Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей – логопедов. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Применение учителем – логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.
Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:
- Образный тип информации, понятный дошкольникам;
- Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
- Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
- Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
- Открывают новые возможности образования, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.
Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока.
1. Коррекция и развитие речи дошкольников
- Формирование произношения.
- Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
- Овладение элементами грамоты.
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой и крупной моторики
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
2. Мониторинг речевого развития дошкольников
- Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической).
- Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы и приемы диагностики, которые бы при минимальных затратах времени позволили бы получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон развития воспитанников и устанавливать степень их соответствия или несоответствия тем или иным показателям.
- Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS Power Point, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников.
3. Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда
Автоматизированное рабочее место учителя-логопеда (далее АРМ) это не только как комплект оборудования, с помощью которого учитель-логопед сможет давать занятия, а ещё и как комплекс учебных материалов различного вида, нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя-логопеда.
Цель АРМ-а учителя-логопеда — помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения.
Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:
- нормативные документы;
- организационные документы учителя-логопеда;
- диагностический материал;
- тематическое планирование;
- конспекты подгрупповых занятий;
- конспекты индивидуальных занятий;
- материалы для взаимодействия со специалистам;
- работа с родителями;
- материалы для консультаций;
- проектная деятельность;
- электронное портфолио.
4. Взаимодействие со смежными специалистами и родителями
- Памятки для родителей по вопросам речевого развития дошкольников
- Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях, педсоветах, конференциях
- Вебинары, общение через скайп – видео-звонок
- Сайт образовательного учреждения, отдельные страницы или сайты «советы логопеда»
- Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и администрацией, воспитателями, учителями школы и др. через локальную сеть образовательного учреждения.
Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.
1. Компьютерные игры
Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии
Например:
1. “Учимся говорить правильно” (ООО “Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
2. “Баба-Яга учится читать” (Компания “МедиаХауз”, 2003).
3. “Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
4. “Алик. Скоро в школу” (“Руссобит – М”, 2001).
5. “Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” (“Руссобит – М”, 2005).
6. “Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” (“Руссобит – М”, 2005).
7. “По воде, земле и воздуху” (“Руссобит – М”, 2004).
8. “Подводное сафари. Обитатели океана” (“МедиаХауз, 2003).
9. “В джунглях” (“МедиаХауз”, 2000).
10. “Силы природы” (“МедиаХауз”, 2002).
11. “Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО “ИгроМаркет”, 2010).
12. “Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО “1С”, 2005).
13. “Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” (“БУКА Интертейнмент”, 1998).
14. Развивающие игры “Веселые моторы” (Фирма “1С”, 2006).
2. Компьютерные игры с использованием интернета.
Например:
- Картинки-раскраски по лексическим темам
- Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
- Онлайн-игра фонетическая раскраска
- Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ
- Использование различных порталов и сайтов
3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)
- Презентации – картинки;
- Электронные книжки;
- Сказки, загадки;
- Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
- По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.
Литература:
1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.с.47-55.
3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
5. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7
6. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6
Материал на тему “Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками”
Описание разработки
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.
Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены).
У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).
Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей.
В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.
Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.
Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.
С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.
Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В. В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
– недостаточное развитие артикуляционной моторики;
– недоразвитие фонематического восприятия;
– нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
– грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
– отклонения в нервно-психической сфере;
– снижение уровня познавательной активности;
– отклонения в поведении детей.
Весь материал – в документе.
Содержимое разработки
использование информационно-коммуникационных технологий в работе
учителя-логопеда с дошкольниками
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.
Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм).
Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций MS Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.
Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.
Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142».
В своей практике я использую компьютерную технологию логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
– системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
– полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
– дифференцированный подход к обучению;
– игровая форма обучения.
Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий.
Также в работе использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения. Игра «Баба-Яга учиться читать» – предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
· Программа должна быть на русском языке;
· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;
· Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
· Чередование разных компьютерных игр.
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Сенсорные коробки для детей своими руками (от 6 месяцев до 2 лет )
Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.
Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.
Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.
Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.
Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п. Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.
Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.
1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев
Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие. Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.
2. Сенсорные коробки с крупой
По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.
Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.
Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.
Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.
Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.
Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.
3. Сенсорные коробки по цветам
Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
4. Сенсорная коробка с макаронами
Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.
В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.
5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом
Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.
Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.
При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.
6. Сенсорная коробка для рисования
Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.
7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)
У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!
Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.
8. Сенсорная коробка с водой
Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».
Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу .
А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.
9. Тематические сенсорные коробки для детей
Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных ( Ozon , My-shop , KoroBoom ), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.
На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.
Вот и все, благодарю за внимание! Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям (прямо под статьей есть кнопки социальных сетей). А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .
Сенсорная комната в работе логопеда
автор: Аксёнова Татьяна Викторовна
Учитель-логопед МБДОУ «ДС КВ»Солнышко»
Сенсорная комната в работе логопеда
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п.г.т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Подготовила на заседание РМО
п.г.т. Уренгой Пуровскийрайон
учитель-логопед МБДОУ
«ДС КВ «Солнышко»
Аксёнова Т.В.
2019 г.
Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.
Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности — высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «чтобы не ругали», т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.
Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.
Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.
Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель — логопед?
Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
Интерактивная светозвуковая панель “Лестница света”
Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым — датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение.
Фибероптическая занавесь
Панель способствует развитию тактильного, визуального восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, также развивает осязательные навыки. Фибероптическая занавесь создает эффект мерцания при полном или частичном отсутствии освещения.
Воздушно-пузырьковая колонна. Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.
В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.
В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
Светильник с водой «Воздушно-пузырьковая панель»
Это прежде всего релаксация, организм отдыхает от всей внешней окружающей среды. Воздушные пузырьки, плавая внутри панели, стимулируют зрительный аппарат, а вибрация, ощущающаяся при прикосновении, развивает тактильные ощущения, Цвета плавно сменяют друг друга, освещая линии бегущего ручейка пузырьков. Всё это завораживает не только детей, но и взрослых.
Световое панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий, для расслабляющей гимнастики для глаз. Все это происходит под специальную релаксирующую музыку.
Оптоволоконный модуль «Звёздный дождь», «Светящиеся нити»
Используется для стимуляции зрительного восприятия,
концентрации внимания, развития творческого воображения,
мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает
стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно, ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их на пальчики, плести «косичку».
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков — это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Звёздный дождь» и «Светящиеся нити».
Зеркальная светящаяся панель «Весёлый свет» Используется для постановки и автоматизации звуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность, одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационное воздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что часто свойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово или фразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда и стимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель» какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулировать фразу (иначе желание не сбудется), что в свою очередь способствует развитию связной речи.
Стол – планшет для рисования песком необходим для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.
Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.
Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.
- Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.
- Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций». М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 47 — 57.
- Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. — с. 91-101.
- Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма «Вариант», 2001. -с. 58 — 64.
Интеграция технологии сенсорной комнаты в логопедическую работу как ключевой компонент успешности реализации образовательного процесса в ДОУ
Автор: О. А. Леонова,
учитель – логопед высшей квалификационной категории
Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.
One of the modern methods for the correction of disorders of the psychoverbal development in children is the use of the concept of the Sensory Room. The sensory room is a multifunctional complex, the use of which is able to significantly optimize the development of a child in all speech therapy areas. The equipment of the sensory room contains a powerful developing, preventive and correctional potential.
Ключевые слова: интеграция, технология Сенсорной комнаты, мотивация, ОВЗ, профилактика.
Keywords: integration, Sensor room technology, motivation, limited health, prevention
Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность свободного выбора эффективных путей использования коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.
Актуальные задачи в работе коррекционной службы нашего ДОУ- это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция.
*Выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения.
*Организация психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;
*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;
*Выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;
* Создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;
* Создание преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;
*Своевременное привлечение родителей в коррекционно – педагогический процесс. Повышение компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения совместных путей их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;
*Разработка для каждого ребёнка программу индивидуального образовательного маршрута;
* Систематическое проведение педагогами коррекционно – развивающих занятий;
*Повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень коммуникативной компетенции ребёнка.
По определению коррекционной службы ДОУ субъектом её деятельности является ребенок с 2 до 5 и с 5 до 7 лет с речевой патологией.
– имеющие подтверждённое по нормативным шкалам отставание в развитии,
– входящие в группу биологического риска имеющие медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,
а её объектом речь данного воспитанника.
На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. – это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]
Целью моей работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста для своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной нормы в пять лет или до уровня, не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.
Таким образом, главная цель нашей работы – развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.
Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.
Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:
- Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
- Нормализация психоэмоционального состояния.
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие дыхательных и голосовых функций.
- Совершенствование общей и мелкой моторики
- Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно – активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
- Совершенствование лексико – грамматического строя речи.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по коррекции речи предполагает использование традиционного классического оборудования, ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что « так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием оборудования элементов сенсорной комнаты.
Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы – Монтессори – материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)
Элементы оборудования С.к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т.д. [3, с.16]
Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании с элементами игротерапии и традиционными методами и приёмами обучения повышает эффективность работы по реабилитации детей. [2, с. 70]
Сенсорная интеграция и логопедия
На вебинаре «Сенсорная интеграция и развитие детей: советы от Совы-Няньки» (23 января 2019 года) встречались вопросы от родителей, воспитывающих детей с речевыми проблемами. Давайте сегодня рассмотрим, как эти проблемы проявляются и как с ними можно справиться.
Если малыш:
• не реагирует на обращенную к нему речь, в том числе если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
• не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей;
• употребляет перед отдельными словами лишние звуки ([а], [и]), повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, делает остановки в середине слова или фразы, затрудняется перед началом речи;
• чрезмерно медленно или быстро говорит, «проглатывая» окончания;
• искажает звуки (в речи появляются звуки, не свойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты);
• говорит в нос («гнусавит»).
Это повод обратиться к учителю-логопеду и получить профессиональную помощь.
Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции, в котором задания и упражнения основаны на обработке мозгом поступающих от органов чувств ощущений, их структурировании и упорядочивании получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
Следует отметить, что работа над «сенсорикой» не является открытием в логопедической практике. Так Татьяна Ткаченко в свое время издала пособие «Схемы для оставления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» (М., 2004). В нем есть любимая многими детьми схема для описания овощей и фруктов с выделенными самыми главными характеристиками: цвет, форма, величина, вкус.
Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.
Создать привлекательную для ребенка среду, конечно же, можно не только в кабинете логопеда, но и дома.
Например, для развития тактильного восприятия можно использовать массажные мячики, вибрирующие игрушки, тактильные панно из разнообразных материалов (кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги, поролона, дерева и т.п.) и, конечно же, «Мяч Совы» (мять его можно практически бесконечно: это очень приятное и затягивающее занятие).
Для развития зрительного восприятия подойдут фонарики, разноцветные ленты, лупы, карандаши и фломастеры.
Для развития слухового восприятия используются детские музыкальные инструменты (да-да, и барабан в том числе!), звучащие игрушки, аудиозаписи. Кстати, а почему бы не использовать с этой целью «Скакуны Совы» — забавные мячики, которые при ударе об пол издают звонкий щелчок, напоминающий цоканье копыт лошади?
Работа с обонянием и вкусом – одно из самых интересных. Тут пригодятся флакончики с запахами (кстати, Мария Монтессори рекомендовала привлекать и испорченные продукты), мешочки с ароматными травами, натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы).
Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния.
Всем успехов и вдохновения!
Любовь Вакуленко, кандидат педагогических наук, учитель-логопед
Интерактивная сенсорная панель для детского сада
Главная страница » Интерактивная сенсорная панель для детского сада » Интерактивные логопедические комплексы с «Логомер 2» для кабинета логопеда и дефектолога
Интерактивные логопедические комплексы с “Логомер 2” для кабинета логопеда и дефектолога
Краткое описание комплекса
Интерактивные логопедические комплексы помогают логопедам и дефектологам в работе с детьми. Полностью готовое решение для специалистов. Комплекс включает в себя как всю необходимую компьютерную технику, так и специализированное программное обеспечение. Включайте и работайте!
В комплекс входят интерактивная панель и набор из 90 программно-дидактических материалов и игр «Логомер 2», а также микрофон и все необходимые кабели для установки.
- Для индивидуальных и групповых занятий
- Предназначен для работы с детьми различных трудностей развития
- Обследование и фиксация результатов
- База пособий
- Программа «Конструктор картинок 2»
Смотрите презентацию комплекса «Логомер 2»
Логомер 2
«Логомер 2» представляет собой уникальный современный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.
Логомер 2 включает:
Программу с 90 интерактивными играми для проведения обследования, а также для индивидуальных и групповых занятий по рубрикам:
- Дыхание, воздушная струя (8 игр)
- Фонематический слух (12 игр)
- Неречевой слух (7 игр)
- Звукоподражание (4 игры)
- Грамматический строй (6 игр)
- Слоговая структура слова (5 игр)
- Звукопроизношение (16 игр)
- Связная речь (7 игр)
- Моторика (3 игры)
- Лексика (13 игр)
- Подготовка к чтению (7 игр)
- Интерактивная артикуляционная гимнастика — набор из 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами.
- Интерактивная программа «Конструктор картинок 2» — позволяет создавать картинки, соответствующие педагогической задаче любого специалиста.
- Программа «Документация» для создания и ведения речевых карт детей
- Программа «Звуковой альбом» для записи голоса и отслеживания динамики изменения звукопроизношения и связной речи детей.
Подходит для использования на компьютере, ноутбуке, интерактивных досках и столах под управлением ОС Windows 7 и выше.
Для индивидуальных и групповых занятий
Игры можно использовать как упражнение для одного ребенка или в группе детей.
В некоторых играх можно настроить количество раундов. Для группы лучше выставить большое количество раундов, чтобы каждый смог ответить. На занятии с одним ребенком — меньше, чтобы не устал.
Для детей с различным трудностями развития
Игры короткие и подходят для работы с детьми с трудностями в развитии речи, психики, здоровья.
Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. С помощью настроек игры можно адаптировать к индивидуальным особенностям ребенка.
Обследование и фиксация результатов
В комплекс входят две программы для ведений электронной документации: Речевая карта и Звуковой журнал. С их помощью вы обследуете речь ребенка и быстро зафиксируете результаты. Программы помогут отслеживать и демонстрировать результаты занятий.
Звуковой журнал
Звуковой журнал поможет следить за динамикой развития речи ребенка. В программе удобно записывать речь ребенка и оставлять заметки к аудиофайлам. Такие «подшивки» понадобятся для оценки и планирования занятий, демонстрации результатов родителям и коллегам.
Речевая карта
Заполнять электронные карты быстро: выбираете вариант ответа, а вручную пишете только заключение. Не надо переписывать всю карту, чтобы внести изменения — информация обновится автоматически. Карты не займут место в шкафу, не потеряются и их легко распечатать для руководства.
База пособий
В комплексе есть готовые печатные пособия и программа для создания собственных.
Программа «Конструктор картинок 2»
В программе более 600 изображений, из которых вы сделаете пособия на любую тему: постановка «трудных» звуков, изучение лексических тем, развитие связной речи, звуко-буквенного анализа
и других навыков.
Картинки высокого качества и не расплываются при увеличении и печати. Изображения в едином художественном стиле, поэтому готовые пособия выглядят профессионально. В программе удобно работать: изображения сгруппированы по разделам, готовые сюжеты можно сохранить и распечатать.
Работа с «Логомером 2»
«Логомер 2» соответствует современным требованиям специалистов, но это не значит, что вам потребуется сложное оборудование или серьезное обучение.
«Логомер 2» выполняет требования ФГОС и ИКТ
Комплекс соответствует требованиям современных ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям, вы создаете пособия и адаптируете игры к индивидуальным особенностям ребенка.
«Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Вы используете компьютер или интерактивную доску для развития детей. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.
Мы продумал важные для педагогов детали. Профессиональные актеры озвучки четко говорят, ставят правильные ударения в словах, дети слышат грамотную речь и перенимают ее. Дружелюбные герои и похвала в конце игры поощряют ребенка стараться больше и не бояться ошибок.
Работает на большинстве устройств
Компьютер, ноутбук, интерактивная доска или стол — комплекс работает на любом современном устройстве с операционной системой Windows. Подключение к интернету не обязательно.
Для индивидуальных и подгрупповых занятий достаточно компьютера или ноутбука. Для групповых занятий лучше подойдет оборудование с большим экраном: интерактивная доска или стол.
При установке программы вы сможете выбрать версию:
- для интерактивного стола или тачпанели с сенсорным управлением,
- для компьютера или ноутбука с управлением мышкой.
Адаптирован для интерактивного оборудования
Мы разработали специальную версию программы, которая оптимизирована для занятий на интерактивном оборудовании. Управление в ней рассчитано на движения пальцев, а не мышки.
Управление адаптировано к особенностям детей:
- управляющие жесты интуитивно понятны, дети быстро их освоят.
- чувствительность управления рассчитана на детей: программа распознает «смазанные» жесты, которые бывают у детей с неразвитой моторикой, и не отреагирует, если ребенок случайно махнет по экрану.
Легкое начало работы с комплексом
Комплекс не будет пылиться на полке, даже если вы плохо владеете компьютером. Игры интуитивно понятны и просты в работе, диктор говорит инструкцию для ребенка и есть рекомендации для специалиста.
Разработан с учетом здоровьесберегающих технологий
При создании игр мы используем здоровьесберегающие технологии, чтобы снизить физическую и психологическую нагрузку на детей.
Уменьшение физической нагрузки на детей
Продуманная эргономика
Для управления игрой ребенок выполняет простые действия: кликает, перетаскивает. В играх не требуются действия двумя руками или комбинационные действия.
Простое управление
В играх крупные области наведения и нет мелких деталей, куда надо целиться.
Кнопки управления игрой расположены в нижней части экрана. Когда на занятии используется интерактивная доска, то ребенку не придется тянуться вверх.
Юзабилити под ребенка
Мы располагаем важные элементы так, чтобы они были видны ребенку. Например, в игре «Волк учит буквы» выбор букв происходит не в выпадающем списке, а перещелкиванием букв на экране. Таким образом, ребенок видит элементы, которые надо менять.
Вместе с тем от ребенка скрыты те настройки, которые использует специалист.
Игры подходят для работы с детьми с ОВЗ
Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности практически со всеми категориями детей с ОВЗ.
Снижение психологической нагрузки на детей
- Длительность одной игры — 3-5 минут.
- На каждой игре указан рекомендованный возраст.
- В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка.
- В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов.
- В играх нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию.
- Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.
- Сценарии игр передают универсальные ценности и нормы здорового образа жизни, соответствуют возрастным особенностям детей.
- Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.
Занятие в контролируемой среде
- Игры проходят под руководством детского специалиста, который направляет ребенка.
- Специалист может ограничить общее количество времени, которое ребенок потратит на занятия с играми.
Преимущества «Логомера 2» для организаций
Создавая «Логомер 2», мы ориентировались на его применение в ДОУ и начальной школе. Поэтому он решает задачи организации комплексно и в подходящем формате.
Комплексно решает логопедические задачи
- ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В «Логомере 2» собраны материалы по всем основным логопедическим темам: от обследования речи до ее коррекции. Установите комплекс, и все будет под рукой.
- РАСШИРЕННЫЙ ПАКЕТ ИГР НА ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ В «Логомере 2» самое большое количество игр этого направления — 8. Они развивают речевое дыхание и ритмизацию речи. Занятия с ними помогут преодолеть нарушения речи, в том числе заикание, дизартрию, алалию и другие. В наших играх используется микрофон: ребенок дует, и на экране взлетает вертолет, разлетаются снежинки, дует ветер. Работа в «Логомере 2» дает специалисту новые возможности: он контролирует силу и продолжительность выдоха ребенка за счет настроек микрофона.
- БОЛЬШОЙ БЛОК ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Более 50 игр для решения самых востребованных логопедических задач: 28 игр для развития звукопроизношения и 24 — для фонематического слуха. Эти игры понадобятся на всех этапах работы над речевыми нарушениями: стимуляцией речи у «неговорящих» детей, развитием артикуляционного аппарата, постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией звуков в речи.
- ЭЛЕКТРОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В «Логомер 2» включена программа «Речевая карта» для обследования детей и программа «Звуковой альбом» для отслеживания прогресса развития речи. Они помогут специалисту оперативно проводить обследования, готовить документацию, наглядно демонстрировать результаты занятий, быстро находить нужные карты и сберегут место в кабинете.
Нацелен на занятия в условиях организации
- ДЛЯ РАБОТЫ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ В комплексе собраны игры для детей разного возраста и уровня развития: для дошкольников и младших школьников, детей с нормативным развитием или с ОВЗ. Комплекс пригодится на занятиях с любым ребенком.
- ДВЕ ВЕРСИИ КОМПЛЕКСА: КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРАКТИВНАЯ При установке выберите версию: для компьютера и ноутбука или для интерактивного оборудования. Они отличаются способом управления: в первой вы управляете мышкой, во второй — движениями пальцев. Специалист сможет провести индивидуальные занятия на ноутбуке, и затем групповое на интерактивном экране.
Решает проблемы специалистов
- БЫСТРАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ У специалистов много материалов: пособия в папках, игрушки в коробках, инструменты в шкафах, упражнения в книгах. Для подготовки к занятию надо достать все из шкафов и коробок, а после убрать обратно. С «Логомером 2» проще: включил и готов к занятиям.
- ОПЕРАТИВНОЕ СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ Часть пособий специалисты готовят сами: находят картинки, вырезают их и склеивают. На это уходит много времени, пособия получаются разномастными и быстро ветшают. В комплекс входит «Конструктор картинок 2» с базой из 600 картинок и простым редактором. В ней специалист быстро сделает качественные пособия и растиражирует их в любом количестве.
Удобен для покупки организацией
- Оплата по безналичному расчету в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ. Вы можете закупить комплекс на бюджетные и внебюджетные средства (гранты, взносы, средства от дополнительной деятельности и т.д.). Свяжитесь с нами, и мы поможем с закупкой.
- Полный комплект закрывающих документов для бухгалтерии.
- Гибкая оплата. Возможна предоплата или оплата при получении комплекса.
- Комплекс сертифицирован. У «Логомера 2» есть сертификат соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ГОСТу об ИКТ в образовании. Комплекс зарегистрирован в базе отечественного ПО.
Комплектация
Комплекс «Логомер 2» комплектуется наборами карточек и открыток для оборудования логопедического кабинета в составе:
- Открытки с картинками на «трудные» звуки
- Набор карточек по составлению рассказа для работы над связной речью
- Набор карточек по артикуляционной гимнастике в стишках и картинках
- Лексические открытки для работы с обобщающими понятиями
- Набор карточек для обследования фонематического восприятия
В поставку комплекта включается буклет по работе с программно-дидактическим комплексом «Логомер 2» и лицензия на использование программно-дидактического комплекса «Логомер 2» в образовательном учреждении.