Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Инновационный метод – биоэнергопластика в работе учителя – логопеда

На современном этапе идет увеличение количества детей с речевой патологией и это является важнейшей проблемой дошкольного детства. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Упражнения по биоэнергопластике – автор:

учитель – логопед Калабина О. В.

1. Огород.

Мы лопатки свои взяли (артикуляционное упражнение: «Лопаточка» – удерживаем + выставляем руки ладонями вверх),

Быстро грядки раскопали («Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).

А потом мы грабли взяли (упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)),

Свои грядки разровняли («Маляр» + загребаем «граблями» – руками).

Мы сажаем семена (Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),

Получим урожай сполна («Пузырик» – надуваем щеки + разводим руки в стороны).

2. Осень.

Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).

Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),

В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),

Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).

Радостно как, в огороде («Лягушка» – широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» – (͜),

Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).

Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).

Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),

Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).

Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).

Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).

И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).

Вот так, вот так – и повсюду корм искали.

Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).

Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).

В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).

Вот так, вот так: насекомых находили.

Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).

Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).

Вот так, вот так – дружно крошки доедали.

Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),

Только у деревьев листья шелестят («шипим» – шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),

Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» – «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).

Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).

Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),

Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),

Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук – круг).

Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).

Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),

Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).

И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),

Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).

«Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд.

«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху (кончик и боковые края языка загнуть), 15 сек.

«Иголка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким, 15 сек.

«Трубочка» -высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть, подуть в получившуюся трубочку, выполнять медленно 10-15 раз.

«Грибок» – раскрыть рот, присосать язык к небу, при этом сильно оттянуть нижнюю челюсть, 15 сек.

«Гармошка» – то же самое, но нижнюю челюсть то поднимать, то опускать, 10-15 раз.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком медленно и сильно, тянуть подъязычную складку, 10-15 раз.

«Часики» – высунуть узкий язык и тянуть его попеременно – то в правую сторону, то в левую в медленном темпе, 15-20 раз.

«Качели» – язык поднимаем за верхние и нижние зубы – попеременно – то к носу, то к подбородку, рот открыт, 10-15 раз.

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, 15 раз.

«Змейка» – рот широко открыть, язык максимально высунуть, и напрячь, сделать его узким; выдвигать вперед и убирать в рот, медленно 10 раз.

«Катушечка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы, широкий язык выкатывать вперед и убирать в рот, 15 раз.

«Ленивый язычок» – улыбаемся, показываем широкий кончик языка, не напрягая язык слегка покусаем его кончик, чтобы не ленился (можно от кончика языка к корню и обратно), 10 раз.

«Маляр» – улыбаемся, широко открываем рот, плавно двигаем кончиком языка вперед – назад, ласково гладя нёбо, 10-15 раз.

«Орешек» – сделать «уколы» кончиком языка в щеку, то в правую, то в левую сильно, медленно; рот при этом закрыт, 15-20 раз.

  1. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
  2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П.: Детство – Пресс, 2014, 96 с.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. – C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
  4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  6. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
  7. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.

Биоэнергопластика как инновационный метод в работе с детьми в речевом развитии.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Содержимое разработки

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Аква – гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

«Пальчиковые игры и игры в воде» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” – сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед – назад и влево – вправо.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” – пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

Читайте также:  Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” – согнутая ладонь опущена.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики , аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука — из опыта работы логопеда

В статье описываются приёмы, использование которых позволяет немного быстрее вводить в речь поставленный (нормативный) звук. Первый приём — закрепление звука (на начальном этапе автоматизации) в стечениях согласных. Второй приём — использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

Постановка звуков в работе логопеда – очень важное, ответственное и интересное направление деятельности. Часто именно по умению ставить звуки судят о логопеде как о специалисте. Пожалуй, можно сказать, что коррекция звукопроизношения является краеугольным камнем логопедической работы.

Коррекция звукопроизношения начинается с отработки комплекса артикуляционных упражнений.

Затем у ребёнка вызывается правильный нормативный звук (некоторым детям удаётся поставить звук на 1-2 занятии, но так бывает нечасто).

Затем начинается автоматизация звука в слогах, словах и т.д. Большинство звуков закрепляется сначала в прямых (открытых) слогах (СГ). Иногда приходится довольно долго автоматизировать звук таким образом. Родителям, ребёнку и педагогу так хочется ускорить эту работу.

Однажды заметила, что ребёнок чётче произносит недавно вызванный звук именно перед согласными звуками. Использую следующий приём, ускоряющий автоматизацию звука.

После того, как звук вызван, но правильный речевой уклад ещё неустойчивый, «сырой», начинаю автоматизацию звука в слогах со стечением согласных (ССГ). Возможно, это происходит оттого, что при произнесении гласных звуков речевые органы не напряжены, видимо, поэтому и предшествующий речевой уклад поставленного звука «распадается».

Если же сразу за отрабатываемым звуком следует согласный, то правильная артикуляция удерживается.

Для примера приведём последовательность начального этапа введения в речь звука [С].

Сначала, как обычно, ставится нормативный звук.

Затем звук [С] начинаем закреплять перед слогами:

Следует отметить, что вторым согласным в стечениях должен быть правильно произносимый звук раннего онтогенеза (М, Н, П, Т, К, Б, Д, Г):

Затем закрепляем в прямых слогах (СГ):

Потом эти слоги включаем в начало слов (т.е. как обычно):

сам, сани, сом, сок, Соня и т.д.

С некоторыми детьми продолжаю работу по автоматизации звука в слогах со стечением согласных в начале слов:

СКА – скат, скакать, скатать, скамейка и т.д.

Аналогично закрепляются звуки [Ш], [Л], [Р].

ШПА-ШПО-ШПУ-ШПИ
ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ
ШКА-ШКА-ШКУ

ЛКА-ЛКО-ЛКУ-ЛКИ
ЛМА-ЛМО-ЛМУ-ЛМЫ
ЛДА-ЛДО-ЛДУ-ЛДЫ

РКА-РКО-РКУ-РКИ
РМА-РМО-РМУ-РМЫ
РВА-РВО-РВУ-РВЫ

Также в работе по коррекции звукопроизношения применяю фонетическую ритмику и её сопряжённо-контактный вариант.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, при выполнении которых различные движения (главным образом рук) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Сопряжённо-контактный вариант фонетической ритмики предполагает активное взаимодействие логопеда и ребёнка, в ходе которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям нужное направление и силу. Не все дети повторяют движения фонетической ритмики правильно, не уловив «характер» звуков. Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика помогает детям полнее «прочувствовать» особенности произношения звуков, «перетекание» одного звука в другой, то есть их последовательность.

Часто сочетаю приём закрепления звука в стечениях согласных (когда первый звук – поставленный, а второй – звук раннего онтогенеза) с фонетической и сопряжено-контактной фонетической ритмикой.

Эти приёмы во многих случаях позволяют несколько ускорить процесс автоматизации звука в речи. Но это, конечно, строго индивидуально.

Мусова Инна Бадьминовна,
учитель-логопед,
ГБОУ Центр диагностики и консультирования «Участие»,
г. Москва

Современные способы автоматизации звуков

Процесс автоматизации звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо отвыкнуть от закрепленного уже в памяти неправильного произнесения звуков и выработать привычное автоматическое использование чистой фонемы.

Работа по закреплению произношения ведется постепенно в определенной последовательности. Принцип от простого к сложному ведет через употребление звука:

  • в слоге;
  • в отдельных словах:
  • в предложениях:
  • в связной речи.

Цель работы логопеда — добиться самостоятельного свободного и чистого произнесения фонемы в спонтанной бытовой речи.
Очень важно определить нужное время для перехода к процессу автоматизации. Звук должен быть четко «поставлен» и хорошо звучать в изолированном виде. Задерживаться на этой стадии не стоит, так как это тормозит весь процесс. Но и торопиться, переходить к использованию трудной для ребенка фонемы в словах и фразах раньше времени, тоже не нужно. В этом случае неизбежны ошибки и закрепление неправильного произношения.

Виды подходов к автоматизации звуков

Специалисты отмечают, что важным положительным фактором в логопедической работе является мотивация и заинтересованность ребенка. Классические занятия в виде урочной системы приводят к быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Лучшим вариантом является построение сеанса в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.

Игровые методы

Использование специальных пособий и дидактических игр наиболее эффективно при посещении сеансов логопеда. В домашних же условиях проще и удобнее использовать то, что в прямом смысле находится «под рукой».

  • «Выбери игрушку». Из ряда игрушек ребенок должен выбрать тех, название которых начинается на нужный звук.
  • «Кто выше». Для игры подойдут обычные кубики. Ставим один на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемую букву.
  • «Выбор наоборот». А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.

Упражнения на развитие моторики

Установленным фактом является прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями. Поэтому игры и упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, очень полезно использовать в рамках работы по автоматизации звуков.

Классические игры со шнуровкой, нанизывание бусин можно совместить с произнесением нужной фонемы:

  • Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесен педагогом в различных словах.
  • Продевать шнурок в отверстие одновременно в повторением нужного слога или буквы. Хорошо выполнять в команде — тот, кто ошибется, не делает «хода», а значит игра приобретает характер соревнования. Кто первый закончит шнуровку?
  • Эффективное и наглядное упражнение для автоматизации звука в слогах — «Здравствуй, пальчик!». На пальцы ребенку надо надеть бумажные колпачки с написанными звуками — главными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребенок мог озвучить получившийся слог.

Автоматизация звуков при помощи скороговорок

Переходить к этому этапу следует в том случае, когда звук уже четко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах. В рамках введения нового звука в фразовую речь используются не столько сами скороговорки, сколько их упрощенный вариант — чистоговорки.

На этой стадии ребенку не следует стараться повторить фразу как можно быстрее. В логопедии работа строится по другому принципу. Сначала ребенок заучивает нужную фразу, а затем старается повторить ее правильно в медленном темпе. Наращивать скорость не рекомендуется во избежание возникновения стойких ошибок.
Обязательно вначале четкое проговаривание чистоговорки педагогом или родителями, чтобы ребенок мог слышать правильное звучание и видеть артикуляцию.

Логоритмика для автоматизации звуков

О пользе занятий логоритмикой известно достаточно давно. Объединение определенных движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми, интересными для учащихся. Кроме того, современные дети крайне нуждаются во включении здоровьесбергающих элементов во все виды занятий.

Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Помимо этого, в процессе игры развиваются столь нужные качества как чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация.

Занятия на персональном компьютере в рамках автоматизации звуков

Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность занятий. Заинтересованность ребенка, индивидуальный подход к каждому, наглядность заданий и активная работа детей в упражнениях дают хороший результат в работе над закреплением в речи поставленного звука.

Используются различные виды игр:

  • «Разложи слова по схемам». Ребенку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог, и разместить его в нужном столбце.
  • Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам
  • Специальные программы для работы логопедов с детьми, имеющими различные нарушения речи.
  • Компьютерные игры для домашнего использования (будет лучше, если их порекомендует ваш логопед).

Для того, чтобы повысить эффективность занятий, улучшить мотивацию детей и стимулировать их речевую деятельность, специалистами используются как традиционные, так и инновационные способы работы. Широко применяются такие методы как:

  • сказкотерапия;
  • мнемотехники;
  • биоэнергопластика;
  • песочная терапия и др.

Однако при выборе методики на первом месте всегда находится ребенок. Индивидуальный подход, учет личных особенностей — главный залог успеха.

Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
  2. Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).

Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является третий этап. [4]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. [3, с. 580].

Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [3, с. 584].

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;
  2. Модель значимых условий деятельности;
  3. Программа собственно исполнительских действий;
  4. Система критериев успешности деятельности;
  5. Информация о достигнутых результатах;
  6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности [3].

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает Р.В.Овчарова, у ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. [2]. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, по мнению Н.В.Нижегородовой, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. [1].

Читайте также:  Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие чувства ритма, рифмы;
  • развитие вербальной памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации «Игры на автоматизацию звука [с]. (См. презентацию)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  3. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.

Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 “Умка” комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы автоматизации звуков

в логопедическом сопровождении дошкольников»

подготовила учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы:

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

II. Этап постановки звука

Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

III. Этап автоматизации звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

• Введение звука в слоги.

• Введение звука в слова и фразы.

• Введение звука в связную речь.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование логопедическихигр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

– повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

– побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

– повысить работоспособность детей;

– активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

– вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

– быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

• Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:

– сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

– дидактическая игрушка «Каркуша»;

– иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

– наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

• На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия,как:

– картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;

– символы звуков;

игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

«Звуковые дорожки»;

«Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки»;

– всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

Читайте также:  Конспект: Заучивание стихотворения 'Куда пропал снег' с помощью мнемотаблиц

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

Автоматизация звуков в слогах:

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком,для привлечения интереса детей я практикую использование:

«Слоговые песенки» (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

– «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;

«Скажи громко-тихо»;

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

«Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

«Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», «Повтори, не ошибись» – ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» – сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

Автоматизация звуков в словах,словосочетаниях и предложениях:

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными,развивающими и познавательными:

«Волшебная палочка» – дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» – с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» – я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» – я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

– «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;

«Логопедическое домино», «Лото»;

«Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

«Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;

«Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;

«Трафаретики», «Назови какого цвета…».

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Автоматизацияв связной и самостоятельной речи:

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов.Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

– пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

– заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2008.

2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. –Волгоград: «Учитель», 2011.

3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2010.

Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера) В рамках проекта дошкольного учреждения на тему:”Новые формы взаимодействия детского сада и семьи”. В детском саду были проведены мероприятия.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.

Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука

Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

  1. Вводная беседа.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

  1. Общие положения.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» – неживая, затем «ворону» – птица, потом «корову» – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем – родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка – ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Ссылка на основную публикацию