Использование элементов игры в шахматы в логопедической работе

Развитие логического мышления дошкольников с использованием элементов шахматной игры

В развитии ребёнка образование и среда играют большую роль, чем наследственность….. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра – единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько “ходов” вперед”.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения.

Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико -синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Секрет успеха методики, изложенной в данной методической разработке, — в непринужденной игровой форме изучения, которое станет для ребенка веселым и увлекательным занятием.

Методические аспекты развития логического мышления младших дошкольников через обучение игре в шахматы

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательная: учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на плоскости, развивает логическое мышление.

Воспитательная: вырабатывает внимательность, собранность, усидчивость и целеустремлённость.

Эстетическая: развивает фантазию, обогащает внутренний мир.

Коррекционная: помогают гиперактивным детям стать спокойнее, способствуют развитию умения сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Но управлять вниманием 3-летнего ребёнка лучше всего в игровой форме. К трём годам внимание малыша довольно развито, но всё-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10-15 минут. А часто бывает так, что ребёнок не может сосредоточиться даже на 4-5 минут. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но, не переутомляя его одним и там же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в неё новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень сужен “размах зрения”, ему сложно следить одновременно за предметами, отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу.

Для целей обучения азам шахматной игры, весьма важно и то, что уже к концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечать на вопросы, рассказывать об увиденном в 2-4 предложениях. Воспринимают небольшие сюжетные сказки, даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии, способны усвоить названия шахматных фигур и их ходы. Постепенно у детей совершенствуется пространственная ориентировка. Развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

Технологические подходы развития логического мышления с использованием элементов шахматной игры

Задачи:

  • создание условий для развития логического мышления;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:

  • учебные занятия;
  • организацию совместной деятельности с детьми;
  • предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.

Организация совместной, самостоятельной деятельности.

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.

Руководство совместной деятельностью с детьми:

  • Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  • Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
  • Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  • Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  • Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
  • Используются следующие игровые приёмы

    • игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
    • пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
    • элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
    • метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)

    Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.

    Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.

    Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

    Эффективным является:

  • переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
  • еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
  • Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.

    Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.

    Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.

    Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.

    Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.

    Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:

    • обобщению, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
    • повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
    • формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

    Данная методическая разработка отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления младших дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры.

    Новизна опыта состоит:

    • в раннем обучении игре в шахматы в непринуждённой игровой форме;
    • в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.

    Приведённые в приложении план –сетка тематических занятий, рабочая тетрадь способствуют наиболее качественной реализации ведущей педагогической идеи методической разработки: “Овладение логическими формами мышления, развитие умственных, творческих способностей детей через обучение азам шахматной игры”.

  • И.Г. Сухин “Шахматы для самых маленьких”
  • Г.М. Зенков “Первый шах”
  • Е.П. Быкова, Т.И. Локтева “Шахматы для малышей”
  • Е.И. Соколова “Весёлая математика для самых маленьких”
  • Н.Ф. Губанова “Развитие игровой деятельности”
  • Г.А. Репина “Математическое развитие дошкольников”
  • Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой
  • Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”. -М.: Просвещение 1989 г.
  • А.К. 3вонкин “Малыш и математика, непохожая на математику”. Знание и сила, 1985г.
  • В.И. Логинова “Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”. -Л. : 1990г.
  • В.В. Волина “Праздник числа” (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
  • И.А. Девина, А.В. Петраков “Развиваем логику” (6-8). – М.: Издательство “Ось – 89”, 2000
  • Т.И. Ерофеева и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992.
  • З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
  • Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994.
  • “Чего на свете не бывает?” Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под редакцией О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.
  • Опыт работы по теме

    Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

    Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.

    Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

    Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Использование шахмат как средст­ва обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

    Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы – это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

    Читайте также:  Дифференциация звуков (С) - (Ц) в слогах, словах, предложениях - конспект логопедического занятия

    Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

    Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

    1. Познавательную : – расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

    2. Воспитательную : – вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

    3. Эстетическую : обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

    4. Физическую : побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

    5. Коррекционную : помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

    За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю.Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты

    Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

    Работа с детьми по знакомству детей с шахматами была начата с детьми 3-х – 4-х лет в 2008-2009 учебном году в ДОУ №18 «Северяночка» в городе Радужном Ханты-Мансийского автономного округа. На начальном этапе знакомства с шахматной игрой, учитывая возрастные особенности детей, была определена цель: познакомить детей с шахматными фигурами.

    Возраст 3-3,5 года – это возраст, когда у малышей наряду с наглядно-действенным мыш­лением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения. Учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. А к 3.5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспри­нимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс обучения шахматной игре.

    В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2-5 лет». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали. На занятиях с детьми и в свободной деятельности использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д. Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок». К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур.

    В городском шахматном клубе была организованна совместная встреча родителей с международным мастером по шахматам, тренером преподавателем высшей категории АУ ДОД ДЮСШ «Факел» Позиным Сергеем Борисовичем, где они познакомились с опытом работы по обучению детей дошкольного возраста с шахматной игрой. Совместно с городским шахматным клубом «Белая ладья» был разработан совместный план работы по преемственности.

    Так как дети и родители проявили интерес к знакомству с шахматами, работа по данному направлению была продолжена с детьми среднего дошкольного возраста.

    Определены задачи на 2009-2010 учебный год :

    1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.

    2. Обучение счету до 10 и более.

    3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.

    4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

    Занятия проводились 1 раз в неделю. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смог­ли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д. На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творче­скую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном обра­зе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что повышает эффек­тивность обучения. Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденно­му материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали не­сложные логические задачи на шахматных диаграммах. В группе для детей, которые занимаются шахматами, были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля. Педагог, изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним. Дети, так же по желанию, могли брать задания домой, и выполнять его совместно с родителями. Таким образом, родители становились невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре. В конце учебного года была проведена диагностика уровня сформированности интеллектуального развития у детей среднего дошкольного возраста. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 47% по сравнению с началом учебного года.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться об­разное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возни­кают в процессе наглядного моделирования; комплексные представ­ления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; а также представления, отража­ющие стадиальность преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают развиваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь детей.

    На 2010-2011 учебный год был составлен перспективный план работы по обучению детей 5-ти – 6-ти лет игре в шахматы (таблица 5, фрагмент),

    1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

    2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

    Перспективный план работы по интеллектуальному развитию детей 5-ти – 6-ти лет при обучении игре в шахматы на 2010-2011 учебный год

    Использование шахмат в развитии детей дошкольного возраста

    Шахматы – древнейшая игра, изобретенная в Индии более полутора тысяч лет назад. Распространившись по всему миру, она стала неотъемлемой частью человеческой культуры, а со временем превратилась в международный вид спорта. «Игра мудрецов», «гимнастика для ума» – эти и другие определения отражают уважительное отношение многих людей к этой замечательной игре.

    В некоторых странах шахматы стали обязательным школьным предметом, проводятся такие эксперименты и в отдельных школах России. Интерес к шахматам, желание научиться играть появляется и у малышей 5–7 лет, потому что шахматы – это игра, а игра, как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Шахматные фигуры забавны, некоторые похожи на привычные игрушки (например, кони), мальчикам шахматы напоминают армию солдатиков, они приятны на ощупь и имеют интересные названия.

    В чем же польза от занятий шахматами в столь юном возрасте? Ребенок, как существо нетерпеливое и непоседливое, должен уметь сосредотачиваться, последовательно добиваться результата, даже в обычных детских играх. Шахматы – это, прежде всего, собранность и усидчивость – полезные свойства для многих дел. Знакомство с миром шахмат поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных логических категорий, развить память, внимание и пространственное воображение.

    В нашем дошкольном учреждении помимо занятий по обучению игре в шахматы (в рамках дополнительного образования воспитанников), мы используем шахматные фигуры, как средство для познавательно-речевого развития, тренировки моторики мелких мышц кистей рук, мыслительных операций, внимания, памяти и речи на коррекционно-развивающих занятиях.

    Идея использования шахмат, как учебного оборудования, возникла в связи с поиском современных и нестандартных методов и способов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

    Игра в шахматы решает многие задачи:

    – развитие памяти, произвольного внимания, мышления (такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез и др.);

    – формирование ориентации на плоскости доски – как пропедевтика ориентировки на листе бумаги (что особенно важно на этапе перехода в школу);

    – воспитание личностных и волевых качеств у дошкольников (воля, выдержка, усидчивость, целеустремленность, собранность, умение доводить поставленную задачу до конца и т.д.);

    – красивые шахматные фигуры и игровые комбинации обогащают эстетические впечатления и внутренний мир ребенка, необычные названия фигур пополняют активный словарный запас;

    Детям нравятся такие упражнения, потому что в них есть элемент новизны, и они с удовольствием выполняют задания с использованием шахматных фигур и доски, закрепляя при этом шахматную терминологию. Таким образом, прививается интерес к этой увлекательной и полезной игре. Многие дети, приходя домой из детского сада, просят родителей или бабушек и дедушек поиграть с ними в шахматы!

    Заданий с использованием шахмат можно придумать много. Мы предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые были с успехом опробованы на практике в условиях работы детского сада на занятиях воспитателя и учителя-логопеда. Эти упражнения могут применяться в работе дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями, а также родителями дошкольников в процессе подготовки ребенка к систематическому школьному обучению.

    1. Игра «Волшебный мешочек»

    Ход игры: в мешочек помещается несколько фигур. Дети, не глядя, вытаскивают по одной фигуре: «Опусти руку в мешочек и попробуй угадать, какую фигуру ты взял».

    Взрослый ставит перед ребенком любую фигуру, пара которой есть в мешочке и говорит: « Опусти руку в мешочек и нащупай такую же фигуру, как у меня».

    2. «Четвертый лишний»

    «Какая фигура здесь лишняя? Почему?»

    Вариант№ 1: три фигуры – черные и одна – белая; три пешки и один слон и т.д.

    Вариант№ 2: для «продвинутых шахматистов» можно предложить задание повышенной сложности: конь, слон, ладья и пешка. Ребенок должен догадаться, что лишняя – пешка, т.к. остальные сильные фигуры.

    Полезно также предлагать детям составлять друг для друга подобные задания.

    3. «Что изменилось?»

    Педагог выставляет на доску 5–6 фигур: «Посмотрите внимательно на доску и запомните, как стоят фигуры». Дети запоминают, закрывают глаза. В это время педагог меняет фигуры местами: «Что изменилось? Поставьте фигуры так, как они стояли раньше».

    Эта игра проводится аналогично предыдущей. На доске несколько фигур. Дети закрывают глаза, 1–2 фигуры убираются. Затем каждый ребенок выступает в роли педагога, этот прием позволяет дольше поддерживать интерес к любому заданию.

    5. Звукобуквенный анализ слова

    Перед детьми на шахматной доске стоят все фигуры.

    «Выбери фигуры, в названии которых есть звук [л].»

    «В каком слове звук [л] находится в начале слова?»

    «А в слове слон, какой по счету звук [л]?»

    «Угадай, какую фигуру я задумала: первый звук [к], последний [ль]». И т.д.

    6. «Посчитаем слоги»

    Взрослый: «Сколько слогов в слове “пешка”, “конь”, “король” и др.»

    Дети отхлопывают слоги в ладоши и называют их количество.

    В процессе работы над речью детей логопед исправляет неправильное звукопроизношение ребенка, следит за правильным употреблением грамматических конструкций. Традиционные упражнения по формированию правильных грамматических категорий можно также проводить с помощью шахмат: «Одна пешка, две пешки, пять пешек и т.д.»; «Скажи правильно: один слон, два слона, а много слонов. Одна пешка, две… (пешки), а много… (пешек). Один конь, два… (коня), а много… (коней)».

    7. Закрепление правильного употребления предлогов: «Где фигура?»

    Логопед манипулирует фигурами, а ребенок отвечает, где находится та или иная фигура. Используются предлоги НА, ПОД, ЗА, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, СО.

    8. Развитие пространственного мышления

    Перед ребенком пустая шахматная доска и рядом все фигуры.

    Инструкция: «поставь белого коня в правый верхний угол, а черного – в левый нижний угол».

    9. Знакомство с понятием «Координаты объекта»

    Для первого знакомства ребят с понятием координат объекта были изготовлены «карточки-письма» с зашифрованным «адресом», куда должна встать та или иная фигура.

    Читайте также:  Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи

    10. Автоматизация звуков на логопедических занятиях

    На материале стихов и загадок о шахматах удобно закреплять и вводить в речь звуки, которые дети научились говорить правильно, помимо этого стихи и загадки формируют у ребенка чувство ритма и рифмы родного языка.

    Автор стихов Анатолий Хребтюгов.

    1. Если в шахматы играешь,

    То, конечно, это знаешь –

    Будет лучший результат,

    Если ты поставишь… (мат).

    2. Это есть не пораженье,

    Не фиаско, и не крах,

    А всего лишь нападенье –

    Королю объявлен… (шах).

    3. Быть особо защищённым –

    У него такая роль,

    Это правило резонно,

    Потому что он –…(король).

    4. Обитает не в саванне,

    И не так огромен он,

    Но такое же названье

    У фигуры этой – … (слон).

    5. Он, не цокает, конечно,

    Но легко перешагнём

    Через ряд фигур и пешек

    6. Это правило известно,

    Короля нам есть нельзя,

    Но свободно можешь есть ты

    Вместо этого… (ферзя).

    7. Иногда король с ладьёй

    Ходят вместе очень ловко,

    Шахматисты ход такой

    В практике воспитателя удобно применять шахматы для развития элементарных математических представлений.

    11. Счет предметов – прямой, по кругу, в обратном порядке и т.д. Количественный счет.

    12. Операции сложения и вычитания на множествах: «Было», «Добавь», «Убери», «Сколько стало?» Сколько фигур: одного вида разного цвета или одного цвета разного вида.

    13. «Повтори ряд»: «поставь фигуры в такой же последовательности, как у меня».

    14. Операции на множествах: «возьми все черные фигуры. Сколько их? Какие фигуры остались? Сколько осталось? Каких фигур больше (меньше)?»

    15. «Найди такую же фигуру»

    В процессе занятий дети научились понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее выполнять, умеющие играть дети с удовольствием учили неиграющих, ребята с удовольствием стали играть в шахматы в свободной деятельности в детском саду и дома с родителями!

    По QR-коду и мобильному приложению вы сможете увидеть в фильме познавательные задания с шахматными фигурами связанные с развитием памяти, внимания, воображением.

    Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

    www.Logopedy.ru

    Присоединяйтесь к нам:

    • Разместить материалы на сайте
    • Литература
      • Газетные публикации
      • Статьи по логопедии
      • Журналы
      • Нормативные документы
    • Наглядные материалы
      • Серии картинок
      • Видео
      • Презентации
      • Схемы / таблицы
      • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
    • Рабочие материалы
      • Программы / планирования
      • Конспекты / игры / сценарии
      • Речевые карты
      • Штриховки
      • Методики диагностики и коррекции
      • Из опыта работы

    Зонды постановочные

    Использование игры в логопедической работе с детьми

    Шелест Елена Геннадьевна
    учитель-логопед
    Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
    Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать

    Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.

    Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.

    И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.

    Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.

    В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.

    По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.

    Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.

    I. Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

    На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

    Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

    Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.

    II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким – то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.

    «В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».

    Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.

    III. Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.

    Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.

    Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора — ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.

    В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

    Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.

    Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

    IV. Игры как помощник социализации ребенка в обществе.

    Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.

    Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, – говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.

    И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».

    Обучение для ее ребенка – лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.

    Читайте также:  Домашние животные и их детеныши - конспект фронтального занятия

    Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!

    Список литературы

    1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996

    2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

    3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб., 2001

    4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – , 1983

    Логопедия: метод игры в процессе развития ребенка

    Содержание:

    Метод игры в процессе развития ребенка

    В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективными из них выступают игровые технологии. Это уникальная форма обучения имеет очевидное обоснование своей эффективности, которое заключается в простой логике: ребенок приходит на занятия к логопеду обычно уже после своих школьных уроков, и насыщенный материалом детский мозг уже не в состоянии быстро и качественно воспринимать информацию. Необходима физическая и эмоциональная разрядка. Так для большинства логопедов встает закономерный вопрос: как повысить мотивацию уставшего школьника и создать позитивное настроение в процессе его обучения?

    На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения, которое дети обычно испытывают на уроках школьной программы. Но, кроме того, подаваемый в форме игры теоретический материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи, а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.

    Применение игровых технологий в логопедической практике

    Опыт педагогической деятельности показывает, что для проведения коррекционно-развивающей работы наиболее эффективными являются методы с использованием правильно подобранных игровых предметов (игрушек), дидактических материалов и компьютерных приложений.

    Развивающие игрушки

    Игрушки можно использовать практически на каждом групповом занятии. Благодаря чему создается нестандартная «ситуация-сюрприз» с участием вымышленных персонажей (сказочных героев), которые помогают ребятам быстрее включиться в учебный процесс и полностью погрузиться в него. Этим «сказочным гостем» может быть кто угодно: Винни Пух, Чебурашка, Чиполино – не важно. Суть дела в том, что от лица персонажа идет изложение учебного материала, возможно в форме диалога или, так сказать, мини-конференции с детской аудиторией. Таким образом, ребенок легче усвоит информацию, чем в случае, если бы она преподносилась в стандартной лекционной форме. Еще лучше наличие обратной связи, когда ребята самостоятельно пытаются чему-нибудь научить своего героя или просто делятся впечатлениями об окружающем мире. В подобной ситуации дети гораздо быстрее справляются со сложностями, которые в реальной жизни могли бы испытывать ни один год. Так, например, в гости приходит ворона Каркуша и помогает научить ребенка правильно выговаривать букву «р».

    Не стесняйтесь использовать игровые элементы в период активного роста и развития ваших детей. Многочисленными исследованиями в области логопедии доказано, что эффективность такого обучения значительно повышается.

    Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других .

    Игровая форма занятия

    Форма игры активно стимулирует детей к учебной деятельности. Ситуации и приемы реализуются с помощью трех главных направлений:

    • ставится дидактическая цель в форме игровой задачи;
    • правилам игры подчиняется вся учебная деятельность;
    • учебный материал используется в качестве средства для реализации игры.

    Логопедические занятия в игровой форме проводятся следующим образом. В самом начале урока ставится образная задача, к примеру, появляется сказочный гость, моряк дальнего плавания, который приносит карту со спрятанными сокровищами, и, чтобы угадать где находится клад, необходимо ответить на ряд направляющих вопросов. Дети также могут играть роли (пиратов, рыцарей, известных мореплавателей и др.). За успешное выполнение заданий можно выдавать игровые карточки в форме черных меток, картонных ракушек или шоколадных монеток.

    Дети, особенно старших групп, очень любят подобные викторины в форме соревнований. В этом случае перед логопедом стоит задача расположить ребенка в эмоциональном плане так, чтобы он не замыкался, не смущался и принимал активное участие в конкурсах. Для этого требуется создать доброжелательный настрой в коллективе, научить детей поддерживать и помогать друг другу.

    Использование дидактических игр

    Трудно недооценивать роль дидактической игры для развития у ребенка определенных навыков. Ведь непосредственная задача, которую преследует преподаватель-логопед не вызывает у ребенка особых эмоций. Для него важен сам процесс – интересно играть и выигрывать, хочется получить свой приз. Грамотный педагог сумеет совместить игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией так, что дети не только будут рады интересным конкурсам, но и овладеют новыми полезными навыками и знаниями.

    В качестве дидактического материала можно использовать:

    • реальные предметы (орудия труда, картины, посуду, предметы обихода и т.п.);
    • объекты природы (фрукты, цветы, грибы, овощи, листья и т.п.);
    • обычные детские игрушки.

    Использование этих материалов решает важные задачи, среди которых можно выделить особенно ценные:

    • совершенствование речевых навыков;
    • корректное развитие психологических процессов;
    • дискретизация приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, категоризация и др.);
    • расширение детского кругозора и развитие частично сформированных понятий об окружающей действительности.

    Среди множества обучающих игр предпочтительное место занимают следующие виды.

    1. Сюжетно-дидактические игры или инсценировки. В таких играх дети примеряют на себя новые роли, что тренирует концентрацию внимания, терпение и умение быстро реагировать в нестандартной ситуации.
    2. Настольные игры – их особое условие строго соблюдать правила от начала до конца развивает способность смотреть более чем на один шаг вперед – это основа стратегического мышления.

    В коррекционно-развивающей работе с детьми логопед обязан уделять внимание звукопроизношению таким образом, чтобы процесс не наскучил ребенку уже на ранних этапах освоения материала. Игровая мотивация помогает закрепить полученные навыки и знания в непринужденной форме. Увлекшись игровым моментом, ребенок перестает стесняться и нарочно сдерживать себя, что позволяет ему корректировать свое произношение ненавязчиво, как часть игрового процесса.

    Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзны .

    Неправильное использование игровых технологий в логопедической деятельности начинающих педагогов

    Важно понимать, что некорректное построение игрового процесса может привести к обратному, отрицательному результату. Бывают случаи, когда молодые специалисты отдают большее предпочтение «увеселительной» части, но частично (или почти полностью) забывают о познавательно-развивающей составляющей урока. В скором времени такие ошибки формируют у детей неверное представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

    Учитывайте и тот факт, что цель игровой терапии – не просто изучить предмет, но также дать ребенку замечательную возможность «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны взрослых.

    Не всегда игровой элемент столь необходим в обучении, но иногда он просто незаменим. К примеру, если при формировании произношения, ребенок по каким-либо причинам не способен осуществить механическую постановку звука (допустим, у него появляется рвотный рефлекс), тогда процесс игры позволяет легче настроить его в нужную сторону.

    Пример: Мальчик Витя решил прогуляться со своим верным другом, котёнком по имени Тото, и, когда они проходили мимо дремучего леса, навстречу им выползла страшная змея и зашипела: «Ш-ш-ш-ш-ш», но пролетавшие мимо шмели решили её отвлечь и прожужжали сверху: «Ж-ж-ж-ж-ж».

    Такие моменты на занятиях действительно очень важны. Для того чтобы коррекционный эффект обучения протекал в приятной обстановке с хорошим настроением участников, важно грамотно подбирать для каждого занятия методический материал. Желательно регулярно проводить консультации по воспитательной работе вместе с родителями и обсуждать использование коррекционных игр в логопедической работе.

    Использование игр Г.С.Швайко в логопедической практике

    В данной презентации рассказано о Г.С.Швайко. Выбраны и представлены разработки игр с наглядным материалом для работы логопеда и воспитателя.

    Содержимое разработки

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Факультет психолого-педагогического и специального образования Кафедра дефектологии ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ Г.С. ШВАЙКО

    Выполнила: Музалькова А.А. 643 гр .

    Галина Семёновна Швайко Окончила Московский государственный педагогический институт по специальности преподаватель дошкольных училищ Одна из первых педагогов дошкольного образования, получившая звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»

    Книга «Игры и игровые упражнения по развитию речи» включает в себя 34 игры по двум направлениям: 1) игры, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря; 2) игры, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    Карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор- ракета – автобус -сук- ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил- лук).

    НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ

    Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

    Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

    КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ?

    Упражнять детей в дифференциации звуков с – ш.

    Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка).

    КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

    Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

    1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с че­тырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке – буква.

    2. Предметные картинки: К – кот, коза, кролик, кенгуру, крокодил; С – слон, собака, сорока, снегирь, лиса;3 – заяц, зебра, коза, обезьяна и т.п.

    Упражнять детей в дифференциации звуков р – л, с – ш.

    1. Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски – «полки». На первых двух «полках» – одежда, на третьей – посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л.

    2. Деньги – бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. На монеты «с» можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты «ш» – рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты «р» – сахарницу, свитер, рубашку и т. д.

    • Цель:
    • Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности и упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек.
    • Игровой материал:

    1. Длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.

    2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

    3. Картинка с изображением радуги.

    • Цель:
    • Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот. Упражнять в описании цветка.
    • Игровой материал:

    2 набора разных по величине картонных лепестков одного цвета, но разных оттенков.

    КАЖДУЮ ПТИЦУ НА СВОЕ МЕСТО

    Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих и болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т. д.) свидетельствует определенном образе жизни, повадках.

    Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столб нарисованы орел, журавль и гусь.

    Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).

    • Упражнения, предлагаемые Г. С. Швайко, помогут воспитателю и логопеду проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее.
    • Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

    Ссылка на основную публикацию