Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения

1. Пояснительная записка

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержанное психическое развитие.

Эти дети не могут и не должны быть изолированы от сверстников. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Главное направление работы дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.

Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер, дети с диагнозом обще недоразвитие речи I II III уровня, усложненным разными типами дизартрий. У них наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей физического и психического развития.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей и психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.

Использование в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья основной комплексной программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой не решает задачи физического воспитания, которые ставят перед собой педагоги коррекционных групп.

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, еще труднее их развить. Нормативы физической подготовленности не учитывают уровень физического развития детей, запас их сил и состояние здоровья. Занятия не решают проблему тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья дошкольников.

Разрабатывая систему физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались данными исследованиями лаборатории Аршавского, изучили работы педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского, взгляды Н.М.Амосова на проблемы воспитания здорового ребенка. Научным ориентиром нашей работы стали теоретические положения о взаимосвязи физического и психического в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензитивных периодов, а также о деятельном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньбев, А.Р.Лурия).

Взяв за основу программы В.Г.Алямовской для часто болеющих детей “Здоровье”, Т.Л.Шахомировой “Расти, здоровым малыш”, которая ориентирована на работу с детьми и родителями по оздоровлению детей.

Разработанная система физкультурной работы в коррекционных группах должна органически входить в жизнь детского сада, и решать задачи физического развития детей с ограниченными возможностями.

Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

В соответствии с этим физкультурные занятия стоятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы, в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Сочетание этих походов невозможно при проведении фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально.

Все занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

– Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

– забота об охране и укреплении здоровья детей;

– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

– воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Средства реализации

  • Проведение утренней стимулирующей гимнастики.
  • Организация коррекционных физкультурных занятий.
  • Введение сюжетных коррекционных занятий в подготовительной к школе группе.
  • Диагностика физического развития детей.
  • 2. Структура программы

    Наименование Программы: Система физкультурной работы в коррекционных группах для детей 5-7 лет.

    Основание для разработки Программы: Отсутствие программ по физической культуре для детей ограниченными возможностями здоровья

    Основные разработчики Программы: Заведующий дошкольного учреждения, инструктор по физическому воспитанию

    Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

    – Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

    – забота об охране и укреплении здоровья детей;

    – формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

    – воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

    Перечень разделов Программы:

    – основные направления Программы и их содержание;

    – основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе;

    – основные задачи и направления физкультурной работы в коррекционных группах;

    – основные направления Программы и их содержание;

    – предполагаемые конечные результаты;

    – приложения:

    • Конспекты утренней стимулирующей гимнастики;
    • Конспекты коррекционных физкультурных занятий;
    • Конспекты сюжетных физкультурных занятий;
    • Комплекс упражнений на дыхание.

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    – Внедрение в практическую деятельность современных форм работы по физическому воспитанию детей

    – Совершенствование комплексного подхода оздоровления дошкольников.

    3. Цели и задачи

    Целью данной Программы является сохранение и укрепление здоровья детей

    При этом решаются задачи:

  • Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах.
  • Забота об охране и укреплении здоровья детей.
  • Формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  • Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  • 4. Основные направления Программы и их содержание

    С целью решения поставленных задач вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, подразделяется на:

    – комплекс утренней стимулирующей гимнастики

    – комплекс коррекционных физкультурных занятий

    – комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики

    – комплекс упражнений на дыхание.

    5. Основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе

    6. Основные задачи физкультурной работы в коррекционных группах.

    Задачи коррекционных занятий по физической культуре:

    • Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
    • Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
    • Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
    • Развивать коммуникативные навыки.
    • Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
    • Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
    • Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

    В ходе экспериментальной деятельности и поиска новых форм работы с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья были, найдены варианты нестандартной организации физкультурной деятельности.

    7. Основные направления Программы и их содержание

    Утренняя стимулирующая гимнастика.

    Разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

    Структура утренней стимулирующей гимнастики:

    • Упражнения на дыхание;
    • Пантомима;
    • Упражнения для кистей рук;
    • Различные виды ходьбы;
    • Оздоровительный бег;
    • Подвижные игры;
    • Релаксация.

    В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.

    Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.

    Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

    Коррекционные физкультурные занятия.

    Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.

    Коррекционное физкультурное занятия проводится два раза в неделю. При проведении второго коррекционного физкультурного занятия коррекционные упражнения меняются, а основные виды повторяются.

    При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

    Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.

    Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.

    Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

    Сетка занятий для детей 5-6 лет

    Виды деятельности

    Количество занятий в неделю

    Время проведения

    ИтогоУтренняя стимулирующая гимнастика55 мин.40 мин.Коррекционные физкультурные занятия220 мин.40 мин.На прогулке120мин.20 мин.

    Сетка занятий для детей 6-7 лет

    Виды деятельности

    Количество занятий в неделю

    Время проведения

    ИтогоУтренняя стимулирующая гимнастика55 мин.40 мин.Коррекционные физкультурные занятия215 мин.30 мин.Сюжетные коррекционные занятия120 мин.20 мин.На прогулке120мин.20 мин.

    В подготовительной группе третье сюжетное коррекционное занятие с элементами корригирующей гимнастики вводится за счет сокращения времени проведения занятий.

    Основное содержание коррекционных физкультурных занятий

    Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.

    Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.

    Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.

    Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.

    Основные виды движений:

    Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.

    Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.

    Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.

    Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.

    Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.

    Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.

    Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

    Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики для детей 6-7 лет.

    Сюжетное физкультурное занятие проводится в подготовительной логопедической группе вводиться в сетку занятий третьем занятием, за счет сокращения времени проведения физкультурных коррекционных занятий.

    Сюжетное физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики состоит из трех частей: вводная часть включает упражнения на построение, различные виды ходьбы и бега; основная часть занятия состоит из общеразвивающих упражнений с предметами и без них.

    Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.

    Подвижная игра заменяется играми-эстафетами.

    Третья заключительная часть включает в себя упражнения на восстановление дыхания и спокойные виды ходьбы.

    Тема сюжетного занятия соответствует лексической теме учителя-логопеда и основная цель его проведения закрепление и автоматизация поставленных звуков.

    8. Предполагаемые конечные результаты

    1. Внедрение в практику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, системы физкультурной работы, в которой присутствует обучение, воспитание и оздоровление, позволит достичь положительных результатов в коррекционной работе.
    2. Внедрение комплексного подхода оздоровления дошкольников.
    3. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
    4. Данная программа позволит сформировать умения детей произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

    Перспективный план коррекционных физкультурных занятий Приложение № 1.

    www.Logopedy.ru

    Присоединяйтесь к нам:

    • Разместить материалы на сайте
    • Литература
      • Газетные публикации
      • Статьи по логопедии
      • Журналы
      • Нормативные документы
    • Наглядные материалы
      • Серии картинок
      • Видео
      • Презентации
      • Схемы / таблицы
      • Артикуляционная гимнастика
    • Студентам
      • Дипломы / курсовые / рефераты
      • Лекции
      • Разное
    • Рабочие материалы
      • Программы / планирования
      • Конспекты / игры / сценарии
      • Речевые карты
      • Штриховки
      • Методики диагностики и коррекции
      • Из опыта работы

    Зонды постановочные

    Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

    Ярошевич Т.Я.
    Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
    Кухтинова Ж.Г.
    Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

    Читайте также:  Программа логопедической работы по коррекции письменной речи

    Оригинал: скачать
    Сертификат о публикации: не выдавался

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

    С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

    Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

    Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

    В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

    Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

    В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
    – развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
    – координации движений;
    – общей и мелкой моторики;
    – закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
    – речевого и физиологического дыхания;
    – формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
    – работа над мимикой лица.

    Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

    При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

    Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

    Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

    В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
    Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

    Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? – у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

    Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

    Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

    На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

    Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

    Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

    Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

    Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
    Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
    Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
    Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
    Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
    Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
    Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
    Снег, снег, белый снег,
    Засыпает он нас всех!
    Дети все на лыжи встали,
    И по снегу побежали.

    При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

    Палка я не простая,
    А немножко завитая.
    Без меня игра в хоккей,
    Не интересна для детей (клюшка).

    Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

    Мы сейчас увидим с вами,
    Как бросают в цель снежками.
    Вы, ребята, цельтесь так,
    Чтоб снежком попасть в колпак.

    В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы во двор пошли гулять.
    Бабу снежную лепили,
    Птичек крошками кормили,
    С горки мы потом катались,
    А еще в снегу валялись.

    На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

    Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит, 2004г.
    2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
    3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
    4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
    5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
    6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

    Приложение 1

    План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

    Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
    методическая разработка по теме

    Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
    Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.
    Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответстствующего возрасту, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.
    Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Это позволило наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре.

    Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т.д.) Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
    Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. Вдох через нос – грудь опускаем. Затем тоже упражнение, но И.п.- лежа на спине (2раза)
    Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох – выпячивается живот, выдох – подтянуть живот.
    Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному смешанному дыханию.

    Упражнения для коррекции дыхания

    «Погасили свечу». Стоя. Вдох – нос, выдох рот. Понимание механизма дыхания
    «Рисование». Лежа на спине, руки на груди. Контроль грудного дыхания, увеличение глубины дыхания.
    «Сдуть одуванчик». Стоя, руки на живот – глубокий вдох через нос (набрали воздух), медленный выдох через рот. Усвоение ритма полного дыхания.
    «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
    «Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением «ква». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
    Ходьба с различными вариантами дыхания: на 3 шага – вдох, на 3 шага – выдох;
    на 2 шага – вдох, на 4 шага выдох и т.д. Варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания с движением.
    Бег с акцентрированным вниманием на дыхание: на 2 шага вдох, 4 шага – выдох. Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе.

    Второе направление включает упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц. Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей мимической гимнастике. При обучении специальным упражнениям для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на спине и животе с задержкой дыхания. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Примеры артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Почистим зубы». «Дудочка играет», « Жил-был язычок».
    Упражнения на развитие мелкой моторики даются с постепенным усложнением заданий. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары – надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, кубики, мячики-ежики.

    Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук

    С большими мячами
    • Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

    • Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок из положения сидя, стоя, присев Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

    • Подбрасывание мяча: над собой и ловля двумя руками;
    • Подбрасывание над собой и ловля после удара о пол
    Координация движений рук, точность направления
    • Бросок мяча в стену и ловля его;
    • То же, но ловля после отскока от пола Ловкость, ориентировка в пространстве
    • Ведение мяча на месте правой и левой рукой Дифференцировка усилия и направления движения, координация движения рук
    С малыми мячами
    • Перебрасывание мяча из одной руки в другую;
    • Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
    • Подбрасывание правой (левой) рукой и ловля двумя;
    Координация движений кисти, концентрация внимания
    • Высокое подбрасывание мяча вверх и ловля после выполнения хлопков, поворотов Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений
    • Удары мячом о пол и ловля двумя руками;
    • О стену;
    • С дополнительными движениями Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления
    • Круговые движения кистями вправо и лево с мячами в руках Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания
    • Метание в горизонтальную цель (обруч) с 4-6 м разными по весу и фактуре предметами Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость

    • Метание в вертикальную цель Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
    С набивным мячом
    Ходьба, наклоны, приседания с набивным мячом

    Читайте также:  Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

    Третье направление – коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
    Специальные коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук», «Свеча» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточка», «Аист» – равновесию; подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты – прыгучести.

    С помощью этих упражнений ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений.

    Четвертое направление – это закаливание. Наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.
    Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное действие на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, при открытой форточке.
    Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Упрямый ослик» и «Плакса».

    Пятое направление – точечный массаж.
    Точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.
    Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания на точку 0,5-1 мин., постепенно прибавляя по точке к ранее изученным.

    Шестое направление – игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит, то потом он ищет выход своей энергии. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не только тратой сил, сколько ее источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
    Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речетативе или песне, которые должны сочетаться с совершаемыми движениями и физическими упражнениями.
    Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.

    Задачи коррекционной работы инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы

    • дифференциация носового и ротового дыхания

    • развитие мышечных движений (жевание, улыбка)

    • развитие слухового внимания

    • развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)

    • развитие мелкой моторики

    • развитие общей координации

    • развитие координации между движением и словом

    • развитие динамической координации движений
    • (напряжение – отдых – напряжение)

    Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми, имеющими нарушение речи

    общая моторика
    • развитие мелкой моторики рук
    • специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью

    коррекционные упражнения
    • укрепление опорно-двигательного аппарата
    • специальные упражнения по ЛФК
    • развитие физических способностей

    точечный массаж
    • оздоровительный
    • специальный (по показаниям заболевания)

    игра как закрепление и совершенствование правильного произношения

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ.

    Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме “Дикие животные зимой”.

    Применение проектных методик и технологий в образовательной деятельности. Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.

    Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми.

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017 / 2018 учебный год по дисциплине МДК 02.02. Организация физкультурно спортивной работыспециальности 49.02.01 «Физическая культура»для 4 курса.

    Физическое развитие детей с ЗПР в совместной коррекционно — оздоровительной работе инструктора по физической культуре и воспитателя ДОУ комбинированного вида

    инструктор по физической культуре

    МДОУ д/с№4комбинированного вида г. Заполярный,

    МДОУ д/с№4комбинированного вида г. Заполярный

    Физическое развитие детей с ЗПР в совместной коррекционно – оздоровительной работе инструктора по физической культуре и воспитателя ДОУ комбинированного вида.

    Особое значение для коррекции проблем и развития всей личности ребенка имеет правильная постановка физического воспитания в ДОУ. На начальном этапе работы закладывается фундамент выработки у детей навыков основных движений и формировании осанки. Дошкольный возраст весьма благоприятен для коррекции недостатков развития, и чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее будет результат.

    Николай Александрович Добролюбов писал, что естественное правильное, здоровое развитие всех сил организма гораздо более значит для умственной деятельности, нежели всевозможные искусственные внушения.

    Воспитанники группы комбинированной направленности для детей с ЗПР в нашем ДОУ отличаются рядом особенностей. Результаты обследования показали, что у них отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать.

    Для осуществления эффективной коррекционно – развивающей работы необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия.

    Наша работа посвящена поиску путей и потенциальных возможностей физического развития дошкольников с ЗПР в тесном взаимодействии воспитателя и инструктора по физической культуре.

    Совместный мониторинг специалистами ДОУ воспитанников группы позволил обнаружить ряд проблем в развитии.

    К ним относятся:

    – мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

    – нарушение ручной моторики;

    – общая скованность и замедленность выполнения движений;

    – недостаточное развитие чувства ритма;

    – нарушение ориентировки в пространстве;

    – замедленность процесса освоения новых движений;

    – нарушение осанки, плоскостопие;

    – заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

    Исходя из особенностей физического развития детей, мы выделили для себя основные задачи:

      дифференцированный подход к детям с различными видами нарушений; применение специально подобранных средств и методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.

    Ведется учет состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности детей. Это позволяет определить оптимальную физическую нагрузку и условия физического воспитания для каждого ребенка.

    Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной активности.

    Коррекционно-оздоровительная гимнастика. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

    Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров:

    – элементы логоритмики. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением.

    – пальчиковая гимнастика. Активные упражнения и игры для пальцев рук.

    Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.

    Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию.

    Игры с предметами. Особую роль в развитии ребенка играет мяч. Мяч дает возможность детям «положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться, таким образом, владеть им, держать его, удерживать его в своей руке». Благодаря таким действиям у ребенка укрепляются мускулы пальцев, кисти рук и всей руки, а также происходит необходимое развитие и совершенствование руки и пальцев.

    Буквоупражнения. В дошкольном возрасте ребенок обладает особенно высокой восприимчивостью к тем видам и формам деятельности, которые связаны с выполнением самых разнообразных движений и с процессом овладения новыми моторными умениями и навыками, от которых он получает удовольствие и удовлетворение.

    Разучивая буквоупражнения, дети усваивают буквы русского алфавита и одновременно укрепляют свои мышцы, развивая двигательные способности и умение управлять своим телом.

    Массаж и самомассаж. Физическое воспитание ребенка с ЗПР непосредственно обеспечивает стимуляцию его психического развития. С другой стороны, широкое использование комплексных афферентных стимулов, например, зрительных (большинство упражнений проводят перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, применение различных видов массажа и т. д.) и других стимулирует развитие двигательных функций. Дети с удовольствием выполняют самомассаж ушных раковин и пальцев.

    Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

    В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка?
    После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.
    Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам.

    Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.

    Ритмическая гимнастика – это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятный эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.

    Выявив уровень индивидуального развития детей, инструктор по физической культуре совместно с воспитателем определяет цели, задачи и составляет планы индивидуальных коррекционных занятий. (Приложение 1)

    В ходе практической совместной деятельности апробирована система работы (Приложение 2) по использованию коррекционных заданий инструктором по физической культуре в работе с детьми.

    Моторные навыки не развиваются сами собой, детей надо учить ими овладевать. В рамках совместной деятельности инструктором по физической культуре обследуются навыки общих движений у детей в начале, середине и в конце учебного года. Прослеживается динамика индивидуального развития, корректируется индивидуальная траектория.

    В таблице (Приложение 3) представлен опыт практической совместной деятельности педагога и инструктора по физической культуре.

    Таким образом, представленная система работы способствует преодолению вторичных отклонений в развитии и обеспечивает положительные условия для успешной подготовки ребёнка с ЗПР к дальнейшему обучению в школе.

    1. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /Под ред. . – М.: Ника-пресс,1998. – 198 с.
    2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. , , . – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
    3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д. м.н. . – М.: АРКТИ, 2004 – 192 с.
    4. , Концепция формирования основ здоровой жизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 2 – 4.
    5. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пос. / , , и др.; Под ред. . – М.: Издательский центр “Академия”, 2001, с. 3 – 94.
    6. , , Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

    Опыт работы инструктора по физической культуре по взаимодействию с семьёй

    В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении). Важность и необходимость такой работы озвучивают все специалисты дошкольных учреждений, в том числе и инструкторы по физической культуре.

    На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Но не смотря на различные жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физической культуре помочь каждой семье вырастить и воспитать здорового человека во всех аспектах данного понятия. Движение – основное проявление жизни, в то же время оно является и средством гармоничного развития личности.

    В настоящее время родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. Малогабаритные квартиры, темп современной жизни с использованием городского или личного транспорта, загруженность работой родителей, зачастую не представляет возможности повлиять на малоподвижный образ жизни ребёнка своим примером. Не смотря на все обстоятельства для ребёнка, как и во все времена, семья – источник опыта, где он находит примеры для подражания. Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром»: детский сад, семья общество. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

    Учитывая все аспекты существования современной семьи, в нашем дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается план работы с родителями для всех специалистов. Работая инструктором по физической культуре, я ежегодно составляю план работы с родителями, с учётом индивидуальных особенностей семей каждой возрастной группы. К таким особенностям можно отнести следующие положения:

    • группа здоровья ребёнка (особенности заболеваний),
    • приоритеты родителей в воспитании детей,
    • полная семья или нет,
    • принадлежность к той или иной национальности.

    Целью взаимодействия инструктора по физической культуре и семьи является: содействие повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.

    Приоритетными задачами в работе с семьёй выделяю:

    • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка,
    • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы,
    • понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности,
    Читайте также:  Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)

    Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй, такие как:

    1. Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.

    2. Физкультурные праздники – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

    3. День открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.

    4. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

    5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

    6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

    7. Родительское собрание – позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

    8. Анкетирование – необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

    План работы с семьёй
    инструктора по физической культуре
    на 2014-2015 уч. год.

    Сентябрь:

    • 1 неделя. Анкетирование: «Любимые игры ребёнка в летний период»
    • 2 неделя. Наглядная информация «Планируемые результаты на уч. год»
    • 3 неделя. Индивидуальные беседы «Прогулки осенью»
    • 4 неделя. Ознакомление с результатами уровня физической подготовки ребёнка, рекомендации (в индивидуальном порядке).

    Октябрь:

    • 1 неделя. Консультация на тему: «Лечебное воздействие дыхательной гимнастики»
    • 2 неделя. Фотовыставка «Моя спортивная семья»
    • 3 и 4 неделя. Выступления на родительских собраниях «Возрастные особенности в физическом развитию детей»

    Ноябрь

    • 1 неделя. Открытые занятия
    • 2 неделя. Весёлые старты с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»
    • 3 неделя. Наглядные рекомендации по выполнению упражнений в паре «Моя спортивная мама!»
    • 4 неделя. Интернет информация на сайте ДОУ: развивающие упражнения с элементами стретчинка

    Декабрь

    • 1 неделя. Наглядные формы информации: «Здоровый ребёнок в ваших руках»
    • 2 неделя. Консультация: «Мяч – полезная игрушка. Возможность развивать ребёнка в играх с мячом»
    • 3 неделя. «Развитие тактильной чувствительности стоп с использованием специального оборудования» — брошюра.
    • 4 неделя. Индивидуальные беседы «Врачебное сопровождение детей с заболеваниями опорно– двигательной системы»

    Январь

    • 1 неделя. Спортивный праздник с родителями «Зимний олимпийский калейдоскоп»
    • 2 неделя. Открытое занятие «Танцы на мячах»
    • 3 неделя. Интернет консультация на сайте ДОУ «Игры зимой»
    • 4 неделя. Индивидуальные беседы на тему «Домашний спортзал»

    Февраль

    • 1 неделя. Индивидуальные беседы по интересам родителей
    • 2 неделя. Праздник с папами: «Аты- баты, мы солдаты»
    • 3 неделя. Анкетирование родителей: «Спорт – инвентарь для детского пользования дома»
    • 4 неделя. Интернет-консультация на сайте ДОУ «Держим спинку»

    Март

    • 1 неделя. Наглядная информация: «Выбираем вид спорта»
    • 2 неделя Консультация: «Дома – не скучаем. » — развитие двигательных навыков и умений в домашних условиях
    • 3 неделя. Рекомендации (брошюра) по формированию основных движений «Любим прыгать»
    • 4 неделя. День открытых дверей (свободное посещение физкультурных занятий)

    Апрель

    • 1 неделя. Физкультурные досуги: День Здоровья» — совместные игры
    • 2 неделя. Интернет – презентация «Я люблю свой спортивный зал» (рисунки детей, фотографии детей в спортивном зале)
    • 3 неделя. Консультация на тему: «Игры, которые лечат»
    • 4 неделя. Мастер класс для родителей: «Безопасность на фитболе»

    Май

    • 1 неделя. День открытых дверей в спортивном зале
    • 2 неделя. Итоговый педагогический контроль (ознакомление родителей в индивидуальном порядке)
    • 3 неделя. Рекомендации по результатам мониторинга
    • 4 неделя. Наглядная информация: «Чем занять ребёнка летом»

    Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья может получать информацию в двухстороннем направлении наиболее приемлемым для себя образом. Как правило, взаимодействовать со специалистами родители начинают с индивидуальных бесед, посещения родительских собраний, получают информацию со стендов. Но постепенно, родители становятся более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждает их принимать участия в наиболее открытых мероприятиях, таких как праздники, мастер – классы. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах и т.п.).

    Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.

    Список литературных и интернет источников

    1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.

    2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.с.

    3. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.

    4. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.

    5. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.

    6. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья –взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.

    7. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник: http://festival.1september.ru/articles/582167./.

    8. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.Источник: http://refleader.ru/jgeqasjgeqas.html.

    9. Фотографии сделаны Недворягиной С. Р. Из личного фонда МБДОУ №99 г. Миасс, Челябинской области.

    Автор: Недворягина Светлана Рашитовна, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №99 «Крепыш» г. Миасс, Челябинская область, РФ.

    Статья размещена в авторской редакции

    Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя при организации НОД в рамках ФГОС

    Основной формой организованного и систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, является непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Специальной задачей, которой является, овладение необходимым программным материалом по развитию основных видов движений, двигательных качеств, формирование оптимальной двигательной активности.

    Для более качественного проведения образовательной деятельности по физической культуре, повышению двигательной активности, формированию у дошкольников двигательной культуры, положительного эмоционального настроя к участию в образовательном процессе необходимо очень тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и воспитателя.

    В дошкольных учреждениях организация НОД по физической культуре предусматривает участие педагога группы. Но зачастую педагог является пассивным наблюдателем на НОД по физической культуре, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения НОД и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Для повышения двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя – является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре. При этом важна согласованность действий педагогов и специалиста.

    ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования)

    • Приоритетные направления развития образовательной системы;
    • Программное содержание и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников данной возрастной группы; методику физического воспитания дошкольников, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
    • Инструкцию по охране жизни и здоровья ребёнка;
    • Формы и методы мониторинга по физическому развитию детей;
    • Группы здоровья детей;
    • Планирование и организацию самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в группе;
    • Контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;
    • Основы безопасности детей в процессе НОД по физической культуре;
    • Правила информации родителей об уровне физического развития детей.

    Этапы подготовки к НОД по физической культуре

    • При подготовке к НОД по физической культуре воспитатель ОБЯЗЯТЕЛЬНО переодевается в спортивную форму: футболка, спортивные брюки, носки (для занятий в спортивном зале с ковровым покрытием);
    • Отслеживает готовность детей к НОД по физической культуре: футболка, шорты, носки или гольфы. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу, что бы все дети сходили в туалет. Отсутствие у детей в руках игрушек;
    • Перестраивает детей по росту от самого высокого до самого низкого;
    • В спортивный зал являются по расписанию;
    • В зал входят организованно (в колонне по одному) и выполняют построение в указанном инструктором месте.

    Рекомендации по совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе НОД по физкультуре

    Части НОД

    Деятельность инструктораДеятельность воспитателя
    Мотивационный этап

    Организация детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

    3 мин.-20% от всего занятого времени

    1. Устанавливает контакт с группой.
    2. Мобилизует внимание.
    3. Повышает эмоциональный настрой.
    4. Подготавливает организм к повышенной физической нагрузке в основной части НОД.
    5. Акцентирует внимание на правильность выполнения ходьбы и бега.
    1. Обеспечивает организацию детей, активизацию внимания.
    2. Следит за качественным выполнением построений и перестроений.
    3. Контролирует дистанцию во время движения.
    4. Следит за осанкой и внешними признаками утомления.
    5. Проводит индивидуальную работу с детьми (негромкие указания, подсказки, тактильные прикосновения и т.д.)
    6. Уделяет особое внимание детям с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
    Содержательный этап

    (Практическая деятельность.) Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

    от10 мин. до 25 мин. -68% от всего занятого времени

    1. Объясняет и показывает ОРУ, контролирует правильность выполнения.
    2. Проводит обучение основным двигательным навыкам и их закрепление.
    3. Развивает физические качества.
    4. Тренирует различные мышечные группы.
    1. Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений.
    2. Следит за правильностью выполнения ОРУ, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, принять исходное положение, исправляет неверно выполненное движение.
    3. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости.
    4. Принимает участие в игровых упражнениях и подвижных играх (способствуя улучшению эмоционального настроя и повышению двигательной активности).
    5. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью.
    Рефлексивный этап(рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.

    В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

    В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

    В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

    2 мин.-12% от всего занятого времени

    1. Постепенно снижает уровень физической нагрузки.
    2. Уменьшает двигательное возбуждение.
    3. Сохраняет эмоциональный настой детей.
    1. Словесно отмечает детей за успехи и достижения, тактично делает замечания детям, не справившимся с заданиями.

    Способы организации дошкольников в процессе НОД физическая культура

    распределение детей на подгруппы и одновременное выполнение различных заданий.

    (Распределение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня подготовленности и т.д.).

    Занимается с первой подгруппой (разучивает новое упражнение или углубленно осваивают прежние движения)

    3-4 человека) упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

    Предусматривает поочерёдное выполнение одинаковых упражнений несколькими группами (одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).

    Организация выполнения одного задания за другим. Форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми. Предусматривает одновременное выполнение персонального задания, каждым ребёнком самостоятельно, в порядке очерёдности.

    Предусматривает одновременные дифференцированные нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

    (это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу).

    СПОСОБЫ

    ИНСТРУКТОРВОСПИТАТЕЛЬ
    Подсказки педагога, указания, напоминания, имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывает помощь.

    Следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей.
    Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях). Обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.
    Обеспечивает отработку качества движений.

    Исправляет неточности двигательного действия.

    Контролирует поведение детей.
    Применяет ритмическое сопровождение (бубен, магнитофон, видеозапись).

    Даёт короткие указания, словесные инструкции, распоряжения, команды.

    Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма.
    Проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

    Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, располагается так, чтобы оказать ему помощь в нужный момент.
    Педагоги делят “станции” между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.

    И ещё раз отметим – на НОД по физической культуре обязательно присутствие воспитателя в спортивной форме и обуви. Он выполняет активную роль, в зависимости от части занятия и в зависимости от организации детей.

    Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявляемыми к детям при выполнении ОВД, ОРУ, подвижных игр, упражнений в построении и перестроении. Воспитатель несет ответственность за безопасность жизни ребенка на НОД, за сохранение дисциплины.

    Ссылка на основную публикацию