Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_frazeologizmov_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Фразеологический оборот – настоящая сокровищница и ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, так как понимание детьми переносного значения требует высокого уровня развития логического мышления.

Работая в коррекционной группе с ОНР речи детей, я отметила, что в большинстве случаев дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений и буквально объясняют значение пословиц. Многие дошкольники часто сами замечают в речи взрослых « необычные выражения», задают вопросы об их значении. Очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и научиться точно и уместно применять их в жизни. Работа по восприятия и понимания фразеологизмов у детей дошкольного возраста с ОНР способствует формированию навыков связной речи, успешному освоению детьми системы родного языка, позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс в целом.

Работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов. На этом этапе используются следующие игровые приемы: договаривание пропущенных фразеологизмов «Поможем рассказать Аленушке сказку», «Кто внимательнее». Дети называют встретившиеся в тексте «сказочные выражения».

2 этап: усвоение значений фразеологических единиц. С целью закрепления умения детей определять значение фразеологизма на основе контекста целесообразно проводить д/и «Что бы это значило?», «Аленушкины загадки»

3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей. Чтобы показать детям нюансы фразеологического значения, можно организовать игру «Когда так бывает?».

4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний. С целью активизации в речи детей знакомых фразеологизмов, развития воображение проводятся д/и «Угадай необычное выражение». «Я скажу, а ты продолжи».

Таким образом, овладение дошкольниками фразеологизмами можно рассматривать как усвоение им национальной специфики родного языка, обеспечивающее полноценное общение с окружающими. Обогащение речи детей фразеологическими единицами оказывает положительное влияние на качество связных высказываний, развивает у детей любовь к русскому языку, чувство красоты родного слова.

В таблице представлен примерный перечень фразеологических единиц, с учетом лексических тем, изучаемых дошкольниками с ОНР.

Исползование фразеологизмов в работе с детми с онр

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Фразеологический оборот – настоящая сокровищница и ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, так как понимание детьми переносного значения требует высокого уровня развития логического мышления.
Работая в коррекционной группе с ОНР речи детей, я отметила, что в большинстве случаев дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений и буквально объясняют значение пословиц. Многие дошкольники часто сами замечают в речи взрослых « необычные выражения», задают вопросы об их значении. Очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и научиться точно и уместно применять их в жизни. Работа по восприятия и понимания фразеологизмов у детей дошкольного возраста с ОНР способствует формированию навыков связной речи, успешному освоению детьми системы родного языка, позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс в целом.
Работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.
1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов. На этом этапе используются следующие игровые приемы: договаривание пропущенных фразеологизмов «Поможем рассказать Аленушке сказку», «Кто внимательнее». Дети называют встретившиеся в тексте «сказочные выражения».
2 этап: усвоение значений фразеологических единиц. С целью закрепления умения детей определять значение фразеологизма на основе контекста целесообразно проводить д/и «Что бы это значило?», «Аленушкины загадки»
3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей. Чтобы показать детям нюансы фразеологического значения, можно организовать игру «Когда так бывает?».
4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний. С целью активизации в речи детей знакомых фразеологизмов, развития воображение проводятся д/и «Угадай необычное выражение». «Я скажу, а ты продолжи».
Таким образом, овладение дошкольниками фразеологизмами можно рассматривать как усвоение им национальной специфики родного языка, обеспечивающее полноценное общение с окружающими. Обогащение речи детей фразеологическими единицами оказывает положительное влияние на качество связных высказываний, развивает у детей любовь к русскому языку, чувство красоты родного слова.

В таблице представлен примерный перечень фразеологических единиц, с учетом лексических тем, изучаемых дошкольниками с ОНР.
Лексическая тема Фразеологизмы
«Овощи. Фрукты» Как выжитый лимон – очень уставший человек
Разбираться как свинья в апельсинах – не разбираться в чём-либо, не иметь ни малейшего понятия о чём-либо.
Яблоко раздора причина ссоры, вражды.
«Времена года Природные явления» Витать в облаках – находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающих.
Ни капли – нисколько, ничуть.
(Льет) как из ведра – о проливном дожде.
Метать громы и молнии разъяренно громить кого-либо (обычно более слабого).
На седьмом небе – безграничное счастье и глубокое удовлетворение.
Сколько лет, сколько зим – употребляемо при встрече давно не видевшихся людей
Золотая осень – сухая, солнечная осень
Как гром среди ясного неба – неожиданно.
Как снег на голову – откуда ни возьмись.
Попасть пальцем в небо – промахнуться, сказать что-либо некстати, не к месту, совершить ошибку.
«Одежда. Обувь» Родиться в рубашке – быть удачливым, счастливым.
Бросить перчатку – побуждение к спору.
Дело в шляпе – все в порядке, все хорошо.
Спустя рукава – делать свое дело лениво, нехотя, медленно
Два сапога – пара – один другого не лучше.
«Дикие животные» Как мышь на крупу надулся – так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид.
Медведь (или слон) на ухо наступил – о том, кто лишён музыкального слуха.
Гоняться за двумя зайцами – стремиться выполнить сразу два разных дела.
Доходит, как до жирафа: о человеке медленном, не быстро усваивающем сказанное.
Крокодиловы слезы мы употребляем по отношению к человеку неискреннему, который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам.
Мартышкин труд бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа.
Вертеться как белка в колесе – много работать.
Волк в овечьей шкуре – злые люди, прикидывающиеся добрыми.
«Домашние животные» Смотреть, как баран на новые ворота – смотреть с тупым недоумением, столкнувшись с чем-либо новым, неожиданным.
Вот где собака зарыта! выяснить истину, правду.
Козел отпущения – человек, на которого всегда сваливают чужую вину.
Купить кота в мешке – означает приобрести что-то за глаза, не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.
Собаку съесть – многое повидать и испытать в жизни.
Брать быка за рога – Начинать действовать энергично, сразу и с самого главного.
«Части тела и лица» Иметь зуб (на кого-то) – испытывать недовольство кем-либо, сердиться, враждовать с кем-то, затаить злость, желать навредить кому-то.
Точить зубы (на кого-то) – сердиться на кого-либо, накапливать злобу, планировать враждебные действия в отношении кого-либо.
Чесать язык (чесать языком) – говорить зря, заниматься болтовнёй
Разинуть рот – удивиться, прийти в изумление.
Сесть на голову (кому-либо) – постоянно что-то требовать от кого-либо, вести себя бессовестно
Пальчики оближешь – о чём-либо очень вк Не верить своим глазам – удивляться чему-либо неожиданному.
Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.
Как без рук – оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо)
Клевать носом – дремать сидя и, борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.
Душа в пятки ушла мы употребляем, когда говорим о человеке, который перетрусил, сильно испугался чего-либо.
Морочить голову дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.
Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Семи пядей во лбу Так говорят про очень умного человека
Умывать руки – устраниться, отказаться от ответственности за что-либо.
Валиться с ног – падать от усталости
Утереть нос – превзойти кого-либо в чем-либо.
«Профессии» Мастер на все руки — это человек, который многое умеет.
Профессор кислых щей – малограмотный человек.
Золотые руки – человек, который умеет все делать
«Дом. Части дома» Не выносить сор из избы не следует разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми.
Как за каменной стеной – находиться под надёжной защитой.
Ни кола ни двора означает наивысшую степень бедности.
Плевать в потолок – совсем ничего не делать, бездельничать.
«Насекомые» Делать из мухи слона – сильно преувеличивать
Заморить червячка – немного утолить голод.
Комар носа не подточит – не к чему придраться.
«Продукты» Заваривать кашу – то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело.
Калачом не заманишь – никакими уговорами, никакими средствами не заставить кого-либо зайти или заехать куда-либо.
Съесть пуд соли прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга.
Печь как блины – создавать что-то быстро и в большом количестве.
«Посуда» На золотом блюде преподнести, вручить – получить желаемое без усилий.
Не в своей тарелке – чувствовать себя не ловко.
«Транспорт» Сжечь корабли – что сделать решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему.
Вставлять палки в колеса – специально мешать кому-либо в каком-либо деле.
Поезд ушел – уже поздно, время упущено.
«Деревья» Дрожать как осиновый лист – трястись от холода, мерзнуть
Как банный лист (пристал) – о надоедливом человеке
«Мебель» Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении.
«Птицы» Взять под свое крылышко – окружить кого-либо своим вниманием, заботой.
Гусь лапчатый – ловкий, хитрый, пронырливый человек.
Белая ворона – так говорят о том, кто резко выделяется среди других, кто не похож на окружающих.
Считать ворон – быть крайне невнимательным, рассеянным.
Попасть как кур во щи (кур в ощип)- попасть в глупое или неловкое положение.
Первая ласточка – Самые ранние, самые первые признаки появления, наступления чего-либо.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Волина В.В. Веселая грамматика: Фразеология. – М.:Дрофа, 2003. – 80 с.
Волков С. В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. – Издательство: “Сова”, 2009. – 224 с.
Голуб И.Б. Фразеологическая стилистика / И.Б. Голуб // И.Б. Голуб Стилистика современного русского языка. – М., 2004. – С. 113-130.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Высшая школа, 1994.
Лаврентьева Е. Веселый фразеологический словарь. – М.: РООССА, 2007.
Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни [Электронный ресурс]. – Дис. …канд. пед. наук. – М., 2001. – 173 с.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии / В.М. Мокиенко. – М.: Высшая школа, 1990. – 258 с.

  • ispolzovanie_frazeologizmov_v_rabote_s_detmi_s_onr
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 1

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 24.04.2014

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Дубинчук, Л. В. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. В. Дубинчук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5542/ (дата обращения: 07.01.2021).

Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образно-выразительными средствами общения.

Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?»

В основе таких историй лежит интересное явление языка — способность слов соединяться в целостные выражения, используемые в речи в переносных значениях. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» — «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.

Фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.

В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.

Наиболее актуальна работа по овладению образно-выразительными средствами общения с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.

Фразеологизмы всегда сложны по составу, но образуются из соединения нескольких слов, это сближает их с обычными, или, как их называют, свободными, словосочетаниями. Однако в свободных словосочетаниях любое слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу. Фразеологизмы такой замены не допускают.

В отличии от свободных словосочетаний фразеологизмы не допускают включения в них новых слов, в их составе нельзя обновлять не только лексику, но иногда и грамматические формы входящих в них слов. Во многих фразеологизмах нельзя менять даже порядок слов.

Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. Воспроизводимость — это важнейшее отличительное свойство фразеологических оборотов — делает их похожими на отдельные слова. Это сходство поддерживается ещё и тем, что фразеологизмы обычно являются синонимами обычных слов.

Очень важным является создание необходимых условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образно-выразительными средствами языка, как необходимой предпосылки гармоничного развития личности.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Под общим недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. В этом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.

Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Такую речевую работу учитель-логопед может вести на материале любой лексической темы.

Основывается такая работа на ведущей деятельности детей этого возраста — игровой. Поэтому проходит интересно для детей и педагогов.

Работа проводится поэтапно.

I этап: Ознакомительный

II этап: Основной

III этап: Заключительный.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

1. Определение содержания словарной работы

2. Усвоение переносного значения слова детьми

3. Совершенствование качества связных высказываний дошкольников

4. Становление словесного творчества

5. Развитие образно-выразительной речи детей

6. Понимание содержание текстов художественной литературы

7. Формирование интереса к родному языку у детей и родителей

8. Совместная деятельность с родителями

Знакомство с фразеологическим оборотом.

На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к необычным выражениям. Детям задаются вопросы типа: «Как ты понимаешь такое выражение?», «Когда так говорят?»

Фиксируется понимание детьми фразеологического оборота (без уточнений и исправлений). Проводится анализ ответов детей.

Толкование фразеологического оборота.

На этом этапе следует учить детей воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно — разговорной фразеологии.

При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

1. Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками. (нос, комар, язык)

2. Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку — «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».

3. «Закончи пословицу, поговорку…» («Без труда не вытащишь …»)

4. «Исправь ошибку» («Два сапога — тара»)

5. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели»

6. «Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса- хитрая, еж — колючий, трусливый как заяц, а смелый как лев».

7. «Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.

8. «Найди фразеологизм в сказке»

9. Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы…»

Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами

на материале викторины «В начале было слово…»

Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.

Ничего я не пойму:

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове — сто две…

Вот так каша в голове!

Так говорится о том, кто очень много каши съел, так много, что даже в голове каша; или говорится о том, у кого все мысли перепутались.

У бедного мальчика такая «КАША В ГОЛОВЕ». Попробуй догадаться, о чем он думает, и отгадай, как его зовут. Среди всех этих слов спряталось его имя.

«Молоть чепуху» — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром

Раздается в поле? –

Целый день Тит с Петром

Намололи три мешка…

Вот такая чепуха!

«Молоть чепуху» — это значит говорить о чем-то очень смешном, веселом и необычном.

Художник все перепутал и нарисовал чепуху. Разберись что здесь не так. (картинки с нелепицами)

На мельницу привезли сказки, и мельница их так перемолола, что все сказки перепутались — и получилась настоящая чепуха. Посмотри на картинки и найди соответствующие пары, чтобы получились известные тебе сказки.

Собери сказку (разрезные картинки)

Тары-бары — пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» — значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.

Две подружки, две Тамары

Что за тары? Что за бары?

Не поймет никак родня.

Эти тары, эти бары –

Это просто болтовня!

Тары-бары — это вообще неизвестно что, а вот тараторить — это очень быстро говорить, так, что тебя никто понять не может.

На рисунке все болтают между собой — «Разводят тары-бары»…

Подумай, о чем могут болтать между собой мышата, котята, девчонки и мальчишки. Соедини линиями наших героев, разводящих тары-бары, и предмет их разговора.

«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА»

Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.

В стране Хохотания

Любили смеянцы веселье и танцы,

И просто смеятся любили смеянцы.

Пусть слово не ново

Сделать надо что-то смешное, рассказать что-то смешное. Когда захохотался и остановится не можешь.

Народная игра «СМЕШИНКА»

Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол.

Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и. т.д.

Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например:

— Что ты сегодня ел на завтрак?

И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется — платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т. п.

«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ!»

Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относится. Не торопится что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.

Так обо мне твердит молва:

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать — летят слова,

Как пробка из бутылки.

Совет недавно мне дала

Одна девчонка в школе:

—Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до десяти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: — А я причем?

Но, досчитав до десяти,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

Если тебе что-то сказали, а ты не делаешь.

Я думаю, что если мама сказала что-то сделать, ты это сделаешь.

Если выдерут перья у голубя, то он не улетит.

Если ты кому-то сказал обидное, то человеку будет неприятно, и это не исправить.

Задание: Прежде чем ответить, подумай. Угадай, какое слово здесь спряталось? (изографы)

Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.

— Зла Гадюка и жестока.

— Перестань чесать язык, –

Ей в ответ сказал Кулик.

И воскликнула Сова:

— Ты, Сорока, не права.

Знать должна любая птица,

Что злословить не годится.

Зубы почесать, до верха рта

Может долго говорить, много… Да, когда не останавливается

Задание: Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).

Пять котят пить хотят.

Дядя Дима иди мимо.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ»

Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

В языке итак нет костей. Это так: тра-та-та…

Когда много говоришь: ля-ля-ля…

Чего на свете не бывает? Исправь ошибку и назови нужное слово.

Черный мел Старый малыш Твердая вата

Горячий снег Молодой старичок

Составление словаря-минимума по теме. Рисунки детей. Игра «Вспоминаем и называем», фиксация понимания детьми фразеологического оборота. Викторина с родителями, выставка газет «Семейные истории».

В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшилось понимание фразеологических оборотов, обогатился словарный запас, речь стала более яркой, образной и выразительной. А родители воспитанников в результате такой совместной деятельности всё активнее сотрудничают с педагогами и специалистами.

1. К. В. Иванова, В. А. Рыбаков Сами с усами. Весёлый словарь фразеологизмов для ребят и их родителей. Москва, издательство «Лист», 1998 г.

Похожие статьи

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

общее недоразвитие речи, III, художественный текст, литературное развитие, литературное произведение, художественное произведение, поэтическое слово, художественное восприятие, ребенок, родной язык.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Ключевые слова: связная речь, мнестическая функция, память, стихотворный текст, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, мнестическая дорожка, общее недоразвитие речи (ОНР). К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка.

Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности

Ключевые слова: фразеологизмы, словарный запас, речь, речевой оборот, эмоциональная окраска.

Он используется в основном в разговорном, журналистском и художественном стилях речи. Весь набор навыков и умений, связанных с использованием фразеологических.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

ребенок, общее недоразвитие речи, социально-личностное развитие, дошкольный возраст, художественная литература, общение, старший дошкольный возраст, литературное произведение, речевое общение, качественное.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую.

Развитие образности речи дошкольников средствами.

Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы.

На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного.

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей.

При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы.

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.

Роль фразеологизмов в речи учащихся 11 классов

Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках

Фразеологизмы в русском языке в повседневной речи употребляются достаточно часто. Порой мы не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения — настолько они.

Групповое логопедическое занятие по теме “Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые выражения и слова”

Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

Подготовка руки.
Запись даты.

2. Синтез слов. Повторение.

– Соберите из отдельных букв слова-понятия

– Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.)
– Верно! Ориентируясь на схему, расскажите, какие “правила предложения” вы знаете.

3. Введение в тему занятия:

– Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.

4. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.

– Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

    У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
  • Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
  • Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
  • Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
  • Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
  • Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

– Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, чем тот, который вы предложили, то есть эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах.

– Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:

– Устойчивое сочетание слов.
– Прочитайте, что такое “Фразеологизм”.
– Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

5. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

– Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.
– Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.

ОТКРЫВАЮ ПО ХОДУ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ

У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)

6. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением:

– Прочитайте фразеологизмы на индивидуальных карточках.
– За какими картинками они “прячутся”?

7. Физминутка

– Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

  • Голоден как …(ВОЛК)
  • Хитёр как … (ЛИСА)
  • Труслив как … (ЗАЯЦ)
  • Здоров как … (БЫК)
  • Надут как … (ИНДЮК)
  • Упрям как … (ОСЁЛ)

8. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):

– Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:

  • 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы
  • 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы

9. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.

– Прочитайте и объясните фразеологические обороты, приведённые в справке.
– Прочитайте текст. Замените выделенные слова фразеологизмами (УСТНО)

– Спишите первое предложение. Подчеркните в нём используемый фразеологизм.

10. Итог занятия:

– О каких необычных предложениях мы сегодня говорили?
– Продолжите начатую мною фразу: “Фразеологизмы – это….”.

Работа учителя-логопеда над фразеологизмами

  • 2020-2021 учебный год (3)
  • 2019-2020 учебный год (7)
  • 2018-2019 учебный год (15)
  • 2017-2018 учебный год (17)
  • 2016-2017 учебный год (8)
  • 2015-2016 учебный год (3)

Работа учителя-логопеда над фразеологизмами

Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А. М. Бородин, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие.

Исследования педагогов и психологов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае фразеологизмы. Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: Бить баклуши — бездельничать; Зарубить на носу — запомнить; Очки втирать — обманывать и т. д.; Дети частенько задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты: «Мама, ты говоришь, что мне «Хоть кол на голове теши!» или, что «Все как о стенку горох!» — как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху?» А где «раки зимуют?» А кому «медведь па ухо наступил?» Это и не мудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времен. Ученые в своих исследованиях отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию фразеологизмов и умением осмысленно и логически грамотно использовать их в своей речи.

Этапы работы над фразеологизмами

Не менее важно проводить работу поэтапно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

1 этап обучения: ориентировочный – определение примерного объема фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста; – выяснить наличие у детей фразеологической лексики.

2 этап обучения: – познакомить детей с тематической классификацией фразеологических единиц, обозначающая время, меру, признаки поведения, волевые акции. – выявить умение детей старшего дошкольного возраста давать толкование значений фразеологизмов.

3 этап обучения: – самостоятельное исследование в речи фразеологических единиц детьми старшего дошкольного возраста. – закрепить умение детей осознанно использовать фразеологические единицы, что придаст речи детей живость и образность.

Этапы работы над фразеологизмами Не менее важно проводить работу поэтапно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. 1 этап обучения: ориентировочный – определение примерного объема фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста; – выяснить наличие у детей фразеологической лексики. 2 этап обучения: – познакомить детей с тематической классификацией фразеологических единиц, обозначающая время, меру, признаки поведения, волевые акции. – выявить умение детей старшего дошкольного возраста давать толкование значений фразеологизмов. 3 этап обучения: – самостоятельное исследование в речи фразеологических единиц детьми старшего дошкольного возраста. – закрепить умение детей осознанно использовать фразеологические единицы, что придаст речи детей живость и образность. Предлагаю использовать следующие фразеологические обороты: Словарь — минимум: Фразеологические обороты п/п Фразеологический оборот Толкование Синонимы, антонимы 1 Бить баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками. Лежать на боку, сидеть сложа руки. считать ворон. 2 Бить тревогу Настойчиво обратитьвнимание на что-либо. Бить во все колокола. 3 Братья меньшие О животных 4 Валиться из рук Не ладиться из-за отсутствия желания Руки опускаются 5 Вверх ногами В перевернутом положении Вверх тормашками 6 Вертеться как белка в колесе Быть в заботах, хлопотах, постоянно занятым. Вертеться колесом , вертеться волчком. 7 Вешать (повесить) нос Окружить кого-либо своим вниманием, заботой. 8 Висеть на телефоне Подолгу говорить по телефону. 9. Валиться с ног Падать от усталости Выбиться из сил 10. Взять под крылышко Окружить кого-либо своим вниманием, заботой 11 Во весь голос говорить (кричать) Очень громко. Во все горло, на всю ивановскую, как резаный 12 Во весь дух бежать Очень быстро. Вовсе лопатки, во всю прыть, сломя голову, как угорелый, что есть духу. 13 Водой не разольешь Очень дружны. неразлучны. 14 Все время Постоянно, не переставая. 15 Выбиться из сил Очень устать. Валиться с ног, едва ноги передвигать 16 Глаз не оторвать Сильное впечатление от увиденного. 17 Глаза разбежались О трудности выбирать что-либо 18 Гусь лапчатый Ловкий, хитрый, пронырливый человек. 19 Дать слово Пообещать. 20 Делать их мухи слона Необоснованно преувеличивать. Сгущать краски 21 Держать ушки на макушке Выть внимательным, осмотрительным, настороже. Держать ухо востро, глядеть в оба. 22 Держать хвост пистолетом Не терять выдержки, не унывать 23 Держать язык за зубами Молчать не говорить лишнего. 24 Добро пожаловать Приветствие, включающее приглашение 25 Добрый день (вечер) Приветствие при встрече днем (вечером) 26 Дрожать как осиновый лист Трястись от холода, мерзнуть 27 За тридевять земель Очень далеко На краю света; у черта на куличках; бог знает где; за морями, за долами; за семью холмами; за семью реками 28 Задрать стрекача Быстро убежать Пуститься на утек 29 Задрать нос Важничать, зазнаваться 30 Заморить червячка Немного утолить голод 31 Заруби себе на носу Запомни 32 Знать как свои пять пальцев Знать очень хорошо 33 Золотая осень Сухая, солнечная осень 34 Золотые руки О том кто умеет все делать Мастер на все руки 35 И был(а) таков(а) Бесследное исчезновение кого-либо Только его и видели. Поминай как звали. Как вводу канул. Как корова языком слизнула. Как сквозь землю провалился. Как не бывало. И след простыл. Как ветром сдуло 36 Как без рук Совершенно беспомощен. 37 Как банный лист (пристал) О надоедливом человеке. 38 Как вкопанный Совершенно неподвижно. 39 Как гром среди ясного неба Неожиданно Как снег на голову, как из-под земли, откуда ни возьмись. 40 Как две капли воды Очень похоже, точь -в- точь. 41 Как за каменной стеной Надежно. 42 Как кошка с собакой Недружно, постоянно враждуя. 43 Как по маслу Легко и без особых усилий. 44 Как с гуси вода Совершенно безразлично, все нипочем. Хоть бы что 45 Курам на смех Очень мало. 46 Лить слезы Горько плакать. 47 Молчать как рыба Не произносить ни слова. 48 На носу (зима) Скоро в ближайшем будущем. Не за горами, на пороге, у дверей 49 Набрать в рот воды Ничего не говорить. Проглотить язык 50 Не верить своим ушам Очень удивляться. Диву даваться, делать большие глаза, развести руками, открыть рот. 51 Не по дням , а по часам Очень быстро 52 Не покладая рук Очень старательно, не жалея сил. В поте лица, засучив рукава, не разгибая рук. 53 Одним глазом Между делом наблюдать, присматривать. Краем глаза 54 Одного поля ягоды Очень похожи друг на друга Два сапога пара, из одного теста 55 Острый глаз Наблюдательный. 56 От всего сердца Искренне. От всей души. 57 Поджать хвост. Испугаться чего-либо, стать осмотрительнее, скромнее. 58 Проще простого Очень легко и просто. Пара пустяков, ничего не стоит 59 Пуще прежнего Еще сильнее 60 Развесить уши Бессмысленно довериться кому-либо, заслушаться Разинуть рот 61 Родиться под счастливой звездой Быть счастливым, удачливым во всем. Родиться в рубашке 62 Ронять слезы Плакать 63 С гулькин нос Небольшой по размерам, немного по количеству. Капля в море. 64 Сами с усами Не хуже и не глупее других. Не лаптем щи хлебаю. 65 Слона из мухи делать Сильно преувеличивать. 66 Смешинка в рот попала Тот кто не может удержаться от смеха. 67 Снега зимой не выпросишь О жадном человеке. 68 Считать ворон Быть рассеянным невнимательным. Ловить мух 69 У разбитого корыта остаться. Остаться ни с чем, потеряв все приобретенное. 70 Уносить ноги. Спасаться бегством, убегать. 71 Ходить на цыпочках Вести себя тихо, бесшумно. Ходить на голове. 72 Честное слово Убеждение в правде, искренности. Ходить на голове. 73 Шевелить мозгами Думать. 74 Яблоку негде упасть Очень тесно. Как селедки 75 Язык без костей О том, кто не в меру болтлив Длинный язык Методика работы над фразеологизмами В качестве ведущей методики может быть использован метод наблюдения за речью детей и 3 серии заданий в форме игры: • Первая серия заданий: а) наблюдение за детской речью в различных видах деятельности, б) ассоциативный эксперимент па слово. Игра «Я скажу, а ты продолжи» в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм. Игра «Кто больше назовет необычных выражений?» • Вторая серия заданий: Детям предлагается объяснить смысл предложенных фразеологических единиц исходя из контекста: а) игра «Скажи по другому» б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации • Третья серия заданий: Направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми старшего дошкольного возраста. Можно предложить также речевые ситуации, как: а) сравнение двух рассказов (первый с синонимами, второй с фразеологизмами) б) пересказ рассказа с фразеологизмами в) составление сказки по заданному фразеологизму г) подбор фразеологизма к иллюстрации. Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка. А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните: выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают. Используемая литература: Митькина И.Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни» (М., 2001).

Итоговое открытое занятие в подготовительной логопедической группе «Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников с ФФНР»

Тема: «По следам солнечных зайчиков»

Цель:

– развивать графические навыки, координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, ловкость движений тела, рук и пальцев;
– развивать связную речь;
– закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
– воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
– формировать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: магнитная доска, фломастеры, напечатанный большой кроссворд и маленькие по количеству детей, карточки с зашифрованными словами, карточки с зашумлёнными буквами.

Ход занятия

Группа украшается жёлтыми воздушными шариками.

– Мы сегодня с вами отправляемся в необычную страну. (логопед)

Где-то за далекою алою зарей,
За прекрасной утренней яркою звездой,
Зайчиков волшебных, солнечных страна,
Где цветут подсолнухи, и живет весна.

– Хотите туда отправиться? Впереди нас ждут трудности, что бы их преодолеть нам понадобятся все знания, что мы с вами накопили.

– Посмотрите перед нами рисунок. Какое время года нарисовано?

– А у нас сейчас какое время года? (Ответ детей)

– Весна красна, пришла тепло нам принесла. Весеннее солнце улыбнулось нам всем, давайте и мы с вами тоже улыбнёмся.

Здесь живёт хмурилка (поглаживание лба ребром ладоней)
Здесь живёт дразнилка (поглаживание крыльев носа пальцами)
Здесь живёт смешинка (массажные движения подбородка)
Здесь живёт страшилка.
Это носик бибка. (поглаживание кончика носа)
Где твоя улыбка? (улыбнуться, пощипать слегка щёки)

1. Рассматривание картинки.

Картинка закреплена на магнитной доске. На ней нарисован весенний сюжет: солнышко, тают ручьи, цветут подснежники, просыпается медведь в берлоге, прилетают птицы с юга и т.д.

2. Беседа по вопросам и рисование лучиков от солнца.

– Весеннее солнце чему улыбнулось?
– Лучами оно до чего дотянулось?
– Откуда капают капели?
– Откуда птицы прилетели?
– Откуда подснежник пробивается? Течёт ручей?
– Где листья распускаются?
– Откуда звери после спячки вылезают?
– Где малыши кораблики пускают?

– Чему радуется весеннее солнышко, мы узнали.

– Но куда же нам идти?

– Посмотрите, кто это сидит у тропинки? (игрушка лисёнок).

– Думаю, лисёнок нам подскажет, что необходимо для того, что бы попасть в страну «Солнечных зайчиков».

«Чтобы всё на свете знать,
Надо много прочитать.
Чтобы много прочитать,
Надо буквы изучать.
А когда ты их узнаешь,
Всё на свете прочитаешь»

– Ребята, а буквы мы с вами знаем? Читать умеем? Значит, все задания жителей солнечной страны постараемся выполнить.

– Идём по следам солнечных зайчиков. (По группе выложены жёлтые следы)

– Посмотрите солнечные человечки. Что они здесь делаю? (желтые человечки вырезаны из бумаги)

Рассыпаны буквы, лежат 2 стрелочки, одна в левую сторону показывает, другая в правую.

2. — Человечки запутались, в какую сторону правильно пишутся буквы. Давайте им поможем. (Дети соглашаются).

Раскладывают буквы согласно стрелочкам. Называют, какие буквы пишутся вправо, а какие влево.

Помогли человечкам, попрощались с ними.

3. Дети приходят на луг и видят Пчелу. (игрушка)

Пчела просить помочь ей найти цветы, с которых необходимо собрать нектар, чтобы получился «Солнечный мёд» для жителей страны.

Задание: Узнать букву и собрать название цветка, похожего на солнышко. («зашумлённые» буквы – Одуванчик).

Дети прощаются с пчёлкой, идут дальше и видят много жёлтых бабочек. Любуются ими.

– А здесь живут бабочки. У них необычное задание для вас, нужно быть очень внимательными.

4. Найти буквы среди других символов. Выписать и прочитать весенние слова.

– ручей, капель, ледоход, проталины, подснежник, дождь, (слова по количеству детей)

Дети выписывают буквы и читают, какие слова получились.

– Как здесь красиво в Солнечной стране и везде нас встречают добрые жители. Давайте для них расскажем стихотворение.

Физминутка «Доброе утро»

«Доброе утро!» — птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт и идёт по делам.

4. У солнышка много дел и оно решило поиграть с нами своими лучиками.

Задание: Написание букв на спине и отгадывание их. Ребенку, который будет писать букву на спине другого, показать картинку, писать букву, с которой начинается слово. (Пишут волшебным лучиком).

Дети идут дальше и видят: кто-то спрятался в траве.

– Кто же спрятался в траве? Давайте угадаем.

Задание: «Собери слово из слогов»

3 слог в слове – молоко; 2 слог в слове – мыло; 1 слог в слове – боксёр.

Дети отгадывают слово и собирают его из букв (Колобок).

Задание от колобка: «Разгадай кроссворд»

Большой кроссворд на доске и маленькие кроссворды на столах у детей. Отгаданные слова дети вписывают самостоятельно у себя.

С заданием справились. Подходят к домику солнечных зайчиков. Приготовлен сюрприз.

Дети прощаются с зайчиками и на память оставляют подарки.

«Игра с прищепками»

Добавить недостающие части с помощью цветных прищепок: зайчику ушки, подсолнуху и цветочку лепестки и листья, птичкам крылья и т. д.

– Весёлое у нас было путешествие по «Стране солнечных зайчиков». Со всеми заданиями мы справились, в этом помогла вам дружба. Не забудем мы солнечных жителей и их доброту.

Дети все вместе читают стихотворение.

Утром Солнце дарит нам веселый смех,
Солнечных чудесных Зайчиков для всех.
Охраняют детства счастье и покой
Солнечные Зайчики и мамина любовь!

На память о Солнечной стране дети дарят гостям подарки: сделанные из бумаги жёлтые зайчики.

Тарасова Елена Васильевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 24
«Красная шапочка», Иркутская область,
г. Усть-Илимск

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) “В поисках Азбуки” в подготовительной группе

Опубликовано: 19:37:06 11-01-2017

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас – Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

– В конверте лежат и задания от Карабаса – Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

-Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

– У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности ,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

– Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

– А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса – Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов .Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

– Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба – ба – на избе была труба. (звук Б)

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» – (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» – наседка вторит –
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

– Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

– А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

– Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Читайте также:  Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию