ♦ сопровождаться правильной и четкой речью;

    ♦ словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.

    Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.

    Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом. Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возможна запись речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием. Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плавной и связной речи, при автоматизации звуков.

    Словесные методы в логопедической работе используются с учетом возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционной работы, целей и задач этого этапа. При работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте возможно использовать только словесные методы. Основные словесные методы — это рассказ, чтение, беседа.

    Рассказ — одна из форм обучения, предполагающая описание. Рассказ используется при расширении словарного запаса ребенка, представлений о каком-либо явлении, предмете; для вызова положительных эмоций; закрепления грамматических форм речи; для создания образца грамотной речи.

    При рассказе затрагиваются мышление ребенка, его чувства, происходит побуждение его к общению и обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ может дополняться сюжетными картинками. Перед рассказом можно провести предварительную беседу, настроив детей на его восприятие, а по окончании рассказа провести итоговую беседу, обмен впечатлениями, сделать пересказ.

    Беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Это зависит от целей и задач логопедической работы. Предварительная беседа помогает уточнить знания, представления детей о чем-то. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребенком в процессе коррекции нарушения. При использовании беседы в логопедической практике должны соблюдаться следующие условия:

    ♦ должна быть опора на знания и представления, имеющиеся у ребенка;

    ♦ необходимо учитывать особенности мышления детей;

    ♦ нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы;

    ♦ вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа;

    ♦ беседа должна придерживаться задач и целей намеченной работы.

    Задачи могут быть различными: развитие познавательной деятельности; закрепление правильного произношения; развитие грамматической и лексической сторон языка; развитие плавности и связности речи.

    Кроме словесных методов, используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, оценка деятельности. Пояснение и объяснение связаны с наглядными и практическими методами.

    При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребенка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать деятельность ребенка. При оценке необходимо учитывать возраст ребенка, его личностные особенности, психическое развитие.

    Логопедическое воздействие предполагает несколько форм обучения: урок, индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные занятия.

    Создание персонального сайта учителя-логопеда

    Разделы: Логопедия

    Интернет в последнее время приобретает все большую аудиторию. С момента основания сети количество ее пользователей неуклонно из года в год увеличивается. На данный момент в России интернетом пользуются более 25 миллионов человек. Основная масса пользователей – это активное население страны в возрасте от 25 до 44 лет. В наше время существуют различные каналы коммуникации. Это и традиционные СМИ, и телевидение, радио, различная реклама. Но большую часть информации современное общество находит в интернете, который обладает огромными возможностями. Сайт – самый современный и, на мой взгляд, эффективный канал коммуникации. Возможности интернет сайта позволяют в полной мере использовать все способы донесения информационного сообщения до пользователя. Меня всегда волновал вопрос: как завладеть вниманием родителей, учеников? Как быстро донести важную информацию? Ответ на этот вопрос очевиден – необходимо создать сайт, который будет отвечать поставленным задачам. Но этот ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Интернет, как средство коммуникации, обладает большими возможностями, естественно, возникает желание использовать их с максимально возможной отдачей. Поэтому необходимо четко представлять себе: для чего, собственно нужен интернет сайт, какие задачи он будет решать и какие цели преследовать.

    Современное развитие технологий позволяет решать практически не ограниченный круг задач. Интернет – это интерактивный канал связи, который позволяет передавать информацию различных типов: аудио, видео, текстовую и т. п. Современный интернет сайт – это своеобразный информационный центр. Стараясь найти новых единомышленников, хочется донести определенную информацию, обменяться накопленным опытом. Мне кажется, сайт необходим для систематизации и управления потоками информации. Он нужен для облегчения работы с ними и уверенности в том, что ничто из этой информации не пропадет и не потеряется. Информация, которая опубликовывается на страницах сайта, способна привлекать новых пользователей. Все это возможно в том случае, если сайт правильно организован, информация написана и подана профессионально, а пользователям удобно ею пользоваться. Меня давно интересовала тема создания персонального сайта. В наше время эта тема очень актуальна и востребована. Создавая свой сайт, я систематизировала информацию, структурировала документы по новым образовательным стандартам, продумала информацию, которую я хотела бы донести до гостей своего сайта.

    1. Дизайн сайта.

    О себе
    Зачем и кому нужен логопед
    Советы логопеда
    Интересные материалы
    Нормативные документы
    Литература
    Артикуляционная гимнастика
    Афоризмы
    Говорят дети
    Фото
    Ссылки
    Гостевая книга
    Контакты

    2. Краткое описание содержания страниц

    Новости – объявления для посетителей сайта, сообщения о последних изменениях на сайте

    О преподавателе (о себе)

    • Профессиональная деятельность – образование, место работы, должность, личные достижения, достижения учащихся
    • Профессиональные интересы – области интересов и краткая конкретизация
    • Личные интересы – любимые произведения, поэты и писатели, исторические личности, фильмы и др.
    • Педагогический опыт: публикации, материалы докладов, выступлений
    • Курсы повышения квалификации.

    Зачем и кому нужен логопед (информация для родителей о нарушениях письма и чтения)

    Советы логопеда (рекомендации и памятки для родителей)

    Интересные материалы (познавательная информация для коллег и родителей)

    Нормативные документы.

    • О продолжительности рабочего времени
    • Порядок аттестации
    • Об особенностях режима
    • Об организации работы логопедического пункта
    • Номенклатура педагогических работников
    • Требования СЭС
    • Должностная инструкция учителя-логопеда

    Литература

    • Журналы (материал представлен для родителей и специалистов, работающих с детьми)
    • Тетради, книги для занятий

    Артикуляционная гимнастика (комплекс статических и динамических упражнений для развития артикуляционного аппарата)

    Афоризмы (дети и родители)

    Говорят дети (высказывания детей 4-ёх, 6 лет)

    Фото (фотоальбомы)

    Ссылки

    • Ежедневные ссылки
    • Ссылки на ЦОРы
    • Сайты коллег

    3. Обоснование выбора платформы

    В качестве хостинга был выбран сервис setup.ru. С его помощью можно создавать качественные и красивые сайты с нуля, даже не обладая специальными навыками.

    — Бесплатный сайт, в 2 клика
    — Не требуется абсолютно никаких технических знаний
    — Огромный выбор дизайнов
    — Домен в зоне.ru
    — Эффективное продвижение сайта по низкочастотным запросам

    Актуальность создания сайта состоит в том, чтобы довести сведения определенной тематики до неограниченного, разнородного круга людей так, чтобы им было удобно пользоваться.
    В настоящее время практически каждый человек имеет в наличии компьютер, ноутбук, сотовый телефон с выходом в Интернет. В Интернет мы заходим за удовлетворением потребности в информации. Там ее просто огромное количество! Цель создания сайта я вижу в передаче информации пользователю. Сайт должен быть, во-первых, с хорошо продуманной дизайнерской идеей, т.е. красивым, не похожим на все остальные сайты. Во-вторых, простота в навигации, в-третьих, сайт должен быть “живым” и постоянно обновляться. Это все главнейшие составляющие. Но самое важное – это удобство и простота в нахождении искомого. Информация, размещенная на сайте, должна быть компактной и как можно больше раскрытой. Ее нужно размещать так, чтобы она действительно была нужной пользователю. Определять нужность следует исходя из того, какому кругу аудитории информация на сайте будет полезной. Из всего сказанного выше напрашивается еще один важный вывод, что разработка сайта – это еще и работа творческая. Подводя итоги, хочу отметить, что создание сайта довольно молодая отрасль, новая, но невероятно интересная.

    «Создание мини – сайта как электронного портфолио личных достижений учителя – логопеда»
    статья по логопедии на тему

    Персональный интернет сайт учителя – логопеда – это электронный ресурс, где может быть представлена как профессиональная деятельность педагога во всех её направлениях с наиболее значимыми результатами. Так и педагог как личность: его интересы, предпочтения, хобби.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Одним из широко используемых Интернет-ресурсов для передачи знаний, трансляции опыта может стать персональный сайт учителя – л943 КБ

    Предварительный просмотр:

    Первак Ирина Юрьевна

    МБДОУ «Добрянский детский сад №8»

    «Создание мини – сайта как электронного портфолио личных достижений учителя – логопеда»

    «Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств.
    Я не верю в силу обстоятельств.
    В этом мире добивается успеха только тот,
    кто ищет нужных ему условий и,
    если не находит, создает их сам».
    Шоу Джордж Бернард

    Информатизация современного образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Отличительной особенностью системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.

    Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в деятельность любого профессионального педагога. Одним из широко используемых Интернет-ресурсов для передачи знаний, трансляции опыта может стать персональный сайт учителя – логопеда.

    Персональный интернет сайт учителя – логопеда – это электронный ресурс, где может быть представлена как профессиональная деятельность педагога во всех её направлениях с наиболее значимыми результатами. Так и педагог как личность: его интересы, предпочтения, хобби.

    Еще одно важное предназначение сайта – это создание портфолио для альтернативной формы оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

    Персональный сайт – это возможность многогранного общения как в среде единомышленников – педагогов данного направления, так и общения с разными «заинтересованными» пользователями: родителями, педагогами других направлений, коллегами по образованию, представителями разных социальных структур и т. д.

    Идея о создании мини – сайта на сайте «Социальной сети работников образования» пришла ко мне, когда я задумалась о возможности расширить свое представление о методах и приемах в работе с детьми, педагогами и родителями, используемых в современном педагогическом пространстве.

    Являясь на тот момент уверенным пользователем ИКТ, я обратилась к сети Интернет. Задача грамотного педагога, использующего интернет – ресурсы, состоит не в том, чтобы получить большое количество информации, а в том, чтобы уметь отделить «зерна от плевел», т. е выбрать действительно значимую, необходимую и качественную информацию. В этом случае, сообщество «Социальная сеть работников образования» представляет собой пример КАЧЕСТВЕННОГО СООБЩЕСТВА. Здесь я нашла грамотные и интересные разработки. Именно этот ресурс побудил меня опубликовать личный методический пакет, созданный за время профессиональной деятельности.

    Создать свой мини-сайт на http://nsportal.ru сможет даже начинающий пользователь ПК:

    • Для этого достаточно пройти процедуру регистрации на сайте, т.к. персональный мини-сайт создаётся автоматически;
    • После того, как мини-сайт создан, необходимо наполнить информацией предложенные разделы: профессиональные интересы, увлечения, любимые изречения, книги, которые сформировали мой внутренний мир.

    На своём мини-сайте можно создавать фотоальбомы с фотографиями своих воспитанников, их творческими работами, дипломами и т.д.

    В разделе «Моё портфолио» можно размещать свои учебно-методические разработки: конспекты занятий, различных мероприятий, презентации к занятиям, тексты консультаций и выступлений.

    После добавления материалов есть возможность заказать свидетельства и сертификаты о публикации работ и о размещении электронного портфолио.

    Персональный сайт позволяет педагогу проследить личностную продуктивность и проанализировать результаты своей педагогической деятельности, с учетом мнений участников сообщества. Так же сайт дает возможность администрации ДОУ быть в курсе эффективности работы педагога, не только на уровне учреждения.

    Ведение персонального сайта даёт учителю – логопеду возможность в любое время иметь доступ к своим разработкам. Мобильная версия сервиса nsportal.ru позволяет просматривать свой сайт с мобильного телефона. Посетить мой мини-сайт вы можете, пользуясь следующей ссылкой: Мой сайт учителя-логопеда

    Основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский сказал: “Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель”. Постоянная работа над сайтом подчеркивает стремление педагога к самообразованию и самосовершенствованию.

    – Интернет ресурсы сайта «Сети работников дошкольного образования»

    Сайт специалиста – Зачем логопеду свой сайт

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

    Статья:

    Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

    Зачем необходим логопед

    Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

    После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

    После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

    Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

    Когда необходимы логопедические услуги

    Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

    Логопед для малышей до 12 месяцев

    Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

    Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

    Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

    Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

    Логопед для малышей 3-летнего возраста

    Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

    Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

    • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
    • разговоре малыша на своем непонятном языке;
    • отсутствии речевой функции;
    • плохой речи в сравнении со сверстниками.

    Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

    Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

    Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

    Когда пора идти на консультацию:

    • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
    • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
    • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
    • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
    • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

    Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

    У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

    Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

    • Нечеткость воспроизведения звуков.
    • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
    • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
    • Гнусавый оттенок во время разговора.
    • Пациент шепелявит.
    • Скудный словарный запас.

    Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

    Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

    Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

    Показания к логопедической коррекции:

    • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
    • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
    • Односложные ответы на заданный вопрос.
    • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

    У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

    Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

    Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

    Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

    • Невозможность ясно пересказать рассказ.
    • Пропуск слогов во время прочтения текста.
    • Корявый, неразборчивый почерк.
    • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
    • Затруднилось общение с окружающими.

    Правила посещения логопеда

    К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

    Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

    Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

    Заключение

    Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

    ТОП-10 секретов логопеду для перехода на дистанционное консультирование

    Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование — это перспективный метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий.

    Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.

    Изучение передового опыта применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения позволит нам сохранить преемственность отечественной дефектологии и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для отдаленных регионов

    Российской Федерации, повысит компетенции родительского сообщества.

    Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из–за длительного перерыва по болезни. Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.

    Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование?

    Мы подготовили 10 рекомендаций от наших экспертов:

    1. Оцените возможности.
    Убедитесь, что вы и родители ваших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и, самое главное, – выход в интернет.

    В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя программы WhatsAPP или VIBER.

    2. Дайте себе время на перестройку.
    Удаленное консультирование отличается от очных занятий в детском саду или логопедическом кабинете. Если вы решили использовать его, постарайтесь посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому.

    3. Определите цели.
    Чего вы хотите от дистанционного консультирования?

    С какими категориями пациентов и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Будете ли Вы взаимодействовать с родителями и как? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая вам дистанционно взаимодействовать с учеником, или вы будете просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая вам видеоотчеты.

    Выстраивайте свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед вами. Меняйте подходы, инструменты и приемы, если видите, что они не работают.

    4. Адаптируйте консультирование под возраст и диагноз ребенка.
    Для начала сведите к минимуму изучение нового методического материала и сосредоточьтесь на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если вы решили объяснить ребенку новую тему, заранее подготовьте наглядный материал, выберите доступный и комфортный для вас и ребенка формат показа его во время занятия.

    Например, покажите короткое видео, презентацию или игру. Не забывайте, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая таким образом, внимание ребенка во время занятия. Продумайте роль родителей в этом занятии. Обязательно записывайте занятие на видео с экрана, чтобы вы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки.

    5. Подкрепляйте занятие домашними заданиями.
    Проверяйте, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически можно организовывать консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разобрать успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Так вы сможете определить, как работают ваши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.

    6. Определите время консультирования.
    Выберите время для проведения дистанционных занятий и согласуйте его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Так вы сможете планировать свое расписание, а дети и их
    родители — свое.

    7. Залог успеха дистанционных занятий
    – много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Продумайте урок заранее – из каких частей он будет состоять.

    Не забывайте менять формы деятельности ребенка – чередуйте спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.

    8. Определите стоимость консультирования и согласуйте ее с родителями ребенка.
    Помните, что дистанционное консультирование не может стоить дешевле, чем очное занятие, так как на его подготовку и организацию, вы потратите гораздо большее количество времени, чем для очного занятия, где часто работает прием импровизации. Да и вашей личной энергии на дистанционном занятии придется вкладывать значительно больше для удержания внимания ребенка.

    9. Помните об обратной связи.
    Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуйте одну еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Заранее сообщите время, формат и тематику общения.

    Обсудите, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсудите организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

    10. Создайте четкие инструкции.
    Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда вы будете высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации по Skype. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения одних и тех же вещей по многу раз.

    Как можно заработать логопеду написанием статей для блога?

    Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
    В наш век информационных технологий мы всю информацию черпаем со страниц различных интернет-ресурсов. Как растить и воспитывать ребенка, как его развивать, куда лучше его отдать — в сад или развивающий центр? Если проблемы с речью, то где искать специалиста? Конечно, опять там — компьютер и интернет наши лучшие друзья и путеводители. Нужно посмотреть, где может работать логопед и как выбрать лучшего среди большого количества предложений?

    Рабочие места

    Вакансии для логопеда предлагаются в следующих местах:

    • детский сад
    • школа
    • логопункт
    • развивающий детский центр
    • семейный клуб
    • поликлиника
    • логопедический кабинет
    • центр коррекции и реабилитации
    • санаторий

    Другое дело, что для начинающего логопеда чаще всего эти вакантные места заняты. Если они свободны, то скорее всего там платят очень мало и никто туда не хочет идти работать. А родителям очень часто сложно устроить малыша в сад, потому что количество мест в коррекционных заведениях обычно сильно ограничено.

    Безусловно, можно вызвать репетитора на дом. Родители выбирают, исходя прежде всего из размеров своего кошелька. Для кого-то важен опыт работы логопеда. Многие предпочитают искать среди знакомых, по рекомендации, так сказать, используя “сарафанное радио”. Хорошие отзывы дают какую-то гарантию, что время и деньги не будут потрачены зря. А для логопеда хороши тем, что родители будут ему доверять и меньше тревожиться.

    Логопед и клиент ищут друг друга

    Кроме этого учитываются расположение место занятий, не все готовы ездить бог знает куда, даже к супер-специалисту, если только на разовую консультацию. Дальняя дорога утомляет малыша и результативность занятий снижается. Самый лучший вариант, когда ребенок и логопед живут рядом, но даже не подозревают об этом. Получается, что самое важное — это найти друг друга. Если среди знакомых не находится нужный специалист, тогда остается искать в интернете.

    Поэтому для логопеда очень важно себя прорекламировать, заявить о себе как знающем специалисте, хорошо себя подать. Безусловно, надо как можно шире и дальше закинуть свои сети для поиска новых клиентов. Например, создать свои аккаунты в соцсетях, странички в блогах и на бесплатных хостингах. Каждый раз удивляешься, каким долгим и причудливым бывает путь от клиента к логопеду. Меня не раз разыскивали через интернет, звоня всем подряд, пока не попадали на меня и не выясняли, что “я та, самая. ”

    Почему копирайтинг?

    Но часто бывает, что логопед не может выезжать к клиенту по разным причинам. Чаще всего из-за того, что дома свой маленький ребенок, которого не с кем оставить. Такие мамы-логопеды, которые имеюют одного-двух детей могут подрабатывать дома, занимаясь копирайтингом. Сейчас это очень востребованная специальность, которая заключается в том, чтобы писать статьи для различных интернет-ресурсов.

    Есть несколько разновидностей:

    • рерайтинг — изложение прочитанной статьи своими словами
    • копирайтинг — сочинение новой статьи с определенным количеством слов
    • сео-копирайтинг — написание статей под ключевые запросы

    В данный момент нужен автор, чтобы писать статьи на логопедические темы.
    Это может быть логопед без опыта работы, но с дефектологическим образованием.
    Могут быть студенты профильных учебных заведений: психологи, дефектологи, педагоги начальной школы и воспитатели д/с. Могут быть просто мамы, которые сидят дома с детьми. Только нужно умение грамотно излагать свои мысли и хорошо разбираться в вопросах коррекционной работы с детьми, имеющие те или иные патологии речи, слуха и интеллекта.

    Статьи могут публиковаться на следующих условиях:

    • автор получает за свою работу деньги
    • может указать свои контактные данные
    • текст может быть отредактирован в связи с тем, что жанр статьи на блоге имеет свои особенности
    • автор может получить свидетельство о публикации статьи бесплатно
    • статья должна быть авторской, 100% уникальность
    • хорошо, если в статье есть какие-нибудь иллюстрации: фото, сканы, картинки или видео, которые тоже должны пройти проверку на уникальность
    • фото не должно быть больше 500 МВ
    • за иллюстрации отдельная плата
    Ссылка на основную публикацию