Интегрированное занятие Путешествие в Подземное царство

Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»

Анна Хлызова
Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»

Тема: Путешествие в подземное царство

Цель: выделить свойства песка и глины (рыхлость, сыпучесть). Определить, что глина и песок по разному впитывают воду. Выявить какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Закрепить с детьми понятие «почва», её состав. Воспитывать любовь и бережное отношение к живым существам. Развивать воображение и логическое мышление.

Предшествующая работа: наблюдение в огороде, в лесу игры с песком. Чтение рассказов из книги Шорыгиной «Зелёные сказки», игры – импровизации: «Если бы ты был бабочкой», «Представь себя камнем у дороги» и др.

Материал: песок, глина, почва, листочки бумаги, вода, живой червячок в черноземе, игрушка кукла Царь Подземного Царства, иммитация почвы (макет из бумаги, лупа.

Воспитатель обращается к детям:

– ребята, вы любите путешествовать? Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие, где вы ни разу не были.

– Хотите? А угадать, куда мы сегодня с вами отправимся, вам поможет загадка, про зверька, который там живет.

Загадка: «Сделал дыру

А он и не знает»

Воспитатель предлагает детям подойти к кусочку земли (сделан из бумаги)

– Вот в Подземное Царство мы и отправимся, но мы только немного заглянем в него, чтобы не тревожить его обитателей. А к нам в гости сегодня придет сам Царь Подземного Царства, и мы все узнаем о его царстве.

Царь здоровается с детьми и задает вопросы:

– Дети, а вы знаете, что такое почва?

– А из чего она состоит? (рассмотрим в банке)

– А кто живет в моем царстве?

Воспитатель обращает внимание детей на лицо Царя

– Ребята, как вы думаете, почему царь Подземного Царства такой грязный?

Царь предлагает детям взять в руки кусочек земли (почвы) и сжать его, что чувствуете? (влагу)

– А что еще есть в почве, что необходимо для жизни обитателей? (воздух)

Воспитатель обращает внимание детей на сосуд с почвой, предлагает аккуратно высыпать на лист бумаги.

– Ой, кто это там? (червяк)

– А зачем нужны червяки в почве?

Царь предлагает детям аккуратно дотронуться до червяка и попрощаться с ним т. к. они уходят, их ждет много дел в Царстве. А чтобы дети хорошо узнали о составе почвы, он оставляет им глину, песок и чернозем.

Игра: «Маленькие человечки» (воспитатель напоминает про человечков, живущих в песке и глине). На сигнал «песок» – дети стоят далеко друг от друга, на согнал «глина» крепко держатся за руки.

Дети садятся за столы. (А давайте проверим через лупы, действительно ли частицы глины находятся плотно, а песчинки отдельно)

– Ребята, а как вы думаете, когда пойдет дождь, где быстрее всего появятся лужи: на песке или на глине?

– А давайте проверим (на столах детей стоят баночки с воронками, в них насыпана глина и песок, дети наливают воду и проверяют, где она быстрее всего пройдет).

Воспитатель предлагает послушать историю, которую она однажды слышала.

«В теплый летний день дети пошли в лес по ягоды. Вдруг начался сильный дождь. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить по какой дороге идти: по короткой, но глинистой, или длинной но песчаной. Все выбрали длинную. Только Серёжа пошел по короткой. Дети пришли домой обсохли. Сели обедать- и только тогда появился Сережа – мокрый, грязный, сердитый. Почему Сережа так долго добирался до дома? Ведь он пошёл короткой дорогой?»

– Вы знаете, что после дождя, дождевые червяки очень часто выползают наверх, потому что дождь заливает их проходы. Представь себе что червячок, который лежит беззащитно на асфальте – это ты.

На улицу выбежали дети и увидели червячков. Одни стали их рассматривать, наблюдать, как они передвигаются, другие стали относить их на землю, а третьи начали давить их ногами.

– как вы себя чувствуете в этот момент? К какому ребенку вы бы хотели попасть? Чтобы вы хотели сказать детям?

– Я желаю вам червячки, что бы вас ни кто не обижал. Превращайтесь скорее в детей и никода не обижайте червячков, будьте их защитниками.

– Но ребята, мы еще не все знаем о глине и песке. Ведь мы обещали Царю, что все узнаем.

– Посмотрите здесь что-то построено, из чего же эти постройки?

– А как вы думаете какая из ни х прочнее? (из песка или глины)

– Давайте попробуем их сломать? Что ломается легче?

– Значит песок какой?

– Можно ли что-нибудь построить из сухого песка? (предложить попробовать)

Проект “Путешествие в подземное царство”
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Проект экологического праздника “Путешествие в подземное царство”

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_ekologicheskogo_prazdnika_2017.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме : Путешествие в подземное царство.

Автор проекта: Коленчук Ирина Владимировна, музыкальный руководитель

Срок проведения: 10-22 июля 2017г

Цель : Развивать познавательные способности и навыки детей, воспитывать ответственность за окружающую среду.

Задачи : 1. Познакомить детей с почвой, с ее особенностями, значением в

2. Познакомить с некоторыми почвенными обитателями.

3. Закрепить навыки детей по бережному отношению к жителям почвы.

Участники проекта : дети и воспитатели старших и подготовительных групп,

сказочные герои: Боровичок и Подземный царь, музыкальный

Ресурсное обеспечение : музыкальный репертуар, мешочки с волшебной

почвой, листы белой бумаги на каждого ребенка, лупы, костюмы для

Боровичка и Подземного царя, угощение.

Критерии оценки : мониторинг развития познавательных умений и навыков

Предполагаемый результат : достаточный уровень овладения

Согласовать с администрацией время проведения праздника.

Согласовать с медсестрой вопрос об угощении на празднике.

Составить сценарий праздника.

Провести предварительные наблюдения и беседы о почве на прогулке.

Подготовить вопросы для Подземного царя

Провести с воспитателями обсуждение сценария праздника и выбрать ответственных за исполнение ролей и подготовку ресурсного обеспечения

Подготовить необходимое ресурсное обеспечение, составить маршрут

Выучить необходимый музыкальный репертуар с детьми.

Провести праздник в соответствии с прилагаемым сценарием в согласованные сроки.

На основании мониторинга в процессе праздника и беседы после выявить соответствие предполагаемого результата полученному.

Воспитатели старшей и подготовительной групп

Воспитатели и дети

Муз. Руководитель (совместно с воспитателями)

Воспитатели (совместно с муз. руководителем)

Муз. руководитель и воспитатели

Воспитатели и муз. руководитель

Вед . Ребята! Старичок Боровичок прислал нам очень ценный подарок-

мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил передать, что

эта волшебная земя-почва-помогает расти растениям. Я дам каждому из

вас немножко землицы, и вы подсыплете ее под деревья и на клумбы,

чтобы наши цветы и деревья быстрее и лучше росли.

(Дети высыпают землю)

Вед . Старичок Боровичок приглашает нас к себе в гости. Но сначала надо

найти особый знак, под которым Боровичок спрятал свое письмо.

(Дети ищут и приносят ведущему письмо)

Надеюсь, что вам понравился мой подарок-мешочек с волшебной землей, вы отдали ее своим любимым растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля-это почва! Она кормит и поит растения, а они дают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви. Кроты. Паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ним познакомиться? Тогда громко-громко позовите меня, и я появлюсь.

До встречи. Боровичок.

(дети зовут Боровичка, и он появляется.)

Боровичок . О, как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о подземном

царстве, а для этого нужно пригласить его хозяина-Подземного

царя, без него нам не справиться. Только он не любит, чтобы его

зря беспокоили. Тогда он топает ногами, сердиться так, что на

моей тропинке земля дрожит, и деревья качаются.

Вед. Но мы с ребятами приготовили для Подземного царя много интересных

вопросов, так что он не должен сердиться.

Боровичок . Ну, тогда в путь.

(Дети бегут за Боровичком на спортивный участок, пробегают под дугами, идут по бревну, проходят лесенку, скатываются с горки и останавливаются возле ключа, который открывает дверь в подземное царство. Появляется Подземный царь.)

П.Ц . Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к солнцу, у меня под

землей так хорошо-темно, сыро, прохладно. Люблю я свой

дом. (Обращается к детям) Ну, для чего вы меня побеспокоили, для

чего вызвали, от дел оторвали?

(Ведущая и дети объясняют, что они хотели бы познакомиться с подземным царством, задают вопросы царю)

П. Ц . Видно я не зря пришел к вам, теперь вы знаете о моем царстве. А то

многие ходят по крыше моего царства-почве-и даже не думают о том,

что ее надо беречь. Да еще и возмущаются: то им пыльно, то им грязно!

А я землю-матушку люблю.

Боровичок. Дорогой царь! Давай познакомим ребят с землей-почвой, я им

(Подземный царь просит детей высказать свои предположения о том, что они увидят в земле, какие там цвета преобладают. Затем дети делятся на подгруппы по цветным карточкам. Каждая группа подходит к своей кучке земли и исследует ее с помощью рук, белой бумаги, лупы. После этого они рассказывают о своих находках подземному царю, а он обобщает ответы детей. Ребята моют руки и исполняют «Хоровод цветов».

После этого Боровичок приглашает детей на грибную полянку. В дороге дети исполняют песню «Грибочки».

На грибной полянке проводятся игры «Найди грибы», «Не выпустим», «Найди пару», «Жмурки».)

П. Ц . Устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье мне не позволяет

долго находиться в вашем наземном царстве. Пойду-ка я домой, за

порядком следить, грибы выращивать да червей дождевых считать, от

людей беречь. А Боровичок вам еще о сюрпризе расскажет. Если нужен

буду, зовите, теперь вы знаете, как меня найти.

(Прощается с детьми и уходит)

Боровичок . Ну и мне пора отдохнуть. А вам еще предстоит найти обещанный

мной сюрприз. Он висит на одном из деревьев.

“Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников

На данном занятии дети в игровой форме знакомятся с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала, закрепляют умение читать карту, учатся любить природные богатства родного края.

Просмотр содержимого документа
«”Путешествие в подземное царство” конспект интегрированного занятия для старших дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 179 общеразвивающего вида»

« Путешествие в подземное царство»

Конспект интегрированного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Арзамасова Маргарита Анатольевна

познакомить детей с твердыми полезными ископаемыми Южного Урала (железная руда, каменный уголь), с профессией геолога;

закрепить умение читать карту;

закрепить представление о том, что кирпич сделан из полезных ископаемых, но сам таковым не является;

развивать познавательный интерес к занятию;

воспитывать любовь к природным богатствам родного края.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Литературный ряд: русские народные пословицы, загадки о полезных ископаемых, Римма Дышаленкова «Уральские камешки».

Музыкальный ряд: муз. Е. Крылатова «Тема Крота» из к/ф «Дюймовочка» (2007 ), муз. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко «Уральская рябинушка».

Предварительная работа: чтение книги «Геология в картинках», рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых, беседа «Полезные ископаемые в нашем быту», викторина: «Что, где, когда?».

Словарная работа: месторождение, геологи, ископаемые, шахты, доисторические времена.

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

( Ответы детей – слайд №1).

Сегодня я предлагаю вам отправиться в подземное царство, чтобы посмотреть какие природные богатства находятся глубоко под землей на Южном Урале, крае, где мы с вами живем.

Почему природные богатства называются полезными ископаемыми?

(Ответы детей). Верно, полезные – потому, что они приносят пользу людям. Ископаемые – потому, что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли. А какие это богатства, мы узнаем во время путешествия. У нас будет помощник.

(Звучит музыка «Тема крота» из к/ф «Дюймовочка», на экране слайд № 2)

Кто это? (Ответы детей). Почему именно крот? (Ответы детей). Правильно, он живет под землей и знает все про множество настоящих богатств и сокровищ. Нужно найти их. А чтобы мы под землей не заблудились и нашли клад, он прислал нам карту. Только карту эту тоже нужно найти: надо пройти пять шагов вправо. (шагают и считают) А вот и карта (слайд № 3).

(Рассматривание и чтение карты.)

Как вы думаете, откуда начнем наш путь? ( Ответы детей). Верно, мы будем двигаться от цифры один по стрелке.

(Дети проходят несколько препятствий: «Дремучий лес», «Болото», «Пещера» (слайды №№ 4,5,6), выполняя различные задания :обойти, перешагнуть, подлезть,

и находят сундук).

Воспитатель. Чтобы узнать, что здесь находится, отгадайте загадку:

«Не зря она варилась в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи». (Ответы детей)

Да, это руда. На карте она обозначается черным треугольником (Слайд № 7) Когда железную руду добывают из земли, она похожа на обыкновенный камень, а место, где глубоко под землей залегает руда, называется месторождением. ( Слайд № 8). Чтобы руда стала полезной, ее надо переработать. На каком комбинате нашего города перерабатывают железную руду? ( Ответы детей). Верно, руду везут на металлургический комбинат, чтобы переплавить в металл. А зачем людям нужен металл?

(Ответы детей). Верно, чтобы сделать станки, инструменты, рельсы, трубы.

И снова в путь. На карте новое препятствие. Если мы его пройдем, найдем новый сундук.

(Дети проходят задание «Подземные воды»- слайд № 9 и находят еще один сундук)

Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой здесь таится клад:

«Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло. (Слайд № 10). ( Ответы детей).

На карте каменный уголь обозначается черным квадратом. Почему его называют каменным? ( Ответы детей). Верно, потому что он твердый, как камень. Но ведь камень не горит, почему же уголь дает пламя? (Ответы детей). Верно, он образовался из древних растений и деревьев, которые раньше росли на Земле. А добывают его глубоко под землей в шахтах.

(Слайд № 11) Что люди научились делать из каменного угля? (Ответы детей)

И снова в дорогу. У нас остался еще один клад, но он находится на поверхности Земли, поэтому нам нужно выбираться наверх. Помогут нам в этом следы, которые оставил крот.

( Слайд № 12. Ребята идут по следам (вырезанные из бумаги шаблоны разложены на полу) и «выходят на поверхность земли».

Воспитатель загадывает загадку о следующем кладе:

« Перед тем, как в стену лечь,

В печь залез бока обжечь.» ( Слайд № 13)

Какое отношение имеет кирпич к полезным ископаемым? Рассмотрите, пожалуйста схему изготовления кирпича.

( Слайд №14. Дети отвечают по схеме).

Правильно, кирпич не относится к полезным ископаемым, он только сделан из них. Это искусственный камень. Где используется кирпич? (Ответы детей).

Как вы думаете, как полезные ископаемые попадают на поверхность земли? Может ли любой из нас достать их из земли? (Ответы детей).

(Слайд № 15) Этим занимаются геологи. Именно они находят месторождения полезных ископаемых.

(Слайд № 16) На память о нашем путешествии крот решил подарить вам драгоценные камни, которые мы поместим в нашу коллекцию полезных ископаемых.

Римма Дышаленкова. Уральские камешки.

Интересно, знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет?

На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал!

Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.

О замечательных камнях-самоцветах крот расскажет нам в следующий раз, когда мы снова решим отправиться в подземное путешествие.

В старину люди говорили: «Сделал дело – гуляй смело»!

Мы славно поработали, пора и отдохнуть. Настало время уральский хоровод заводить!

Дети исполняют хоровод «Уральская рябинушка» и выходят из зала.

«Путешествие в Подземное царство»

Конспект занятия на экологической тропинке.

Автор: Марина Пищальникова, МДОУ N16 «Виктория», г. Чистополь.

Цель: Познакомить детей с почвой, её особенности, значением в жизни растений с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте органического вещества.
Оборудование: мешочек с землей, ларец с ключом, дверца от Подземного царства, письмо от Боровичка, листы белой бумаги на каждого ребёнка, луны.
Предварительная работа: письмо от Боровичка под одним из деревьев зарыт ларец с ключом от Подземного царства, приготовить мешочек с землей.
Использовать объекты – грибы, черви.
Действующие лица: Хозяин тропинки Боровичка, Подземный царь.
Занятие начинается в живом уголке, затем продолжается на экологической тропинке.
Ход занятий:
Воспитатель! Ребята! Старичок – Боровичок принес нам очень ценный подарок – мешочек с волшебной землей со своей тропинки. Он просил передать, что это волшебная земля – почва помогает расти растениям. Я дам каждому из вас немножечко земли и вы подсыпьте её в горшочки с нашими цветками, чтобы они быстрее и лучше росли. (Дети высыпают «волшебную землю» в горшки с растениями. После этого ведущий сообщает, что Боровичок принимает к себе всех ребят в гости, где их ждут задания и сюрпризы. На тропинке предлагаю найти знак под которым Боровичок спрятал своё письмо).

Письмо Боровичка.
Дорогие ребята!
Надеюсь, что Вам понравился мой подарок мешочек с волшебной землей, и вы отдали её своим растением. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля – это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ними познакомится? Тогда громко – громко назовите меня: «Наш любимый старичок, старичок Боровичок!» – и я появлюсь.
До свидания!

(Дети зовут Боровичка и он появляется). Боровичок: О, как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о Подземном царстве, а для этого нужно пригласить его хозяина – Подземного царя. Только он не может, чтобы его зря беспокоили тогда он топает ногами, сердится так, что на моей тропинке земля дрожит и деревья качаются.

Воспитатель: Но мы с ребятами приготовили много интересных вопросов Подземному Царю, так что он не должен на нас сердится.
Боровичок: Он очень любит рассказывать о своем Подземном царстве. Но для этого, чтобы попасть в подземное царство нам нужно открыть особую дверцу. А чтобы открыть дверцу – надо отыскать ключ. А чтобы найти ключ, нужно обнаружить на моей тропинке знак. Под этим знаком в земле и зарыт ларец с ключом от Подземного царства. Вы должны его найти. (Дети отыскивают знак и ключ рядом с которым находится дверца. Предлагаю открыть дверцу и войти в Подземное царство. Появляется Подземный царь и здоровается с детьми).
Подземный царь: Ох, как тут у вас светло никак не могу привыкнуть к вашему солнцу у меня под землей так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом. Ну, для чего вы меня побеспокоили? (Воспитатель и дети объясняют, что они хотели бы познакомится с Подземным Царством, задают царю вопросы).

  1. Кто живет в почве?
  2. Чем дышат почвенные животные?
  3. Почему царю нравится его Подземное царство?

Подземный царь: Видно не зря я к вам пришел теперь и вы будете о моём царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве и даже не думают о том, что её надо беречь. А я землю – матушку люблю.
Боровичок: Дорогой царь! Давай познакомим ребят с земляной почвой на моей экологической тропинке, я им обещал.
Подземный царь: Давай, но сначала пусть ребята скажут, что мы увидим в земле, если выкопаем ему.
Боровичок: А яма для чего? Я туда могу упасть, не должно быть ям!
Подземный царь: Погоди Боровичок! Не волнуйся, это не просто яма, это вход в моё царство. Я ведь обещал ребятам открыть свои подземные тайны. Твоя тропинка сверху, а моя внизу.
Воспитатель: Мы с ребятами обязательно потом зароем эту яму, так что вход в Подземное царство будет незаметным.
(Подземный царь даёт каждому ребёнку по комочку земли, предлагает потрогать, раскрошить её, и найти в ней камушки, корешки растений, насекомых. Боровичок предлагает рассмотреть землю через лупу).
Подземный царь: Ребята, как вы думаете, почему я такой грязный? (ответы детей) Правда, под землей всё равно этого не видно и мыться не надо. Посмотрите на свои руки, какого они цвета?
Боровичок: Ребята, возьмите комочек земли и нарисуйте им что – нибудь на листе белой бумаги. Какого цвета у вас получился рисунок? (ответы детей)
Подземный царь: Да, в моём царстве немного красок, и они по – своему красивы. Ребята посмотрите на стену подземного дома (показывает на стенку ямки), какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоённый пирог. Вот самая верхняя полоска – самая тёмная, в ней больше всего пищи для растений. Здесь много всяких корешков, жучков, личинок. Чем глубже мы будем опускаться в моё царство, тем меньше будет еды для растений. Природа настоящая волшебница. В ней так устроено, что ничего не пропадает. Кто из вас ребята видел как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда – то исчезают. (Ответы детей)
Да, правильно, все эти опавшие листья, сухие ветки, или как по волшебству превращаются в почву, в ней появляется новая еда для растений. Так всё происходит: земля – почва кормит растения, а потом они – её.
Боровичок: Подземный царь, давай познакомим ребят с теми кто помогает таким превращениям, благодаря кому моя тропа не завалена кучами сухих листьев, веток, пней. (Подземный царь достаёт коробочку с почвой, где лежит дождевой червь. Спрашивает у детей – это кто?). Обращаясь к червяку: Любезный червяк! Большое спасибо, что вы согласились познакомится с моими гостями. Я знаю, что у вас под землёй очень много дел. Ребята, дождевой червяк говорит, что рад познакомится с вами, он надеется, что среди вас нет таких кто убивает его родственников, когда те появляются на поверхности земли после дождя. И ещё он просит спросить знаете ли вы, что он делает в земле? (Ответы детей) Дождевой червяк просит прощения, за то, что он так мало времени, и так много работы поэтому он возвращается в землю. Давайте попрощаемся с ним. (Подземный царь предлагает каждому ребёнку попращатся с червем). Ребята, кто из вас собирал грибы? Какие? Признайтесь, а кто из вас топтал несъедобные грибы? Ведь так делают многие люди, но только те, которые не знают о моём Подземном царстве. Ведь грибы тоже нужны для волшебных превращений, они помогают пням превращаться в почву. Давайте посмотрим на грибы, которые растут на стволе дерева. Когда дерево станет совсем старым грибы помогут ему превратится в почву. Вы привыкли видеть только верхнюю часть гриба, но у него есть и подземная часть называется она грибница. Грибы нельзя рвать, их нужно срезать, чтобы не повредить грибницу.
Боровичок: Поэтому ребята, если вы встретите грибы не срывайте их просто так, не топчите обойдите стороной. Ну, а теперь нам пора отпустить нашего гостя в Подземное царство.
Подземный царь: Устал, я ребята, глаза от света болят. Пойду – ка я домой за порядком следить, грибы выращивать, да червей дождевых считать. А Боровичок вам ещё о сюрпризе расскажет. Если нужен буду то зовите! (Прощается)
Боровичок: Ну и мне пора отдохнуть. А вам ребята, ещё предстоит найти обещанный мною сюрприз. Сюрприз висит на дереве. (Боровичок описывает особенности дерева, где спрятан сюрприз).
Боровичок прощается и уходит.
Воспитатель: Вот ребята, сколько интересного и полезного мы сегодня узнали. Ну, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект интегрированного занятия по теме «Путешествие в лесное царство» (для подготовительной группы)

Задачи:

  • Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, формировать бережное отношение к природе.
  • Продолжать учить составлять предложения из трех слов, зарисовывать схему предложения, называть слова по порядку, закреплять умение делить слова на слоги.
  • Развивать у детей логическое мышление, активизировать словарь.
  • Закрепить навык изготовления поделок из природного и бросового материала по образцу, формировать умение планировать работу. Развивать мелкую моторику, координацию работы рук и глаз.

Материал к занятию:

  • “ворота” в лесное царство (обруч)
  • музыкальное сопровождение “голоса птиц)
  • экологические знаки
  • изображение дерева с дуплом
  • образцы поделок
  • природный и бросовый материал
  • костюм лесной феи (для воспитателя)

Ход занятия

– Ребята, я хочу пригласить вас в лесное царство. Хотите там оказаться? Тогда повторяйте за мной волшебные слова.

Хлопну, топну, повернусь,
В царстве тот час окажусь!
Вот и в царстве мы друзья,
А лесная фея – я.

– В моем царстве вы можете творить различные чудеса. Но дорогу в волшебный лес покажу лишь тому, кто вспомнит правила поведения в лесу. Для этого давайте подойдем к необычному дереву, что вы видите на нем? (дупло). А дупло это очень мудрой птицы, как вы думаете какой? (совы) Совы, как известно, днем отдыхают, поэтому мы ее сейчас не видим, но она оставила нам специальные знаки о правилах поведения в лесу (показываю знак)

– Как вы думаете, какой это знак: разрешающий или запрещающий? Почему? Давайте сформулируем правила поведения в лесу, и так как знаки запрещающие, то начинать будем со слов: “В лесу нельзя…”

(работа со знаками)

– Молодцы, теперь я уверена, что вы не нарушите лесной тишины, не обидите братьев наших меньших. Я вам покажу дорогу в волшебный лес (дети проходят через “ворота”, звучит фонограмма со звуками леса.Дети садятся на стульчики на ковре).

– В моем царстве много богатств. Сейчас каждый по очереди назовет богатства леса. Что вы будете произносить? (слова) Из чего состоят слова? (слоги, звуки) Назвав богатство леса, поделите слово на слоги и назовите количество слогов. Например: “грибы, гри-бы-два слога”

– Правильно, весь лес и все, что в нем – это богатство! В лесу нет ничего бесполезного, и ничего не пропадает зря. Например: (показываю) веточки, листья, иголки, сухая трава, как это может пригодиться птицам? Муравьям? Животным?

– Давайте с вами составим предложение со словами “птицы”, “муравьи”, “животные” (Птицы вьют гнезда. Муравьи строят муравейники. Животные утепляют норы.) Зарисуем схемы предложений на доске и назовем слова по порядку.

– Как одним словом назвать все то, что мы можем найти в лесу, что дарит нам природа? (природный материал). Что можно сделать из природного материала? (поделки) Кроме природного материала, чем еще можно воспользоваться для изготовления поделок? (бумага, картон, пластилин и т. д.)

– Правильно, это бросовый материал, чем отличается природный материал от бросового? (природный материал – это то, чем богата природа, что она нам дарит, а бросовый материал – отходы труда человека.)

– Сейчас я хочу вас пригласить в лесную академию, где вы сможете показать, что вы умеете делать из природного и бросового материала. Но, чтобы попасть в академию необходимо сдать небольшой экзамен. Сыграем в игру “Четвертый лишний”. У меня на тарелке природный и бросовый материал, вы должны определить, что лишнее.

  • Желуди, иголки сосновые, нитки, скорлупа грецких орехов.
  • Шишки сосновые, бусины, кусочки поролона, кусочки ткани.
  • Пуговицы, семена фасоли, семена клена, ракушки.
  • Каштан, колпачки фломастеров, семена тыквы, ягоды рябины.
  • Веточки, шишки еловые, листья, бусины.

– Вы достойны посетить лесную академию и творить чудеса. Предлагаю сделать поделки, будем работать парами, а кто с кем и что будет делать, мы сейчас узнаем (жеребьевка)

– На столах лежат коробочки, на них изображены лесные жители, а у меня в руках такие же картинки, но разрезанные на две части. Каждый достанет половинку картинки. У кого картинка соединится, и будут работать вместе.

– Проходите, занимайте свои места. Перед работой подготовим руки, чтобы они трудились уверенно, без устали. (раздаю шишки)

– Дружно шишки в руки взяли,
Меж ладоней покатали.
Шишку сильно не сжимать,
Ведь ее нельзя ломать!
Будем шишки мы катать,
И ладони разминать.

– Положите шишки, можете приступать к работе. Сядьте правильно и помните, что в лесной академии должно быть тихо и работать вы должны аккуратно (изготовление поделок под музыкальное сопровождение)

– Какие замечательные поделки вы сделали! Вы поистине умеете творить чудеса: превращать природный и бросовый материал в настоящее произведение искусства.(у каждой пары спрашиваю, как делали из чего)

– Вам понравилось у меня в гостях, что запомнилось? Но теперь пора возвращаться, спасибо, что побывали у меня в гостях. До свидания.

– Хлопну, топну, повернусь
В группе тот час окажусь!

Литература.

1. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

Конспект занятия “Путешествие в подводное царство”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана детский сад комбинированного вида № 85 «Улыбка»

Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной коррекционной группы с использованием ИКТ

«Путешествие в подводное царство».

2014

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.

– Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».

– Совершенствовать навыки чтения.

– Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).

– Упражнять в решении арифметических задач.

Коррекционно-развивающие:

– Способствовать развитию познавательной активности.

– Развивать пространственно-зрительную ориентировку.

– Развивать речевое дыхание.

– Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.

– Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

– Повышение активности, интереса к занятиям.

– Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.

Методическое обеспечение: Презентация к занятию, выполненная в программе Power Point, ноутбуки на каждого ребенка, фишки для слогового анализа слов, карточки со словами для составления предложений, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка для проведения опыта, мяч, аудиозаписи «шум моря», Сен – Санс «Аквариум», «Вечер у моря».

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку.

Организационный момент.

– Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх,

второй – низко, опуская руки вниз).

– Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь ( запись шума моря №1).

– Как вы думаете, что это? (море)

– А что такое море? (Ответы детей)

– Какие еще водоемы вы знаете? (Ответы детей)

– На чем можно путешествовать по морю?

– Вы хотите увидеть, кто живет в море?

– Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, а потом когда откроем, то окажемся на берегу моря. (1 слайд – море)

– Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнем его поглубже.

Упражнение на формирование правильного речевого дыхания.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).

– Ребята, а на чем мы сможем опуститься на морское дно? (Ответы детей)

(2 слайд – подводная лодка, 3 слайд – батискаф)

– Я предлагаю это сделать на батискафе. Вот он ждет нас на морских волнах. Проходите. Ребята, давайте пригласим в путешествие нашу воспитательницу.

– На счет «три» мы начнем погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».

– Вот такой звук издает батискаф, опускаясь под воду. Занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).

Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. (4 слайд – батискаф на морском дне)

Как хочется заглянуть в морскую глубину,

Там увидишь друзей ты тьму:

Маленьких, больших и разных,

И очень своеобразных.

Давайте познакомимся с морскими обитателями.

1.Формирование пространственного праксиса и зрительного гнозиса.

– Кто же нам встретился первым?

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (медуза)

После того, как дети отгадают загадку – 5 слайд – медузы.

– Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (собери изображения морских обитателей – разрезные картинки).

Назовите, что у вас получилось? (Дети называют получившиеся изображения).

Каждый ребенок рассказывает что – то интересное о своем животном. (На экране слайды).

2.Развитие ФЭМП.

– Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я … (осьминог).

После того, как дети отгадают загадку – 6 слайд – осьминог.

– Задание от осьминога. (Задачи).

  1. Шесть морских черепашат

К морю синему спешат.

Одного поймал Денис.

Сколько к морю добрались?

  1. Пять на острове пиратов,

Но на всех одна лопата.

Чтоб найти быстрее клад,

Сколько принести лопат?

  1. В море плавали на льдинах

Десять маленьких пингвинов.

Шесть за рыбками нырнули,

Остальные не рискнули.

Сколько же теперь пингвинов

В море плавает на льдинах?

– Совершенствование навыка пространственной ориентировки. (Каждый ребенок выполняет задание индивидуально на ноутбуке).

Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. Они все разноцветные и очень красивые.

Давайте и мы раскрасим наших рыбок в разные цвета.

– Раскрасьте рыбку в правом верхнем углу в синий цвет.

– Раскрасьте рыбку в левом нижнем углу в желтый цвет.

– Раскрасьте рыбку в левом верхнем углу в зеленый цвет.

– Раскрасьте рыбку в центре в оранжевый цвет.

– Раскрасьте рыбку в правом нижнем углу в серый цвет.

(Задание выполняется под музыку Сен – Санс «Аквариум»).

3.Зрительная гимнастика (электронная).

4.Физминутка. (7 слайд – рыбы).

Музыка для физминутки (негромко).

В море нашем рыбки пляшут (руки разведены в стороны)

Они весело резвятся (руки на пояс, повороты туловища

В чистой тепленькой воде вправо – влево)

То сожмутся, разожмутся (ладони сжать, присесть, ладони разжать, встать на носки)

То зароются в песке (круговые движения кистями рук)

То помашут плавниками (руки назад, махи руками)

То закружатся кругами (покружились).

5.Развитие фонематических процессов.

– Чье же задание будет следующим?

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку

На коралловый пенек

Хочет сесть морской … (конек).

После того, как дети отгадают загадку – 8 слайд – морской конек.

– Задание морского конька «Деление слов на слоги».

Положите столько морских камушков, сколько слогов в слове.

Слова: море, дно, акула, водоросли, ракушка, рыбы, волны.

6.Образование существительного во множественном числе в род.падеже (с мячом). (9 слайд – морские ежи).

Морские ежи предлагают сыграть с ними в мяч.

Д.игра «Один – много»

Акула – много акул медуза – …

Морской еж – … рыба – …

Морская звезда – … кашалот – …

Осьминог – … летучая рыба – …

7. Развитие мелкой моторики. (10 слайд – кальмар).

У морских ежей есть друг – кальмар. Однажды кальмар пригласил морских ежей к себе на день рождения.

Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара».

Всю семью морских ежей (сжимать и

Кальмар позвал на юбилей. разжимать кулачки)

Он за стол их посадил, (одна рука сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)

Чаю в чашки им налил (одна ладонь прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Подал в вазочку варенье (кисти рук в форме «чашечки»)

И на блюдечке печенье. (Ладошки сложены «лодочкой»).

Акула мимо проплывала (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

И застолье увидала. (Глядим в «бинокль»)

Кальмар акулу в дом позвал, («зовем» двумя руками)

Акулу чаем угощал.(Одна рука прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Акула чай не захотела: (грозим пальчиком)

«Морских ежей бы я поела». (Ладони соединены, пальцы изображают зубы)

Им пришлось уплыть скорей, (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

Вот так славный юбилей! (Руки развести в стороны, наклон вперед).

8. Обучение грамоте.

(Выполнение индивидуальных заданий на ноутбуках).

На морском дне можно увидеть множество красивых и необычных ракушек. Они могут быть разные по форме и цвету. (11 слайд – ракушки).

Посмотрите, какие необычные ракушки перед нами, на них написаны буквы.

Чтобы прочитать слово, надо перенести букву из ракушки верхнего ряда в точно такую же ракушку нижнего ряда.

9. Составление предложений из слов.

Ребята, посмотрите, кто – то заглядывает к нам в иллюминатор.

Пасть от злости распахнула

Рыба – хищница … (акула).

После отгадывания загадки – 12 слайд – акула.

Чтобы акула нам не навредила, мы должны прочитать слова на карточках и составить из них предложение.

Много, морском, на, ракушек, дне.

В, плывет, акула, море.

Воду, спускается, батискаф, под.

10.Итог.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Наш батискаф всплывает.

Вам понравилось путешествие?

Что нового вы узнали?

Какие задания показались трудными?

Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан теплым желтым песком. Давайте отдохнем.

Релаксация (музыка «Вечер у моря»): Всем нам снится один сон. Мы видим море с прозрачной водой и подводное «царство», в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные… А теперь мы будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

Читайте также:  Автоматизация звука (З) в слогах, словах, предложениях - конспект урока
Ссылка на основную публикацию