Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Значение использования ИКТ(информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда

Консультация для родителей

Саратовская область Энгельсский район п.Новопушкинское
МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское»
Учитель-логопед: Гоголева Галина Сергеевна
Оригинал статьи скачать

Выписка из внесенных изменений в СанПиНе 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Пункт 12.21: «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.
Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога».
Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь»
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.

Основные задачи это вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие всех основных психических процессов (речь, память, мышление, воображение, восприятие и т.д) при помощи ИКТ .
Мною были выбраны основные логопедические программы, с помощью которых осуществляется автоматизация звуков в речи, происходит развитие фонематического слуха, осуществляетсязвуковой анализ слов и т.д.

К таким программам относятся
– «Домашний логопед. Практический курс».
– «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» – преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Применение ИКТ позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
– с помощью использования ИКТ у детей быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи;
– ИКТ способствует повышению речевой и познавательной активности;
– вызывает положительные эмоции у детей;
– компьютер дает знания в увлекательной и визуализированной форме;
-вызывает чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;
– с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой;
-развивает творческие способности.

Используемая литература:
1.Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2.Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003
3.Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
4.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.
5. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко.
6. Компьютерная программа «Трудные звуки», автор Скворцова И.В.
7. Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы – Г.О. Аствацатурова.

«Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

(ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

дошкольных образовательных организаций

«Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда дошкольного учреждения»

учитель – логопед МБДОУ № 3

Для работы логопеду надо многое уметь:

Звук поставить, речь поправить

И компьютером владеть,

Чтобы дети говорили, не скучали мы – творили,

Презентации у нас применяют каждый раз!

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Своевременное проведение коррекционной работы в дошкольном возрасте позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [5].

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм решения конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является коррекция нарушений, учитывающие общие закономерности и специфические особенности развития детей. Компьютерные технологии представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения [5].

В научно-методической литературе подчеркивается, что компьютерные программы в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем.

Компьютерные программы представляют собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы – использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью кото­рой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные программы для дошкольников могут быть пред­ставлены как игры разных видов. Игровые компьютерные програм­мы могут носить характер дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-эксперимен­тирований и т. д.Дошкольникам интересны, доступны компьютерные программы, в которых игровые задачи определяют действия. Играя, дошколь­ник незаметно для себя усваивает и учебный программный матери­ал, те или иные умения, связанные с правилами управления компь­ютером.

В дошкольном возрасте при сформированном умении решать игровые задачи в разных условиях (в традиционных и компьютерных играх) детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе.

Компьютерные игровые программы не заменяют успешно при­меняемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. Кигре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Они являются базовыми для формирования того или иного типа действий. В компьютерных играх тот или иной тип действия, которым дети начали овладевать, может осваиваться глубже. В них последовательно «оттачиваются» операции, составляющие тип действия. То есть, компьютерные игры можно предлагать на закрепление тех способов, кото­рыми ребенок владеет, учитывая зону ближайшего развития [4], последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе [5].

Компьютерные программы позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В своей работе использую ИКТ внаправлениях:

Диагностика. Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи. Работа с коллегами. Работа с педагогами и родителями. Методическая работа.

Формы использования ИКТ:

    Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

– создание базы данных по итогам диагностики;

– проведение мониторинга работы;

– отслеживание динамики работы;

– составление графиков и диаграмм.

Профилактика, коррекция речевых нарушений. Развитие речи

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним; знакомство детей с компьютерными программами; преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха; формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь», маркера.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи; формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; развитие знаковой функции сознания; развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

    развитие воображения; развитие познавательной активности.

Формы использования ИКТ:

    Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

– электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

– DVD, CD диски («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

– специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

    Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

компьютерные логопедические тренажёры, компьютерные тесты, обучающиеигры, презентации на сайтах: http://logoped18.ru; http://mirdoshkolnikov. ru; http://logopedy. ru; http://logoped. name; http://demosfen-plus. ucoz. ru; www. logozavr. ru; www. solnet. ee:www. detiseti. ru; развивающий портал «Мерсибо» и др.

    Создание собственных презинтаций, фотоальбомов в MicrosoftPowerPointи MimioStudio. Видео и аудиозапись речи детей в начале и конце коррекционного обучения, в процессе работы ребенка на занятии.

– повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

– улучшение речевого продуцирования;

– расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

– повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

– повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

– активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

– формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

– создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

– реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

– возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

– совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

– подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с коллегами

Формы использования ИКТ:

    Сетевое общение. Использование информационных интернет – ресурсов.

– обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

-участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

– обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Работа с родителями

Формы использования ИКТ:

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.

– нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

– создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

– самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;

– консультирование родителей используя возможности Интернета.

Формы использования ИКТ:

1. Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в OfficeExcel, со списками, отчетами в MicrosoftWord).

2. Использование информационных интернет – ресурсов.

– удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

– оформление отчетной и текущей документации;

– использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

– создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; – медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

Читайте также:  Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

– создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

– создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

Целесообразность применения компьютерных технологий в процессе работы учителя – логопедаочевидна. Однако, использовать компьютер в процессе обучении и воспитания до­школьников следует с большой осторожностью, так как этот виддеятельности зависит от ряда факторов: возраста детей, их здоровья, индивидуальной чув­ствительности к условиям работы[5, 6].

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания детей, имеющих нарушения речи, должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для коррекции речевого недоразвития, снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Что поспособствует развитию ребенка как творческой личности, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации[3].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей, расширять кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

1. Вренева информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
2. Кадочникова интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
3. Королевская интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
4. Кукушкина в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

5. Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Перьмь: ПКИПКРО, 2007.

6. , , Слабикова познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через внедрение компьютерных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ города Железногорска. – Курск, 2007.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР»

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).

Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность[8].

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь»[3], «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142»[9].

В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями[6]. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

– системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

– полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подход к обучению;

– игровая форма обучения.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.

Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» – предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

· Программа должна быть на русском языке;

· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

· Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

· Чередование разных компьютерных игр.

Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. – С-Пб., 2000.

3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. – №1.

4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М., Вентана-Граф, 2004.

6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.

7. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    Наталья Бебутова 4 лет назад Просмотров:

1 Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи дошкольников учитель-логопед и учитель-дефектолог используют обучающие компьютерные программы, предоставляющие реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с особенностями в развитии. Это позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей ) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, становится средством оптимизации процесса коррекции. Теперь в образовательном процессе ребёнок активный субъект. Положительный результат от использования ИКТ возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера. Преимущества информационно-коммуникационных технологий. Предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме Повышается мотивация и интерес детей к занятиям Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным Значительно сокращается время на формирование навыков и функций. Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов Обучение детей навыкам самоконтроля Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи Образовательные возможности ИКТ для ребенка

2 Ребёнок сам видит результат своей работы Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков Возникает стремление исправить увиденную ошибку Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать Ребёнок сам видит результат своей работы Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память. Медиатека логопеда. I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации. II. Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках. Аудио азбука. Фото и видеоматериалы. ИКТ используется на разных этапах логопедической работы. Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие. Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно. Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

3 Рекомендации для родителей. Презентация с речевыми заданиями. Информационные логопедические порталы. Электронные игры. Компьютерная дидактическая игра КДИ. КДИ это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели. Требования к компьютерной дидактической игре Целесообразность КДИ Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения Чёткие правила Динамичность КДИ Решение дидактических целей Чёткая система оценивания Возможность рефлексии после игры Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых. Это – тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа» ) и словари, построенные по фонематическому принципу. «Игры для Тигры» Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состоит из блоков: Фонематика. Просодика. Лексика. Звукопроизношение. Игры для Тигры содержат:

Читайте также:  Пиктограммы для детей с ОНР

4 Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи) Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова) Задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой) Упражнение на звуковой анализ и синтез Лексические упражнения Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании. Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Обучающая программа «Домашний логопед» Программа предназначена для развития речи, путем исправления дефектов в произношении трудных, проблемных звуков, содержит четыре раздела: Гласные звуки;

5 Согласные звуки; Советы родителям; Мини игры. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков. «Логозаврия». «Уроки Мудрой Совы».«Учимся с Логошей» ( рекомендованы родителям для домашний занятий) Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе. Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме, разбита на 3 уровня сложности. Дети учатся находить заданный звук в слове, определять его место, последовательность звуков, знакомятся с буквами, составляют предложения с заданными словами. «Баба Яга учится читать» Особенности программы: Методика опережающего обучения. Подобраны игры и азбука в стихах. Предназначена для обучения навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

6 I ступень – «Букварик». II ступень – «Слогарик». III ступень – «Карта с заданиями». Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги. Обучающие игры «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку», «Букварь с дядей Фёдором». Для детей дошкольного возраста. Познавательные игры и весёлые приключения знакомых героев заинтересуют даже самых неусидчивых малышей. Множество интересных заданий поможет ребёнку легко и без принуждения выучить буквы, научиться различать гласные и согласные звуки, складывать из букв слоги, а из слогов слова. Мерсибо Интерактивный портал для специалистов и родителей (рекомендован родителям для домашних занятий) 90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах. Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию “”Учиться – это

7 здорово!” Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе Звуковой калейдоскоп. Сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха у дошкольников На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Большинство игр содержат настройки, с помощью которых Вы можете: Выбирать нужные буквы и звуки Устанавливать длительность игры Ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей. Диск «Логопедия. Звуки Р-Р*».Упражнения, стихи, песни. ( Т,С, Резниченко, О,Д, Ларина) 35 занятий с тщательно отобранным занимательным материалом. В увлекательной форме поможет ребёнку справиться с произношением трудных звуков, развить память и музыкальный слух.

8 Диск «Логопедические игры» Программа развития и обучения дошкольника «Трудные звуки» (Скворцова И.П.) Упражнения и задания помогают освоить произношение тех звуков русского языка, которые чаще всего малышам не удаются. Диск «Развивалочки от 1 до 5. Весёлая логоритмика» (Е.Железнова). Аудиопособие состоит из 2-х разделов: музыкально-игровые упражнения для развития крупной и мелкой моторики, ритма и внимания детей 2-5 лет; логопедические песенки-упражнения для детей 3-6 лет. Игровые задания, красивая весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебнопрофилактические занятия с детьми в весёлой занимательной форме, развивать ритм, координацию, общее физическое развитие, речь, весёлое общение, а также обучение счёту и чтению на основе сочетания традиционных и новых методик. Всё это обеспечивает живой интерес и хорошее развитие ребёнка. Диск «Азбука для малышей. Как мышонок буквы ловил». В занимательной форме дети знакомятся с алфавитом и окружающим миром, учатся читать в необычном саду букв, знакомятся с поющими и шумящими, парными звонкими и глухими, шипящими и свистящими звуками. Увлекательный сюжет и забавные персонажи, серьёзная методическая база игры, большое количество мини-игр и заданий, классическая анимация способствуют поддержанию интереса и закреплению образов букв. Игра делится на 12 игровых дней, что предупреждает переутомление ребёнка во время занятий. Выполнив задание, ребёнок получает приз – сюрприз, что является стимулом для дальнейшей работы. Диск «Весёлая азбука» Игровая и развивающая программа для дошкольников. Красочные рисунки способствуют поддержанию интереса к дальнейшему обучению. Большое количество картинок создано на тематику, понятную детям. Это позволяет разучивать с ребёнком новые слова или повторять уже знакомые.

9 Электронное пособие для предшкольной подготовки «Букварь» Игры и упражнения по обучению детей чтению, загадки о буквах, занимательный конструктор букв, весёлые стихи и скороговорки, яркие картинки способствуют поддержанию интереса ребёнка к анятию, развитию памяти, внимания, образного мышления, речи. Диск «Игродром 5+» Серия игр «Умный ребёнок» составлена на базе программы дошкольного обучения «Сказочное образование». Задачей является развитие у ребёнка в процессе выполнения игровых заданий фантазии, ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Использование данных игр способствует формированию системного видения мира. Игры не просто развлекают, а тренируют память, дают возможность приобрести навыки аналитического мышления, выявления последовательностей, помогают развить зрительную и слуховую память, делая процесс обучения лёгких и весёлым. Обучающая система «Зайка-Всезнайка». В игре представлены здания на изучение основ фонетики, грамматики русского языка, логического мышления, математики. Ребёнок учится различать звуки и буквы, составлять слова из букв, а также осваивает основы счёта. Зайка-Всезнайка вдохновляет ребёнка на самостоятельную игру, способствует повышению его навыков и уверенности в себе, воспитывает любовь к знаниям. Диск «Дракончик Гоша спасает черепах» Занимательные игры, задания и головоломки, работа с рифмой, распознавание цифр, звуков и букв, цвета и форм помогают детям усвоить основные навыки счёта и чтения, учат логически мыслить, творчески подходить к решению любых проблем и самостоятельно искать выход из сложных ситуаций. Яркие рисунки и музыкальные фрагменты способствуют поддержанию интереса на протяжении всей игры.

10 Диск «Пальчиковая гимнастика с предметами для старших дошкольников» (Гордеева Т.В.) Представлены видеоигры с предметами для детей до 8 лет со ссылкой на возраст. Подробное объяснение с демонстрацией упражнений детьми облегчает восприятие материала. Упражнения разделены на блоки в зависимости от используемых предметов, способствуют развитию тактильной чувствительности, тонкой моторики, подготовке руки к письму. Игра-тренажёр «Два жадных медвежонка» ( Брагина Н.Л.) По ходу сказки дети выполняют задания, которые даны с постепенным усложнением материала, уточняют и расширяют словарь по лексическим темам ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ОДЕЖДА, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ; упражняются в согласовании существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ,МОЁ,МОИ. За правильный ответ медвежата получают картинки и аплодисменты. Если ответ неверный, картинку забирает лиса, а вместо аплодисментов звучит грустная музыка. Игра «Маша и медведь» (Брагина Н.Л,)

11 Развивающая игра с известной ребёнку сказкой позволяет ему проявить своё творчество, закрепить умение образовывать новые слова, согласовывать существительные с прилагательными, тренировать внимание и память. Игра-тренажёр «Необыкновенные приключения Колобка» ( Брагина Н.) Игра по старой доброй сказке помогает закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, проявить фантазию и творчество, вмешаться в жизнь героев и самому придумать, спланировать, вообразить новую сказку, новые приключения для героев, познакомиться с животными разных частей света. Мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. В работе используем авторские и готовые презентации из интернета ( авторы Омельченко Л. В., Матыкиной И.А,, Александровой К.А и др) по темам: Артикуляционная гимнастика Развитие речевого дыхания Звукопроизношение Звуковой анализ и синтез Лексика Связная речь.

Организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2013 2014 учебный год учитель-логопед: Максимова Оксана Николаевна

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы

на 2013 – 2014 учебный год.

учитель-логопед: Максимова Оксана Николаевна

I . Работа с детьми

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп, ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп.

Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы (занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Сентябрь, январь, май-

для детей старшей и подготовительной групп.

Обследование детей младших групп с целью выявления речевой патологии (подготовка к комплектации логопедических групп, зачислению на логопункт).

Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

Проведение совместных коррекционных мероприятий со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, муз. руководителем).

С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения

Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия. (ПМПК)

Планирование коррекционной и образовательной работы с учётом результатов обследования.

Консультации для воспитателей

В течение учебного года, согласно плану работы и запросам педагогов.

Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом.

Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.

Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет).

Консультирование родителей адаптационных групп

В часы консультаций по циклограмме деятельности

в течение учебного года

Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

Проведение консультаций на родительских собраниях:

«Дни открытых дверей». Проведение открытых индивидуальных занятий по звукопроизношению, подгрупповых занятий:

Оформление логопедического уголка и информационных стендов.

в течение учебного года

Привлечение родителей к участию в познавательной и коррекционной деятельности детей, подготовке наглядных пособий.

в течение учебного года

Изучение новинок методической литературы.

в течение учебного года

Участие в проведении методических объединений.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Разработка новых методических пособий.

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Методическая помощь воспитателям

Довести до сведения воспитателей результаты логопедического обследования детей.

Обучать приемам проведения артикуляционной гимнастики, закрепления правильного произношения звуков в речи.

Контролировать индивидуальную работу воспитателя с детьми.

Разработать единый план коррекционно-педагогической работы на учебный год по формированию фонетико-фонематической стороны речи, грамматического строя и развитию связной речи детей. (По подготовке детей к обучению в школе).

Методическая помощь специалистам

Довести до сведения специалистов результаты логопедического обследования детей группы

1 заседание ПМПк

Координировать взаимодействие со специалистами ДОУ по проведению коррекционно-педагогической работы с воспитанниками.

в течение учебного года

в течение учебного года

Методическая помощь родителям

Провести анкетирование родителей с целью сбора анамнестической информации.

Довести до сведения родителей результаты логопедического обследования детей и основные направления коррекционно-педагогической работы.

После 1 заседания ПМПк

Проводить индивидуальные консультации и сообщать о промежуточных результатах логопедической работы.

Провести открытые занятия для родителей с целью ознакомления с условиями и содержанием педагогического процесса.

Провести родительские собрания

Проводить консультации для родителей детей, посещающих логопункт.

в течение учебного года

Провести ознакомительные консультации для родителей детей младших групп с целью подготовки к зачислению на логопункт и профилактики речевых нарушений.

Проведение логопедических практикумов для родителей с целью обучения родителей умению оказать элементарную логопедическую помощь своему ребёнку.

в течение учебного года

Организовывать совместно с сотрудниками МАДОУ

Информационные и практические мероприятия для родителей с целью профилактики нарушений речи, а также психического и физического здоровья детей.

в течение учебного года

Старший воспитатель, Учитель-логопед,

Педагог-психолог, муз.руководитель, физинструктор, мед.работник, воспитатели

Обследование речи детей. Заполнение

речевых карт. Оформление документации. Подготовка пособий к началу учебного года.

Анализ результатов обследования речи детей. Комплектование подгрупп.

Занятия по плану

Разработка рабочей программы коррекции речи детей.

Ознакомление педагогов с результатами диагностики. Разработка планов взаимодействия со специалистами ДОУ и воспитателями.

Родительские собрания в группах по темам:

-Цели и задачи коррекционного обучения;

– Профилактика речевых нарушений;

– Подготовка детей к обучению грамоте.

Обновление и изготовление дидактического материала для коррекционных занятий.

Занятия по плану

«Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи дошкольника»

Консультация «Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий и проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях».

Занятия по плану

«Использование современных образовательных технологий в работе по развитию речи со старшими дошкольниками.

Использование глобальной сети Интернет».

Консультация «Компьютерные обучающие программы для детей дошкольного возраста»

Открытое занятие по развитию связной речи и формированию ЛГСР.

Проведение мониторинга детей логопункта по усвоению обобщающих понятий.

Занятия по плану

«Готовность к школе детей с речевыми нарушениями».

«Показатели готовности ребёнка к школе».

Изготовление дидактического материала для проведения дыхательной гимнастики.

Занятия по плану

задержки речевого развития и способы его преодоления в условиях ДОУ».

Консультация для родителей младших групп

«Формирование начального детского лексикона».

Занятия по плану

«Как и что читать детям с нарушением речи».

«Игры для коррекции

фонетико-фонематического недоразвития речи»

Консультация для родителей детей средней группы, подлежащих зачислению на логопункт «Результаты логопедического обследования. Рекомендации логопеда».

по подготовке к обучению грамоте для родителей старших групп.

Подготовка документов к ПМПК.

Занятия по плану

«Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка».

«Подготовка к ПМПК»

Обследование речи детей.

Заполнение в речевых картах динамики речевого развития.

Занятия по плану

Консультация «Обучение детей рассказыванию».

«Речевые игры дома»

Заполнение документации по итогам учебного года.

Анализ результатов мониторинга речевого развития. Подведение итогов обучения на логопункте.

Занятия по плану

Итоговое методическое объединение. Предоставление отчёта о работе за учебный год.

«Итоги коррекционно-образовательной работы за год. Рекомендации логопеда».

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ

Коковина Наталья Анатольевна
Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ

Основные направления Содержание Сроки

I Работа с детьми:

1.1. Диагностическое направление

1.2. Коррекционно-развивающее направление

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития детей логопедической группы, комплектация подгрупп).

Читайте также:  Применение игровых технологий в работе логопеда

Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логопедической группы; отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).

Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование

Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности

Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте.

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей

Май – для детей средней, старшей групп.

С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения

II Работа с педагогами

Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия. (ПМПК)

Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования

Консультация для воспитателей:

Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом

Участие в проведении городских методических объединений

Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК, определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения;

Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет)

Плановые

III Работа с родителями Консультирование родителей логопедической группы;

Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

Проведение консультаций на родительских собраниях:

Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению,фронтальных занятий: «День открытых дверей»

«Логопедические уголки»на тему:

Тематические выставки книг

Папки-передвижки В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности

В течение учебного года

IV Работа по повышению квалификации Изучение новинок методической литературы

Участие в проведении методических объединений

Прохождение курсов повышения квалификации

Аттестация на квалификационную категорию

Разработка новых методических пособий

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе В течение учебного года

Годовой план работы учителя-логопеда в ДОУ Принят на педсовете Утверждено Протокол № Приказом № __ от «»___2018г. от «»___ 2018 г. Заведующий МБДОУ д/с ОВ № 6.

Годовой план учебно-методической работы учителя — логопеда на 2018–2019 учебный год Мероприятия, Сроки проведения I. Организационная работа 1. Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение и изготовление наглядности.

Фотоотчет «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ» Вся коррекционно-развивающая работа в условиях Логопункта ДОУ направлена на достижение положительной динамики в развитии речи детей. Свою.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Презентация «Кабинет учителя-логопеда ДОУ» “Приходите в кабинет, приглашает логопед. Дверь открыта для детей, проходите поскорей!” ЗОНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА1) Зона индивидуальной.

Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда Методическая тема: «Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Аннотация. Поиск и разработка системы.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Особенности применения интерактивного стабилотренажера в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Сформированость умения координировать собственные движения, развитость общей и мелкой моторики играют значимую роль в речевом развитии.

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда (из опыта работы) Покалицына В. Ю. учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 17 Невского района Санкт-Петербурга Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности Воспитать физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ,.

Организация коррекционно-речевой работы в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС

Разделы: Логопедия

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» находят своё отражение как в общеразвивающей программе детского сада, так и в коррекционной деятельности в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.

1.2. Цель программы:

– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

1.3. Основные задачи коррекционного обучения:

– устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи старших дошкольников;
– развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.4. Принципы формирования программы

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.5. Характеристики особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк (или психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада) на начало учебного года:

1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФФН.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ОНР.

Дети умеют:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Планируемые результаты логопедической работы у детей с НВОНР.

Дети умеют:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи

Планируемые результаты логопедической работы у детей с ФНР.

Дети умеют:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки

2. Содержательный раздел программы

2.1. Учебно-тематическое планирование:

  • подгрупповые занятия, с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;
  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3-4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;
  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт, индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

2.2. Задачи, планирование логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)

Задачи логопедической работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Планирование логопедической работы

Основное содержание работыI период обученияII период обученияIII период обучения
Звуки
Подготовка к звуковому анализу и синтезу
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

2.3. Задачи, планирование логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими ОНР ( 3 уровень)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

Планирование логопедической работы

2.4 Задачи, планирование логопедической работы с детьми подготовительной группы, имеющими НВОНР

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическая работа

2.5. Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии –дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Задачи коррекционно-логопедических занятий:

  • формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков;
  • постановка, автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • отработка лексико-грамматических категорий.

2.6. Мониторинг образовательного процесса

2.7. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация деятельности логопедического пункта

Коррекционно-логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:

– образовательной программы детского сада;
– Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
– Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием. Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно-образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада).

Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

– с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;
– с ФФН илиФНР-3-6 детей.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IVур.р. – 1-2 года.

С учётом индивидуальных особенностей некоторых воспитанников, состояния здоровья (дети с ОВЗ) сроки коррекционно-логопедической работы могут быть продлены.

3.2. Документация:

  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью;
  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей;
  • речевая карта на каждого ребёнка;
  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;
  • журнал учёта движения детей;
  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;
  • общий план методической работы на год (Приложение 1);
  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);
  • индивидуальные планы коррекционной работы (Приложение 2);
  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования;
  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;
  • отчёт о проделанной работе за год (Приложение 3).
Ссылка на основную публикацию