Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

“Использование техники “Биоэнергопластика” “в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
статья по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_tehnologii.docx355.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск, Россия

В статье говориться о значимости использования технологии энергопластика с детьми с ТНР. Автор рассказывает об эффективности этого метода при коррекции звукопроизношения, а также описывает свой опыт работы по использованию данной технологии.

Ключевые слова: дети с ТНР, биоэнергопластика, формирование кинестетических ощущений, этапы работы, коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с введением в дошкольное образование ФГОС, детям с ОВЗ обеспечиваются равные возможности для полноценного развития, создание благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В нашем детском саду в этом учебном году открыли группы для детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). И поэтому для меня, как логопеда, очень важно было создать оптимальную систему комплексной помощи детям с ТНР.

Работа с детьми с речевыми нарушениями требует особого подхода. Важный этап для коррекции произношения – это выработка правильных артикуляционных укладов. Но часто детям с ТНР трудно найти правильное положение языка, удержать артикуляционную позу. Поэтому ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. В своей работе я стала использовать метод биоэнергопластики. Использование мною разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживают у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление, повышает интерес и эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика. Впервые об этом методе я узнала из работ А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко в 2009 году и стала использовать его в своей работе.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: био – человек как биологический объект, энерго – сила, необходимая для выполнения определенных действий и пластичные движения (пластика.)

Выполняя совместные движения руки и артикуляционного аппарата, у ребенка активизируется интеллектуальная деятельность, координация движений и мелкая моторика. Учитывая индивидуальные особенности и возможности детей с ТНР, провожу упражнения биоэнергопластики в игровой форме. Использование игровых приемов, атрибутов, игрушек, различных игровых персонажей, музыкальное сопровождение, дает возможность поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность.

Кроме того у детей с ТНР очень часто нарушены кинестетические ощущения, ребенок затрудняется найти правильное положение языка, удержать язык в определенной позе и т.д. А биоэнергопластика в сочетании с артикуляционными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения положения органов артикуляции так, как рука показывает, что делает язык и губы. Воспитание у детей с ТНР кинестетических ощущений органов артикуляции позволяет почувствовать им контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы.

Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики провожу в несколько этапов. Предварительно с ребенком разучиваю артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику ребенок выполняет перед зеркалом, а я сопровождаю выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

На следующем этапе выполняем артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом.

На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением ребенком и логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Очень важно, чтобы движения руки и артикуляционного аппарата были одновременными, четкими и ритмичными. При работе с детьми я стараюсь самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Главное, чтобы рука показывала положение или движения языка, губ.

Я разработала приемлемые для себя комплексы упражнений для постановки звуков разных групп, с применением метода биоэнергопластики. Комплексы упражнений отличаются по сложности в зависимости от этапа работы, а также индивидуальных особенностей детей. Также я использую элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток, в любых видах деятельности, придумываем вместе с детьми сказки про веселый язычок. Этим методом могут пользоваться не только логопеды, а также он может быть использован воспитателями в коррекционной работе.

Работая по этой технологии я собрала картотеку. В моей картотеке имеются как динамические упражнения, так и статические. При использовании биоэнергопластики стараюсь подбирать упражнения в соответствии с темой недели календарно-тематического планирования.

Примерный комплекс упражнений, которые я использую в своей работе:

1. «Окошко»: исход. полож: рот закрыт, руки перед грудью, ладонями вниз, пальцы прижаты друг к другу. На счет раз – широко открыть рот, одновременно широко раскрыть вниз большой палец. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – прижать палец к другим пальцам. Упражнение повторяется 3-4 раза

2. «Заборчик»: исход. полож.: рот закрыт, руки перед грудью, ладонями вниз, пальцы прижаты. На счет раз – растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубы, одновременно широко раскрыть в стороны все пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – прижать пальцы к друг другу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. «Хоботок»: исходн. полож. тоже самое. На счет раз – вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, одновременно пальцы рук собрать в щепоть. Повторить упражнение 3-4 раза. .

4.Чередование «Окошко» – «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5.Чередование «Заборчик» – «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

6.«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх – вниз. Динамическое упражнение.

9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево – вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

10.«Губы-художники»: губы собрать в «хоботок», делать круговые движения вправо, вниз, влево, вверх. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

16. «Расческа»: нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы.

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М, 2009. – 161 с.
  2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., 2009. – 159 с.
  3. Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Волгоград, 2012. – 59 с.

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Светлана Лушняк
Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

В коррекционной работе с детьми мы,учителя-логопеды все чаще используем здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми. За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

– принцип «Не навреди!»;

– принцип комплексного подхода;

– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

В работе с детьми логопатами приходится исправлять не только речевые дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи в комплексе помогает использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий.

В своей логопедической деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии, такие как: песочные игры, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, массаж, самомассаж, Су-джок терапию, логоритмику, физкультминутки. Более подробно остановлюсь на современном нетрадиционным методе здоровьесбережения – биоэнергопластике.

Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Преимущества биоэнергопластики:

-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,

– оптимизирует психологическую базу речи;

– улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

– способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

– синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

– позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области “Коммуникация”.

Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

1. Диагностический. (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) На этом этапе определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети с онр, как правило показывают ряд неврологических особенностей. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается ритм, темп, плавность.

2. Эмоциональный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

Этому способствуют игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп, упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке, музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам. (театр «Волшебные перчатки», сказочный герой «Удав Гоша»)

3. Основной. (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, затем второй руки и обеих рук).

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:

– восприятие материала ребенком;

– поэтапное выполнение действий и упражнений;

– строгая дозировка материала;

– индивидуальность в подаче материала;

– качество выполнения действий, а не их количество;

– ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

– запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

Основные условия проведения занятий:

– внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;

– четкое выполнение каждого движения;

– упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);

использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.

4. Заключительный (развитие творческих способностей в игровой и театрализованной деятельности) А также использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физкультминуток в любых видах деятельности.

Д/игра «Лягушки на болоте»

Дети одеты в маски лягушек.

На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.

Дети выполняют заданные упражнения

и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений

Инсценирование сказки «Колобок» с биоэнергопластикой.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются: игровой персонаж, «Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то,что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_bioenergoplastiki_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_rechi.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Необходимым условием для успешного обучения в школе является хорошо сформированная речь. Однако в настоящее время число детей с различными речевыми нарушениями в нашей стране неуклонно растет. К наиболее распространенным нарушениям речи относится неправильное произношение звуков. Как правило, при этом наблюдается нарушение мелкой моторики рук. Учеными доказано, что уровень развития речи напрямую связан с сформированостью тонких движений рук, а центры коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в близости друг от друга. Поэтому в процессе коррекционных занятиях с детьми эффективным будет использование метода биоэнергопластики, которая одновременно стимулирует движения рук и речевого аппарата.

Биоэнергопластика- это содружественные действия артикуляционного аппарата и движений рук. Объединение движений кистей рук и артикуляционного аппарата развивает мелкую моторику, внимание, память, речь, чувство ритма детей. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает где, в каком положении находится язык, губы, нижняя челюсть. Это позволяет гораздо быстрее объяснить детям положение органов артикуляции во время произнесения тех или иных звуков, а детям легче их запомнить.

Биоэнергопластика предоставляет большее количество вариантов упражнений, использование дополнительных атрибутов, чем простая артикуляционная гимнастика, что способствует повышению интереса детей к занятиям. Для того, что бы детям не надоели задания, на занятиях используется разнообразный картинный материал, стихи, сказки, перчаточный театр, сказочные герои.

При использовании метода биоэнергопластики в работе используются классические артикуляционные упражнения, к которым добавляются движения кистями рук. Статические упражнения развивают мышечную силу, помогают принять необходимую артикуляционную и пальчиковую позу:

“Заборчик ” – пальцы сомкнуты, ладонь принимает вертикальное положение.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Улыбка ” – ладонь в вертикальном положении, все пальцы широко расставлены.

“Лопаточка” – сомкнутая, ненапряженная ладонь опускается вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, согнуты в форме “чашечки”.

“Парус” – сомкнутая, согнутая ладонь принимает вертикальное положение.

“Киска сердится” – пальцы сомкнуты, согнутая ладонь опущена вниз.

“Трубочка”– пальцы согнуты, образуют трубочку.

Динамические упражнения благотворно влияют на мышечный тонус, делают движения точными и ритмичными:

“Часики” – сжатая ладонь с поднятым указательным пальцем движется из стороны в сторону.

“Качели” – ладонь находится в вертикальном положении и движется вверх- вниз .

“Вкусное варенье ” – ладонь согнута подобно чашке, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, вместе с кистью под счет поворачивается вправо – влево.

“Почистим зубки”– ладонь сжата в кулаке, указательный палец выдвинут вперед, производит движения по кругу.

При использовании в работе биоэнергопластики выделяют несколько этапов:

1. Знакомство детей со строением органов артикуляционного аппарата и артикуляционными упражнениями. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями руки. Ребенок на данном этапе запоминает движения руки, но сам их не выполняет.

2. На втором этапе для укрепления мотивации и заинтересованности ребенка будет полезно использовать различных героев перчаточного театра, сказочных героев , которые станут осваивать гимнастику вместе с ним.

3. При выполнении артикуляционной гимнастики, ребенок начинает сопровождать ее движениями ведущей руки, повторяя действия за учителем-логопедом. Необходимо следить за тем, чтобы рука ребенка не напрягалась, а его движения были плавными и синхронными. Рука должна быть параллельно полу и располагаться на уровне солнечного сплетения.

4. Во время выполнения упражнений подключается вторая рука. Дети выполняют артикуляционную гимнастику и движениями обеих рук повторяют движения речевого аппарата. Учитель-логопед наблюдает за ритмичным, точным и плавным выполнением заданий, дает правильный образец движений. Для этих целей используют счет, музыку.

5. На этом этапе дети осваивают артикуляционную гимнастику и движения руками. Поэтому становится возможным использование артикуляционных сказок, стихов, перчаточного театра. Учитель- логопед рассказывая сказку, называет нужные упражнения, а ребенок их выполняет.

Таким образом, использование метода биоэнергопластики способствует повышению интереса детей к занятиям, что увеличивает результативность артикуляционной гимнастики, способствует развитию мелкой моторики, психических процессов, коррекции звукопроизношения, введению звуков в речь, формированию пространственной ориентировки, позволяет достичь лучший результат в более сжатые сроки.

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . М.: Детсво-Пресс, 2011.

2. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. М.: АСТ: “Астрель”, 2007.

Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Содержимое разработки

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Аква – гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

«Пальчиковые игры и игры в воде» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” – сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” – согнутая ладонь опущена.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики , аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. [8]

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

– обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики в единую систему,

– адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со стертой формой дизартрии,

– проанализировать результативность работы.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Дети, поступившие в речевую группу, имели фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялась стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести. Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика проявилась прежде всего в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети были неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, атетозные движения, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Справиться со всеми проблемами помогала биоэнергопластика.

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовали игровые персонажи – Девчушка-говорушка, доктор Звуков. Они подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

III Этап – основной.

Начинали с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” – сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” – согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились во фронтальные формы работы. Проводились они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включал в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым. Так осуществлялась преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение “Горизонтальная восьмерка” [5]:

1-2-я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их “вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Специальные подготовительные упражнения дети отрабатывали подгруппами из 2–3 человек и индивидуально с воспитателем, логопедом, родителями. Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

IV Этап – Автоматизация полученных навыков.

Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно. Для этого использовали магнитофон – плеер с наушниками. На кассету были записаны указания по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Ребята очень любят самостоятельно работать с техникой. Повышали интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

Большую помощь на этом этапе оказывали родители. Правильно организовать домашнюю работу им помогала рубрика родительского уголка – “Мама, папа, поиграй со мной”.

Сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией подтверждает эффективность использования технологии биоэнергопластики.

Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Положительная динамика в развитии психических процессов у детей под влиянием коррекционно – развивающих занятий

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.

1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:

« Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики:

— укрепление мышц артикуляционного аппарата;

-развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

-объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко.

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека.

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия:

био -человек, как биологический объект; энергия -сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях.

Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический . Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный . Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной . Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков.

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой, и не будет остро реагировать на свою неудачу.

К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии :

-доступность (финансовые затраты небольшие);

-простота использования (применение педагогами );

-вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол).

Результаты применения биоэнергопластики :

положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики;

развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

обеспечение успешности ребенка;

кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Читайте также:  Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп
Ссылка на основную публикацию