Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья предназначена для педработников ДОО. МАтериал можно использовать на занятиях логопедами и воспитателями ДОО с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
ekologich.vosp_.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация №2 «Ромашка» ст.Гиагинской

«Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР»

Шемчук Наталья Васильевна

Данное выступление предназначено для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, участников семинара «Актуальные проблемы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста».

Материал выступления можно использовать на коррекционных логопедических занятиях логопедами и воспитателями дошкольных организаций с детьми с общим недоразвитием речи.

Цель выступления показать значимость экологического воспитания дошкольников, так как эта проблема на сегодняшний день очень актуальна. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Экологическое воспитание и образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих областях, в том числе, и в коррекционной педагогике. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-логопеду детского сада, который работает с детьми с нарушениями речи.

Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие задачи:

– становление экологической культуры у детей;

– развитие экологического сознания и мышления;

– формирование ответственного отношения к окружающей среде;

– развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников.

Опыт показал, что работа по лексическим темам экологического содержания у детей с общим недоразвитием речи даёт положительные результаты: у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно и нужно использовать речевой материал экологического содержания.

Речь – социальное явление, которое служит средством общения между людьми, начиная с дошкольного возраста. Правильное, а главное своевременное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт окружающий его мир, накапливает знания и опыт общения, овладевает нормами поведения. Но если речь ребёнка не совершенна и имеет различные нарушения? Как такой ребёнок может познать мир, рассказать об этом? В этом случае на помощь приходит логопед, который организует воспитание и речевое обучение через специально организованные занятия. Каждое занятие логопеда носит эмоциональный, развивающий и, по возможности, воспитывающий характер. На логопедических занятиях развивается не только речь, но и интеллект.

Прошедший 2017 год был объявлен Всероссийским годом экологии. Мне показалось актуальным и интересным и в этом году изучение темы: «Экологическое воспитание на занятиях учителя-логопеда ДОО с детьми с ОНР». Не секрет, что каждый из нас успешно использует в своей работе различный литературный материал природоведческого содержания, термины экологии. Не зря ведь В.А. Сухомлинский сказал: «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка».

Основная задача учителя-логопеда ДОО – всестороннее развитие речи детей с такими нарушениями. У детей с общим недоразвитие речи недостаточно сформированы познавательные процессы, которые связаны с речевой деятельностью (память, мышление, внимание, воображение), на этих основах строится речь ребёнка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания я на своих занятиях использую дидактические эколого-речевые игры. Такие игры способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель дидактических игр экологического характера заключается в том. Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание в ДОО тесно переплетается с изучение определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то увидишь, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как «Птицы», «Деревья». «Грибы», «Времена года», «Растительный мир нашей республики», «Адыгея – наша Родина», «Животный мир Адыгеи» и другие имеют место быть в течении всего учебного года.

На своих коррекционных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными приёмами, дидактическими играми и упражнениями такими как: «Кто, где живёт?», «Бегает, прыгает, летает», (о приспособлении птиц и животных к среде обитания), «У кого какой дом?», (об экосистемах); «Что потом?», «Птицы-рыбы-звери» (развитие и рост организмов); «Выбери дорогу правильно» (о правилах поведения в природе) и другие , я использую современные технологии.

Использование мультимедийных презентаций помогает детям ярче воспринимать предметы и явления природы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру воспитывается у детей с нарушениями речи в умении видеть красоту голубого неба, цветочной поляны, зелёного леса, отдельного животного или птицы. На таких занятиях у детей с общим недоразвитием речи обобщаются и систематизируются представления о живой и неживой природе, о сменах времён года, воспитывается любовь и интерес к своей малой Родине – Адыгее.

Большую роль на логопедических занятиях отвожу применению наглядного художественно-оформленного материала. Интересные игровые моменты помогают заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, вызвать желание заниматься. На своих логопедических занятиях я использую такие занимательные дидактические игры экологической направленности:

«Зелёные обитатели» (цель: закрепить знания о животных и птицах, обитающих в разных климатических поясах Земли);

«Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);

«Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне);

«Мяч лови – детёныша назови» (цель: называть детёнышей животных или птиц определённой среды обитания).

Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. Рассказы Н.Е. Ильяковой «Скворцы прилетели», «Как щенок нашёл друзей», «Как помочь зимой птицам?» я использую при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Название этих произведений само подсказывает, что решаются не только задачи развития речи, но и задачи экологического воспитания. На занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями не только закрепляются знания о природных явлениях, о животных и птицах, но и формируются эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам, формируются экологические представления.

Пересказ рассказа – одна из сложных форм речевого развития. Одним из ярких примеров экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Дети вместе с персонажами рассказа, девочками переживают, рассуждают как бы они поступили, почему нельзя засорять лес, беречь его. Такая работа над пересказом помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе и умение самостоятельно делать выводы и принимать решение.

На логопедических занятиях, работая с детьми с ОНР, расширяю их представления о природе, стараюсь воспитывать отношение ко всему живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой.

Наиболее интересным мне показался интегрированный тип занятий, которые позволяют решить разные задачи развития дошкольников с нарушениями речи и строятся на разных видах деятельности. Хочу предложить вашему вниманию конспект интегрированного логопедического занятия, которое сочетает в себе традиционные и инновационные формы помощи детям с общим недоразвитием речи, а также способствует повышению экологической культуры и помогает воспитывать личность, любящую и сохраняющую природу нашего региона. (Приложение)

Важное место в своей коррекционной работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть даю стихи, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Для развития мелкой моторики подбираются задания с использованием бросового и природного материала. Также недавно мною был реализован проект «Первоцветы», в ходе которого родители вместе с детьми изготовили поделки на эту тему.

Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Таким образом, я уверена. Что реализация системы экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечивает их всестороннее развитие, у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе.

Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

Подготовила учитель – логопед Зарипова Лилия Музагитовна

Республика Башкортостан, город Туймазы

Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Это связано с тем, что 2017 год по указу Президента РФ В.В. Путина, объявлен в стране годом экологии. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.

Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится к окружающему миру, формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» – так писал русский писатель М.М. Пришвин.

Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников – организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
  • развитие лексико — грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников

(все игры проводятся с картинками по теме)

Игры на формирование фонетико — фонематических восприятия:

1. «Назови картины» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.

Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.

2. «Четвертый лишний» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.

3. «Запомни и назови» (на заданный звук – на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.

Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.

Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:

1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах , упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.

Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.

2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.

Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.

3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.

Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.

4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

5. «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать относительные прилагательные в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из числительных и существительных.

Ход игры: ребенок считает слова — предметы до 5, согласовывая числительные и существительные.

7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в назывании детенышей животных (птиц).

Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),

8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», “Деревья”, “Цветы”, «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок определяет лишнюю картину, дает обоснованный ответ, почему лишний

( например, яблоко, груша, апельсин, свекла. Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин – фрукты).

Игры на развитие связной речи:

1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формировать умение составлять предложение с заданным словом.

Ход игры: ребенок берет картину и составляет предложение, включая это слово.

2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение знаний воспитанников о предметах (объектах), развитие связной речи.

Ход игры: ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет описательный рассказ о предмете.

Развитие речи и экологическое воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают общению просмотр телевизора, видеопродукции и компьютерные игры. Как результат, дошкольники не любят и не хотят общаться. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема развития речи подрастающего поколения. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Грамотно составленные модели воспитательного процесса в ДОУ помогают решать задачи качественного образования, а именно интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. Начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.

Для успешного расширения словаря детей мною поставлена цель: научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, поэтому я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Развитие творческой речевой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

Для реализации поставленной цели, было намечено:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
  • выявить особенности развития творческой речевой продуктивности;
  • разработать направления и содержание по творческой речевой продуктивности;
  • провести экспериментальное обучение детей с ФФН по развитию речевого творчества;
  • проследить динамику развития словаря детей в процессе углубленной работы по теме: «Развитие творческой речевой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание».

В углублённой работе над темой по коррекции речи придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
  • принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
  • принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;
  • принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития.

Расширяя представление о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю: гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:

  • обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
  • воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
  • формировать умения правильно употреблять в речи слова;
  • обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;
  • воспитывать эстетические чувства к родной природе;
  • формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций, стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.

Эти занятия проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые используем в работе с детьми для развития творческой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

  • развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
  • развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • развивать логические рассуждения.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

  • упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;
  • решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;
Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;
Ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».

Например, «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

  • развивать творческое познание слова, действий с ним;
  • формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, учу детей умению понимать сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.

Например, у нас получились вот такие загадки:

Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка.)

Зеленая, как трава.
Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (Ель.)

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Решаются речевые задачи:

  • обеспечить творческий характер речи.
  • развивать умение пользоваться интонацией.
  • развивать коммуникативно-речевые навыки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 5 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька»

Жила-была прозрачная сосулька
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Например, «Жило-было ветвистое дерево»

Жило-было ветвистое дерево
Весной и летом было оно зелено.
Но когда оно с зимой подружилось,
Наше дерево от листочков освободилось,
Чтоб веточки под снегом не сломались.

Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи.

Решаются речевые задачи:

  • уметь выстраивать диалог;
  • уметь излагать свои мысли;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдений, намечала для себя слова, которые будут для детей с ФФН новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей:

  • внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это. Что это. Кто спрятался?»
  • просьба произнести слово;
  • совместное проговаривание слова;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается логопедом и затем повторяется детьми. Педагог ставит перед детьми вопросы так, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучаю детей к точному, творческому использованию.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Занятия по развитию речи всегда провожу:

  • с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
  • с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Проведя мониторинг по диагностике Ф.Г. Даскаловой, на практике видна ее эффективность в плане решения коррекционных задач, направленных на обучение детей с ФФН. На конец года мы увидели, что уровень словарного запаса вырос и составляет 44,6 %, грамматический строй речи увеличился на 25,4 %, связная речь на 36 %. По всем показателям обнаруживается положительная динамика состояния всех диагностируемых компонентов речи у детей. Диагностика наглядно показала результаты нашей работы: у детей вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков. (Приложение 1)

Данный опыт работы был представлен в рамках межсетевого семинара г. Колпашево по теме: «Психолого-педагогические условия построения преемственности учителя-логопеда, воспитателей и семьи по социально-нравственному воспитанию детей с ЗПР» перед педагогами дошкольных образовательных учреждений Колпашевского района. (Приложение 2)

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
  5. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2007.
  6. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Библиотека журнала «Логопед».

Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Татаркина
Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи

Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, в частности, дошкольников, одними из главных задач, решаемые в дошкольной образовательной организации.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Основным проводником экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя логопедической группы ложится двойная нагрузка. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Надо отметить, что специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи. Основная задача учителя-логопеда — всестороннее формирование речи дошкольника. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, в частности вопросы экологического воспитания, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель-логопед становится активным участником и помощником.

Поэтому я поставила перед собой цель – формирование элементарных экологических представлений на логопедических занятиях.

Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы. Если посмотреть годовое лексическое планирование в логопедической группе, то увидим, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Формирование правильной речи

Формировать и совершенствовать лексико-грамматические категории

обогащение словаря новыми лексическими единицами;

усвоение детьми новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

грамотное употребление предлогов;

составление разных видов предложений.

Развитие связной речи

составление разных видов рассказов.

Экологическое воспитание

Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях;

Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)

Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы;

Знакомить с народными приметами.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;

Вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)

Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, лесничих)

Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру

Следует отметить решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания на логопедических занятиях не обойтись.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

Как говорилось выше многие лексические темы, например, такие, как «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Времена года» и другие имеют место быть в течение всего учебного года.

На своих занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями такими как «Собери цветок», «Назови ласково», «Собери плоды», «Подбери слова – действия (слова – признаки)», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Помоги детенышам», «Распредели по домикам» и многие другие использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы. У дошкольников воспитывается умение видеть красоту голубого неба, зеленого леса, цветочной поляны, отдельного дерева, цветка, животного, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

Развитие монологической речи – одна из основных задач коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Изучение каждой лексической темы предполагает занятие по развитию связной речи. При составлении рассказов по серии сюжетных картин я использую материал Ильяковой Н. Е. «Как щенок нашел друзей», «День рождения цыпленка», «Скворцы прилетели», «Как помочь зимой птицам?». Сами названия рассказов нам подсказывают, что решаются не только задачи развития речи, но и задачи экологической направленности. Предварительная работа над составлением таких рассказов предполагает беседы об умении детей и взрослых сочувствовать, сострадать животным и птицам, которым необходима помощь людей. Кроме закрепления, обобщения знаний детей о животных и птицах, окружающих их, умения грамотно высказать свое мнение, у детей формируется эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Пересказ рассказа является одним из сложных видов рассказа. Ребенок должен передать содержание рассказа, близкое к тексту. Детям проще пересказать тот текст, который оставил отпечаток в душе, после которого возникли эмоции. Ярким примером решения экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Этот текст подкрепляется сюжетными картинками, которые помогают передать прелесть леса, ребята представляют, что они тоже в лесу и слушают песню соловья. Рассуждают, как бы они поступили, находясь на месте девочек, почему надо беречь лес, не засорять его. Работа над пересказом помогает подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умению самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней.

Рассказы о времени года «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?», о животных, птицах предполагают огромную предварительную работу. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов и явлений природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. На основе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с кррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.

Список использованной литературы.

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 2. М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. :«Детство-пресс», 2006.

3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

4. Ильякова Н. Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Формирование лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы МБДОУ) СЛАЙД 1. Наше дошкольное учреждение имеет статус компенсирующего. Все шесть групп в нем логопедические, а все дети, по заключению ПМПК,.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Поможем утенку» Цель: Закрепить правильное произношение звука [Б] в слогах и начале слова. Задачи: 1. Автоматизировать произношение звука [Б] в прямых.

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия» ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ Почему не каждому дается грамота? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Экологическое воспитание детей на логопедических занятиях по развитию связной речи

Экологическое воспитание детей

на логопедических занятиях по развитию связной речи

Развитие речи детей является важным компонентом в развитие ребенка. В наше время у многих детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения речи разной степени сложности. Активное развитие современных технологий сильно влияет на развитие детей. Современные дети проводят больше времени за компьютером и другими средствами технического прогресса.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях и в окружении своих родителей, поэтому взрослые должны следить за своей речью, она должна быть четкой, внятной и понятной для детей. Развитие речи происходит во время занятий детей с воспитателями, педагогами и родителями. В то время, когда они гуляют на улице, ходят в зоопарки, музеи, цирк, на различные детские представления, обогащается лексический запас слов.

У многих детей дошкольного возраста отмечается скудный словарный запас. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. В ходе логопедических занятий и развивающих занятий с воспитателями дети изучают различные лексические темы. Воспитатель и учитель-логопед взаимодействуют друг с другом и, таким образом, материал, полученный детьми, закрепляется многократно на разных уровнях.

2017 год – стал Годом экологии в России. Взаимодействие человека с природой является важной проблемой в наши дни. Экологическое воспитание детей подразумевает формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, что включает в себя непрерывное обучение и воспитание детей, направленные на формирование его экологической культуры, которая проявляется в отношении ребенка к окружающей среде.

Лексические темы, в ходе изучения которых происходит экологическое воспитание детей: «Лес», «Грибы», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года» и другие.

На логопедических занятиях экологическое воспитание реализуется следующим образом:

    уточняются и обогащаются знания детей о растениях, животных, природных явлениях; обогащаются знания о природных изменениях в разное время года; формируется представление о взаимоотношении живой и неживой природы; объясняются детям элементарные правила поведения в природе; развитие познавательного интереса к окружающему миру.

На логопедических занятиях по лексическим темам предполагается активное развитие связной речи ребенка. Дети с помощью мнемосхем и сюжетных картинок составляют описательные рассказы. Перед тем как составлять такие рассказы, с детьми проводится беседа о животных, птицах, растениях и об отношении человека к ним. Помимо закрепления полученных детьми знаний о животных, птицах и растениях, у детей формируется доброжелательное отношение к живым существам и окружающему миру.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями, такими как «Назови ласково», «Подбери слова», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Распредели по домикам» и многие другие, я использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

На занятиях также использую игры с развивающего портала «Мерсибо»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Мам, я тут», «По домам», «Потерянный хвост» и другие.

Для развития речи ребенка необходим богатый опыт, получаемый детьми в ходе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы. Дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Действительно, экологическое воспитание детей неразрывно связано с коррекционной работой по обогащению словаря, развитию монологической речи. Чем лучше ребенок воспринимает, наблюдает и анализирует природные явления, замечает красоту окружающего мира, тем грамотнее он может выразить свои мысли в связном рассказе.

Полезные материалы

Использование нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях

Потапова М.В.
учитель-логопед, МАДОУ д/с №373, г. Новосибирск

В своей работе я использую много нетрадиционных дидактических и наглядных пособий, предназначенных для развития мелкой моторики, дыхания, артикуляционного аппарата, закрепление звукопроизношения, обучения грамоте, изготовленных мною за три года работы. Я считаю, что использование таких пособий в образовательной деятельности повышает результативность коррекционной работы, а также вызывает интерес и повышает работоспособность у детей.

Предлагаю вниманию коллег свой небольшой опыт использования нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях.

Игры на автоматизацию звуков

1. «Бесконечные открытки»

Описание: пособие изготовлено по типу бесконечной открытки, на каждой стороне наклеены картинки, в названии которых есть заданный звук, ребёнок разворачивает открытку и называет появившиеся картинки.

2. «Волшебная коробка»

Описание: показываем небольшие предметы с определенным звуком и кладём их в коробку. После этого предлагаем ребенку на ощупь определить, какой это предмет, правильно назвать его, определить наличие и позицию заданного звука.

Игры на развитие мелкой моторики рук

1. Игра: «Наполни банку крупой»

Описание: картонная форма банки отделана пластилином в технике «барельеф» (можно это сделать вместе с ребёнком). Ребенок пальчиком должен «наполнить банку крупой» (можно взять зёрна кофе, горох, бусинки и т.п.). Можно также использовать при подготовке к обучению грамоте, выкладывать буквы или узоры по образцу.

2. Игра «Заплети косичку»

Описание: банка из-под новогоднего подарка. С одной стороны оформлена как лицо девочки, а с другой стороны вставлены разноцветные шнурки «волосы».

3. Игра «Кто быстрее наденет резиночки»

Описание: медицинские шпателя покрашены акриловой краской (она не красится, не мажется и можно обрабатывать) и наборы резиночек по цвету. Играем наперегонки кто быстрее наденет все резиночки.

4. Игра «Собери бусы» Эта игра служит не только для развития мелкой моторики, но и для развития памяти, внимания, а также можно использовать для формирования звукового анализа.

Описание: косточки от старых счёт покрашенные в разные цвета и разноцветные шнурки.

Предлагаю детям собрать в определённом порядке по цветам. Для усложнения выкладываю на доске цветные фишки в определённом порядке, дети должны запомнить, как расположены фишки, закрываем листом бумаги фишки и дети по памяти должны собрать у себя на шнурке в таком же порядке косточки. На индивидуальных занятиях использую для развития звукового анализа.

5. Игра «Лабиринт»

Описание: из ткани сшит лабиринт. Внутри лабиринта бусинки разных размеров. Необходимо прогнать все бусинки по одной от начала до конца лабиринта (от одной пуговицы до другой).

Описание: улитка служит для застёгивания и расстёгивания пуговиц.

7. «Собери квадрат»

Описание: игра по типу ТАНГРАМ. На картоне нарисована схема, а фигуры сшиты из ткани.

8. Рисование и письмо по манной крупе

Описание: эта игра может также служить для развития зрительно-моторной координации и профилактики оптической дисграфии. Например: Нарисуй тропинку. (отрабатывать навык движения руки слева направо), Срисуй грибочек (развивать умение копировать рисунок по образцу), Нарисуй вторую половину (развивать зрительно – моторные координации), Среди нескольких картинок найди слово, в котором есть звук М. Напиши первую букву (развивать звуковой анализ, закреплять умение написания печатных букв).

Игры на развитие речевого дыхания

Описание: двойная открытка, внутри обклеена белой бумагой, вверху на одной стороне приклеена салфетка, разрезанная на полоски, под салфеткой наклеены различные картинки. Служит также для развития лексико-грамматического строя речи.

Описание: Сделаны из трубочек для коктейля и цветных подарочных ленточек.

Читайте также:  Дифференциация звуков Р-Л - конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)
Ссылка на основную публикацию