Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя-логопеда по использованию элементов театрализованной деятельности при развитии всех компонентов речевой системы ребёнка, где главной целью является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
teatralizovannaya_deyatelnost_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы театрализованной деятельности в

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка, но часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки. В этом мне помогает дидактическая кукла Речевичок. Языком Речевичка можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче).

При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа – когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой», – «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине), – посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».

При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.

Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)

Логопед: летела муха

Логопед: а навстречу жук

Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.

На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте я использую учебно-методический комплект, в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации: это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми, а большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: «Больной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хаврошечка» и др.

Г.А.Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до7 лет определяет как: «Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы вытекает, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает:

– интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

– мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

«Звериные скороговорки» – чёткость дикции

Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка…) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:

Шаг на горы, шаг на тучи…

А подъём всё выше, круче…

Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!

«Диалогические скороговорки» дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки…).

Развитие речевого дыхания:

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением)

Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон – дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).

Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем…).

Психогимнастика на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы).

Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом н-р: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»).

Коррекционно-развивающие игры на:

– развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

– слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

– грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

– звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

– воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как…);

– развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…);

– развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой , костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драмматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате её в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребёнка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Игра-драматизация позволяет ребёнку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации, могут проводиться во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда игры включаются в занятия. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения. В нашей логопедической группе уже стало традицией для родителей и педагогов показывать детский спектакль (подробнее об этом, о проектах вам расскажут воспитатели нашей группы).

Воплощая в жизнь наши цели, мы, в детском саду, строим среду для театрализованной деятельности: приобретаем и изготавливаем костюмы для драматизации, идёт накопление и обновление театральных уголков, изготавливаем различные маски, шапочки, атрибуты. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги, воздействующие на него. Чем слаженнее их работ, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогом.

Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом, что называется «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей.

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Максимальный эффект в коррекции речевых возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда в обучении применяются сказки. Чтение сказок, их сочинение, разыгрывание сказочных сюжетов повышает эффективность логопедической работы с деть­ми, формируют положительную мотивацию к занятиям. Занятия-сказки максимально ориентированы на потребность ребёнка в эмоциональном общении, в них дети одновременно авторы, участники и зрители происходящего.

Просмотр содержимого документа
«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»

МДОУ № 548, г. Екатеринбург

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка – дошкольника с ТНР достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов. Для повышения эффективности коррекционной работы с деть­ми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе мы используем логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Сказка максимально ориентирована на потребность ребёнка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно участники и зрители происходящего. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.

Занятие-сказка включает следующие элементы:

– логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

– упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

– игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;

– кукольный (настольный) театр, игры драматизации.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от поставленных задач к занятию.

Этапы работы со сказкой:

Знакомство со сказкой. На данном этапе используются – картинный материал, фланелеграф.

Работа со сказкой (знакомство с героями, беседа по содержанию). Используются мягкие игрушки, картинный материал.

Пересказ сказки. Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены нецветные символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).

Развитие творческих способностей у детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность проделанной работы с детьми). Разнообразие видов театра при работе с одной сказкой сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми используются различные виды театров: пальчиковый, настольный разных подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Положительными результатами работы можно назвать следующее:

– процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление их в речи происходит в увлекательной форме и без принуждения. Речь ребёнка становится значительно грамотнее, лексически обогащённой. Улучшается просодическая сторона речи: голос у детей становится более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.

– использование занятий–сказок в логопедической работе с детьми помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении. Гиперактивных детей сказка дисциплинирует, а пассивные и робкие в ней «оживают» и активизируются.

– заинтересованность в положительном результате оптимизирует работу всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

Таким образом, сказка является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда.

Борякова Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В.В., Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.

Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А.. Логопедия в диалогах. СПб., 2004

Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1998.

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Однако, возможности сказки, в широком понимании, исчерпаны далеко не полностью:

  • Сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором, найти в ней мораль, нравственный урок.
  • Сказки не в полной мере используются для развития у детей внимания, воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь можно сравнивать сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение.
    На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Возможности сказок огромны:

  • рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
  • сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;
  • если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы:

  1. Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
  2. Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  3. Постановка сказок (игры-драматизации).
  4. Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  5. Куклотерапия (пальчиковые, бумажные,куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).
  6. Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).

Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • рифмовка слов (удалец-молодец);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
  • составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
  • составление предложений с опорой на игрушку;
  • упражнение «Закончи предложение» и т.д.

Приёмы при формировании связной речи:

  • словесная режиссерская игра;
  • пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
  • совместное решения проблемного вопроса к сказке;
  • изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;
  • моделирование; сказки про самого себя;
  • перевирание сказки;
  • бином фантазии;
  • сказки по-новому.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку) . Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс , который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.

Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:

  • Все ли ему понятно?
  • Понравилась ли ему сказка?
  • О ком рассказывается в сказке?
  • Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?
  • Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?

В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.

Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.

С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «Репка» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые (посадил волк репку), грамматические (стала репка тянуть деда), фонетические (кошка Журка) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. В ситуации «Пересчитаем, сколько хвостов у героев сказки «Репка», дети дали ответ – 4. Объяснилось все просто: у собаки, кошки, мышки и у РЕПКИ!

Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять каритнки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают («Цапля и журавль», «»Старик и волк», «Бобовое зернышко»). Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прем озаглавливания эпизодов.

Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.

Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка». Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — разными голосами.

Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
В своей работе активно использую авторские сказки Г.Юдина для запоминания слов на заданные звуки.

Запомните слова со звуками [м, м’], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

— Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
Малины! — заорал Миша.

Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы! ,

— Что ты, что ты!- испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…

Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей — лес,

Откуда ты так много знаешь?

Литература

  1. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
  2. Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
  3. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.
  4. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
  5. «Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
  6. «Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

Кузнецова Валентина Ивановна
учитель-логопед, СОШ№26
г. Уральск

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Симонова О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №4. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 28.02.2020).

Актуальность

Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности.

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.

Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи;
  2. Совершенствовать речевую моторику.
  3. Обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление).
  2. Развивать фонематические процессы.

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к занятиям.
  2. Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду.

В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях).

Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.

Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях.

Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений.

Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи.

«Братец Кролик и Братец Лис»

На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым.

Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом.

Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!»

Кролик с Лисом враждовали

И картинки выбирали.

Кролик брал со звуком [Р],

Ну, а Лис со звуком [Л]:

рак, ракета и ведро,

лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран,

кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать –

Помоги им выбирать.

(Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л])

Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап.

Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках).

У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал.

Игра «Собери урожай»

Кролик с Лисом убирали

Урожай в сентябре.

И корзины наполняли

Рано утром на заре:

помидор, укроп, картофель,

перец, редька и горох,

огурец, морковь и репа –

Урожай у них неплох!

Но делить решили звери

Заготовки по частям.

Что возьмёт в корзину Кролик?

А что Лис себе припас?

Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р’] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки)

Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли.

Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком.

Братец Лис поспорил с братцем Волком:

— Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым.

Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка.

— На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк.

— У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее!

Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост.

— Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса.

— Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал.

— Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке.

Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом.

Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика.

— Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис.

Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел.

Братец Лис всерьёз заболел,

Братец Лис не встаёт с постели.

Братец Лис совсем покраснел,

И забыл с Волком о споре.

Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым.

Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник.

Братец Кролик готовит суп

Понаваристей для больного,

Чтоб поправился рыжий плут

И устроил погоню снова.

Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник.

Игра «Угощенье»

Приглашает Лис зверят,

Накрывает всё подряд:

лимонад, желе, малину,

пирожок, пюре, калину,

торт, зефир, кефир и квас,

салат, селёдку, ананас,

бутерброды и творог,

йогурт, рыбу и сырок.

Отгадай, что на пикник

Приготовил старый Лис.

(Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам.

Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья.

Вот так и стали они не врагами, а друзьями!

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
  2. Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с.

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми.

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми.

Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

Используется огромное количество игровых методик, сказки реже.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств.

Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для

«Замок»: 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как.

Конспект занятия в средней группе «Приключения. »

«Дорогие ребята, мой братец превратился в козленочка и чтобы вернуть ему человеческий облик необходима волшебная вода, которая есть у злой Бабы Яги. Пожалуйста, помогите мне достать ее, а иначе мой братец навсегда останется козленочком… Аленушка».

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей

— С этим братцем в лес ходил

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной.

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в Волшебный. »

Дети: — Сказку Колобок. Воспитатель: — Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

(Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по.

Са-са-са — под кустом сидит лиса, Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима, Ша-ша-ша — мама моет малыша

Основные термины (генерируются автоматически): волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

Творческие игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширикова Оксана Александровна

В статье рассматривается возможность использования авторских творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи . Целью такой работы является устранение у них речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих средств является конструктивно-игровая деятельность . В статье приведены варианты игр, даны комментарии к игровым наборам. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширикова Оксана Александровна

Текст научной работы на тему «Творческие игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Ширикова Оксана Александровна

Учитель-логопед ГБОУДетский сад №2173 компенсирующего вида; апаско. 1ат@тай. ги, г.Москва

творческие игровые приёмы в логопедической работе

с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования авторских творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Целью такой работы является устранение у них речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих средств является конструктивно-игровая деятельность. В статье приведены варианты игр, даны комментарии к игровым наборам. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, коррекционно-логопедическая работа, творческие игровые приемы, конструктивно-игровая деятельность.

Shirikova Oksana Alexandrovna

The teacher – speech therapist, Kindergarten №2173 of the compensating type, anacko.lain@mail.ru, Moscow

the urgent questions of using of creative playing methods

in the logopedic work with under scool age children having common anderdevelopment with drawbacks

Abstract. The article presents the possibility of using the author’s creative playing methods in the correction speech therapy practice with the late children of under school age having the common drawbacks of speech with the purpose of correcting the speech derivations and following them non with the help of constructive playing activity.

Keywords: the underdevelopment of speech therapy practice, creative playing methods, of constructive playing activity, under school age children.

Проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей является актуальной и на сегодняшний день. Учитывая, что основными видами в дошкольном и младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.

В дошкольном и зачастую в начальном школьном периоде ведущим видом деятельности у детей является игра, на основе которой формируются продуктивные виды деятельности, в частности конструирование, способствующие становлению познавательных процессов, общему, речевому, эмоциональному, творческому развитию, само-

стоятельности и произвольных процессов. Посредством этих деятельностей – «прелюдий» формируется учебная деятельность, т. к. расширяется сфера интересов детей, развиваются психические процессы, личность, повышается мотивация и возникают потребности в знаниях (А. Л. Венгер, А. П. Усова; Е. В. Филиппова, В. Штерн; Д. Б. Эльконин др.)

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), рассматриваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все ее стороны (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

По результатам изучения детей с ОНР авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова,

Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) отмечают у этих детей наличие различных отклонений в психофизическом развитии. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания.

С. А. Миронова утверждает, что дети с общим недоразвитием речи проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальным развитием речи, только намного медленнее [6]. Это положение очень важно для нас. Автор является сторонницей теории, разработанной А.А. Леонтьевым, что речь является деятельностью. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива, а какую-либо другую деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) -важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.

Например, детское конструирование тесно связано с игровой и речевой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.), играют с ними, неоднократно перестраивая по ходу игры, оречевляют свои действия, общаются друг с другом (Л. А. Парамонова; Е.О. Смирнова). Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «construction – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специ-

альных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) [5].

В работах Ю. Ф. Гаркуши и Т. Н. Кротовой (2001) говорится о перспективности использования наглядного моделирования для коррекционного обучения детей с ОНР.

Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах (В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, В. И. Селиверстова и др.). Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях (О. В. Герасимовой и Т. А. Бочкаревой, Е. Смирновой, Л. Га-лигузовой, С. Мещеряковой и др.).

Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекцион-ном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В нашей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы обратили внимание на авторскую методику В.А. Кайе [4] в которой представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками и младшими школьниками по детскому конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом. Данные игровые наборы соответствуют высоким современным требованиям, предъявляемым к дидактическим и игровым средствам:

– вариативность: игровые наборы могут сочетаться между собой и с любыми другими дидактическими играми, могут легко видоизменяться, и использоваться в различных игровых зонах (на столе, полу) такой подход позволяет детям быть более подвижными, не находиться долго в статичной позе.

– полифункциональность’, используются в свободной деятельности детей (дети могут играть в предложенные им игры, а так же придумывать и создавать игры сами из подручного материала), на логопедических занятиях и в работе других специалистов детского сада, в работе с родителями, что позволяет развить у детей фантазию, гибкость ума, творческие способности, желание к обучению;

– эстетичность. игровые наборы яркие, красочные, креативные и привлекательные для детей, что влияет на развитие у них эстетического вкуса;

– доступность и безопасность: игры просты в использовании и безопасны (материал, применяемый для игровых наборов экологически чистый. дерево, бумага, картон).

В нашей логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы использовали модифицированные нами комплекты авторских игр «СтройКайе», «Колечки», «Баночка и шарик» и др. [4].

Приведем примеры некоторых игр, которые мы использовали на своих логопедических занятиях.

Цель игры «Запомни фигуру». развитие зрительно – предметного восприятия и произвольной памяти, мелкой моторики ребёнка. Игровой набор. «Колечки». В ходе игры детям предлагалось четыре фигуры, составленные из колечек разного цвета (красный квадрат, синий круг, жёлтый круг, зелёный треугольник). Логопед предлагал детям запомнить фигуры и построить их. Дети по команде приступали к заданию. Выигрывал тот, кто правильно запомнил все фигуры и их порядок расположения.

Цель игр «Соберите фигуры, которые вы запомнили», «Сложи такую же фигуру». развитие монологической речи, творческого воображения, мелкой моторики, памяти и мышления.

Цель игры «Собери сказочного героя». развитие связной речи, воображения, мелкой моторики. Игровой набор. цветной конструктор «СтройКайе».

В ходе игры логопед предлагал детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагалось из деталей конструктора, совместно придумать и составить как можно больше сказочных героев (Змей – Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и

т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выигрывала та команда, которая придумала больше героев и лучше о них рассказала.

В результате психолого-педагогического изучения детей с ОНР мы обнаружили, что эти игровые наборы доступны детям и любимы ими. Игровая деятельность создаёт приподнятый эмоциональный фон у детей, способствуют проявлению разнообразных чувств и эмоций, снятию напряжения, проявлению чувства удовлетворения, радости, позволяет естественным и спонтанным образом проявлять свои чувства, т. е. благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

Так же, мы заметили, что игры оживляют общение детей друг с другом и с педагогом; позволяют создавать неповторимые композиции творческого характера, что способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления, интеллекта, пространственной ориентировки. Занятия с использованием этих игровых наборов развивают у детей аккуратность, точность наблюдательность, сообразительность, ловкость, находчивость, сдержанность, увлечённость. При их использовании происходит тренировка тонких движений пальцев, что является мощным физиологическим средством стимуляции развития речи и интеллекта ребенка. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребенка с наличием дефекта.

Необходимо отметить, что в процессе игры с авторскими игровыми наборами дети чаще пользовались диалогической речью, чем в обычной ситуации, а также, в ходе игры у многих детей манипулятивные действия с предметами менялись на игровые, прослеживалось увеличение эмоционального отклика на сверстников.

На основе психолого-педагогических наблюдений, по результатам нашей практической работы с детьми, мы убедились, что игровые приёмы, предложенные нами, вносят разнообразие в логопедические занятия с детьми с ОНР, создают более обширную предметно-развивающую среду, заметно повышают качество речевой работы и потому могут использоваться в детском саду на индивидуальных и фронтальных заняти-

ях, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей этих детей. Занятия с этими играми способствуют формированию общей готовности детей (физической, интеллектуальной и личностной).

Таким образом, использование авторских игровых приёмов в коррекционно-логопеди-ческой работе, позволил нам в определенной степени развивать у старших дошкольников с ОНР более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании этих детей.

1. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопр. психол., 1966. – № 6. -С. 62- 76.

2. Глухов В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звуко-произношения у дошкольников // Дефектология, 1993. – №4. – С. 37- 42.

3. Игры в логопедической работе с детьми. -М.: Просвещение, 1979.– 192 с.

4. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

5. Кордуэлл М. Психология. А- Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко. -М.: Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.

6. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. – 204 с.

Альманах педагога

Автор: Володченко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 134
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 18.02.2017
Раздел: дошкольное образование

в системе логопедической работы с детьми

старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы»

Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и,

поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи:

формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, будь-то ФФНР, ОНР и др. можно выделить

ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, во-вторых, следствием этого,

отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно.

При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет

пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет

чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст,

то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой

коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику,

пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование

неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться

отклонениями в формировании личности. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью,

агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот

скованностью, зажатостью. Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с

привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни

атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу,

способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает

познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в

сказочного персонажа, данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета – это

заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление

поставленных коррекционных задач логопедом.

Театрально-игровая деятельность служит средством всестороннего развития личности

ребёнка-логопата, воспитание у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. В

ней можно свободно сочетать средства и способы развития творческих и речевых способностей

Театрально-игровое занятие включает следующие элементы:

– логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления

мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т.

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под

влиянием импульсов, идущих от рук;

– упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие

возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с

музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и

привития навыков речевого дыхания;

– песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и

выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

– игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей,

закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;

– Театральная деятельность: театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр,

Система построения логопедической работы в театрально-игровой деятельности с

детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста

На начало учебного года в логопедическую группу поступили дети с диагнозами ОНР 3

уровня и ФФНР (обусловленные дизартрией). Проводится дополнительное более углублённое

обследование детей (выявляются нарушения по звукопроизношению, в лексико-

грамматическом строе и связной речи; также ведётся обследование мелкой и общей моторики и

т.д.). На основании показателей нарушений у детей выстраивается перспективный план работы

по «Театрально-игровой деятельности с этими детьми»: ведётся подборка в первую очередь

речевого материала, а затем уже к ним сопутствующие игры и упражнения с учётом постановки

и коррекции нарушенных звуков у детей. Рассмотрим на примере: у детей выявлены нарушение

произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. За основу берутся ранее знакомые

детям сказки, в которых присутствуют в большей мере шипящие и сонорные звуки («Теремок»

автоматизация и диф-ция (Ш-Ж), «Заюшкина избушка» автоматизация и диф-ция (Ш-С),

«Зайка-зазнайка» закрепление свистящих в речи (С-З-Ц) «Колобок на новый лад»

автоматизация и диф-ция (Р-Л), (Рь-Ль) и т.д.).

Затем коррекционная работа разбивается на этапы:

1этап работы по сюжету сказки – развитие звукопроизносительной стороны речи у детей:

(автоматизация, диф-ция, закрепление звуков).

В этот этап работы входят игры и упражнения на развитие фонематического слуха, (может

быть включены звуко-слоговой анализ , звуко-буквенный анализ), и самое главное правильное

произношение слов с этими звуками. Эта работа проводится более сжато, т.к. основные занятия

по этому разделу проводятся на логопедических занятиях, а в кружковой работе главная цель –

это закрепление отработанных задач и развитие творческих способностей.

Также на протяжении всех занятий, начиная с первого этапа развиваем через гимнастику, игры

и упражнения – мимику, жесты, голос, интонацию и т.д.

2этап работы – развитие лексико-грамматического строя речи;

На этом этапе работы мы отрабатываем отдельные более сложные для детей в осмыслении и

закреплении задачи. Такие как: согласование числительных с существительными, согласование

существительного и прилагательного (зимний, зимняя, зимнее), образование качественных

прилагательных («Назови, какая погода?»: дождливая, ветреная и т.д.), образование простых

причастий и прилагательных («Назови, какой?»: жить – живущий, заботиться – заботливый)

и т.д. Также пополнение словаря фразеологизмами (задирать нос, душа в пятки ушла, или

такими малораспространёнными и сложными для понимания детей с речевыми нарушениями

словами: лубяная, ледяная, изба и т.д.).

3 этап работы – развитие связной речи.

Этот раздел хотелось бы выделить. Так как главной целью моей работы является – это умение

ребёнка выразить себя, обогатить речь, сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и

Разделы работы такие же, как и в логопедии, это может быть и: пересказ, описание, составление

рассказа. То, что детям логопедических групп даётся с большим трудом. В своей работе я и

использовала театрально-игровую деятельность. На этом этапе мы играем в театр. На каждом

занятии я использую разные методы и приёмы к закреплению поставленных задач.

Остановимся по подробнее:

– К примеру, при знакомстве со сказкой используются – картинный материал,

фланелеграф, магнитная доска

При работе со сказкой (когда идёт знакомство с героями, обсуждение) – вносятся

резиновые игрушки, мягкие игрушки, картинный материал.

Для наилучшего запоминания сюжетной линии – используются мнемотаблицы и схемы-

модели (по методу мнемотехники, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство

запоминания» автор Т.В. Большёва. Мнемотехника – это система методов и приёмов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Что

заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-

схемы делает сказки (рассказы) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это

схема, в которую заложена определённая информация. На таблице изображены не цветные

символы, так как дети старшего возраста (для младшего и среднего дошкольного возраста

необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются

отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная).

Для закрепления запоминания сказки, рассказа использую – «системный оператор»,

где дети сами по памяти воспроизводят сюжет сказки, вставляя в «системный оператор»

Также, когда мы «сочиняем сказку» или «изменяем окончание сюжета сказки» очень удобно

пользоваться этими методиками.

4 этап работы – закрепление ранее пройденных этапов и развитие творческих способностей у

детей (театрализация (драматизация) сказки, как результативность нашей проделанной работы с

детьми). В этом разделе я выделила обыгрывание с детьми сказочных сюжетов, драматизацию

Разнообразие видов театра, при работе с одной сказкой ( пальчиковый, настольный разных

подвидов – резиновый, деревянный, матерчатый, вязаный, конусный, плоскостной, теневой),

сохраняет заинтересованность детей в этом процессе деятельности. На каждое занятие с детьми

используются различные виды театров, дети этот раздел назвали «играем в сказку».

«Поиграв в сказку» в дальнейшем мы переносим действие в «Театр», где занимаемся с

ребятами постановкой (драматизацией) сказки. Когда определённая сказка доработана, мы

переходим к показу её зрителям – это дети нашего детского сада и их родители.

Также одной из составляющих каждого занятия, являются: ритмические и фонопедические

упражнения, пантомимические этюды, потешки, чистоговорки, музыкальные композиции,

пальчиковая и артикуляционная гимнастика и т.д.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы, варьируется от

поставленных задач к занятию.

Такое логопедическое занятие является дополнительным, поэтому проводится в форме

кружка, во вторую половину дня, один раз в неделю.

На весь этот процесс работы выделяется примерно 4 занятия. На драматизацию самой

сказки отводится свободное время от режимных моментов, активное участие, в котором

принимают воспитатели этой группы (заучивание текста по ролям, отработка отдельных

эпизодов, оформление, работа с родителями в подготовке к театрализованным представлениям).

Также в работу подключается музыкальный руководитель, который нам помогает подобрать

музыкальное оформление к сказке, музыкальное сопровождение (песни, танцы); декорации,

На занятиях используется наглядный материал по темам (иллюстрации, элементы костюмов,

игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п.); это переводит образы-представления в образы-

понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения

эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных,

психофизиологических и речевых возможностей.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: – использование

«театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не

только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более

инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. Гиперактивных детей сказка

дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

– Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения

плавными и согласованными с речью.

– Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных

– Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов

педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

– А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит

автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится более

связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная

раскрепощённость и комфортность при общении.

С ранее выпущенными детьми логопедической группы были поставлены следующие сказки:

шумовые сказки «На лесной поляне», «Сказка о злом волке», «Сказка о глупом мышонке»,

«Колобок», «Теремок», инсценировка сказки «Репка»; также дети принимали участие в

конкурсе чтецов, где получили грамоты разных номинаций, и одно из призовых мест среди

детей других групп детского сада. На праздничных мероприятиях детского сада детям нашей

логопедической группы дают роли, не только второго, но и первого плана; подготовить и

показать сценки, с чем дети очень хорошо справляются.

Читайте также:  Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию