Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Портал педагога

Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 “Радуга”
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ в коррекционной работе учителя–логопеда с родителями
Дата публикации: 28.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной

работе учителя-логопеда с родителями детей,

имеющими тяжелые нарушения речи

По мнению многих авторов, семья – самый первый и наиболее долго

действующий фактор, формирующий личность ребенка. Влияние на него всех

остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное

двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким

этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим

открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.

обучения коррекционным приемам?

технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то,

что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации

работы учителя – логопеда, a также, это может быть использовано в практике

многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений.

Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным

приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и

п р е п о д н е с т и

б е з р а з л и ч н ы м

и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка.

понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей,

поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

Кто-то скажет, что психолого-педагогическую, информацию по коррекции

нарушений родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее

недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи,

ребенка, получить “обратную

более продуктивной и эффективной.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

применять индивидуальный подход к ребенку;

ребенком, учителем-логопедом и родителями;

повысить компетентность родителей в коррекционно-образовательном

процессе, что является необходимым условием успешного воздействия

на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

В коррекционно-образовательном процессе мы используем различные формы

работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

использование сайта дошкольного учреждения;

общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

оформление буклетов, стенгазет, памяток для родителей.

консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях

речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а

привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного

мультимедийной техники является современной формой информирования и

информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и

дает возможность их проиллюстрировать.

Одной из новых форм работы с родителями стало информирование

родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут узнать о проводимых

мероприятиях, получить консультации. На странице сайта посетители могут

сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему,

написаны номера мобильного телефона, электронной почты, адрес сайта.

электронной почте. Общение с родителями с помощью современных сетевых

которые не всегда можно озвучить при посторонних. Кроме того, логопед

памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не

образом, родители также

воспитания и обучения детей. Для некоторых групп родителей такая форма

взаимодействия является наиболее удобной.

созданных собственными силами.

вопросами речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия,

такие как «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет, 5-7 лет», «Домашний

логопед», «Игры для тигры» и т.д.

упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи, но и

процессов (внимание, мышление, память и т.д). Выполняться

должны строго с родителями.

Советы логопеда – содержат конкретные рекомендации, памятки, буклеты.

материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д

упражнения на закрепление материала, упражнения

лексическим темам и на автоматизацию звуков.

Также для родителей готовятся фото и видеоотчеты о занятиях детей в

детском саду. Родителям всегда интересно увидеть своих детей вне дома, чем

они занимаются в детском саду.

теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике

речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.

логопедической работе позволяет:

логопеда в направлении работы с родителями;

организовать дистанционную поддержку родителей, имеющих ПК и

доступ в Интернет, в области логопедического просвещения;

распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и

продемонстрировать достигнутые результаты.

э ф ф е к т и в н о г о

у с в о е н и я родителями определенных

записать на электронные носители видео консультации по различным темам,

в з а и м од е й с т в и я ,

а к т и в н о е

вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных

современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют

д о с т и ж е н и ю

с т а б и л ь н ы х

п о л о ж и т е л ь н ы х

р е з у л ь т а т о в

коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного

интернет-технологий – это эффективный и интересный для всех участников

актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ.

1. Антонова Е. А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.

Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.

3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи

ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в

дошкольном образовательном учреждении. 2007.

5. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения речи. //Логопед. №12011.

воспитание. 1998г. № 11, с. 47-49.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

воспитанников. Логопед. 2009. №7.

9. Щедрова Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
    Читайте также:  Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    ДЕТСТВО-ГИД

    DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

    Рубрики

    Свежие комментарии

    • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
    • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • Ольга к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

    Круглая Елена Валерьевна,

    учитель-логопед МКДОУ № 16,

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

    Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

    Целью использования компьютерных технологий в работе с детьми с ОНР является оптимизация процесса коррекции речевого развития.

    Задачи:

    • Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.
    • Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с учителем-логопедом.
    • Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.
    • Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью.

    Использование ИКТ в работе с детьми

    ИКТ активно использую в индивидуальной и фронтальных занятиях.

    На логоритмических занятиях использование мультимедийных технологий дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

    На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

    Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

    Нами созданы презентации, дидактические и интерактивные игры, пособия. Подобраны видеофильмы, видеоуроки, песни и музыка по лексическим темам.

    Презентационные материалы применяются для:

    1. проведения артикуляционной гимнастики;
    2. развития речевого дыхания;
    3. гимнастики для глаз;
    4. автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
    5. дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
    6. развития фонематического восприятия,
    7. развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
    8. усвоения лексических тем;
    9. развития навыков словообразования и словоизменения;
    10. развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
    11. проведения физминуток.

    ИКТ в работе с педагогами

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОНР.

    ИКТ применяем в оформлении перспективных планов работы, конспектов НОД, аттестационных материалов, портфолио и т. д.

    Сеть интернет позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах. Можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.

    Активно принимаем участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.

    ИКТ в работе с родителями

    Так же ИКТ применяется в работе с родителями. Позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию; использовать ИКТ при проведении родительских собраний, оформлении информационных стендов, родительских уголков, домашних заданий.

    Для родителей были подготовлены в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков вместо традиционных рекомендаций. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания .

    Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

    Осторовок правильной речи

    Сайт учителя-логопеда МАДОУ МО г. Нягань

    детский сад № 10 “ДУБРАВУШКА”

    Старостиной Татьяны Васильевны

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    · Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

    · Разработать перспективный план работы с детьми.

    · Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

    · Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    · Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

    “ Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

    · Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

    · Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

    · Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

    · Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

    · С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

    · При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

    · Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    • Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    • Участие в профессиональных конкурсах;

    • Участие в вебинарах.

    В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

    • Выступление на собраниях

    • Участие в творческих конкурсах детей

    • Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта

    РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

    При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

    Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

    Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

    Читайте также:  Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

    В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

    Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

    За первый год была проведена следующая работа:

    · проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

    · разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

    · разработан план работы по реализации проекта;

    · определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

    · разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

    · составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

    · проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

    · проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

    В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символов в работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

    Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

    1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

    2 блок – игры на определение направления звучания.

    3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

    4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

    5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

    6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

    7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

    Основными методами развития слухового восприятия стали:

    · Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

    · Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

    · Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

    Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

    В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

    Слово педагога

    Автор: Розова Вера Владимировна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МДОУ “Детский сад № 99”
    Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: “Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда”
    Дата публикации: 05.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    образовательное учреждение детский сад № 99

    ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

    Розовой Веры Владимировны,

    учителя-логопеда детского сада № 99

    Рыбинск , 2016 год

    1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

    1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

    коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

    Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

    образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

    исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

    с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

    приобретений в дошкольном возрасте.

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

    методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

    эффективность логопедической работы в целом.

    Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

    цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

    технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

    необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

    В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

    является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

    индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

    коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

    коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

    совместной деятельности с логопедом.

    3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

    навыки, высшие психические функции.

    4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

    деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

    сверстниками и взрослыми.

    образовательные потребности каждого ребенка.

    разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

    стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

    своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

    страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

    научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

    исследования данной темы.

    Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

    Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

    компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

    затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

    таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

    внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

    ребенка к обучению.

    целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

    особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

    привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

    делает его осмысленным и долговременным.

    В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

    трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

    действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

    средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

    как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

    коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

    сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

    делать то, что делали раньше.

    Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

    Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

    Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

    заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

    и зрительной информации.

    Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

    его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

    приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

    требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

    Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

    дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

    эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

    проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

    часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

    является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

    только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

    использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

    они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

    притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

    работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

    компьютерных технологий в педагогической практике.

    использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

    задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

    потребностей каждого ребенка.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

    имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

    объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

    коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

    не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

    сопровождающихся звуковым оформлением.

    коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

    логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

    м о б и л ь н о с т ь ,

    результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

    делает более эффективной.

    Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

    коррекционно-развивающей работы с детьми

    средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

    речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

    варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

    электроники и телекоммуникаций.

    А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

    Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

    обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

    последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

    специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

    в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

    бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

    познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

    О.И.Кукушкина и др.).

    Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

    ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

    необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

    технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

    каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

    средств развития активной творческой деятельности.

    Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

    направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

    комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

    Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

    обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

    логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

    сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

    также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

    вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

    на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

    визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

    рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

    логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

    навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

    Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

    грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

    кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

    клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

    зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

    логического мышление детей.

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

    позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

    возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

    полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

    предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

    подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

    учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

    Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

    их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

    программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

    средствами осуществляет ребёнок.

    Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

    субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

    шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

    средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

    преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

    образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

    учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

    обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

    образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

    коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

    доступности компьютерного средства обучения.

    Читайте также:  Презентация-тренажёр для логопеда: Деление слов на слоги

    Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

    подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

    путём моделирования ситуации общения.

    программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

    качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

    решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

    повышенной мотивации деятельности.

    проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

    ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

    дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

    Содержание коррекционной логопедической работы с применением ИКТ

    Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

    Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

    дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

    знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

    мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

    в о з д е й с т в и е

    мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

    коррекционно-воспитательном процессе с использованием

    Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

    Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

    помощью создания ситуации успеха.

    Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

    Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

    высокой мотивационной готовности к обучению.

    недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

    заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

    звукового анализа и синтеза;

    III этап – саморазвивающийся,

    дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

    Автоматизация поставленных звуков.

    Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

    Адекватная оценка ребенком своих действий.

    Творческое выполнение заданий.

    IV этап – аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

    информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

    Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других

    коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

    эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

    были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

    недостатков в речевом развитии.

    Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

    создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

    Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

    В состав моей медиатеки входят:

    – отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

    -компьютерные программы для коррекции речи;

    – логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

    – аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

    Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

    При проведении артикуляционной гимнастики.

    Для развития речевого дыхания.

    Как зрительный тренажёр.

    При подготовке руки к письму.

    Для включения в занятие.

    Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

    Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

    Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

    занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.

    К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

    оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

    решение дидактических целей

    чёткая система оценивания

    возможность рефлексии после игры

    Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

    развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

    Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

    детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Игры для Тигры содержат:

    упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

    уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

    задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)

    упражнение на звуковой анализ и синтез

    Всего более 50 упражнений.

    Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

    Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

    Состоит из следующих блоков:

    Развитие связной речи.

    «Баба Яга учится читать»

    Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

    I ступень – «Букварик».

    II ступень – «Слогарик».

    III ступень – «Карта с заданиями».

    Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

    (рекомендован родителям для домашних занятий) .

    90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

    подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

    Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

    младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

    ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

    даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

    дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

    которых Вы можете:

    выбирать нужные буквы и звуки

    устанавливать длительность игры

    ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

    работе с дошкольниками

    Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

    воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

    работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

    изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

    моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

    получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

    картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

    1. Неисчерпаемый источник информации.

    2. Развитие познавательной активности ребёнка.

    3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

    4. Повышение мотивационной составляющей.

    5. Формирование учебной деятельности.

    6. Доступность изложения материала.

    7. Наглядность и красочность подачи материала.

    использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

    задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

    потребностей каждого ребенка.

    Мною были созданы следующие презентации:

    «Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

    «Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    Кокырлэ Татьяна Александровна
    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

    «Использование информационно – коммуникационных технологий

    в работе учителя – логопеда ДОУ»

    Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя – логопеда. В совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.

    Ключевые слова: ИКТ, компьютер, интернет, программа, мультимедийные презентации.

    Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

    Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование: телевизоры с DVD приставками, компьютеры, интерактивные доски, магнитофоны, видео и фотокамера и т. д. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.

    Современные информационные технологии (ИКТ) активно используются и в логопедической практике: коррекционно-развивающая работа с детьми,

    взаимодействие с педагогами, родителями, научно-методическая деятельность.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми:

    Цель: Организация эффективной системы работы с использованием ИКТ.

    Задачи: – Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

    – Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

    – Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

    Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: работа над звукопроизношением, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирование зрительно-пространственных координаций, коррекционно-оздоровительное.

    Принципы использования ИКТ: принцип активности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.

    Принцип развивающего и дифференцированного обучения, объективной оценки результатов деятельности, интерактивности компьютерных средств.

    Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры:

    «Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.

    «Учимся говорить правильно». Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так – же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

    Познавательно-речевые игры. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Логопедические тренажёры. На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания.

    Логопедические пазлы. Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза.

    Интерактивные тренажёры которые способствуют развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений.

    Предлагаются игры по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Новый год», «Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело».

    Использования интерактивной доски: Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски, комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Интерактивная доска – это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.

    Основные преимущества использования ИД: Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся быстрее избавиться от дефекта речи – они его не осознают. Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности. Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки.

    Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио – и видеозаписи. Инструмент Drag&drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с педагогами:

    Работа с педагогами. Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

    ИКТ в коррекционно-развивающей работе с родителями:

    Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

    Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.

    ИКТ в научно-методической деятельности:

    В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.

    В заключение: Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

    1. Бартенева Т. П. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;

    2. Логопед (журнал, № 5/2008;

    3. Пятница Т. В. «Справочник дошкольного логопеда». Ростов на Дону, «Феникс» – 2009 г;

    4. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал – «Логопед» №3/2006г;

    5. Ходченкова О. А. «Использование ИКТ в работе логопеда детского сада».

  • Ссылка на основную публикацию