Использование элементов игры в шахматы в логопедической работе

Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игры в шахматы

Самореализация присуща каждому человеку. Любой из нас стремится раскрыть потенциал, заложенный в нас. Значительной составляющей является ситуация успеха. Успех рождается в условиях преодоления трудности и достижения цели деятельности.

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соревнования с другими детьми представляют зону трудности. Именно поэтому педагогам следует создавать области, в которых такой ребенок сможет быть равным или лучшем по отношении к здоровому ребенку. Специально организованная деятельность позволит создать ситуацию, которая выделит способности особого ребенка. С этой целью для наших воспитанников мы используем игру в шахматы.

Обучение игре в шахматы помогает детям с ОВЗ преодолеть трудности в развитии. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Современная система образования предъявляет всё более серьезные требования к качеству обучения и воспитания детей, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является работа, направленная на интеллектуальное развитие и самореализацию ребенка.

В нашем детском саду работа по интеллектуальному развитию и самореализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется через разные традиционные и инновационные формы. Одной из наиболее эффективных форм является работа спортивно-интеллектуального кружка «В королевстве шахмат».

В игре в шахматы происходит быстрое и всестороннее развитие дошкольника. Идёт активизация мыслительной деятельности ребёнка, развивается пространственное воображение и абстрактное мышление.

В парной игре в шахматы ребёнок приучается к выполнению инструкций, соблюдению правил, что эффективно влияет на развитие произвольного внимания и произвольного поведения.

Соревновательный характер игры способствует развитию у дошкольников стремления к успеху и победе; умения преодолевать возникающие трудности; умения проигрывать; умения уважать противника и умения играть по единым правилам. В процессе обучения игре в шахматы у дошкольников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словаря.

Программа кружка по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Программа рассчитана на год обучения для детей подготовительной к школе группы, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

Занятия кружка начинаются с сентября с предварительной работы, которая заключается в проведении беседы, пробных игр с целью выявления у детей знаний, умений и навыков игры в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например, можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи, знакомятся с волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования.

В работе кружка используются такие формы работы как:

  • Занятие,
  • совместная деятельность,
  • тренировочная игра,
  • соревнования.

Полученные на занятиях знания и умения закрепляются в группе в совместной с воспитателями деятельности или свободной деятельности детей. Большую часть времени занимают тренировочные игры, игры-соревнования.

Итогом работы кружка являются шахматные турниры, которые проводятся в 3 этапа: первый тур проводится между игроками одной группы, каждый ребёнок может принять в нём участие; второй тур проводится между лучшими игроками; третий тур проводится между лучшими игроками дошкольных образовательных учреждений.

На шахматных турнирах дети показывают все свои знания, умения и навыки игры в шахматы, полученные за год обучения в кружке «В королевстве шахмат», а так же свои интеллектуальные способности, знания правил игры и правил поведения на турнире, уважительное отношение к противнику, стремление к победе и умение достойно проигрывать.

Результатом работы шахматного кружка так же являются и отзывы родителей, которые весь год вместе с детьми учились играть в шахматы, принимали активное участие в работе круглого стола, анкетировании, открытых занятиях, турнирах, обсуждениях, праздниках.

Обучение детей игре в шахматы выполняет сразу несколько функций.

Познавательная . Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная . Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в успешном развитии ребенка.

Центр развития ребёнка – детский сад «Улыбка»

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления ОО
    • Документы
      • ДОКУМЕНТЫ
      • Устав образовательной организации
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями)
      • Свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями)
      • План финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации
      • Локальные нормативные акты
      • Организационно-распорядительные документы
      • Учредительные документы
      • Отчет о результатах самообследования
      • Документы о порядке оказания платных образовательных услуг
      • Документ об установлении размера платы,взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми
      • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении предписаний
      • Федеральный уровень
    • Образование
      • Уровень образования. Формы обучения.Реализуемые программы
      • Образовательная программа
      • Регламентирование образовательной деятельности
      • #Лучшедома!Дистанционное взаимодействие.
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.
    • Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры подержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Организация питания
  • Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Информационно-образовательные ресурсы
  • Правила приема в ДОУ
    • Правила приема в ДОУ
    • Форма заявления и договора
  • Странички безопасности
    • Обеспечение безопасности участников образовательного процесса
    • Защита прав детей
    • Общая безопасность
    • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
    • Безопасность при перевозке детей
    • Противопожарная безопасность
    • Антитеррористическая безопасность
  • Информационная безопасность
  • Для Вас, родители
    • Консультационный центр
    • Клуб успешных родителей
    • Законы для родителей
    • Группа раннего возраста “Кроха”
    • Новости
  • Условия для индивидуальной работы
  • Педагогическая гостиная
    • Страничка педагогов
      • Страничка инструктора ФК
      • Страничка педагога-психолога
      • Страничка музыкальных руководителей
    • Логопедическая работа в ДОУ
    • Педагогу на заметку
    • Оснащение педагогического процесса в ДОУ
    • Математическое развитие
    • Финансовая грамотность
    • Конструктивная деятельность и техническое творчество дошкольников
    • ЛЕГО новости
    • Путешествие по шахматной стране
    • Работаем по программе “Югорский трамплин”
    • Социокультурные истоки
    • Школа молодого педагога
    • Профессиональные стандарты работников ДОУ
    • Нормативно-правовая база по аттестации
    • Аттестация педагогических работников
    • Внимание!Конкурсы!
  • Детская страничка
  • Калейдоскоп событий
  • Антикоррупционная деятельность
  • Управляющий Совет
  • Профсоюзная работа
  • Независимая оценка качества образования
  • Организация социального партнерства в дошкольном учреждении
  • Наши достижения
  • ГТО: Готов к труду и обороне.
  • Доска объявлений
  • Навстречу Великой Победе
  • Экология В ДОУ
  • Дети -волонтеры
  • Госуслуги
  • Факты выявления в сети Интернет информации
  • Обращения граждан
  • Карта сайта

Шахматы в дошкольном возрасте

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаем вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы» и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

  1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
  2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
  3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
  4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей .

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами – три-четыре года. Основная форма – игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить “нового Крамника”. Не принуждайте ребенка заниматься – рискуете “перекормить” его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное – привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про “короля, королеву и их свиту”, покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим “войнушку”, можно сказать, что доска – это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых – научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

Читайте также:  Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.

Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.

Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

Что дает игра в шахматы ребенку?

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.

Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.

Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:

– широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

– применение нестандартных дидактических заданий и игр;

– детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

– преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

– выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;

– разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

– неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).

Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Никитина Елена Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 389 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

интеллектуального развития воспитанников» города Новосибирска

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Еще Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, а потом уже куклы, машинки и дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных.

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…

Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта) меняется и модель образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе техническими.

Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, компьютерные игры и т.д.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы наблюдаем что у детей:

– практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению,

– трудности удержания внимания,

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

– лексико-грамматическое недоразвитие речи,

– гипо- или гиперактивность.

Сегодня решать эти проблемы помогают именно информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

В моей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.

Но из-за ограниченной площади кабинета логопеда, мы используем стол большую часть времени как интерактивный экран.

Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие коррекционные-образовательные задачи в обучении детей с особыми потребностями:

задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним;

– знакомство детей с компьютерными программами;

задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

– развитие знаковой функции сознания;

– развитие психических функций;

задачи творческого цикла:

– развитие познавательной активности.

Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию и мелкой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к занятиям при использовании интерактивного стола на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая мною медиа-методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише»). Игры подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.

Игровые упражнения в SMART NOTEBOOK

1) Развитие фонематического слуха «Дифференциация звуков (Р-Л)

Предлагаю детям представить, что они садовники и им нужно посадить цветы со звуком (Р) на коричневую клумбу, а со звуком (Л) на зеленую клумбу.

Читайте также:  Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

2) В конце года в подготовительной группе детям можно предложить более сложные задания, в которых они сами могут составлять слова по заданным ребусам. Ребенку предлагаются картинки, по первым звукам в названии этих картинок ребенок составляет слово. Если ребенок верно составил слово, педагог предлагает нажать на знак вопроса, и вместо этого знака появится картинка-ответ.

3) Автоматизация звука [Ш]. На экране появляется несколько картинок. Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых слышится звук [Ш]. В случае правильного выбора и в случае ошибки звучат разные виды сигналов.

Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

Дидактическая игра “Логопедические шахматы”

Выбранный для просмотра документ руководство к игре ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ.docx

Дидактическая игра

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ»

Подготовила:

Учитель-логопед МБОУ СОШ №8

Руководство по использованию дидактической игры

«Логопедические шахматы»

Дидактическая игра направлена на реализацию адаптированной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ОВЗ (Вариант 5.1)

Игра содержит большое количество заданий (шагов) с использованием символов, звуков и букв, которые способствуют формированию навыка выполнения фонематического и слогового анализа, развития навыков чтения и письма. Возможно использование игры с помощью интерактивной доски.

Цель игры : развитие памяти, зрительного, слухового внимания, профилактика дисграфии и дислексии, развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, развитие слоговой структуры слова, связной речи.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД :

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД :

  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД :

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Предметные УУД

· различать звуки и буквы;

· различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; только твердые и только мягкие согласные;

· делить слова на слоги, определять ударный слог;

· пользоваться гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака; пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);

· Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги.

Оборудование : игровое поле с буквами, 1 пустая карточка, 30 смайлов, карточки со словами со сложной слоговой структурой, презентация Power Point.

Внимание! Взрослый называет букву звуком: например квадрат Б 1 не (БЭ), В 3 (не ВЭ).

В начале занятий логопед знакомит детей с полем:

– Посмотрите, у нас на доске нарисованы буквы и цифры на оранжевых полосах. Они нам будут подсказывать, в каком домике (квадрате) живет тот или иной звук. Есть у нас специальные карточки и разноцветные смайлики, которые будут помогать нам учиться. Итак, начинаем.

А) КАКАЯ БУКВА ЖИВЕТ В КВАДРАТЕ

Например, логопед называет: “А 3”. А затем спрашивает: “Какая буква живет в этом квадратике?” Дети должны ответить: «М». И так далее.

б) КАКАЯ БУКВА ЖИВЕТ В МОЕМ КВАДРАТЕ? НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ.

Логопед называет квадрат, например: А 7. Ребенок говорит, какая буква в этом квадрате живет, находит среди карточек такую же и ставит её внизу на линеечку.

КАКИЕ ЗВУКИ УМЕЮТ ПЕТЬ, А У КАКИХ ЭТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?

Логопед знакомит детей с понятиями “Гласный звук” и “Согласный звук”. Детям можно рассказать сказку о звуках.

Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», а вместе их называли «Гласные звуки». У Гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы.

Однажды они так весело запели, что и другим звукам – Согласным – захотелось. «П-П-П»,- запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т», – застучал звук «Т». Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал: «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К,» – закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку. «Не печальтесь, не певучие звуки, – сказала голосистая девочка – звук «А»,

– Мы, Гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали Согласные звуки. С тех пор стали крепко дружить Гласные и Согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Объясните детям, что гласных звуков шесть: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э». Эти звуки можно долго петь: «АААААААААААААА, ООООООО»,- и так далее. Воздух выходит свободно и не встречает преграду на своем пути.

Пропойте с ребенком гласные звуки протяжно: « ААААААА»,- и кратко: « А, А, А». И снова протяжно и кратко: «ААААА, А, АААААААА, А. ». И так со всеми гласными. Гласные звуки мы будем обозначать красным смайликом-кружочком. Для закрепления материала логопед называет любой из шести гласных звуков, ребенок находит его на поле и ставит на него смайлик. Далее знакомим с согласными звуками: «П», «М» и т.д. Логопед объясняет ребятам, почему согласные звуки не поются: воздух встречает преграду на своем пути. Например, когда мы произносим звук “П”, воздуху мешают наши губы. Когда произносим “Л”, язык упирается в верхние зубы и т.д. Ребята могут произносить согласные звуки и находить, что именно мешает воздуху свободно двигаться в каждом конкретном случае.

В КАКИХ БУКВАХ СПРЯТАЛОСЬ ПО ДВА ЗВУКА?

Внимание: «Я», «Ю», «Ё», «Е» – это гласные буквы, в которых спрятались два звука. Знакомим с ними детей тогда, когда дети хорошо будут различать на слух гласные и согласные звуки: Я – это Й+А, Ё – это Й+О, Е – это Й+Э, Ю – это Й+У. Внимание ! Объясните ребенку, что звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.

КАКОЕ СЛОВО Я ЗАДУМАЛА? СКОЛЬКО В НЕМ СЛОГОВ?

Логопед называет ходы, например: Б1 – Б5 – Д7 (ухо), предлагает ребенку найти карточки с соответствующими буквами и внизу составить слово. Далее должен последовать приблизительно такой диалог:- Какое слово получилось? – Ухо. – Сколько звуков в этом слове? – Три. – Назови первый звук. – У. – Второй звук… – Х. – Третий… – О. – Сколько слогов в этом слове? – Два. – Запомни: Сколько гласных звуков, столько и слогов.

КОГДА БУКВЫ СЕРДЯТСЯ, А КОГДА ОНИ ДОБРЫЕ?

Развитие фонематического слуха. Объясняем, что в разное время у некоторых букв бывает разное настроение. Иногда они очень серьезные, и даже сердитые. Например, буква «М» во вкусном слове «мороженое» почему-то совсем не улыбается. Наверное, мороженое оказалось очень холодным, и буква «М» замерзла. Вон как она дрожит: «МММММ». Аж посинела совсем! Совсем по-другому ведет себя эта же буква «М», например, в слове «мяч». Здесь она веселая, довольная. Или буква «З» в слове «забор». Ух какая она здесь злюка! Так и слышен лай собаки за высоким твердым забором… А вот в слове «зелень» эта же буква ласковая, теплая. Если мы постараемся, то услышим, как жужжат над цветами пчелы, и кружатся бабочки… Договоритесь с ребятами, что сердитые – твердые – звуки мы будем обозначать синим смайликом, а добрые – мягкие – зеленым. Внимание! Всегда твердые и сердитые «Ш», «Ж», «Ц». Они носят только синий наряд. Всегда мягкие и всех вокруг себя смягчают своим добрым нравом «Ч», «Щ», «Й». Они носят только зеленое платье Буквы «Ю», «Я», «Е», «Ё» носят платье, в котором два цвета – зеленый и красный.

А) Когда понятия «Гласный звук», «Согласный твердый звук», «Согласный мягкий звук» дети усвоят хорошо, можно переходить к следующему этапу. Логопед называет ходы, так, чтобы получилось слово, дети говорят, какое слово получилось, выкладывают это слово на верхней полоске, а внизу шифруют слово разноцветными смайликами. Например: – Квадрат А3/ квадрат Д7/ квадрат Б5. Какое слово получилось? – Дом. – Выложите это слово буквами. В слове «дом» какой первый звук? Он твердый или мягкий? – Твердый. – Какого цвета смайлик мы возьмем? – Синего. – Почему? – В этом слове звук «Д» произносится твердо. – Какой второй звук? -«О». – Какой это звук? – Гласный. – Какого цвета возьмем смайлик? – Красный. – Почему? – Звук «О» гласный , воздух не встречает преграду на своем пути. – Назовите третий звук в слове. – «М». – Какой это звук? – Согласный, твердый, возьмем смайлик синего цвета. Внимание! Все действия проговариваем. Сначала просим ребенка повторять за вами. Затем ребенок проговаривает свои действия.

Б) В порядке усложнения заданий детям предлагаются карточки, в которых зашифрованы слова со сложной слоговой структурой, ребёнку необходимо расшифровать слово, составить из букв разрезной азбуки, записать в тетради, разделить слово на слоги и поставить ударение.

НАЙДИ СЛОВА НА ИГРОВОМ ПОЛЕ И ВЫЛОЖИ ИХ

А) Логопед предлагает ребенку найти слова на игровом поле. Кто больше увидит слов, тот и побеждает в этой игре. Можно предложить детям выполнить звуковой анализ своего слова.

Б) Логопед предлагает ребенку найти слова на игровом поле, подобрать к ним родственные слова, записать, обозначить корни.

Дом – домик – домашний. Лес – лесок – лесной. Зонт – зонтик -зонтики.

КАКАЯ БУКВА ИГРАЕТ В ПРЯТКИ

Среди карточек, прилагаемых к игре, есть пустой белый квадрат. Логопед закрывает половинку какой-нибудь буквы на игровом поле и спрашивает: «Какая буква играет с вами в прятки? Найдите эту букву. В каком квадрате спряталась эта буква?» Можно предложить детям придумать слова с этим звуком.

Логопед называет ходы, так, чтобы получилось словарное слово, дети говорят, какое слово получилось, выкладывают это слово на верхней полоске, а внизу шифруют слово разноцветными смайликами, затем по памяти записывают слово в тетрадь. Составляют с этим словом словосочетание, подбирают к слову слова-действия, слова-признаки.

Составляют предложение, записывают в тетрадь.

1. Сахно Г.Б., логопед высшей категории, г. Санкт-Петербург «Фонетические шахматы» http://fullref.ru/job_e77056d33e7574cf1fc52a8180cfbd92.html

2. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов.3-е изд.М.: Флинта, 1998.

Элементы игры в логопедической работе

Современные тенденции в работе с детьми

Современный ритм жизни, различные требования к подготовке детей, определенный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки и весьма тягостный процесс. И уже со старшей группы занятия превращаются в учебу. Все-таки не стоит забывать, насколько для дошкольников важен процесс игры. А против природы, как говорится не попрешь.

Не секрет, что логопедические занятия часто даются детям весьма непросто. Дети не осознают их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям. И еще дети логопедических групп имеют несравнимо большую нагрузку. Поэтому важно внедрять элементы игры в логопедической работе.

Также сложность представляют и условия работы. В наше время в группах часто занимаются более 20 детей единовременно. Но при таком подходе теряется сама суть и задача работы. Теряется индивидуальный подход к каждому ребенку и возможность качественного влияния и взаимодействия. Меньше возможностей, а то и вовсе их отсутствие. Невозможность использовать какой-то раздаточный материал, кассы букв, пуговицы, мозаику и т.д. В лучшем случае на занятии используются фишки и буквари.

Внедрение элементов игры при работе с детьми

В связи с приведенными выше фактами есть определенное понимание: необходимо использовать современные методы в сфере работы логопедов с детьми. Специальное исследование привело к пониманию важности игр. В современной системе воспитания детей в дошкольных учреждениях они занимают одно из первых мест. Утверждается, что игры имеют большое значение для физического и умственного развития каждого ребенка, для формирования индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра – это непосредственно форма социальной жизни дошкольников. При выборе игр педагог должен учитывать задачи умственного, физического и нравственного воспитания детей. В зависимости от возраста детей, характера педагог должен уметь выбрать подходящую игру.

Важность принципов игры

Очевидна необходимость определенной коррекции замыслов и идей логопеда в его работе с дошкольниками через игру. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети – логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, соответственно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности и двигательной расторможенности.

Читайте также:  Итоговая НОД в старшей логопедической группе В гостях у Совы-Говорушки

По наблюдениям они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Они боятся быть высмеянным, хотя правила и содержание игры им доступны. У заикающихся детей можно наблюдать робость, затрудненное включение в игру из – за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры.

При перевоспитании личности заикающегося, при формировании его поведенческой и речевой активности следует брать во внимание речевые нарушения и общее состояние. Этим требованиям как раз и отвечает специально разработанная система использования игровой деятельности. Для развития всех видов речи заикающихся детей 4- 5 лет первостепенное значение имеют игры с пением. Они могут проводиться на каждом занятии. В этих играх от детей не требуется сразу же большая активность, поэтому они позволяют замкнутым и нерешительным ребятам привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятию. И наоборот, несдержанность поведения, двигательное беспокойство излишне подвижных детей тормозятся общим спокойным характером игры.

Помощь

Поэтому важно внедрять элементы игры в логопедической работе. В прочем, методов работы огромное множество. Играть с ребенком необходимо. Можно бесконечно развивать эту тему. В любом случае, главное – это забота о своем ребенке. А она от части проявляется за наблюдением за здоровьем и возможными нарушениями. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалисту.

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Конспект по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребенка с дизартрией и ДЦП по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» 2 класс

  • Обучать автоматизации звука [р] в словах, слогах, предложениях.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.
  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная презентация по теме.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Аня сегодня мы будим продолжать работать над звуком [Р]. Посмотри внимательно на картинки и назови их (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?
(со звука[Р]).

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Аня, а сейчас для того чтобы звук у нас хорошо получался, давай поиграем с нашим язычком подготовим наш артикуляционный аппарат для работы. Для начала, давай вспомним, из каких частей состоит наш артикуляционный аппарат? (кончик языка, боковые края языка, спинка языка, животик языка, ниточка). Ребенок сам показывает все части языка на своей кисти руки, представляя, что это язык. (Все это изучалось на первых занятиях и закреплялось на протяжении длительного времени).

Логопед: Молодец, Анечка! Ну а теперь приступим к артикуляционным упражнениям. (Выполняются упражнения).

Упражнения для артикуляционного аппарата.

Все упражнения выполняются строго перед зеркалом!

Логопед: Итак, широко улыбнулись, покажи зубки, давай покажем какое у нас хорошее настроение сегодня. Упражнение выполняем под счет. Следи м, чтобы ребёнок смог удержать эту позу до окончания счета. Молодец, Анечка!

Логопед: Следующее упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперед, и удерживаем. Затем, чередуем «Улыбка» затем «Трубочка».

Логопед: Аня, давай теперь еще раз вспомним какие же упражнения нужны для правильного произнесения звука [Р].

3) «Почистим зубки»

Как практикующий логопед, работающий с детьми с ДЦП, хочу отметить, что детям с ограниченными возможностями даются очень сложно артикуляционные упражнения. Нужно чётко проговаривать каждое упражнение и, по мере возможности, правильно выполнять для получения правильной артикуляции, что сложно даётся детям с ДЦП. На это, конечно же, потребуется много занятий.

2. Работа над дыханием.

“Загони мяч в ворота”, “Сдуй бабочку”

3. Основная часть.

1. Логопед: Анечка, а сейчас давай Заведем “мотоцикл”.
Проанализируем артикуляцию звука по план у:
Логопед: Аня, а теперь давай вспомним при произнесении звука [р], что же происходит с органами артикуляции, какие позы они принимают. Дай мне характеристику по следующему плану:

а) в каком положении находятся губы;
б) в каком положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Ребенок даёт характеристику, логопед поправляет, при надобности добавляет.

Характеристика звука [Р]

Логопед: Анечка, вот мы сейчас с тобой все, практически, вспомнили про звук [Р]. Давай же мы сейчас дадим характеристику этому звуку.
– Звук [р] какой , гласный или согласный звук? (согласный).
– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).
– Звонкий или глухой звук? (звонкий)
– Почему звонкий? ( так как в горле работает «голосовой моторчик»)
–В вот скажи мне звук р твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Какую букву пишем? (Р -эр).
Логопед: – давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук».
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]:
ЖА, РА, НУ, РО, ДО, РУ, ВО, РО, ШЫ, ВЫ, КЫ, ФА , РИ, УО.
– А сейчас я произнесу слова, а ты потопой ногами, если услышишь слово со звуком [Р]:
рама, телефон, Марина, радар , книга, забор, редька, вентилятор, машина, рысь, кошка, рубашка, ягоды, дыра.
– Молодец.

5. Чтение слоговых рядов.

Ученик читает вслух. (Карточка №1)

АР-АР-АР ПРА-ПРО-ПРЫ ДРА-ДРА-ДРА
ОР-ОР-ОР НРА-НРО-НРЫ ГРУ-ГРУ-ГРУ
РА-РА-РА МРА-МРО-МРЫ РА-РО-РУ

Прочитай слова: (Карточка №2)

РАД ЮРА ЖАРЬ
РОВ МАРА УДАРЬ
РАМА ИГРА УГОРЬ
РУКА ПАРАДЫ ВАРЯ
РОЗА БАРКА ГЛАЗУРЬ
РОЖЬ ПОРКА ЛАЗУРЬ
РОЖКИ КОРКА ЛАВР

6. Игра «Один, много».

Логопед: Назови картинки.
Морковь, мороз, роща, грунт, рама, ручей, карандаш и т.д.

7. Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед: Сейчас мы поиграем с тобой в игру «Подскажи словечко». Я начинаю, а ты должна досказать слово и повтори предложение целиком.
Игра-загадка «Доскажи словечко».

  1. Он высокий словно шкаф,
    А зовут его . (жираф).
  2. Удивленно смотрит Люда
    На горбатого…(верблюда)
  3. Вот так чудо- огород,
    мы стоим разинув …(рот).
  4. В сильный холод в январе
    Ёжик спит в своей …(норе).
  5. На крылечке у ворот
    Замяукал рыжий…..(кот).

Логопед: Аня, давай мы с тобой немного отдохнём и проведём физкультминутку.
«У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде (Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, (обоими указательными пальцами
дотрагиваются до соответствующих частей тела).
Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

9. Звуковой анализ слова (РАМА)

Логопед: Аня, давай сделаем звуковой анализ слова Рама.
– А теперь скажи сколько слогов в этом слове? (2)
– А сейчас на зови первый слог (ра)
– Сколько в этом слоге звуков? (2)
– Назови их по порядку (р, а, м, а)
– Назови второй слог (ма)
– Сколько в этом слоге звуков? (2)
– Назови их по порядку (м, а)
– Назови только гласные в этом слове (а, а)
– Назови только согласные в этом слове (р, м)

Аналогично выполняется разбор слов ИГРА, РУКА.

10. Повтори словосочетания:

Заливная рыба. Горелые сухари.
Умелый слесарь. Оранжевый апельсин.
Спелый персик. Первый класс.
Белый кролик. Стальные рельсы.
Шустрая белка. Горный орёл.

11. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:
«Репка».
Расти большая, репка, Приседаем и медленно поднимаемся.
Вырастай крепка, Сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук.
Сладкая да белая, Выполняем упражнение Замок, несколько раз
сжимая и разжимая пальцы.
Чтоб детвора поела! Хлопают в ладоши.

12. Письменное задание.

Прочитай и запиши предложения:
Рома упал. Рома рисует картину. Лена стирала бельё. . На старте суета. Егор скатился с горки.

13. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня закрепляли?
– Еще раз произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:

В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны.

  • Произвести звуковой анализ слова (ТЁРКА)

Прочти слоговой ряд вслух.

АР-АР-АР ПРА-ПРО-ПРЫ ДРА-ДРА-ДРА
ОР-ОР-ОР НРА-НРО-НРЫ ГРУ-ГРУ-ГРУ
РА-РА-РА МРА-МРО-МРЫ РА-РО-РУ

Прочитай слова вслух.

РАД ЮРА ЖАРЬ
РОВ МАРА УДАРЬ
РАМА ИГРА УГОРЬ
РУКА ПАРАДЫ ВАРЯ
РОЗА БАРКА ГЛАЗУРЬ
РОЖЬ ПОРКА ЛАЗУРЬ
РОЖКИ КОРКА ЛАВР

Автоматизация Р в стеченях ТР, ДР

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта http://LogopedRunet.ru

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, травы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру — встану рано поутру.

Тра – тра – тра — в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра — а мы поём с утра.

Тру – тру – тру — дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро — в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры — плывут большие осетры.

Тры – тры – тры — в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Труба трубит, труба поёт. Подруга выдра у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хитра.

Трубач трубит в трубу не зря: Бобёр и выдра поутру

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

Продолжение материалов по автоматизации звука [Р] читайте в статье

Ссылка на основную публикацию