Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Консультации по обучению:

Запись на собеседование:

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

  • Об институте
    • Главная
    • Сведения об образовательной организации
    • Дополнительное образование
    • Информация обучающимся
      • Лицензия
      • Порядок поступления и обучения
      • Перенос обучения
      • Продление обучения
      • Досрочное завершение обучения
      • Итоговая аттестация
      • Технические требования
      • Документы об образовании
    • Организационно-правовые документы
      • Нормативно-правовые акты
      • Локальные акты
    • Профессорско-преподавательский состав
    • Отзывы
    • Структура института
    • Свидетельство о регистрации института
    • Реквизиты института
    • Часто задаваемые вопросы
    • Обратная связь
    • Контакты
    • Вакансии
  • Повышение квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • Профессиональное обучение
  • Конференции и конкурсы
    • Структура центра
    • Монографии
    • Конкурсы и Фестивали
    • Конференции (публикация статьи)
    • Сборники
    • Архив очных конференций
    • Статьи
    • План заочных НПМ
  • Выездное обучение
  • Очные курсы и очные конференции
    • Повышение квалификации
    • Семинары-практикумы и очные конференции
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Тренинги
    • Публичные лекции
    • Вебинары
  • Новости
    • Анонсы
    • События
  • Вебинары
  • Непрерывное медицинское образование (баллы НМО)
  • Аудит
  • Самые популярные курсы
  • Профессиональная переподготовка
  • Обучение рабочим профессиям
  • Центр профильного образования
  • Здравоохранение
  • Курсы для профессорско-преподавательского состава ВО
  • Среднее профессиональное образование
  • Общее образование
  • Дошкольное образование
  • Дополнительное образование
  • Психологическое образование
  • Физическая культура и спорт
  • Социальная работа
  • Специальное (дефектологическое) образование
  • Юридическое образование
  • Экономика и управление
  • Судебная экспертиза
  • Английский язык
  • Педагогическое образование
  • Делопроизводство и архивоведение
  • Психология спорта
  • Управление образовательными организациями
  • Кадровое делопроизводство
  • Инклюзивное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Автор: Шакирьянова Светлана Павловна)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Шакирьянова Светлана Павловна.

г. Новосибирск, МБОУ СОШ № 67, учитель-логопед.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема использования малых фольклорных форм, как одного из наиболее эффективных средств профилактики и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов с нарушением речи. Автор рассматривает использование фольклорных произведений, как разновидность формы работы с учащимися начальных классов, имеющими речевые нарушения.

Ключевые слова: малые фольклорные формы, письменная речь, учащиеся начальных классов.

THE USE OF SMALL FOLKLORE FORMS, AS MEANS OF PREVENTION AND DEFECT CORRECTION OF WRITTEN SPEECH OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH SPEECH DISORDERS

Shakiryanova Svetlana Pavlovna.

Novosibirsk, MBPEE School 67, teacher and speech therapist.

Abstract. The article deals with the actual problem of small folk forms use as one of the most effective means of prevention and correction of written language disorders in primary school students with speech disorders. The author considers the use of folklore works as a kind of work form with primary school students who have speech disorders.

Key words: small folklore forms, written speech, primary school students.

В настоящее время возрастает количество детей имеющих различные речевые нарушения. Ученые и практики выделяют ряд проблем, которые необходимо учитывать в работе с данной категорией детей:

  • недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме;
  • затрудняются в выделении первого гласного, согласного звука, в подборе картинок, включающих заданный звук;
  • затрудняются в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком;
  • не опознают тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой;
  • затрудняются в произнесении многосложных слов и словосочетаний, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя, оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками;
  • не могут сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; неустойчивое внимание;
  • слабо сформирована наблюдательность к языковым явлениям;
  • недостаточно развита способность к переключению, к запоминанию;
  • не умеют проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности;
  • замедленная скорость протекания мыслительных операций вследствие чего снижается скорость восприятия учебного материала и это приводит к проблемам в усвоении материала школьной программы.

В результате снижается учебная мотивация, появляются поведенческие трудности. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания [4]. Одной из таких форм, используемой на логопедических занятиях по профилактике и коррекции нарушений письменной речи предлагается использование малых фольклорных произведений.

Основываясь на работах О. Л. Князевой [2] под малыми формами фольклора данный, автор понимает небольшие по объему произведения народного творчества, в которых заключается совокупность приемов и изобразительных средств. К ним относятся: загадки, потекши, поговорки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, сказки.

Анализируя психолого-педагогическую, логопедическую и методическую литературу, можно отметить, что фольклор признан одним из важных средств использования в работе с детьми с ОВЗ, в нашем случае, с нарушениями речи, в образовательных учреждениях. Влияние фольклора на эстетическое развитие ребенка освещено в трудах Н. С. Смирновой [5]. Л. П. Стрелкова [6] раскрывает роль фольклора в эмоциональном воспитании. К. Д. Ушинский [8] рассматривает важность фольклора на воспитательное значение и его влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.

Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным, а использование малых фольклорных форм помогает выстраивать работу в логическом порядке. Так, например, в процессе занятий может завязаться дружба со сказочным персонажем – куклой Зиночкой, которая живет в волшебном сундучке. Она во всём ребятам помогает, и они в свою очередь выручают ее из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках, закрепляя изученный материал. Дети легко входят в сказочный мир, изображают своих героев, переживают те чувства и эмоции, которые переживают персонажи. По мнению М. В. Франца [9], ребенок с самого начала сказки занимает позицию положительного героя, а негативные чувства испытывает по отношению к отрицательному герою. В результате формируется соответствующее отношение к плохим качествам человека: жадность, подлость, злоба, зависть и другие. Сказка помогает развитию нравственных качеств у ребят, заставляет их делать важные выводы, извлекать жизненные уроки взаимоотношений, общения на примере героев.

Наряду с воспитательными ценностями, фольклор оказывает влияние на речевое развитие детей. Возможность и необходимость использования фольклора в процессе развития речи доказаны в работах Ю. Г. Илларионовой [1], Н. С. Карпинской [3], О. С. Ушаковой [7]. По словам Н. С. Карпинской: «Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи» [3].

Одной из актуальных задач, где могут использоваться малые фольклорные формы, является выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата, некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимым материалом для дикционных упражнений также могут служить пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. В данном случае малые лаконичность и четкость малых форм по форме, глубине и ритмичности помогает детям постигатьнавыки четкого и звонкого произношения, осваиватьшколу художественной фонетики.

С помощью фольклора можно также развивать лексическую сторону речи: обогащать, активизировать, уточнять словарь детей за счет сравнений, синонимов, фразеологизмов, метафор, олицетворения, многозначности слов. Приведем некоторые примеры. Например, загадка «Два братца – пошли в воду купаться». Ведра называют братцами, похожими друг на друга. Нельзя набрать воду из реки, не окунув ведра в воду. Речь насыщается всеми языковыми компонентами, идет развитие грамматической стороны речи, ребята учатся использовать синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

С использованием малых фольклорных форм дети учатся образовывать однокоренные слова за счет использования образов, например образа кота, причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Развивается звуковая культура слова: четкое и правильное произношение звуков, закрепление их произношения в речи, а также, фонематическое восприятие. В качестве примера приведем пословицы для отработки звуков (с) и (ш): «Поспешишь – людей насмешишь», «По Сеньке и шапка».

Приемы работы на занятиях с учащимися разнообразные – произнесение скороговорок с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, с чувством обиды, с постановкой ударения на каждое слов по очереди и т. п. Это все помогает развивать импрессивную речь, подмечать детали, анализировать, обобщать, делать выводы.

Посредством использования малых фольклорных форм происходит взаимодействие зрительного, слухового и тактильного анализатора, что является необходимым условием для логопедической работы и является эффективным средством для развития фонематического восприятия, автоматизации звуков, развития мимики, интонации, расширения словарного запаса и усовершенствования связной речи. Занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, старается как можно точнее выполнить ее условия, не замечает, что его учат. В результате, у учащихся вырабатывается устойчивый интерес к занятиям, растет стремление достичь цели, повышается мотивация к процессу обучения, создаются благоприятные условия для достижения успеха. С включением малых фольклорных форм создаются условия для постепенного и осторожного воздействия на учащихся начальных классов с нарушением речи, страдающих речевыми нарушениям, что является основной задачей логопедического воздействия и способствуют гармоничному развитию личности.

  1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М: Просвещение, 1985. – 215 с.
  2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство, 1990. – 250 с.
  3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М: Педагогика,1972. – 143 с.
  4. Одинокова Н. А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 18. – С. 38-45.
  5. Смирнова Н. С. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2003. – 304 с.
  6. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. – М.: Академия, 2004. – 204 с.
  7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. – СПб.: БСК, 1999. – 220 с.

Франц М. В. Психология сказки. – СПб.: БСК, 2004. – 234 с.

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений
Никитина Е.А., учитель-логопед,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12

г. Белгород, Россия

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Колыбельные песни часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Они имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Баю-бай, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Не пора ли баиньки?

Алеше — на перинку.

Засыпай скорешенько!
ПОТЕШКИ
Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Читайте также:  О некоторых аспектах инклюзивного подхода к развитию дошкольников с речевыми нарушениями в условиях массовой группы детского сада

ПЕСТУШКИ
Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» – няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ.
ПРИБАУТКИ
Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

ПЕРЕВЕРТЫШИ
Перевертыши – их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.
Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.
СКОРОГОВОРКИ
Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе – трава,

На траве – дрова,

На траве двора.
Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

^ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.
ЗАГАДКИ
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ОНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники с ОНР в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.
СЧИТАЛКИ
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар,
Аты-баты – сколько стоит?
Аты-баты – три рубля,
Аты-баты – кто выходит?
Аты-баты – это я!

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Использование русского фольклора в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Куликова Наталья Александровна,

МБДОУ «Д/с «Настенька» г. Абакан

Овладение родным языком, как способом и средством общения и познания представляет собой одно из самых существенных достижений ребёнка в дошкольном детстве. Подготовленный артикуляторный аппарат и умение хорошо распознавать и дифференцировать точное или искаженное произношение звуков в своей и чужой речи, являются необходимыми предпосылками для становления произносительной стороны речи у детей с различной патологией.

Грамотная речь – важнейшее условие многогранного и полноценного развития детей. Благодаря, богатой и правильной речи, у ребенка появляется возможность в познании окружающей действительности, он может легко излагать свои мысли. Отношение со сверстниками и взрослыми приобретает содержательный и полноценный характер, у ребенка активно формируется психическое развитие.

В настоящее время численность детей с дефектами звукопроизношения умножается, педагоги и родители обязаны иметь сведения о том, какие недостатки речи говорят о действительно важных её нарушениях, а какие на самом деле оказываются возрастными нарушениями. Вопрос состоит в том, возможно ли при своевременном обследовании и коррекции, компенсировать дефекты звукопроизношения у старших дошкольников.

Проблемы формирования чистого звукопроизношения в дошкольном возрасте исследовали многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, А.В. Миртова, М.Ф. Фомичева, И.Е.Тихееву, А.М. Бородич, и т.д.

С рождения в процессе речевого развития у ребенка формируются в сознании несколько языковых систем, каждая из которых обладает собственным правилом и строением. Сначала у ребенка появляется крик, который переходит в гуление, лепет, слоги, которые перерастают в слова и наконец фразы и предложения [3].

Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляционной моторики при их произношении. Другие фонетические компоненты появляются группами, а порядок овладения групп согласных находится во взаимозависимости от артикуляционных особенностей звуков, состоящих в этих группах. Большая часть звуков формируются поэтапно, через промежуточные звуки. Большую значимость имеет отслеживание смены “звуков – заместителей”. Процедура замены звуков трудная и своеобразная. А. Н. Гвоздев полагал, что звуки, которые отсутствуют в процессе развития речи, заменяются другими звуками, которые уже сформированы у ребенка [2].

Освоение звуковой стороны языка, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наступает с того момента, когда язык становится способом общения. Специфика формирования звуков на начальном этапе является не стабильность артикуляции при их произношении.

Чистым звукопроизношение представляет собой одно из важных звеньев становления речи. Чистым звукопроизношением ребенок овладевает поэтапно. Звуки усваиваются не изолированно, а в процессе поэтапного овладения навыками верного произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многогранный психический процесс, ее зарождение и последующее формирование зависит от множества причин. Речь развивается в том случае, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат и дыхание ребенка достигнут конкретного уровня развития но, имея даже сформированный мозг, довольно развитый речевой аппарат, хороший физический слух, в отсутствии речевого окружения, ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него возникла и правильно развивалась речь, необходима речевая среда.

Нужно чтобы у ребенка возникла необходимость пользоваться речью, как главным средством общения со сверстниками, близкими, чтобы достичь желаемого результата необходим образец взрослых.

Народное искусство слова, устное народное творчество, называется фольклором. Используя в своей речи русский фольклор, дети обучаются лаконично, красочно и четко излагать свои мысли и чувства, речь обретает интонационную выразительность. У детей формируется умение творчески применять слово, образно обрисовать предмет, дать ему колоритную характеристику, а также развиваются навыки правильного звукопроизношения.

Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя: загадки, потешки, пестушки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, частушки, колыбельные песни, легенды, сказки, притчи, мифы, былины, героический эпос, сказание и прочее [4].

По мнению, А.П. Усовой, О. Ушаковой потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются великолепным материалом для становления произносительной стороны речи. Язык, созданный народом богат выразительной лексикой и образными разговорными формами. С помощью народных игр, можно показать детям богатство родного языка. Содержащийся в народных играх фольклорный материал содействует овладению родной речью. Например, игра – забава “Ладушки – хлопушки”, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы соответствующими движениями. По мнению Т. Тарасова, в процессе игр – забав, развивается не только речь, но и мелкая моторика рук, что подготавливает руку ребенка к письму [5]. Загадки обогащают словарный запас детей за счет неоднозначности слов, могут помочь освоить звуковой и грамматический строй русского языка, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф.А.Сохина [7].

После постановки звука, ребенок проходит этапы автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи. При автоматизации во фразовой речи, работу можно сочетать с разучиванием стихотворения, рассказами по картинке, дидактическими играми и т.д. При закреплении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Поэтому к этому этапу работы переходят только после автоматизации звука в словах. [1]

Мы разработали комплекс заданий по использованию упражнений для формирования навыков звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Мы подобрали серию занятий, направленных на закрепление навыков правильного звукопроизношения у старших дошкольников, условно разделенную на два этапа:

I. Подготовительный этап

  1. развитие слуховой памяти, слухового внимания, и фонематического восприятия;
  2. устранение неточности развития речевой моторики, выполнение подготовительных артикуляционных упражнений для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

II. Развитие произносительных умений и навыков

  1. ликвидирование неправильного звукопроизношения;
  2. формирование умения различать звуки, близкие по артикуляции и звучанию;
  3. развитие произносительных умений и навыков в разных видах самостоятельной речи детей.

Для определения исходного уровня сформированности звукопроизношения мы применили методику обследования звукопроизношения у детей 5-6 лет по Стребелевой Е.А [6].

По завершении двух этапов, мы провели контрольный эксперимент. При анализе полученных данных у детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были обнаружены следующие результаты: количественный анализ полученных данных на констатирующем этапе позволяет говорить о том, что произносительная сторона речи старших дошкольников с ОНР III уровня в рамках обследуемых показателей характеризуется следующими особенностями.

Неправильное звукопроизношение у детей экспериментальной группы было обнаружено у 4 человек (40%). Эти дети испытывают трудности при произношении сонорных звуков.

В экспериментальной группе 3 ребенка (30%) еще допускают ошибки в определении заданного звука в словах, не всегда могут найти слова с определенным звуком из ряда других слов, не выделяют слова с заданным звуком из фразы, не сразу находят место заданного звука в словах.

В экспериментальной группе 4 ребенка (40% ) четко выговаривают все звуки родного языка.

Таким образом, использование русского фольклора способствует закреплению навыков правильного произношения у старших дошкольников с ОНР III уровня, при условии что педагог: побуждает ребенка использовать фольклорный материал для автоматизации и дифференциации звуков, включает речевой материал в упражнения, игры и творческие задания.

1. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2007.

3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ.- 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 2007.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2007.

6. «Нагляд. материал для обследования детей». — Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А Сохина.-2-е изд.,испр.-М ., Просвещение, 2007.

Конспект занятия с презентацией на тему «Дикие животные наших лесов»

Галина Кнутова
Конспект занятия с презентацией на тему «Дикие животные наших лесов»

Лебедянь МБДОУ детский сад комбинированного вида №2

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Логопед: Кнутова Г. А.

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель занятия: повторить диких животных наших лесов, расширить знания детей о повадках животных, их питании, формировать навыки образования и употребления в речи притяжательных прилагательных, развивать память, мышление, общую и мелкую моторику, воспитывать чувство дружбы, умение отвечать за свои поступки.

Методика: переигрывание сказки с частичным сочинением альтернативного содержания.

Дети вспоминают классический вариант, а педагог предлагает альтернативное содержание.

Оборудование: мультимедийная установка

Ход занятия:

I Организация на работу.

II Cообщение темы занятия.

– Ребята, вы любите сказки?– Какие сказки? – Сегодня мы поиграем в сказку. А в какую – вы узнаете из загадки про сказочного героя.

Загадка: Круглый он, румяный и печёный –

загляденье просто, как хорош!

Но зачем он в лес сбежал из дома? –

где его проказника найдёшь?

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Колобок. (слайд 2)

III Основная часть.

– Вот весёлый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Он вас хочет пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую.

– Ребята, вы согласны? (Да.)

– В какую сказку нас приглашает Колобок?

– Чем закончилась сказка?

– Какая лиса в сказке? (хитрая) – А Колобок какой? (доверчивый, простодушный, недогадливый) – Ребята, а вы хотели бы, чтобы Колобок погулял по лесу, пообщался бы с животными и вернулся бы к бабушке и дедушке? Давайте мы расскажем эту сказку так, чтобы в конце лиса не съела бы Колобка. Поможем Колобку стать умнее, мудрее. Чтобы в следующий раз не убегал из дома и не попадал в неприятные ситуации.

– Давайте поздороваемся и познакомимся с ним.

Игра: «Давайте познакомимся с Колобком».

Каждый ребёнок машет Колобку рукой и говорит: «Здравствуй, Колобок. Меня зовут Галя.»

Игра: «Найти лишнего?» (слайд 3)

– Перед вами герои сказок. Найти лишнего.

– Почему ёжик лишний?

– Назовите всех героев сказки «Колобок»

Начинаем рассказывать сказку.

Педагогначинает – дети продолжают. (слайды 4,5)

Жили-были старик со старухой.Просит старик: – Испеки, старая, Колобок. – Из чего печь-то? Муки нет. – Эх, старуха, по коробу помети, по сусеку поскреби и наберёшь муки на Колобок.

Старуха так и сделала: по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко студить.

Артикуляционная гимнастика «Колобок» (слайд 6)

Похвалилась перед дедом Бабка славным Колобком — «Болтушка» Положила на окошко остудить его немножко — «Лопатка» Колобок час полежал и тропинку увидал — «Часики» Он с окошка быстро скок, покатился во лесок— «Лошадка»

– Замечательно справились, молодцы.

Педагог: Скучно стало Колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Дети: Катится Колобок, а навстречу ему заяц. (слайд 8).

Педагог: Бежит заяц, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошёл гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: (виновато отвечает) Я сам ушёл, я забыл спросить у них.

Колобок: А я ведь тоже ушёл из дома без разрешения. Ну ладно, заяц, сначала тебя отведу, а потом сам поспешу домой. Только мне надо разобраться в какой семье ты живёшь.

Дети помогают Колобку определить, где семья зайца.

Игра «Весёлая семейка». (слайд 9)

На слайде картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья.

– Назвать семьи диких животных.

– Кликнуть мышкой по семье зайца. – Чья эта семья? (заячья)

Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.

Дети: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему волчок серый-бочок. (слайд10)

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

А куда же мне спрятаться? Ребята, помогите, пожалуйста.

(слайд11)Игра: «На какую фигуру похож Колобок»

– Кликнуть мышкой по фигуре, на которую похож Колобок.

Дети: И покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему медведь. (слайд 12)

Выполнение движений в такт стихотворения.

Мы потопаем,как мишка: Топ-топ-топ-топ! Мы похлопаем,как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать её не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать!

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу.

Хочешь, мишка-косолапый, другим продуктом угощу?

– Ой! А что же мишка любит есть, кроме малины?

Игра: «Накорми мишку» (слайд 13) – Что любит кушать медведь?

Игра: «Какое насекомое даёт мёд» (слайд 14) – Какое насекомое даёт мёд?

Дети: Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (слайд 15)

Педагог: Увидела колобка и запричитала.Лиса: Несчастная я, бедная я, одинокая я. Хвостик потеряла.

Педагог: Давайте поможем лисе найти её хвостик.

Игра: «Найти хвост лисы» (слайд 16)

– Найти хвост лисы. – Чей это хвост? (лисий хвост)

Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Составь схему слова» хитрая (слайды 17-24)

Колобок: (слайд 25) Так вот ты какая. Хитрая, обманула, что потеряла хвостик, а сама его спрятала за кустик. Ты такая потому, что просто одинокая и у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить и играть.

У каждого ребёнка лист с раскраской героя сказки. (слайд 26)

– Раскрасить героя. Соединить степлером листочки. Получится книжка-малышка.

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Дедушке и Бабушке. До свидания, до скорых встреч.

Педагог: Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. (слайд 27) Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить – поживать да друзей в гости принимать.

IV Итог занятия.

– Чему же вас научила эта новая сказка про Колобка? (быть послушным, уметь дружить, отвечать за свои поступки)

– Кого Колобок встретил первым? (вторым, третьим, четвёртым)

– Ребята, понравилась вам сказка?

– Чем же понравилась?

Прикреплённые файлы:
dikie-zhivotnye_qc763.pptx | 18672,48 Кб

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе “Дикие животные наших лесов” Воспитатель Давыдова Елизавета Григорьевна. Цели:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дикие животные наших лесов» Тема: «Дикие животные наших лесов» (1 зан-е). Цель: систематизировать знания детей по изучаемой теме, активизировать и расширить словарь.

Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные наших лесов» Вторая младшая группа Воспитатель:Расулова И. А. Цель: формировать представление.

Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» в подготовительной группе Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» в подготовительной группе. Цель: закрепление представлений о жизни диких животных зимой в.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 «Рябинка» Конспект подгруппового логопедического занятия.

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Тема: Дикие животные наших лесов Цели: Формировать умения, узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа диких животных.

Конспект занятия по ФЦКМ «Дикие животные наших лесов» для детей подготовительной группы ДОУ Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной группы ДОУ Воспитатель Гладышева А. А. Конспект НОД по ФЦКМ Тема: «Дикие животные наших.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР 5–6 лет «Дикие животные наших лесов» Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище). Упражнять детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Презентация «Дикие животные наших лесов». Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Переверзова Е. А. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные наших лесов»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные наших лесов» для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи. Тема, цель, задачи и содержание занятия составлены в соответствии с требованиями программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР, 2 период обучения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему:

«Дикие животные наших лесов»

для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи.

Цель: систематизировать и расширять представления детей о жизни диких животных.

  • закреплять и уточнять знания детей о диких животных;
  • знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут;
  • знать названия детенышей ;
  • изменять существительное в ед. ч. по падежам , образовывать существительные множественного числа. Формировать умение узнавать животных в контурном изображении.
  • продолжать развивать общую и мелкую моторику , внимание, познавательную активность.
  • воспитывать заботливое отношение к природе и диким животным.
  • мультимедиа, магнитная доска, картинки диких животных и их детенышей в цветном изображении, плоскостные изображения хвостов животных, ёлки, пеньки, плоскостное изображение следов, набивные мячи — «сугробы», шишки, игрушки диких животных, имитированная полянка, «подарки «.

Методы и приемы:

  • ИКТ, художественное слово, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.
  • животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, медведь, медведица, лось, пасть, клыки, морда, шерсть, лапы, хвост, кости, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, лес, нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть. хищный, травоядный, сильный, трусливый, хитрый, маленький, слабый, белый, неуклюжий.
  • беседа «Звери наших лесов», загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседа «Как животные приготовились к зиме».
  • Называть диких животных. Иметь достаточно богатый словарь по теме «Дикие животные наших лесов». Учить изменять существительное в ед. ч. по падежам , образовывать существительные множественного числа. Заботливо относиться к природе, животным.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети входят в группу друг за другом.

а) Приветствие гостей.

«Люди говорят друг другу,
Незнакомому и другу,
И особенно гостям:
«Очень рады, рады вам!»”

Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
Дети «дарят» улыбки друг другу.

II. Игровая мотивация. Письмо от лесных жителей.

– Ребята, кто-то сегодня прислал мне видео — письмо, и я хочу вместе с вами его увидеть!

– От кого же оно?
(слайд 1 )

1. — Вы готовы к путешествию в лес?

– Тогда сначала отгадайте мои загадки.

(По ходу отгадывания загадок демонстрируется слайд с изображением животного)

1.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый …
(Волк) (слайд2 )

2.
Любит есть она без спешки
Шишки, семена, орешки.
А грибы она срывает
И на ветки надевает.
(Белка) (слайд 3)

3.
Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя…ноги.
(Заяц) (слайд 4)

4.
На спине иголки,
Длинные да колкие.
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Еж) (слайд 5)

5.
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто?
(Лиса) (слайд 6)

6.
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
(Медведь) (слайд 7)

7.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
У болота он гуляет
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(Лось) (слайд 8)

8.
Он родня домашней свинке –
С очень толстенькою спинкой.
Ушки крепкие торчком,
Нос с веселым пятачком.
(Кабан) (слайд9)

– Правильно всех назвали.

Читайте также:  Конспект открытого логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме 'Дикие животные'

– Кто они такие? (животные) (слайд10)

– Почему? (тело покрыто шерстью, у них четыре лапы, есть морда, туловище, хвост).

– Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).

– Почему дикие? (сами себе добывают пищу, строят жилище).

2.- Теперь мы можем отправиться в зимний лес. (слайд 11 )

По тропинке мы шагаем,
В рыхлый снег не наступаем.
Мы шагаем по сугробам,
Поднимаем выше ногу.

(Дети проходят по ориентирам- следам, которые расположены на полу.)

3. Самомассаж кистей рук шишками.

– Ребята, я нашла под елкой шишки, предлагаю с ними поиграть..

Буду шишку я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
И по кругу покатаю
Я ладошку разминаю.
Сильно шишку я сожму,
Подержу и разожму.

(Выполнение действий соответственно тексту.)

4. Игра «Кто гуляет на полянке?» (узнать и назвать на картинках животных).

– Злая Баба-Яга разлучила мам и детенышей. Помогите мамам найти своих детей.

На «полянке» картинки с изображением взрослых животных . Дети находят изображение детеныша. «У лисы — лисёнок.» И т. д.

– Вот и вся семья в сборе.

– Назовем семью животных.

Лис-лиса-лисята;
волк-волчица-волчата;
медведь-медведица-медвежата;
лось-лосиха-лосята;
ёж-ежиха-ежата;
заяц-зайчиха-зайчата;
кабан-дикая свинья-дикие поросмята.

5. Дидактическая игра «Накормим животных» (с игрушками)

– Баба-Яга заколдовала животных и они забыли, чем они любят питаться. Напомним им.

«Белка любит орехи и грибы» и т.д.

– Как называются животные, которые охотятся на других животных? (хищники)

– Как называются животные которые, питаются травой, орехами, ягодами? (травоядные)

6. Физкультминутка .

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Беленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.

(По ходу стихотворения выполняются те или иные движения, которые показывает логопед.)

7. Дидактическая игра «Чей хвост?»

– Испугались животные Бабу-Ягу, только хвостики торчат из-за веток деревьев. Посмотрите внимательно и скажите, чьи хвосты вы увидели.

Я вижу лисий хвост, беличий хвост, заячий хвост, волчий хвост.

8. Дидактическая игра «Кто где живет?»

– Животным пора возвращаться в свои дома.

Вспомните, как называются жилища животных:

– У белки дупло. У волка логово. и т.д.

– У каких животных нет постоянного дома?(лось, кабан, заяц)

– Ребята пора и нам возвращаться в детский сад.

9. Работа с зашумленным изображением

– Животные прислали нам на память о путешествии фотографию, но изображение получилось не чёткое.

– Кого вы видите на фотографии? Я вижу белку и т.д.
(слайд 12)

10. Дидактическая игра «Один — много»

В лесу много животных.

Каких животных много в лесу?

– Много зайцев, лис, волков, медведей, ежей, лосей, кабанов, белок.

III. Итог.

Все были молодцы.

– Что понравилось в путешествии больше всего?

Логопед благодарит детей и дарит им угощение от лесных жителей. Занятие окончено.

Презентация «Дикие животные наших лесов»

Сябрюк Марина Константиновна,
учитель-логопед

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ОНР “В гостях у Лесовичка”. Лексическая тема: “Дикие животные наших лесов”

Презентация к уроку

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить, активизировать словарь по теме “Дикие животные наших лесов”;
  • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
  • продолжать учить составлять описательные рассказы;
  • совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок;
  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • учить согласовывать существительные с числительными в предложениях;
  • развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: презентация; картинки с изображением детёнышей диких животных и их матерей; звёздочки голубого и чёрного цветов (плоскостные изображения); конспект занятия; грамзапись марша (на выбор педагога); гимнастические палки, верёвка.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение произведений: Т.А. Шорыгина, “Какие звери в лесу?!”; Л.Г. Селихова “Ознакомление с природой и развитие речи”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

2 щелчка. Слайд № 2

Маленький Лесовичок по лесам и рощам ходит.
Он без дела не сидит и занятие находит,
Помогает тут и там зайцам, белкам, барсукам,
Приглашает в гости тех, кто животных любит всех.

Логопед. Как вы думаете, а нас пригласит к себе в гости Лесовичок?

Дети. Пригласит, п.ч. мы любим животных.

Логопед. Да, Лесовичок приглашает нас к себе в гости, где мы узнаем много нового о диких животных наших лесов.

Щелчок. Слайд № 3

Логопед. А волшебный клубочек покажет нам дорогу и поможет найти Лесовичка.

Щелчок. Слайд № 3

Ты катись, клубочек, по тропинкам узким,
По лугам зелёным, по горам и спускам.
За тобой пойдём мы, не боясь дороги,
Пусть нам будет трудно, и устанут ноги.

Звучит марш. Дети идут за “клубочком”, преодолевая различные препятствия: перешагивают через гимнастические палки, идут по верёвке приставным шагом, подлезают под натянутую верёвку и т.д.

Щелчок. Слайд № 4

1. Д/И “Отгадай загадки”

Логопед. На лесной полянке нас встречает Лесовичок. Ему не терпится загадать нам загадки.

На лесной полянке слушаем загадки,
Будем все внимательными,
Дружными, старательными.

Логопед. Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)

Щелчок. Слайд № 4

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о зайце?

Дети. У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов.

Логопед. Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Щелчок. Слайд № 4

Логопед. Как вы догадались, что эта загадка о белке?

Дети. Белка носит рыжую шубку летом, а зимой у неё серенькая шубка.

Логопед. Послушайте следующую загадку Лесовичка:

На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Щелчок. Слайд № 4

Логопед. Почему вы так решили, что это волк?

Дети. Волк похож на собаку. У него острые зубы. Он может напасть на овцу.

Логопед. Послушайте последнюю загадку Лесовичка:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Щелчок. Слайд № 4

Логопед. Почему вы решили, что это медведь?

Дети. Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной.

Щелчок. Слайд № 5

2. Беседа о диких животных.

Логопед. Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными?

Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.

Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?

Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

Логопед. Чем они похожи?

Дети. Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т.д. Их тела покрыты мехом. А у ежа тело покрыто иглами.

3. Д/И “Кто где живёт?”

Есть у каждого свой дом:
Он у рыбки под водой,
У слона – в саванне знойной,
У коровы – в тёплом стойле,
У тюленя он на льдине,
У кита дом в море синем.

Щелчок. Слайд № 6

Логопед. А вот наши животные не могут найти свои домики. Что делать?

Дети. Нужно им помочь найти домики.

Логопед. Для этого, нужно рассказать, где живёт лиса, волк, белка и медведь?

Дети. Лиса живёт в норе. Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Медведь живёт в берлоге.

4 щелчка. Слайд № 6

Логопед. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

щелчка. Слайд № 7

4. Д/И “Где, чья мама?”

Отгадали мы загадки,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно –
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.

Логопед. Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Даже Лесовичок не может им помочь. Как нам поступить?

Дети. Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

Логопед. Расскажите, как зовут их мам.

Дети. У лисёнка мама – лисица. У медвежонка мама – медведица и т.д.

5 щелчков. Слайд № 7

Логопед. Посмотрите, как обрадовались детёныши и их мамы. Прочитайте, что сказали радостные звери.

2 щелчка. Слайд №7

5. Физминутка

Логопед. Лесовичок превращает вас в детёнышей животных. (Дети получают картинки с изображением детёнышей животных). Пока будет звучать бубен, “детёныши” будут резвиться на лесной полянке. А когда прекратится звучание бубна, каждый “детёныш” станет возле своей “мамы” (картинки с изображением волчицы, лисицы и т.д.). У каждой “мамы” будет несколько “детёнышей”. Кто вы и как зовут вашу маму?

Дети. Мы волчата, наша мама – волчица.

6. Д/И “Посчитай”

Логопед: Лесовичок приготовил для животных подарки, но не знает, хватит ли их на всех. Что делать?

Дети. Животных нужно посчитать.

По тропинкам бродят звери,
Их так много, как узнать,
Сколько белок и зайчишек?
Нужно их всех посчитать!

(Дети считают животных, а затем проверяют правильность выполнения задания)

4 щелчка. Слайд № 8

Щелчок. Слайд № 9

7. Д/У “Чтение слогов”

Логопед: Посмотрите, какие интересные подарки Лесовичок приготовил для своих друзей – животных. Но как их не перепутать?

Дети. Нужно прочитать слоги, которые написаны на подарках. Сразу станет понятно, для кого подарки приготовлены.

6 щелчков. Слайд № 9

(Дети читают слоги и проверяют правильность выполнения задания)

Щелчок. Слайд №10

8. Пальчиковая гимнастика “Разговор с ежом”

Логопед: Посмотрите, какой колючий ёж встречает нас на полянке. Давайте, с ним поговорим.

Щелчок. Слайд № 11

9. Составление описательных рассказов.

Логопед: Давайте и мы сделаем подарки для животных – составим о них рассказы. А поможет нам в этом схема.

Рассматривание схемы.

  • Как называется это животное?
  • Назовите части тела?
  • Какое оно, домашнее или дикое?
  • Где живёт?
  • Чем питается этот зверь?
  • Как называют его детёнышей?
  • Как голос подаёт?
  • Какую пользу приносит человеку?

Составление детьми описательных рассказов о диких животных.

Щелчок. Слайд № 12

10. Д/У “Разгадай схему”

Ах, дождёмся мы беды
Потерялись вдруг следы.
“Как найти нам их в лесу?” –
Спрашивает лось лису.
А лиса в ответ скорбя:
“Нужно нам спросить ребят”.

Логопед: Что же делать? Как найти следы лося и лисы? (Схемы слов)

Дети. В слове “лиса” четыре звука. Первый звук – [ль], он согласный мягкий, обозначается зелёным квадратом. Второй – [и], гласный, обозначается красным квадратом. Третий звук – [с], согласный твёрдый, обозначается, синим квадратом. Четвёртый звук – [а], гласный, обозначается красным квадратом.

Щелчок. Слайд № 12

Дети находят нужную звуковую схему.

2 щелчка. Слайд № 12

Аналогично проводится звуковой анализ слова “лось”. Проверяется правильность выполнения задания. Удаляется лишняя схема.

III. Заключительная часть.

Логопед. Вот и подошла к концу наша прогулка в лес. О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали о диких животных? Какое задание Лесовичка вам понравилось больше всего?

Щелчок. Слайд № 13

IV. Рефлексия

Логопед: Лесовичок дарит вам на память разноцветные звёздочки.

Щелчок. Слайд №13

Логопед: Ребята, возьмите звёздочку того цвета, которая отражает ваше настроение, и поместите её на магнитную доску. Вот какое прекрасное созвездие у нас получилось!

Дети берут со стола звёздочку нужного цвета и помещают её на магнитную доску, затем прощаются с Лесовичком.

Литература.

  1. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. Кн. 1. Домашние и дикие животные средней полосы. (Программа “Я – человек”. / С.А. Васильева, В.И.Мирясова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с, ил.
  2. Гаврина С.В. Обучающая игра. Где чья мама? / С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ООО Издательство “Росмэн-Пресс”, 2004
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. / Н.Г. Метельская. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).

Конспект игрового занятия по экологии для младших школьников с презентацией «Животные леса»

1. Вступительное слово педагога.
Мы с вами уже знаем, что лес служит средой обитания для многих животных. Они оказывают огромное влияние на почву, рост и долговечность растений, способствуют распространению семян и плодов, вызывают смену одних древесных пород другими. Чтобы лучше познакомиться с фауной леса нам придется отправиться в путешествие по станциям «Лесные звери», «Лесные птицы», «Лесные незнакомцы».
На каждой из станций вам будут предложены различные задания.

1. Станция «Лесные звери»
Чтобы вспомнить некоторых лесных зверей давайте разгадаем кроссворд «Лесные звери» (отдельно презентацией).

1. У каких зимующих птиц самцы красные, а самки – зеленые? (У клеста)
2. Какая птица приносят пользу зимой, разыскивая насекомых, их яички и личинки в скважинах и щелях и поедая их? (Синица)
3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
4. Какая птица в песни ничего не слышит? (Глухарь)
5. Какая птица то кричит, как дикий кот, то поёт, как флейта? (Иволга)
6. Чьё любимое лакомство ягоды рябины? (Снегиря)
7. Этот непревзойденный ночной охотник частенько нападает на других сов и других хищных птиц. (Филин)

3. Станция «Лесные незнакомцы»
На станции «Лесные незнакомцы» вы ответите на вопросы о лесных беспозвоночных, рептилиях (пресмыкающихся) и амфибиях (земноводных).
После ответа демонстрируется изображение животного.

1. Какое бесхвостое земноводное с присосками на кончиках пальцев, ведет древесный образ жизни: квакша, жерлянка, чесночница? (Квакша).
2. Какие насекомые держат тлей в своем жилище, ухаживают за ними и доят их: божьи коровки, муравьи, пчелы? (Муравьи. Тли выделяют сладкую падь, являясь для муравьев живой «медовой бочкой»)
3. Как называются самые крупные представители семейства осиных: бумажные осы, шершни, роющие осы? (Шершни)
4. Какая улитка, живет на травянистой и кустарниковой растительности: лесная, лужанка, прудовик? (Лесная)
5. Личинки, какого жука живут в коре деревьев: короед, олень, бронзовка? (Короеда)
6. Какая рептилия способна в случае опасности отбрасывать хвост: уж, ящерица, гадюка? (Ящерица)
7. Какая змея при опасности сворачивается в клубок и время от времени, мгновенно выбрасывает вперед голову, наносит врагу укусы своими неядовитыми зубами: гадюка, медянка, уж? (Медянка)
8. Какая амфибия, когда злится, то начинает издавать запах чеснока: квакша, жерлянка, чесночница? (Чесночница)
9. Этот жук попал в Красную книгу из-за сокращения дубрав, а его личинки питаются в основном гниющей древесиной. Это: жук-олень, жужелица, долгоносик? (Жук-олень)

10. Какие жуки могут достигать 30-40 см и охотиться на моллюсков, насекомых и их личинок: жук-олень, жужелица, долгоносик? (Жужелица)

5. Заключительное слово педагога.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Большое спасибо, вы хорошо потрудились.

Ссылка на основную публикацию