Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    Татьяна Дедловская
    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированное на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

    Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества логопеда, побуждающего искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что помогает повышению интереса у дошкольников к обучению, стимулирует познавательную активность.

    Целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель-логопед:

    • более продуктивно корригирует речевые нарушения у дошкольников;

    • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;

    • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;

    • управляет познавательной деятельностью дошкольников, т. е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;

    • мотивирует познавательную деятельность ребенка за счет коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;

    • развивает эмоционально-волевую сферу детей;

    • побуждает к активной творческой деятельности;

    • создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

    Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в логопедической работе компьютерных технологий, учитывающих закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

    Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

    Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

    Читайте также:  Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

    Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, делает коррекционное занятие более продуктивным и комфортным.

    Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка.

    Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме.

    Важным при нарушении произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное и однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в самостоятельной речи детей. Яркость и красочность презентации вызывают у детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на правильное звукопроизношение.

    Использование ИКТ в логопедической работе применяется в создании компьютерных игр для коррекционных занятий по различным направлениям и определены следующие задачи:

    создание мультимедийных презентаций с доступными заданиями;

    включение сказочных сюжетов и анимационных героев;

    создание логопедических игр, которые эффективно решают коррекционные задачи.

    Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:

    • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

    • активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;

    • тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;

    • ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, слов;

    • помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

    • способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;

    • уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;

    • повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

    Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.

    Использование информационно коммуникационных технологий в работе с родителями Взаимодействие детского сaда и семьи – необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются.

    Использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы. «Использование в образовательной деятельности информационно – коммуникационных.

    Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

    Использование информационно — компьютерных технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа 183” Дошкольное отделение №3 Степанян Лусине Арамаисовна.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ: достоинства и недостатки Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Гармоничное соединение ИКТ с традиционными.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий при реализации задач патриотического.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях ДОУ Использование ИКТ для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное: 1. Опосредованное.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Цель: расширение границ представлений.

    Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Детский сад – часть общества, и в нём,.

    Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений старших дошкольников с ОВЗ

    У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) старшего дошкольного возраста, которые посещают наше учреждение, в большинстве случаев отмечается сниженная познавательная активность, нестабильное эмоциональное состояние, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Чтобы заинтересовать их, сделать процесс обучения осознанным, а внимание детей на занятии устойчивым, необходимо применять новые технологии в обучении. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование именно компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом, обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне [1, 2, 3 и др.]. В нашем образовательном учреждении улучшилась материально-техническая база, в группах стали появляться интерактивные доски и поэтому у всех педагогов появилась возможность широко применять ИКТ в процессе работы.

    В настоящее время мной накоплена достаточно некоторая база презентаций по лексическим темам, а также разработаны занятия по развитию грамматического строя и фонематического слуха в программе Power Point. На занятиях детям интересно, дается материал в красочном виде, а применение компьютерных мультимедийных технологий значительно повышает интерес к занятиям. Все логопеды, работающие в дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ, знают правильную структуру, по которой строятся коррекционные занятия, направленные на развитие фонематических процессов. Но насколько можно разнообразить структуру данных занятий и повысить интерес детей, используя информационные технологии! Мне самой очень интересно проявлять воображение и фантазию при подготовке к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски. Я хочу остановиться на основных этапах работы и рассказать, какие приемы можно использовать на каждом этапе. Для примера возьмем занятие по обучению дифференциации звуков [С] — [С’] и разделим его на этапы.

    Организационный момент. На интерактивной доске появляется красивая анимационная картинка с изображением зимы и снегопада. Дети сразу оказываются в «зимней сказке», создается сказочная, зимняя атмосфера, и у них появляется желание узнать, что же будет дальше. Вместе с педагогом ребята вспоминают стихотворение И. Сурикова «Зима». Сообщение темы. Далее на доске выводятся изображения героев зимней прогулки, которые будут сопровождать нас на протяжении всего занятия и которым мы будем помогать выполнять задания. Детям сообщается, что это мальчик Саня и девочка Сима. (Имена героев подбираются специально таким образом, чтобы дети потом смогли выделить первый звук в их именах и дать ему характеристику). Игра «Хлопни-топни». На этом этапе предлагается задание, направленное на развитие слухового внимания. Ребят на время отвлекаем от доски и предлагаем слушать внимательно звуки, развиваем переключаемость. Даем инструкцию: «Пока идем по зимнему лесу, поиграем в игру. Если услышите звук [С], то топайте, а если звук [С’], то хлопайте».

    Воспроизведение и различение слогов. Игры «Эхо» и «Четвертый лишний». Очень удачно эти игры можно провести с помощью интерактивной доски. На доске появляются снежинки. Дети по очереди нажимают на изображение любой снежинки и слышат ряд слогов, который должны повторить (игра «Эхо»), а во второй игре «Четвертый лишний» дети, прослушав ряд слогов, должны определить, какой слог лишний по твердости/мягкости и доказать, почему. На этом этапе можно использовать совершенно любые объекты, при нажатии на изображения которых слышатся определенные звуки или слоги.

    Таким образом, дети с ОВЗ с большим интересом работают с такими абстрактными понятиями, как звук или слог и слушают звучание «оживших картинок» очень внимательно. Пальчиковая гимнастика с су-джок-шариками. На экране у героев в руках появляются снежки. Предлагаем детям тоже найти реальные предметы, которые будут похожи на снежки (это синие су-джок-шарики) и выполняем упражнения с этими шариками, проговаривая стихи про снежки. Развитие конструктивного праксиса. На доске перед нашими героями появляются какие-то части (круги, ведро, палки, морковь). Дети предполагают, что из этих частей может получиться (снеговик). Перемещая по экрану эти части, ребята создают целостную картину снеговика, который потом еще и оживает! Для этого я использую мультфильмы, беру определенного героя из мультфильма, делаю нарезку и озвучиваю героя.

    Таким образом, появляется «живой» герой, который создает проблемную ситуацию, дает разные задания, а дети активно вовлекаются в такую игру. Далее снеговик показывает, что у него есть сундучок с сюрпризом, но на нем висят шесть замков. При выполнении одного задания у сундучка будет открываться один замочек и появляться определенная буква слова, которое дети должны отгадать в конце. Это и будет тот сюрприз, который окажется в сундучке. Дифференциация звуков [С]  [С’] в словах (игра «Собери снежинку»). На экране появляются разные предметы, в названии которых есть твердый звук [С], дети перемещают их по экрану к Сане и собирают его снежинку, а для Симы собирают снежинку из предметов, в названии которых есть мягкий звук [С’]. Угадывание слова по первым или по последним звукам (игра «Отгадай слово»). На этом этапе доска используется только частично, для проверки. Детям раздаю карточки с изображением разных предметов, они угадывают по звукам слова и отгаданные слова находят на доске, касанием выделяют этот предмет. В таких заданиях очень помогает использование триггеров, которые позволяют настроить анимацию на определенные объекты.

    Звуковой анализ слова (игра «Разбери слово»). На этом этапе люблю загадывать загадки, а далее дети должны выполнить звуковой анализ отгаданного слова. Использование в презентации разных фигур, разноцветных кружков, перемещение их в нужное место дает возможность легко изобразить графическую схему слова на экране.

    Физминутка (игра «Веселая зарядка»). Для проведения психофизических пауз можно использовать готовые видео с разными героями. Подобные видео можно скачать в интернете. На своем занятии я использовала видео со снеговиком, который делает зарядку. А можно взять своего героя из мультфильма, сделать нарезку и наложить музыку. Получится необычная, интересная физминутка.

    Дифференциация звуков [С]  [С’] в словосочетаниях (игра «Красное и синее»). У Сани появляется кисточка с красной краской, у Симы кисточка с синей краской. На экране появляются предметы в черно-белом изображении. Дети должны определить, какие предметы будут красные, а какие синие. Касанием выполняется проверка, предмет при этом окрашивается в нужный цвет (с помощью настройки триггеров), и дети, согласовывая окончания, составляют словосочетания (красный самокат, синяя гусеница и т. д.).

    Таким образом, при выполнении этого задания осуществляется дополнительно работа и над грамматическим строем речи. Такие задания можно использовать и при работе над другими звуками. Например, при дифференцировании звуков [З]  [З’] можно использовать золотой и зеленый цвет. Развитие фонематических представлений.

    Составление предложений (игра «Что во дворе?»). Дети должны посмотреть на картину и назвать как можно больше слов со звуками [С] и [С’]. Далее открывается следующий слайд, и дети видят, что предметы исчезли. Им надо вспомнить, где какие предметы находились, и составить предложение. С помощью этого задания решается ряд коррекционных задач: идет развитие фонематического слуха и фонематических представлений, развитие связной речи, развитие умения составлять предложения с предлогами, а также коррекция таких психических процессов, как зрительное внимание и память.

    Итог занятия. После выполнения всех заданий и открытия всех замочков дети видят, что получилось слово «ириски». Появляется вновь «оживший» с помощью специальной программы снеговик, хвалит детей и сообщает им, что конфеты находятся в настоящем сундучке и дети их могут взять в качестве награды.

    Такое интересное использование интерактивной доски и мультимедийной презентации позволяет поддерживать познавательную активность у детей с ОВЗ на протяжении всего занятия, дети не отвлекаются, отмечается положительный эмоциональный фон при выполнении всех заданий, дети способны работать длительно, помогать героям, пока не достигнут определенных результатов и не помогут разрешить проблемную ситуацию.

    Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно:

    Читайте также:  Лексический материал по теме Синонимы

    − значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс;

    − стимулировать индивидуальную деятельность;

    − стимулировать развитие познавательных процессов у детей;

    − расширить кругозор ребенка;

    − воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

    Список использованной литературы

    1. Копытина М. Г., Корчаловская, Н. В. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации средствами ИКТ — условие качества дошкольного образования /Интернет http://ito.edu.ru/2006/Rostov/III/III-0-18.html

    2. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 9.

    3. Шуклина В. А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. — 2004. — № 3.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

    Рубрика: 7. Дефектология

    Дата публикации: 29.11.2013

    Статья просмотрена: 569 раз

    Библиографическое описание:

    Дмитриева О. И., Степанова Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

    При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

    У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

    Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

    Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

    1. Мотивационно-занимательная сторона обучения.

    2. Индивидуализация и дифференциация форм работы.

    3. Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

    4. Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

    Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

    – Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

    – Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

    – Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

    – Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

    – Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

    Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

    Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

    Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:

    – Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

    – Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

    – Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

    – Мера в использовании.

    – Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

    – Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

    А также представлены условия применения средств.

    – Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

    В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

    При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

    Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

    – Любимые герои из мультфильмов.

    По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

    С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

    1. Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

    2. Практическое деление слов на слоги.

    3. Дифференциация гласных и согласных.

    4. Выделение начального звука в слове.

    5. Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

    6. Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

    7. Составление разрезных картинок из разного количества частей.

    Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

    – Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

    – На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

    – Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

    Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

    Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

    Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

    Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

    Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

    Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

    Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

    Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

    Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

    В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

    1. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

    2. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

    Использование ИКТ в работе логопеда
    статья на тему

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda.docx28.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

    Кушу Анжела Нальбиевна

    учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

    Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

    • использование новых моделей компьютера
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

    включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

    Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

    Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
    А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
    Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
    Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

    • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
    • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

    Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

    • Активизировать познавательную деятельность детей
    • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
    • Повышать интерес к обучению (мотивация)
    • Осуществлять дифференцированный подход
    • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
    • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

    Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

    • При объяснении (введении) нового материала
    • При закреплении
    • При повторении
    • При обобщении
    • При обследовании

    При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

    • Презентации
    • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
    • Тестовые оболочки
    • Ресурсы Интернет
    • Развивающие flash-игры

    Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

    (Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

    Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

    Т. о . презентация:

    • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
    • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
    • Усиливает воздействие выступления

    Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

    Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

    «Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

    Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи.

    Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

    Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

    Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

    Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

    • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
    • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

    Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

    Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
    В системе коррекционно – развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

    1. Работа с детьми:

    • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
    • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
    • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
    • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

    2. Работа с родителями :

    • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
    • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
    • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
    • творческие недели (логопедические тренинги, организационно – деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

    3. Работа с педагогами :

    • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
    • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
    • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
    • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

    Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

    Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

    В презентации представлены игровые упражнения на:

    Развитие фонематического слуха;

    Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ispolzovanie_informatsionno.docx16.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

    Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

    Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества педагога, побуждающий искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что способствует повышению интереса у дошкольников к обучению, активизирует познавательную активность, развивает детей всесторонне.

    Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

    Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической. помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию. Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе. Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Развитие речевого дыхания;
    • Здоровьесберегающие технологии;
    • Формирование звукопроизношения;
    • Развития фонематического восприятия;
    • Формирование лексико-грамматического строя речи;
    • Обучение грамоте;
    • Развитие связной речи.

    Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме.

    Важным в процессе коррекционной помощи при нарушений произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Длится это гораздо дольше, чем этап постановки звука. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное и однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в самостоятельной речи детей. Яркость и красочность презентации вызывают у детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на правильное звукопроизношение. Использование средств ИКТ в логопедической работе проявляется в создании и применении компьютерных игр для использования на коррекционных занятиях по различным направлениям и определены следующие задачи: разработка мультимедийных презентаций с понятными заданиями; включение анимационных героев и создание сказочных сюжетов; создание разнообразных игр, позволяющих эффективно решить коррекционные задачи.

    Результативность внедрения средств ИКТ в коррекционную деятельность, можно выделить следующие положительные моменты:

    применение средств информационно-коммуникационных технологий в коррекционной деятельности для закрепления пройденного материала способствует его лучшему усвоению, так как занятие становится более увлекательным,

    улучшается его наглядность;

    компьютеризированные средства помогают логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;

    средства информационно-коммуникационных технологий позволяют поддерживать внимание дошкольников в течение длительного времени;

    внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, что способствует формированию гармоничной личности в условиях современного общества;

    применение коррекционных технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, а также активизации самостоятельной работы и инициативности; использование информационных и коммуникационных технологий, способствует формированию мировоззрения личности дошкольника, формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;

    знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером позволяет приобщить дошкольников к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации; информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронного материала в учреждении и в домашних условиях.

    Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их.

    Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.

    Ссылка на основную публикацию