Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

    Никишина Марина
    Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

    Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда.

    Все мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и “общается” с ЭВМ. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в обучении и воспитании ребенка.

    Как показывает статистика, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не становится меньше. Поэтому так важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно.

    Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.

    Для формирования мотивации учащихся к речевой деятельности возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютер прочно вошёл в жизнь школы.

    Применение компьютера на логопедических занятиях мне помогает:

    • решить проблему разнообразия наглядных пособий;

    • оптимизировать запоминание учебного материала;

    • создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

    • вызвать интерес и желание трудиться на уроке, не отождествляя его с дополнительным занятием по русскому языку.

    Применение компьютерных технологий позволяет:

    • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;

    • задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка, что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;

    • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

    • интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.

    Направления работы логопеда с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    I. Диагностика речевых нарушений.

    II .Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, для коррекции речевых нарушений.

    III. Пропаганда логопедических знаний, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

    Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:

    • развитие слухового внимания;

    • активизация артикуляционного аппарата;

    • развитие фонематического слуха;

    • формирование правильного звукопроизношения;

    • уточнение, обогащение и активизация словаря;

    • коррекция грамматического строя речи;

    • развитие связной речи;

    • коррекция просодической стороны речи;

    Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками, при наличии достаточной технической оснащенности, можно использовать специально разработанные компьютерные программы.

    Школьная практика показывает, что трудности современных детей в обучении непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушениях речи. Важность этого навыка в логопедической работе сложно переоценить. Пожалуй, это основа основ. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится на первом этапе коррекционной работы. Для этого подбираются звуковые файлы по различным темам: – Звуки дома

    Читайте также:  Задания логопеда для родителей. Лексическая тема Овощи

    – Звуки деятельности человека

    – Звуки, которые издают животные

    – Звуки, которые издают музыкальные инструменты

    Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и визуальный канал восприятия информации учащимися все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.

    Для активизации артикуляционного аппарата эффективны игры в форме мультимедийной презентации, которая также сопровождается музыкой.

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

    Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха можно представить в виде красочных и интересных по содержанию дидактических игр. Игры выполняются в программах Movie Maker и PowerPoint. Это ряд дидактических игр, таких как «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано», «Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка (гриба)», «Игры для развития фонематического слуха» и т. д.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что, мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

    Технология мультимедийного сопровождения коррекционного процесса повышает эффективность работы логопедов через: • повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль);

    • возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии);

    • индивидуализацию (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития);

    • развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирование его к более высоким достижениям);

    • возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков;

    • дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).

    При всем этом, при использовании компьютерных программ на занятиях необходимо выполнять правила безопасной работы с компьютером. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

    Активное использование возможностей интернета дает возможность найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр. Возможности интернета используются не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами, обменом опыта.

    Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда общеобразовательной школы:

    • позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности устной и письменной речи обучающихся;

    • повышает эффективность коррекционной работы со школьниками; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, развить у них творческие способности, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала способствует переходу образов – представлений в образы – понятия, что важно для последующих этапов обучения.

    • сокращает сроки коррекционной работы;

    • помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;

    • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

    • предупреждает появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

    • формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи;

    • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

    Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы стараюсь активно использовать в своей работе, т. к. использование информационных технологий, благотворно влияет на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.

    Вот несколько адресов, по которым можно найти полезную и нужную информацию для своей работы (литературу, наглядные пособия, логопедические распевки, игры в которые мы играем прямо в интернете):

    Список использованных источников

    1. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол. концепции / В. В. Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с. 3-16

    2. О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М. ,1996

    3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

    4. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с. ; ил.

    5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1. с. 47-55.

    6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

    7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика. 1988. – 191 с.

    8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14, стр. 283-285.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

    Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

    Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств.

    НОД в старшей группе «Знакомьтесь пустыня» с применением информационно-коммуникационных технологий. .

    Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

    Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного.

    Конспект занятия «Путешествие в мир информационно-коммуникационных технологий» Цель данной работы: • Расширять кругозор детей посредством обучающих компьютерных мини-игр, презентации. • Методические возможности и преимущества:.

    Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений.

    Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

    «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

    (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    дошкольных образовательных организаций

    «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

    учитель – логопед МБДОУ № 3

    Для работы логопеду надо многое уметь:

    Звук поставить, речь поправить

    И компьютером владеть,

    Чтобы дети говорили, не скучали мы – творили,

    Презентации у нас применяют каждый раз!

    Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Своевременное проведение коррекционной работы в дошкольном возрасте позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

    Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [5].

    Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм решения конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является коррекция нарушений, учитывающие общие закономерности и специфические особенности развития детей. Компьютерные технологии представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения [5].

    В научно-методической литературе подчеркивается, что компьютерные программы в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем.

    Компьютерные программы представляют собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы – использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника.

    Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью кото­рой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные программы для дошкольников могут быть пред­ставлены как игры разных видов. Игровые компьютерные програм­мы могут носить характер дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-эксперимен­тирований и т. д.Дошкольникам интересны, доступны компьютерные программы, в которых игровые задачи определяют действия. Играя, дошколь­ник незаметно для себя усваивает и учебный программный матери­ал, те или иные умения, связанные с правилами управления компь­ютером.

    В дошкольном возрасте при сформированном умении решать игровые задачи в разных условиях (в традиционных и компьютерных играх) детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе.

    Компьютерные игровые программы не заменяют успешно при­меняемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. Кигре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Они являются базовыми для формирования того или иного типа действий. В компьютерных играх тот или иной тип действия, которым дети начали овладевать, может осваиваться глубже. В них последовательно «оттачиваются» операции, составляющие тип действия. То есть, компьютерные игры можно предлагать на закрепление тех способов, кото­рыми ребенок владеет, учитывая зону ближайшего развития [4], последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое.

    Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе [5].

    Компьютерные программы позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

    В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

    Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

    В своей работе использую ИКТ внаправлениях:

    Диагностика. Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи. Работа с коллегами. Работа с педагогами и родителями. Методическая работа.

    Формы использования ИКТ:

      Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

    – создание базы данных по итогам диагностики;

    – проведение мониторинга работы;

    – отслеживание динамики работы;

    – составление графиков и диаграмм.

    Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи

    При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

      ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним; знакомство детей с компьютерными программами; преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха; формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь», маркера.

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

      формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи; формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; развитие знаковой функции сознания; развитие психических функций.
    Читайте также:  Конспект НОД: Дикие животные зимой

    Задачи творческого цикла:

      развитие воображения; развитие познавательной активности.

    Формы использования ИКТ:

      Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

    – электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

    – DVD, CD диски («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

    – специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

      Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

    компьютерные логопедические тренажёры, компьютерные тесты, обучающиеигры, презентации на сайтах: http://logoped18.ru; http://mirdoshkolnikov. ru; http://logopedy. ru; http://logoped. name; http://demosfen-plus. ucoz. ru; www. logozavr. ru; www. solnet. ee:www. detiseti. ru; развивающий портал «Мерсибо» и др.

      Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в MicrosoftPowerPointи MimioStudio. Видео и аудиозапись речи детей в начале и конце коррекционного обучения, в процессе работы ребенка на занятии.

    – повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

    – улучшение речевого продуцирования;

    – расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

    – повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

    – повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

    – активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

    – формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

    – создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

    – реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

    – возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

    – совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

    – подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

    Работа с коллегами

    Формы использования ИКТ:

      Сетевое общение. Использование информационных интернет – ресурсов.

    – обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

    -участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

    – обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

    Работа с родителями

    Формы использования ИКТ:

    1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

    2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.

    – нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

    – создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

    – самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;

    – консультирование родителей используя возможности Интернета.

    Формы использования ИКТ:

    1. Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

    2. Использование информационных интернет – ресурсов.

    – удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

    – оформление отчетной и текущей документации;

    – использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

    – создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; – медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

    – создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

    – создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

    Целесообразность применения компьютерных технологий в процессе работы учителя – логопедаочевидна. Однако, использовать компьютер в процессе обучении и воспитания до­школьников следует с большой осторожностью, так как этот виддеятельности зависит от ряда факторов: возраста детей, их здоровья, индивидуальной чув­ствительности к условиям работы[5, 6].

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания детей, имеющих нарушения речи, должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для коррекции речевого недоразвития, снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Что поспособствует развитию ребенка как творческой личности, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации[3].

    Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей, расширять кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

    1. Вренева информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    2. Кадочникова интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    3. Королевская интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    4. Кукушкина в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

    5. Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Перьмь: ПКИПКРО, 2007.

    6. , , Слабикова познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через внедрение компьютерных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ города Железногорска. – Курск, 2007.

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    Кокырлэ Татьяна Александровна
    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    «Использование информационно – коммуникационных технологий

    в работе учителя – логопеда ДОУ»

    Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя – логопеда. В совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.

    Ключевые слова: ИКТ, компьютер, интернет, программа, мультимедийные презентации.

    Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

    Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование: телевизоры с DVD приставками, компьютеры, интерактивные доски, магнитофоны, видео и фотокамера и т. д. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.

    Современные информационные технологии (ИКТ) активно используются и в логопедической практике: коррекционно-развивающая работа с детьми,

    взаимодействие с педагогами, родителями, научно-методическая деятельность.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми:

    Цель: Организация эффективной системы работы с использованием ИКТ.

    Задачи: – Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

    – Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

    – Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

    Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: работа над звукопроизношением, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирование зрительно-пространственных координаций, коррекционно-оздоровительное.

    Принципы использования ИКТ: принцип активности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения, объективной оценки результатов деятельности, интерактивности компьютерных средств.

    Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры:

    «Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.

    «Учимся говорить правильно». Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так – же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

    Познавательно-речевые игры. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Логопедические тренажёры. На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания.

    Логопедические пазлы. Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза.

    Интерактивные тренажёры которые способствуют развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений.

    Предлагаются игры по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Новый год», «Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело».

    Использования интерактивной доски: Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски, комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Интерактивная доска – это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.

    Основные преимущества использования ИД: Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся быстрее избавиться от дефекта речи – они его не осознают. Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности. Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки.

    Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио – и видеозаписи. Инструмент Drag&drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с педагогами:

    Работа с педагогами. Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с родителями:

    Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

    Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.

    ИКТ в научно-методической деятельности:

    В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.

    В заключение: Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

    1. Бартенева Т. П. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;

    2. Логопед (журнал, № 5/2008;

    3. Пятница Т. В. «Справочник дошкольного логопеда». Ростов на Дону, «Феникс» – 2009 г;

    4. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал – «Логопед» №3/2006г;

    5. Ходченкова О. А. «Использование ИКТ в работе логопеда детского сада».

    иСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА доу

    Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями.

    Современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для развития детей дошкольного возраста. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

    Одной из инновационных форм, применяемых в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ), является использование информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ). Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

    ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

    Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Очень важно заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками педагогического процесса, научить адекватно оценивать и развивать речь своего ребенка. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер и требует поиска новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

    Читайте также:  Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Автоматизация сонорного звука (л) в предложениях

    В настоящее время особый интерес как у педагогов, так и у родителей вызывают инновационные формы общения, построенные по типу телевизионных и развлекательных программ, игр, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке.

    Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов, игротек для родителей с использованием ИКТ.

    Применение ИКТ в работе учителя-логопеда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно-развивающего обучения весьма эффективны. Использование ИКТ формирует сотрудничество между ребенком, педагогами и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушения речи.

    Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта [3, c. 46].

    Компьютерная презентация – это не статичная наглядность, а особый способ организации детской деятельности, активизирующий все каналы восприятия, стимулирующий детскую активность и любознательность. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движение, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка [2, с.58].

    Компьютер, как средство хранения и воспроизведения огромного количества информации, значительно облегчает педагогам подбор наглядного материала. Фактически «экран» заменяет картины, иллюстрации, рисунки, которые традиционно использовались в практике при знакомстве детей с новым материалом или для закрепления уже знакомого. Яркость и красочность визуальных образов помогает поддержанию интереса детей, способствует лучшему усвоению программных знаний.

    «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, приобретаются – «присваиваются» знания и опыт.

    В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, «знаковая функция сознания», умение строить план действий, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. При работе с компьютерной мышкой у детей развивается мелкая мускулатура рук и пальцев, координация движений и ориентировка на плоскости, отрабатывается сенсомоторная координация, что имеет особую актуальность для детей с нарушениями речи, так как нарушение оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и их несформированность считается характерным для детей с нарушением речи.

    Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов, а также развивают самостоятельность и навык самоконтроля. В свою очередь использование ИКТ при организации семинаров-практикумов и игротек для родителей: ставят родителей в активную позицию; повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами; проясняют родительские ожидания и представления.

    Предлагаем семинар-практикум для родителей с использованием ИКТ, тема которого: «Трудный звук – ты наш друг!». Участниками семинара были: учителя-логопеды, родители и дети старшего дошкольного возраста. Основной целью семинара являлось привлечение родителей к активному сотрудничеству, помощь им в уяснении своей роли в процессе речевого развития детей. А также дать знания родителям в области логопедии, используя нетрадиционную форму взаимодействия: семинар-практикум с применением мультимедиа ресурсов.

    В ходе семинара родителям было предложено посмотреть видеоролик «Вместе с логопедом», в котором представлены игры и занятия с детьми и некоторые формы взаимодействия с семьей. Только последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников, в связи с этим в теоретической части родителям была представлена презентация «Формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов», раскрывающая нормы речевого развития, причины и основные нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, а также этапы работы по данным компонентам речи.

    В практической части с применением мультимедиа ресурсов была проведена артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» и даны рекомендации по ее выполнению в домашних условиях. В процессе гимнастики были отработаны следующие артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Горка», «Чашечка», «Парус», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Комарик».

    Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Поэтому в фонематическую игротеку были включены следующие игры: «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит?», «Угадай звук?», «Поймай звук», «Доскажи словечко». Игротека со звуком «Р» включала игры на закрепление правильного произношения звука: изолированно (предлагалось порычать вместе со львенком; показать, как рычит тигр); в слогах (выполняли упражнение «Пальчики здороваются» и следили глазками за движением мяча, произнося соответствующие слоги); в словах (отгадывали загадки, путешествовали по лабиринту, подбирали слова-предметы); в чистоговорках и стихах (рассказывали стихи по мнемодорожкам).

    Хочется отметить, что родители проявляют большой интерес к проведению семинаров-практикумов и игротек с использованием ИКТ. В отзывах о семинарах и игротеках родители отмечают, что такие мероприятия интересны и полезны, а также приносят большую пользу в речевом развитии детей. Многим хочется, чтобы таких семинаров было больше.

    Таким образом, использование инновационных технологий в практике работы учителя-логопеда ДОУ – яркая, полезная и увлекательная форма сотрудничества и укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами ДОУ в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2011. – 109 с.
    2. Богомолова, М.В. ИКТ в дошкольном образовании: творческий поиск педагогов. [Текст] / М.В. Богомолова // Современное дошкольное образование (теория и практика). – – № 1 – С. 58-59

    Вренева, Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. [Текст] / Е.П.. Вренева // Логопед. – 2010. – № 5 – С. 46-52

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

    Осторовок правильной речи

    Сайт учителя-логопеда МАДОУ МО г. Нягань

    детский сад № 10 “ДУБРАВУШКА”

    Старостиной Татьяны Васильевны

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    · Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

    · Разработать перспективный план работы с детьми.

    · Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

    · Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    · Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

    “ Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

    · Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

    · Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

    · Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

    · Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

    · С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

    · При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

    · Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    • Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    • Участие в профессиональных конкурсах;

    • Участие в вебинарах.

    В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

    • Выступление на собраниях

    • Участие в творческих конкурсах детей

    • Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

    При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

    Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

    Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

    Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

    За первый год была проведена следующая работа:

    · проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

    · разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

    · разработан план работы по реализации проекта;

    · определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

    · разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

    · составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

    · проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

    · проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

    В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символов в работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

    Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

    1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

    2 блок – игры на определение направления звучания.

    3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

    4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

    5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

    6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

    7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

    Основными методами развития слухового восприятия стали:

    · Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

    · Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

    · Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

    Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

    В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

    Ссылка на основную публикацию