Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
консультация по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».269.34 КБ
sovremennye_tehnologii_s_detmi_zpr_-_kopiya.docx269.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» (ДОУ №2)

ТЕМА: «Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с задержкой психического развития. Важным моментом в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми.

Работа с детьми с ЗПР имеет некоторые особенности. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально – волевой сферы. В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. В третьем случае ЗПР проявляется в незрелости высших психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Дети с ЗПР в нашей группе преимущественно с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. Отсюда следует, что нарушения речи носят системный характер. Нарушены все речевые функции: звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, затруднена коммуникативная функция речи. Коррекционная работа с этими детьми должна носить комплексный характер, проводиться в системе.

Учитель – логопед работает по следующим направлениям:

  • Понимание смысловой стороны речи, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова;
  • Обогащение и уточнение словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Очевидно, что только традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска более эффективных современных педагогических технологий, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачной и действенной педагогической технологией в работе с детьми с задержкой психического развития, как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционно – развивающих занятиях, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Дети учатся соблюдать последовательность и правила игры.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Особенно эффективна биоэнергопластика для детей с органическим поражением ЦНС, с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание.

Логопедическая ритмика является одной из форм активной терапии, которая благотворно действует как на физическую, так и на психическую жизнь ребенка. Это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением и музыкой. Занятия по логоритмике способствуют развитию речи ребенка, его коммуникативных способностей, которые затруднены у детей с ЗПР.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной и подгрупповой логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, очень эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает моторику рук, располагает к общению. Ребенок с желанием занимается с логопедом, когда на занятии используется песок.

В логопедической работе с детьми с ЗПР эффективно применение и такого достижения восточной медицины, как Су Джок – терапия . С помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони. Это оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка и на речь в том числе. Применение Су Джок – массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет разнообразить формы работы с ребенком и его семьей. Ребенок с большим интересом играет в компьютерные игры и быстрее добивается положительного результата в развитии речи. Он радуется, когда компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы «компьютерный друг» и логопед похвалили его. Это помогает активизировать и участие каждого родителя в коррекционном процессе.

Средства ИКТ используются при проведении презентаций, семинаров, мастер – классов. Родители могут посмотреть фрагменты логопедических занятий, получить по электронной почте задания и игры, в которые они могут поиграть с ребенком дома. Особенно это актуально для часто болеющих детей.

Опыт работы показывает, что использование современных педагогических технологий в работе учителя – логопеда с детьми с ЗПР делает коррекционный процесс более увлекательным, ребенок с желанием идет на занятие и быстрее добивается положительного результата в развитии речи.

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми, имеющими задержку психического развития

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми, имеющими задержку психического развития

ГБОУ № 000 «Центр реабилитации ребенка»

Двадцать первый век – век информационных технологий. Современные дети уже практически не знают таких игр, как «Али-Баба», «Резиночка», зато им отлично известно, в какие игры можно поиграть на компьютере или планшете. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в дошкольное и школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио – и видео среду, невозможно привлечь и удивить только традиционными средствами наглядности – картинным материалом, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками, пазлами. Ребенок, знакомый с компьютером и компьютерными играми, требует особого внимания и особых средств воздействия при организации логопедического занятия.

Стремясь к тому, чтобы логопедические занятия проходили эмоционально, динамично, не были утомительными для детей, я стараюсь использовать различные формы работы, применять различные образовательные технологии. Одним из основных компонентов моего логопедического занятия с детьми является использование компьютерных технологий. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности воспитанников. Электронные образовательные ресурсы, в сравнении с традиционными средствами обучения, имеют ряд преимуществ: мультимедийность, интерактивность, доступность, универсальность.

Однако следует отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Используя на логопедических занятиях компьютер или мультимедийный проектор, необходимо помнить об основных требованиях к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет вообще не следует пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом занятия, на которых используются компьютеры и медиапроекторы, рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана.

Необходимо периодически проветривать помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21°С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование увлажнителей воздуха.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Следует отметить, что на подгрупповых и фронтальных занятиях использовать компьютер можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или большого телевизора. За одним компьютером может заниматься только один ребенок.

Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо учитывать их личностные особенности. Важно помнить о том, что у большинства детей часто снижена или вовсе отсутствует познавательная мотивация, дети с трудом запоминают информацию, у них отмечается бедный словарный запас и достаточно скудные представления об окружающем мире, они испытывают трудности с необходимостью удержать внимание на изучаемом материале. Кроме того, у многих детей, имеющих ЗПР, на занятиях отмечается тревожность и негативизм.

Использование компьютерных презентаций повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим логопедическим занятиям, делает процесс коррекции более продуктивным и занимательным. Компьютерные презентации способны оживить образовательный процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. При выполнении задания на компьютере ребенок может наглядно видеть результат своих усилий, что, в свою очередь, способствует повышению самооценки ребенка, у него снижается неуверенность в себе и своих силах, исчезает тревожность и боязнь ошибиться при выполнении задания. На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными и открытыми.

Использование электронных образовательных ресурсов на логопедических занятиях приводит к целому ряду положительных следствий:

– восприятие материала осуществляется сразу несколькими каналами (зрительным и слуховым);

– появляется возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора в многократно увеличенном виде;

– обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

– психологически облегчает процесс усвоения материала;

– возбуждает живой интерес к изучаемому материалу;

– расширяет общий кругозор детей;

– возрастает уровень использования наглядности на занятии;

– повышается производительность труда учителя и воспитанников на занятии;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Итак, использование электронных образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.

Таким образом, применение компьютерной техники на логопедических занятиях позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речевого развития и значительно повысить эффективность учебной деятельности.

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития

Виктория Шибаева
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития

На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности их поведения, в отличии от детей логопедической группы – высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятию. А в речи таких детей существует множество проблем:

• небольшой словарный запас;

• односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);

• бедная диалогическая речь (неспособность грамотно доступно поставить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);

• неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;

• отличаются непоследовательностью при передаче содержания даже знакомого текста;

• заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

При обучении ребёнка с задержкой психического развития самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, осязание и т. д., чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Использование мнемотехники как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Я определила структуру мнемотехники:

Мнемоквадраты;

Мнемодорожки;

Мнемотаблицы.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов. Используя приёмы приложения, мы выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, дети составляли уже небольшие рассказы.

Следующий этап – работа с мнемотаблицами.

В своей работе я использую мнемотаблицы для:

• обучения составлению описательных рассказов,

• при заучивании стихов,

• при заучивании потешек для автоматизации звуков.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно

определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В основу легли символы Н. Э. Теремковой и из Тематического словаря в картинках. Все мнемотаблицы переработаны и нарисованы мною.

Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Чтобы процесс составления рассказа был интереснее, в мнемотаблицы я добавила настоящие элементы – перья, мех, зерна – чтобы дети могли развивать тактильную память через ощущения от прикосновения к различным предметам.

Таким образом дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, визуальный (видят картинку-схему, аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Описательные рассказы составляются детьми в конце занятия.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При заучивании стихотворений весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.

Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице:

Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят.

Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто можно выучить с детьми любое стихотворение.

Так же мнемотаблицы использую для автоматизации звуков – разучивания чистоговорок.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребенку. Поэтому основное внимание ребенок может сосредоточить на правильном произношении трудных для него звуков. Мнемотаблицы также помогают избежать ослышек при заучивании чистоговорок.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Помогают запоминать стихотворения, чистоговорки.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники у детей с задержкой психического развития заметно облегчает овладение составлением рассказов-описаний о предмете. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы более чёткими, связными, полными, последовательными. Появился интерес к заучиванию стихов.

Таким образом, использование приема мнемотехники в коррекционно-образовательной работе является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.

Использование элементов ИКТ в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения в условиях ДОУ.

Использование элементов ИКТ в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения в условиях ДОУ.

Туманова Татьяна Эдуардовна,

МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка»,

Тамбовская область, г. Тамбов

Современная педагогическая идея – экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности.

Одним из путей решения этой проблемы является освоение биоадекватных педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности, который, в свою очередь, составляет часть Государственного образовательного стандарта.

Задержка психического развития рассматривается как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) В речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного (редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь), дефекты произношения, отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи (ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи), фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи (ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно).

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

2) В сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

3) В психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

4) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

5) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

6) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей, многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ЗПР, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

В декабре 2009 года мы прошли обучение на краткосрочных курсах Санкт-Петербургского института биологической обратной связи и внедряем в практику работы технологию БОС – здоровье. Обучаем дошкольников диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

– звукопроизношением;
– просодическими компонентами речи;
– фонематическим восприятием;
– лексико-грамматическим строем речи.

Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи.

В нашем дошкольном учреждении наряду с компьютерными программами применяются слайд-фильмы и презентации. Создание слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);

Презентации- загадки, сказки;

Презентации — игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);

Презентации – на расширение представлений об окружающем мире.

образный тип информации, понятный дошкольникам;

моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;

эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;

открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность.

Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с учащимися, имеющими нарушения речи и задержку психического развития.

Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней.

Использование компьтера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка с ЗПР.

Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 5-12 минут в зависимости от возраста детей.

Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР

    Рубрика: 7. Дефектология

    Дата публикации: 16.09.2015

    Статья просмотрена: 725 раз

    Библиографическое описание:

    Кудымова И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении.

    Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.

    Проведённые психолого-педагогические и дидактические исследования в сфере общего образования (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт) и специального образования (В. П. Беспалько, Л. Р. Лизунова, Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Королевская Т. К.), показывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимым потенциалом. Позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    Т. к. дети с задержкой психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    Использование ИКТ в специальных коррекционных образовательных учреждениях в сопровождении дефектолога с детьми ЗПР

    Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

    В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития.

    Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.

    Особенности применения ИКТ — это мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения заключаются в следующем:

    1. Соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей [1, стр.22].

    2. Повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.

    3. Повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.

    4. Возможности сделать занятие информативным, динамичным.

    5. Максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

    6. Вовлечение в активную работу всей группы детей.

    7. Повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.

    8. Повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.

    Положительными моментами использования мультимедийных презентаций на коррекционных занятиях являются:

    9. Возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

    10. Возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.

    11. Возможность получить одобрение не только от логопеда, но и мультипликационного (анимационного) героя.

    12. Возможность в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку компьютер создает условия для практического использования полученных знаний и умений.

    13. Возможность гармоничного сочетания традиционных средств с применением мультимедийной презентации позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию [1, стр.22].

    А также, придание эффекта анимации необходимой части информации, дает более яркое и разнообразное представление об информации тем быстрее она будет усвоена.

    То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся [2,стр.47]:

    – целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,

    – усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,

    – раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,

    – высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,

    – сокращение сроков реабилитационного периода.

    Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.

    1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.// http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

    2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.

    Похожие статьи

    Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

    ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей.

    К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей.

    Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность.

    Коррекция и развитие психической деятельности детей с ОВР глубоко индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечный результат которого.

    Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

    Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник.

    Создание обновлённой модели специального (коррекционного).

    Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности С(К)ОУ применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности педагогической деятельности).

    Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

    коррекционно-развивающее обучение, современное образовательное учреждение, учащийся, Российская Федерация, познавательная деятельность, психическое развитие, обучение, процесс обучения, развитие, учреждение.

    Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном.

    Коррекционнообразовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу

    Нетрадиционные технологии в коррекционнопедагогической.

    Нетрадиционные технологии в коррекционнопедагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития.

    Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, изобразительная деятельность, рисование.

    Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.

    Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены.

    Актуальные проблемы и эффективные модели. | Молодой ученый

    Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от.

    Читайте также:  План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии
    Ссылка на основную публикацию