Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

Занятие по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОНР

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор: учитель-логопед Бойченко Наталья Владимировна

Образовательное учреждение: МБ ДОУ «Детский сад № 172» г. Новокузнецка Кемеровской области

Предмет: обучение грамоте

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Время реализации занятия: 30 минут

Тема занятия: Предлог к

Тип занятия: усвоение новых знаний

Вид занятия: мультимедиа-занятие

Цель занятия: создать условия для формирования представления о пространственном значении предлога к, навыков составления, анализа, синтеза, печатания предложений с данным предлогом .

Задачи занятия:

  • закреплять навык составления предложений с предлогами по сюжетным картинкам, опорным словам;
  • познакомить со значением предлога к, его схематическим обозначением;
  • упражнять в составлении предложений с предлогом к по графическим схемам, демонстрации действий, сюжетной картинке;
  • закреплять умение определять количество и последовательность слов в предложении;
  • совершенствовать навыки чтения и написания предложений.
  • развивать мыслительные операции анализа и синтеза, мелкую моторику, конструктивный праксис.
  • формировать навыки совместной деятельности, умение работать в группе;
  • воспитывать стремление к взаимопомощи.

Предпосылки УУД:

  • ​​​​​​​познавательные: владение предметными знаниями, умение применять правила и пользоваться инструкциями ;
  • регулятивные: умение действовать по образцу, умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, готовность к преодолению трудностей, умение адекватно понимать оценку педагога;
  • личностные: умение давать оценку своей деятельности, умение прийти на помощь другу;
  • коммуникативные: способность речевого отображения (описания, объяснения) ребёнком содержания совершаемых действий, умение договариваться, умение организовывать совместную деятельность в подгруппе.

Основные понятия занятия: предлог, слово, предложение

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, игровые, практические

Технологии : ИКТ, игровые, здоровьесберегающие

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Авторский медиапродукт:

  1. программа для создания презентаций Microsoft Power Point 2007;
  2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала;
  3. структура медиапродукта: схема взаимосвязи слайдов последовательная, переходы осуществляются по щелчку.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем-логопедом необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  2. интенсификация коррекционно-образовательного процесса.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, карточки со словами, тетради, карандаши, магнитная разрезная картинка с изображением домика Кроша, беспроводные мышки, фигурки Смешариков.

Карта занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент (1 мин.)

создание благоприятного психологического настроя на занятие.

– Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Смешариков. ​​​​​​​

Занимают свои места.

2. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

подготовка к усвоению нового материала;

повторение ранее изученных предлогов;

закрепление навыка составления предложений по опорным словам, сюжетным картинкам;

закрепление умения вставлять в предложение пропущенный предлог.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Изумрудный город».

Программное содержание:
• Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.
• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.
• Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный слоги.
• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
• Закреплять умение составлять предложение с заданным словом.
• Развивать мелкую моторику руки.
• Развивать логическое мышление, речь.
• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.
• Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: чтение книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города», дидактические игры по развитию речи.

Материал:
• Макет «Болото»;
• Предметные картинки на мягкий и твердый согласные звуки;
• Конверт с письмом;
• Запись «Песенки Элли» для физминутки;
• Карточки с «заколдованными» буквами;
• Маркер;
• Пеналы, звуковые дорожки для звукового анализа слова;
• Наборы для записи схемы предложения;
• Рисунок «замкА» и «зАмка»,
• Указка;
• Тетради и карандаши для штриховки.

Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и зачем сейчас узнаем. Ребята, посмотрите, что это там за окном? (обращаю внимание на воздушный шарик за окном)

Вос-ль: Давайте посмотрим, от кого же это послание.
(читает письмо)

«Ребята, злая волшебница Бастинда похитила у жителей Изумрудного города все звуки. Теперь они не могут говорить. Помогите нам пожалуйста вернуть их!!»
Вос-ль: Ну что, ребята, поможем?
Дети: Конечно поможем.
Вос-ль: Тогда отправляемся в путь.

Вос-ль: Вот мы с вами в лесу, на лесной поляне.
Где шелестят листья ш-ш-ш-ш
Ползают змеи с-с-с-с
Рычат саблезубые тигры р-р-р-р

Вос-ль: Ребята, что мы сейчас с вами произнесли?
Дети: Звуки
Вос-ль: Что такое звук?
Дети: Это то что мы произносим и слышим.
Вос-ль: А на какие две группы делятся звуки?
Дети: Гласные и согласные звуки.
Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные наоборот.
Вос-ль: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Твердыми и мягкими.

Игровое задание «Пройди по болоту»
Вос-ль: Перед нами болото. По болоту идти далеко, по болоту идти не легко. Чтобы пройти по нему, надо правильно определить твердые и мягкие звуки, с которых начинаются слова на карточках и соотнести их с «кочками» на болоте. Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согланый звук.
Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.
Вос-ль: Ребята, в Изумрудной стране жители очень любят всё, что может быть зеленого цвета. Попробуйте отгадать загадки, а отгаданное слово разделить на слоги.

Звучит музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»
Выполняется физминутка под фонограмму.

Зелёные загадки:
• Он зелёный у цветов
Встретить солнышко готов
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный , тонкий …….(лист)
• Жидкость из аптечной банки
Нам немножко щиплет ранки.
Маме, папе и ребенку
Лечит ссадины….. (зеленка)
• На зелёной на опушке
Две зеленые лягушки
Громко квакали: «Ква-ква!
«Зелена вокруг трава!»
Эти громкие квакушки
Земноводные….(лягушки) .

Вос-ль: Ребята, Гингема заколдовала не только звуки, но и буквы, которые их обозначают. А чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет.
Вос-ль: Давайте расколдуем буквы.

Дети называют буквы называют букву, дописывают её.

Вос-ль: Вот мы около стен Изумрудного замка. Но где же он? Мы видим только «ЗАМОК»
Давайте попробуем разобраться в чем дело? А с начала сделаем звуковой анализ слова «ЗАМОК». Может тогда всё станет ясно.

Проводится звуковой анализ слова «ЗАМОК»

З – первый звук в слове «замок» согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой;
А- второй звук в слове «замок» гласный, обозначается красной фишкой;
М- третий звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;
О- четвёртый звук в слове «замок» гласный, обозначаем красной фишкой;
К- пятый звук в слове согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.
Вос-ль: сколько звуков в слове «ЗАМОК»? (пят звуков)
Сколько слогов в слове? ( два слога)
Почему? ( потому, что в слове два гласных звука)
Какой слог в слове ударный? ( Ударный второй слог)
Ребята, так как же нам превратить «ЗАМООООК» в «ЗААААМОК»?
Дети: Нужно перенести ударение на первый слог в слове.

Меняю картинку с замкОм на картинку с зАмка.

Вос-ль: Ребята, давайте составим предложение со словом « зАмок» и запишем его схемой.

Пальчиковая гимнастика:
Сцепить пальцы в «замок», произнести
На двери весит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали
Не расцепляя пальцев, постучать ладонями
Покрутили, покрутили
Покрутить сцепленными пальцами
Потянули, потянули
И открыли!
Расцепить пальцы, развести руки в стороны.

Вос-ль: А теперь давайте наш зАмок заштрихуем.

Звучит мелодичное звучание колокольчиков.
Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие к Изумрудному городу. Мы вернули её жителям звуки. Теперь они снова могут слышать и произносить их.

Выходит ребенок и выносит шкатулку с зелеными камешками – «изумрудами»

Вос-ль: Это подарок вам от благодарных жителей Изумрудного города

Конспект занятия для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте «Букво-звукознайки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

– Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.

– Упражнять в дифференциации изученных звуков.

– Упражнять в звуковом анализе слова.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

– Обогащать словарный запас.

– Развивать внимание, память, воображение.

– Развивать фонематический слух.

– Развивать связную речь.

– Развивать самостоятельность, инициативу.

– Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

– Воспитывать любознательность и творческую активность.

– Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словестный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, 3 разноцветных домика (красный, синий и зеленый) из картона, смайлики, светофорчики для буквенного анализа, смайлики (веселый, задумчивый, грустный), колокольчик.

1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

(Дети садятся за парты.)

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»

Дети: Наше занятие называется подготовка к обучению грамоте.

Воспитатель: Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Дети: Здесь живут буквы.

Воспитатель: Ребята, как называется набор из множества букв?

Дети: Алфавит

Воспитатель: А что такое буква?

Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?

Дети: Здесь живут звуки.

Воспитатель: Что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

Дети: А, О, И, У, Ы, Э.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)

Какие вы молодцы, все очень внимательные!

Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.

Дети: К, М, Н, П, Т, ….

Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).

Воспитатель: Спасибо! Садимся за парты.

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель: В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?

Дети: В красном доме живут гласные звуки.

Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?

Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.

Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?

Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Молодцы, отличные знания!

Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»

Дети: Слова состоят из слогов.

Воспитатель: Как мы можем определить количество слогов в слове?

Читайте также:  Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.

Воспитатель: Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:

ПАР-ТА, ЛИ-НЕ-Й-КА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ.

(Дети разбирают слова на слоги.)

Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем Физминутку: Теперь немного отдохнем,

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

Пишем ею мы в тетрадку

Буквы по порядку,

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто… (ручка).

Дети: Ручка.

Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.

(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух.)

Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

Дети: 5 букв и 5 звуков.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.

(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»

Дети: Звук [Р].

Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?

Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

Дети: Звук [У].

Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?

Дети: Звук [У] – гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

Воспитатель: какой третий звук в этом слове?

Дети: Звук [Ч].

Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?

Дети: Нужна фишка зеленого цвета.

Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?

Дети: Звук [К].

Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?

Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?

Дети: Это звук [А].

Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [А]– гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?

Дети: Фишка красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

Дети: цветом и настроением.

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если. вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.

Вот звенит колокольчик и напоминает, что наше путешествие закончилось. Пора прощаться. До свидания!

Интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР (3 ур.)

Назарова Т.Н., воспитатель Д/С №53 г.Тамбов

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Образовательная область: «Коммуникация»

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  • Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
  • Учить составлять предложение.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

– Ребята, какое сейчас время года? (осень)

– Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

– Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон – звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

– Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

– Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

– Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

– Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

– Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

– Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

– Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

– Что нам помогло узнать звуковичков?

– Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

– Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

– Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

– Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

– Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

– Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

– Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

– Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

– Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

– А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

– А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

– Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

– Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

– Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

– Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

– А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

– Правильно! Это листопад.

– Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

– С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим – [э], . [и], . [ы] .

– На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

– Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

– Докажите! Что нужно сделать?

– Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

– Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

– Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

– Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

– Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

– Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

– Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

– Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

– Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

– Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

– Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

– Правильно! Это слово АУ.

– Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

– Никто не откликается.

– В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

– Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

– Сколько слогов в слове АУ? (2)

– Из скольких звуков состоит это слово?

– Какой первый звук?

– Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

– Какой второй звук в слове АУ?

– Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

– Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

– А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

– Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

– Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

– Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

– Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

– Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

– Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Читайте также:  Весенняя одежда - конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР

– Кто это? (Маша, Медведь)

– А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У И .

А У .

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

– Предложение – это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

– Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

– Какие звуки мы вспомнили?

– Какие это звуки? Почему?

– С каким новым словом познакомились?

– Чем звуки обозначаются на письме?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [ф] и [ф`], знакомство с буквой Ф.

Содержимое разработки

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф».

Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [ф] и [ф`], знакомство с буквой Ф.

Задачи занятия:

Коррекционные:

вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ф] и [ф`];

закрепить навык различения звуков [ф] и [ф`];

развивать фонематический слух;

развивать навыки фонематического анализа;

упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных);

упражнять в употреблении предлогов в, на.;

развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);

развивать общую моторику.

познакомить с буквой Ф;

закрепить знания о звуках [ф] и [ф`].

Воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование карточка с буквой Ф; индивидуальные карточки для игры «Светофор» (зеленые и синие); карточки со словами для игры «Измени слово»; картинки с изображением Буратино с золотым ключиком, филина; фотоаппарат; флажок.

1. Организационный момент.

3. Артикуляция звуков.

4. Характеристика звуков.

5. Речевая зарядка.

6. Дидактическая игра «Светофор».

7. Дидактическая игра «Измени слово».

10. Дидактическая игра «Путаница».

11. Работа в тетрадях.

12. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1 Организационный момент.

Логопед просит детей взять

пеналы и сесть на свои места.

– Ребята, сначала внимательно послушайте маленькое стихотворение.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

– Какой звук чаще других слышится в стихотворении?

– Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Дети берут пеналы и садятся за парты.

Дети внимательно слушают стихотворение.

[ ф ] .

[ ф ] , [ ф `] .

2 Основная часть.

1. Показ буквы.

– Молодцы. А теперь посмотрите,

пожалуйста, на карточку.

Логопед показывает карточку с буквой Ф.

– Какая буква здесь написана?

– А давайте подумаем, на что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки,

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Логопед показывает детям картинку с

Изображением Буратино с золотым ключиком,

напоминающим букву Ф.

2. Артикуляция звуков.

– А давайте мы с вами вспомним, как верно нужно произносить звуки [ф] и [ф`]. Сначала скажем все вместе [ ф-ф-ф ] . Говорим правильно. Нижняя губка у нас прижата к верхним зубам. Верхние зубки видны. Воздух у нас проходит через щель между верхними зубами и нижней губой. А теперь попробуйте правильно сказать. Все вместе.

– Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее – то же со звуком [ф`].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

3. Характеристика звуков.

– А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ф] и [ф`]. Назовите мне первый звук в слове флажок.

– Правильно, а звук [ф] – он какой?

– Почему он согласный?

– А почему глухой?

– Молодцы. А назовите мне первый звук в слове филин.

– Хорошо. Чем похожи звуки [ф] и [ф`]?

– Да, а чем они отличаются?

4. Речевая зарядка.

– Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

Фа-фу-фи-фе.

– Сфа-сфо-сфу-сфы.

– Иф-лиф-лифт.

– Аф-уф-иф-еф.

– Пфа-пфо-пфу-пфи.

– Аф-фа-фла-флаг.

– У Фани фуфайка, у Феди туфли.

5. Дидактическая игра «Светофор».

– Хорошо. А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.

– Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?

– Правильно. А зеленым?

– Хорошо. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [ф], а зеленую – если [ф`]. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание?

Федя, фабрика, книга, шофер, фикус, светофор, ферма, дверь, фокус, дым, филин, факел, телефон, фен, ведро, фартук, футбол, финиш.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

– Молодцы. Ребята, а теперь я буду вам показывать карточки со словами, а вы должны будете заменить в этом слове первый звук на звук [ф]. Всем понятно задание?

– Тогда посмотрите на карточку. Какое слово здесь написано?

– Хорошо. А если мы заменим первый звук на звук [ф], то какое слово получим?

плот, бантик, норма, марш, вены, вата.

– Правильно. А теперь я загадаю вам загадки, а вы отгадайте. Давайте попробуем?

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок –

Красный маленький …

– Правильно, угадали.

Логопед показывает детям флажок.

– Какой первый звук в этом слове?

– Молодцы, а если у нас не один флажок, а их несколько, то это уже..

– Правильно. Следующая загадка.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Логопед показывает детям картинку с изображением филина.

– А в слове филин какой первый звук?

– А если несколько филинов, то как мы скажем?

– Правильно. И последняя загадка.

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

Логопед показывает детям фотоаппарат.

– Молодцы. А какой первый звук в этом слове?

– А если у нас не один фотоаппарат, а их несколько, то это…

Дети рассматривают букву.

Ф.

Дети внимательно рассматривают картинку.

Дети внимательно слушают логопеда.

Дети произносят [ф-ф-ф] сначала вместе, а затем по очереди.

Дети произносят [ф`-ф`-ф`] сначала вместе, а затем по очереди.

[ ф ] .

– Согласный, твердый, глухой.

– Потому что не поётся, воздух при произношении встречает преграду.

– Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

– [ф`].

– Они согласные, глухие.

– [ф] – твердый, а [ф`]- мягкий.

Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют цепочки слогов и предложение.

Дети берут карточки в руки.

Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков [ф] и [ф`] карточки не поднимают.

Дети смотрят на карточку.

Дети выполняют задание.

Дети внимательно слушают загадку.

[ ф ] .

[ ф `] .

– Фотоаппарат.

[ ф ] .

– Фотоаппараты.

– Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Хлопаем в ладошки —

Пусть попляшут ножки. Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся,

А когда скажу «Вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения.

Дети хлопают в ладоши;

ставят две ножки рядом, затем – на расстоянии;

«скрещивают» ноги, садятся;

прыгают в одну сторону, в другую;

4 Основная часть (продолжение).

1. Дидактическая игра «Путаница».

– Молодцы, ребята, присаживайтесь.

– А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Путаница». Я буду вам называть слова, а вы должны составить предложение. Понятно задание?

– Тогда слушаем: дельфин, море, плавать, в.

Фикус, окно, стоять, на. Кофейник кофе варить в. Фрося купить ароматный вафли. Футбол ребята играть в. Фабрика, на, мама, работать. Мама конфеты любить. Фея, сказка, жить, в. Федя фильм сниматься. Лес, филин, спать, в.

2. Работа в тетрадях.

Логопед раздает рабочие тетради.

– Хорошо. А теперь откройте ваши тетради и напишите букву Ф, слоги и слова с ней по образцу (Ф, ф, Фа, Фи, Фен, Граф). Пишем до конца строчки, не забываем ставить точку.

Логопед при необходимости оказывает помощь.

– Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.

Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».

– А теперь все присаживайтесь.

– Дельфин плавает в море.

Дети составляют предложения.

Дети открывают тетради и пишут до конца строчки по образцу.

Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду.

5. подведение итогов занятия.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Что вам понравилось на занятии?

– Как вы поработали сегодня?

– Молодцы, я довольна вашей работой сегодня. Занятие окончено.

[ ф ] , [ ф `] .

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Приключения зайчат: конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9)

Петрова Валентина Рэмовна
Калинина Светлана Всеволодовна
Чернышкова Анна Григорьевна

Учитель-логопед, МДОБУ “ДСКВ № 6”, г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ “ДСКВ № 6”, г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ “ДСКВ № 6”, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Петрова В.Р., Калинина С.В., Чернышкова А.Г. Приключения зайчат: конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9) // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 07.01.2021).

Коррекционно-образовательные цели:

  • активизировать словарь по лексической теме «Лесные звери»;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • формировать навыки составления короткого «рассказа – синквейна»;
  • закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ.

Коррекционно-развивающие цели:

  • закреплять представление о диких животных;
  • развивать связную речь;
  • закреплять умения дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: декорации зимнего леса, маски лесных животных, картинки с изображениями следов диких зверей, предметные картинки для проведения слогового анализа и дифференциации звуков С, СЬ; слоговые домики, мишура синего и зеленого цвета, «снежные комочки»

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно- эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

Предварительная работа:

  • Обучение детей составлению синквейнов
  • Знакомство детей с особенностями жизни лесных животных

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сначала сядут девочки, имена которых начинаются:

– с мягкого согласного звука (Вика, Вероника…)

– с твердого согласного звука (Настя…)

– А сейчас сядут мальчики, имена которых начинаются:

– с твердого согласного звука (Савелий, Саша…)

– с мягкого согласного звука (Георгий…)

Сядут дети, у которых имена начинаются с гласных звуков (Илюша…)

2. Сюрпризный момент

Слышится шум, топот. Появляются 2 зайчика.

Логопед:

– Здравствуйте, зайчата! Что вы тут делаете?

Зайчата:

– Здравствуйте, ребята! За нами кто- то гнался: такой страшный, зубастый!

Логопед:

– Ребята, как вы думаете, кто это был?

Дети:

– Мы думаем, что это был волк.

Логопед:

– Зайчата, а как вас зовут?

Читайте также:  Опыт применения личностно-ориентированных технологий учителем-логопедом

Зайчата:

Логопед:

– Дети, как мы можем помочь зайчишкам?

Дети:

Давайте проводим их домой, в лес.

Логопед:

-Закроем ладошками глаза, скажем волшебные слова и окажемся в волшебном лесу.

Звучит музыка А. Шнитке из музыкальной сказки «Сказка странствий» А. Митты. Логопед произносит «волшебное заклинание»:

«Вправо, влево повернись и в лесу ты очутись…»

Логопед:

Какой пушистый чистый снег,

Кусты одеты в белый мех,

Они стоят несмелые

Как медвежата белые.

3. Игра «Чьи следы, хвост, морда?»

Логопед:

– Ребята, посмотрите чьи-то следы! Как же мы узнаем чьи они?

Дети:

– Мы пойдем по следам и увидим кто их оставляет.

Идут по следам и находят спрятанного медведя.

Логопед:

Дети:

Логопед:

– А чья морда спряталась? -медвежья.

Логопед:

– Чей хвост? -медвежий

– А что делает медведь зимой? -медведь спит в берлоге.

4. Игра «Снежные домики»

Логопед:

– Ребята, найдем каждому животному свой домик. Сколько слогов в названии животного, столько снежинок на домике. Дети берут картинку, считают количество слогов и размещают в соответствующий домик.

Дети:

– Лось живёт в домике с одной снежинкой, потому что в слове «лось» один слог;

– Белка живёт в домике с двумя снежинками, потому что в слове «белка» два слога;

5. Игра с мишурой

Дети идут по следам и находят лисичку.

Логопед:

– Ребята, чьи следы? (лисьи). Лиса любит наряжаться и оставила здесь в мешочке что-то блестящее. Что это?

Дети:

Логопед:

– Скоро Новый год! Давайте поиграем с лисичкой.

Дети становятся в круг. Логопед раздает мишуру синего и зеленого цвета. Лисичка «поёт» слоги. На слоги с твердым согласным, дети поднимают мишуру синего цвета, с мягким согласным звуком –зеленого цвета.

6. Игра «Снежные комочки»

Дети идут по следам и находят белку.

Логопед:

– Чьи следы? – беличьи.

– Столько снега в лесу! Поиграем в снежки! Я бросаю «снежный комочек» и пою вам песенки-слоги с твердыми согласными. Вы возвращаете мне комочек и поете слоги с мягкими согласными (МА – МЯ, ТА – ТЯ, НУ – НЮ…)

Дети имитируют игру – «бросают снежки»

7. Игра «Подарки для зайчат»

Логопед:

– Давайте поиграем со Степашкой и Семой. Подарим им картинки. Только Сёма любит, чтобы в названиях картинок был мягкий звук СЬ, а Степашка- твердый звук С.

Дети:

– Я подарю картинку Степашке, потому что в слове «самокат» звук С-твердый.

– Я подарю картинку Сёме, потому что в слове «апельсин» звук СЬ-мягкий.

8. Динамическая пауза. Речь с движением

Скок –поскок, скок –поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках: скок, скок, скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

9. Игра «Придумай короткий рассказ» (составление синквейна)

Дети идут по следам и находят волка.

Логопед:

– Чьи следы? – волчьи.

Дети, давайте, чтобы волк не обижал наших зайчат, придумаем про него стишок-пятистрок.

Дети составляют совместно с логопедом синквейн про волка:

3. Охотится, преследует, воет.

4. Волк живет в логове.

Волк:

– Как красиво и правильно! Мне очень понравилось это необычное стихотворение. Спасибо, ребята! Я больше не буду обижать зайчат!

9. Заключение

Логопед:

– Пора прощаться со зверятками и возвращаться в свою группу.

Звучит музыка А. Шнитке из музыкальной сказки «Сказка странствий» А. Митты. Логопед произносит «волшебное заклинание»:

«Вправо, влево повернись и в группе вновь ты очутись…»

Логопед:

– Дети, вам понравилось это путешествие?

– В какие игры вы бы хотели еще раз поиграть?

– Что мы придумали про волка?

– Предлагаю вам вечером раскрасить картинки с изображениями диких животных и придумать про них рассказы.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-н/Д., 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками // Логопед 2005. №5. 2005.
  3. Каропова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5 – 6 лет, 6 – 7 лет. СПб; Москва, 2013.
  4. Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками: для детей 5 – 6 лет. М.: АСТ МОСКВА, 2016.
  5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  6. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски: 1, 2, 3, 4. СПб.: Детство Пресс, 2014.
  7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Часть 1, 2. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  8. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  9. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации звуков: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ (в рассказах). СПб.: Детство Пресс, 2018.
  10. Скворцова И.В. Развивать речь ребенка. М.: ОЛМА Медиа Групп.
  11. Ткаченко Т.П. Учимся говорить правильно.
  12. Чернова О.О. Азова Е.А. Учим звуки [с] – [с`], [з]- [з`], [ц], [ч], [щ], [ш], [ж], [л] – [л`], [р] – [р`] для детей 5 – 7 лет. М.: Сфера, 2019.

конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе

Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР

“Звуки[ д-д’], буква Дэ”.

Коррекционно – образовательные :

– учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Д, Дь;

– учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать психические процессы: внимание, мышление.

-развивать координацию речи с движением;

-формировать интонационную выразительность речи;

-совершенствовать навык звукового анализа слов;

-развитие различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);

– осуществлять профилактику дисграфии.

Воспитательные

-воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

-развивать коммуникативную компетентность;

-развивать навык работы в группе.

Оборудование: мягкие игрушки «Драконы», письмо – приглашение, воздушные шары, предметные картинки, сигнальные карточки, елочки двух цветов, индивидуальные карточки с заданиями, ручки, ребусы, фасоль.

Предварительная работа

1 . Разучивание пальчиковой игры; игры на координацию речи с движением.

2. Разгадывание ребусов.

Ход занятия.

Логопед встречает и приветствует детей.

Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться:- Доброе утро!- Доброе утро! – солнцу и птицам.- Доброе утро! – улыбчивым лицам.И каждый становится добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.

Логопед. Ребята, сегодня к нам в сад пришли гости. Поздоровайтесь с ними .

А сейчас поздоровайтесь друг с другом, но здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Создание мотивации.

Логопед. Ребята, сегодня я получила письмо ( вскрывает красивый конверт, читает)

Текст письма: Здравствуйте ребята! Мы два веселых дракончика: Дак и Дик! У нас сегодня день рождения, мы приглашаем вас к нам на наш праздник!

Логопед. Вы согласны пойти?

Ответы детей.

Пальчиковая игра “Дом на горе»На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)В дверь стучимся: (кулаками по столу)тук-тук-тук.Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)В гости к другу мы пришлиИ гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

«Появляются герои»

Создание проблемной ситуации

Логопед. Вот мы и пришли в гости на день рождения, а где же наш подарок?

Ответы детей.

Логопед. Ребята не переживайте, вот посмотрите на эти воздушные шарики, (дети обращают внимание на шарики и конверты с заданиями) на каждом из них цифра, как вы думаете, что она обозначает?

Ответы детей.

Логопед. – Правильно, здесь указанно множество различных заданий, выполнив которые, мы найдем подарок! А наши друзья будут внимательно за нами наблюдать! – Вы готовы?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, прежде чем начать выполнять задания, давайте определим, с каких звуков начинаются имена дракончиков?

Ответы детей. [ Д], [д’]

Сообщение новой информации.

Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук “д”. Что делают губки?

Ответы детей. Улыбаются.

Логопед. Что делает рот? Что делает язычок?

Ответы детей. Рот открыт.

Кончик языка стучит по “бугоркам” за верхними зубами.

Логопед. Как выходит воздух при произнесении звука [д]?

Ответы детей. Несвободно. Значит звук [д] согласный.

Логопед. Он звонкий или глухой (прикладывают ладони к горлу и ушам) Твердый или мягкий, произнесите звук (сжимают с силой кулачок – твердый).

Ответы детей. Твердый, звонкий.

Логопед. А есть ли у звука [д] младший братик? Произнесите его, какой он?

Ответы детей. Мягкий согласный звук.

Логопед. Посмотрите, куда спрятался язычок при произнесении звука [д

Ответы детей. За нижние зубки.

Логопед. Итак, ребята, что общего у звуков [д] и [д’]?

Ответы детей.. Они звонкие.

Логопед. А чем они отличаются друг от друга? Вот мы и познакомились со звуками [д] и [д’]. Теперь мы можем выполнить первое задание.

Задание №1.Дифференциация звуков [д – д’] в словах. Игра “Синий – зеленый”.

Логопед раздает детям сигнальные карточки, синего и зеленого цветов, называет слова ( дом, Дина, вода, день, водяной, Дима, посуда, диван, дуб, дикобраз, дельфин, дверь) , в которых есть звук (д, дь) если в слове твердый звук, дети поднимают синюю карточку, если мягкий – зеленую.

Задание № 2. Игра : «Укрась елочку».

Логопед предлагает детям «украсить елочки игрушками» картинки в названии которых звуки д, дь (звезда, девочка, динозавр, дельфин, дракончик, дверь) прикрепить на соответствующую елочку ( синяя, зеленая), ответы детей должны быть полными.

– определить количество слогов в слове;

– определить позицию звука (д), (дь) в слове.

Задание № 3. Знакомство с буквой.

Логопед .

А вот и наша буква (образец буквы на доске )

На письме согласные звуки [д] и [д’] обозначены буквой Дэ.

На что похожа буква?

Ответы детей.

Задание №4. “Сложи букву”.

Логопед. Выложите букву Дэ из фасоли.

Д

Задание № 5. Обвести в кружок букву Дэ из ряда букв.

Выполняет каждый ребенок на индивидуальных карточках.

Логопед организует взаимопроверку правильности выполнения задания в парах.

Задание № 6. Физминутка.

Ребята! Дружно все вставайте, физминутку начинайте!

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Драконы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом.(«метем» метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперед, ладонями вверх)

На пол – мягкую дорожку, (наклон вперед, руками «стелем» дорожку)

Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, потом под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

Задание № 7. Составление описательного рассказа о игрушке (с опорой на схему для рассказывания)

Логопед. Давайте составим рассказ о игрушке, а поможет нам в этом схема.

Задание № 8.Ребусы.

Логопед предлагает ребятам разгадать ребусы.

Задание № 9. Игра: «Составь слово»

Логопед. У вас на столах карточки с картинками. Выделите первый звук в названии картинок и обозначьте его буквой. Прочитайте слова. В каком слове слышится звук (д)? …… (ПОДАРОК)

П О Д А Р О К

Ответы детей.

Логопед . А теперь давайте выполним звуковой анализ этого слова.

Логопед. Молодцы дети, все задания выполнили, постарались, а где же подарок?

Логопед. Ребята, придумайте предложения со словом ПОДАРОК и он уж точно появится!

Ответы детей.

Логопед. -Да вот же он! ( находят «подарок»- красивая коробочка с конфетами).

Итог занятия .

У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Поднимите то, которое соответствует вашему настроению.

– Дайте оценку своей работе на занятии.

Сегодня на занятии мне:

было трудно выполнить…

было легко выполнить…

Логопед благодарит детей за работу на занятии.

Ссылка на основную публикацию