Использование индивидуальных рисунков детей в коррекционно-развивающих целях

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Наталья Гордиенко
Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.

Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

— для установления контакта с ребенком;

— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда.

Рисуночные упражнения

Свободный полет (закорючки)

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е. Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать. На начальных этапах логопед рисует свое продолжение до тех пор, пока рисует ребенок: даже если он все нарисовал, продолжает делать незначительные штрихи, чтобы ребенок успел максимально раскрыться. Случается и так, что ребенок стремительно дорисовывает линию — например полукруг взрослого превращает в колесо. Постепенно логопед может вводить ограничение времени, но с согласия ребенка. Следует показывать ему,как продумывается план рисования: поворачивать лист с закорючкой, примеряться к тому, что будет нарисовано.Можно также сказать: «Сначала продумай, что ты хочешь нарисовать, посмотри на линию с разных сторон и представь рисунок, который собираешься сделать».

Упражнение может проводиться и в группе. Логопед делит детей на пары и дает каждому по 2—3 листа бумаги и карандашу так, чтобы в одной паре дети рисовали разными цветами. Дети сгибают листы пополам и еще раз пополам (по вертикали и горизонтали, а затем разворачивают их. Каждый рисунок будет помещаться в одну из четвертинок. Затем логопед объясняет задание: «Один из вас рисует другому любую линию. Другой делает то же самое. После этого вы продолжаете рисунок так, как вам захочется. По-старайтесь ничего не говорить — когда вы закончите рисовать, обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось у каждого».

Логопед в ходе индивидуальных занятий с ребенком может раскрыть его творческие способности и выявить возможные проблемы развития. Для этого важно соблюдать несколько условий.

— Показывать разные приемы использования линий, заданных партнером. Логопед может изменять направление рисунка, рисовать разную перспективу, используя линию как главный или второстепенный элемент своего рисунка. Например, прямая по диагонали листа может быть частью дороги или забором, по одну сторону логопед изобразит сад, а по другую — воришку, который утащил оттуда яблоки.

Использовать разные сюжеты — например, рисовать что-то живое, если ребенок по преимуществу рисует предметы и неживую природу. Можно нарисовать настоящую сюжетную картинку — например из полукруга сделать меч и схематически изобразить битву двух самураев.

Логопеду не нужно стараться рисовать очень хорошо, пусть рисунки будут четкими, но достаточно простыми.

— Рисовать детям линии разных конфигураций и в разных местах отведенного пространства. Можно использовать и такой прием, как рисование, например, черточки в одной части листа, а зигзага — совсем в другой. Тогда ребенку придется продумывать весь план картинки.

— Рисовать несколько раз в качестве первоначальной закорючки одну и ту же линию, чтобы ребенку пришлось придумывать разные сюжеты для ее продолжения.

— При отгадывании рисунка ребенка следует давать допустимый, но необычный ответ. Например, если он рисует кошку, логопед может добавить определение ее настроения (озадаченная кошка, кошка, которая убежала от собаки и т. д.). Понимание рисунка не должно выходить за пределы того, что изобразил ребенок.

— Затрагивать необычные (возможно, неизвестные ребенку) темы. Например, незнакомых животных, необычные ситуации, фантастические виды транспорта и т. д. Пусть ребенок потрудится и расскажет как можно больше о рисунке. Логопед может задавать ему наводящие вопросы.

— Уделять внимание анализу рисунков ребенка: как он использует линию логопеда, ломает, перечеркивает или закрывает ее собственным рисунком (это признак напряжения его в общении с педагогом):

— как меняются сюжеты ребенка (повторы и однообразие могут отражать как проблемы интеллектуальной сферы, так и эмоциональное неблагополучие в момент рисования);

— существует ли рассогласование между рисунком и его описанием (ребенок может давать весьма необычное описание при абсолютно ординарном рисунке).

— Подчеркивать реальные успехи ребенка. Например, если не нравится рисунок целиком, можно отметить его необычный ракурс; если рисунок не очень тщательно выполнен, следует отметить интересную идею юного художника.

Использовать ситуацию соревнования, особенно если ребенок сам втягивает логопеда, рисуя большое (почти на весь лист) зачерченное пятно и т. д. С одной стороны, нужно показать, что это трудная задача, похожая на самый настоящий вызов, с другой — придумать какой- то выход (например, нарисовать испорченный телевизор — просто дополнить рамкой это пятно)

Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Его суть —в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей. Важно, чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде логопеда все приступают к работе, но через 10—20 с (по усмотрению логопеда) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше, и так до конца, пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать и изменить, но не может ни менять, ни зачеркивать уже выполненный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать, и что из этого вышло. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального плана, нужно обсудить,

что помешало его реализовать (кто-то невнимательно посмотрел на рисунок, замысел был обозначен неточно и т. д.). Важно, чтобы дети проговорили, что уровень понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение,усложнив правила игры: ограничить детей определенной темой («Живая природа», «Неживая природа», «Дом» и т. д., уменьшить время рисования и т. д.

По ходу выполнения упражнения следует обсудить с детьми и такие темы:

— в чем соблазн простых рисунков (легче передать замысел, но и примитивную мысль высказать легче, чем что-то более сложное);

— что чувствуешь, когда тебя не поняли;

— как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;

— как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;

— кто несет ответственность за непонимание.

Основным итогом данного упражнения становится принятие детьми обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто тот, кто хочет быть понятым, считает, что другой должен понять его сам по себе, если он любит и хочет помочь, но часто бывает так, что нужно постараться обеим сторонам.

Цвет для передачи настроения и чувства

Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций и т. д. Ребенок получает набор карандашей и задание логопеда: «Сейчас я буду описывать какую-то ситуацию — попробуй изобразить ее цветом, на обратной стороне рисунка поставь ее номер. Не рисуй картинку, рисуй только свое настроение». После того как ребенок изобразит все ситуации в цвете, логопед просит его перемешать рисунки и зачитывает ситуации в другом порядке. Затем он просит ребенка вспомнить настроение и найти рисунок, а потом по номеру на обратной стороне проверить себя. Пусть сам ребенок решит, что стоит изменить в рисунке, если допущена ошибка. Это упражнение может проводиться в группе. Тогда рисунки всех участников складываются вместе и определение того, где какой рисунок, происходит сообща. При обсуждении можно предложить детям давать названия чувствам и ситуациям, которые они зарисовывают.

Цель упражнения — учить детей находить определения различным эмоциям и переживаниям, различать их.

Ситуации «Вся гамма чувств»

— Ты идешь в зоопарк и смотришь на игры обезьян.

— Сегодня — твой день рождения, тебе дают коробку. Ты открываешь ее.

— Начался дождь — это значит, вы не пойдете в поход, которого ты так долго ждал.

— Сломалась твоя любимая игрушка (телевизор — в тот самый момент, когда должен был начаться интересный фильм).

— Неожиданно на улице на тебя гавкает большая собака.

— Ты случайно задел малыша — тот начал плакать.

— Твои друзья обещали пригласить тебя на день рождения, но потом забыли сделать это.

— Учитель приносит в класс стопку проверенных тетрадей — сейчас ты узнаешь оценку за диктант.

Упражнения могут варьировать и дополняться разными заданиями. В зависимости от возраста ребенка и. целей занятий можно использовать тематические рисунки и ситуации для рисования.

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед – Романова Маргарита Александровна ГБДОУ детский.

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Светлячок» Использование логосказки в коррекционно-развивающей.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Обеспечить воспитание.

Отчёт об итогах выполнения календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Отчёт об итогах календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР III уровень.

Проект «Преодоление страхов у детей 5–7 лет с использованием рисуночных методик» Страх – древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные.

Использование индивидуальных рисунков детей и других продуктов изобразительной деятельности детей в коррекционно-развивающих целях — как один из творческих методов в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование индивидуальных рисунков детей и других продуктов изобразительной деятельности детей в коррекционно-развивающих целях — как один из творческих методов в работе учителя-логопеда ДОУ

  • Логопед старается решить задачу коррекции речи и воспитания правильной речи с помощью различных методов и приемов. Как правило, процесс коррекции является длительным. Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к активному взаимодействию, логопед использует любую возможность сделать занятия более привлекательными, интересными, оживленными. Такую возможность дает деятельностный подход к логопедическим занятиям.

В продуктивной деятельности быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она имеет практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности.

Изобразительная деятельность является привлекательной для детей. Не менее привлекательной она может стать и для учителя — логопеда ДОУ. Для логопеда изобразительная деятельность интересна тем, что включает в работу несколько анализаторов (зрение, слух, мелкие движения кистей и пальцев рук, тактильное восприятие), взаимодействие которых, несомненно, положительно влияет на развитие речевой функции.

Использование изобразительной деятельности способствует стимулированию речевой активности ребенка, активизации и актуализации словаря, использованию грамматических категорий, выразительных средств речи, стимулирует развитие планирующей функции речи. Чтобы нарисовать предмет или объект, малыш должен иметь достаточное представление о нём: знать его форму, размер, цвет, из каких частей состоит, в какой среде обитает, с кем может дружить и другие сведения, которые ребёнок получает из совместной деятельности с педагогами и логопедом.

Использование изобразительной деятельности позволяет решать важные коррекционно — образовательные задачи, поставленные учителем-логопедом.

Развитие фонематического восприятия, формирование образа звука и произносительной стороны речи происходит при раскрашивании предметных картинок с изучаемыми и автоматизируемыми звуками; раскрашивание предметных картинок с определенным местом изучаемого звука; путем создания предметных и сюжетных картинок о звуке.

Уточнение, пополнение, активизация словаря: «Раскрась только овощи, или только фрукты, только животных жарких стран или только животных севера»; уточнение, активизация названий цветов; развитие словообразования (свекольный цвет, сиреневый цвет, морковный цвет); «Нарисуй и назови предметы, необходимые в профессии», «Нарисуй фантастическое животное, назови его» (котопес, тигробык);
«Назови и дорисуй часть предмета»:

Смотрим глазками внимательно,
Нарисуем все старательно,
Ничего мы не забудем,
Называть все части будем.

Формирование грамматических категорий при использовании изодеятельности происходит в процессе закрепления названий цветов, согласования прилагательного с существительным, числительных с существительными.

Развитию пространственно временных представлений, логико-грамматических категорий способствуют подобные инструкции: нарисуй в верхнем левом углу яблоко, нарисуй грушу перед яблоком, и т.п. Одновременно происходит практическое усвоение и употребление предлогов и предложно-падежного управления в речи детей.

Зрительное внимание, память, зоркость развивают игры и задания такого характера: «Запомни и нарисуй», «Нарисуй недостающий предмет», «Дорисуй узор», «Придумай узор». В подобных играх развивается порядковость.

Незаменимым становится изобразительная деятельность для закрепления элементов и образа буквы в качестве профилактики оптической дисграфии. Рисунки, состоящие из элементов букв, можно использовать для развития графомоторных навыков:

Развиваем мышление с помощью изодеятельности . Задачи, которые логопед часто ставит перед дошкольниками: «Дорисуй незавершенный рисунок», «Дорисуй или измени Кляксу», «Дорисуй геометрическую фигуру до узнаваемого предмета» (по любой лексической теме); разгадывание и составление ребусов, изографов.

Изодеятельность может помочь в развитии физиологического и речевого дыхания. Можно предложить ребёнку раскрасить картинку путём выдувания. Приветствуется изготовление совместно с родителями игрушек для развития дыхания и использование их на занятиях с логопедом и дома.

При работе с предложением, особенно на начальных этапах благоприятным фактором анализа предложения становится использование предметных картинок и линий при составлении схемы предложения.

Развитие связной речи происходит в течение всего подготовительного и собственно творческого процесса создания рисунка продукта. Логопед может широко использовать словесное рисование. Способствует развитию связной речи и творческого рассказывания иллюстрирование рифмовок, стихотворений, рассказов; составление описательных рассказов, комментированное рисование.

Логопед может использовать изодеятельность в качестве элементов логоритмики на логопедических занятиях: можно рисовать ритмический рисунок с помощью линий различной длины и конфигурации, можно с помощью геометрических фигур нарисовать движения танца и повторить его, а затем придумать свой рисунок и танец.

Читайте также:  Тренинговое занятие 'Путешествие в Страну Семейную'

Наконец, логопед может создавать занятия на основе рисунков воспитанников. Такие занятия всегда проходят интересно, с хорошим настроем.

Ребенок вместе с логопедом преодолевает трудный и долгий путь к красивой и правильной речи.

Использование изобразительной деятельности на логопедических занятиях является приятным и плодотворным этапом этого пути. Благодаря этому использование продуктивной деятельности детей становится ценным звеном в коррекционной работе учителя-логопеда.

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логопеда с детьми старшей группы с нарушениями речи с использованием элементов театрализации

«Рисунки из альбома оживают»

Цель: использование индивидуальных рисунков детей в целях обобщения знаний, полученных на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, в соответствии с программным материалом.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать практические умения и навыки детей; закрепить навык практического владения фонематическим анализом и синтезом; совершенствовать навык чтения; закрепить навыки пользования исправленной речью; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать музыкальное чувство ритма и темпа.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное восприятие, внимание, целостность зрительного восприятия; развивать общую и мелкую моторику; развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве; развивать творческое воображение и творческие способности.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, уверенность, веру в собственные силы, чувство радости друг за друга, чувство коллективизма.

  • Работа по развитию фонематических процессов, развитию грамматического строя, связной речи.
  • Индивидуальная работа по стихотворениям по развитию звукопроизношения и интонационной стороны речи.
  • Разучивание шуточных игровых логопедических песенок с движениями «Влюбленный слон», «Волк чистюля».
  • Рисование по сюжетам индивидуальных стихотворений.
  • Аудиозапись, альбом из рисунков (мультимедиа), дерево, музыкальные колокольчики, «глазки» на пальчики, обручи, цветы с пятью лепестками, буквы, предметные картинки для звукового анализа и синтеза на каждого ребенка, маски карандаша, кисточки, волка, детские рисунки, ширма.

Ход занятия

Оргмомент.

И в десять лет.
И в семь, и в пять,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

Я знаю, что вы тоже очень любите рисовать.

А вы верите в чудеса? Верите, что рисунки могут оживать? Сегодня каждый из вас может стать волшебником, оживить свой рисунок.

Только кисточкой взмахнем,
Оживает наш альбом.
И герои всех рисунков
Оживают тоже в нем.

А помогут вам мои сказочные помощники, отгадайте, кто они. Логопед загадывает загадки, дети отгадывают загадки, девочка и мальчик надевают маски кисточки и карандаша.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Нарисует он картину,
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (Карандаш)

Логопед: Чтобы узнать, какие рисунки оживут первыми, нужно подумать и назвать время года между зимой и летом. (Весна)

Логопед: Весенние рисунки залиты солнечным светом. Краски весны такие разные.

Солнце льет лучи на луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.
Давайте скажем вместе слова:
Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Дети хором произносят слова, выходят дети — авторы рисунков о весне.

Андрей, Полина, Лера ….. Тимофей исполняет стихотворение «Весенние колокольчики» с маленькими колокольчиками. Остальные дети показывают движениями героев стихотворения и их действия — пауков, мотыльков, ежиков, зайчат, ленивых медвежат.

Логопед: Весной расцветают первые цветы, а мы украсим эту страничку звуковыми цветами.

Дидактическая игра «Звуковые цветы»:

дети называют картинку, определяют первый звук в ее названии и кладут картинку на лепесток цветка с буквой, соответствующей звуку в ее названии.

На страничку голубую
Очень хочется попасть…
Весело журчит здесь речка
А на дне живет карась.

Если поглубже
В реку заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Можно увидеть,
Как папа карась сыночку читает
Сказку-раскраску.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

ДАША рассказывает стихотворение «Раскраска» с движениями рук (руки-рыбки, на больших пальчиках надеты «глазки»)

Логопед: А в этом месте речке подходить опасно! (Ярик читает стихотворение «КРОКОДИЛ»)

Логопед: Не бойтесь, ребята, мы построим мостик через опасную реку. Проводится дидактическая игра «Цепочка слов» (с использованием предметных картинок).

Логопед: А вот страничка лесная, зеленая, интересная, живая. Какой домик интересный. Отгадайте, кто здесь живет.

Дидактическая игра «Собери слово» прочитать слово по разбросанным буквам (буквы разбросаны по кочкам). Читают слово «жаба».

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Стихотворение «Чаепитие» читает Соня Мирошникова. Ей помогает Андрей (карандаш). У Сони на одной руке перчатка с жабами. Другая рука, с «глазками», показывает умного ужа. Андрей двумя руками с «глазками» показывает двух других ужей.

Логопед: Хорошо в лесу. Но вот еще чей-то дом. Догадались, кто здесь живет?

Дидактическая игра «Прочитай слово по первым звукам» ( ВОЛК).

Логопед: А вы знаете, что волки тоже бывают чистюлями?

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

(Ильяс в маске волка поет логопедическую песенку на автоматизацию звука Л «Волк чистюля»)

Логопед: Вот веселая страница — будем в цирке веселиться! (приглашаем всех в цирк)

Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет,
Рассмешит, кого захочет.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

АЛИ читает стихотворение «Клоуны» с масками грустного и веселого клоунов.

Логопед: В цирке выступают настоящие силачи. Давайте узнаем, как стать настоящим силачом.

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
– Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
– Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я … (дети хором: «Гантели»)

Логопед: А еще силачи очень хорошо едят и никогда не вредничают за столом.

Стихотворение «СУП ДЛЯ СИЛАЧА»

Дидактическая игра «Из чего — какой?» — образование прилагательных от существительных.

Логопед: Давайте скажем, как называется суп, если его сварили из овощей,
из грибов, из фасоли, из гороха, из кукурузы, из картофеля….

Логопед: В цирке животные все умеют делать, даже танцевать.
На веселом карнавале
Пели все и танцевали,
Даже добрый толстый слон
С белкой танцевал бостон.

Приглашаю всех на шуточный танец «Влюбленный слон».

Логопед: Кто же может сварить вкусный суп для силача? (ВАНЯ читает стихотворение « Стану поваром хорошим» с движениями)

Я – веселый карандаш, нарисую дом сейчас,
Небо и солнце над ним,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.
В доме том мама всегда меня ждет,
И на окошке дремлет мой кот.

Домашняя страничка — желтая- уютная, теплая.

Кто дома создаёт уют? — мама, бабушка. А у нас есть настоящая бабушкина помощница — Женя. Женя читает стихотворение «Старание» с движениями.

Логопед: Давайте все вместе наведем порядок, разложим картинки по полочкам.

Дидактическая игра на развитие слоговой структуры слова «Наведем порядок».

Мы рисуем понемножку.
Лапы…
Хвост…
Усы…
Бока.
Кто же это? — наша кошка!
Так нальем ей молока!

Что-то кошка смотрит хмуро.
Проведем еще мазок.
Уважаемая Мура,
Ты б мурлыкнула разок!

А нашей Кошке снится страшный сон.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

(АЛИНА читает стихотворение с движенями)

Логопед: А это страница научная, современная.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

АРТЕМ рассказывает стихотворение, ему помогает Андрей, который изображает робота.

Логопед: Давайте соберем нашего звукового робота.

Дидактическая игра «Звуковой ковер».

В нашем альбоме последний рисунок,
Вы не устали от игр и от шуток?
Тогда напоследок шути веселей,
Порадуй друг друга и наших гостей!

Исполняется шутливая логопедическая песенка «Чебурашкины мурашки».

Логопед подводит итог занятия: хвалит детей за прекрасные рисунки, за чудесные превращения, просит детей поблагодарить друг друга. Дети аплодируют себе.

Все подходят к выставке рисунков, рассматривают их, выбирают самые интересные рисунки.

Диваева Ирина Владимировна,
учитель-логопед

ВУЗРУ

“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”

Использование метода проективного рисунка в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью

Рисование подразумевает под собой творческий процесс, позволяющий ощутить, понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, помогает отвлечься и пережить или сгладить конфликты, переживания, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это отражение в сознании человека окружающей социальной действительности, ее моделирование, выражение отношения к ней [27].

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями такими, как зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование способствует развитию каждой из этих функций и связывает их друг с другом.

Проективный рисунок имеет свои общие функции для использования в работе с детьми с нарушением интеллекта: регулятивная (снятие напряжения), коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушения общения) и регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения).

Рисуя, человек дает выход своим эмоциям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими его образами. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Из этого следует, что рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных [26].

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок — один из методов групповой психотерапии. Но его не выделяют как самостоятельный метод, а включают в комплекс «проективной арт-терапии», которая предполагает использование не только рисунка, но и моделирования, лепки и т.д.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных лиц или группы в целом. Данный метод способствует выявлению и осознанию внутренних проблем и переживаний ребенка.

Управляя тематикой рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных проблемах. Это особенно эффективно в младшем школьном возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии [28].

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. [27].

Для проективного рисунка требуются простые материалы как: лист бумаги и цветные карандаши. Для данной методики качество не имеет существенного значения и определенных навыков.

Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться индивидуальных и групповых проблем. К таким можно отнести рисунки, направленные на собственное прошлое и настоящее («Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Мой обычный день» и т.д.), на будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.), на отношения в группе («Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.) [27].

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

В проективном рисовании используются такие виды методик как: свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование.

Есть два способа работы с готовыми рисунками, это демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания и разбор каждого рисунка отдельно.

При совместном рисовании обсуждение выражает участие каждого в групповой работе, характер вклада в общую деятельность, особенности взаимоотношения в группе в процессе совместной работы.

При интерпретации такого рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.

Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования. При недирективной форме ребенку предоставляется свобода в выборе темы [26].

Специалисты выделяют вариаций заданий, используемых в рисуночной практике: предметно — тематические, образно — символические, упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции, игры и упражнения с изобразительным материалом, задания на совместную деятельность.

В основе упражнений направленных на развитие образного восприятия, воображения, символической функции лежит известный принцип проекции, используемый в методике Роршаха. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.).

Примером предметно — тематических заданий служат такие темы рисунков, как: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое хобби», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.

Игры и упражнения с изобразительным материалом предполагают экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом. Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.

Задача образно — символического задания состоит в изображении ребенком таких эмоций, как добро, зло, счастье, радость, гнев, удивление и т.д.

Задания на совместную деятельность могут включать все перечисленные методы. Данный тип заданий направлен на проблему взаимоотношений [28].

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке уровень умственного развития ребенка и личностные характеристики.

Австрийская художница и психолог Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии: каракули, схемы и полусхемы, пиктограммы, художественные образы [26].

Наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения — художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества.

Такие образы являются начальной стадией детского рисования раннего возраста и могут быть расценены как признаки задержки умственного развития или как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества и беззащитности.

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

— уровень развития изобразительной деятельности ребенка;

— особенности самого процесса рисования;

— динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса.

В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику изобразительной деятельности, индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент проведения методики. Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов [26].

Э. Крамер выделяет пять способов использования ребенком художественного материала: манипуляции с целью исследования физических свойств материала, деструктивное поведение, потери ребенком контроле за своими действиями (рвет бумагу, ломает карандаши, разбрызгивает краску и т.д.), стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий, рисование графических пиктограмм, создание художественных образов, в полной мере реализующих потребность ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими людьми [26].

При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Детям фрустрированным, с высокой тревожностью, полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев

При организации рисуночной терапии детям с гиперактивностью наоборот не рекомендуется использовать материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Таким детям можно предложить изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия [27].

Среди литературных источников выделяют основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования:

— предварительный ориентировочный этап;

— выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования;

— поиск адекватной формы выражения;

— развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация;

— разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте был описан в работах А.И. Захарова [24].

Проективный рисунок широко применяется в области коррекции страхов. К примеру, рисование пальцами способствует развитию осязательного чувства, снимает напряжение, является профилактикой и коррекцией тревожности. В процессе рисования происходит «оживление чувства страха», и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и т. д.) [20].

Читайте также:  Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Из выше сказанного следует, что проективный рисунок прост в реализации, может выполняться различными доступными материалами, подходит детям в любом возрасте и с любыми нарушениями, с т.ч. и детям с нарушением интеллекта. Уровень изобразительных умений при анализе рисунка во внимание не принимается. Во внимание берется с помощью каких художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта и как их можно интерпретировать. Применение проективного рисунка актуально для коррекции страхов, способов борьбы с ними и не заменимо в случаях различных эмоциональных нарушений и коммуникативной некомпетентности.

Анализ коррекционно-развивающего индивидуального занятия.

Содержимое публикации

Анализ коррекционно-развивающего индивидуальное занятие.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

– принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

Занятие разработано в рамках «По формированию сплоченности коллектива» и соответствует содержанию программы.

Для проведения индивидуального занятия использовались такие упражнения, как:
«А я сегодня вот такой!».
Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимики в общении.
«Путешествие».
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка договариваться, согласовывать свои желания общим интересам
«Помоги другу».
Упражнение направлено на развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи, т. к. ребенок в начале занятий были тихим , скованными, стеснительным.
Ребенку в коллективе довольно сложно, так как чувствует неуверенность в себе. После окончания занятия ребенок вел себя свободно, активно, ему сразу захотелось с кем-то поговорить и поиграть с другими детьми.

Анализ коррекционно-развивающего индивидуальное занятие.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
– принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

Занятие разработано в рамках «По формированию сплоченности коллектива» и соответствует содержанию программы.

Для проведения индивидуального занятия использовались такие упражнения, как:
«А я сегодня вот такой!».
Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимики в общении.
«Путешествие».
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка договариваться, согласовывать свои желания общим интересам
«Помоги другу».
Упражнение направлено на развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Ребенок вначале занятий был закрыт для общения. Не хотел идти на контакт.
С детьми в коллективе вел себя свободно, но совершенно не хотел идти на уступки и всегда стоял на своем.
Ребенку в коллективе довольно сложно найти друзей, так как не умеет взаимодействовать и работать в команде.
После окончания занятия ребенок вел себя более спокойно, старался, играя с другими детьми, идти на компромиссы .

Анализ коррекционно-развивающего группового занятия.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
– принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

Занятие разработано в рамках «По формированию сплоченности коллектива» и соответствует содержанию программы.

Для проведения группового занятия использовались такие упражнения, как:
«Заколдованная тропинка».
Упражнение направлено на обучение детей работать в команде, оказывать поддержку друг другу.
«Паравозик».
Упражнение направлено сплочение, установления доверительного контакта между детьми.
«Гусеница».
Упражнение направлено обучение детей согласовывать свои действия друг с другом.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Дети вначале занятия были спокойными, но у них не было энтузиазма и желания делать упражнения друг с другом, так как в коллективе имелись конфликтные ситуации.
После окончания занятия дети чувствовали себя более веселыми, им захотелось вместе поиграть, и каждый из группы предлагал свои идеи для совместного воплощения их в игре. Так же удалось решить некоторые конфликтные ситуации и недопонимания между детьми.

Анализ коррекционно-развивающего группового занятия.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
– принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

Занятие разработано в рамках «По формированию сплоченности коллектива» и соответствует содержанию программы.

Для проведения группового занятия использовались такие упражнения, как:
«Прятки с игрушкой».
Упражнение направлено сплочение и формирования единства.
«Я хочу с тобой дружить».
Упражнение направлено сплочение и формирования единства.
«Как ты себя чувствуешь?».
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии, умении чувствовать настроение другого человека.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Дети вначале занятия были воодушевленными тем, чем у них будут новые упражнения и игры, но не у всех было желание выполнять их друг с другом, так как в коллективе имелись конфликтные ситуации.
После окончания занятия дети чувствовали себя более веселыми. Так же дети, которые находились в ссоре, смогли самостоятельно решить конфликтные ситуации и недопонимания между собой.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

Пояснительная записка

В настоящее время актуальным является раннее включение детей с нарушениями интеллекта в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников при поступлении в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности.

Одним из направлений повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения является индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребенка, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.

При обследовании используются широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных нарушений звукопроизношения.

Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.
Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.
Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

Первый этап – формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (Планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещенных действий, затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым)
Второй этап формирование у ребенка начального игрового опыта.
(Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры)
Третий этап – знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. (Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации)

Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.

Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.

Блок 1. Развитие психических функций.

Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».

Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача данного блока.

Блок 3. Развитие мелкой моторики

В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».
Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания; открытые занятия.

В своей деятельности стремлюсь избежать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов в своей практике. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как даёт:

  • возможность рационального использования периода обучения;
  • положительную результативность;
  • возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребёнка в совместной деятельности;
  • творческую новизну в работе;
  • возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.

Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.

Литература.

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. – М. 1982.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
  3. Венгер А.Л. “Психологическое консультирование и диагностика”. Практическое руководство. – М., “Генезис”, 2001.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
  5. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.

Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития «Развивай-ка»

автор: Мухина Татьяна Валентиновна

Учитель-дефектолог Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития «Развивай-ка»

Комплексная коррекционно-развивающая программа

для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития

«Развивай-ка».

учитель-дефектолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

Татьяна Валентиновна Мухина.

Пояснительная записка.

  1. Актуальность.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребёнка, а так же фундаментальные личностные образования. Программа «Развивай-ка» предназначена для работы в коррекционно-развивающих группах для детей раннего возраста и направленна на профилактику отставания и коррекции отклонений в развитии детей.

  1. Научная обоснованность.

Л.С. Выгодский указывал, что в развитии ребёнка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Сроки обучения определяются сенситивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее лёгким, эмоциональным и плодотворным. Оптимальные сроки обучения для каждого ребёнка определяются зоной его ближайшего развития (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.). В первые годы жизни ребёнка закладываются основы для его будущего развития. Доказано, что уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития и как следствие недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект.

При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны игры и упражнения из многочисленных литературных источников по раннему воспитанию. Использован материал: «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская, «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н.В. Нищева, «Игры-занятия с малышом» от рождения до трёх лет» (Развитие восприятия цвета, формы и величины) Э.Г. Пилюгина; М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить» (развитие речи).

Большинство музыкальных физкультминуток проводятся с использованием песенок, представленных на дисках Е.С. Железновой «Музыка с мамой», «Аэробика для малышей».

  1. Организация межпредметных связей.
  • привлечение педагога – психолога к оказанию помощи родителям детей, имеющим социально-эмоциональные проблемы, в форме консультирования
  • привлечение родителей к оценке уровня развития ребёнка;
  • привлечение родителей к реализации индивидуальной программы развития ребёнка вне занятий в центре;
  • привлечение родителей на участие в заседаниях Психолого-педагогического тренинга «Учимся понимать своего ребёнка»;
  1. Цель программы:

Развивать познавательную и речевую активность ребёнка; обеспечить каждому ребёнку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, знаний, предусматривает пошаговое обучение ребёнка, независимо от его реального возраста.

  1. Задачи программы:
  • накопить и расширить сенсорный опыт,
  • развить мышление, память, понимание речи,
  • формировать предпосылки для развития активной речи,
  • развивать навыки ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
  • компенсировать у детей трудности развития.

Дети от 1года до 1года 5мес. с проблемами познавательного и речевого развития.

  1. Разделы программы:
  • Развитие познавательных процессов
  • Конструктивная деятельность
  • Развитие деятельности
  • Развитие речи
  • Понимания речи
  • Развитие зрительно — моторной координации
  • Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
  • Развитие социально — адаптивных функций
  • Развитие общей моторики и координации движений
  1. Планируемые результаты:
  • выполняет взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывает и собирает, вынимает и вкладывает, перекладывает шарики в коробку, ведёрко, скатывает их по желобку;
  • раскладывает и собирает цветные колпачки;
  • вкладывает что-нибудь в полые предметы (меньший предмет в больший); накрывает одинаковые полые предметы – меньший большим;
  • собирает игрушки из двух частей (матрёшка, бочата);
  • собирает в определённой последовательности пирамидку на конической основе; состоящую из 2-3 колец разных размеров;
  • устанавливает сходство предмета с изображением;
  • подбирает предметы по образцу;
  • строит башню из шести кубиков;
  • рисует вертикальные и горизонтальные линии; решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами
  • выполняет одно из двух разных действий с одним и тем же предметом в ответ на соответствующую просьбу;
  • указывает на 7 части тела;
  • из предметов выбирает тот , который ему называют;
  • выслушивает короткий рассказ до конца;
  • вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;
  • наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.
  1. Система оценки достижения:
  • RCDI;
  • наблюдение;
  • экспертная система индивидуального сопровождения развития «Лонгитюд». Шкала развития – сбор данных.
  1. Условия реализации программы:
  • занятия проводятся в специально организованном помещении не менее 20 кв.м. – 1 раз в неделю, продолжительность 1 час (занятия комплексные);
  • организация игрового пространства и подбор игрушек,
  • организация полноценного и удовлетворяющего детей общения;
  • постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;
  • повторяемость программного материала;
  • индивидуально — дифференцированная деятельность;
  • моделирование игровых ситуаций,
  • обязательное присутствие мамы вместе с ребёнком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;
  • связь диагностики и коррекции развития;
  • осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени отставания и помещённым в одну группу;
  • обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком;
  • создание условий для благополучного эмоционального самочувствия и развития способностей детей;
  • формирование осознания каждым ребёнком своей индивидуальности и нужности;
  • консультирование педагога – психолога по вопросам развития социально-адаптивных функций, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка;
  • последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приёмов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.
  1. Структура занятий и основное содержание структурных компонентов.
Читайте также:  Задания логопеда по лексической теме Грибы

на каждый вид

Знакомство с окружающим миром

Обучение дидактическими игрушками.

Упражнения, способствующие физическому развитию детей 1 -1,5 лет в игровой форме

  1. Учебно-методическое сопровождение.

Игра «Давай, коза, попрыгаем!»

Игра «Идёт коза рогатая»

Игра «Сорока-ворона, кашу варила», Развитие общей моторики и координации движений

  • Учить ходить в прямом направлении (по лежащей на полу дорожке шириной 25 см);
  • Учить ходить (при помощи взрослого) вверх по доске, приподнятой одним концом на 10-15 см от пола (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца доски;
  • Учить перешагивать через положенную на пол веревку или палку (потом через приподнятую на 5-10 см от пола);
  • Учить подниматься на 10-ти сантиметровое возвышение (например, перевернутый вверх дном ящик) и спускаться с него;
  • Учить ползать по прямой (2 м), по кругу, “с препятствиями” — подползать под веревку (высота 50 см), проползать в обруч;
  • Учить влезать на лесенку-стремянку и слезать с нее (высота 1 м);
  • Учить отталкивать мяч вперед, чтобы он покатился (из положения сидя, стоя);
  • Учить бросать мяч вниз, вдаль, замахиваясь перед броском.

Подвижные игры и игровые упражнения:

Игра «Догони мяч»

Игры «Передай мяч»

Для развития двигательной активности ребёнка в быту, в играх, на прогулке побуждать его к разнообразным движениям: возить тележки, машинки, носить крупные мягкие игрушки, взбираться на бугорки и сходить с них, перешагивать с помощью взрослого через небольшие препятствия, бросать камушки в воду.

Для развития вестибулярного аппарата и координации движений

  • покатать ребёнка на плечах, сначала спокойно, а потом слегка покачивая его из стороны в сторону.
  • качать ребёнка на ноге

Развитие зрительно — моторной координации

  • Учить глаз ориентироваться в форме предмета и в его величине. форме.
  • Кубик на кубик
  • «Игры в кубики»
  • Игра «Поймай»
  • Игра «Колечки»
  • Игра «Бросай-ка»

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности

  • Совершенствование навыков рук и пальцев.
  • Развитие силы и подвижности пальцев.
  • Формирование «пинцетного» захвата
  • Рассматривание картинок, перелистывание страниц картонной книги.
  • Игры с кольцами пирамиды, нанизывая колечки на палочку, шнур.
  • Игры с мягкими игрушками из разных материалов (меха, велюра, шерсти) и с разными наполнителями (из ваты, мелких шариков, синтепона).
  • Пальчиковые игры
  • Игры с тестом .
  • Игры с мешочками
  • Игрушки из разного материала.
  • Игра с липкой лентой

Конструктивная деятельность

  • Совершенствовать представления ребёнка о форме, цвете, величине предметов, способствующих развитию математических и пространственных представлений, внимания, зрительно-моторной координации, воображения, творческих способностей.
  • Знакомство ребёнка со свойствами и возможностями разных материалов.
  • Конструкторы, содержащие различные геометрические фигуры (кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов и размеров) и игрушки, подходящие по размеру постройкам (машинки, куколки, зверюшки).
  • Строительство башенок

Развитие речи

  • Учить ребёнка произносить облегчённые слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий.
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Развивать подражательные возможности

Игры для развития активной речи ребёнка:

  • «Узнаём на картинке»
  • «Подскажи словечко»
  • «Кто как здоровается»
  • «Весёлая зарядка»

Развитие деятельности

  • Учить манипулировать двумя предметами одновременно (складывать предметы друг в друга, нанизывать кольца на палочку и т.п.)
  • Учить выяснять взаимоотношения предметов друг с другом, например, как маленькие предметы можно положить в большие (кастрюли с крышками могут стать любимой игрушкой ребёнка);
  • Знакомить со свойствами предметов, поэтому для игр ребёнку нужны разноцветные шарики, кубики, большие и маленькие предметы.
  • Способность к подражанию
  • «Делай, как я»

Показ ребёнку, как похлопать в ладоши, как играть в прятки, закрывая лицо руками, как покачать или пожалеть куклу.

Обязательно играть с малышом в те игрушки, которые вы для него приобретаете. Ребёнок, предоставленный всегда только себе, даже, если у него будут самые красивые игрушки, не научится ни во что играть

Понимания речи

  • Учить различать близких (на вопрос: «Где папа?», «А где Катя?»
  • Учить находить знакомый предмет по слову взрослого (показывая или давая ребёнку в руки предмет, обязательно называйте его.
  • Узнавать на фотографиях знакомых людей, а на картинках знакомые предметы (хорошо использовать картинки в точности изображающие какой-нибудь предмет, для этого, например, можно использовать картинки с упаковки игрушек);
  • Понимание слов можно, нельзя; хорошо, плохо (для этого меняйте мимику и интонацию).
  • Разговор с ребёнком даже, если вам кажется, что он ещё ничего не понимает;
  • в любой ситуации, когда вы делаете что — то для ребёнка или вместе с ним, озвучивание действий взрослого, спрашивайте ребёнка: «Что мы будем делать? А это что?» И через некоторое время отвечайте на вопрос. Используйте те бытовые ситуации, которые повторяются часто: умывание, одевание, кормление;
  • называние предметов, игрушек, людей, которые окружают ребёнка;
  • речь взрослого простыми предложениями, чётко о знакомых вещах.
  • несколько раз повторить одно и то же действие, называя его: «Стучим, тук — тук», или, взяв малыша за руку, выполнить действие его рукой: «Брось!», «До свидания!»
  • Инструкции
  • Считаем всё
  • Экскурсии по квартире, двору, улице.

Развитие представлений о форме предметов

  • Учить проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия
  • Учить выбирать предметы по форме по принципу такой — не такой
  • Учить раскладывать предметы резко отличающихся по форме
  • Учить раскладывать предметы, близкие по форме.
  • Учить сортировать по форме
  • Учить на глаз определять отверстие, соответствующее какой-либо фигуре.
  • Учить рассортировывать объёмные геометрические фигуры
  • Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (учёт формы при выполнении элементарных действий).
  • Выбор предметов по форме по принципу такой — не такой.
  • Раскладывание предметов резко отличающихся по форме.
  • Раскладывание предметов, близких по форме.
  • Выбор двух заданных форм при выборе из четырёх.
  • Игры с «шарикобросом»
  • Игры в «кубикоброс» (в крышке квадратное отверстие для кубиков).
  • Набор «Вкладыши и рамки Монтессори», магнитная мозаика, вырезанные из картона фигуры). Можно также подобрать фигуры из подручных средств: пуговицы разной формы, крышки.
  • Вкладыши — формы Цель этих игр — научить ребёнка на глаз определять отверстие, соответствующее какой-либо фигуре.

Одна группа игр представляет набор рамок и вкладышей с геометрическими формами.

Другая группа игр представляет собой игровое поле, на котором изображена какая-нибудь картинка.

Развитие познавательных процессов

  • Развитие восприятия
  • Развитие представлений о цвете предметов
  • Развитие представлений о величине предметов
  • Развитие представлений о форме предметов
  • Развитие представлений о величине предметов

Игрушки и предметы из разного материала, различные по величине, цвету, форме. Например, матрёшку, пирамидку с большими кольцами, кастрюли с крышками разного размера, шарики, кубики разного цвета и размера, баночки с крышками разной формы.

Понимание слов «форма», «цвет», «такой же», «большой», «маленький».

Главное не фиксировать внимание на одном свойстве в ущерб другим.

Развитие представлений о цвете предметов

Знакомя ребёнка с цветом предметов, предлагайте ему следующие виды заданий в предложенном усложнении

Выбор предметов одного цвета из группы однородных предметов. Например, из шариков выбрать только красные. Обязательно показывайте ребёнку образец: «Вот такие».

Выбор из предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. Например, собрать комплект синей одежды или посуды (синяя чашка, ложка, тарелка).

Сортировка предметов на две группы по цвету:

а) Вначале, предметов, контрастных по цвету (синий — жёлтый, оранжевый — фиолетовый).

б) Затем, предметов близких по цвету (красный — оранжевый, синий — фиолетовый);

Называйте цвет предъявляемого предмета, но не заставляйте делать это ребёнка.

  • Игра «Паровозик»
  • Игра «Найди такой же»
  • Игра «Смотри, какие у нас шарики!»

Развитие представлений о величине предметов

Для знакомства ребёнка с величиной предметов используйте приведённые ниже виды заданий в предложенной последовательности. По мере освоения ребёнком более простых заданий добавляйте следующие.

Действия с предметами разной величины: вкладывание друг в друга, соотнесение по размеру (матрёшки, кастрюли — крышки).

Выбор из двух предметов большего или меньшего. Сначала предлагайте ребёнку выбор из предметов сильно отличающихся друг от друга по размеру, затем разницу в размерах уменьшайте.

Выбор предметов одного размера из группы однородных (кубиков или других фигур одного цвета, отличающихся только по размеру). Например, выбрать только большие кубики. Вначале покажите ребёнку образец: «Вот такие».

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу такой — не такой (большие и маленькие шарики). Для таких занятий подойдут, например, разные по размеру кубики. Усложняя, добавьте предметы среднего размера.

Сортировка разнородных предметов по размеру (например, большие и маленькие игрушки). Усложняя, добавьте предметы среднего размера.

Игры с пирамидкой

Башни и лесенки

Развитие представлений о форме предметов

Игры с «шарикобросом»

Игры «кубикоброс» (в крышке квадратное отверстие для кубиков).

Сортировка по форме

Развитие пассивного словаря (понимания речи)

  • Т.Б. Кротова, О.А. Минина, «Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии»
  • М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо… (развитие общеречевых навыков)
  • О.И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»
  • Э.Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. Развитие восприятия, цвета, формы и величины»
  • CD диски Сергея и Екатерины Железновых из серии «Музыка с мамой»

Принципы моделирования индивидуальных КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Качественное своеобразие развития психики каждого ребенка с отставанием в развитии диктует индивидуальный подход к коррекционному воздействию. Как отмечал Л. С. Выготский, для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он поведет ребенка. Такой подход к детям с нарушениями в развитии находит отражение в современных концепциях коррекционной помощи, значительное место в которых отводится организации личностно ориентированного воспитания и обучения. В настоящее время разработка индивидуализированных программ воспитания и обучения рассматривается как наиболее адекватный вариант индивидуально-ориентированной помощи детям с различными отклонениями в условиях групп кратковременного пребывания, коррекционных центров, специальных дошкольных учреждений (Л. Б. Баряева, 2005; М.В. Браткова, 2001,2005;

А. В. Закрепина, 2005; Е.А. Стребелева, 2001; Ю. А. Разенкова, 1997; Р. А. Сулейменова, 2002, и др.).

Основным условием организации педагогической работы с ребенком в условиях варьирования форм помощи являлось составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ (далее ИКРП). Учитывая разнообразие состава группы детей с недостатками слуха при сложной структуре нарушений развития, составление ИКРП наиболее полно отвечало задачам личностно ориентированного обучения каждого ребенка с учетом его актуального уровня и зоны ближайшего развития. В наибольшей степени такой подход был реализован в процессе обучения детей ЭГ 2 (со значительным), ЭГ 3 (тяжелым) и ЭГ 4 (глубоким отставанием). Вне зависимости от формы обучения сложного ребенка (в специальной или обычной группе, посещение только индивидуальных занятий) моделирование ИКРП является наиболее эффективным способом планирования, выбора методов и приемов работы, отбора программного материала.

Создание ИКРП наиболее целесообразно в случаях обучения ребенка со сложными нарушениями в обычной группе, при посещении им группы кратковременного пребывания или группы для детей со сложными нарушениями развития. В ходе экспериментальной работы сочетались формы коллективного обучения на фронтальных занятиях с детьми первой группы (с легким и умеренным отставанием в психофизическом развитии) и индивидуальное обучение детей с тяжелыми нарушениями по специально разработанным для них программах.

В ходе экспериментальной работы были определены основные условия моделирования и реализации ИКРП. При их разработке должны быть учтены все компоненты процесса обучения: задачи, содержание, дидактические условия и средства обучения, методы и методические приемы, реализуемые с учетом уровня психофизического развития и личностных особенностей.

К составлению ИКРП приступали после завершения обследования все участвовавшие в нем специалисты. В процессе их разработки и апробации был сделан вывод о целесообразности составления двух индивидуальных программ в течение учебного года (октябрь – декабрь и январь – май).

В ИКРП включался материал по всем направлениям коррекционноразвивающей работы, подобранный в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, направленный на обеспечение физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития, формирование всех видов детской деятельности. В качестве исходного материала использовалось содержание программы воспитания и обучения слабослышащих детей со сложной структурой нарушений развития по разделам «Физическое воспитание», «Труд», «Ознакомление с окружающим миром», «Игра» (сюжетно-ролевая и дидактическая), «Изобразительная деятельность и конструирование», «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Формирование элементарных математических представлений».

Разработка ИКРИ является частью моделируемого процесса воспитания и обучения, компонентом целостного образовательного процесса, связана с другими структурными частями педагогической системы: целями и задачами воспитания и обучения ребенка на данном этапе; содержанием обучения, дидактическими условиями и методами обучения. Разработка индивидуальной программы целесообразна тогда, когда определены теоретико-методологические основания обучения, его цель и задачи, обеспечены дидактические условия (создание предметно-развивающей среды) и медицинская поддержка, в соответствии с характером нарушений определены основные и вспомогательные средства и методы образования. В процессе моделирования программ были учтены специальные и общедидактические принципы, положенные в основу экспериментальной работы: единства диагностики и коррекции, онтогенетический, деятельностный, коммуникативный, единства воспитания и обучения, развивающего обучения, научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, активности.

При моделировании ИКРП были учтены следующие положения:

  • • целостный характер ИКРП: в нее включены все направления педагогической работы с ребенком, обеспечивающие социальное, физическое, познавательное, речевое, эстетическое развитие, формирование всех видов детской деятельности;
  • • комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования), привлечение родителей;
  • • общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей;
  • • приоритетность задач воспитания, направленность на амплификацию развития;
  • • определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии;
  • • учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые возможно решать задачи коррекционного воздействия;
  • • концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе: постепенное обогащение содержания тем при сохранении их количества; реализация принципа – от простого к сложному;
  • • отражение межпредметных связей, сквозной тематической связи между различными разделами.

В процессе разработки ИКРП выделены следующие этапы (схема 2).

Алгоритм разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Определяющее значение при разработке индивидуальных программ имел дифференцированный подход к определению программных требований и отбору материала с учетом степени отставания в развитии. Так, например, для Гриши Л. после проведения комплексного психолого-педагогического изучения, уточнения данных медицинского обследования была составлена ИКРП.

Из истории развития. Недоношенность. Роды на 32-й неделе, вес при рождении – 2010. Внутриутробная пневмония, отек правого легкого, кровоизлияние в мозг. Проводилось заменное переливание крови.

Заключение невропатолога: гипоксически-травматическое поражение ЦНС.

Заключение офтальмолога: близорукость слабой степени, амблиопия рефракционная. Слабовидение (острота зрения на оба глаза 0,1 с коррекцией).

Заключение ПМПК: Сенсоневральная тугоухость IV ст. ЗПР у резидуального органика. Атаксия. Гипердинамический синдром, церебрастениче- ский синдром.

По данным психолого-педагогического обследования ребенок был включен в ЭГ 2 (значительное отставание в развитии).

Ссылка на основную публикацию