Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
статья по логопедии

Статья, описывающая инновационные технологии, используемые педагогами ДОУ и их актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программ Power Point и mimio.

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программах Power Point иmimio, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видео презентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

o недостаточное развитие артикуляционной моторики;

o недоразвитие фонематического восприятия;

o нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

o грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

o отклонения в нервно-психической сфере;

o снижение уровня познавательной активности;

o отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разно – модальности, активности и полифункциональности обучения.

В своей практике мы также используем компьютерную технологию mimio. Эта программа позволяет нам создавать различные задания, игры и упражнения, направленные на решение проблем каждого ребенка в отдельности. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

MIMIO – эффективное технологическое новшество, дает возможность реализовать функции проекционного экрана и большого графического планшета. Стоя у доски можно управлять экранным изображением, рисовать цветными маркерами, писать, чертить стилусом – мышью, перемещать графические изображения, выполняя задания мимио проекта.

Главным педагогическим инструментом МИМИО – технологии является интерактивность, которая дает возможность педагогу воздействовать на ребенка и получать ответные реакции, в то же время, помогает детям организовывать самостоятельную деятельность, где педагог является, в первую очередь, консультантом. МИМИО – технология позволяет создавать и хранить свои электронные дидактические материалы, проводить зрелищные и эффективные занятия.

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская// Дефектология. – 1998. – №1.

3.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.

5. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в.

Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в.

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия.

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение”Детский сад комбинированного вида №8″ г. СимАшинского района Челябинской области.

Семинар – практикум: «Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Логопедические технологии в работе учителя – логопеда (1)
  • Советы логопеда (3)
  • Методическая копилка. (11)
  • Дыхательная гимнастика. (2)
  • Развитие фенематического слуха. (3)
  • Работа по исправлению звукопроизношения. (7)
  • Подготовка детей к школе. (3)
  • Особенности развития детей имеющих речевые нарушения. (5)
  • Логоневроз. (2)
  • Развитие мелкой моторики. (5)
  • Развитие речи. (12)
  • Артикуляционная гимнастика. (2)
  • Подготовка детей к обучению грамоте. (4)

Семинар – практикум: «Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

Многолетний опыт наблюдения и обучения детей с различными нарушениями речи показывает, что на начальном этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объемного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа, по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимо применение вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Цель обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти ( слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

При программировании, как отдельного речевого высказывания, так и связного текста у детей большая роль отводится внутренним схемам, идеограммам. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, в процессе обучения связным высказываниям необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы. Графические схемы позволяют с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Считается, что идеограмма занимает промежуточное положение между материальным действием и речью. В дальнейшем заменяется внутренней схемой высказывания.

Методика обучения связной речи Т. Ткаченко (обучение рассказыванию по схемам) основана на непроизвольном запоминании. Детям дается информация, соответственно возрастным особенностям, при этом используется дидактическое пособие «Биты знаний». «Бит знаний» – это один бит информации. Бит выполняется наглядно, в виде очень точного рисунка, хорошей иллюстрации. Группы «битов знаний» объединяются в категории. С детьми разрабатываются схемы (карточки), символы слов. Затем дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети составляют рассказы из 8 и более предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Остановимся подробнее на использовании в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

– развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, речи;

– перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Разные колеса».

Этапы работы с мнемотаблицей:

Этап 1. Чтение сказки.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого ( на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы (либо ребенком, либо взрослым).

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Просмотр видеосюжета.

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Изображение, используемое в качестве дидактического материала, способствует не только развитию памяти, внимания, а также развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, т.к. информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значения). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования информации.

Метод «классификации битов знаний» используется в нашей работе по разным основаниям. Данный метод способствует качественным изменениям в памяти – переходу непроизвольных процессов в произвольные. Оперируя « битами знаний», двигаясь, активно действуя с запоминаемыми материалами, дети познают окружающий мир. Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследователями Л.А. Венгер, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Метод моделирования способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. С 2008 года мы успешно используем приемы работы с мнемотаблицами на различных мероприятиях. Сейчас дети старших групп с удовольствием рисуют схемы, записывая свои рассказы, сказки в символах и картинках.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Евгения Олеговна

В современном образовании продолжают разрабатываться новейшие инновационные методы, среди которых нашла свое широкое применение игровая технология . Игровая технология позволяет не только повысить интерес ребенка к непосредственно-образовательной деятельности, но и влияет на эффективность коррекционно-развивающего процесса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Евгения Олеговна

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Наумова Е.О.

Наумова Евгения Олеговна – учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 54 «Звездочка», г. Озерск, Челябинская область

Аннотация: в современном образовании продолжают разрабатываться новейшие инновационные методы, среди которых нашла свое широкое применение игровая технология. Игровая технология позволяет не только повысить интерес ребенка к непосредственно-образовательной деятельности, но и влияет на эффективность коррекционно-развивающего процесса.

Ключевые слова: инновационная технология, игровая технология, игры с предметами, логопедическая работа.

С каждым годом приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания речи, вопрос о преодолении речевых нарушений у детей остается актуальным.

Коррекционно-развивающий процесс порой растягивается на длительное время и представляет физическую и психологическую трудность для ребенка. Многократное повторение лексического материала начинает утомлять учащихся. Для того, чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

По результатам опыта работы коррекционная работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной для него. С этой целью я решила несколько разнообразить работу с детьми, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий.

В современном образовании продолжают разрабатываться новейшие инновационные методы, среди которых нашла свое широкое применение игровая технология.

Многие учителя-логопеды задаются вопросом: «Как же сделать коррекционную работу одновременно увлекательной и продуктивной для ребенка?».

С моей точки зрения, использование игровых технологий позволяет ответить на данный вопрос.

Использование игровых технологий позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля во время непосредственно-образовательной деятельности.

К.Д. Ушинский [4, с. 25] доказал, что дети обучаются во время игры. Научные исследования Н.П. Флериной, З.М. Саккулиной и др. легли в основу современных игровых технологий.

Л.И. Божович [1] отмечала, что игру можно использовать «как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка».

Многие авторы утверждают, что тонкая моторика – основа развития всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление, речь. Работа по коррекции мелкой моторики должна проводиться систематически, последовательно. Отрабатываемые упражнения должны быть динамичными и эмоционально приятными.

| 41 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 7(21) 2017

В связи с вышесказанным я пришла к выводу, что использование игры с манипулированием предметов в коррекционно-развивающем процессе станет целесообразным.

В практике успешно использую следующие игры с предметами: игры с мозаикой; игры с прищепками; с цветными резинками; игры с цветными камушками; игры с цветными магнитами для магнитной доски; с цветными шнурками; игры с цветными шариками или мячиками; игры с детскими штампиками; игры с лего и др.

Применение таких игр позволяет достичь положительных результатов не только в работе по развитию всех компонентов речевой деятельности, но и психических функций в целом.

Игры с предметами, такими как: мозаика, прищепки, резинки, камушки, шнурки -развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно и неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, а также способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Во всех случаях игровые приемы с данными предметами, считаю, нужно проводить последовательно, переходя от простого к сложному, где каждая манипуляция с предметом обязательно сопровождается речевым материалом.

На сегодняшний день популярны игры с лего, использование которых позволяет повысить чувства психологического успеха ребенка, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности, а также мотивирует детей к учебной деятельности, развивает оптико-моторную координацию, и главное, активизирует речь.

В рамках современного образовательного пространства, обозначенного требованиями ФГОС, актуальна мысль о развитии метапредметных связей. В практике нашло использование сюжетных игр с лего для формирования начальных сведений по географии, биологии, истории.

Эффективность лего игры состоит в том, что ее можно использовать для развития творческого потенциала детей, формировать умения работать в коллективе.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что использование игровых технологий позволяет не только сохранить интерес ребенка к занятиям, повысить устойчивость его внимания и самоконтроля, а также способствует эффективности корекционно-развивающего процесса.

Считаю, что такие игры могут занять почетное место на полке среди других игрушек, как и в дошкольном образовательном учреждении, так и дома. Они вызывают у детей интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта.

1. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. № 1-3, 2006. Ч. 1.

2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008. 78 с.

3. Петрущенкова О.В. Игровые педагогические технологии в работе учителя-логопеда // Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики: 1 междунар. науч.-практ. интернет-конф. (г. Чехов, Моск. обл., 07.05.12): сб. материалов конф. / Центр образоват. и науч. консалтинга. Чехов: ЦОиНК, 2012. № 2. С. 204-206.

4. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения. Изобр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1954. Т. 2. 483 с.

Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии. Формулировка « Инновационные технологии» предполагает новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.

У детей с нарушением речи отмечаются не только различные аспекты речевой деятельности, но и наблюдаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятии в группе.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

«Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи» – эта тема актуальна для меня. И поэтому я выбрала её темой самообразования. Я внимательно слежу за методическими новинками в области коррекционных технологий, изучаю и активно использую их в своей работе на логопедических занятиях. Использование новых технологий помогают мне эффективно решать поставленные на занятиях коррекционные задачи и успешно исправлять дефекты речи у логопатов. А сейчас, немного подробнее хочу рассказать о каждом из них, хочу поделиться с вами, так как думаю, что некоторые из них могут быть успешно использованы и воспитателями в своей работе на занятиях или в режимных моментах.

Активизация участников мастер-класса.

Но сначала, хочу узнать вот о чём:

Крикните громко и хором друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам, лекции хочется слушать здесь? (Нет!)

Я вас понимаю, как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да!)

Дайте мне тогда ответ:

помочь откажетесь мне? (Нет!)

Последнее спрошу вас я:

активными все мы будем? (Да!)

Тогда продолжаем работать друзья!

Большое значение в коррекции речи детей имеет использование здоровьесберегающих технологий.

1. Артикуляционная гимнастика.

Она дается детям нелегко, отнимает у детей много энергии, требует усидчивости и терпения. Но, прибавив к упражнениям немного игровой ситуации, движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Веселый Язычок приходит на занятия с различными историями, стихотворениями, а также приносит с собой игрушки, использование которых очень оживили выполнения артикуляционной гимнастики.

Показ слайда. (Выполнение артикуляционных упражнений вместе с участниками мастер-класса.)

– «Сказка Весёлого Язычка»;

– «Карлсон, который живёт на крыше»;

-«Буратино»;

-«Весёлая прогулка Язычка».

2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Показ слайда.

Чтобы научить ребенка говорить правильно, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. На занятиях я широко применяю следующие виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами;
  • Активные игры со стихотворным сопровождением;
  • Игры- манипуляции;
  • Пальчиковые игры на основе сказок;
  • Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, которые особенно нравятся малышам. Этот вид игр стал инновационным в педагогике благодаря семье Железновых. Они создали школу раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноимённую методику, ставшую популярной в России и за рубежом. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами.

Показ слайдов.

Сначала, надо пальчики разогреть.

Потрём – ка, мы ладошки,

Потрём – ка, их немножко,

-Ой, какие они горячие!

Спрячем ладошки мы назад,

Не хотим их показать!

А потом, а потом,

Одну ладошку мы найдём!

Снова спрятали назад,

Не хотим их показать!

Не хотим их показать!

А потом, а потом,

Две ладошки мы найдём!

А теперь наши пальчики будут мять бумажку.

-«Мы бумажку будем мять….» (Выполняется сидя на

стульчиках).

-«Машенька по лесу шла….» (Выполняется стоя).

-Ой, ребята, послушайте, это кто там зашуршал?

-Это мышка зашуршала, это мышка прибежала, хочет с нами поиграть! Поиграем?

– «Мышь полезла в первый раз…»(Выполняется сидя на полу).

– «Есть в лесу из брёвен дом……»(выполняется под музыку, на экране демонстрируется слайд.)

-«Я хочу построить дом….» (Презентация.)

3 .Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают и поют.

Показ слайдов.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

-улучшению общего состояния детей;

-улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

-коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

-стимуляции речевой функции;

-нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

В нашем логопедическом кабинете есть музыкальный центр, который позволяет мне использовать на занятиях следующие приёмы музыкотерапии:

– ритмические движения под музыку;

-пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение, (логопедические распевки по методике Железновой.)

– пальчиковые игры под музыку.

Показ слайдов.

Логопедические распевки: «Звук Ж», «Звук Л».

«Звук З». «Звук С».

Движения под музыку: «Вот носик», «Соседи»,

«Сороконожка».

4. Мнемотехника.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я широко применяю на мнемотаблицы на занятиях для решения задач по развитию связной речи детей. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Давайте мы на них посмотрим и поиграем. (Составить связный описательный рассказ об игрушке.)

Показ слайдов.

5.Театрализованная деятельность.

В ходе систематических занятий обнаружено, что с помощью разыгрывания сказок можно корректировать различные аспекты речевой деятельности. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.

Умелое разыгрывание сказок позволяет:

-создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

-устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

-активизировать речевое общение,

-оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

-пополнять запас знаний и сведений дошкольника,

-совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

Показ слайдов (фотографии).

Драматизация сказки «Три медведя».

6.Компьютерные речевые игры.

Обучающие компьютерные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще используемые логопедами на занятиях. Они стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так как дают специалисту дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка.

На занятиях я широко использую такие игры и упражнения. Давайте вместе поиграем.

Игра «Катя идёт домой». ( Презентация игры.)

Игра «Золотой ключик». ( Презентация игры.)

Игры из сайта «Мерсибо»: «Клава нашла клад», «Слон».

Одним словом, дорогие коллеги! Общайтесь, пойте, разговаривайте, инсценируйте, хлопайте, играйте с детьми! Используйте всё новое и интересное в игровой форме. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей дошкольного возраста незаметным и желанным. И с пожеланиями творческих успехов и крепкого здоровья, хочу подарить всем участникам мастер-класса подарки за активное участие.

Читайте также:  Леворукие дети
Ссылка на основную публикацию