Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисевская Ольга Сергеевна

Анализируется использование русского фольклора для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, формулируются принципы коррекционной работы, рассматривается влияние на различные анализаторы, приводятся примеры малых форм фольклора

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисевская Ольга Сергеевна

use of the Russian folklore for development of the speech of children with limited opportunities of health is analyzed, the principles of correctional work are formulated, influence on various analyzers is considered, examples of small forms of folklore are given

Текст научной работы на тему «Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Use of the Russian national folklore as form of correctional influence for development of the speech of children with limited opportunities of health Lisevskaya O. (Russian Federation) Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья Лисевская О. С. (Российская Федерация)

Лисевская Ольга Сергеевна /Lisevskaya Olga -учитель русского языка, дефектолог, ГКС(к)ОУ Тепикинская школа VIII вида, Волгоградская область Урюпинский район,

Аннотация: анализируется использование русского фольклора для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, формулируются принципы коррекционной работы, рассматривается влияние на различные анализаторы, приводятся примеры малых форм фольклора.

Abstract: use of the Russian folklore for development of the speech of children with limited opportunities of health is analyzed, the principles of correctional work are formulated, influence on various analyzers is considered, examples of small forms offolklore are given.

Ключевые слова: коррекция, речь, память, фольклор, возраст. Keywords: correction, speech, memory, folklore, age.

У детей с ОВЗ слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные связи, обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов [2, с. 21].

Для решения данной проблемы я стала применять русский народный фольклор.

В коррекционной работе русский народный фольклор:

• помогает расширить словарный запас детей;

• способствует развитию слуховой памяти;

• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

• развивает фонематический слух;

• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.

Совместно с детьми старших классов создали «Копилочку» по лексическим темам (пословицы, поговорки, потешки, загадки и скороговорки). Данный материал можно использовать и для автоматизации и дифференциации звуков, для обогащения словаря, совершенствования грамматического строя речи и развития связной речи (умение поддерживать беседу, совершенствование диалогической и монологической речи, пересказы и т. д.).

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности, поведении и речи. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Результаты обследования показывают, что большинство детей с ОВЗ имеют различные отклонения в речи, нуждаются в своевременной квалифицированной помощи со стороны специалистов, педагогов-воспитателей.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с ОВЗ – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребенка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Для этого педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано в планах на каждый месяц (включая режимные моменты) обозначить такие формы работы:

– рассказывание сказок, пересказ сказок;

– заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок;

– рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам;

– обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора;

– проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь – это важная составляющая общего познавательного развития детей.

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь — клад найдешь,

Налево пойдешь — коня потеряешь,

Прямо пойдешь — сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

Использование русского народного фольклора на занятиях способствует развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Так, на примерах героев русских сказок Кощея и Лешего учили детей выделять мягкие и твердые согласные. Кощей символизировал твердые звуки, а Леший — мягкие. Использовали такие приемы: «Подарки для Кощея» — предметы, в названиях которых первый звук твердый (торт, конфеты), и «Одежда для Лешего» (пиджак, кепка).

Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные, обратились к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда, выяснили, что дерево «звучит» глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда появился прием «Кто в какой избушке живет?»: дети расселяли звонкие согласные в ледяной домик, а глухие — в лубяной.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду —

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

При изучении раздела «Устное народное творчество» проводим нетрадиционные уроки: КВН загадок и пословиц, конкурс чтецов, «Праздник народных игр», музыкальную сказку «Царевна-лягушка»» и «Масленичные игры».

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

От оптимального решения учителя, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор материала для занятий.

Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

1. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008, № 5. – С. 32-37.

2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, – 2008, № 8. – С. 20-23.

3. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: Сфера. – 2011.

4. Фольклор – музыка – театр / под ред. Мерзляковой С. И. – М.: Владос. – 1999.

5. Никитина А. В. 29 лексических тем. – СПб.: Каро. – 2008.

6. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание, № 8. – с. 86-91.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

Читайте также:  Логопедическая программа для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии в специальной школе-интернате 8 вида для 5-9 классов

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация

Елена Кондрашова
Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забывалось, не пропало, оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают нас своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивали своих детей; весёлые шуточные песенки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всём, что мы видим, слышим и знаем. Над одними народными потешками, дразнилками мы весело смеёмся, над другими задумываемся, над пословицами и поговорками порой грустим. В наше время и детям, и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в работе. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, что способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей радости, нежности, веры в ребёнка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок – малыш улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонационная выразительность голоса в одних случаях успакаивает его, в других – бодрит. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные призведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период нужно использовать различные потешки, например:

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий. Знакомство с народным творчеством начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, предлагают послушать потешку, в которой упоминается об этой игрушке, формируя представления о ней. Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то бряк-бряк-бряк! Золотые они – звяк, звяк! Похвалялася лиса: – Всему свету я краса! Похвалялся зайка: – Пойди догоняй-ка! Похвалялись ежи: – У нас шубы хороши! Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Им нравится укладывать куклу Катю спать, а когда они слышат от взрослого колыбельную песенку, то стараются подражать: Баю, баю, баюшок В огороде петушок Песни громко поёт, Ване спать не даёт. А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать – не гулять, Только глазки закрывать. Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок – На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать. Баю, баюшки, баю, Баю, куколку мою. Приди, котик, ночевать, Нашу деточку качать… Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства развивать речевую активность, чтобы играя, он мог делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний, они побуждают малышей к действию, речевому подражанию. Малые формы фольклора используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. При обучении мыть руки, заворачивать рукава, показ трудового действия сопровождаются потешкой, песенкой. Чистая водичка, Моет Саше личико. Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке! Ай лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно! Это помогает детям не только запомнить последовательность процедуры, но в дальнейшем использовать эти потешки во время игры в «Семью». При разучивании потешки «Кисонька-мурысенька» и сопровождая слова определёнными действиями, побуждаю детей копировать эти действия, интонацию обращения и ответа. При чтении потешки «Расти, коса…» предлагая кому-либо из детей показать, как «мама» бережно, осторожно причёсывает «дочку», как ласково приговаривает при этом. Копируя её в своих действиях и речи, они передают чувства, развивают правильную разговорную речь. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек: «Ночь пришла», «Водичка, водичка», «Уж ты, котенька-коток» и т. п.

Дети взрослеют. Для них рекомендуются потешки с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только послушать, обыграть, но и запомнить потешку, проговаривать её с особой интонацией, в зависимости от того, о ком говорится в потешке. Тень, тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень. Похвалялася весь день… Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся они к такому маленькому «театру». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество помогает нам развивать у детей просодическую (произношение ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи) сторону речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринуждённой обстановке, в привычной им среде. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь. Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевёртыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Читайте также:  Презентация Игры с Лунтиком - для детей с ОНР

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

Гладышко Наталья Викторовна
учитель-логопед
Мухортова Марина Николаевна
Зорина Анна Владимировна
воспитатели
МДОУ «Детский сад № 24 с. Крутой Лог»
Белгородская область

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т.к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если раньше большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению тяжелых нарушений речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

  • исправление неправильного звукопроизношения,
  • развитие интонационной выразительности,
  • преодоление нарушений слоговой структуры слов,
  • лексико-грамматического строя,
  • развитие связной речи,
  • мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ТНР является и выработка дикции. Известно, что у детей не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Рассмотрим малые фольклорные формы, используемые в коррекционной работе.

Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый. (Заинька попляши, серенький попляши, зайка, зайка попляши, серый, серый попляши). С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе – трава,

На траве – дрова,

Бублик, баранку, батон и буханку.

Пекарь из теста испек спозаранку.

Пословицы и поговорки, являются частью устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Часто используются педагогом на занятиях различные загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ТНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Для разнообразия и выбора ведущего в игре педагог использует считалки. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Аты-баты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля,

Аты-баты – кто выходит?

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, [1997. –240с.]
  2. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.-[ № 5. – С.32-37.]
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,[2006. –127с.]

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Дата публикации: 10.05.2018 2018-05-10

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Вдовицына Е. Я., Панкова Т. В. Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 187-189. — URL https://moluch.ru/archive/205/50147/ (дата обращения: 28.02.2020).

Любите музыку, и она вам поможет.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Педагоги дошкольных образовательных организаций комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряют в образовательный процесс эффективные технологии здоровьесбережения. Решение проблем здоровья детей — работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательной организации на длительный период, осуществляемая в тесном контакте с родителями дошкольников. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В связи с этим для нас, музыкальных руководителей детского сада, актуальной и важной является проблема изучения и применения приемов коррекции речи дошкольников на занятиях музыкой.

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Однако успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия музыкального руководителя, логопеда и педагога, в рамках которого воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют приобретённые на логопедических занятиях навыки и умения, автоматизируют их в самостоятельной и совместной деятельности в течение дня. Музыкальный руководитель с целью развития артикуляционного аппарата организует в ходе занятия музыкой следующие виды деятельности.

Валеологические песенки-распевки

С них мы начинаем каждое музыкальное занятие. Несложные, добрые тексты и мелодия: «Доброе утро», «Трямди-песенка», «Здравствуй», состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный фон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Распевки даём больше на гласные звуки, чтобы лучше отработать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть.

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии голоса и артикуляционного аппарата. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Основными задачами дыхательных упражнений на занятиях музыкой являются:

– укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

– тренировка силы вдоха и выдоха;

– развитие продолжительности выдоха.

В результате организации дыхательной гимнастики у ребенка улучшается качество вдоха и выдоха. От правильного вдоха (одновременно через нос и рот) зависит качество звука при пропевании и проговаривании фразы. Качество выдоха (спокойный и медленный) влияет на умение четко проговорить фразу так, чтобы дыхания хватило до конца предложения.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника дыхания — короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Музыкальная фраза должна быть плавной и если делать много вдохов, то мелодия будет как будто разорванная на кусочки. Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты правильного и неправильного пения русской народной песни «Во поле береза стояла».

Читайте также:  Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

1) Вдох — Во по-ле. Вдох — бе-ре-за. Вдох — сто-я-ла. 2) А теперь на одном дыхании: вдох — Во по-ле бе-ре-за сто-я-ла….

Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Поэтому на первых порах мы подбираем песенки с короткими музыкальными фразами. В старшем дошкольном возрасте помогает пение по фразам (цепочкой). Чтобы достичь свободы и равномерности в дыхании, применяем специальные упражнения.

Упражнения на развитие дикции

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Условием хорошей дикции является не только умение четко произносить гласные и согласные звуки, но и понимание смысла слов песни. Для становления дикции мы используем следующие приемы:

– выразительное чтение песни;

– коллективное проговаривание текста нараспев так, чтобы все слова звучали ясно;

– коллективное проговаривание текста шепотом на высоком звучании;

пропевание мотива песни на разных слогах (ле, ля, ли, лю и т. д.).

Успехом пользуются скороговорки, потешки, то, что детям доступней и ближе.

Работу по формированию дикции делим на несколько этапов.

I этап — пропевание гласных. На занятиях обращаем особое внимание на правильное дыхание во время пения. Постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатываем выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих свистящих звуков.

III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.

IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой нами песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.

Работа по развитию дикции в пении не ограничивается одной узкой задачей — правильной постановкой звуков. Она отличается одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивает его чувства, которые проявляются в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта важно на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, совершенствующая движения артикуляционного аппарата. Она является эффективным средством профилактики и коррекции некоторых речевых нарушений. Детский голосовой аппарат — нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей — «не навреди!».

В работе используем упражнения: «Машинка», «В горку и с горки», «Лошадка», «Беззвучное пение» и т. д. Предлагаем повторить приемом «Эхо», как «разговаривают» животные: уточки, лягушки, гуси, мышки, котята и т. д.

Организуем артикуляционную гимнастику по системе В. Емельянова («Фонопедическая система В.Емельянова»), который обратился к проблеме артикуляции и с медицинской точки зрения, и с педагогической, и с вокальной. В данной системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:

1) артикуляционная гимнастика;

2) интонационно-фонетические упражнения;

3) голосовые сигналы доречевой коммуникации;

4) упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.

Все упражнения из этой области используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.

На занятиях музыкой мы используем пословицы, поговорки, сказки, которые помогают раскрыть нравственно-этические понятия добра и зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривают пословицы и поговорки на народных фольклорных праздниках, придумывают мелодии колыбельных песен и поют их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным и игровым фольклором обогащается внутренний мир ребенка.

В своей работе отдаем предпочтение использованию народных игр с пением и движением. «У медведя во бору», «Гуси-гоготошки», «Заинька, серенький». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети не только передают в движении художественный образ, но и общаются, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку.

Важной составляющей музыкально-оздоровительной работы является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательной и игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Нами сформирована фонотека, в состав которой входят:

– музыка для релаксации;

– музыка для танцев и хороводов;

– музыка для слушания;

– фоновая и шумовая подборка.

Фонотека записана на цифровые носители, что дает возможность воспитателям использовать ее в каждодневной практике. Детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Мы привлекаем воспитателей и родителей к участию в праздниках, развлечениях, к исполнению песенных номеров, частушек, напевов, участию в инсценировках небольших сюжетов сказок, в обрядовых праздниках. Например, в таком развлечении как «Посиделки» используются поговорки, припевки, русские напевы, песни. На 8 Марта дети, воспитатели, родители пришли к Матрёшке в магазин, где за товар расплачивались частушками, песнями, народными играми с напевами, исполнением р. н.м. на музыкальных инструментах. Тесный педагогический контакт музыкального руководителя, воспитателя и логопеда дает положительный результат в развитии певческих навыков детей и в коррекции речевых нарушений.

  1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. — СПб.: «Детство — Пресс», 1999.
  2. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. — СПб., 2000.
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Орлова Т. М., Бекина С. М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6–7 лет.- М., 1988.
  5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. — СПб.: КАРО, 2004.
  6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль: Академия развития, 2005.

Народный фольклор в коррекции речевых нарушений

«Весну зазываем, птиц закликаем…»

Место проведения: городской сквер

Цель: коррекция речевых отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

– гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

– создание благоприятного климата в детском коллективе4

– установление партнёрских отношений между педагогами и родителями;

– систематизировать знания детей о весне, перелётных птицах;

– развивать чёткую интонационно-выразительную речь;

– расширять представления детей о русской народной культуре и традициях через знакомство с разными формами народного фольклора.

Предварительная работа:

( Проводится в группе. Педагоги инструктируют детей о правилах поведения на природе).

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в сквер. Там мы увидим признаки наступления весны и просто полюбуемся окружающей природой. Но прежде, чем отправиться в сквер, давайте поиграем в игру «Как вести себя в городском сквере? » (Логопед показывает карточки с символическим изображением правил поведения в природе, дети объясняют их значение) .

1.Организационный момент:

Логопед: ребята,давайте поприветствуем солнце, небо и друг друга (дети и педагоги становятся в круг и берутся за руки):

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, свежий ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

2. Вводная часть:

Сегодня мы будем говорить о…, нет я вам не скажу, вы сами скажите после того, как послушаете стихотворение:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
(Михаил Пляцковский).
Логопед: ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: в стихотворении говорится о весне.

3.Осноная часть.

Логопед: Чтобы вы вспомнили приметы и особенности весеннего времени года, я приготовила для вас загадки.

Встала Красна девица рано,

Встала бела да румяна.

Умылась ясной росой,

Увилась золотой косой.

Сама на всех глядит,

А на себя не велит. (Солнце)

Между гор, между дол

Бежит белый вол. (Ручей)

Стоит ствол,на стволе кол,

На колу дворец, во дворце – певец. (Скворец)

Сама белая, маковка зелёная.

Летом мохнатенька, зимой сучковатенька. (Берёза)

Логопед: оглянитесь вокруг, какие изменения в сквере произошли с наступлением весны? Дети: растаял снег, на ветках деревьев набухли почки, появились первые проталины и первая трава.

Дидактическая игра «Бывает –не бывает».

( В руках у детей весенние листики, изготовленные из картона).

Логопед: Я буду называть слова. Если слово относится к весеннему времени года – вы поднимаете листик.

Логопед: коньки, лыжи, скворечник, ласточки, сугроб, урожай, грачи, проталины, подснежник, ручьи, вьюга и др.

Дидактическая игра «Не зевай!»

Логопед: Весной возвращаются птицы из тёплых стран. Давайте вспомним перелётных птиц. Я буду перечислять названия птиц, а вы хлопните в ладоши, если услышите название перелётной птицы. Воробей, ласточка, аист, ворона, снегирь, жаворонок, голубь, утка, соловей, кукушка.

(Логопед показывает иллюстрации с изображением перелётных птиц).

Давайте, ребята, все вместе громко станем птиц закликать, да в игры играть!

1-й ребёнок:

Гули-гули-гули-гули
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте,
Землю нашу одевайте,
Все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте!

2-й ребёнок:

Ласточка из-за моря,

Лети, лети до поля.

Неси, неси по воле

Весну, весну в подоле!

3-й ребёнок:

Прилети к нам в кулечок.

Принеси весну в наш край! (Обработка М.Иорданского)

Подвижная игра «Птички в гнёздах»

Перед началом игры дети рисуют мелом на асфальте разноцветные круги – «домики». После этого начинают водить хоровод со словами:

Птички певички, из-за моря летите,

Весну -красну несите,

Чтобы солнышко пригрело,

И трава зазеленела!

Разбегаются при звуках колокольчика, по окончании звучания дети должны занять свои «домики».

Игра «Небылицы».

Дети становятся в круг, один ребёнок выходит на середину и поёт:

На всю Русь трубят:

Ребёнок поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.

– Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.

На всю Русь кричат:

Не догнать нас никому!

-Летят, летят! – подтверждают стоящие в кругу.

Медову несём сыту!

-Летят, летят! – повторяют дети.

Надоело нам в хлеву!

-Летят, ле…! – ошибаются некоторые дети и поднимают руки. Кто ошибся, тот выходит из круга и в игре уже не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят, медведи летят.

Муз руководитель:

Ребята, давайте с вами после игры отдохнём, постоим тихо, да пение птиц послушаем.

( если не слышно настоящих птичьих голосов, предлагается запись).

Логопед: А сейчас, пусть поиграют наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Летела кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

(кисти рук скрещиваются у оснований больших пальцев и производятся движения, имитирующие взмах крыльев).

Поклевала всю рассаду, и кричала :

(указательным пальцем имитируют движения клюва птицы и ударяют им по ладони левой, затем правой руки).

Ку-ку-мак, ку-ку-мак – открывай скорее кулак !

(раскрывают левый , затем правый кулак).

Музыкальный руководитель: Все радуются весне и люди ,и звери, и птицы, даже растения рады приходу весны. Давайте позовём весну в наш сквер:

1-й ребёнок

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам, в одинушки.

Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков.

Кулик, кулик, замыкай зиму,

Отпирай весну, тёплую. ( Обработка М.Иорданского)

2-й ребёнок:

Весна-красная , приходи!
Пусть растает весь снежок,
Пусть смеётся ручеёк!
Дай нам солнца и тепла,
Чтобы яблонька цвела.

3-й ребёнок:
Чтобы травка зеленела,
Чтобы птичка звонко пела,
Чтобы нам быстрей расти.
От весенней радости!

Музыкальный руководитель: Когда люди радуются, то им хочется танцевать. Предлагаю всем вместе сейчас станцевать. А танец наш будет называться « Все рады весне».

Исполняется импровизационная пляска по показу музыкального руководителя.

4. Итог:

Логопед: ребята, вам понравилось наша прогулка? (выслушивает ответы).

Вы хотели бы ещё прийти в сквер?

А сейчас, нам пора возвращаться в детский сад, но прежде, давайте покормим птиц. Для этого мы взяли с собой крошки хлеба и пшено.

Педагоги и дети кормят птиц, затем возвращаются в детский сад.

Ссылка на основную публикацию