Интегрированное занятие по теме Весна

Интегрированное занятие в старшей группе. Весна

Автор: Васильева Ирина Николаевна воспитатель, МБДОУ “Олонский детский сад” Иркутская область Боханский район с. Олонки
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности;
2. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс, учить дорисовывать детали объектов клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами);
3. Развивать гибкость образного мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность в рисовании красками;
2. Воспитывать уважительное отношение к работам друг друга.
Обеспечение интеграции образовательных областей.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество».
Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
Труд: формирование трудовых умений и навыков, убирать свое рабочее место, приводить его в порядок.
Оборудование: листы тонированной бумаги, краски акварельные, кисти, трубочки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, репродукции картин художников о весне, музыка шум леса, пение птиц, спокойная и грустная мелодия, ваза с искусственными ветками цветущей яблони для украшения группы. Подснежники для подарка детям.
Предварительная работа:
•экскурсия по территории детского сада в поисках весенних примет;
•рассматривание весенних иллюстраций деревьев и веток в цвету;
•игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой»
•коррекционные дыхательные упражнения – выдувание воздуха через трубочку.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждет новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся – есть ли что–то необычное сегодня в нашем группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).
Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Она раскрывает почки, в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её … (весна).

Воспитатель: Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется . (весна). На чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята поехать на поезде. Садитесь, пожалуйста, в вагончики. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране.
В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, белыми ромашками, красными розами.
Нет и снега там, нет и холода,
Там все проснулось ото сна.
Мы приехали из нашего села
В страну чудесную –
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, ребята, весна.
Вот и станция «Весна».
Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте на весеннюю полянку, как тут красиво и цветочки на полянке есть.
Ребята, посмотрите, какая тут красивые картины, садитесь на бревнышко, и рассмотрим эти весенний картины.
Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картине? (весна).
Почему вы так решили?
Что весной происходит с природой?
Ответы детей: (всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).
Что происходит весной с деревьями?
Ответы детей: (набухают почки, появляются листочки).
Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку).

Ребята, а вы знаете стихи о весне? (дети читают стихи о весне).

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.

ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ.
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злится,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет!»

Воспитатель: Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы? (ответы детей).
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Апрель с водою — май с травою.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май холодный — не будешь голодный.
Май холодный — год хлебородный.

А сейчас, ребята, поиграем в игру «веснянка» становитесь в круг.
Игра «веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).

Воспитатель: Хорошо на этой полянке, поехали дальше. Все сели. Поехали! ( звучит грустная мелодия).
Ой, ребята, посмотрите на эту полянку, какая она грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картинки о весне.
А что бы вы нарисовали на этой картине? (деревья, цветы, солнце, облака, птиц).
Воспитатель: Весна к нам на полянку не торопится. Ребята, предлагаю вам стать художниками-помощниками Весны и нарисовать пробуждающуюся природу, но необычным способом, а с помощью клякс. Как называется техника рисования из кляксы?
Дети: кляксография

Капля с кисточки упала,
Это клякса прибежала,
Всё вокруг заколдовала
И деревья и кусты,
А расколдовывать будем мы

Воспитатель: – Перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика
Я Весне построю дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены . Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)

Воспитатель предлагает детям выбрать листы тонированной бумаги и занять свои места.
Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним, как можно получить изображение с помощью кляксы и трубочки для коктейля.
Дети: выдувать на кляксу воздух
Воспитатель: – Правильно. С помощью кляксография мы будем делать ветки деревьев или кустарников, а цветы и почки на ветках предлагаю вам нарисовать с помощью ватных палочек.

Воспитатель показывает как нужно правильно налить краску на лист бумаги «капельками», и с помощью трубочки раздувать воздухом эти капельки рисую дерево
Дети приступают к выполнению работы под спокойное музыкальное сопровождение.

Воспитатель: – Ребята! Для дальнейшее работы, надо чтобы нарисованные ветки немного подсохли. Поэтому предлагаю вам выйти из-за столов немного размяться:

Физкультминутка «Дети любят рисовать»
Вот мы взяли краски в руки (Кисти рук сцепить в «замок»,
И не стало в доме скуки. вращательные движения по кругу.)
Чтобы было веселей, (Хлопки в ладоши.)
Яркой краски не жалей!
Это правда! (Встали, рывки руками перед грудью.)
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (Повороты туловища влево – вправо,
На бумаге, на асфальте, на стене руки на поясе.)
И в трамвае на окне!
Это что же за зверюшка, (Руки на поясе, наклон туловища вперёд)
Много ног, одна макушка?
То ли зверь – сороков (Прыжки на месте)
То ли очередь в ларёк?
Это правда! (Хлопки в ладоши)
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (Прыжки на месте)
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: – Ну что же наши ветки подсохли, можно рисовать цветы и нежные листики.

Воспитатель объясняет и показывает детям прием рисования цветов и листиков с помощью ватных палочек.
Дети приступают к работе рисую ватными палочками.

(Звучит весенняя мелодия).
Итог занятия: Организация выставки детских работ. Обратить внимание детей на выразительность работ.
Вспомнить технику рисования, которая использовалась в работе. Какое время года мы с вами сегодня рисовали?
Расколдовали мы с вами нашу полянку. Посмотрите какая она стала красивая, весенняя, яркая.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и поехали! Вот мы и приехали в ваш детский сад. А весна передала для нас свои волшебные весенние цветы. Давайте поставил их в наш уголок природы, они будут украшать нашу группу и радовать нас своей красотой!
Занятие окончено, большое спасибо!

Интегрированное игровое занятие по теме “Весна”

Презентация к уроку

Интегративный метод очень важен в работе с дошкольниками. В связи с увеличением потока информации, которую дети осваивают, возникла необходимость в повышении качества образования, отхода от трансформации традиционных занятий в “интегрированные”. Деятельность, связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям. Более длительное нахождение детей внутри определенного познавательного цикла, усиливает эмоциональную включенность детей. Позволяет взглянуть на одно и то же событие, явление с разных сторон, что дает целостное представление о нем. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления. Целостным становится представление детей об окружающем мире.

  • Закреплять знания по теме “Весна”: приметы весны, название весенних месяцев;
  • Уточнять и расширять словарь по теме: учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;
  • Совершенствовать навык деления слов на части;
  • Продолжать учить детей распространению предложений определениями;
  • Формировать связную речь;
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Оборудование: слайды с изображением примет весны, картина “Грачи прилетели”; счетные палочки.

    Словарь: проталины, подснежники, верба – распускается, почки – набухают, лопаются, грачи, скворцы – первые вестники весны.

    Предварительная работа: создание книжек-малышек с рисунками первых весенних примет, подбираем к каждой примете слова, отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?

    Описание хода занятия

    Ребята, отгадайте загадку –
    Я раскрываю почки
    В зелёные листочки.
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна.
    Зовут меня… (Весна)

    Учитель-логопед: Сегодня мы продолжим с вами разговор о ранней весне. Кто назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют)

    – Давайте вспомним приметы весны, которые мы уже нарисовали в книжке –малышке. (дети их называют по порядку, появляются слайды с изображением примет)

    – Какое солнце? (яркое, весеннее, слепящее…)

    – Какая капель? (весенняя, звонкая…)

    – Какие ручьи? (быстрые, холодные, журчащие, звонкие…)

    – Какие проталины? (первые, чёрные…)

    – Какие подснежники? (первые, весенние, маленькие, белые…)

    – Какие ещё приметы весны вы знаете? (дети называют: почки набухают на деревьях; птицы возвращаются из тёплых краёв; просыпаются медведь, ёж после зимней спячки; меняют шубку заяц, белка; люди надевают весённюю одежду)

    Дети называют приметы, появляются слайды с изображением их, затем дети подбирают прилагательные и слова действия к ним.

    Ребята, о чем я говорю?
    Ручеёк бежит, звеня.
    Есть скорлупка у меня.
    Смастерю кораблик сам
    И отправлю по волнам.

    (Предлагаю детям, выложить кораблики из палочек по образцу)

    Игра “Подскажи словечко”, назови сколько в слове частей:

    • Ой, беда! Ой, беда!
      Тает снег, кругом вода.
      Не обуешь валенки,
      На снегу… (проталинки)
    • Рад весне братишка Саша
      И собака рада Жулька.
      На припёке, с крыши нашей
      Утром свесилась … (сосулька)
    • Снег в лесу. Сугробов много.
      Но слышна синицы трель.
      С крыши прямо на дорогу
      Звонко капает … (капель)
    • Самый первый день весны,
      Самый-самый первый.
      На опушке у сосны
      Распустилась… (верба)

    Игра “Кто как поёт весну встречая”, подбирают глаголы к картинкам: сорока – стрекочет, капель – звенит, воробей – чирикает, синицы – тинькают или свистят, лягушки – квакают, мышки – пищат.

    Солнышко, солнышко,
    Золотое донышко.
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Побежал в саду ручей,
    Прилетели сто грачей,
    А сугробы тают, тают,
    А цветочки подрастают.

    Ребята садятся перед экраном. На экране картина А. Саврасова “Грачи прилетели”

    Воспитатель: Как называется картина? Кто ее написал? О чем она? Какую картину о весне вы ещё знаете? (“Март” И. Левитана)

    Ребята, возьмите “подзорные трубы” и посмотрите на картину. Что вы увидели?

    Дети дают ответы: “Я вижу грачей”, “Я вижу гнезда”, “Я вижу березы”, “Я вижу грача под березой”, “Я вижу проталины” и т.д.

    На доске педагог фиксирует все ответы детей, зарисовывая их в кружочках.

    Воспитатель: А сейчас поиграем в игру “Соединялки”, вы соединяете два кружочка и составляете предложение с этими предметами. Например: соединяем грачей и гнезда. Получилось предложение: “Грачи строят и чинят гнезда”.

    Дети соединяют кружочки и придумывают предложения: “Прилетели грачи и поселились на березах”, “Грачи подбирают ветки под березами”, “Снег тает и появляются проталины”, “На крышах домов тает снег” и др.

    Воспитатель: Я приглашаю вас шагнуть в картину и внимательно послушать, что вы слышите? Дети говорят: “Я слышу, как кричат грачи”, “Я слышу, как журчит ручей”, “Я слышу звон колокола на колокольне”, “Я слышу, как хрустит снег под ногами” и др.

    Воспитатель: Я предлагаю вам придумать рассказ по нашей картине. С чего вы начнете?

    Дети: Наступила теплая весна. Солнышко пригревает, тает снег, появились первые проталины. На деревьях набухают почки. С юга прилетели грачи. Они стали строить гнезда. Как хорошо весной!

    Воспитатель: ребята покажите, как набухают почки на деревьях? Пальчиковая игра “Почки” – дети показывают почку, соединяя ладони вместе, затем, не разъединяя пальцы, изгибают ладони.

    Кто хочет рассказать рассказ по картине? Возможно, вы что – то измените и расскажете его по – своему. (Дети рассказывают рассказы).

    Воспитатель: Ребята, нам пора выходить из картины, но я приглашаю вас на поляну под березами. Мы поиграем в игру “Волшебники”. В кого вы хотели бы превратиться (предмет с картины)? Нужно сказать о себе, что вы чувствуете?

    Под звуки природы, дети “превращаются” в “грачей”, “ручей”, “березу”, “проталину”, “колокольню”, “снег” и др. Говорят о себе: “Я – береза, я очень рада прилету грачей и приходу весны”, “Я – проталина, на мне выросла первая травка, скоро вырастут первые цветы”, “Я – грач, я голодный, мне нужно построить гнездо”, “Я – ручей, я звонкий и веселый, у меня много друзей, ручейков” и др.

    Воспитатель: Картина очень благодарна нам, мы так много о ней рассказали. В следующий раз мы отправимся в гости к другой картине.

    Интегрированное занятие на тему Весна

    Призениация занятия тему Весна.Проводила воститатель Ворожищева Ольга Андреасовна.

    Просмотр содержимого документа
    «Интегрированное занятие на тему Весна»

    Интегрированное занятие на тему: «Весна»

    Подготовила:

    Ворожищева О.А.

    • Познание
    • Коммуникация
    • Социум
    • Творчество
    • Ознакомление с окружающим
    • Обучение грамоте
    • Художественная литература
    • Лепка

    Тема: «Времена года – Весна.

    Программное содержание:

    • Закрепить знание детей о весенних месяцах, совершенствовать умение называть признаки каждого весеннего месяца
    • Продолжать формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов, различать гласные и согласные звуки, составлять предложение с заданным словом
    • Продолжать учить детей работать с тестом, развивать фантазию и творческие способности.
    • Воспитывать умение слушать и слышать задание воспитателя.

    Тема: «Времена года – Весна»

    Материалы и оборудование:

    Иллюстрации весны, приметы, музыкальные произведения, раздаточный материал для художественной деятельности, сосулька, стаканчик, веточка вербы и березы (можно иллюстрации), тесто для лепки, листы для изодеятельности (готовятся заранее).

    Настрой на позитив: «Солнышко, солнышко я тебя люблю, солнышко, солнышко я тебя прошу. Дай ты мне солнышко света и тепла, дай ты мне солнышка здоровья и добра»

    Ритмы по Штайнеру:

    Читайте также:  Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

    Как хорошо тебе и мне,

    Мы родились в такой стране.

    Где люди все одна семья,

    Куда не глянь, кругом друзья!

    Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня …

    • Как изменяется погода весной?
    • Что происходит со снегом?
    • Посмотрите на нашу сосульку (демонстрируется сосулька в стаканчике). Что с ней происходит? Почему?

    Посмотрите на картины и расскажите…. Опорные слова: снег, лед, небо, свет, проталины, ледоход, полынья, половодье, распутица …

    Словарная работа:

    • Проталина – место где стаял снег и открылась земля
    • Полынья – незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
    • Половодье – разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной – синонимы: разлив, паводок
    • Ледоход – движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.

    Что делают дети весной?

    Посмотрите и опишите, как дети заботятся о природе? (Рассказы детей)

    Из-под снега вырастает,

    Пальчик, пальчик ты устал?

    Он в ответ захохотал,

    Как же я устану с вами.

    Если стали мы друзьями!

    Давайте вместе сделаем подснежник из теста с использованием трафарета…

    Ребята давайте вместе вспомним весенние месяцы. (март, апрель, май)

    Давайте вместе разделим эти слова на слоги! (дети делят слова на слоги прохлопывая их)

    • ВОРОБЕЙ
    • ВЕСНА
    • ГРАЧ
    • ПРОТАЛИНА
    • ВЕРБА
    • СОСУЛЬКА
    • СТРИЖ

    Билингвальный компонент: Көктем – весна, торғай – воробей, бәйшешек – подснежник.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    На лужайке поутру мы затеяли игру.

    Ты – ромашка, я – вьюнок.

    Становитесь в наш венок.

    Раз, два, три, четыре,

    Раздвигайте круг пошире.

    А теперь мы – ручейки,

    Прямо к озеру спешим,

    Станет озеро большим.

    Раз, два, три, четыре,

    Раздвигайте круг пошире.

    (Из книги В. Волиной «Праздник числа»)

    Послушайте стихотворения и постарайтесь запомнить как можно больше примет весны:

    Я раскрываю почки.

    В зелёные листочки

    О весне сказали нам воробьи драчливые,

    Вербочки лохматые, ручейки шумливые,

    Бабочка-крапивница на лесной проталинке,

    Синие подснежники и сырые валенки.

    (Н. Найденова)

    Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.

    Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.

    Вдруг проснулся косолапый, слышит: каплет. Вот беда!

    В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода!

    Заспешил медведь наружу: заливает, не до сна.

    Вылез он и видит: лужи, тает снег, пришла весна!

    (Г. Ладонщиков)

    Перечислите приметы весны!

    • Появляются почки и первые листочки.
    • Просыпается медведь.
    • Появляются лужи, тает снег.
    • Цветущая верба.
    • Ручейки.
    • Проталинки.
    • Бабочки.
    • Подснежники.
    • Сырые валенки.

    Экспериментальная деятельность детей:

    Давайте посмотрим на наши веточки.

    (Дети приносят веточки заранее, они стоят в воде в стаканчиках)

    – Посмотрим что у нас произошло?

    – На веточке вербы распушились почки.

    – Они стали какие?

    – А на березе появились маленькие листочки и распустились сережки.

    А теперь подведём итоги и вспомним приметы весны.

    Включается музыка Чайковского Времена года. Весна.

    Послушайте музыку внимательно.

    Какие чувства она у вас вызывает?

    Давайте попробуем нарисовать весну. Посмотрите на изображения.

    Может быть вы захотите нарисовать по своему? Предлагаю детям нарисовать весну дома.

    Воспроизводят: весенние месяца, признаки, знакомые слова на казахском языке.

    Понимают: свойства воды в природе (лед, лужи).

    Применяют: знания о делении слов на слоги, умение составлять рассказы по картинкам.

    Лексическая тема «Инструменты»

    Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, дрова, винт, железо, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон; глаголов: прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить. Забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать; прилагательных: кожаный, металлический, острый, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный; наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.

    СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

    Образование существительных множественного числа в име¬нительном и родительном падежах «Один — много»
    Лопата – лопаты – много лопат
    Топор Пила
    Метла Вилы
    Молоток Отвёртка

    Образование существительных И. и Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    молоток — молоточек – молоточков;
    ключ — . нож — .
    гайка — . гвоздь — .
    топор — . грабли — .
    наперсток — …

    Образование существительных от глаголов. «Кто что делает?»

    Молотком – стучат, забивают
    Пилой – пилят
    Топором – рубят

    Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).

    Образование относительных прилагательных: «Из чего — какой?»

    Из чугуна — чугунный;
    из металла — . из бумаги — .
    из стали — . из резины — .
    из камня — . из серебра — .
    из пластика — . из золота — .
    из дуба — . из синтетики — .
    из глины — . из полиэтилена — .
    Из дерева — . из железа — .
    из стекла —… из пластмассы —…
    из кожи — . из меха — .
    из шерсти — .

    Согласование числительных с существительными (2 пилы, 5 пил).
    Усложнение: Один острый нож, два острых ножа. пять острых ножей.
    Одни длинные ножницы.

    Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».

    Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложении.

    Составление предложений с предлогами.

    ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ
    Для меня без молотка
    Жизнь была бы несладка.
    Без рубанка и пилы
    Дни бы стали немилы.
    Так и лезли бы с утра
    Скука и зевота
    Без клещей, без топора, без коловорота.
    Хорошо, что в мастерской
    Все, что надо, под рукой.
    Строгай, теши — От всей души!
    Сверли, колоти —
    Лучше дела не найти!

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Пила
    Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.

    Едет, едет взад-вперед,
    На две части разоймет.
    С ней работать я привык.
    Вжик – вжик, вжик – вжик,

    Рубанок
    Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.

    Чтобы доски стали гладки,
    Постругайте их, ребятки.
    Струг-струг, струг-струг,
    Стружки падают вокруг.

    Молоток.
    Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.

    Сам худ, Голова с пуд,
    Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».

    Клещи
    Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.

    Отвёртка.
    Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.

    Надо нам отвертку взять
    И вращать, вращать, вращать.

    Загадка
    Если гвозди не на месте, покажите «клещи» и несколько раз
    Приготовить надо клещи сожмите и разожмите их
    Тащи гвозди — раз, два, три захватывайте каждый пальчик, начиная с большого
    Все достали — посмотри покажите ладонь левой руки с растопыренными пальцами

    Придумай предложения с парами слов:

    гвоздь — молоток;
    игла — ткань;
    пила — дрова;
    лопата — яма.

    Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.
    Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
    Без головы, а в шляпе, Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь).
    Что бывает:

    каменным — дом;
    стеклянным — .
    бумажным — .
    металлическим

    Опиши какой-нибудь инструмент, не называя его, а другие попробуют отгадать.

    Какие инструменты и для чего ты взял бы с собой в поход?

    Что делают:

    топором — . молотком — .
    лопатой — . граблями — .
    ножницами .

    Придумай предложения с парами слов:
    строитель — дом; маляр — кисть; крановщик — кран.

    МИНУТКА ОТДЫХА

    Скороговорки

    Краб крабу сделал грабли.
    Подал грабли крабу краб.
    Сено граблями, краб, грабь!

    Возле грядки —
    Две лопатки.
    Возле кадки —
    Два ведра.

    После утренней зарядки
    Мы работали на грядке —
    И посадки
    Все в порядке.
    Их теперь
    Полить пора!

    Стихотворения для автоматизации поставленных звуков

    Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

    Почему ты так жесток?

    Бьёшь по пальцам ты шутя,

    Словно рядом нет нет гвоздя.

    Стук твой слышен за версту-

    Ты растёшь и я расту.

    Ведь во всём нужна сноровка-

    Забиваю гвозди ловко.

    Молоток для ловких рук

    Был всегда надёжный друг. Людмила Ильиных

    Молоток (звуки К, С, Л)

    Тук-тук-тук! – в столярке деда –

    Молоток не привереда.

    Смастерит нам стул, лоточек

    И забьёт любой гвоздочек. Ольга-Влада Скобелкина

    Пассатижи (звуки Л, Ж, З)

    Гвоздик был на всех обижен:

    Стал кривым, из дела — прочь!

    Тут явились пассатижи

    И смогли ему помочь!

    Гвоздик снова прям и строен,

    Дела важного достоин! Татьяна Уманская

    Молоток (звуки Л, С, Р)

    – Гвозди бью легко, без страха.

    Я — ударных дел знаток,

    Побеждаю их с размаха!

    Как-то сцену для игры

    Поправлял я в ресторане

    И мечтаю с той поры

    Постучать на барабане! Татьяна Уманская

    Грабли (звуки Л, З, Р)

    В полутьме вздыхали Грабли:

    – Что-то за день мы ослабли.

    Целый день в работе были,

    Землю зубьями рыхлили.

    Будут славными посадки!

    Поскучаем – зубья в стену,

    И в жару пойдём на сено! Татьяна Уманская

    Ножницы (звуки Ш, Ж, С, Р)

    Мы сапожные, портняжные,

    Мы стальные, очень важные.

    Вжик-вжик-вжик: и ткань, и кожа

    С лоскутками теперь схожи.

    Вместе сложит их портной

    Иль сапожник в мастерской,

    И начнут они строчить,

    На машинке что-то шить.

    А ещё из самых разных лоскутков,

    Из обрезков разноцветных и кусков,

    Шьют картины знаменитые художницы.

    А в руках у них сверкающие. (ножницы) Дедушка Володя

    Молоток (звуки Л, Ш, С, Р)

    Строил дедушка избушку

    Возле леса на опушке.

    Всё привез на место стройки:

    Бревна, доски, балки, стойки.

    Как-то раз привёз с утра

    Дрель, пилу, два топора,

    Гвозди, паклю, мох с болота.

    Смотрит: все же нет чего-то.

    Чем, к примеру, вас спросить,

    Гвоздь ему в доску забить?

    Сел подумать на пенёк.

    – “Вспомнил! Это ж. (молоток)!” Дедушка Володя

    Клещи (звуки С, З, Р, Щ)

    Если в стенке гвоздь торчащий

    Хочешь вытащить скорей,

    Ну, а он, такой упрямый,

    Не желает вылезать,

    – Я скажу тебе: “Не надо

    Звать на помощь всех друзей,

    И оставь в покое маму,

    Надо просто в руки взять. “

    Нет зубастей и клыкастей

    Этой крепкой нужной вещи.

    Гвозди рвёт своею пастью!

    Как её названье? . (клещи). Дедушка Володя

    Пила (звуки Л, Ч, С, Р)

    Я возьму её за тело,

    Чтоб не гнулась, и не пела,

    И начну её точить,

    Всё напильничком водить.

    Слева – зуб, потом и справа.

    Разведу – найду управу!

    Чтоб зубастою была

    Та, что все зовут. (пила) Дедушка Володя

    Рубанок (звуки Ш, С, Л, Р)

    Шик и шик, слетают стружки,

    Из-под острого ножа.

    Станут гладкими все доски:

    Ни щербинки, ни занозки

    На скамейке, табуретке,

    Лавке, полке и банкетке.

    Настрогаю стопку планок,

    У меня в руках – . (рубанок)! Дедушка Володя

    Топор (звуки С, Р)

    Есть инструмент у плотника, у мастера-работника,

    Несёт он в своём ящичке пилу и молоток,

    Стамеску и линейку, киянку, клещи, рейку,

    Но чем он собирается срубить большой сучок?

    Бревно все сучковатое, как чудище рогатое,

    Лежит и усмехается. Как это называется?

    Подходят лесорубы к нам: “О чем тут разговор?

    Всё ясно, мастер-плотник, возьми-ка ты. (топор)!” Дедушка Володя

    Рекомендации родителям по лексическим темам

    Методические рекомендации по лексическим темам:

    Лексическая тема: «Овощи».

    1. Поговорите с ребенком об овощах. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи.

    2. Поиграйте с ребенком в игру «Один – много». (Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок – во множественном):

    помидор-помидоры и т. д.

    3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

    Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.

    салат из капусты – капустный салат,
    сок из моркови – морковный сок,

    икра из кабачков – кабачковая икра,

    котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.

    4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

    – Как называется этот овощ?

    – Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

    -Что можно приготовить из него?

    Например: Это помидор. Он растет в теплице или на грядке. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

    Лексическая тема: «Фрукты».

    1. Поговорите с ребенком о фруктах. Выясните, понимает ли он, что фруктами мы называем плоды, растущие в саду на деревьях. Пусть ребенок перечислит известные ему фрукты.

    2. Поиграйте с ребенком в игру «Один – много». (Вы называете фрукт в единственном числе, а ребенок – во множественном):

    абрикос- -абрикосы и т.д.

    3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

    Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил сок (варенье ) из персиков, какой это сок (какое варенье)?

    Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.

    сок из персиков –персиковый, варенье – персиковое.

    из яблок – яблочный, яблочное.

    из слив – сливовый, сливовое.

    Обращайте внимание, как ребенок произносит окончание

    в слове.

    4. Предложите ребенку рассказать об одном из фруктов по плану:

    – Как называется этот фрукт?

    – Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

    -Что можно приготовить из него?

    Например: Это яблоко. Оно растет в саду на дереве. Яблоко красное, круглое, гладкое, твердое, кисло-сладкое. Из него можно приготовить сок, компот, варенье.

    Лексическая тема: «Одежда».

    1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите

    детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав,

    2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.

    Познакомьте ребенка с их названиями.

    3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты

    и материалы используются в работе.

    4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего- какой?». Мама

    сшила разную одежду. Назови, что из каких материалов

    сшила мама. Закончи предложение. (Брюки сшили

    из шерсти. Они шерстяные. Платье сшили из шелка.

    Оно шелковое. И т.д.. )

    Лексическая тема: «Дикие животные».

    · Выясните, знает ли ребенок диких животных.

    Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.

    · Выясните, знает ли ребенок то, что дикими эти животные называются потому, что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.

    · Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие

    · Вспомните с ребенком названия детенышей диких

    животных. Предложите ребенку поиграть в игру

    «Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

    · Выясните, знает ли ребенок названия жилищ животных.

    Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку

    поиграть в игру с мячом « Кто где живет?»

    Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.

    · Предложите ребенку отгадать загадки о диких животных.

    · Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие диких животных.

    (Например: медведь – бурый, большой, лохматый, неуклюжий, сладкоежка;

    лиса – рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная и т. д)

    Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

    – Как называется животное?

    – Какого оно размера?

    – Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

    – Чем покрыто его тело?

    – Чем оно питается?

    – Как называется его жилище?

    – Как называются его детеныши?

    Лексическая тема: «Почта».

    Выясните, знает ли ребенок, что место, откуда можно

    отправить письмо, посылку, бандероль, называется почтой.

    · Посетите с ребенком почту. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.

    · Помогите ребенку ответить на вопросы:

    – Кто работает на почте?

    – На почте работает почтальон.

    – Что делает почтальон?

    Почтальон разносит письма, телеграммы, газеты, журналы.

    – Откуда люди достают газеты, письма?

    Читайте также:  Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

    -Люди достают газеты, письма из почтового ящика.

    · Предложите ребенку игру: « Какая? Какой?

    Ребенок подбирает слова (праздничная, яркая, красочная, поздравительная).

    – Журнал какой? (интересный, яркий, красочный). Аналогично подбираются прилагательные к словам «конверт», «газета».

    Лексическая тема: «Животные Севера».

    · Выясните, знает ли ребенок животных севера, их названия.

    Рассмотрите с ним картинки, изображающие животных севера, назовите их.

    · Побеседуйте с ребенком о том, что эти животные приспособлены жить только на севере, а в другом климате

    · Предложите ребенку поиграть в игру

    «Кто у кого?» Взрослый называет любое животное севера, а ребенок называет детеныша этого животного.

    · Предложите ребенку отгадать загадки о животных севера.

    · Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие животных.

    (Например: белый медведь – белый, большой, огромный, лохматый, неуклюжий.

    Соболь – белый, пушистый, ловкий .

    Олень – гордый, большой, сильный, выносливый

    Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

    – Как называется животное?

    – Какого оно размера?

    – Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

    – Чем покрыто его тело?

    – Чем оно питается?

    – Как называются его детеныши?

    Лексическая тема: «День защитника Отечества».

    · Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы

    готовимся отметить. Это День защитников Отечества.

    · Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением

    людей военных профессий, подскажите названия этих

    · Расскажите ребенку о профессиях военных: летчике,

    моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.

    Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан.

    · Организуйте с ребенком игру « Один- много»

    Взрослый называет одного человека военной профессии,

    а ребенок много. Например: Один солдат, а много солдат,

    один летчик, а много летчиков и т.д.

    · Разучите с ребенком стихотворение:

    Дуют ветры в феврале,

    Воют в трубах громко.

    Змейкой мчится по земле

    Легкая поземка.

    Поднимаясь, мчатся в даль

    Самолетов звенья.

    Это праздник февраля- Армии рожденье.

    Лексическая тема: «Профессии».

    Пусть ребенок расскажет, какие профессии он знает.

    Выясните, знает ли ребенок, чем занимаются люди таких профессий как: парикмахер, учитель, швея, повар, строитель,

    шофер, продавец, воспитатель.

    Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.

    Выясните, знает ли ребенок о вашей профессии, кем работают мама и папа.

    Помогите ребенку составить рассказ о профессии мамы или

    – Кем и где работает

    – В чем заключается эта работа.

    Прочитайте ребенку стихотворения В.В. Маяковского

    « Кем быть?» и Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?»

    Лексическая тема: «Инструменты»

    · Выясните, названия каких инструментов знает ваш

    · Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и побеседуйте о том, кому и для чего они

    Можно предложить ребенку поиграть в игру

    «Кому что нужно для работы?»:

    Взрослый называет инструмент, а задача ребенка сказать, человеку какой профессии нужен этот инструмент.

    Например: ножницы- ножницы нужны швее, закройщику, парикмахеру.

    · Побеседуйте о том, зачем людям нужны инструменты.

    Поиграйте с ребенком в игру

    « Что этим инструментом можно делать?»

    Взрослый называет инструмент, а ребенок должен подобрать

    как можно больше слов действий.

    Например: молоток- молотком можно забивать, прибивать, стучать, приколачивать и т.д.

    · Выясните, знает ли ребенок, что инструменты бывают музыкальные

    · Предложите ребенку отгадать загадки об инструментах.

    Лексическая тема: «Мебель».

    · Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.

    · Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотники, дверцы и т.д.

    · Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.

    Предложите ребенку поиграть в игру с мячом

    « Для чего нужна эта мебель?»

    Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит для чего эта мебель

    нужна и возвращает мяч вам.

    · Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.

    · Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

    Можно организовать игру « Из чего какая?»

    Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:

    Например: шкаф из дерева – деревянный

    Стол из стекла – стеклянный

    Диван обшит велюром – велюровый и т.д.

    · Помогите ребенку составить рассказ описание о любом из предметов мебели

    Лексическая тема: «Посуда».

    · Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.

    · Предложите ребенку назвать детали такой посуды как

    чайник: дно, ручка, крышка, носик.

    · Выясните, знает ли ребенок, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной.

    · Предложите ребенку назвать чайную, кухонную и

    · Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

    Можно организовать игру « Из чего какая?»

    Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:

    Например: стакан из стекла – стеклянный

    Чашка из фарфора- фарфоровая

    Миска из алюминия- алюминиевая

    Тарелка из пластмассы- пластмассовая

    Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один- много»

    Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:

    Чашка – много чашек

    Тарелка – много тарелок и т.п.

    · Помогите ребенку составить рассказ описание о любой посуде по плану:

    Какая это посуда?

    Какого цвета, формы эта посуда?

    Для чего нужна эта посуда?

    Лексическая тема: «Хлеб».

    • Выясните, знает ли ребенок как можно назвать одним

    словом булочки, пряники, пирожки, сушки, ватрушки

    (хлебобулочные изделия)

    • Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб.

    Пусть ребенок скажет, как называются люди, которые растят

    хлеб. Расскажите ребенку о труде хлеборобов.

    • Предложите ребенку подобрать как можно больше

    прилагательных к слову хлеб (ароматный, аппетитный, свежий, душистый, хрустящий, мягкий, поджаренный, пропеченный, вкусный)

    • Побеседуйте с ребенком о том, как он понимает выражение золотая рожь, золотые руки.
    • Предложите ребенку объяснить поговорку «Хлеб всему голова». Пусть ребенок попробует рассказать. Как он понимает эту поговорку.
    • Выясните, знает ли ребенок, из каких злаковых культур

    мелят муку для хлеба, какой хлеб получается из этих культур.

    Организуйте с ребенком игру: «Какой хлеб».

    Например: если хлеб пекли из пшеничной муки-

    хлеб пшеничный; если хлеб пекли из ржаной муки –

    хлеб ржаной, если печенье пекли из овсяной муки- печенье овсяное.

    Лексическая тема: «Домашние животные».

    · Выясните, знает ли ребенок домашних животных.

    · Выясните, знает ли ребенок, почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком,

    приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)

    · Вспомните с ребенком названия детенышей домашних

    животных. Предложите ребенку поиграть в игру

    «Кто у кого?»: Взрослый называет любое домашнее

    животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

    · Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные:

    Кошка- мяукает свинья – хрюкает

    Собака –лает овца- блеет

    · Предложите ребенку отгадать загадки о домашних

    · Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных.

    (Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая;

    лошадь- сильная, быстрая, выносливая, грациозная и т. д)

    · Об одном из животных ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

    – Как называется животное?

    – Какого оно размера?

    – Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

    – Чем покрыто его тело?

    – Чем оно питается?

    – Как называются его детеныши?

    · Поиграйте с ребенком в игру « Бюро находок»: вы

    бросаете мяч ребенку и называете часть тела животного,

    ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши

    кролика – кроличьи, хвост собаки- собачий и т.д.

    Лексическая тема: «Насекомые».

    • Попросите ребенка назвать одним словом бабочку, муравья, комара, пчелу, жука. (насекомые)
    • Объясните ребенку, что насекомые так называются потому,

    что у них на брюшке есть насечки, отсюда и такое название: насекомые.

    • Предложите описать одного из насекомых по вашему

    Это насекомое – пчела. У пчелы есть тело, голова, лапки, нежные тонкие крылья усики, она полосатая. Пчела очень

    трудолюбивое насекомое. Она собирает пыльцу с цветов и

    • Организуйте с ребенком игру «Один – много»
    • Организуйте с ребенком игру «Назови ласково»

    Лексическая тема: «Грибы, ягоды».

    Выясните, помнит ли ваш ребенок названия грибов и ягод.

    Предложите ребенку поиграть в интересную игру: вы будите бросать друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот,

    кто назовет гриб последним. Так же можно поиграть, называя ягоды.

    Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать

    из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники (земляничное), желе из малины (малиновое), джем из черники (черничный), повидло из брусники (брусничное),

    компот из ежевики (ежевичный).

    Помогите ребенку составить рассказы- описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.

    – Как называется гриб?

    – Он съедобный или несъедобный?

    – Как выглядит ножка гриба?

    – Какая у него шляпка?

    – Что можно из него приготовить?

    – Как называется ягода?

    – Какая она на вид, на вкус, по запаху?

    – Что из нее готовят?

    Лексическая тема: «Домашние животные».

    Предложите ребенку вспомнить и назвать домашних животных

    Предложите ребенку назвать части тела домашних животных.

    (рога, копыта, пятачок)

    Выясните, знает ли ребенок как называются жилища домашних животных: овцы живут в овчарне, лошади- в конюшне,

    кролики-в крольчатнике, свиньи – в свинарнике, куры- в курятнике, коровы- в коровнике.

    Организуйте с ребенком игру «Бюро находок» предложите

    ребенку ответить на ваши вопросы:

    – Чей это хвост? (бараний, овечий, собачий)

    – Чья это голова? (баранья, овечья, собачья)

    Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных:

    Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает.

    Поупражняйте в толковании пословиц и поговорок:

    Гусь свинье не товарищ.

    Дареному коню в зубы не смотрят.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    Для родителей

    Консультации для родителей

    Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

    Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
    Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
    Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
    Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
    Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

    Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

    Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
    Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

    Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
    Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
    Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

    Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
    Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
    Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
    Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

    Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
    Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
    Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

    Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
    Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
    Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

    Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
    При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

    Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
    Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

    Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

    Характеристика речевого развития

    • Уровень развития речи детей в 2 года
    • Уровень развития речи детей в 3 года
    • Уровень развития речи детей в 4 года
    • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
    • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

    Памятки для родителей

    • Полезные советы для неравнодушных родителей
    • Требования к речи первоклассников
    • Комплексы артикуляционной гимнастики
    • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
    • Обогащаем словарный запас
    • Рекомендации логопеда на летний период
    • Правила занятий с ребенком дома

    Вопросы-ответы

    • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

    Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

    Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Рекомендации по изучению лексических тем для родителей в первой младшей группе.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

    Тема: «Грибы. Ягоды.»

    1.Покажите ребёнку на картинках разные грибы (белый гриб, лисичка, мухомор, подберезовик, подосиновик), ягоды (земляника, малина, смородина, рябина, арбуз, виноград)

    2.Побеседуйте с детьми о грибах: съедобных, несъедобных. Почему их так называют?

    3.Какие части есть у гриба? (Шляпка, ножка)

    4.Где растут грибы? (В лесу на поляне, в траве, под деревьями).

    5. Как называется человек, собирающий грибы? (грибник) Во что он собирает грибы? (корзинка, лукошко ) Для чего люди собирают грибы и ягоды? Что из них можно приготовить?

    6.Сравните мухомор и белый гриб. Что у них разное? Чем они похожи?

    7.Игра «Один-много»(один гриб – много грибов, и т.д.).

    8.Игра «Назови ласково»(малина-малинка и т.д.)

    Примерный образец беседы и рассказа.

    РАССКАЗ О ГРИБЕ
    — Как называется этот гриб?
    — Он съедобный или несъедобный?
    — Как выглядит ножка гриба?
    — Какая у него шляпка?
    — Что можно из него приготовить?
    РАССКАЗ О ЯГОДЕ
    — Как называется ягода?
    — Где она растет?
    — Какая она на вид, на вкус, по запаху?
    — Что из нее готовят?
    • Это подосиновик, съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или сварить суп, его можно мариновать.
    • Это малина. Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, компот, джем.

    Тема недели: Осень

    Родителям рекомендуется:

    1.Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь, пролетают первые снежинки, тонкий лед на лужах). Сравнить погоду летом и осенью.

    Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений ( завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

    Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?

    Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

    Рассказать о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

    Рассказать о труде людей на полях осенью.

    2. Задайте детям вопросы.

    -Какое сейчас время года?

    – Что происходит с листьями?

    – Что делают люди осенью в садах и на огородах?

    – Куда улетают перелетные птицы?

    3. Упражнения на развитие речи:

    Упражнение “Подбирай, называй, запоминай”

    Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.

    Солнце осенью (какое?) – . Ветер осенью (какой?) – .

    Дождь осенью (какой?) – . Листья осенью (какие?) – .

    Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

    Осенью дождь (что делает?) – . Осенью солнце (что делает?) – .

    Осенью птицы (что делаю?) – .

    Упражнение “Назови ласково”

    Туча – тучка. Солнце – . Дождь – . Ветер – .

    Одежда, головные уборы, обувь.

    Родителям рекомендуется:

    1.Внимательно рассмотреть и назвать различную одежду, головные уборы и обувь.

    Рассмотреть и назвать детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, поля; подошва, каблук, голенище, носик, пятка, язычок, молния, шнурок)

    2. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе.

    3. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду. Познакомьте ребенка с их названиями.

    4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего – какой?».

    Блузка из шелка – шелковая, свитер из шерсти – …, шуба из меха – …, сапоги из резины – …, ботинки из кожи – …, и т.п.

    Подобрать как можно больше предметов одежды, обуви и головных уборов к местоимениям:

    моя – шапка, куртка, …

    Подобрать как можно больше признаков:

    куртка (какая?) – красная, теплая, непромокаемая, и т.д.

    шапка (какая?) – … , брюки (какие?) – … , свитер (какой?) – … и т.д.

    5. Какая бывает одежда?

    По принадлежности – мужская, женская, детская

    По сезонам – зимняя, летняя, осенняя.

    По назначению – домашняя, спортивная.Привести примеры всех типов одежды.

    6. Рассмотреть и назвать различные застежки на одежде и обуви (пуговицы, молния, липучки, кнопки, крючки, шнурки).

    7. Показать ребенку – как правильно ухаживать за одеждой, головными уборами, обувью (протирать, сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики)

    Лексическая тема: «Мебель».

    · Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.

    · Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, дверцы и т. д.

    · Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.

    Предложите ребенку поиграть в игру с мячом

    « Для чего нужна эта мебель?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из

    ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна и возвращает мяч вам.

    · Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.

    Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых сделана мебель.

    Можно организовать игру « Из чего какая?»

    Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:

    Например: шкаф из дерева – деревянный

    Стол из стекла – стеклянный

    Рекомендации родителям по теме: «Посуда».

    · Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.

    · Предложите ребенку назвать детали посуды. Например, у чайника: дно, ручка, крышка, носик.

    Почаще употребляйте слово «посуда» как обобщающее понятие. Говорите, например : «Сейчас будем мыть посуду: тарелки, ложки, сковородку…»

    · Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых сделана посуда.

    -Можно организовать игру « Из чего, какая?»

    Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:

    Например: стакан из стекла – стеклянный

    Чашка из фарфора – фарфоровая

    Тарелка из пластмассы – пластмассовая

    · Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один – много»

    Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:

    Чашка – много чашек

    Тарелка – много тарелок и т. п.

    5. · Помогите ребенку составитьрассказ-описание о любой посуде по плану:

    Что это?Какая это посуда?Какого цвета, формы эта посуда?Для чего нужна эта посуда?

    Спросите, какую посуду ребёнок видит на картинке.

    Рекомендации родителям по теме: «Продукты питания».

    Посетите универсам вместе с ребенком и познакомьте его с названиями различных продуктов, отделов продуктового магазина (молочный, мясной, овощной, рыбный).

    Познакомьте ребенка с названиями некоторых первых, вторых и третьих блюд.

    Покажите дома на кухне, из каких продуктов состоят приготовленные Вами блюда.

    Упражнение «Скажи наоборот»:

    Молоко жидкое, а сметана – ……

    Творог мягкий, а сыр – ….

    Хлеб горячий, а мороженое – … .

    Составитьрассказ-описание об одном из продуктов питания.

    Какой вид продуктов питания?

    Цвет, консистенция, форма.

    Какие блюда можно приготовить из этого продукта?

    Где, в чем хранится?

    Какую пользу приносит человеку?

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ТЕМЕ:

    «Я ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ»

    1.Научить ребёнка называть части своего тела: голова, волосы, брови, ресницы, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щёки, ухо, виски, подбородок, лоб, затылок, шея, плечи, грудь, живот, спина, туловище, рука, нога, ладонь, кисть, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. Показывать части тела и спрашивать: – Что это?

    2. Учить ребёнка употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои» Поиграть в игру «Не ошибись» – Про какую части тела молено сказать «моя»? – Моя голова, моя нога. – Про какую часть тела можно сказать «мой»? – Мой нос, мой лоб. – Про какие части тела можно сказать «мои»? – Мои волосы, мои щёки.

    3. Выучить стихотворение:

    Кран, откройся, Мойтесь, уши, Мойся,

    Нос, умойся! Мойся, шея! Намывайся!

    Мойтесь сразу, Шея, мойся Грязь с меня

    Оба глаза. Хорошенько! Смывайся!

    4. Почитайте ребенку «Мойдодыр», «Федорино горе», К.Чуковского, «Девочка чумазая» А, Барто. Побеседуйте на тему «Почему нужно соблюдать чистоту».

    5. Загадки по теме:

    Могу я в ней на дно нырнуть,
    Но не могу я утонуть,
    А если станет глубоко
    Открою пробку я легко. (Ванна)

    Дождик теплый и густой:
    Этот дождик не простой,
    Он без туч, без облаков,
    Целый день идти готов. (Душ)

    Гладко, душисто, моет чисто! (Мыло)

    Хожу, брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам,
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и мышей. (Расчёска)

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ»

    Родителям рекомендуется:

    Повторить имя каждого члена семьи, фамилию, на доступном уровне рассказать о своей профессии и месте работы.

    Рассказать, из кого состоит семья.

    Закрепить знание родственных связей:

    – кто ты для папы и мамы?

    – для сестры или брата?

    – для бабушки и дедушки?

    (Спрашивать: -Ты чья дочка? В итоге беседы желательно, чтобы ребёнок говорил фразы типа «Я мамина и папина дочка»)

    Упражнения на развитие речи:

    Упражнение«Подбери признак»

    Мама (какая?) – . бабушка (какая?) – . дедушка (какой?) – . папа (какой?) – . .

    Упражнение«Чей, чья, чье, чьи?»

    Шарф (чей?) – мамин, папин, . . Шапка (чья?) – тетина, дядина . . Пальто (чье?) – бабушкино, дедушкино . . Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины . .

    Упражнение«У кого?»

    У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? И т. п.

    Тема: «Зима. Зимние забавы»

    Научить ребёнка отвечать на вопросы: – Какое сейчас время года? -До зимы что было? – – После зимы что будет?

    Рассказывать о зиме:Как зимой светит солнце? – Как дует ветер? Что идёт зимой? – Что происходит зимой с реками? – Как одеваются зимой люди? Что делают зимой звери? Кто зимой спит? (медведь,еж). Где они спят? (в берлоге,в норке) Чем занимаются зимой дети?

    Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего зимой много?» Добиваться ответа фразой. Один сугроб, зимой много (чего?) – Зимой много сугробов. Много: горок, лыжников,снеговиков.

    4.В качестве экскурсии сходите с ребенком на зимний стадион, где обратите его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

    5.Составить рассказ (из личного опыта) на тему: «Как я гулял зимой».

    Тема недели: Новый год.

    Родителям рекомендуется:

    Рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит.

    Рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету.

    Посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города или района

    Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

    Упражнение «Один – много»

    В коробке один шар, а на елке много шаров. В коробке звезда, а на елке много звезд. И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

    Упражнение «Назови ласково»

    Шар – шарик, шарики. Звезда – звездочка, звездочки. Бусина – бусинка, бусинки. Фонарь – фонарик, фонарики. И т.д.

    Упражнение на образование прилагательных

    Предложить ребенку ответить на вопросы:

    Игрушки для украшения елки – какие? – . (елочные)

    Шары из стекла – какие? – . (стеклянные)

    Флажки из бумаги – какие? – .

    Зайцы из пластмассы – какие? – .

    Флажки разных цветов – какие? – .

    Упражнение «Узнай словечко» (на активизацию словаря)

    Белый, пушистый, искрящийся . (снег) Колючая, мохнатая, зеленая . (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное . (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная . (сосулька) Уходящий, старый, новый . (год).

    Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».

    Ссылка на основную публикацию